Статуя Коллеони (Венеция), Италия

Статуя Коллеони (Венеция)

 

Описание Статуи Коллеони

Конная статуя Бартоломео Коллени или Коллеони - скульптура эпохи Возрождения в Кампо Санти Джованни и Паоло, Венеция, Италия, выполненная Андреа дель Верроккио в 1480-1488 годах. Она изображает Бартоломео Коллени (который долгое время служил в Венецианской Республике), он имел высоту 395 см, исключая пьедестал. Это второй крупный конный памятник итальянского Возрождения, после конноспортивной статуи Донателло в Гаттамелате (1453 г.).

 

В 1475 году Кондотьеро Коллеон, бывший генерал-капитан Венецианской Республики, умер и по своей воле оставил значительную часть своего имущества республике, при условии, что статуя его должна быть заказана и установлена ​​на площади Сан-Марко. В 1479 году Республика объявила, что она примет наследие, но что (поскольку статуи не были разрешены на площади), статуя будет размещена в открытом пространстве перед Скуолой Гранде ди Сан-Марко. Был организован конкурс на скульптуру. Три подрядчика соревновались за контракт, Верроккио из Флоренции, Алессандро Леопарди из Венеции и Бартоломео Веллано из Падуи. Верроккио сделал деревянную модель своей предложенной скульптуры, в то время как другие изготовили модели из воска и терракоты. Три модели были представлены в Венеции в 1483 году, а контракт был присужден Верроккио. Затем он открыл мастерскую в Венеции и сделал окончательную модель из воска.  Скульптор умер в 1488 году, прежде чем статуя была заявершена.

Венецианское государство после значительной задержки заказало Алессандро Леопарди закончить работу и статуя была в конечном итоге была установлена на пьедестале у Церкви Святых Иоанна и Павла.

 

Описание

Верроккьо основал скульптуру на статуе Гаттамелаты Донателло, а также на древней статуе Марка Аврелия в Риме, Лошадях Святого Марка в Венеции, Регизоле (произведение поздней античности в Павии, ныне утраченное) и фресках Надгробный памятник сэру Джону Хоквуду работы Паоло Уччелло и конный памятник Никколо да Толентино работы Андреа дель Кастаньо.

Основная проблема, с которой ему пришлось столкнуться, заключалась в статике: изображение лошади в движении с поднятой ногой могло вызвать проблемы со стабильностью из-за чрезмерного веса бронзы, поддерживаемой только тремя относительно тонкими ногами. Донателло в своем памятнике в Падуе частично решил проблему, поставив поднятую ногу на сферу. Верроккьо был первым, кто решил проблему с поддержанием лошади на трех ногах.

Хотя он не был размещен там, где предполагал Коллеони, историк искусства Пассавент подчеркнул, насколько прекрасно он выглядит в своем фактическом положении, написав, что «великолепное чувство движения на этой фигуре демонстрирует превосходное преимущество в ее нынешней обстановке» и что, как скульптура, «это намного превосходит все, к чему столетие еще стремилось или считало возможным». Он отмечает, что и человек, и лошадь одинаково прекрасны и вместе являются неотъемлемыми частями скульптуры.

Верроккьо вряд ли когда-либо видел Коллеони, и статуя - это не портрет этого человека, а идея сильного и безжалостного военачальника, «разрывающегося титанической силой и энергией». Это контрастирует со статуей Донателло в Падуе кондотьера, известного как Гаттамелата, с его «атмосферой спокойного командования», и все усилия Верроккьо «были посвящены передаче движения и ощущению напряжения и энергии».

 

Копии

В 1909 году была изготовлена ​​электротиповая копия статуи для коллекции слепков и копий скульптуры, которая впоследствии стала Национальным музеем в Щецине, Польша. Этот экземпляр был перевезен в Варшаву в 1948 году, где в конечном итоге был установлен возле Академии художеств как источник вдохновения для студентов. В 1992 году город Щецин подал прошение о возврате копии, которая была предоставлена ​​в 2001 году, а в 2002 году она была установлена ​​на площади Лотникова в Щецине и открыта президентом Щецина и потомком Коллеони, адвокатом Гуардо Коллеони. Условием возврата копии в Щецин было то, что копия этой копии должна оставаться за пределами Академии художеств в Варшаве, где сегодня стоит бронзовая копия гальванической копии.