Нептун - Посейдон

Нептун - Посейдон

 

 

Бог моря

Нептун - Посейдон был богом моря, землетрясений, штормов и лошадей и считается одним из самых дурных, капризных и жадных олимпийских богов. Он был известен как мстительный бог, когда его оскорбляли.

Нептун - Посейдон - сын Крона и Реи. Сразу при рождение его отец проглотил его вместе с Плутон-Аидом, Церера-Деметрой, Гестией и Юнона-Герой. Однако в некоторых фольклорных историях считается, что Нептун - Посейдон, как и Юпитер - Зевс, не был проглочен Кроном, потому что его мать Рея, скрыла его среди стаи ягнят, притворилась, что родила жеребца, который был съедена Кроном вместо сына.

После того, как боги победили Титанов, мир был разделен на три, и Зевс, Аид и Посейдон привлекли соломинку, чтобы решить, что они будут править. Зевс взял небо, Аид получил подземный мир, а Посейдон моря. Существует только одна ссылка на этот договор, Гомер в «Илиаде».

 

Этимология

Самое раннее засвидетельствованное появление имени, написанного линейным письмом B, - По-се-да-о или По-се-да-во-не, что соответствует Ποσειδάων (Посейдаун) и Ποσειδάϝονος (Посейдавонос) на микенском греческом языке; в гомеровском греческом он появляется как Ποσειδάων (Посейдайн); в эолийском как Ποτειδάων (Потедаон); а в дорическом - Ποτειδάν (Потеидан), Ποτειδάων (Потеидаон) и Ποτειδᾶς (Потейдас). Форма Ποτειδάϝων (Poteidawon) появляется в Коринфе. Культовый титул Посейдона в линейном письме Б - E-не-си-до-o-не, «сотрясатель земли».

Происхождение названия «Посейдон» неясно. Одна теория разбивает его на элемент, означающий «муж» или «господин» (греч. Πόσις (posis), от PIE * pótis), и другой элемент, означающий «земля» (δᾶ (da), дорический для γῆ (gē)), производя что-то вроде господина или супруги Да, то есть земли; это свяжет его с Деметрой, «матерью-землей». Уолтер Беркерт считает, что «второй элемент δᾶ- остается безнадежно двусмысленным», и находит, что «муж Земли» читает «совершенно невозможным доказать». Согласно Роберту С.П. Бикесу в Этимологическом словаре греческого языка, «нет никаких указаний на то, что δᾶ означает« земля »», хотя корень da появляется в надписи на линейном письме B E-ne-si-da-o-ne, «сотрясатель земли». ".

Другая, более правдоподобная теория интерпретирует второй элемент как связанный с (предполагаемым) дорическим словом * δᾶϝον dâwon, «вода», протоиндоевропейским * дах₂- «вода» или * денх₂- «бегать, течь», санскрит. да-ну- «жидкость, капля, роса» и названия рек, таких как Дунай (<* Danuvius) или Дон. Это сделало бы Посей-дауна повелителем вод. Похоже, что Посейдон изначально был богом воды. Также есть вероятность, что это слово имеет догреческое происхождение. Платон в своем диалоге Кратил дает две традиционные этимологии: либо море сдерживало Посейдона при ходьбе как «связку ног» (ποσίδεσμον), либо он «знал много вещей» (πολλά εἰδότος или πολλά εἰδῶν).

По крайней мере, несколько источников считают Посейдон «доэлленским» (то есть пеласгийским) словом, считая индоевропейскую этимологию «совершенно бессмысленной».

Имя фризского и скандинавского бога Фосита или Форсети, почитаемого на острове Гельголанд, возможно, произошло от Посейдона. По словам немецкого филолога Ганса Куна, германская форма * Фосит лингвистически идентична греческому Посейдону. Римские алтари, посвященные Посейдону, были найдены в районе Среднего Рейна.

 

Бронзовый век Греция

Надписи линейным письмом B (микенские греческие)
Если верить сохранившимся глиняным табличкам с линейным письмом B, то имя по-се-да-во-не («Посейдон») встречается чаще, чем ди-у-я («Зевс»). Также встречается женский вариант, по-се-да-иа, что указывает на потерянную богиню-супругу, фактически предшественницу Амфитриты. Посейдон часто носит титул ва-на-ка (ванакс) в надписях линейным письмом B, как царь подземного мира. На хтоническую природу Посейдона-Ванакса также указывает его титул E-не-си-дa-o-нe в микенских Кноссе и Пилосе, мощный атрибут (землетрясения сопровождали крах минойской дворцовой культуры). В пещере Амнисоса (Крит) Энесидаон связан с культом Эйлифии, богини деторождения. Она была связана с ежегодным рождением божественного ребенка. В бронзовом веке богиня природы доминировала как в минойском, так и в микенском культах, а Ванакс (ва-на-ка) была ее спутником-мужчиной (паредрос) в микенском культе. Возможно, что Деметра появляется как Да-ма-те в надписи на линейном письме B (PN EN 609), однако интерпретация этого слова все еще остается предметом споров.

В надписях линейным письмом B, найденных в Пилосе, E-не-си-да-o-нe связано с Посейдоном, а Си-то По-тини-я, вероятно, связано с Деметрой. Таблички из Пилоса содержат записи о жертвоприношениях, предназначенных «двум царицам и Посейдону» («двум царицам и королю»: ва-на-сои, ва-на-ка-те). «Две королевы» могут быть связаны с Деметрой и Персефоной или их предшественниками, богинями, которые не были связаны с Посейдоном в более поздние периоды.

Аркадские мифы
Ярким исключением является архаичный и локализованный миф о жеребце Посейдоне и кобыле Деметре в Фигалии в изолированной и консервативной Аркадии, отмеченной Павсанием (II век нашей эры) как упавшая; жеребец Посейдон преследует кобылу-Деметру, и от союза она рожает коня Ариона и дочь (Деспоину), которая, очевидно, тоже имела облик кобылы. Нарушенной Деметрой была Деметра Эринис (в ярости). В Аркадии кобылеце Деметры поклонялись в исторические времена. Ее ксоанон из Фигалеи показывает, как местный культ интерпретировал ее как богиню природы. Тип Медузы с головой лошади со змеиными волосами, держит голубя и дельфина, вероятно, олицетворяя ее власть над воздухом и водой.

 

Происхождение

Похоже, что аркадский миф связан с первыми грекоязычными людьми, которые вошли в этот регион во время бронзового века. (Линейное письмо B представляет собой архаический греческий диалект). Их религиозные верования смешивались с верованиями коренного населения. Возможно, греки не принесли с собой других богов, кроме Зевса, Эоса и Диоскуроев. Лошадь (нумина) была связана с жидкой стихией и с подземным миром. Посейдон появляется в виде зверя (коня), который является речным духом подземного мира, как это обычно происходит в североевропейском фольклоре, а не в Греции. Посейдон «Ванакс» - мужчина-компаньон (паредрос) богини природы. В относительном минойском мифе Пасифа спаривается с белым быком, и она несет гибридное существо Минотавр. Бык был старым доолимпийским Посейдоном. Богиня природы и ее паредро выжили в элевсинском культе, где были произнесены следующие слова: «Могущественная Потния родила сильного сына».

В микенской культуре, сильно зависящей от моря, нет достаточных доказательств того, что Посейдон был связан с морем. Мы не знаем, была ли «Поседея» морской богиней. Гомер и Гесиод предполагают, что Посейдон стал владыкой моря после поражения своего отца Кроноса, когда мир был разделен по жребию между его тремя сыновьями; Зевсу было дано небо, Аиду - подземный мир, а Посейдону - море, а Земля и гора Олимп принадлежали всем трем. Вальтер Буркерт предполагает, что эллинское культовое поклонение Посейдону как богу-коню может быть связано с появлением лошади и боевой колесницы из Анатолии в Греции около 1600 г. до н.э.

Есть свидетельства того, что когда-то Посейдону поклонялись как коню, и об этом свидетельствует его культ на Пелопоннесе. Однако некоторые древние писатели считали, что изначально он был богом воды, и поэтому он стал «сотрясателем земли», потому что греки считали, что причиной землетрясений было размывание скал водами, реками, которые они видели, как они исчезли в земле, а затем снова взорвались. Это то, во что верили натурфилософы Фалес, Анаксимен и Аристотель, что, возможно, было похоже на фольклорные верования.

В любом случае раннее значение Посейдона все еще можно увидеть в «Одиссее» Гомера, где именно Посейдон, а не Зевс, является главным двигателем событий. У Гомера Посейдон - хозяин моря.

 


Поклонение Посейдону

 

Посейдон был главным гражданским богом нескольких городов: в Афинах он был вторым по значимости после Афины, в то время как в Коринфе и многих городах Великой Греции он был главным богом полиса.

В своем добром аспекте Посейдон создавал новые острова и предлагал спокойное море. Когда его оскорбляли или игнорировали, он якобы ударялся о землю своим трезубцем и вызывал хаотические источники, землетрясения, утопления и кораблекрушения. Моряки молились Посейдону о благополучном плавании, иногда топив лошадей в жертву; таким образом, согласно фрагменту папируса, Александр Великий остановился на сирийском побережье перед решающей битвой при Иссе и обратился к молитвам, «призывая морского бога Посейдона, для которого он приказал бросить колесницу с четырьмя лошадьми. в волны ".

По словам Павсания, Посейдон был одним из хранителей оракула в Дельфах до того, как олимпийский Аполлон захватил его. Аполлон и Посейдон тесно сотрудничали во многих сферах: например, при колонизации Дельфийский Аполлон давал разрешение выйти и поселиться, в то время как Посейдон наблюдал за колонистами на их пути и обеспечивал сияющую воду для жертвоприношения основания. В «Анабасисе» Ксенофонта описывается группа спартанских солдат в 400–399 гг. До н.э., поющих Посейдону гимн - своего рода гимн, который обычно поют Аполлону. Подобно Дионису, воспламенившему менады, Посейдон также вызвал определенные формы психических расстройств. В тексте Гиппократа о священной болезни около 400 г. до н.э. говорится, что его обвиняли в возникновении определенных типов эпилепсии.

Посейдону до сих пор поклоняются в современной эллинской религии, среди других греческих богов. Поклонение греческим богам признано правительством Греции с 2017 года.

 

Эпитеты

Распространенными эпитетами (или прилагательными), применяемыми к Посейдону, являются Эносихтон (Ἐνοσίχθων) «Сотрясатель Земли» или «сотрясающий землю» и Энносигайос (Ἐννοσίγαιος), используемые Гомером в «Илиаде» и Нонном в Дионисии. Из двух словосочетаний Enosichthon имеет более древнее свидетельство использования, так как оно обозначено в линейном письме B как E-нe-си-дa-o-нe.

 

Эпитеты Ennosigaios (и Ennosidas), Gaiēochos (Γαιήοχος), Seisichthon указывают на хтоническую природу Посейдона. В городе Эги на Эвбее он был известен как Посейдон Эгей, и у него был великолепный храм на холме, эпитеты вроде Пелагиоса (Πελάγιοι), «принадлежащие морю» в Ионии, Фикиос (φκιος), «полный водорослей» на Миконосе, «Кианочетис» (κυανοχαίτης: «Темноволосый», темно-синий цвет моря) указывает на то, что Посейдон считался господствующим над сушей, а также над морем.

Посейдон также был тесно связан с лошадьми, известными под эпитетом Гиппиос (ἲππειος), обычно в Аркадии. Его чаще считают укротителем лошадей, но в некоторых мифах он их отец, пролив свое семя на камень или спарившись с существом, которое затем родило первую лошадь. Он был тесно связан с пружинами, и ударом трезубца он создал пружины. Многие источники, такие как Гиппокрена и Аганиппа в Геликоне, связаны со словом лошадь (бегемоты). (также Glukippe, Hyperippe).

Некоторые другие эпитеты Посейдона:
«Асфалей», (ασφάλεια: безопасность), как защитник от землетрясений.
«Геликониос» (Ελικώνιος) связан с горой Геликон.
«Таврей» (Ταύρειος: связанный с быком). В Эфесе был праздник «Таврея».
«Петрайос» (Πετραἵος: связанный со скалами) в Фессалии. Он ударился о скалу, и появился конь «Скифиос».
«Птортеион» (Πτορθείων) «побудитель растительности».
«Эпоптис» (επόπτης: супервайзер) в Мегаполисе
«Фикиос» (Φύκιος: связанный с водорослями) на Миконосе.
«Фиталмиос» (Φυτάλμιος) связан с растительностью в Тройзене, Мегаре, Родосе.
Эпитеты, связанные с генеалогическими деревьями: «Патригиос», «Генетлий», «Генезиос», «Патер», «Фратриос».
«Эпактей» на Самосе означает «бог, которому поклоняются на побережье».
«Asphaleios», что означает «безопасность». Ему был посвящен храм в Тайнароне.

Рождение
Посейдон был вторым сыном титанов Кроноса и Реи. В большинстве случаев он был проглочен Кроносом при рождении и позже спасен вместе со своими другими братьями и сестрами Зевсом.

Однако в некоторых версиях истории он, как и его брат Зевс, не разделил судьбу других своих брата и сестер, которых съел Кронос. Его спасла его мать Рея, которая спрятала его среди стада ягнят и сделала вид, что родила жеребенка, которого отдала Кроносу на съедение.

По словам Джона Цетца, куротрофосом, или кормилицей Посейдона, был Арне, который отрицал, что знал, где он был, когда Кронос пришел на поиски; Согласно Диодору Сицилийскому, Посейдон был воспитан тельчинами на Родосе, так же как Зевс был воспитан корибантами на Крите.

Согласно единственному упоминанию в «Илиаде», когда мир был разделен жребием на три, Зевс получил небо, Аид - подземный мир, а Посейдон - море.

В «Одиссее» Гомера (Книга V, пер. 398) у Посейдона есть дом в Эге.

 

 

Основание Афин

Афина стала богиней-покровительницей города Афин после соревнования с Посейдоном. И все же Посейдон оставался грандиозным присутствием на Акрополе в форме своего суррогата Эрехтея. Во время праздника растворения в конце года по афинскому календарю Скира, жрецы Афины и жрец Посейдона отправятся под навесами в Элевсин. Они договорились, что каждый из них преподнесет афинянам один подарок, а афиняне выберут тот подарок, который им больше нравится. Посейдон ударил трезубцем по земле, и из него поднялась пружина; вода была соленой и не очень полезной, а Афина поднесла им оливковое дерево.

Афиняне или их царь Кекропс приняли оливковое дерево и вместе с ним Афину в качестве своего покровителя, потому что оливковое дерево приносило дерево, масло и пищу. После битвы, разгневанный своей потерей, Посейдон послал чудовищное наводнение на Аттическую равнину, чтобы наказать афинян за то, что они не выбрали его. Впадина, образованная трезубцем Посейдона и заполненная соленой водой, была окружена северным залом Эрехтейма, оставаясь открытой для воздуха. «В культе Посейдон отождествлялся с Эрехтеем», - отмечал Вальтер Буркерт; «Миф превращает это во временно-причинную последовательность: в гневе на поражение Посейдон повел своего сына Эвмолпа против Афин и убил Эрефея».

Состязание Афины и Посейдона было предметом барельефов на западном фронтоне Парфенона, первой достопримечательностью, которая встретила прибывающего посетителя.

Этот миф истолкован Робертом Грейвсом и другими как отражение столкновения между жителями микенских времен и более новыми иммигрантами. Афины в период своего расцвета были значительной морской державой, однажды нанеся поражение персидскому флоту у острова Саламин в морском сражении.

 

Стены Трои
Посейдон и Аполлон, оскорбившие Зевса своим восстанием в плане Геры, были временно лишены своей божественной власти и отправлены служить королю Трои Лаомедону. Он приказал им построить огромные стены вокруг города и пообещал хорошо наградить их, но затем отказался выполнить это обещание. В отместку перед Троянской войной Посейдон послал морского чудовища, чтобы атаковать Трою. Позже монстр был убит Гераклом.

Супруги и дети
Говорят, что у Посейдона было много любовников обоих полов (см. Расширяемый список ниже). Его супругой была Амфитрита, нимфа и древняя морская богиня, дочь Нерея и Дориды. Вместе у них родился сын по имени Тритон, водяной.

Посейдон был отцом многих героев. Считается, что он был отцом знаменитого Тесея.

Смертная женщина по имени Тиро была замужем за Кретеем (от которого у нее был сын Эзон), но любила Энипея, речного бога. Она преследовала Энипея, который отказался от ее заигрываний. Однажды Посейдон, исполненный страсти к Тиро, замаскировался под Энипея, и от их союза родились герои Пелий и Нелей, мальчики-близнецы. У Посейдона также был роман с Алопой, его внучкой через Керсион, его сыном и королем Элевсина, от которого родился аттический герой Гиппотун. Керсион похоронил свою дочь заживо, но Посейдон превратил ее в источник, Алопу, недалеко от Элевсина.

Посейдон спас Амимону от распутного сатира, а затем породил от нее ребенка, Науплиуса.

Изнасиловав Кенея, Посейдон выполнил ее просьбу и превратил ее в мужчину-воина.

Смертная женщина по имени Клейто когда-то жила на изолированном острове; Посейдон влюбился в смертного человека и создал жилое святилище на вершине холма недалеко от центра острова и окружил жилище кольцами воды и земли, чтобы защитить ее. Она родила пять пар мальчиков-близнецов; первенец, Атлас, стал первым правителем Атлантиды.

Не все дети Посейдона были людьми. В архаическом мифе Посейдон однажды преследовал Деметру. Она отвергла его ухаживания, превратившись в кобылу, чтобы спрятаться в табуне лошадей; он разглядел обман, стал жеребцом и схватил ее. Их ребенком была лошадь Арион, которая могла говорить по-человечески. Посейдон также изнасиловал Медузу на полу храма Афины. Затем Афина превратила Медузу в монстра. Когда позже ее обезглавил герой Персей, Хрисаор и Пегас вышли из ее шеи.

Среди других его детей - Полифем (Циклоп) и, наконец, Алебион, Бергион, Отос и Эфиальта (великаны).

Философ Платон, по мнению его собратьев древних греков, проследил свое происхождение до морского бога Посейдона через своего отца Аристона и его мифических предшественников, царей-полубогов Кодра и Меланта.

В литературе и искусстве
В греческом искусстве Посейдон едет на колеснице, которую тянет гиппокамп, или на лошадях, которые могут ездить по морю. Он ассоциировался с дельфинами и трехконечными рыбными копьями (трезубцами). Он жил во дворце на дне океана, сделанном из кораллов и драгоценных камней.

В «Илиаде» Посейдон покровительствует грекам и несколько раз принимает активное участие в битвах с троянскими войсками. Однако в Книге XX он спасает Энея после того, как Троянский принц низвергнут Ахиллом.

В «Одиссее» Посейдон известен своей ненавистью к Одиссею, который ослепил сына бога, Циклопа Полифема. Вражда Посейдона на долгие годы не позволяет Одиссею вернуться домой на Итаку. Одиссею даже говорят, что, несмотря на его окончательное безопасное возвращение, для умиротворения гнева Посейдона потребуется еще одно путешествие с его стороны.

В «Энеиде» Нептун все еще обижен на бродячих троянцев, но не так мстителен, как Юнона, а в Книге I он спасает троянский флот от попыток богини разрушить его, хотя его основной мотивацией для этого является его раздражение по поводу Юноны. вторгнувшись в его владения.

Гимн Посейдону, включенный в гомеровские гимны, представляет собой краткое обращение, вступление из семи строк, которое обращается к богу как «двигателю земли и бесплодного моря, богу глубин, который также является владыкой Геликона и широких Эгей, и уточняет» его двойственная природа как олимпийца: «укротитель лошадей и спаситель кораблей».

Посейдон появляется в Перси Джексоне и олимпийцах как отец Перси Джексона и Тайсона Циклопа. Он также появляется в телесериале ABC «Однажды в сказке» в роли приглашенной звезды второй половины четвертого сезона, которую играет Эрни Хадсон. В этой версии Посейдон изображается как отец морской ведьмы Урсулы.

 

Повествования

Мифы о Посейдоне в рассказах рассказчиков
Библиография реконструкции:
Гомер, Одиссея, 11.567 (7 век до н.э.)
Пиндар, Олимпийские оды, 1 (476 г. до н.э.)
Еврипид, Орест, 12–16 (408 г. до н. э.)
Bibliotheca Epitome 2: 1–9 (140 г. до н. э.)
Овидий, Метаморфозы, VI: 213, 458 (8 г. н.э.);
Гигин, Басни, 82: Тантал; 83: Пелопс (1 век нашей эры)
Павсаний, Описание Греции, 2.22.3 (160 - 176 гг. н. э.)

Библиография реконструкции:
Пиндар, Олимпийская ода, I (476 г. до н.э.)
Софокл, (1) Электра, 504 г. (430 - 415 гг. до н.э.) и (2) Эномай, о. 433 г. (408 г. до н.э.)
Еврипид, Орест, 1024–1062 (408 г. до н.э.)
Bibliotheca Epitome 2, 1–9 (140 г. до н. э.)
Диодор Сицилийский, Истории, 4.73 (1 век до н.э.)
Гигин, Басни, 84: Оиномаус; Поэтическая астрономия, ii (1 век нашей эры)
Павсаний, Описание Греции, 5.1.3–7; 5.13.1; 6.21.9; 8.14.10 - 11 (ок. 160 - 176 н. э.)
Филострат Старший воображает, I.30: Пелопс (170 - 245 г. н.э.)
Филострат Младший, Imagines, 9: Pelops (ок. 200 - 245)
Первый мифограф Ватикана, 22 года: Миртил; Атрей и Фиест
Второй мифограф Ватикана, 146: Эномаус