Храм Юпитера (Рим)

Храм Юпитера (Рим)

Римское королевство

Римская Республика

Римская империя

Ранний византийский период (475- 842 г)

Средний византийский период (842- 1259 г)

Поздний византийский период (1259-1461 г)

Римские Боги

 

Описание Храма Юпитера

Via del Tempio di Giove
Автобус: 40, 62, 63, 64, 110, 170

Храм Юпитера, самый важный в древнем Риме, был основан в честь главы богов около 509 года до нашей эры на южной вершине Капитолийского холма. Из нескольких оставшихся следов древнего здания археологи смогли восстановить прямоугольный, греческий вид храма, который когда-то стоял здесь. В некоторых местах вы можете увидеть остатки особенной римской черты, подиума. Большая часть Храма Юпитера лежит под крылом Музея Нуово дворца Палаццо деи Консерватори. Прогуливаясь по этому месту, с юго-западного угла подиума на улице Виа дель Темпио-ди-Джове к юго-восточному углу площади Пьяццале-Каффарелли, вы можете увидеть, что храм был примерно того же размера, что и Пантеон. Но сегодня мло, что осталось от прежнего здания.

 

История

Первое здание
Многое из того, что известно о первом Храме Юпитера, восходит к более поздним римским традициям. Луций Тарквиний Приск поклялся построить этот храм во время битвы с сабинянами и, по словам Дионисия Галикарнасского, начал террасирование, необходимое для поддержки фундамента храма. Большая часть туфа Каппеллаччо, который образует фундамент Храма, вероятно, была добыта непосредственно на этом месте, когда его раскопали и выровняли для сооружения. Современное бурение на Капитолии подтвердило необходимость масштабной работы только для создания ровной строительной площадки. По словам Дионисия Галикарнасского и Ливия, фундамент и большая часть надстройки храма были завершены Луцием Тарквинием Гордым, последним королем Рима.

Ливий также отмечает, что до строительства храма на этом месте находились святилища других богов. Когда авгуры проводили обряды, требуя разрешения удалить их, считалось, что только Терминус и Ювентас отказались. Поэтому их святыни были включены в новую структуру. Поскольку он был богом границ, отказ Терминуса от переезда был истолкован как благоприятное предзнаменование для будущего римского государства. Вторым знамением было явление головы человека рабочим, копавшим фундамент храма. Это было сказано авгурами (включая авгуров, привезенных специально из Этрурии) в том смысле, что Рим должен был стать главой великой империи.

Традиционно Храм был посвящен 13 сентября, в год основания Римской республики, 509 г. до н.э., согласно Ливию. По словам Дионисия, он был освящен двумя годами позже, в 507 г. до н.э.

Человек для совершения посвящения храма выбирался по жребию. Обязанность легла на Марка Горация Пульвилла, одного из консулов ​​того года.

Ливий сообщает, что в 495 г. до н.э. латиняне в знак благодарности римлянам за освобождение 6000 латинских пленников доставили в храм золотую корону.

Первоначальный храм мог иметь размеры почти 60 м × 60 м (200 футов × 200 футов), хотя некоторые специалисты горячо оспаривают эту оценку. Он, безусловно, считался самым важным религиозным храмом всего государства Рим. У каждого божества Триады была отдельная целла: Юнона Регина слева, Минерва справа и Юпитер Оптимус Максимус посередине. Первый храм был украшен множеством терракотовых скульптур. Самым известным из них был Юпитер, управляющий квадригой, колесницей, запряженной четырьмя лошадьми, которая находилась на крыше в виде акротерия. Говорят, что эта скульптура, а также культовая статуя Юпитера в главной целле были работой этрусского мастера Вулки из Вейи. Среди фронтонных статуй было изображение Суммануса, бога грома. Культовая статуя Юпитера изображала бога, стоящего и держащего в руках молнию, одетого в пальчатую тунику (тунику, украшенную изображениями пальмовых листьев) и тогу-пикта, окрашенную в пурпурный цвет и украшенную золотыми нитями. Этот костюм стал стандартной одеждой генералов-победителей, празднующих триумф.

Оригинальное убранство храма было обнаружено в 2014 году. Находки позволили археологам впервые реконструировать реальный облик храма на самой ранней стадии. Деревянные элементы кровли и перемычки были облицованы терракотовыми облицовочными плитами и другими элементами исключительного размера и богато украшены расписными рельефами по так называемой модели Второй фазы (имеющей отношение к декоративным системам этрусских и латинских храмов), которая имела его первое выражение именно с Храмом Юпитера Оптимуса Максимуса. Храм, сразу же получивший известность, установил новую модель сакральной архитектуры, которая была принята в терракотовых украшениях многих храмов в Италии до 2 века до нашей эры. Первоначальные элементы были частично заменены другими элементами в другом стиле в начале 4 века до нашей эры и заново в конце 3 - начале 2 века до нашей эры. Снятый материал был свален в слои, образующие площадь перед храмом, так называемую Капитолийскую площадь, в середине II века до н.э.

Ремонт и улучшения проводились на протяжении всего существования храма, в том числе повторная лепнина колонн и стен в 179 г. до н.э., добавление мозаичного пола в целле после Третьей Пунической войны и позолота кессонного потолка внутри храма. Целла в 142 г. до н.э. С годами в храме появилось бесчисленное количество статуй и трофеев, посвященных победоносным генералам, и в 179 году некоторые из них, прикрепленные к колоннам, были удалены, чтобы уменьшить беспорядок.

План и точные размеры храма широко обсуждались. Пять различных планов храма были опубликованы после недавних раскопок на Капитолийском холме, в ходе которых были обнаружены части архаичных фундаментов. По словам Дионисия Галикарнасского, тот же план и фундамент использовались для более поздних перестроек храма, но существуют разногласия по поводу того, к чему относятся упомянутые им размеры (само здание или подиум).

В 437 г. до н.э. Авл Корнелий Косс сбил с коня короля вейентов Ларса Толумния и поразил его. Сняв с тела Толумния льняную кирасу, он обезглавил труп, надел голову на копье и выставил перед врагом, который в ужасе отступил. Косс пожертвовал захваченные доспехи, щит и меч храму Юпитера Феретриуса на Капитолийском холме, где их можно было увидеть еще во времена правления императора Августа.

Первый храм сгорел в 83 г. до н.э., во время гражданских войн при диктатуре Суллы. Также в этом огне были потеряны Сивиллинские книги, которые, как говорят, были написаны классическими сивиллами и хранились в храме (подлежали охране и консультированию quindecimviri (совета пятнадцати) по государственным вопросам только в чрезвычайных ситуациях).

Второе здание
Во время разграбления Афин Луцием Корнелием Суллой в 86 г. до н.э., разграбляя город, Сулла захватил несколько гигантских незавершенных колонн из храма Зевса и перевез их обратно в Рим, где они были повторно использованы в храме Юпитера. Сулла надеялся дожить до восстановления храма, но Квинт Лутаций Катул Капитолийский имел честь освятить новое строение в 69 г. до н.э. Новый храм был построен по тому же плану на том же фундаменте, но из более дорогих материалов для надстройки. Литературные источники свидетельствуют о том, что храм не был полностью достроен до конца 60-х годов до нашей эры. Около 65 г. н.э. были завершены работы по созданию трех новых культовых статуй. Хризелефантиновая статуя Юпитера была создана Аполлонием Афинским; его внешний вид общеизвестен по репликам, созданным для других храмов Юпитера в римских колониях. На нем был изображен Юпитер, сидящий с молнией и скипетром в обеих руках, и, возможно, изображение богини Ромы в одной руке.

Брут и другие убийцы заперлись внутри него после убийства Цезаря. Новый храм Квинта Лутация Катула был отремонтирован и отремонтирован Августом. Второе здание сгорело во время боев на холме 19 декабря 69 г. н.э., когда армия, верная Веспасиану, сражалась за вход в город в Год Четырех Императоров.

Третье здание
Новый император Веспасиан быстро перестроил храм на том же фундаменте, но с богатой надстройкой. Он был выше, чем предыдущие постройки, с коринфским ордером и скульптурой, включая квадригу на фронтоне и биги, управляемые фигурами Победы с обеих сторон у основания крыши. Третий храм Юпитера был освящен в 75 году нашей эры. Третий храм сгорел во время правления Тита в 80 г. н.э.

Четвертое здание
Домициан немедленно начал восстанавливать храм, опять же на том же фундаменте, но с самой роскошной надстройкой. Согласно Плутарху, Домициан потратил не менее двенадцати тысяч талантов золота только на позолоту бронзовой черепицы. Искусная скульптура украшала фронтон. На ренессансном рисунке поврежденного рельефа в Луврском музее изображена колесница с четырьмя лошадьми (квадрига) рядом с колесницей с двумя лошадьми (бига) справа от последней в самой высокой точке фронтона, две статуи служат центральным элементом. акротерий и статуи бога Марса и богини Венеры, венчающие углы карниза и служащие акротерием. Он был завершен в 82 г. н.э. В центре фронтона бог Юпитер в окружении Юноны и Минервы, восседающих на тронах. Внизу был орел с расправленными крыльями. По обе стороны от трех богов изображались бига, ведомая богом солнца, и бига, ведомая луной. После того, как император Феодосий I отменил государственное финансирование содержания языческих храмов в 392 году, в средние века он несколько раз подвергался разграблению. В 16 веке он был отнесен к большой частной резиденции Палаццо Каффарелли-Клементино, который стал частью современного Капитолийского холма.

 

Упадок

Считается, что храм, построенный Домицианом, простоял более или менее нетронутым более трехсот лет, пока все языческие храмы не были закрыты императором Феодосием I в 392 году во время гонений на язычников в поздней Римской империи. В 4 веке Аммиан Марцеллин называл храм «Капитолием, с которым почитаемый Рим возвышается в вечность, и весь мир не видит ничего более величественного». В V веке храм был поврежден Стилихоном (который, по словам Зосимы, снял золото, украшавшее двери). Прокопий утверждает, что вандалы разграбили храм во время разграбления Рима в 455 году, сняв половину позолоченных бронзовых плиток. Несмотря на это, в начале 6 века Кассиодор описывал храм как одно из чудес света. В 571 году Нарсес убрал многие статуи и украшения. Руины все еще хорошо сохранились в 1447 году, когда гуманист XV века Поджо Браччолини посетил Рим. Оставшиеся руины были разрушены в 16 веке, когда Джованни Пьетро Каффарелли построил на этом месте дворец (Палаццо Каффарелли).

Останки
Сегодня части подиума и фундамента храма можно увидеть за Палаццо деи Консерватори, в выставочной зоне, построенной в саду Каффарелли, и в Капитолийском музее. Часть восточного угла также видна на Виа дель Темпио ди Джове.

Второй лев Медичи был вылеплен в конце 16 века Фламинио Вакка из столицы храма Юпитера Оптимуса Максимуса.

Район Капитолина
Район Капитолина был участком в южной части Капитолия, который окружал Храм Юпитера, окружая его подпорными стенами неправильной формы, повторяющими контуры склона холма. Участок был расширен в 388 г. до н.э. примерно до 3000 м2. Clivus Capitolinus заканчивался у главного входа в центре юго-восточной стороны, а Porta Pandana, похоже, был второстепенным входом; эти ворота были закрыты на ночь. Священные гуси Юноны, которые, как говорят, забили тревогу во время галльской осады Рима, содержались в Районе, который в имперский период охранялся собаками, которых держал служитель храма. Домициан спрятался в жилых помещениях кинолога, когда войска Вителлия настигли капитолийцев.

В подземных камерах, называемых favissae, хранились поврежденные строительные материалы, старые подношения по обету и специальные предметы, которые не подходили для демонстрации. Было религиозно запрещено беспокоить их. На территории находились многочисленные святыни, алтари, статуи и победные трофеи. Здесь собирались некоторые плебейские и племенные собрания. В поздней античности это был рынок предметов роскоши, который оставался таковым и в средневековый период: в письме от 468 года Сидоний Аполлинарий описывает покупателя, ведущего переговоры о цене драгоценных камней, шелка и тонких тканей.