Веста - Гестия была богиней очага, дома, архитектуры, быта, семьи и
государства. Она была одной из трех девственных богинь, вместе с
Афиной и Артемидой,
поэтому она обычно изображена с покрытой головой. Хотя два бога
Нептун - Посейдон и
Аполлон хотели жениться на
ней, Гестия дала клятву Юпитеру - Зевсу, что она останется навсегда чистой и
непорочной, никогда не вступая в союз с мужчиной.
Веста -
Гестия - богиня олимпийского поколения, дочь Крона и Реи и сестра Зевса,
Посейдона, Гадеса, Деметры и
Геры. Когда Крон проглотил своих
детей из-за страха, что они свергнут его, Веста была первой так как
она была самая старшая из братьев и сестер. После того, как Зевс заставил отца
выплюнуть всех детей, Веста была последней, кому удалось
освободиться.
Как богиня очага, Веста - Гестия олицетворяла огонь, горящий в очаге каждого дома в Греции
и позже Риме. Веста - Гестия получала первое приношение при каждой жертве в семье.
В ходе ритуала лили сладкое винов честь богини и посвящали ей самую богатую
порцию пищи.
Огонь в домашнем хозяйстве не разрешалось тушить
кем-либо в семье, если это не было связано с ритуалом. Хотя
у Весты - Гестии не было общественного культа, ей поклонялись в любом храме,
независимо от того, какой бог был посвящен храму. Гестию описывают
как добрую, прощающую и сдержанную богиню с пассивной,
неконфронтационной природой.
Имя Гестии означает «очаг, очаг, жертвенник». Это происходит от корня вес, «сжигать» (ульт. От * h₂wes- «жить, проводить ночь, оставаться»). Таким образом, это относится к ойко, дому, дому, дому или семье. «Ранней формой храма является очаг; ранние храмы в Дреросе и Приниасе на Крите принадлежат к этому типу, как и храм Аполлона в Дельфах, всегда имевший внутреннюю нерешительность». Большой микенский зал (мегарон), как и гомеровский зал Одиссея на Итаке, имел центральный очаг. Точно так же очаг более позднего греческого пританеума был ритуальным и светским центром общины и правительства.
Имя и функции Гестии показывают важность очага в
социальной, религиозной и политической жизни Древней Греции. Очаг
был необходим для тепла, приготовления пищи и завершения
жертвоприношений божествам. Ей также предлагали первое и последнее
возлияния вина на пирах. Ее жертвенным животным была домашняя
свинья. Павсаний пишет, что элейцы приносят жертвы сначала Гестии, а
затем другим богам. Ксенофонт в Киропедии писал, что Кир Великий
приносил жертвы сначала Гестии, затем владыке Зевсу, а затем любому
другому богу, которого предлагали волхвы.
Случайное или
небрежное угасание домашнего очага ознаменовало собой отказ от
домашней и религиозной заботы о семье; неспособность поддерживать
общественный огонь Гестии в ее храме или святыне была нарушением
долга перед широким сообществом. Огонь в очаге может быть
преднамеренно ритуально потушен при необходимости, и его зажигание
или повторное зажигание должно сопровождаться ритуалами завершения,
очищения и обновления, сравнимыми с ритуалами и смыслами вечного
огня и святилищных светильников. На уровне полиса очаги греческих
колоний и их метрополии были объединены и освящены культом Гестии.
Афиней в Deipnosophistae пишет, что в Naucratis люди обедали в
Prytaneion в день рождения Гестии Prytanitis (древнегреческий:
Ἑστίας Πρυτανίτιδος).
Ответственность за домашний культ
Гестии обычно ложилась на главную женщину в доме, хотя иногда и на
мужчину. Обряды Гестии у очагов общественных зданий обычно
проводились должностными лицами; Дионисий Галикарнасский
свидетельствует, что пританеум греческого государства или общины был
священным для Гестии, которой служили самые могущественные
государственные чиновники. Однако свидетельства ее священства крайне
редки. Большинство из них восходит к эпохе ранней Римской Империи,
когда Спарта предлагает несколько примеров женщин со священническим
титулом «Гестия»; Халкида предлагает одну, дочь местной элиты.
Существовавшие в Гестии гражданские культы, вероятно, послужили
основой для прививки культа греческих правителей римскому
императору, императорской семье и самому Риму. В Афинах небольшая
зона отдыха в Театре Диониса была зарезервирована для жрецов «Гестии
на Акрополе, Ливии и Юлии» и «Гестии Ромен» («Римская Гестия», таким
образом, «Римский очаг» или Веста). На Делосе священник служил
«Гестии Афинскому Демосу» (народу или государству) «и цыганам».
Выдающийся гражданин Карийского Стратоникии называл себя жрецом
Гестии и нескольких других божеств, а также занимал несколько
гражданских должностей. Политические и гражданские функции Гестии
также подтверждаются ее очень многочисленными частными посвящениями
на гражданских объектах, а также административными, а не
религиозными титулами, используемыми непрофессионалами, вовлеченными
в ее гражданские культы.
Каждый частный и
общественный очаг или пританеум считался святилищем богини, и часть
жертвоприношений, какому бы божеству они ни приносились,
принадлежала ей. По сообщениям, ее статуя существовала в афинском
Притануме:
«Рядом находится Пританеон (Prytaneum) [ратуша Афин]
... и фигуры расположены рядом с богинями Эйреной и Гестией».
Однако храмов, посвященных Гестии, было очень мало. Павсаний
упоминает только два, в Эрмиони и в Спарте:
«[В Гермионе в
Арголиде:] Проходя в святилище Гестии, мы не видим никакого
изображения, а только жертвенник, на котором они приносят жертву
Гестии. [...] Лакедемоняне (лакедемоняне) также имеют святилище
Гестии [в Спарта]."
Ксенофонт из Греции упоминает храм Гестии
в Олимпии:
«Однако, когда они преследовали враг в пространство
между сенатом домом и храмом Гестии и театром, примыкающим эти
зданиями, хотя они боролись не менее отважно и толкали враг к
алтарю, до сих пор, так как они были сброшены с крыш портиков,
здания сената и большого храма, и сами сражались на уровне земли,
некоторые из элейцев были убиты, в том числе сам Стратолас, лидер
Трех сотен ».
Гимны, оды и клятвы
Гомеровский гимн 24, Гестии, представляет собой краткое
обращение из пяти строк:
Гестия, ты, заботящаяся о святом
доме лорда Аполлона, дальнего стрелка в добром Пифоне, с мягким
маслом, капающим с твоих замков, войди в этот дом, иди, имея
единое мнение с Зевсом всемудрым: приближайся И даруй милость
моей песне.
Гомеровский гимн 29, Гестии, является еще
одним обращением к богине и Гермесу:
Гестия, в высоких
жилищах всех, бессмертных богов и людей, ходящих по земле, ты
обрела вечное жилище и высшую честь: слава твоя доля и твое
право. Ибо без вас смертные не устраивают пир, на котором не
наливают должным образом сладкого вина, предлагая Гестии первое
и последнее. И ты, убийца Аргуса (эпитет Гермеса), сын Зевса и
Майи, посланник благословенных богов, носитель золотарника,
податель добра, будь благосклонным и помоги нам, тебе и Гестии,
почитаемой и дорогой. Приходите и живите вместе в этом славном
доме в дружбе; для вас двоих, хорошо знающих благородные
поступки мужчин, помощь в их мудрости и их силе. Привет, Дочь
Кроноса, а также ты, Гермес, носитель золотарника! Теперь
вспомню тебя и еще одну песню.
Существует также
орфический гимн, посвященный Гестии. И, 11-я Немейская ода
Пиндара пишет о Гестии.
Посвящение с воинскими клятвами,
найденное в Ахарнае, из святилища Ареса и Афины Арейя,
датируется 350-325 гг. До н. Э. В одной из таких клятв
упоминается Гестия.
Гобелен Гестии - это византийский гобелен, сделанный в Египте в 6 веке нашей эры. Это позднее изображение богини, которую он по-гречески идентифицирует как Гестию Полиолбос; (Греческое: Ἑστία Πολύολβος «Гестия, полная благословений»). Его история и символика обсуждаются у Фридлендера (1945).
Жизнь
Гестия - богиня
первого олимпийского поколения. Она старшая дочь титанов Реи и
Кроноса и сестра Хирона, Деметры, Аида, Геры, Посейдона и Зевса.
Сразу после их рождения Кронос проглотил всех своих детей (Гестия
была проглочена первой), кроме последнего и самого младшего, Зевса.
Вместо этого Зевс заставил Кроноса изгнать своих братьев и сестер и
повел их в войне против их отца и других титанов. Таким образом,
Гестия как «первая будет поглощена ... и последняя будет отдана
снова» - это и старшая, и младшая дочь; эта мифическая инверсия
встречается в гомеровском гимне Афродите (700 г. до н.э.). На
протяжении всей мифологии Гестия отвергала брачные иски Посейдона и
Аполлона и поклялась оставаться вечной девственницей. Таким образом,
она отвергла ценности Афродиты и стала до некоторой степени ее
целомудренной, домашней комплементарной или противоположной,
поскольку Афродита не могла согнуть или поймать ее сердце.
Долг
Зевс поручил Гестии кормить и поддерживать огонь
олимпийского очага жирными горючими порциями животных, приносимых в
жертву богам. Где бы ни готовилась пища или ни сжигалось приношение,
она таким образом имела свою долю чести; Кроме того, во всех храмах
богов ей выпала доля чести. «Среди всех смертных она была главой
богинь».
Статус и атрибуты
Статус Гестии как олимпийца
сомнительно соответствует ее статусу среди мужчин. Однако в Афинах,
«во времена Платона», - отмечает Кеннет Дортер, «в списке двенадцати
главных богов было разногласие относительно того, Гестия или Дионис
были включены в число остальных одиннадцати. Например, на агоре была
Гестия, но на восточном фризе Парфенона вместо нее был изображен
Дионис ». Отсутствие Гестии в некоторых списках Двенадцати
олимпийцев иногда воспринимается как иллюстрация ее пассивной,
неконфронтационной натуры - уступая свое олимпийское место более
сильному Дионису, она предотвращает небесный конфликт - но ни один
древний источник или миф не описывает такую капитуляцию или
удаление. «Поскольку очаг неподвижен, Гестия не может участвовать
даже в шествии богов, не говоря уже о других выходках олимпийцев», -
отмечает Буркерт. Ее мифографический статус как первенца Реи и
Кроноса, кажется, оправдывает традицию, согласно которой Гестии
делают небольшое приношение перед любой жертвой («Гестия идет
первой»).
Это не так для каждого грека в каждом поколении. В
«Одиссее 14», 432–436 гг. Верный свинопас Эвмей начинает пир для
своего господина Одиссея, срывая пучки с головы кабана и бросая их в
огонь с молитвой, обращенной ко всем силам, а затем разрезал мясо на
семь равных частей: «одну он отложил в сторону, вознося молитву
лесным нимфам и Гермесу, сыну Майи».
Двусмысленность мифологии
Гестии соответствует ее неопределенным атрибутам, характеру и
иконографии. Она отождествляется с очагом как с физическим объектом,
а также с абстракциями общества и домашнего хозяйства, но ее
изображения редки и редко надежны. В классическом греческом
искусстве она иногда изображается в виде женщины, просто и скромно
прикрытой головным покрывалом. Иногда она показывает ее с посохом в
руке или у большого костра. Она сидит на простом деревянном троне с
белой шерстяной подушкой и без труда подберет себе эмблему.
Эквивалентность
Ее римский эквивалент - Веста; Веста выполняет
аналогичные функции как божественное олицетворение «общественных»,
домашних и колониальных очагов Рима, связывая римлян вместе в форме
большой семьи. Сходство имен между Гестией и Вестой, однако, вводит
в заблуждение: «Отношения Гестиа-Гистиа-Веста не могут быть
объяснены с точки зрения индоевропейской лингвистики; заимствования
из третьего языка также должны быть задействованы», согласно Уолтеру
Буркерту. Другая мифология и религия изображают подобных богинь или
фигур. Геродот приравнивает скифских Табити к Гестии. И
зороастрийский священный огонь (атар) сасанидов в Адхур Гушнасп
также был приравнен Прокопием к Гестии.