Вулкан - Гефест

Вулкан - Гефест

 

Бог огня и металлообработки

Вулкан - Гефест был богом огня, металлообработки, каменной кладки, кузниц и искусства скульптуры. Он был сыном Зевса и Геры. Вулкан - Гефест стал мужем Афродиты, чтобы предотвратить войну богов, сражающихся за ее руку. Он был богом кузнецом, который делал все оружие для богов Олимпа.

У Вулкана был свой дворец на Олимпе, где он работал над умными изобретениями и машинами из металла. Уродливая внешность Гефеста была причиной того, что Зевс решил жениться на богине любви Венере - Афродите, но, несмотря на это, у нее было много любовников среди богатых и смертных людей.

В одной истории Вулкан - Гефест создал сложное изобретение, которое поймало Венеру - Афродиту со своим любовником богом войны Марсом - Аресом, заманивая их обоих в постель, чтобы их высмеяли другие боги.

Он похож на Афину в своем хорошем отношении к смертным. Считалось, что Гефест учил людей искусству наряду с Афиной. Однако он уступал Афине в мудрости.

 

Этимология

Происхождение названия неясно. Римская традиция утверждала, что это было связано с латинскими словами, связанными с молнией (fulgur, fulgere, fulmen), которые, в свою очередь, считались связанными с пламенем. Эта интерпретация поддерживается Уолтером Уильямом Скитом в его этимологическом словаре как значение блеск.

Предполагалось, что его имя было не латинским, а связано с именем критского бога Вельханоса, бога природы и преисподней. Вольфганг Майд оспаривает эту идентификацию как фантастическую. Мейд и Василий Абаев со своей стороны предложили совпадающий теоним в осетинском легендарном кузнеце из нартской саги Курд-Ала-Вергон («аланский кузнец Вэргон») и постулировали оригинального бога кузнеца пирогов по имени * wl̩kānos. Но поскольку имя в его нормальной форме стабильно и имеет ясное значение - курд («кузнец») + он («из семейства») + Алаэг (имя одного из нартических семейств), эта гипотеза была сочтена неприемлемой. пользователя Dumezil.

Кристиан Джозеф Гайонварч предложил идентификацию с ирландским именем Олкан (Огамик Улккагни, в родительном падеже). Жерар Капдевиль находит преемственность между критским минойским богом Вельханосом и этрусскими Велчанами. Минойский бог мог бы быть юным божеством, повелителем огня и спутником Великой Богини.

Согласно Мартину Л. Уэсту, Вулкан может представлять бога огня по имени * Вулка и присоединяться к суффиксу -no-, типичному придатку, указывающему на владения бога в индоевропейских языках. * Volca, следовательно, может быть родственным от санскритских слов ulkā («летящее пламя») и / или várcas- («блеск, сияние»).

 

Поклонение

Самая старая святыня Вулкана в Риме, называемая Вулканалом, была расположена у подножия Капитолии на Римском форуме и, как считается, относится к архаическому периоду римских королей и была основана на этом месте Титом Татиусом. соправитель сабинян, датируемый 8 веком до нашей эры. Этрусские гаруспики считали, что храм Вулкана должен быть расположен за пределами города, и Вулканал, возможно, изначально находился в пределах или за пределами города, прежде чем они расширились, включив Капитолийский холм. 23 августа здесь Вулкану приносили жертву из вулкана. У Вулкана также был храм на Марсовом поле, который существовал до 214 г. до н.э.

Римляне отождествляли Вулкан с греческим богом-кузнецом Гефестом. Вулкан, как и его греческий коллега, стал ассоциироваться с конструктивным использованием огня в металлообработке. Фрагмент греческого горшка с изображением Гефеста, найденного на вулкане, датируется 6 веком до нашей эры, что позволяет предположить, что два бога уже были связаны в это время. Однако у Вулкана была более сильная ассоциация, чем у Гефеста, с разрушительной способностью огня, и главной заботой его прихожан было побудить бога предотвратить опасные пожары.

 

Вулканалия

Фестиваль Вулкана, Вулканалия, отмечался 23 августа каждого года, когда летняя жара подвергала наибольшему риску возгорания урожай и зернохранилища. Во время праздника в честь бога разводили костры, в которые бросали в жертву живую рыбу или мелких животных, которые они съедали вместо людей.

Вулканалия была частью цикла из четырех праздников второй половины августа (Consualia 21 августа, Vulcanalia 23, Opiconsivia 25 и Vulturnalia 27), связанных с аграрной деятельностью того месяца и в симметричной корреляции с мероприятиями вторая половина июля (Лукария 19 и 21 июля, Нептуналия 23 и Фурриналия 25). В то время как праздники июля касались дикой природы (леса) и вод (поверхностные воды Нептуналии и подземные воды Фурриналии) во время опасности, вызванной их относительной недостаточностью, праздники августа были посвящены результатам человеческих усилий по охране природы. хранение собранного зерна (Consualia) и их связь с человеческим обществом и царством (Opiconsivia), которые в то время находились в опасности и требовали защиты от опасностей чрезмерной силы двух стихий огня (Vulcanalia) и ветра (Vulturnalia) усиленный сухостью.

Есть записи, что во время Вулканалии люди развешивали одежду и ткани на солнце. Эта привычка может отражать теологическую связь между Вулканом и обожествленным Солнцем.

Другой обычай, соблюдаемый в этот день, требовал, чтобы человек начинал работать при свете свечи, вероятно, чтобы умилостивить бог за полезное использование огня. В дополнение к Вулканалии 23 августа, дата 23 мая, которая была второй из двух ежегодных Тубилустрий или церемоний очищения труб, была священной для Вулкана.

 

Луди Вулканалици/ Ludi Vulcanalici проводились всего один раз 23 августа 20 г. до н.э. на территории храма Вулкана и использовались Августом для обозначения договора с Парфией и возвращения знамен легионеров, которые были потеряны в битве при Каррах в 53 г. до н.э.

Фламен, один из несовершеннолетних фламинов по имени Фламен Вулканалис, отвечал за культ бога. Фламен Вулканалис совершил жертвоприношение богине Майе, проводимое каждый год в майские календы.

Вулкан был среди богов, умиротворенных после Великого пожара в Риме в 64 году нашей эры. В ответ на тот же пожар Домициан (император 81–96) установил новый алтарь Вулкану на холме Квиринал. В то же время к жертвам, совершаемым на Вулканалии, по крайней мере в этом районе города, добавлялись красный бычок и красный кабан.

 


Богословие

Природа бога связана с религиозными представлениями об огне.

Римское представление о боге, кажется, связывает его как с разрушительной, так и с оплодотворяющей силой огня.

В первом аспекте ему поклоняются в Вулканалии, чтобы предотвратить потенциальную опасность для собранной пшеницы. Его культ расположен за пределами первоначального города, чтобы избежать риска пожаров, вызванных богом в самом городе.

Эта сила, однако, считается полезной, если направлена ​​против врагов, и такой выбор местоположения культа бога может быть истолкован таким же образом. Та же идея лежит в основе посвящения оружия побежденных врагов, а также оружия выжившего полководца в ритуале преданности богу.

Через сравнительную интерпретацию этот аспект был связан Дюмезилом с третьим, или защитным огнем, в теории трех ведических жертвенных огней. В такой теории для проведения религиозной церемонии необходимы три огня: очаг землевладельца, который имеет функцию установления референции на Земле в том точном месте, которое соединяет ее с Небесами; жертвенный огонь, передающий подношение Небесам; и оборонительный огонь, который обычно располагается на южной границе священного пространства и выполняет защитную функцию от злых влияний. Поскольку территория города Рима сама по себе рассматривалась как увеличенный храм, три огня следует идентифицировать как очаг землевладельца в храме Весты (aedes Vestae); жертвенные огни каждого храма, святилища или алтаря; и оборонительный огонь в храме Вулкана.

Другое значение слова «вулкан» связано с оплодотворяющей способностью мужчин. В различных латинских и римских легендах он является отцом известных персонажей, таких как основатель Praeneste Caeculus, Какус, изначальное существо или король, позже превращенный в чудовище, населявшее Авентин в Риме, и римский король Сервий Туллий. . В одном из вариантов рассказа о рождении Ромула детали идентичны, хотя Вулкан явно не упоминается.

Некоторые ученые полагают, что он мог быть неизвестным богом, оплодотворившим богинь Фортуну Первородную в Пренесте и Феронию в Анксуре. В этом случае он был бы отцом Юпитера. Эта точка зрения находится в противоречии с тем, что связывает богиню с Юпитером, как его дочь (пуэр Джовис) и его мать, как primigenia, что означает «изначальный».

Во всех вышеупомянутых историях оплодотворяющая сила бога связана с силой огня домашнего очага.

В случае с Caeculus, его мать была оплодотворена искрой, которая упала на ее матку из очага, когда она сидела поблизости. Мать Сервия Туллия, Окрезия, оплодотворила мужской половой орган, который чудесным образом появился в пепле жертвенной ары по приказу Танакила, жены Тарквиния Приска. Плиний Старший рассказывает ту же историю, но утверждает, что отцом был Лар Фамилилис. Божественность ребенка была признана, когда его голова была окружена пламенем, и он остался невредимым.

Путем сравнительного анализа этих мифов археолог Андреа Карандини полагает, что Какус и Кака были сыновьями Вулкана и местного божества или девственницы, как в случае Цекула. Какус и Кака представляют собой металлургический и домашний огонь, проекции Вулкана и Весты.

Эти легенды восходят к временам предурбанского Лациума. Их значение совершенно ясно: на божественном уровне Вулкан оплодотворяет девственную богиню и порождает Юпитера, царя богов; на человеческом уровне он оплодотворяет местную девственницу (возможно, королевского происхождения) и порождает короля.

Первое упоминание о ритуальной связи Вулкана и Весты - это лектистерний 217 г. до н.э. Другие факты, которые, кажется, намекают на эту связь, - это относительная близость двух святилищ и свидетельство Дионисия Галикарнасского о том, что оба культа были введены в Рим Титом Татием, чтобы выполнить клятву, которую он дал в битве. Варрон подтверждает факт.

Вулкан связан с двумя одинаково древними женщинами-богинями Stata Mater, возможно, с богиней, которая тушит огонь, и с Майей.

Герберт Дженнингс Роуз интерпретирует Майю как богиню, связанную с ростом, связав ее имя с корнем IE * MAG. Макробиус передает мнение Цинция о том, что спутница Вулкана - Майя. Цинций оправдывает свою точку зрения тем, что фламен Вулканалис принес ей в жертву в Майские календы. По мнению Писо, спутником бога является Майестас.

Согласно Геллиусу, Майя также была связана с Вулканом; и он подтверждает свою точку зрения, цитируя ритуальные молитвы, используемые римскими священниками.

Бог является покровителем ремесел, связанных с духовками (повара, пекари, кондитеры), как засвидетельствовано в произведениях Плавта, Апулея (бог - повар на свадьбе Амора и Психеи) и в коротком стихотворении Веспы в Anthologia Latina о тяжба между поваром и пекарем.

 

 

Сыновья

Согласно Fabulae Гигина, сыновьями Вулкана являются Филаммон, Кекропс, Эрихтоний, Коринет, Керсион, Филотт и Спинтер.

Гипотетическое происхождение
Происхождение римского бога огня Вулкана восходит к критскому богу Вельханосу Жераром Капдевилем, главным образом на основании предположения о близком сходстве их имен. Критянин Вельханос - молодой бог средиземноморского или ближневосточного происхождения, владеющий огнем и спутник Великой Богини. Эти черты сохранились у Лациума только у его сыновей Какуса, Цекула, Ромула и Сервия Туллия. В Пренесте дяди Caeculus известны как Digiti, существительное, которое связывает их с критским Dactyli.

Его богословие будет отражено в греческих мифах о Тесее и Минотавре, а также в мифах о детстве Зевса на горе Ида. Средиземноморская догреческая концепция очевидна в изображении Вельханоса в виде молодого человека, сидящего на развилке дерева на монетах из Феста, датируемых 322–300 гг. До н.э., показывая его как бога растительности и весны: дерево является символом союз Неба и Земли и их порождающая сила, i. е. место союза бога и богини. В противном случае Земля символизировалась бы в дереве, а Небеса - в двойном топоре бога. Позже Вельханос изображался в виде быка, о чем свидетельствуют мифы о Пасифае и Европе. Греки неправильно понимали значение быка, поскольку для них символом Зевса была птица: петух, кукушка или орел. Тесей принес на Делос танец под названием géranos (буквально танец журавля), который Капдевиль связывает с Гараносом, вариантом Рекарана из италийских мифов. Б. Серджент отмечает, что такое расследование должно включать Тарвоса Тригарана (быка трех рогов) из Галлии.

На Крите Вельханос был богом посвящения молодежи.

Другое отражение традиции критского Вельханоса-Зевса можно найти в Арголиде в мистериях Зевса Ликаи, которые предполагали антропофагию и, возможно, вдохновили италийских Луперкалий.

Богословский профиль Вельханоса выглядит идентично таковому у Юпитера Долихена, бога преимущественно хеттского происхождения в его отождествлении с быком, который имеет шумеро-аккадские, арамейские и хетто-хурритские черты бога бури, например, согласно исследованиям. проводился в Сирии французским ученым Полем Мерлатом. Его культ пользовался популярностью в Римской империи во II и III веках, и у бога был храм в Риме на Авентине.

Основание Рима
Вельханос был верховным богом ранней критской религии, где засвидетельствованы праздник βελχάνια (Вельхания), а также месяц Ϝελχάνιοσ (Велханиос): в толковании Гесихия говорится, что «Вельханос - это Зевс среди критян». Он был первым богом пещеры горы Ида, где у него был оракул, и почитался также на Кипре.

Его имя очень похоже на имя латинского бога Вулкана, который сам считался отцом Цекула и Сервия Туллия, не говоря уже о Ромуле в версии, переданной Проматионом, которая очень похожа на легенду о Сервии.

Основатель Рима поддерживает тесные отношения с этим богом, поскольку он основал вулкан и посвятил там квадригу со своей статуей после своей первой победы. Именно там часть традиции указывает место его смерти: это место было отмечено лазуритом Нигера: Фестус пишет: «Нигерский ляпис в Comitio locum funestum сигнификат, ut ali, Romuli morti destinatum ...». В день вулканалий (23 августа) была принесена жертва Хоре Квирини, паредре Квирина, с которым был отождествлен обожествленный Ромул. Поскольку Consualia были упомянуты первыми в связи с основанием Рима в эпизоде ​​похищения сабинянок, так как вулканалии отмечаются двумя днями позже и за два дня до Opiconsivia, и поскольку название Volcanus напоминает название древних критских Бог, почитаемый в ελχνια, который руководил обрядами инициации, Consualia должен иметь значение интеграции в гражданство. Этим объясняется выбор фестиваля Parilia в качестве даты основания Рима, поскольку это, прежде всего, праздник iuniores. Фест пишет: «Parilibus Romulus Vrbem condidit, quem diem festum praecipue habebant iuniores». Дата 21 апреля стала отправной точкой процесса посвящения будущих новых граждан, который завершился через четыре месяца церемонией Consualia, которая включает спортивные игры и бракосочетания.

 

Греческие мифы о Гефесте

 

Благодаря его отождествлению с Гефестом из греческой мифологии, Вулкан стал считаться производителем произведений искусства, оружия, железа, украшений и доспехов для различных богов и героев, включая молнии Юпитера. Он был сыном Юпитера и Юноны и мужем Майи и Афродиты (Венеры). Считалось, что его кузница находилась под горой Этна в Сицилии.

Будучи сыном Юпитера, царя богов, и Юноны, царицы богов, Вулкан должен был быть довольно красивым, но младенец Вулкан был маленьким и уродливым с красным, кричащим лицом. Юнона была так напугана, что сбросила крошечного младенца с вершины Олимпа.

Вулкан падал день и ночь, приземлившись в море. К сожалению, одна из его ног сломалась, когда он ударился о воду, и так и не развился должным образом. Вулкан погрузился в глубины океана, где морская нимфа Фетида нашла его и отвела в свой подводный грот, желая воспитать его как собственного сына.

У Вулкана было счастливое детство с дельфинами в качестве товарищей по играм и жемчугом в качестве игрушек. В конце детства он нашел на пляже остатки костра рыбака и был очарован еще не погасшим углем, все еще раскаленным и светящимся.

Вулкан осторожно закрыл этот драгоценный уголь в ракушке, отнес его обратно в свой подводный грот и развел из него огонь. В первый же день после этого Вулкан часами смотрел на этот огонь. На второй день он обнаружил, что, когда он разжигал огонь мехами, некоторые камни покрывались потом железом, серебром или золотом. На третий день он разбил остывший металл в формы: браслеты, цепи, мечи и щиты. Вулкан сделал для своей приемной матери ножи и ложки с жемчужными рукоятками, а для себя сделал серебряную колесницу с уздечками, чтобы морские коньки могли быстро его перевозить. Он даже заставил рабынь из золота прислуживать ему и выполнять его приказы.

Позже Фетида покинула свой подводный грот, чтобы посетить званый обед на горе Олимп, надев красивое ожерелье из серебра и сапфиров, которое Вулкан сделал для нее. Юнона восхитилась ожерельем и спросила, где его взять. Фетида забеспокоилась, отчего Юнона заподозрила подозрения; и, наконец, царица бога открыла правду: ребенок, которого она когда-то отвергла, вырос в талантливого кузнеца.

Юнона была в ярости и потребовала, чтобы Вулкан вернулся домой, но он отказался. Однако он послал Юноне красиво сконструированное кресло из серебра и золота, инкрустированное перламутром. Юнона была в восторге от этого подарка, но, как только она села в него, ее вес вызвал срабатывание скрытых пружин, и металлические ленты выскочили, чтобы удержать ее. Стул был ловушкой хитроумной конструкции. В конечном итоге положение спас Юпитер: он пообещал, что, если Вулкан освободит Юнону, он подарит ему жену, Венеру, богиню любви и красоты. Вулкан согласился и женился на Венере.

Позже Вулкан построил кузницу под горой Этна на острове Сицилия. Говорили, что всякий раз, когда Венера изменяла, Вулкан злился и бил раскаленный металл с такой силой, что искры и дым поднимались с вершины горы, вызывая извержение вулкана.

По словам Вергилия, Вулкан был отцом Цекула.

Чтобы наказать человечество за кражу секретов огня, Юпитер приказал другим богам сделать человеку отравленный подарок. Вклад Вулкана в создание красивой и глупой Пандоры заключался в том, чтобы вылепить ее из глины и придать ей форму. Он также сделал троны для других богов на горе Олимп.

 

 

Святилища

Главным и самым древним святилищем Вулкана в Риме был Вулкан, расположенный в районе Вулкани, открытом пространстве у подножия Капитолия, в северо-западном углу Римского Форума, с местом, посвященным богу и многолетний огонь. Это была одна из самых древних римских святынь. Согласно римской традиции, святилище было освящено Ромулом. Он поместил на этом месте бронзовую квадригу, посвященную богу, военный трофей Фиденатов. Однако, согласно Плутарху, речь шла о войне против Камерии, которая произошла через шестнадцать лет после основания Рима. Там Ромул также посвятил Вулкану свою статую и надпись греческими буквами, в которой перечислялись его успехи. Плутарх утверждает, что Ромула изображали коронованным Победой. Более того, он бы посадил священное дерево лотоса в святилище, которое все еще существовало во времена Плиния Старшего и, как говорили, было таким же старым, как и город. Высказывалась гипотеза, что вулкан был основан, когда Форум еще находился за городскими стенами.

 

 

Вулкан, возможно, использовался как место кремации, о чем свидетельствует раннее использование Форума в качестве места захоронения. Ливий упоминает его дважды, в 189 и 181 гг. До н.э., как о чудо-проливе крови.

Район Volcani, вероятно, был локусом substructus. Он был на пять метров выше Комиция, и от него короли и магистраты основателей республики обращались к народу перед зданием ростры.

На вулкане была также статуя Горация Коклеса, перенесенная сюда из Comitium, locus inferior, после того, как в нее ударила молния. Авл Геллий пишет, что некоторые гаруспики были вызваны, чтобы искупить чудо, и они переместили его на более низкое место, куда никогда не доходил солнечный свет, из-за их ненависти к римлянам. Однако мошенничество было раскрыто, и гаруспики казнены. Позже выяснилось, что статую следует поставить на более высоком месте, поэтому ее поставили в районе вулканов.

В 304 г. до н.э. в районе Вулканов был построен храм Конкордии: его посвятил курулис Гней Флавий.

По словам Сэмюэля Болла Платнера, со временем на вулкан все больше и больше вторгались окружающие здания, пока он не был полностью закрыт. Тем не менее культ все еще существовал в первой половине имперской эпохи, о чем свидетельствует находка dedica Августа, датируемая 9 г. до н. Э.

В начале 20-го века за Аркой Септимия Севера были обнаружены древние бугристые фундаменты, которые, вероятно, принадлежали вулкану, и следы каменистой платформы длиной 3,95 метра и шириной 2,80 метра, покрытой бетоном и окрашенной в другие цвета. красный. В его верхней поверхности вырыто несколько узких каналов, а перед ним - остатки дренажного канала из бугристых плит. Была высказана гипотеза, что это была территория самого Вулкана. На скале есть следы повреждений и ремонта. На поверхности есть несколько ямок круглой или квадратной формы, которые напоминают могилы и интерпретировались как таковые в прошлом, особенно фон Дуном. После открытия кремационных гробниц на Форуме последний ученый утверждал, что вулкан изначально был местом кремации трупов.

Еще один храм был возведен богу до 215 г. до н.э. на Марсовом поле, недалеко от цирка Фламиния, где во время фестиваля вулканалий проводились игры в его честь.

 

За пределами Рима

В Остии культ бога, как и его жрецы, был самым важным в городе. Жрец назывался pontifex Vulcani et aedium sacrarum: он имел под своей юрисдикцией все священные здания в городе и мог давать или отказывать в разрешении на возведение новых статуй восточным божествам. Он был избран на всю жизнь, возможно, советом decuriones, и его положение было эквивалентом pontifex maximus в Риме. Это была высшая административная должность в городе Остия.

Он был выбран из числа людей, которые уже занимали государственные должности в Остии или в имперской администрации. Понтифик был единственной властью, у которой было несколько подчиненных чиновников, помогавших выполнять свои обязанности, а именно три претора и два или три эдила. Это были религиозные должности, отличные от гражданских должностей с таким же названием.

На основании фрагментарной надписи, найденной в Аннабе (древний Hippo Regius), считается возможным, что писатель Светоний занимал эту должность.

Из Страбона мы знаем, что в Поццуоли была местность, называемая по-гречески агора Гефеста (лат. Forum Vulcani). Место представляет собой равнину, где расположено множество выходов сернистых паров (ныне Сольфатара).

Плиний Старший пишет, что около Модены огонь исходил из почвы statis Vulcano diebus в определенные дни, посвященные Вулкану.

 

Наследие

Вулкан - бог-покровитель английского сталелитейного города Шеффилд. Его статуя стоит на вершине ратуши Шеффилда.

Статуя вулкана, расположенная в Бирмингеме, штат Алабама, является самой большой чугунной статуей в мире.

Слово вулкан происходит от названия Вулкано, вулканического острова на Эолийских островах Италии, название которого, в свою очередь, происходит от Вулкана.

Статуя вулкана высотой 12 футов и весом 1200 фунтов в Калифорнийском университете Пенсильвании служит талисманом школы.

В 2013 году агентство Reuters сообщило, что название «Вулкан» рекламировалось как название «недавно обнаруженных» спутников Плутона. Спутники были обнаружены в 2011 и 2012 годах, в результате чего количество известных спутников Плутона достигло пяти. Хотя имя Вулкан выиграло всенародное голосование, в июне 2013 года Международный астрономический союз решил окончательно утвердить имена как Харон, Стикс, Никс, Керберос и Гидра.

 

Название «Вулкан» использовалось для различных других вымышленных планет в Солнечной системе и за ее пределами, которые не соответствуют гипотетической планете Вулкан, теоретически обоснованной Урбеном Леверье вскоре после его открытия Нептуна, который вращается вокруг Солнца ближе, чем Меркурий. Например, планета Вулкан во франшизе Star Trek указана как вращающаяся вокруг 40 Эридани А.

Вулкан - игровой персонаж в Smite, онлайн-MOBA, в которой боги сражаются друг с другом.

Вулкан - главный герой романа Б.Л.А. Автоматизация. и Г. Габблер. Его роль часто является «deus ex machina», но он и его жена (по имени Венера) по-прежнему важны для всего сюжета.

Вулкан - это главный персонаж, начальный персонаж Тацуи Суоу в Persona 2: Innocent Sin.

Avro Vulcan (позже Hawker Siddeley Vulcan) был высотным стратегическим бомбардировщиком, эксплуатировавшимся Королевскими ВВС с 1956 по 1984 год.

Сын Вулкана - супергерой, который появлялся как в Чарльтоне, так и в комиксах DC.

Вулкан - персонаж телесериала Starz «Американские боги» по роману Нила Геймана. Он не персонаж в романе, а теперь «бог оружия» в этой версии, использующий кузницу на своей фабрике боеприпасов как символическое изображение вулкана.

Вулкан - персонаж песни Джона Прайна «Одинокие боги науки» из его последнего альбома «Древо прощения», выпущенного в 2018 году. Прайн умер 7 апреля в возрасте 73 лет, став жертвой Ковид-19. вирусная пандемия.