Санта-Бибиана (Рим)

Санта-Бибиана (Рим)

 

Описание Санта-Бибиана

Via Giovanni Giolitti 154
Тел. 06-446 5235
Автобус: 71
Троллейбус: 5, 14
Метро: Витторио Эмануэле
Открытие: с 7:30 до 10:00, с 16:30 до 19:30; Понедельник суббота; 7:30 - 14:30, 16:30 - 19:30 Воскресенье

Обманчиво простой фасад Санта-Бибиана был первым словом Бернини в архитектуре. Её чистый, экономичный дизайн украшен наложенными пилястрами и глубоко затененными арками. Сама церковь была построена на месте дворца, принадлежащего семье Бибиана. Именно здесь святой был похоронен после того, как его высекли до смерти свинцовыми шнурами во время кратковременного преследования христиан в царствование Юлиана Отступника (361-3). Внутри церкви Санта-Бибиана находится небольшая колонна, на которой, как говорят, Бибиана забили до смерти. Ее остатки вместе с матерью, Дафросой и его сестрой, Деметрией, которая также стала мученицей, сохранились в алебастровой урне под алтарем. В нише над алтарем стоит статуя Санта-Бибиана работы Бернини - первая полная одетая фигура, которую он когда-либо сделал. Он изображает ее стоящую рядом с колонной, держа шнуры, которыми она была забита, видимо, на грани смертельного обморока.

 

История

Древнее предание, не подтвержденное документально, гласит, что церковь была построена в 363 году римской матроной Олимпиной на доме, где они претерпели мученическую смерть, во время предполагаемого гонения императора Юлиана (361-363), мученица Вивиана вместе с матерью Дафрозе и его сестре Деметрии, в то время как его отец Флавиано был бы сослан и замучен в Аква Тауринас (возможно, сегодняшний Монтефиасконе). Церковь стояла в районе Хорти Личиниани, недалеко от нимфея, широко известного как храм Минервы Медики. Рядом с церковью находилось древнее кладбище, названное по источникам ad ursum pileatum.

Однако, согласно Liber Pontificalis, церковь была построена в 467 году во времена понтификата папы Симплиция. Папа Лев II (682-683) перенес сюда мощи мучеников Симпличио, Фаустино и Виатриче из катакомб Дженерозы. У самого папы поблизости была построена церковь, посвященная Павлу из Тарса (iuxta Sanctam Vivianam), которая сейчас исчезла.

Здание было восстановлено папой Гонорием III в 1224 году: по этому случаю папа приказал построить рядом с церковью женский монастырь, занимаемый до середины пятнадцатого века, а затем разрушенный Урбаном VIII, который в начале семнадцатого века приказал полностью отремонтировать церковь: работы, длившиеся два года, проводились по случаю Юбилея 1625 года (о чем свидетельствуют надписи на входных дверях) под руководством Джан Лоренцо Бернини. Его вмешательства заключались в реконструкции фасада, в строительстве двух часовен в конце боковых проходов, в закрытии окон центрального нефа и в строительстве нового пресвитерия на месте древней апсиды; Бернини также создал статую святого, которая сегодня возвышается над главным алтарем.

Церковь была резиденцией одноименного прихода, возведенного 30 мая 1953 года по указу кардинала викария Клементе Микара «Cum in illa region» и обслуживаемого монахами конгрегации Сыновей Святого Семейства. Приход был ликвидирован 10 октября 2020 года.

 

Описание

Фасад разделен на два региона. Нижний ордер имеет портик с тремя арками, разделенными колоннами с капителями в ионическом стиле. Верхний этаж разделен на три части такими же столбами, разделяющими прямоугольные окна. Этот тип конфигурации фасада (портик внизу и благородный этаж вверху) был до того времени исключительной прерогативой гражданских зданий эпохи Возрождения. Восстановление церкви в 1624 году после обнаружения тела святого стало первым испытанием в области архитектуры Бернини. Он вводит существенную новинку в фасад, сочетая традиции здания с новинками барокко, пользуясь значительным успехом, хотя фасад Санта-Бибиана представляет собой уникальный в истории архитектуры. В портике находится надгробие 13 века в память о кладбище и когда-то существовавшем монастыре.

Интерьер здания состоит из трех нефов, разделенных голыми колоннами. Рядом со входом находится колонна из красного мрамора, которая, согласно преданию, является той, на которой Вибиана подверглась пытке бичевания освинцованными веревками. Его защищает решетка из позолоченной бронзы, выполненная по проекту Бернини.

Вдоль стен нефов расположено несколько гробниц настоятельниц древнего монастыря. Часовня открывается на каждом нефе. Тот из левого прохода был построен в конце семнадцатого века Винченцо Пачетти: на алтаре запрестольный образ Джакомо Вероны с Санта-Гельтрудой в экстазе; на правой стене могила самого Пачетти. Часовня в правом проходе была построена в 1702 году для семьи Петрони, чей герб находится в центре входной арки; запрестольный образ изображает святых в почитании образа Мадонны с младенцем; на боковых стенах две картины, изображающие различных святых и изображения двух королей, Леопольда I Австрийского и Карла II Испанского; все работы в этой часовне приписываются Джироламо Строппа (1637-1705), ученику Пьетро да Кортона.

Боковые проходы заканчиваются двумя часовнями, работа, как уже упоминалось, Бернини. Они посвящены Санта-Деметрии и Санта-Дафрозе, представленным двумя полотнами, работами Пьетро да Кортона и Агостино Чампелли (1577-1642) соответственно.

Стены центрального нефа, на котором окна когда-то открывались, а затем закрывались Бернини, сплошь покрыты росписями. Цикл картин на левой стене принадлежит Пьетро да Кортона, а на правой стене — Агостино Чампелли. Оба иллюстрируют эпизоды из жизни святой Вибианы и были заказаны Папой Урбаном VIII одновременно с восстановлением церкви, о чем напоминает большая надпись на контрфасаде.

Центральный неф заканчивается главным алтарем. Под ними находится древнеримский алебастровый бассейн, найденный во время работ 1624 года; в нем находятся мощи святых Вивианы, Деметрии и Дафросы. С другой стороны, над алтарем находится скульптура Бернини (1626 г.) в нише, на которой изображен святой, прислонившийся к колонне пыток и держащий пальму, символ мученичества. Статуя ведет диалог с фреской сестры святой Деметрии, выполненной Пьетро да Кортона, за счет тяжести, иллюзорного присутствия, складок драпировки. Этот диалог свидетельствует об официальном крещении барокко этими двумя великими художниками.