Санта-Мария-Маджоре (Рим)

Санта-Мария-Маджоре (Рим)

 

Описание Церкви Санта-Мария-Маджоре

Санта-Мария-Маджоре (Рим)

Адрес: Площадь Санта-Мария-Маджоре
Тел. 06- 48 31 95
Автобус: 16, 70, 71, 714
Метро: Термини, Кавур
Часы работы: с 7:00 до 19:00 ежедневно

Церковь Санта-Мария-Маджоре была построена в 356 году Папой Либериосом. Легенда утверждает, что он увидел во сне Деву Марию, которая сказала ему, что снег покажет ему, где построить новую церковь. К общему удивлению 5 августа выпал снег на Рим, и первое место, которое он покрыл, было выбрано для строительства церкви. Поэтому и по сей день Чудо Снега отмечается тысячами белых цветов и лепестков, изображающих августовский снег. Когда дело доходит до архитектурного стиля Санта Марии Маджоре, это прекрасная церковь действительно является символом Рима. Старое и новое настолько органично вписываются друг в друга, что трудно отличить, какая часть относится к какому периоду. Его колоннадный тройной неф - это церковь времен 5-го века. Кроме того мозаики на триумфальной арке библейских сцен относятся к этому периоду времени. Колокольня была добавлена во времена средневековая. Ренессанс дал церкви его прекрасный потолок, а двойные купола принадлежал периоду барокко.

 

Другие наименования

Базилику иногда называют Богоматерью Снежной, имя, данное ей в Римском Миссале с 1568 по 1969 год в связи с литургическим праздником годовщины ее освящения 5 августа, праздником, который тогда назывался Dedicatio Sanctae. Mariae ad Nives (Посвящение Святой Марии Снежной). Это название базилики стало популярным в XIV веке в связи с легендой о том, что около 352 года, во время «понтификата Либерия, римский патриций Иоанн и его жена, не имевшие наследников, дали обет пожертвовать свое имущество Деве Марии. Они молились, чтобы она сообщила им, как они должны были распорядиться своим имуществом в ее честь. 5 августа, в разгар римского лета, ночью на вершине Эсквилинского холма выпал снег. Повинуясь видению Девы Марии, которое было им в ту же ночь, супруги построили базилику в честь Марии на том самом месте, которое было покрыто снегом.

Впервые об этой легенде сообщается только после 1000 г. н.э. Это может подразумеваться в том, что Liber Pontificalis начала 13 века говорит о Папе Либерии: «Он построил базилику своего собственного имени (т.е. Либерийскую базилику) рядом с Мацеллом. Ливия». Его распространенность в 15 веке показана в картине Мазолино да Паникале «Снежное чудо».

Первоначально праздник назывался Dedicatio Sanctae Mariae (Посвящение Святой Марии) и отмечался только в Риме, пока в 1568 году впервые не был включен в Общий римский календарь с добавлением ad Nives к его названию. Конгрегация, назначенная Папой Бенедиктом. XIV в 1741 году предложил вычеркнуть чтение легенды из Канцелярии и дать празднику его первоначальное название. Никаких действий по этому предложению не предпринималось до 1969 года, когда чтение легенды было удалено, а праздник получил название In dedicatione Basilicae S. Mariae (Посвящение базилики Святой Марии). Легенда до сих пор увековечена падением лепестков белых роз с купола во время празднования мессы и Второй вечерни праздника.

Самым ранним зданием на этом месте была Либерийская базилика или Санта-Мария-Либериана в честь папы Либерия (352–366). Это имя, возможно, произошло от той же легенды, в которой рассказывается, что, подобно Иоанну и его жене, Папе Либерию во сне было сказано о предстоящем летнем снегопаде, он отправился процессией туда, где он действительно произошел, и там обозначил область, на которой церковь должна была быть построена. Либериана до сих пор включена в некоторые версии официального названия базилики, а «Либерийская базилика» может использоваться как современное, так и историческое название.

С другой стороны, название «Либерийская базилика» может не зависеть от легенды, поскольку, согласно Пию Паршу, папа Либерий превратил дворец семьи Сичинини в церковь, которая по этой причине была названа базиликой Сичинини. Затем это здание было заменено при папе Сиксте III (432–440) нынешним строением, посвященным Марии. Однако некоторые источники говорят, что приспособление под церковь ранее существовавшего здания на месте нынешней базилики было сделано в 420-х годах при папе Целестине I, непосредственном предшественнике Сикста III.

Задолго до самых ранних следов истории о чудесном снеге церковь, ныне известная как Святая Мария Майор, называлась Святой Марией Ясли (Sancta Maria ad Praesepe), имя, которое ей было дано из-за реликвии яслей или яслей. Рождество Христово, четыре доски платана, которые, как полагают, были принесены в церковь вместе с пятой во времена папы Феодора I (640–649). Это имя появляется в тридентских изданиях Римского Миссала как место для папской мессы (станционной мессы) в рождественскую ночь, а имя «Мария-майор» появляется для церкви станционной мессы в день Рождества.

 

Статус главной папской базилики

Ни одна католическая церковь не может быть удостоена звания базилики, кроме как по апостольскому дару или по незапамятному обычаю. Св. Мария Майор - одна из четырех базилик, носящих титул главной базилики. Остальные три - это базилики Святого Иоанна в Латеране, Святого Петра и Святого Павла за стенами. (Название главной базилики когда-то использовалось более широко, например, за базиликой Святой Марии Ангелов в Ассизи). Наряду со всеми другими крупными базиликами, Святой Марии Майор также называют папской базиликой. До 2006 года четыре основные папские базилики вместе с базиликой Святого Лаврентия за стенами назывались патриаршими базиликами Рима и были связаны с пятью древними патриархатами (см. Пентархию). Святая Мария Майор была связана с Антиохийским Патриархатом.

Пять папских базилик вместе с базиликой Святого Креста в Иерусалиме и Сан-Себастьяно-фуори-ле-мура были традиционными римскими церквями семи паломников, которые посещали паломники во время своего паломничества в Рим по 20-километровому маршруту. Св. Филипп Нери 25 февраля 1552 г.

 

История нынешней церкви

Сейчас принято считать, что нынешняя церковь была построена при Селестине I (422–432), а не при папе Сиксте III (432–440), который 5 августа 434 года посвятил базилику Деве Марии.

Посвятительная надпись на триумфальной арке «Sixtus Episcopus plebi Dei» (Сикст, епископ народа Божьего) указывает на роль этого Папы в строительстве. Говорят, что помимо этой церкви на вершине Эсквилинского холма Папа Сикст III заказал обширные строительные проекты по всему городу, которые продолжил его преемник Папа Лев I Великий.

Церковь сохраняет ядро ​​своей первоначальной структуры, несмотря на несколько дополнительных строительных проектов и повреждения землетрясением 1348 года.

Церковное строительство в Риме в этот период, примером которого является церковь Святой Марии Великой, было вдохновлено идеей о том, что Рим является не только мировым центром Римской империи, как это представлялось в классический период, но и центром христианского мира. Мир.

Санта-Мария-Маджоре, одна из первых церквей, построенных в честь Девы Марии, была воздвигнута сразу после Эфесского собора 431 года, на котором Мария была провозглашена Богородицей. Папа Сикст III построил его в ознаменование этого решения. Безусловно, атмосфера, породившая собор, породила и мозаики, украшающие интерьер посвящения: «какой бы ни была точная связь между собором и церковью, ясно, что планировщики этого убранства принадлежат к периоду сосредоточенных споров о природе и статус Девы и воплощенного Христа». Великолепные мозаики нефа и триумфальной арки, рассматриваемые как «вехи в изображении» Богородицы, изображают сцены из ее жизни и жизни Христа, а также сцены из Ветхого Завета: Моисей, поражающий Красное море, и египтяне, тонущие в Красное море.

Ричард Краутхаймер приписывает великолепие работы также обильным доходам папства в то время от земельных владений, приобретенных католической церковью в 4-м и 5-м веках на итальянском полуострове: «Некоторые из этих владений находились под местным контролем; большинство уже в конце V века управлялись непосредственно из Рима с большой эффективностью: в папской канцелярии была задействована центральная бухгалтерская система, и, по-видимому, был составлен бюджет, одна часть доходов шла в папскую администрацию, другая — в нужды духовенства, треть на содержание церковных зданий, четвертая на благотворительность. Эти штрафы позволили папству осуществить в V веке амбициозную программу строительства, включая Санта-Мария-Маджоре».

Мири Рубин считает, что на строительство базилики повлияло также то, что Марию видели в Марии как той, кто мог представлять имперские идеалы классического Рима, объединяя старый Рим и новый христианский Рим: «В Риме, городе мучеников, если не больше из императоров Мария была фигурой, которая могла достоверно нести имперские воспоминания и представления».

Григорий Великий, возможно, был вдохновлен византийским поклонением Богородице (Богородице), когда, став папой во время чумы в 590 году, унесшей жизнь его предшественника, он приказал семи процессиям пройти через город Рим с пением псалмов. и Kyrie Eleison, чтобы умилостивить гнев Божий. Процессии начались в разных частях города, но вместо того, чтобы, наконец, сойтись у собора Святого Петра, который всегда был традиционным защитником Рима, он вместо этого приказал процессиям сойтись на Марии Великой.

Когда папы вернулись в Рим после периода Авиньонского папства, здания базилики стали временным Папским дворцом из-за ухудшения состояния Латеранского дворца. Позже папская резиденция была перенесена во дворец Ватикана на территории нынешнего Ватикана.

Базилика была отреставрирована, украшена и расширена разными папами, в том числе Евгением III (1145–1153), Николаем IV (1288–92), Климентом X (1670–76) и Бенедиктом XIV (1740–58), которые в 1740-х гг. поручил Фердинандо Фуге построить нынешний фасад и изменить интерьер. В период с 1575 по 1630 год интерьер Санта-Мария-Маджоре подвергся обширной реконструкции, охватившей все его алтари.

15 декабря 2015 года палестинец и гражданин Туниса были арестованы после того, как они попытались разоружить солдат, дислоцированных за пределами базилики, выкрикивая «Аллах (Бог) велик». Когда вмешалась полиция, двое мужчин в возрасте 40 и 30 лет призвали на помощь других иностранцев, находившихся в этом районе, и напали на арестовавших полицейских и угрожали им.

 

Архитектура

Первоначальная архитектура Санта-Мария-Маджоре была классической и традиционно римской, возможно, для того, чтобы передать идею о том, что Санта-Мария-Маджоре представляет собой старый имперский Рим, а также его христианское будущее. Как выразился один ученый, «Санта-Мария-Маджоре настолько похожа на имперскую базилику второго века, что иногда считалось, что она была адаптирована из базилики для использования в качестве христианской церкви. Ее план был основан на эллинистических принципах, изложенных Витрувием в времен Августа».

Несмотря на то, что площадь Санта-Мария-Маджоре огромна, она была построена по плану. Дизайн базилики был типичен для того времени в Риме: «высокий и широкий неф, проходы по обеим сторонам и полукруглая апсида в конце нефа». Ключевым аспектом, который сделал Санта-Мария-Маджоре таким важным краеугольным камнем в церковном строительстве в начале 5-го века, были красивые мозаики, найденные на триумфальной арке и нефе.

Афинские мраморные колонны, поддерживающие неф, еще старше и происходят либо из первой базилики, либо из другого античного римского здания; тридцать шесть мраморных и четыре гранитных, обрезанных или укороченных, чтобы сделать их идентичными, Фердинандо Фуга, который снабдил их идентичными капителями из позолоченной бронзы. Колокольня 14-го века является самой высокой в ​​Риме, ее высота составляет 246 футов (около 75 м). Говорят, что кессонный потолок базилики 16-го века по проекту Джулиано да Сангалло позолочен золотом, первоначально принесенным Христофором Колумбом, подаренным Фердинандом и Изабеллой испанскому папе Александру VI. Мозаика апсиды «Коронация Богородицы» датируется 1295 годом и подписана францисканским монахом Якопо Торрити. Базилика также содержит фрески Джованни Бальоне в капелле Боргезе.

Фасад XII века был замаскирован реконструкцией с экранирующей лоджией, которую Папа Бенедикт XIV добавил в 1743 году по проекту Фердинандо Фуга, не повредившего мозаику фасада. Крыло каноники (ризницы) слева и соответствующее крыло справа (спроектированное Фламинио Понцио) придают фасаду базилики вид дворца, обращенного к площади Санта-Мария-Маджоре. Справа от фасада базилики находится памятник, представляющий собой колонну в виде перевернутого пушечного ствола, увенчанного крестом: он был воздвигнут Папой Климентом VIII в ознаменование окончания французских религиозных войн.

На площади перед фасадом возвышается колонна с коринфской капителью, увенчанная статуей Богородицы с младенцем Иисусом. Эта Марианская колонна, возведенная в 1614 году по проекту Карло Мадерно во время папства Павла V. Фонтан Мадерно в основании сочетает в себе гербовые орлы и драконы Павла V (Боргезе). Сама колонна была единственным неповрежденным остатком базилики Максенция и Константина на Римском форуме. Статуя на вершине колонны была сделана Доменико Ферри. В папской булле от года ее установления папа постановил три года индульгенций тем, кто произносил молитву Богородице, приветствуя колонну.

 

Интерьер

Мозаики пятого века
Мозаики, найденные в Санта-Мария-Маджоре, являются одним из старейших изображений Девы Марии в христианской поздней античности. Как выразился один ученый, «это хорошо демонстрируется украшением Санта-Мария-Маджоре в Риме... где иконографическое изображение Девы Марии было выбрано, по крайней мере частично, для празднования утверждения Марии как Богородицы (носительницы Бога). ) Третьим Вселенским Собором в Эфесе в 431 г. н.э.». Мозаики триумфальной арки и нефа Санта-Мария-Маджоре послужили образцом для будущих изображений Девы Марии. Влияние этих мозаик уходит корнями в позднеантичный импрессионизм, который можно увидеть на фресках, рукописных картинах и многих мозаиках на тротуарах вилл в Африке, Сирии и Сицилии в 5 веке. При этом коронация Марии на апсиде была произведена Торрити гораздо позже по поручению Папы Николая IV. (13 век).

Эти мозаики дали историкам представление о художественных, религиозных и социальных движениях того времени. Как объясняет Маргарет Майлз, мозаики в Санта-Мария-Маджоре преследуют две цели: во-первых, прославить Деву Марию как Богородицу (Богородицу); а другой - представить «систематическое и всестороннее изложение взаимосвязи еврейской Библии и христианских писаний как той, в которой еврейская Библия предвещает христианство». Это объясняется двойственностью образов ветхозаветных и новозаветных событий, изображенных в мозаиках триумфальной арки и нефа. Мозаики также демонстрируют диапазон художественных знаний и опровергают теорию о том, что техника мозаики в то время была основана на копировании книг с образцами. Мозаики, найденные в Санта-Мария-Маджоре, представляют собой комбинации различных стилей мозаичного искусства того времени, по словам искусствоведа Робина Кормака: «Размах художественного мастерства и реальная сложность производства вряд ли могут быть сведены к менталитету копирования. Тест случай дают мозаики Санта-Мария-Маджоре в Риме».

Триумфальная арка
Триумфальная арка во главе нефа сначала называлась аркой апсиды, но позже стала известна как триумфальная арка. Триумфальная арка украшена великолепными мозаиками, изображающими различные сцены Христа и Девы Марии. Существовала разница в стилях мозаики триумфальной арки и нефа; стиль триумфальной арки был гораздо более линейным и плоским, как описывает его один ученый, в них не было столько действия, эмоций и движения, сколько было в ветхозаветных мозаиках нефа. Одной из первых сцен, которые были видны на триумфальной арке, была панель восхождения Христа на трон с группой ангелов в качестве его двора. Как описывает это один историк: «На арке апсиды восседает Христос, молодой император в сопровождении четырех камергеров, ангелов, конечно», это прекрасный образец мозаичного искусства V века. На другой панели, найденной на триумфальной арке, изображена Богородица, она коронована и одета в красочную вуаль, ее гардероб тонко напоминает гардероб римской императрицы, и на этой панели с ней идет ее божественный сын и свита ангелов. и Джозеф готов приветствовать ее; «Богоматерь... в совершенстве демонстрирует импрессионистический характер мозаики». Другая панель известна как «Поклонение волхвов», и на этой мозаике изображены Младенец Христос и Богородица, а также прибытие трех волхвов, «мозаики, иллюстрирующие первое пришествие Христа и его юность, покрыли триумфальную арку». На другой панели изображена Богородица в сопровождении пяти мучеников.

Неф
Неф базилики был покрыт мозаикой, изображающей ветхозаветные события, когда Моисей вывел евреев из Египта через Красное море. «Мозаики нефа (которые представляют истории Ветхого Завета и, соответственно, предлагали христианам в Риме новое «прошлое») иллюзионистичны в красочной и импрессионистской манере», как говорит этот ученый, сцена была наполнена движением, эмоциями, и это было вдохновить на размышления о «новом» прошлом Рима; прошлое Ветхого Завета. Как описывает это один ученый: «Моисей героическим жестом бьет по водам Красного моря, его тога светло- и темно-серого и синего цветов, но с черной подкладкой, складки белые линии, туника под голубым; человек рядом с на нем темно-синяя тога поверх серо-белой туники». Другая панель показывает гибель египтян в Красном море. Наблюдатель описывает мозаику: «Египтяне, одетые в синие доспехи с золотыми полосами и развевающиеся алые плащи, тонут в зеленовато-голубых водах; ярко-красный."

 

Сикстинская капелла и склеп Рождества Христова

Под главным алтарем базилики находится склеп Рождества Христова или Вифлеемский склеп с хрустальным реликварием, спроектированным Джузеппе Валадье, который, как говорят, содержит древесину от Святой Кровати Рождества Иисуса Христа. Здесь находится место захоронения Иеронима, Учителя Церкви IV века, переведшего Библию на латинский язык (Вульгату).

Фрагменты скульптуры Рождества Христова, предположительно созданной Арнольфо ди Камбио XIII века, были перенесены под алтарь большой Сикстинской капеллы с правого трансепта церкви. Эта часовня Святого Причастия названа в честь Папы Сикста V, и ее не следует путать с Сикстинской капеллой Ватикана, названной в честь Папы Сикста IV. Архитектор Доменико Фонтана спроектировал часовню, в которой находятся гробницы самого Сикста V и его раннего покровителя Папы Пия V. На главном алтаре часовни есть четыре ангела из позолоченной бронзы работы Себастьяно Торреджани, поддерживающие киворий, который является моделью сама часовня.

Под этим алтарем находится Молельня или Часовня Рождества, на алтаре которой, в то время находившемся в Крипте Рождества под главным алтарем самой церкви, Игнатий Лойола отслужил свою первую мессу в качестве священника 25 декабря 1538 г.

Сразу за Сикстинской капеллой находится могила Джанлоренцо Бернини и его семьи.

Внутреннее убранство Сикстинской капеллы в стиле маньеризма было завершено (1587–1589) большой командой художников под руководством Чезаре Неббиа и Джованни Герра. В то время как биограф искусства Джованни Бальоне относит конкретные работы к отдельным художникам, недавние исследования показывают, что рука Неббиа нарисовала предварительные эскизы для многих, если не для всех, фресок. Баглионе также признает, что роли Неббиа и Герры можно охарактеризовать как «Неббиа рисовал, а Герра руководил командами».

Джованни Баттиста Поццо Ангельская слава, Посещение, Благовещение, Сон Иосифа, Святой Павел и Иоанн Евангелист, Святой Петр входит в Рим и Избиение младенцев
Латтанцио Майнарди Тамар, Фарес, Зара, Соломон и Вооз
Хендрик ван ден Брок (Арриго Фиамминго) Эсром, Арам, Аминабад и Наассом
Пэрис Ногари Рут, Джесси, Давид, Соломон и Робоам; и Святое Семейство
Джакомо Стелла Иосафат и Иорам, Иаков, Иуда и его братья, Жертвоприношение Исаака
Ангиоло Неббиа Озиас и Ионафан, Абиуд и Елиаким, Манассия и Амон, Иосия и Иехония, Салатиэле и Зоровавель
Сальваторе Фонтана Иаков, Эли, Элиэзер и Натан, Ирод приказывает убить невинных, Благовещение
Чезаре Неббиа, Хазиил и Езекия, Садох, Ахим, Амос
Эрколе из Болоньи Бегство из Египта и Мария в гостях у Элизабет.
Андреа Лилио Волхвы перед Иродом

Среди других - Фердинандо Сермей, Джакомо Стелла, Пол Бриль и Феррау Фенцони.

Капелла Боргезе и Salus Populi Romani
Колонна на площади Санта-Мария-Маджоре посвящена знаменитой иконе Девы Марии, которая сейчас хранится в капелле Боргезе базилики. Он известен как Salus Populi Romani, или «Здоровье римского народа» или «Спасение римского народа», из-за чуда, в котором икона, как сообщается, помогла предотвратить распространение чумы в городе. Иконе не менее тысячи лет, и по преданию она была написана с натуры евангелистом Лукой на деревянном столе Святого Семейства в Назарете.

Salus Populi Romani был фаворитом нескольких пап и выступал в качестве ключевого мариологического символа.

Прежде чем стать римским понтификом, кардинал Эудженио Пачелли отслужил свою первую католическую мессу перед изображением в часовне Боргезе в пасхальное воскресенье, 2 апреля 1899 года. В декабре 1953 года икону пронесли через Рим, чтобы начать первый год Марии. 1 ноября 1954 года икона была переведена и официально коронована Папой Пием XII в Базилике Святого Петра, когда он произнес личную речь и представил новый Марианский праздник Царства Марии.

Будущие понтифики, Папа Павел VI, Папа Иоанн Павел II, Папа Бенедикт XVI и Папа Франциск почтили Salus Populi Romani личными визитами и литургическими торжествами.

 

Папская базилика

В качестве папской базилики Санта-Мария-Маджоре часто используется папой. Там он руководит обрядами ежегодного праздника Успения Пресвятой Богородицы 15 августа. За исключением нескольких священников и протоиерея базилики, главный алтарь с балдахином предназначен для использования только папой. Папа Франциск посетил базилику на следующий день после своего избрания.

Папа передает управление базиликой протоиерею, обычно кардиналу. Раньше протоиереем был титулярный латинский патриарх Антиохии, этот титул был упразднен в 1964 году. С 29 декабря 2016 года протоиереем является Станислав Рылко.

В дополнение к протоиерею и его помощникам священников постоянно проживает капитул канонов. Церковь служат священники-редемптористы, доминиканцы и францисканцы.

Король Испании, в настоящее время Фелипе VI, по должности является протоканоном капитула базилики.

 

Протоиереи базилики Санта-Мария-Маджоре с 1127 г.

Список протоиереев Либерийской базилики с 1127 г. Первоначально не все протоиереи были кардиналами.
Райньеро (засвидетельствовано 1127–1130 гг.)
Мэтью (засвидетельствовано в 1153 г.)
Паоло Сколари (засвидетельствовано 1176–1187 гг.)
Роландо (засвидетельствовано 1189–1193 гг.)
Пьетро Сассо (засвидетельствовано в 1212 г.)
Роман (засвидетельствовано 1222 г.)
Астор (засвидетельствовано в 1244 г.)
Пьетро Капоччи (?) (Назван в 1245?)
Роман (засвидетельствовано в 1258 г.)
Оттобоно Фиески (1262–1276)
Джакомо Колонна (1288-1297)
Франческо Наполеоне Орсини (администратор 1298–1306 гг.)
Джакомо Колонна (снова) (1306–1318)
Пьетро Колонна (1318-1326)
Лука Фиески (1326? –1336)
Джованни Колонна (1336-1348)
Никола Капоччи (после 1350–1368 гг.)
Пьер Роже де Бофор (1368–1370)
Марино Джудиче (? –1385)
Марино Булкани (1385–1394)
Стефано Палозио (1394–1396)
Энрико Минутоли (1396–1412)
Ринальдо Бранкаччо (1412–1427)
Франческо Ландо (1427 г.)
Жан де ла Рошетай (1428–1437)
Антонио Казини (1437–1439)
Джованни Вителлески (1439–1440)
Никола Альбергати (1440–1443)
Гийом д'Эстутвиль (1443–1483)
Родриго Борджиа (1483–1492)
Джованни Баттиста Савелли (1492–1498)
Джованни Баттиста Орсини (1498-1503)
Джулиано Чезарини младший (1503-1510)
Педро Луис Борха Лансоль де Романи (1510–1511)
Роберт Гибе (1511 г.)
Франсиско де Ремолинс (1511–1518)
Леонардо Гроссо делла Ровере (1518-1520)
Андреа делла Валле (1520-1534)
Паоло Эмилио Чези (1534-1537)
Алессандро Фарнезе (1537–1543)
Гвидо Асканио Сфорца (1543–1564)
Карло Борромео (1564–1572)
Алессандро Сфорца (1572–1581)
Филиппо Бонкомпаньи (1581–1586)
Дечио Аццолини (старший) (1586–1587)
Доменико Пинелли (1587–1611)
Микеланджело Тонти (1611–1612)
Джованни Гарция Миллини (1612–1629)
Франческо Барберини (1629–1633)
Антонио Барберини (1633–1671)
Джакомо Роспильози (1671–1684)
Феличе Роспильози (1684–1688)
Филип Томас Ховард (1689–1694)
Бенедетто Памфили (1694–1699)
Джакомо Антонио Мориджа (1699-1701)
Пьетро Оттобони (1702–1730)
Людовико Пико де Мирандола (1730–1743)
Джироламо Колонна из Скиарры (1743–1763)
Маркантонио Колонна (младший) (1763–1793)
Андреа Корсини (1793–1795)
Джан Франческо Альбани (1795-1803)
Антонио Деспуч-и-Дамето (28 декабря 1803 г. - 2 мая 1813 г.)
Джованни Галларати Скотти (1814 - 6 октября 1819)
Аннибале Франческо Делла Дженга (10 февраля, 18–28 сентября 1823 г.)
Бенедетто Наро (1 января 1824 г. - 6 октября 1832 г.)
Карло Одескальки (1832 - 21 ноября 1834)
Джузеппе Антонио Сала (11 декабря 1838 г. - 23 августа 1839 г.)
Луиджи дель Драго (29 августа 1839 г. - 28 апреля 1845 г.)
Костантино Патрици Наро (24 апреля 1845 г. - 21 сентября 1867 г.)
Густав Адольф Гогенлоэ (15 июля 1878 г. - 30 октября 1896 г.)
Винченцо Ваннутелли (16 декабря 1896 г. - 9 июля 1930 г.)
Бонавентура Черретти (16 июля 1930 г. - 8 мая 1933 г.)
Анджело Дольчи (22 мая 1933 - 13 сентября 1939)
Алессандро Верде (11 октября 1939 г. - 29 марта 1958 г.)
Карло Конфалоньери (16 ноября 1959 г. - 25 февраля 1973 г.)
Луиджи Дадальо (15 декабря 1986 г. - 22 августа 1990 г.)
Уго Полетти (17 января 1991 г. - 25 февраля 1997 г.)
Карло Фурно (29 сентября 1997 г. - 27 мая 2004 г.)
Бернард Фрэнсис Лоу (27 мая 2004 г. - 21 ноября 2011 г.)
Сантос Абриль-и-Кастельо (21 ноября 2011 г. - 28 декабря 2016 г.)
Станислав Рылко (с 28 декабря 2016 г.)

Список основных произведений искусства в базилике
Раннехристианский мозаичный цикл, изображающий события Ветхого Завета, V век.
Salus Populi Romani, очень почитаемая ранняя икона Богородицы с младенцем.
Надгробный памятник Клименту IX (1671 г.) работы Карло Райнальди с папским бюстом работы Доменико Гвиди.
Временный катафалк для Филиппа IV Испанского, спроектированный в 1665 году Райнальди.
Надгробный памятник папе Николаю IV по проекту Доменико Фонтана в 1574 году.
Бюст Костанцо Патрици работы Альгарди.
Фрески ризницы Доменико Пассиньяно и Джузеппе Апулии,
Святой Каэтан, держащий Святого Младенца, Бернини.
Скульптура главного алтаря работы Пьетро Браччи (ок. 1750 г.).
Статуя Пия IX в молитве работы Игнацио Джакометти (ок. 1880 г.).
Фрески капеллы Полины работы Гвидо Рени
Фрески для памятника Клименту VIII, Ланфранко
Гробницы часовни Чези работы Гульельмо делла Порта
Скульптуры алтаря, исповеди и пресепио (кроватки) работы Арнольфо ди Камбио, около 1290 г.

Погребения в церкви
Джан Лоренцо Бернини
Полина Бонапарт
Юнио Валерио Боргезе
Архиепископ Доменико Калойера
Папа Климент VIII
Папа Гонорий III
Папа Климент IX
Джером, реликвии
Папа Николай IV
Папа Пий V
Кардинал Уго Полетти
Папа Сикст V
Гвидо Асканио Сфорца из Санта-Фьоры