Гесу или Иль-Джезу (Рим)

Гесу или Иль-Джезу (Рим)

 

Описание Гесу или Иль-Джезу

Гесу или Иль-Джезу (Рим)

Адрес: Пьяцца дель Джезу (Piazza del Gesu)
Тел. 06-69 70 01
Шина: H, 46, 62, 64, 70, 81, 87, 186, 492, 628, 810
Часы работы: с 6:00 до 12:30, с 16:00- 19:15, ежедневно

 

Церковь Гесу (Gesu) или церковь Иисуса или или Иль-Джезу была возведена между 1568 и 1584 годами. Иль-Джезу был первой иезуитской церковью, которая будет построена в Риме. Его дизайн олицетворяет контрреформационную барочную архитектуру. Он позже был очень имитирован во всем католическом мире, особенно в Новом Мире. Общий вид провозглашает две основные функции церкви: большой неф с боковыми кафедрами для проповеди для больших толп и главный алтарь, являющийся центральным элементом празднования мессы или католической литургии. Украшения в нефе и куполе было добавлено спустя столетие. Его послание ясное и четков: верные католики будут радостно вознесены на небеса, в то время как протестанты и другие еретики попадают в огонь Ада.
 
Церковь Иль-Джезу первоначально была задумана в 1551 году святым Игнатием Лойолой, основателем Ордена иезуитов, который особенно отличился во время протестантской Реформации и последующей католической контрреформации. Иль-Джезу был также домом Высшего Генерала Общества Иисуса до своего росспуска в 1773. Церковь, впоследствии восстановленная иезуитами, также включает в свой комплекс соседнего палаццо, который является резиденцией иезуитских ученых со всего мира, обучающихся в Григорианском университете в рамках подготовки к рукоположению в священство.

 

История

Хотя Микеланджело по просьбе испанского кардинала Бартоломео де ла Куэва из преданности предложил спроектировать церковь бесплатно, это предприятие финансировал кардинал Алессандро Фарнезе, внук папы Павла III, папы, который санкционировал основание церкви. Общества Иисуса. В конечном итоге главными архитекторами, участвовавшими в строительстве, были Джакомо Бароцци да Виньола, архитектор семьи Фарнезе, и Джакомо делла Порта. Церковь была построена на том же месте, что и предыдущая церковь Санта-Мария-делла-Страда, где когда-то святой Игнатий Лойола молился перед образом Пресвятой Богородицы. Этот образ, ныне украшенный драгоценными камнями, можно увидеть в церкви в приделе Игнатия с левой стороны от алтаря.

Строительство церкви началось 26 июня 1568 года по проекту Виньолы. Виньоле помогал иезуит Джованни Тристано, сменивший Виньолу в 1571 году. Когда он умер в 1575 году, его сменил архитектор-иезуит Джованни де Росис. Джакомо делла Порта участвовал в строительстве крестового свода, купола и апсиды.

Пересмотр дизайна фасада Виньолы, проведенный делла Порта, дал историкам архитектуры возможность провести близкое сравнение между сбалансированной композицией Виньолы в трех наложенных друг на друга плоскостях и динамически слитным напряжением Делла Порта, ограниченным его сильными вертикальными элементами. Отвергнутый дизайн Виньолы сохранился на гравюре 1573 года.

Дизайн этой церкви стал образцом для иезуитских церквей, просуществовавших до двадцатого века; его новшества требуют перечисления. Эстетика католической церкви в целом находилась под сильным влиянием Тридентского собора. Хотя сам Собор мало говорил о церковной архитектуре, его предложение об упрощении побудило Чарльза Борромео реформировать практику церковного строительства. Свидетельства внимания к его трудам можно найти в Gesù. Здесь нет притвора, в котором можно было бы задержаться: посетитель сразу проецируется в тело церкви, один неф без проходов, так что прихожане собираются и внимание сосредоточено на главном алтаре. Вместо нефов за арочными проемами расположен ряд одинаковых сообщающихся между собой часовен, вход в которые контролируют декоративные балюстрады с воротами. Трансепты сведены к заглушкам, которые подчеркивают алтари их торцевых стен.


План синтезирует центральную планировку Высокого Возрождения, выраженную грандиозным размахом купола и выступающими опорами перехода, с удлиненным нефом, который был характерен для проповеднических церквей, типа церкви, основанной францисканцами и доминиканцами с тех пор. тринадцатый век. Повсюду инкрустированные полихромные мраморные облачения облегчены позолотой, бочкообразные своды с фресками украшают потолок, а риторическая белая лепнина и мраморные скульптуры вырываются из тектонического обрамления. Пример Джезу не устранил традиционную церковь-базилику с проходами, но после того, как ее пример был установлен, эксперименты с барочными планами церковных этажей, овалом или греческим крестом, в основном ограничивались небольшими церквями и часовнями.

Церковь была освящена кардиналом Джулио Антонио Санторио, делегатом папы Григория XIII, 25 ноября 1584 года.

 

Архитектура, живопись и скульптура

Церковь имеет продольный план с одним нефом (согласно тридентскому диктату), перекрытым бочкообразным сводом, окруженным тремя часовнями с каждой стороны, пресвитерием, увенчанным куполом на пересечении трансепта (руки которого были сокращены). до превращения в две часовни). В этом проекте Виньола хотел отдать предпочтение индивидуальной медитации и проповеди. Образцом этой церкви (которая представляет собой связующее звено между классицизмом, маньеризмом и барокко) была церковь Сант-Андреа-ди-Мантова, построенная около века назад по проекту Леона Баттисты Альберти.

Купол Делла Порта имеет восьмиугольный барабан. Сам Делла Порта спроектировал фасад для Джезу, увенчанный треугольным тимпаном, с которым широкая нижняя полоса разделена четырьмя парами пилястр и закрыта сверху большими завитками, закрывающими крышу.

Центральная фреска свода нефа (по заказу кардинала Джованни Франческо Негроне), наделенная экстраординарным эффектом перспективы, — это «Триумф имени Иисуса» Джована Баттиста Гаулли, известного как il Baciccio. Точка в нефе, отмеченная монограммой «IHS» (первые буквы имени Иисуса на греческом языке), указывает на оптимальное место наблюдения для зрителя. Также Бачиччо - фреска в куполе. Художник Джованни Андреа Карлоне, ученик Карло Маратты, также работавший в близлежащем Палаццо Альтьери, много лет работал там фресковым художником (1673-1678).

Алтарь, посвященный Игнатию Лойоле, в большой часовне, посвященной святому, поражает переизбытком золота и других драгоценных материалов (лазурит, алебастр, мрамор, оникс, аметист, хрусталь). Это работа Андреа Поццо, художника-иезуита, и она была завершена между 1696 и 1700 годами. Останки святого покоятся в позолоченной бронзовой урне работы Алессандро Альгарди. Каждый день около 17:30 за большим полотном, изображенным рядом, появляется большая золотая статуя святого, среди музыки и света.

Алтарь окружают четыре скульптурные группы. Они представляют:
«Утверждение компании Иисуса» Анджело Де Росси;
«Триумф веры над идолопоклонством» Жана-Батиста Теодона;
канонизация Игнацио Бернардино Каметти;
Религия, победившая ересь, Пьер Легро.

Перед часовней Игнатия находится часовня Сан-Франческо Саверио, построенная явно более трезво; его разработали Пьетро да Кортона и Карло Фонтана. Интересны и другие приделы, среди которых, кроме указанных здесь, еще и Ангельский.

Под алтарем в реликварии хранится правая рука святого, привезенная в Италию в 1614 году по приказу генерала Клаудио Аквавива. Купол украшен фресками «Слава Сан-Франческо Саверио» художника Джованни Андреа Карлоне.

Главный алтарь церкви работы Антонио Сарти датируется 1843 г. Алтарь, написанный Алессандро Капальти, изображает обрезание Иисуса, для евреев фактически момент, когда имена присваиваются детям и, таким образом, полотно напоминает тему «Святейшего имени Иисуса». Механизм, аналогичный механизму алтаря Сан-Игнацио, позволяет опустить полотно, чтобы обнаружить статую Святого Сердца.

Ризница
Ризница, спроектированная Джироламо Райнальди, имеет форму четырехугольника и изысканно украшена мастерскими работами резчика из Форливезе Франческо Брунелли: шкафы со статуями двенадцати апостолов, двух ангелов и распятия. Картина Джакомо Зоболи «Смерть Сан-Джованни Франческо Реджиса в Лалувезе» хранится в комнатах, примыкающих к ризнице.

 

Часовня Святого Сердца бывшего святого Франциска Ассизского

В шестнадцатом веке по заказу Франческо Борджиа (третьего генерального ректора Общества Иисуса, позже провозглашенного святым) начались работы по строительству часовни с правой стороны трансепта церкви Сантиссимо Номе ди Джезу, чьи расходы несла дворянка: Олимпия Орсини. В 1599 году часовня, построенная Делла Порта, была открыта и посвящена Сан-Франческо д'Ассизи, чье имя клиент носил и питал глубокую преданность; в 1920 году часовня становится Святейшим Сердцем, так как на месте запрестольного образа, изображающего святого Франциска, получающего стигматы, и двух полотен со святыми Кларой и святой Елизаветой Венгерскими, обрамляющих его, расположен овал Святейшего Сердца, выполненный Помпео Батони в 1767 году, первая картина в Италии после явлений Санта-Маргерита-Мария-Алакок. Картина Батони изначально находилась на алтаре часовни, посвященной святому Франциску Ксаверию.

Часовня имеет круглый план; в своде, вперемежку с головами херувимов, изображены четыре евангелиста и четыре учителя Церкви: Амброджо, Агостино, Джироламо и Грегорио Маньо работы Бальдассаре Кроче (Болонья 1558 - Рим 1628).

Алтарь окружен двумя колоннами из африканского мрамора; в расщелине барабанной перепонки два ангела поддерживают монограмму имени Иисуса.Киборий покрыт греческим красным мрамором, инкрустированным полудрагоценными камнями, по бокам две бронзовые статуи Санта-Маргерита-Мария-Алакок и Сан-Клаудио-ла-Коломбьер, первое доверенное лицо святого провидца; фронтальная часть из малахита с красной лентой и серебряным барельефом воспроизводит явление Святого Сердца.

До того, как часовня стала Святым Сердцем, под алтарем стигматов находилась небольшая мраморная группа с изображением Святой Анны и Младенца очень утонченного вкуса, которая сейчас находится в часовне Санта-Мария-делла-Страда на левой стороне трансепта. .

Францисканский иконографический цикл
По периметру стен Часовни Святого Сердца есть картины, одни на холсте, другие на дереве, изображающие некоторые сцены из жизни святого Франциска. Начиная с правой стороны вестибюля к часовне мы видим: Святой Франциск раздевается и отрекается от своего имущества, Святой Франциск проповедует птицам, Святой Франциск перед султаном Египта, Святой Франциск является монахам в огненная колесница, Святой Франциск является монаху Младшему, Сан-Франческо успокаивает волка Губбио, Сан-Франческо умирает на голой земле; Таким образом, на своде вестибюля есть фреска, которая мало рассматривается из-за ее местоположения и изображает покушение на Святого Франциска на Ла-Верну.

Может показаться очень необычным, что в церкви, которой веками управляли отцы-иезуиты, есть огромное количество францисканских иконографических произведений; более того, в период проведения этих работ, католической Реформации, церковь Джезу является материнской церковью ордена иезуитов, внесшего заметный и в некотором смысле решающий вклад в саму Реформацию.

Чтобы понять, каковы были причины, приведшие к размещению сцен из жизни св. Франциска в церкви Джезу, нельзя останавливаться на том факте, что заказчик работ носил имя Франциска и питал глубокую преданность тот же святой; необходимо вернуться к другим более глубоким мотивациям.

Прежде всего, если мы посмотрим на жизнь Игнатия Лойолы, основателя Общества Иисуса, мы поймем, что есть эпизоды, относящиеся к жизни Франциска Ассизского: лишение имущества, чтобы охватить крайнюю нищету, глубокое рвение к беднейшим и наиболее нуждающийся в утешении, с апостольским рвением отправиться паломником в Святую Землю для обращения неверных. В жизни Игнатия особое внимание уделяется ордену францисканцев; его духовником, например, был францисканский монах монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. Особого внимания заслуживает тот факт, что фигура Франциска Ассизского своим радикальным, но ортодоксальным и послушным евангелизмом представила себя как католической церкви, так и протестантскому миру как парадигму христианской жизни и в совершенстве воплотила «героя милосердия», также в соответствии с концепцией реформированной живописи, которая была задумана как проявление добродетели милосердия. Последнее замечание следует сделать относительно связи этого францисканского цикла с реформой капуцинов, одновременной с реформой иезуитов; Очевидным признаком этой связи является то, как монахи изображены на картинах, то есть с бородой и капюшоном более удлиненной формы, чем одежда монахов, принадлежащих к другим ветвям францисканского ордена.

 

История, искусство, духовность

Атрибутивная проблема
Приписать картины францисканского цикла конкретным авторам представляется делом трудным и смелым; на самом деле изучение их атрибуции шло с трудом с 1642 года, когда Джованни Бальоне о жизни фламандского живописца Пауля Бриля писал: «Птицы и деревни, находящиеся в церкви Общества Иисуса внутри Часовня Святого Франциска принадлежит ему, а остальное, написанное маслом, принадлежит Джузеппе Пенису и другим фламандцам. «Отсюда проблема, которая неуверенно и монотонно продолжается даже сегодня.

Представляется уместным дать картину современного состояния атрибутивной проблемы, не вдаваясь в исторический экскурс исследований по этой проблеме. Единственная картина, автор которой в настоящее время может быть определен с обоснованной уверенностью, — это запрестольный образ «Стигматы» Дуранте Альберти (1538–1613), художника, принадлежащего к семье Альберти из Борго Сансеполькро. Что касается других семи картин, ученые соглашаются приписать фактуру фламандским художникам, хотя многие вопросы остаются открытыми в поисках определенных и окончательных имен.

Некоторые сообщают имя фламандца Маартена Пепейна (Антверпен, 1575–1642), хотя и с неуверенностью в его не очень широкой известности и отрывочными сведениями о его пребывании в Италии и Риме; если мы думаем, что он подписал бы произведения цикла в возрасте около двадцати четырех лет, неопределенность возрастает, потому что нет современных ему произведений, которые можно было бы сравнить.

Другие недоумения возникают перед гипотезой о том, что францисканский цикл мог найти своего автора в Пауле Бриле: некоторые отвергают эту возможность, однако есть очевидцы, подтверждающие это, такие как Гаспаре Челио, работавший в церкви Джезу и давший письменные показания. ... в своих мемуарах 1638 г., где он дословно пишет: «Ли страны его (из францисканского цикла) Паоло Брилло»; это известие подтверждает и Джованни Бальоне в 1642 году. Авторы полотен Санта-Кьяра и Сант-Элизабетта и фрески искушения Сан-Франческо-сулла-Верна, расположенной на своде вестибюля Капеллы дель Сакро, остаются полностью неуверенный Сердце.

Краткие заметки о художественном стиле
Было бы интересно посмотреть на каждую из картин, чтобы изучить детали, понаблюдать за движением персонажей, почерпнуть из них свой конкретный и значимый посыл; мы ограничимся лишь обзором всех работ.

Из рассмотрения каждого изображения легко извлечь элементы, которые решительно возвращают нас к приписыванию мастерства фламандским художникам. В самом деле, это типичный для фламандского искусства вкус анализа деталей, который отчетливо выделяется в таблице св. Франциска, проповедующего птицам, где детализация, с которой изображены птицы, необыкновенна; так же и различные пейзажи представлены с глубиной, атмосферным чувством и с великолепными, светящимися, прозрачными красками, так что кажутся почти эмалями, потому что они слегка пропитаны маслом и больше красками.

Иногда фигуры и предметы не находят своего правильного пропорционального соотношения из-за отсутствия того единства и синтеза видения, которые могли дать только законы линейной перспективы и которые фламандский живописец игнорировал. В изображении пространства не происходит того, что происходит, например, у флорентийцев; не фигура господствует над пространством жестом действия, а пространство сужается и концентрируется, пока не находит свой фокус в фигуре. Наконец, что касается вдохновения и духа, кажется, что фламандское искусство отмечает начало своего рода религиозного аскетизма или абстрактной святости и частоты символических отсылок.