Триумфальная Арка Септимия Севера (Рим)

Арка Септимия Севера (Рим)

 

Римское королевство

Римская Республика

Римская империя

Ранний византийский период (475- 842 г)

Средний византийский период (842- 1259 г)

Поздний византийский период (1259-1461 г)

Римские Боги

 

Описание Триумфальой Арки Септимия Севера

Арка Септимия Севера (итал. Arco di Settimio Severo) в северо-восточной части Римского форума представляет собой триумфальную арку из белого мрамора, посвященную в 203 г. н.э. в ознаменование парфянских побед императора Септимия Севера и двух его сыновей, Каракаллы и Геты, в две кампании против парфян 194–195 гг. и 197–199 гг. После смерти Септимия Севера его сыновья Каракалла и Гета первоначально были совместными императорами. Каракалла убил Гету в 212 году нашей эры; Мемориалы Геты были разрушены, а все изображения или упоминания о нем удалены с общественных зданий и памятников. Соответственно, изображение Геты и надписи, относящиеся к нему, были удалены с арки.

Арка была возведена на основании из травертина, к которому изначально подходили по ступеням с древнего уровня Форума. Центральная арка, охваченная полукруглым сводом с богатыми кессонами, имеет боковые отверстия с каждой стороны арки, что повторяется во многих триумфальных арках раннего Нового времени. Высота арки около 23 метров, ширина 25 метров. На арке два набора рельефов. Первый набор включает в себя четыре большие панели на каждой стороне мансарды, а второй набор состоит из восьми панелей, которые установлены на внутренней стороне четырех арок.

Три арочных проема опираются на опоры, представляющие собой составные колонны на пьедесталах. Крылатые Победы рельефно вырезаны на перемычках. Лестница на южном пирсе ведет на вершину памятника. Ранее на вершине арки располагались статуи императора и двух его сыновей в четырехконной колеснице (квадриге) в сопровождении воинов.

Главный архитектор неизвестен, но он работал с таким уровнем мастерства, который позволил ему создать арку быстро и традиционным способом. Несмотря на то, что колонны, опоры и карнизы традиционны, стиль, в котором архитектор демонстрирует эффекты текстуры, а также выдающиеся и универсальные плоскости, демонстрирует намек на отклонение от классического стиля. По словам ученого Ричарда Бриллианта, разнообразие стилей, изображенных на арке, означает, что в ее создании участвовало множество разных мастерских и скульпторов. Это был способ быстро завершить комиссию. Бриллиант сделал этот вывод, выявив, как одни и те же модели мотивов имеют небольшие различия на всех рельефах. Даже отдельные части, такие как панели, средние рельефы и пьедесталы колонн, имеют отличительные методы или стили, которые, должно быть, исходили от разных художников. Различия в стилях не такие резкие, чтобы бросаться в глаза, но их достаточно, чтобы эксперт мог определить сдвиг. В арке также есть некоторые участки, которые более детализированы, чем другие, что указывает на то, что на них было потрачено больше времени, что нормально, когда разные скульпторы в мастерской работают над одним и тем же объектом. Те, кто работал над аркой, обучались стилю Антонина, который был известен своим богатым орнаментом и использованием проконнесского мрамора.

Чтобы добавить глубины арке, тени фасада углублены колоннами и трехмерными карнизами. Фасад выполнен в тетрастиле, где четыре колонны используются для создания крыльца. Четырехстильный фасад в арке Севера Септимия является лишь иллюзией, так как за колоннами нет глубокого крыльцообразного пространства.

Арка Септимия Севера (Рим)

История

После второго века нашей эры римские императоры обычно использовали триумфальные арки, чтобы объявить о своих достижениях таким образом и в таком месте, чтобы их могли увидеть все римляне. Арка знаменательна тем, что была целеустремленным инструментом империалистической пропаганды, созданным в период становления римского государства. Он был создан для празднования парфянской победы, а также для того, чтобы похвастаться династией Северан. Его победа над парфянами началась в 197 г. н.э., когда он отправился в Нисибис в Месопотамии, чтобы вернуть город, осажденный парфянской империей. После того, как он вернул оккупированный римлянами город Нисбис у парфян, он повел свою армию, чтобы захватить другие парфянские города, такие как Селевкия в Вавилоне и столица Ктесифон. Войны, затеянные Септимием Севером, привели к тому, что римляне приобрели Северную Месопотамию.

Монеты с изображением арки начали создавать Септимий и Каракалла, чтобы показать римлянам завершение этой работы. Говорят, что изображение монеты и настоящей арки очень похоже. Император Септимий Север решил назвать своих сыновей Грету и Каракаллу наследниками своего престола, где они должны были править вместе друг с другом. После смерти Септимия Севера Грета была убита его братом Каракаллой.

Арка Септимия Севера (Рим)

Надпись

На аттике арки выбита надпись, прославляющая Септимия Севера и его сына и соправителя Каракаллу:

Imp(eratori) Caes(ari) Lucio Septimio M(arci) fil(io) Severo Pio Pertinaci Aug(usto) patri patriae Parthico Arabico et Parthico Adiabenico pontific(i) maximo tribunic(ia) potest(ate) XI imp(eratori) XI, co(n)s(uli) III proco(n)s(uli) et imp(eratori) Caes(ari) M(arco) Aurelio L(ucii) fil(io) Antonino Aug(usto) Pio Felici tribunic(ia) potest(ate) VI co(n)s(uli) proco(n)s(uli) (p(atri) p(atriae) optimis fortissimisque principibus) ob rem publicam restitutam imperiumque populi Romani propagatum insignibus virtutibus eorum domi forisque S(enatus) P(opulus) Q(ue) R(omanus)

Перевод:
«Императору Цезарю Луцию Септимию Северу, сыну Марка, благочестивому и упорному августу, Отцу отечества, парфянскому аравийскому и парфянскому адиабенскому, Великому понтифику, одиннадцать раз ставшему народным трибуном, провозглашённому в одиннадцатый раз императором, трижды консулу, проконсулу — и императору Цезарю Марку Аврелию Антонину, сыну Луция, благочестивому и счастливому августу, шесть раз ставшему народным трибуном, консулу, проконсулу, Отцу отечества, — наилучшим и наимогущественным властителям — за спасение государства и расширение владений римского народа, и за их выдающиеся заслуги на родине и вне её — сенат и римский народ» (установили этот монумент)

 

Материалы

Материалы арки в основном сделаны из травертина и мрамора, смешанных с бетоном и кирпичом. Проконнесский мрамор использовался для колонн, пентелийский мрамор для кладки и лунский мрамор для больших рельефных колонн. Мраморные блоки были точно вырезаны в формате, который делал форму каждого блока прямоугольной. Каждый блок, горизонтальный или вертикальный, подогнан очень близко друг к другу, и непонятно, как это было возможно без разборки арки. Считается, что мраморные блоки были вырезаны, когда они еще лежали на земле. Чтобы избежать повреждения орнамента, детали сначала делались грубо на земле, а затем совершенствовались и детализировались, когда блоки были в правильном положении. Большая часть арки должна быть заранее спланирована по дизайну и тщательно выровнена, прежде чем она будет установлена ​​на место. Мелкие детали в конструкции показывают, что этот памятник был сделан одними из лучших специалистов того времени.

 

Украшение

Поскольку арка создавалась с целью демонстрации победы и империалистической пропаганды, орнамент был существенным и специфическим. Арка показывает вертикальное возвышение, характерное для римского канона декора, и то, как дизайнер добавил горизонтальные акценты.

Украшение чердака должно было показать достижения императорской семьи. Свидетельства из монет Севера показывают, что, хотя он больше не стоит, на вершине чердака раньше находилась колесница, запряженная шестью лошадьми и двумя всадниками из позолоченной бронзы. Эти скульптуры, скорее всего, выполняли роль трофеев. Мансарда была предназначена для декоративного обрамления надписи на арке. Это видно по позолоте и размеру букв. Поскольку буквы были позолочены, отражение на них в солнечный день сделало бы предложения трудными для чтения, но днем ​​они были бы разборчивы. Отверстия под шканты в основании аттика показывают, что раньше к нему прикрепляли какой-то металлический орнамент, скорее всего, в виде растительных или трофических символов. На аттике карнизы с лесбийской кимацией с розеткой вокруг надписи, а также двойной молдинг с полосами аканта. В арке используется стиль, распространенный в имперской архитектуре, в которой использовались коринфские колонны.

 

Иконография

По всей арке много рельефов. Рядом с перемычками арочного входа летят Виктории, знаменующие победу императора. Под Викториями расположены четыре статуи, символизирующие четыре времени года. На ближайших к первому этажу постаментах изображены военнопленные. Посетители, проходящие через арку, увидят эти изображения и напомнят об имперских победах Септимия Севера. У некоторых из этих заключенных мрачные лица, у других руки за спиной, а позади них стоит римский солдат. Добыча и добыча, захваченные Септимием Севером и его людьми, показаны под четырьмя основными рельефами. Добыча перевозится на телеге, которую везет большое животное. Арка состоит из четырех основных рельефных панелей, на которых изображены сцены римских войн против Парфянской империи.

Рельеф первый: арка изображает осаду Нисибиса в 195 г. н.э. во время первой парфянской войны. Рыцарь, стоящий на страже городских ворот, — это рыцарь, которого Септимию Северусу пришлось защищать город Нисибис после войны. Нисибис показан на первой панели, потому что он считается causa belli (зачинщиком войны) первой войны против парфян. Небольшое здание в нижней части панели представляет собой римский лагерь, который был разбит во время осады Нисибиса осроенами и адиабенами, побежденными Северусом. Множество фигур изображают битву, в которой Северус победил Осроени и Адиабени в первой парфянской войне.

Облегчение два: эта сцена имеет много интерпретаций. Одна из интерпретаций этой панели состоит в том, что это сцена восстания Эдессы, союзницы Рима. хотя нижняя часть выглядит как битва, говорят, что это вместо этого капитуляция короля Абгруса императору, который стоит перед другими эдесскими фигурами, получая их подчинение. В центральной части изображен король, сдающийся императору. Другая теория этой панели гласит, что эта сцена показывает соглашение, заключенное между императором Севераном и городом Хатра. То, как император держит свое копье вниз, подразумевает отсутствие агрессии с его стороны. Другая фигура не стоит на коленях, что противоречит теории подчинения.

Рельеф третий: эта панель находится со стороны Капитолия и представляет собой рельеф второй парфянской кампании. Слева на рельефе изображены римляне, атакующие город Селевкию. Фигуры бегущих слева и справа — это парфянские воины, а вверху рельефа изображены горожане, сдающиеся в плен римлянам.

Рельеф четвертый: Рельеф справа, обращенный к Капитолию, показывает, как римляне захватывают город Ктесифон, последнюю битву парфянской войны. Одним из признаков того, что это осада и разграбление города, является большая осадная машина, показанная в левой нижней части панели. Справа показан город, сдающийся римлянам. В правом верхнем квадранте изображен император Септимий Север, объявляющий Каракаллу, своего старшего сына, соправителем, а Гету, своего младшего сына, коронованным принцем.

 

Топография

Многие триумфальные арки находятся на Сакра Виа, которая представляет собой триумфальное шествие внутри Римского форума. Это сделало арку Септимия Севера отдельной аркой. Из-за того, что он располагался рядом с комициумом, увидеть памятник могли только люди, передвигавшиеся пешком.

После восьми лет отсутствия новой императорской комиссии на Форуме была возведена Арка Септимия. Арка была способом, которым император мог показать свой римский патриотизм, сохраняя при этом традиции. До возведения арки Септимия в честь его побед здесь стояла бронзовая конная статуя. Статуя представляла его «Сон Пертинакса», в котором он предвидел свое восхождение на трон. Его поражение от парфян было способом «узаконить правопреемство», которое помогло Риму стать местом мира. Арочные стенды между Рострой Августи и Куной представляют собой связь между Сенатом и императором.

 

Ущерб

Наиболее поврежденным участком свода являются рельефные панели, покрытые эрозией и темной коркой, стирающей хрупкую поверхность. Углеводородные пары вместе с мрамором привели к химическим реакциям, в результате которых уязвимое покрытие утолщается. Повреждения огнем очевидны на первой большой панели слева из-за окалины, видимой на мраморе. Также имеются повреждения карнизов, выступающих наружу и поверх арки. Помимо этих поврежденных участков, арка находится в приличном состоянии. Опытные каменщики и архитекторы династии Северан являются важной частью того, почему памятник до сих пор стоит среди произведений времени и природы.

 

Реставрация

Арка стоит у подножия Капитолийского холма, а немного восточнее — три коринфские колонны, которые являются остатками храма Юпитера Тонана. Лестничный пролет первоначально вел к центральному отверстию, как и до сих пор к арке Траяна в Анконе. К 4 веку эрозия настолько подняла уровень Форума, что через Арку впервые была проложена дорога. С окружающих холмов выветрилось столько мусора и ила, что арка вросла в основание колонн. Ущерб, нанесенный колесным средневековым и ранним современным транспортом, все еще можно увидеть на основаниях колонн над барельефами цоколей.

В средние века неоднократное затопление низменного Форума смыло столько дополнительных отложений и мусора, что, когда Каналетто нарисовал его в 1742 году, над землей виднелась только верхняя половина арки. Хорошо сохранившимся состоянием Арка во многом обязана тому, что она была включена в структуру христианской церкви, подаренной в 1199 году Папой Иннокентием III церкви св. Серхио и Бакко. Половина арки принадлежала семье Чимини, которой также приписывают сохранение конструкции (Claustrum Cimini). Крепость включала башню, расположенную на вершине самой Арки. Когда церковь была перестроена в другом месте, арка осталась церковной собственностью и не была снесена для других построек.