Марс - Арес

Марс - Арес

 

Бог войны

Арес или Марс (римский) - бог войны, один из двенадцати олимпийских богов и сын Зевса и Геры. В литературе Арес представляет собой жестокую и физическую неприрученную аспект войны, которая контрастирует с Афиной, которая представляет военную стратегию и мудрость, а также интеллект.

Он хорошо известен как любовник Венеры - Афродиты, которая был женат на Вулкане - Гефесте. Хотя Арес играет ограниченную роль в литературе, когда он появляется в мифах, он обычно сталкивается с унижением. Например, одна известная история Ареса и Афродиты позволяет смертных высмеивать богов, когда ее муж Гефест застал их обоих в обнаженном виде на кровати, используя умное устройство, которое поймало любовников в ловушку.

 

Под влиянием греческой культуры Марс отождествлялся с греческим богом Аресом, мифы которого были переосмыслены в римской литературе и искусстве под именем Марса. Но характер и достоинство Марса коренным образом отличались от достоинства его греческого коллеги, к которому в греческой литературе часто относятся с презрением и отвращением. Алтарь Марса на Марсовом поле, районе Рима, получившем свое название от него, должен был быть освящен Нумой, миролюбивым полулегендарным вторым королем Рима. Хотя центр поклонения Марсу изначально располагался за пределами священной границы Рима (померий), Август сделал этого бога центром римской религии, основав Храм Марса Ультора на своем новом форуме.

Хотя Арес рассматривался в первую очередь как разрушительная и дестабилизирующая сила, Марс представлял военную мощь как способ обеспечения мира и был отцом (отцом) римского народа. В мифической генеалогии и мифах об основании Рима Марс был отцом Ромула и Рема с Реей Сильвией. Его роман с Венерой символически примирил две разные традиции основания Рима; Венера была божественной матерью героя Энея, известного как троянский беженец, который «основал» Рим за несколько поколений до того, как Ромул заложил городские стены.

 

Источник

Слово Марс (родительный падеж Mārtis), которое в старом латинском и в поэтическом употреблении также встречается как Māvors (Māvortis), родственно Oscan Māmers (Мамертос). Самая старая зарегистрированная латинская форма, Мамарт-, вероятно, иностранного происхождения. Было объяснено, что оно происходит от Мариса, имени этрусского бога-ребенка, хотя это не является общепринятым. Ученые расходятся во взглядах на то, связаны ли эти два бога, и если да, то как. Латинские прилагательные от имени Марса - martius и martialis, от которых происходит английское слово «боевые искусства» (например, «боевые искусства» или «военное положение») и личные имена, такие как «Маркус» и «Мартин».

В конечном итоге Марс может быть тематическим рефлексом протоиндоевропейского бога Перквуноса, изначально имевшего характер громовержца.

 

Рождение

Подобно Аресу, который был сыном Зевса и Геры, Марс обычно считается сыном Юпитера и Юноны. Однако в версии его рождения, данной Овидием, он был сыном только Юноны. Юпитер узурпировал функцию матери, когда он родил Минерву прямо из своего лба (или разума); чтобы восстановить равновесие, Юнона обратилась за советом к богине Флоре, как сделать то же самое. Флора получила волшебный цветок (латинское flos, множественное число flores, мужское слово) и испытала его на телке, которая сразу же забеременела. Затем она ритуально сорвала цветок большим пальцем, коснулась живота Юноны и оплодотворила ее. Юнона удалилась во Фракию и на берег Мраморного моря для рождения.

Овидий рассказывает эту историю в «Фастах», своем длинном поэтическом произведении по римскому календарю. Это может объяснить, почему Матроналия, праздник, отмечаемый замужними женщинами в честь Юноны как богини деторождения, происходил в первый день месяца Марса, который также отмечается в календаре поздней античности как день рождения Марса. В самом раннем римском календаре март был первым месяцем, и бог должен был родиться с новым годом. Овидий - единственный источник этой истории. Он может представлять литературный миф собственного изобретения или иначе неизвестную архаическую италийскую традицию; В любом случае, решив включить эту историю, он подчеркивает, что Марс был связан с растительной жизнью и не был отчужден от женского воспитания.

 

Супруга

Супругой Марса была Нерио или Нериене, «Доблесть». Она олицетворяет жизненную силу (vis), мощь (потенцию) и величие (maiestas) Марса. Ее имя по происхождению считалось Сабиной и эквивалентно латинскому virtus, «мужская добродетель» (от vir, «человек»). В начале 3-го века до нашей эры комический драматург Плавт упоминает о Марсе, приветствующем Нерио, свою жену. Источник из поздней античности сообщает, что Марс и Нериена праздновались вместе на фестивале, проводившемся 23 марта. В поздней Римской империи Нериене стали отождествлять с Минервой.

Нерио, вероятно, возник как божественное олицетворение силы Марса, поскольку такие абстракции на латыни обычно имеют женский род. Ее имя появляется вместе с именем Марса в архаической молитве, призывающей к ряду абстрактных качеств, каждое из которых связано с именем божества. Влияние греческой мифологии и ее антропоморфных богов, возможно, заставило римских писателей рассматривать эти пары как «браки».

 

Венера и Марс

Союз Венеры и Марса был более привлекательным для поэтов и философов, и эта пара была частым объектом искусства. В греческом мифе супружеская измена Ареса и Афродиты подверглась насмешкам, когда ее муж Гефест (чьим римским эквивалентом был Вулкан) поймал их с поличным с помощью магической сети. Хотя изначально это и не было частью римской традиции, в 217 г. до н.э. Венера и Марс были представлены как дополняющая пара на лектистернии, публичном банкете, на котором на кушетках были представлены изображения двенадцати главных богов римского государства, как если бы они присутствовали и участвовали.

 

Сцены с Венерой и Марсом в римском искусстве часто игнорируют прелюбодейные последствия их союза и получают удовольствие от красивой пары, которую сопровождает Купидон или несколько влюбленных (amores). Некоторые сцены могут подразумевать брак, и отношения были романтизированы в погребальном или домашнем искусстве, в котором мужья и жены изображались как страстная божественная пара.

Объединение божеств, олицетворяющих Любовь и Войну, представляло собой аллегорию, тем более что любовники были родителями Конкордии. Философ эпохи Возрождения Марсилио Фичино отмечает, что «только Венера доминирует над Марсом, и он никогда не доминирует над ней». В древнеримском искусстве и искусстве эпохи Возрождения Марс часто изображается обезоруженным и расслабленным или даже спящим, но внебрачный характер их романа также может предполагать, что этот мир непостоянен.

Существенная природа
Мужественность как своего рода жизненная сила (vis) или добродетель (virtus) является важной характеристикой Марса. Как охранник сельского хозяйства, он направляет свою энергию на создание условий, позволяющих расти урожаю, что может включать в себя отражение враждебных сил природы.

Духовенство братьев Арваль призвало Марс избавиться от «ржавчины» (сальника), двойного значения которой означают пшеничный гриб и красные оксиды, влияющие на металл, представляющие угрозу как для сельскохозяйственных орудий, так и для оружия. В сохранившемся тексте своего гимна братья Арваль ссылаются на Марс как на ферус, «дикий» или «дикий», как дикое животное.

Потенциал Марса к дикости выражается в его неясных связях с дикими лесами, и он, возможно, даже возник как бог дикой природы, выходящий за рамки, установленные людьми, и, следовательно, сила, которую нужно умилостивить. В своей книге о сельском хозяйстве Катон призывает Марса Сильвануса к ритуалу, который должен проводиться в сильве, в лесу, необработанном месте, которое, если его не держать в границах, может угрожать захватить поля, необходимые для посева. Характер Марса как земледельческого бога может происходить исключительно из его роли защитника и защитника или может быть неотделим от его воинской природы, поскольку прыжки его вооруженных жрецов Салиев должны были ускорить рост урожая.

Похоже, что Марс изначально был громовержцем или божеством бури, что объясняет некоторые из его смешанных черт в отношении плодородия. Позже эту роль в римском пантеоне взяли на себя несколько других богов, такие как Сумманус или Юпитер.

Священные животные
Самыми священными для Марса дикими животными были дятел, волк и медведь, которые в естественных преданиях римлян всегда обитали в одних и тех же предгорьях и лесах.

Плутарх отмечает, что дятел (пикус) является священным для Марса, потому что «это отважная и энергичная птица, у которой такой сильный клюв, что она может переворачивать дубы, клевая их, пока не достигнет самой внутренней части дерева». Поскольку клюв пикуса Мартия содержал в себе силу бога, чтобы отразить вред, его носили как магический амулет, предотвращающий укусы пчел и пиявок. Птица Марса также охраняла лесную траву (пион), используемую для лечения пищеварительной или женской репродуктивной системы; тем, кто пытался собирать урожай, советовали делать это ночью, чтобы дятел не выколол им глаза. Picus Martius, кажется, был особым видом, но авторитеты расходятся во мнениях о том, какой из них: возможно, Picus viridis или Dryocopus martius.

Латинские народы почитали дятла, воздерживаясь от его мяса. Это была одна из самых важных птиц в римском и курсивном предзнаменовании - обычай читать волю богов, наблюдая за знаками в небе. Мифологический персонаж по имени Пикус обладал способностью предсказания, которую он сохранил, когда превратился в дятла; Согласно одной традиции, Пик был сыном Марса. Родственное умбрийское слово peiqu также означает «дятел», а итальянские Picenes, как предполагалось, получили свое название от пикуса, который служил их животным-проводником во время ритуальной миграции (ver sacrum), проводившейся как обряд Марса. На территории Aequi, другого италийского народа, Марс имел оракул в глубокой древности, где пророчества должен был произносить дятел, сидящий на деревянной колонне.

Связь Марса с волком знакома из, возможно, самого известного из римских мифов, истории о том, как волчица (лупа) кормила грудью своих маленьких сыновей, когда они были разоблачены по приказу царя Амулия, который боялся их, потому что узурпировал трон от их деда, Нумитора. Кормил близнецов и дятел.

Волк появляется в других местах римского искусства и литературы в мужском облике как животное Марса. Группа статуй, стоявшая вдоль Аппиевой дороги, изображала Марс в компании волков. В битве при Сентинуме в 295 г. до н.э. появление марсианского волка (Martius lupus) было признаком грядущей победы римлян.

 

В Римской Галлии гусь ассоциировался с кельтскими формами Марса, и археологи нашли гусей, похороненных вместе с воинами в могилах. Гусь считался воинственным животным, потому что его легко спровоцировать на агрессию.

Жертвенные животные
В древнегреческой и римской религиях проводилось различие между животными, которые были священными для божества, и животными, которые были предписаны как правильные жертвоприношения для этого бога. Дикие животные могут рассматриваться как уже принадлежащие богу, которому они посвящены, или, по крайней мере, не принадлежащие людям и, следовательно, не принадлежащие им. Поскольку жертвенное мясо ели на банкете после того, как боги получали свою порцию - в основном внутренности (exta) - из этого следует, что приносимые в жертву животные чаще всего, хотя и не всегда, были домашними животными, обычно являвшимися частью римской диеты. Боги часто получали в жертву кастрированных животных мужского пола, а богини - женщин; Однако Марс регулярно получал неповрежденных самцов. Марс действительно получал волов под несколькими своими культовыми титулами, такими как Марс Грабовиус, но обычным подношением был бык, по отдельности, в нескольких экземплярах или в сочетании с другими животными.

Двумя наиболее характерными жертвами животных, принесенных Марсу, были suovetaurilia, тройное приношение свиньи (sus), барана (ovis) и быка (taurus), и октябрьский конь, единственное жертвоприношение лошади, которое, как известно, приносилось в древние времена. Рим и редкий экземпляр жертвы римляне считали несъедобной.

 

Храмы в Риме

Самым ранним центром культивирования Марса как божества в Риме был Алтарь Марса (Ара Мартис) на Марсовом поле («Марсово поле») за пределами священной границы Рима (померий). Римляне считали, что этот жертвенник основал полулегендарный Нума Помпилий, миролюбивый преемник Ромула. Согласно римской традиции, Марсово поле было посвящено Марсу их предками, чтобы служить пастбищем для лошадей и тренировочной площадкой для молодежи. Во времена Римской республики (509–27 до н. Э.) Кампус был в основном открытым пространством. У алтаря не было храма, но с 193 г. до н.э. крытый переход соединял его с Порта Фонтиналис, недалеко от офиса и архивов римских цензоров. Новоизбранные цензоры поставили свои курульные стулья у алтаря, и когда они закончили проводить перепись, граждане были коллективно очищены с помощью suovetaurilia. Считается, что фриз так называемого «Алтаря» Домиция Агенобарба изображает переписи и может изображать самого Марса, стоящего у алтаря, когда процессия жертв продвигается.

Главный храм Марса (Aedes Martis) в республиканский период также находился за пределами священных границ и был посвящен аспекту воина бога. Он был построен во исполнение обета (вотум), данного Титом Квинктием в 388 г. до н.э. во время галльской осады Рима. День основания (dies natalis) отмечался 1 июня, о храме свидетельствуют несколько надписей и литературных источников. Здесь была представлена ​​скульптурная группа Марс и волки. Иногда солдаты собирались в храме перед тем, как отправиться на войну, и это было отправной точкой для большого парада римской кавалерии, проводимого ежегодно 15 июля.

Храм Марса в Цирке Фламиния был построен около 133 г. до н.э. на средства Децима Юния Брута Каллайка из военных трофеев. В нем размещались колоссальная статуя Марса и обнаженная Венера.

Марсово поле продолжало служить площадками для конных соревнований, таких как гонки на колесницах, в имперский период, но при первом императоре Августе в нем была проведена масштабная программа городского обновления, отмеченная монументальной архитектурой. Алтарь Мира Августа (Ara Pacis Augustae) был расположен там, как и Обелиск Монтекиторио, привезенный из Египта, чтобы сформировать указатель (гномон) Солярия Августа, гигантских солнечных часов. Кампус с его общественными садами стал одним из самых привлекательных мест в городе для посещения.

Август выбрал Марсово поле местом своего нового Храма Марса Ультора, проявление Марса, которое он культивировал как мстителя (ultor) за убийство Юлия Цезаря и за военную катастрофу, понесенную в битве при Каррах. Когда знамена легионеров, утерянные парфянами, были восстановлены, их разместили в новом храме. Дата освящения храма 12 мая совпадала с гелиакальным расположением созвездия Скорпиона, знака войны. Дата продолжали отмечаться цирковыми играми вплоть до середины 4 века нашей эры.

Большая статуя Марса была частью недолговечной Арки Нерона, которая была построена в 62 году н.э., но демонтирована после самоубийства и позора Нерона (damnatio memoriae).

 


Иконография и символ

В римском искусстве Марс изображается либо бородатым и зрелым, либо молодым и чисто выбритым. Даже обнаженный или полуобнаженный, он часто носит шлем или носит копье как символы своей воинской натуры. Марс был среди божеств, появившихся на самых ранних римских монетах в конце 4 - начале 3 века до нашей эры.

На Алтаре Мира (Ара Пацис), построенном в последние годы I века до нашей эры, Марс - зрелый мужчина с «красивым классическим» лицом, короткой вьющейся бородой и усами. Его шлем выполнен в неоаттическом стиле с перьями. Он носит военный плащ (paludamentum) и кирасу, украшенную горгонейоном. Хотя рельеф в этом месте несколько поврежден, он, кажется, держит копье, увитое лавровым венком, символизирующее мир, достигнутый военной победой. Статуя Марса I века, найденная на Форуме Нервы (на фото вверху), похожа. В этом облике Марс представлен как достойный предок римского народа. Панель Ара Пациса, на которой он появляется, должна была быть обращена к Марсовому полю, напоминая зрителям, что Марс был богом, чей алтарь там установил Нума, то есть богом старейших гражданских и военных институтов Рима.

В частности, в произведениях искусства, вдохновленных греческой традицией, Марс может быть изображен в манере, напоминающей Ареса, юного, безбородого и часто обнаженного. В эпоху Возрождения считалось, что нагота Марса олицетворяет его отсутствие страха перед лицом опасности.

Копье Марса
Копье - инструмент Марса, точно так же, как Юпитер владеет молнией, Нептун - трезубцем, а Сатурн - косой или серпом. Реликвия или фетиш, называемая копьем Марса, хранилась в сакрарии в Regia, бывшей резиденции римских королей. Говорят, что копье двигается, дрожит или вибрирует при надвигающейся войне или другой опасности для государства, как сообщалось до убийства Юлия Цезаря. Когда Марс изображается как миротворец, его копье увешано лавром или другой растительностью, как на Ара Пацисе или на монете Эмилиана.

Священство
Первосвященником Марса в римской общественной религии был Фламен Мартиалис, который был одним из трех главных священников в Коллегии Фламенов, состоящей из пятнадцати членов. Марсу также служили Салии, духовенство из двенадцати членов патрицианской молодежи, которые одевались архаичными воинами и танцевали в мартовской процессии вокруг города. Оба священства распространяются на самые ранние периоды римской истории, и требовалось рождение патриция.

 

Фестивали и ритуалы

Фестивали Марса группируются в его тезку в марте месяце (латинское: Martius), с некоторыми празднованиями в октябре, начале и конце сезона военных кампаний и сельского хозяйства. На Марсовом поле проходили фестивали с конными скачками. Некоторые мартовские праздники сохранили характеристики новогодних праздников, поскольку Марций изначально был первым месяцем римского календаря.

27 февраля: Эквиррия, включая скачки на колесницах или лошадях;
1 марта: Марс умирает наталис («день рождения»), ферия, также посвященная его матери Юноне;
14 марта: вторая Эквиррия, снова с гонками на колесницах;
14 или 15 марта: Мамуралия, новогодний праздник, когда изгоняется фигура по имени Мамурий Ветуриус (возможно, «старый Марс» старого года);
17 марта: Agonalia или Agonium Martiale, малоизвестный вид обряда, проводимого в другое время для различных божеств;
23 марта: Тубилустриум, очищение развертывающейся армии 23 марта;
15 октября: ритуал Октябрьского коня с гонкой на колесницах и единственным известным в Риме жертвоприношением коня;
19 октября: Армилустриум («Очищение рук»).

Марс также был отмечен гонками на колесницах в Робигалии и Консуалии, хотя эти фестивали в первую очередь не посвящены ему. Начиная с 217 г. до н.э., Марс был среди богов, почитаемых на лектистернии, пиршестве, проводившемся для божеств, которые присутствовали в виде изображений.

Римские гимны (кармина) сохраняются редко, но Марс упоминается в двух словах. Братья Арваль, или «Братья полей», пели гимн Марсу, исполняя свой трехступенчатый танец. Кармен Салиаре пели жрецы Марса Салии, когда они перемещали двенадцать священных щитов (ancilia) по всему городу в процессии. В I веке нашей эры Квинтилиан отмечает, что язык салианского гимна был настолько архаичным, что его уже не понимали полностью.

 

Имя и культовые эпитеты

Марс дал свое имя третьему месяцу римского календаря, Мартиусу, от которого происходит английское слово «март». В древнейшем римском календаре Мартий был первым месяцем. Планета Марс была названа в его честь, и в некоторых аллегорических и философских сочинениях планета и бог наделены общими характеристиками. На многих языках вторник назван в честь планеты Марс или бога войны: на латыни martis dies («День Марса») сохранился в романских языках как marte (португальский), martes (испанский), mardi (французский), martedi. (Итальянский), marţi (румынский) и dimarts (каталонский). В ирландском (гэльском) день называется An Mháirt, а в албанском - e Marta. Английское слово вторник происходит от древнеанглийского «Tiwesdæg» и означает «день Tiw», Tiw - древнеанглийская форма протогерманского бога войны * Tîwaz, или Týr на норвежском языке.

В римской религии
В классической римской религии Марс упоминался под несколькими названиями, и первый римский император Август полностью интегрировал Марс в имперский культ. Латинский историк 4-го века Аммиан Марцеллин рассматривает Марс как одно из нескольких классических римских божеств, которые оставались «культовой реальностью» до его времени. Марс, и особенно Марс Ультор, был среди богов, получивших жертвы от Юлиана, единственного императора, отвергшего христианство после обращения Константина I. В 363 году нашей эры, готовясь к осаде Ктесифона, Юлиан принес в жертву десять «очень хороших» быков. Марсу Ультору. Десятый бык нарушил ритуальный протокол, попытавшись вырваться на свободу, и, будучи убитым и исследованным, произвел дурные предзнаменования, среди многих, которые были прочитаны в конце правления Юлиана. В лице Аммиана Юлиан поклялся никогда больше не приносить жертвы Марсу - клятву, которую он выполнил после его смерти месяц спустя.

Марс Градивус
Градивус был одним из богов, которым генерал или солдаты могли дать клятву доблести в битве. Его храм за пределами Порта Капена был местом, где собирались армии. Архаичным жрецом Марса Градивуса были Салии, «прыгающие жрецы», которые ритуально танцевали в доспехах в качестве прелюдии к войне. Его культовый титул чаще всего означает «Страйдер» или «Марширующий Бог», от «градус» - «шаг, марш».

Поэт Статий называет его «самым непримиримым из богов», но Валериус Максимус завершает свою историю, ссылаясь на Марса Градивуса как «автора и поддержку имени« римлянин »»: Градивуса спрашивают - вместе с Капитолийским Юпитером и Вестой, поскольку хранитель вечного пламени Рима - чтобы «охранять, сохранять и защищать» государство Рима, мир и принцепса (императора Тиберия в то время).

Источник из поздней античности сообщает, что женой Градива была Нерея, дочь Нерея, и что он ее страстно любил.

Марс Квиринус
Марс Квиринус был защитником квиритов («граждан» или «гражданских лиц»), разделенных на курии (собрания граждан), чьи присяги требовались для заключения договора. Как гарант договоров, Марс Квиринус, таким образом, является богом мира: «Когда он неистовствует, Марса называют Градивусом, но когда он находится в состоянии покоя, Квиринус».

Обожествленный Ромул отождествлялся с Марсом Квирином. Однако в Капитолийской триаде Юпитера, Марса и Квирина Марс и Квирин были двумя отдельными божествами, хотя, возможно, не по происхождению. У каждого из трех был свой собственный фламен (специализированный священник), но функции Flamen Martialis и Flamen Quirinalis трудно различить.

Марс Грабовиус
Марс упоминается как Грабовиус в Игувиных таблицах, бронзовых табличках, написанных на умбрийском языке, на которых записаны ритуальные протоколы проведения публичных церемоний от имени города и общины Игувиума. Такой же титул получил Юпитер и умбрийское божество Вофионус. Эту триаду сравнивают с архаической триадой, где Вофионус эквивалентен Квирину. Таблицы I и VI описывают сложный ритуал, происходивший у трех ворот города. После ауспиции у каждых ворот были принесены в жертву две группы по три жертвы. Марс Грабовиус получил трех волов.

Марс Патер
«Отец Марс» или «Марс-Отец» - это форма, в которой бог вызывается в сельскохозяйственной молитве Катона, и он появляется с этим титулом в нескольких других литературных текстах и ​​надписях. Марс Патер - один из нескольких богов, вызываемых в ритуале Deviotio, посредством которого генерал пожертвовал собой и жизнями врага, чтобы обеспечить победу римлян.

Отец Марс - постоянный получатель suovetaurilia, жертвоприношения свиньи (sus), барана (ovis) и быка (taurus), а часто и одного быка. К Марсу-Отцу иногда добавлялись и другие эпитеты, например, Марс-Патер-Виктор («Отец Марс Победоносный»), которому римская армия принесла в жертву быка 1 марта.

 

Хотя pater и mater были довольно распространенными почетными символами божества, любые особые претензии на Марса как на отца римского народа лежат в мифической генеалогии, которая делает его божественным отцом Ромула и Рема.

Марс Сильванус
В разделе своей книги о сельском хозяйстве, где предлагаются рецепты и медицинские препараты, Катон описывает вотум, способствующий укреплению здоровья крупного рогатого скота:

Сделайте подношение Марсу Сильванусу в лесу (в силве) в дневное время за каждую голову скота: 3 фунта муки, 4½ фунта бекона, 4½ фунта мяса и 3 пинты вина. Вы можете положить яства в один сосуд, а вино - в один сосуд. Это подношение может сделать раб или свободный человек. По окончании церемонии сразу же съешьте подношение. Женщина не может принимать участие в этом подношении или видеть, как оно проводится. Вы можете давать клятву каждый год, если хотите.

Высказывались сомнения в том, что Марс Сильванус - это единое целое. Призывы к божествам часто имеют форму списка, без соединительных слов, и эту фразу, возможно, следует понимать как «Марс и Сильванус». Женщины были явно исключены из некоторых культовых практик Сильвануса, но не обязательно Марса. Уильям Вард Фаулер, однако, думал, что дикий лесной бог Сильванус мог быть «эманацией или ответвлением» Марса.

Марс Ультор
Август создал культ «Марса-мстителя», чтобы отметить два случая: его поражение убийц Цезаря в Филиппах в 42 г. до н. 53 г. до н. Э. Бог изображен в кирасе и шлеме, стоящим в «боевой позе», опираясь на копье, которое он держит в правой руке. В левой руке он держит щит. У богини Ультио, божественного олицетворения мести, в храме был алтарь и золотая статуя.

Храм Марса Ультора, освященный во 2 г. до н. Э. В центре Форума Августа, дал богу новое почетное место. Некоторые ритуалы, ранее проводившиеся в рамках культа Капитолийского Юпитера, были перенесены в новый храм, который стал отправной точкой для магистратов, отправлявшихся в военные кампании за границу. Август потребовал, чтобы Сенат собрался в храме для обсуждения вопросов войны и мира. Храм также стал местом, где совершались жертвоприношения, чтобы завершить обряд посвящения молодых людей, принимавших toga virilis («мужская тога») около 14 лет.

В различные имперские праздники Марс Ультор был первым богом, получившим жертву, за ним следовал Гений императора. В надписи II века записан обет принести Марсу Ультору быка с позолоченными рогами.

Марс Август
Август или Августа добавлялись повсюду, «на памятниках, больших и малых», к имени богов или богинь, включая Марс. Почетный знак отмечает принадлежность божества к Имперскому культу. В Испании многие статуи и посвящения Марсу Августу были подарены членами духовенства или общества под названием Sodales Augustales. Эти обеты (vota) обычно исполнялись в святилище Имперского культа или в храме или участке (templum), посвященном специально Марсу. Как и в случае с другими божествами, призываемыми как Август, алтари Марсу Августу могут быть установлены для содействия благополучию (салус) императора, но некоторые надписи предполагают личную преданность. В надписи в Альпах записана благодарность раба, посвятившего статую Марсу Августу в качестве консерватора corporis sui, хранителя собственного тела, который, как говорят, получил обет ex iussu numinis ipsius, «по приказу самого нумена».

Марс Август появляется в надписях в местах по всей Империи, таких как Hispania Baetica, Saguntum и Emerita (Lusitania) в римской Испании; Лептис Магна (датируется 6–7 г. н.э.) в современной Ливии; и Сармизегетуза в провинции Дакия.

Провинциальные эпитеты
Помимо своих культовых титулов в Риме, Марс появляется в большом количестве надписей в провинциях Римской империи и, реже, в литературных текстах, отождествляясь с местным божеством посредством эпитета. Марс очень часто появляется в Галлии у континентальных кельтов, а также в римской Испании и Британии. В кельтской среде его часто называют целителем. Надписи указывают на то, что способность Марса рассеивать врага на поле боя была перенесена на борьбу больного с болезнью; исцеление выражается в отражении и спасении.

 

Кельтский Марс

Марс отождествляется с рядом кельтских божеств, некоторые из которых не засвидетельствованы независимо.

Марс Алатор засвидетельствован в римской Британии надписью, найденной на алтаре в Саут-Шилдс, и позолоченной серебряной вотивной табличкой, которая была частью клада Баркуэй из Хартфордшира. Алатор интерпретировался по-разному как «Охотник» или «Херишер».
Марс Альбиорикс появляется в надписи на современном Сабле в провинции Галлия Нарбоненсис. Альбиорикс, вероятно, означает «король земли» или «король мира», с первым элементом, связанным с географическим названием Альбион и средневаллийским эльфидом, «мир, земля».
Марс Баррекс засвидетельствован единственной дарственной надписью, найденной в Карлайле, Англия. Barrex или Barrecis, вероятно, означает «Всевышний» (галльское barro-, «голова»).
Марс Белатукадрус назван в пяти надписях в районе стены Адриана. Кельтский бог Белатукадрос в различных вариантах написания независимо засвидетельствован в двадцати дополнительных надписях в северной Англии.
Марс Брасиака появляется в единственной вотивной надписи в Бейкуэлле, Дербишир. Кельтский эпитет может относиться к солоду или пиву, хотя в греко-римской религии опьянение ассоциируется с Дионисом. Ссылка у Плиния предполагает связь с сельскохозяйственной функцией Марса, где галльское слово bracis относится к сорту пшеницы; средневековый латинский глянец гласит, что из него делали пиво.
Марс Камулус встречается в пяти надписях, разбросанных по довольно широкой географической области. Кельтский бог Камулус появляется независимо в одной вотивной надписи из Рима.
Марс Коцидий встречается в пяти надписях из северной Англии. Всего известно около двадцати посвящений кельтскому богу Кокидию, в основном выполненных римскими военными и ограниченных северо-западом Камбрии и вдоль стены Адриана. Когда-то его отождествляли с Сильванусом. Он изображен на двух вотивных табличках в виде воина со щитом и копьем, а на алтаре - в виде охотника в сопровождении собаки и оленя.
Марс Кондатис встречается в трех надписях из римской Британии. Культовое название, вероятно, связано с топонимом Кондате, часто используемым в Галлии для обозначения поселений у слияния рек. Считается, что кельтский бог Кондатис выполняет функции, связанные с водой и исцелением.
Марс Коротиакус - всадник Марс, засвидетельствованный только по вотиву Мартлшема в Суффолке. Бронзовая статуэтка изображает его в виде вооруженного кавалериста верхом на лошади, топчущей ниц врага своими копытами.
Марс У Ленуса, или чаще Ленуса, у Марса был большой культ исцеления в столице Тревери (современный Трир). Среди обетов есть изображения детей, предлагающих голубей. Его супруга Анкамна также встречается с кельтским богом Смертриосом.
Марс Луцетий. Кельтский бог Луцетий, латинизированный как -ius, появляется в девяти надписях в современной Германии и Франции, в одной - в Британии и в трех - как Leucetius. Галльские и британские теонимы, вероятно, происходят от прото-кельтского * louk (k) et-, «яркий, сияющий, вспыхивающий», следовательно, также «молния», намекая либо на банальную кельтскую метафору между битвами и грозами (древнеирландское torannchless, «подвиг грома») или аура обожествленного героя (луан Ку Чулинна). Название дано как эпитет Марса. Супруга Марса Луцетия - Неметона, имя которой можно понимать как относящееся либо к «священной привилегии», либо к священной роще (неметон), и которая также отождествляется с богиней Викторией. В римско-британском поселении в Бате паломник, приехавший из континентального Тревери в Галлии Бельгика, совершил посвящение Марсу Луцетию как части этой божественной пары в поисках исцеления.
Марс Медоциус Кампезиум изображен на бронзовой доске в романо-кельтском храме в Камулодуне (современный Колчестер; см. Марс Камулус выше). Посвящение было совершено между 222 и 235 годами н.э. самопровозглашенным каледонцем, совместно чествующим Марс и Викторию (Победу) Северуса Александра. Известно кельтско-латинское имя Медоциус или Медокус, и предполагалась связь между эпитетом Марса и ирландским легендарным хирургом Миодахом. Campesium может быть ошибкой для Campestrium, «Campestres», божеств, которые наблюдали за плацем, или «of the Compeses» может относиться к местному названию или этнониму.
Марс Мулло упоминается в двух армориканских надписях, относящихся к Имперскому культу. Имя кельтского бога Мулло, которое встречается в нескольких дополнительных надписях, анализировалось по-разному как «мул» и «холм, куча».
Марс Нетон или Нето был кельтиберийским богом в Акчи (современный Гуадикс). По словам Макробия, он носил сияющую корону, как бог солнца, потому что страсть действовать доблестно была своего рода жаром. Он может быть связан с ирландцем Нейт.
Марс Ноденс имеет возможную связь с ирландским мифологическим персонажем Нуадой Эргетлам. Кельтский бог Ноденс также интерпретировался как эквивалент нескольких других римских богов, включая Меркурий и Нептун. Имя могло означать «ловец», следовательно, рыбак или охотник.

У Марса Оцелуса был алтарь, посвященный младшим армейским офицером в Каервенте, и, возможно, храм. Он может быть местным аналогом Ленуса.
Марс Олладий был изображен на барельефе из римской Британии без доспехов, в облике гения, несущего двойной рог изобилия и держащего чашу для возлияния (патера). Олудиус находится также в Оллиуле в южной Галлии.
Марс Ригизамус встречается в двух надписях, наиболее ранняя из которых, скорее всего, находится в Аварикуме (современный Бурж, Франция) на территории Битуригов. На месте виллы в Вест-Кокере, Сомерсет, он получил вотум из бронзовой доски. Галльский элемент rig- (очень часто встречается в конце имен как -rix), встречается в более поздних кельтских языках как rí, родственно латинскому rex, «король» или, точнее, «правитель». Ригисамус или Ригисамос - «верховный правитель» или «царь царей».
Марс Ригонеметис («Король Священной рощи»). Посвящение Ригонеметису и нумену (духу) Императора, начертанному на камне, было обнаружено в Неттлхэме (Линкольншир) в 1961 году. Ригонеметис известен только с этого места, и, похоже, он мог быть богом, принадлежащим к племени Corieltauvi.
Марс Сегомо. «Марс Победоносец» появляется у кельтских секвани.
Марс Смертриус. На территории Тревери Анкамна была супругой Марса Смертриуса.
Марс Тевтат. Слияние Марса с кельтским богом Тевтатом (Тутатисом).
Mars Thincsus. Форма Марса, вызванная в римском форте Housesteads у стены Адриана, где его имя связано с двумя богинями, называемыми Alaisiagae. Энн Росс связала Тинкса со скульптурой, также из форта, на которой изображен бог в окружении богинь и в сопровождении гуся - частого спутника богов войны.
Марс Визуций. Слияние Марса с кельтским богом Висукием.
Марс Вороциус. Кельтский бог-целитель, призванный в лечебный источник в святыне Виши (Алье), исцелял от глазных недугов. На изображениях бог изображен в виде кельтского воина.

"Марс Балеарский"
«Марс Балеарский» - это имя, используемое в современной науке для маленьких бронзовых фигурок воинов с Майорки (одного из Балеарских островов), которые интерпретируются как представляющие местный культ Марса. Эти статуэтки были найдены в талайотских святилищах с многочисленными свидетельствами всесожжений. «Марс» представляет собой худощавую, спортивную обнаженную фигуру, поднимающую копье и одетую в шлем, часто конический; гениталии, возможно, в некоторых примерах полустоячие.

Другие изделия из бронзы на этих памятниках изображают головы или рога быков, но кости в слоях пепла указывают на то, что жертвоприношениями были овцы, козы и свиньи. В одном святилище были найдены бронзовые конские копыта. В другом месте была импортированная статуя Имхотепа, легендарного египетского врача. Эти священные территории все еще активно использовались, когда в 123 г. до н. Э. Началась римская оккупация. Похоже, они были астрономически ориентированы на восход или заход созвездия Центавра.