Храм Адриана (Рим)

Храм Адриана (Рим)

Римское королевство

Римская Республика

Римская империя

Ранний византийский период (475- 842 г)

Средний византийский период (842- 1259 г)

Поздний византийский период (1259-1461 г)

Римские Боги

 

Описание Храма Андриана

Адрес: Ла Борса, Пьяцца-ди-Пьетра (La Borsa, Piazza di Pietra)
Автобус: 117, 119, 492

 

Храм Адриана - это древнеримское здание, построенная по приказу римского императора Адриана в начале 2 века н.э. Этот храм чтит императора Адриана как бога и был посвящен его сыну и преемнику Антонину Пию в 145 году нашей эры. Остатки храма видны на южной стороне Пьяцца-ди-Пьетра, встроенной в здание 17-го века. Первоначально это была папская таможня, завершенная Карло Фонтана и его сыном в 1690-х годах. Сегодня в здании находится римская фондовая биржа (Ла Борса). Одиннадцать мраморных коринфских колонн высотой 49 футов (15 м) на базе пеперинского камня, вулканической породы, добытой с холмов Альбан к югу от Рима. Колонны храма Адриана украшали северный фланг храма, окружающего его внутреннюю святыню, целлу.

Ряд рельефов храма Адриана, представляющих завоеванные римские провинции, теперь находятся во дворе Палаццо деи Консерватори. Они отражают в основном мирную внешнюю политику правления императора Адриана. Театральная обстановка, и игривые формы его окон, балконов и балясиков отмечают площадь как одну из весьма интересмух групп зданий. Наряду с Палаццо Дориа Памфил (1731), фасадом Ла-Маддалены (1735) и аристократической Испанской лестницей (1723), он относится к моменту, когда роскошный римский рококо одержал победу над консервативным классицизмом.

 

История

Император Адриан умер в 138 г. н. э., а его преемник Антонин Пий почти десятилетие спустя, в 145 г. н. э., посвятил этот храм его имени. Антонин Пий, который был внесен в Региональные каталоги среди других династических памятников Адриана между Пантеоном и Виа дель Корсо.

Очевидно, к западу находился еще один крупный храмовый комплекс, возможно, Матидии и Марцианы, свекрови Адриана и ее матери, старшей сестры Траяна, которые также были обожествлены после своей смерти.

Во время правления Антонина Пия, возможно, не было серьезных стилистических новшеств в архитектурных программах Рима, но он действительно следил за завершением строительства, начатого или задуманного его покойным предшественником Адрианом.

Расположение
Храм обожествленного Адриана был расположен на Марсовом поле (Марсовом поле) в непосредственной близости от более раннего Солярия Августа и позже построенной Колонны Марка Аврелия. В Notitia он также указан как расположенный в Regio IX недалеко от бань Александра Севера и Агриппы. Храм Матидии (свекрови Адриана) также, вероятно, стоял к западу от храма Адриана, поэтому далее утверждалось наличие монументальных входов на обоих концах храма, хотя останки не подтверждают это. Сам храм также находился на просторной территории, окруженной колоннадой, части которой были обнаружены Родольфо Ланчиани во время его ранних раскопок окружающих пространств.

 

Архитектура

Останки
Давным-давно исчезли оба конца храма, как и другая сторона; все, что осталось, - это одиннадцать рифленых колонн с коринфскими базами и капителями, а также одна сторона стены целлы, которая была встроена в палаццо девятнадцатого века, в котором до сих пор находится Римская Борса.

В то время как нижняя часть оригинального антаблемента с богатой резьбой сохранилась, остальная часть была записана на рисунках шестнадцатого века. В наше время антаблемент был в значительной степени отремонтирован лепниной, а карниз был настолько плохо восстановлен, что существуют три разные версии, из которых только центральная напоминает оригинал.

Следы сводов под парадными ступенями также демонстрируют, что храм изначально был обращен на восток (в сторону Корсо) и, вероятно, имел восемь колонн поперек фасада, по тринадцать по обеим сторонам сооружения. Эти следы также состоят из уцелевших остатков зажимов, которые позволяют предположить, что пилястры были присоединены к колоннаде.

Раскопки
Раскопки начались в 1878 году, и недавние исследования в подвалах зданий на других сторонах площади Пьяцца ди Пьетра выявили линию монументальной ограждающей стены с большой изогнутой экседрой сзади. Передняя часть колоннады за оградой также была тщательно раскопана, обнажив первоначальный уровень земли территории храма, на 5 м ниже нынешней площади, и фланг высокого подиума, облицованный белым мрамором, чтобы соответствовать колоннам наверху.

Строительные материалы
Проконнесский мрамор отчетливо используется с серыми и белыми горизонтальными полосами для колонн коринфского ордера диаметром 1,44 м и высотой 14,8 м. Этот тип мрамора пришел из северо-западной Турции и не появлялся в Риме до конца правления Адриана и широко использовался северянами.
Туф Пеперино (подиум, облицованный соответствующим белым мрамором) использовался для стены целлы, расположенной за колоннадой. Блоки пеперино были оставлены необработанными, предположительно для покрытия мраморной облицовкой.
Некоторые из рифленых колонн окружающей колоннады также были сделаны из giallo antico, цветного мрамора, также известного как нумидийский желтый из Туниса, который использовался для изготовления колонн, мощения и облицовки.
Методы строительства
Интерьер квадратной целлы был обставлен строгим порядком и имел кессонный сводчатый потолок из бетона с четкими настройками для облицовки мраморными плитами, которые сохранились внутри здания Борса.

 

Дизайн

В целом предполагалось, что храм был восьмистильным, возвышающимся на типичном римском высоком подиуме, периферийным по стилю, и, вероятно, к нему ведет лестница, охватывающая восточный конец с глубоким пронаосом из трех пролетов. Во время правления Адриана периферийный стиль храма ненадолго вернулся в моду в Риме, а также использовался в Храме Венеры и Рима. Также как Храм Венеры и Ромы, Храм Адриана состоит из двухступенчатого архитрава и профиля карниза, который поддерживается простыми консолями вместо модильонов, сима с аналогичным расположением пальметт и львиных голов (утверждается Фрэнком Сиром). был работой тех же архитекторов), но фриз с пульвинацией, поэтому не совсем такой же структурный дизайн, который мы видим в храме Венеры и Ромы. Анонимный рисунок рядом с некоторыми фрагментарными остатками с этого места указывает на то, что архитрав был украшен гирляндами, подвешенными на гирляндах, а фриз состоял из змеевидных канделябров из аканта между перевернутыми S-образными спиралями.

Внутри берега можно увидеть остатки неапсидного наоса, когда-то перекрытого бочкообразным сводом, поддерживаемым колоннами, между которыми находились боевые трофеи. В основании колонн были рельефы с изображением провинций империи (некоторые из которых сейчас находятся в Национальном римском музее и Капитолийских музеях), демонстрирующие менее воинственную политику Адриана, чем его предшественник Траян.

Как один из более ранних строительных проектов Антонина Пия, храм Адриана напоминает другие конструктивные особенности, которые мы видим в архитектуре позднего Адриана, такие как отказ от ортодоксального коринфского ордена и заметные стилистические переходы, такие как азиатский, иллюстрирующий пергамское влияние с богатым орнаментом и другими. более эклектичные черты.

Более того, учитывая остатки и более ранние изображения храма, утверждалось, что почти каждая поверхность была украшена замысловатыми азиатскими узорами или замысловатыми ордерами и пилястрами, окружающими внутреннюю часть целлы.

В храме также была большая квадратная аркада, окруженная колоннами giallo antico, которая выходила на Виа Лата (ныне Виа дель Корсо) через триумфальную арку. Эта арка была названа в более поздних источниках «аркой Антонина», но ее также называли «аркой Клавдия» и «аркой Тозетти» по имени семьи, населявшей площадь Пьяцца Шарра (теперь исчез из-за расширения дороги Виа дель Корсо). Несмотря на то, что арка превратилась в руины и была снесена, в 18 веке арка все же дала свое название «Виа дель Аркетто».

Рельефы "Провинция"
Ряд мраморных пьедесталов и панелей (всего на данный момент 24) были найдены в непосредственной близости от храма Адриана и, таким образом, считается, что они составляли часть его декоративной программы. Согласно Ричардсону, лицевая сторона подиума храма была разбита на панели, при этом вертикальные постаменты под колоннами изображали аллегорические фигуры провинций империи в высоком рельефе, а обрамленные панели под межколонными колоннами несли простые трофеи в виде доспехов и оружия, но в больший размер. Шестнадцать фигур провинций хорошо сохранились и находятся между пятью различными коллекциями в Риме и Неаполе. На них рельефно вырезались олицетворения городов и народов Римской империи, чередующиеся с военными и морскими трофеями. В качестве строительных материалов использовался проконнесский мрамор, совместимый с порядком храма. Однако до сих пор ведутся споры о том, принадлежат ли эти останки непосредственно храму Адриана или другим крупным общественным зданиям, которые его окружали. Более того, продолжаются дебаты по поводу идентификации проиллюстрированных провинций, поскольку некоторые утверждают, что изначально их было 25, чтобы учесть различные олицетворения, появляющиеся на чеканке Антонина Пия, отличающиеся своим костюмом и оружием.