Виа делла Гатта (Рим)

Виа делла Гатта (Рим)

 

Описание Виа делла Гатта

Автобус: 62, 63, 64, 70, 81, 87, 186, 492 и маршруты по Виа дель Плебисцито и Корсо Витторио Эмануэле II

Виа делла Гатта (Via della Gatta) - эта узкая улица, которая проходит между Палаццо Дориа Памфили и меньшим Палаццо Грациоли. Древняя мраморная скульптура кота (гатта), которая дает название улицы, находится на первом карнизе на углу Палаццо Грациоли. Эта статуя была извлечена из руин древнего римского храма, посвященный египетской богини Исиды, который некогда стоял неподалеку. В дополнение к названию этой улицы, кошка однажды дала назвала название площади, прежде чем герцог Грациоли построил там свой дворец. Традиция гласит, что маленькая статуя была помещена здесь в память о кошке, которая, увидев ребенка на краю карниза здания, начала мяукать. Своими дикими криками она смогла привлечь внимание матери, которая сумела спасти своего ребенка, прежде чем он упал. Другая местная легенда также утверждает, что кошка указывает на некий склад, спрятанный в средние века. Дескать, некое таинсвенное общество спрятали под землей свои сокровища и документы с тайными зданиями.

 

Легенды

На карнизе Палаццо Грациоли в центре Рима находится особенная статуя кошки, которая уже давно будоражит народное воображение, вдохновляя различные легенды.

Расположенный в заднем углу здания, кот дает название одноименной улице, пересечению Виа дель Плебисцито, а ранее также площади Пьяцца делла Гатта, которая позже стала Пьяцца Грациоли.

Здание, ныне известное тем, что долгое время было римской резиденцией Сильвио Берлускони, а также резиденцией его «парламентино», было построено Джакомо делла Порта в 16 веке для семьи Эрколани, а затем стало дворянской резиденцией командующего. Винченцо Грациоли.

Именно во время реставрации в 1874 году архитектором Антонио Сарти было решено разместить на том месте, где он стоит и сегодня, мраморную кошку, найденную в близлежащем Храме Исиды. Причины, по которым кошку поместили в этот угол, неясны, но римляне пытались объяснить их как минимум тремя легендами.

На самом деле, самая известная история гласит, что кошка спасла жизнь ребенку в опасности, парящем на уступе, предупредив растерянную мать своим мяуканьем. Таким образом, статуя должна была быть помещена в честь кошачьего права в точке, с которой малышу грозила опасность упасть.

Похожа и другая легенда, в которой кошка снова является героиней и поэтому заслуживает того, чтобы ее запомнили. В этом случае, однако, это был бы ночной пожар, вспыхнувший в районе, который не привел бы к жертвам или чрезмерному ущербу именно потому, что кошка разбудила бы жителей даже на этот раз своим мяуканьем.

Многие тогда были очарованы и соблазнены третьей легендой, повествующей об очень богатом и мифическом сокровище, спрятанном в месте, на которое указывает кошка. В этом направлении, однако, есть только библиотека Рисполи, безусловно богатая сокровищами, но уж точно не золотыми монетами.

Вполне вероятно, что в своем первоначальном замысле кошка представляла собой египетское божество Бастет, одну из самых важных и почитаемых фигур, особенно в Нижнем Египте. Таким образом, приписывание Бастет женских, материнских и защитных качеств в сочетании с ее кошачьими чертами предполагает большую правдивость первой легенды, с которой эта фигура хорошо согласуется.

Однако это не единственная статуя из храма Исиды, которую затем перенесли в особенные и необычные точки города. Комплекс в Кампо-Марцио, посвященный Исиде и Серапису, также включал мраморное основание Виа Пие ди Мармо, обелиск Пантеона и слона Минервы, знаменитую «говорящую статую» мадам Лукреции (первоначально Исиды или одной из его жрица) на углу между Палаццо Венеция и базиликой Сан-Марко, а также статуя Тота Чиночепало, обычно называемая «Какко», хранящаяся в музеях Ватикана.

Наконец, упоминание о кошке на Виа делла Гатта также можно найти в небольшом обету на углу Палаццо Дориа-Памфили, где Мадонна Непорочного Зачатия держит кошку на руках.