Обелиск Санта-Мария-сопра Минерва или Слон и Обелиск (Рим)

Обелиск Санта-Мария-сопра Минерва или Слон и Обелиск (Рим)

 

Описание Обелиска Санта-Мария-сопра Минерва

Piazza della Minerva
Автобус: 116 и маршруты вдоль Виа дель Корсо и Корсо Витторио Эмануэле II

Обелиск Санта-Мария-сопра Минерва (Santa Maria sopra Minerva) первоначально был предназначен для украшения Палаццо Барберини. В шутку была добавлена экзотическая скульптура слона и обелиска типична для неисчерпаемого воображения Бернини (слон был фактически вылеплен Эрколе Ферратой по дизайну Бернини). Когда древний обелиск был найден в саду монастыря Санта-Мария-сопра Минерва, монахи хотели, чтобы памятник был установлен на их площади. Слон был украшен огромной седловой тряпкой из-за настойчивости монаха, что пустота под животом животного подорвет его стабильность. Бернини, однако опроверг это мнени. Вам нужно только взглянуть на Фонтан Четырёх рек, чтобы оценить его использование пустого пространства. Слон, древний символ интеллекта и благочестия, был выбран в качестве воплощения добродетелей, на которых христиане должны строить истинную мудрость.

 

Обелиск
Обелиск из красного гранита был обнаружен в 1665 году при раскопках возле церкви Санта-Мария-сопра-Минерва. Вероятно, он был привезен в Рим в I веке нашей эры для находившегося там храма египетской богини Исиды. Обелиск был первоначально воздвигнут фараоном Априем из Двадцать шестой династии Египта около 580 г. до н.э. в его столице Саисе.

Обелиск имеет высоту 5,47 метра и является самым маленьким из 13 древних обелисков, существующих в настоящее время в Риме. Вместе с пьедесталом и слоном высота статуи составляет 12,69 метра.

Обелиск считается одним из пары, другой находится в Урбино.

Статуя слона
Изображение, возможно, произошло из Hypnerotomachia Polyphili 1499 года. Существуют различные подготовительные рисунки, сделанные Бернини. Одна версия в Виндзорском замке, Великобритания, вероятно, была сделана в 1630-х годах, когда кардинал Франческо Барберини пожелал установить египетский обелиск перед своим семейным дворцом Палаццо Барберини. Из этого конкретного проекта ничего не вышло, но Бернини возродил эту идею в 1660-х годах, когда папа Александр VII, Фабио Киджи, пожелал построить аналогичный памятник после того, как в Риме был обнаружен еще один египетский обелиск.

Для этой более поздней комиссии были изучены различные другие концепции, о чем свидетельствуют подготовительные чертежи. Вероятно, рисунки использовались для того, чтобы покупатель мог принять решение о том, какой дизайн он хочет. Это включало рисунок (в Лейпциге) фигуры Времени, держащей косу, и одновременно обелиска. В Ватиканской библиотеке есть два рисунка пером и тушью с другими фигурами, поддерживающими обелиск, в том числе с изображением Геракла и с различными аллегорическими фигурами, поддерживающими шпиль. Третья версия в Ватиканской библиотеке показывает, как Бернини адаптировал концепцию, которую он создал в 1630-х годах, хотя он добавил большую основу, изменил направление ориентации слона и сделал его лицо более дружелюбным, чем свирепым.

Мраморный слон, вероятно, был вырезан помощником Бернини Эрколе Феррата.

Латинская надпись на одной стороне пьедестала гласит: «Пусть любой, кто созерцает резные изображения мудрости Египта на обелиске, который несет слон, сильнейший из зверей, поймет, что для того, чтобы нести твердую мудрость, нужен крепкий ум».

Статуя оказалась последним заказом, который папа Александр VII попросил у Бернини, поскольку папа умер в мае 1667 года. Его сменил папа Климент IX.

В более поздние времена
Подобная статуя слона, несущего обелиск, была установлена ​​Ваккарини в 1736 году перед Палаццо дельи Элефанти в Катании на Сицилии.

Статуя ненадолго, но заметно появляется в итальянском неореалистическом фильме Умберто Д. (1952). Он также фигурирует в качестве мотива в романе Игиабы Скего « Адуа » (2015).

15 ноября 2016 года власти Рима объявили, что разыскивают вандалов, которые сломали левый бивень накануне вечером в воскресенье и оставили его поблизости. Мэр Вирджиния Рагги сказала, что они оценят ущерб, чтобы определить, как лучше всего прикрепить фрагмент.

Картина Сальвадора Дали «Слоны», на которой изображены два слона с удлиненными ногами, обращенные друг к другу и несущие фрагментированные обелиски, также содержит визуальные отсылки к статуе.