Санта-Пуденциана (Рим)

Санта-Пуденциана (Рим)

 

Описание Санта-Пуденциана

Санта-Пуденциана (Рим)

Via Urbana 160
Тел. 06-481 4622
Автобус: 16, 75, 105, 714
Метро: Кавур
Открыт: с 8:30 до 12:00 (с 9:00 по воскресенье), с 15:00 до 18:00 ежедневно

Церкви, как правило, посвящены существующим святым, но в этом случае церковь Санта-Пуденциана через лингвистическую ошибку создала нового святого. В I веке н.э. здесь жил римский сенатор по имени Пудений и, согласно легенде, разрешил святому Петру поселиться в его доме. Во 2-м веке на этом участке была построена баня, а в 4-м веке на месте бани была построена церковь, известная как Екклезия Пуденциана (церковь Пенция). Со временем стали считать, что «Пуденция» была женским именем, и для нее была создана целая биография - она ​​стала сестрой Пракседы и ей приписывали заботу о жертвах преследования христиан. В 1969 году эта святая были признаны недействительными, хотя церовь Санта-Пуденциана сохранили свое имя.

В фасад церкви Санта-Пуденциана датируется 19-ым веком с фризом 11-го века, изображающий как Пракседу, так и Пуденцию, одетых как коронованные византийские императрицы. Апсида имеет замечательную мозаику 4-го века, явно с сылкой на классическое языческое искусство в ее использовании тонких цветов. Апостолы представлены как римские сенаторы в тогах, но неуклюжая попытка восстановления в 16 веке уничтожила двух апостолов и оставила остальные фигуры без ног.

 

История

Базилика Санта-Пуденциана признана старейшим местом христианского поклонения в Риме. Он был возведен над домом 2-го века, вероятно, во время понтификата Пия I в 140-55 гг. н. э., и он повторно использовал часть римских терм, то есть бани, которая до сих пор видна в структуре апсиды. Базилика была резиденцией Папы Римского, пока в 313 году император Константин I не предложил взамен Латеранский дворец. В IV веке, во время понтификата Сириция, здание было преобразовано в церковь с 3 нефами. В актах Синода 499 года здание носило титул Titulus Pudentis, что указывало на то, что здесь разрешалось совершать Таинства.

Базилика расположена на более низком уровне. Вход осуществляется через кованые железные ворота. Ступени, которые были добавлены в 19 веке, спускаются к квадратному двору с обеих сторон от входа. Архитрав вестибюля выцветшего фасада (1870) имеет мраморный фриз, который раньше принадлежал порталу 11-го века. Это значительное произведение средневековой скульптуры в Риме. Слева направо на ней изображены Пасторе, первый владелец базилики, Пуденциана, Прасседе и их отец, Пуденс. Колонны в нефе были частью первоначального здания.

Романская колокольня была построена в начале 13 века. Реставрация 1388 года Франческо да Вольтерра, по приказу кардинала Энрико Каэтани, Камерленго Священной Римской Церкви, превратила три нефа в один, и был добавлен купол, который также спроектировал Франческо да Вольтерра. Изображение Ангелов и святых перед Спасителем в интерьере купола-это фреска Помаранчо. Во время этих последних реставраций были найдены некоторые фрагменты Лаокоонской группы, которые были больше, чем в Ватикане. Поскольку никто не был готов платить за эту находку дополнительно, яма в земле была заполнена. Эти фрагменты так и не были найдены. Фасад был обновлен в 1870 году, и Пьетро Гальярди добавил фрески.

Правая сторона базилики была частью римских терм, то есть бани, которая датируется правлением императора Адриана (117-138 гг. н. э.).

 

Интерьер

На стене за главным алтарем находятся три картины, выполненные в 1803 году Бернардино Нокки, изображающие (слева направо): святого Тимофея, славу Святого Пудентиана и Святого Новата.

Мозаика апсиды
Мозаика в апсиде, изображающая Христа в окружении апостолов, датируется примерно 390 годом, но не является самой старой из сохранившихся апсидных мозаик в Риме, первенство принадлежит мозаикам двух апсид Санта-Костанцы (360 год). Часть мозаики была разрушена во время ремонтных работ Франческо Каприани, известного как Вольтерра, который пожертвовал частью нижней части, затронув фигуры некоторых апостолов и, возможно, Агнуса Деи, о котором упоминается на некоторых рисунках шестнадцатого века.

Мозаика изображает Христа на троне в окружении апостолов (их осталось десять, остальные, вероятно, исчезли при реконструкции шестнадцатого века) и двух женщин, предлагающих ему по венцу, каждая из которых является предметом обсуждения: по мнению некоторых, они святые Пуденциана и Пракседес, дочери Пуденте; по мнению других, они представляли бы «Церковь» и «Синагогу», то есть храмы христиан и иудеев; согласно третьей интерпретации, две аллегорические женские фигуры были бы Церковью Иудеев и Церковью Язычников, которые предлагают венцы Христу, как они предлагали их римским императорам. Только фигура Христа имеет нимб, а в руке держит раскрытую книгу, на которой выделяется надпись DOMINUS CONSERVATOR ECCLESIAE PUDENTIANAE.

Фигуры выделяются перед аркадной экседрой, за которой можно увидеть профиль города, который можно отождествить с Иерусалимом, из которого можно было увидеть церкви, построенные Константином I. Эта интерпретация становится правдоподобной благодаря присутствию, в центре мозаики крест, покрытый драгоценными камнями, который, по преданию, был воздвигнут императором Феодосием II в 416 г. на Голгофе, вероятно, в память о чудесном явлении креста. Рядом с Крестом четыре живых существа Апокалипсиса (ангел, бык, лев и орел) выделяются на небе, оживляемом розовыми и голубыми облаками, одно из древнейших изображений тетраморфа, дошедших до нас. нас в монументальном месте.

Обсуждается смысл, который мастер этой мозаики, художник большого воображения и коммуникативной силы, хотел передать, собирая множество символов и иконографических элементов. Конечно, преобладает значение, связанное с Христом-учителем или с Христом-философом, если не с Христом-царем, что можно вывести из сравнения с иконографией того времени. Вероятно, что, учитывая также порядок четырех символов Тетраморфа, иконографический ум, разработавший эту мозаику, был связан с культурными кругами, которые перемещались вокруг Сан-Джироламо: порядок четырех Живых на самом деле является тем, что появляется в комментарии. из Сан-Иеронима к Оригену, который, в свою очередь, прокомментировал пророчество Иезекииля. Однако в целом намек на Христа как на источник Спасения очевиден в связи со Вторым пришествием (Тетраморф) и с защитой, дарованной церкви, построенной на доме Пуденте.

 

Один ученый предположил, что фигура на троне в центре апсидной мозаики, обычно рассматриваемой как Христос, на самом деле представляет Бога-Отца, что было бы чрезвычайно необычным изображением Бога-Отца в искусстве в эту дату.

Часовни
В часовне Петра, с левой стороны апсиды, находится часть стола, за которым святой Петр должен был совершить евхаристию в доме святого Пудена. Остальная часть стола встроена в папский алтарь Святого Иоанна Латеранского. Скульптура на алтаре изображает Христа, доставляющего ключи от неба св. Петру (1594 г.) архитектором и скульптором Джакомо делла Порта. В той же часовне есть две бронзовые плиты на стене, объясняющие, что здесь святому Петру было оказано гостеприимство и что святой Петр впервые предложил в Риме хлеб и вино как освящение Евхаристии. Тротуар древний. Дверь открывается в кортиле с небольшой часовней, которая содержит фрески с 11-го века.
Часовня Распятия: содержит бронзовое распятие Ахилла Тамбурини.
Часовня Мадонны Милосердия: содержит картину Рождества Мадонны Лазарро Балди
Часовня святого Бернарда: содержит картину святого Бенедикта и святой Екатерины Сиенской
Часовня Каэтани. Эта часовня для семьи Каэтани (семьи папы Бонифация VIII) была разработана Каприано да Вольтерра в 1588 году и после его смерти в 1601 году была завершена Карло Мадерно. Мозаика на полу заметна. Колонны из мрамора Lumachella. Рельеф (1599 г.) над алтарем выполнен Пьером Паоло Оливьери и изображает Поклонение волхвов. Джованни Паоло Россетти написал в 1621 году св. Пракседеса и Пуденциану, собирающую Кровь мучеников. Он также нарисовал фреску евангелиста на потолке по проекту Федерико Цуккари.
Статуя Св. Пуденциана (ок. 1650 г.) в нише принадлежит Клоду Адаму. Колодец сестер стоит прямо возле часовни Каэтани в левом проходе, где, как говорят, находятся реликвии 3000 ранних мучеников, многие из которых были привезены сюда и спрятаны святыми Пудентианой и Пракседесом. Это отмечено квадратной порфировой плиткой в ​​полу.

После упадка народного благочестия, вызванного церковными реформами Второго Ватиканского Собора в 1969 году, имена Пудентиан и ее сестры Пракседес были исключены из Общего римского календаря.

Титульная церковь
Церковь служит титульной церковью кардинала. После смерти 5 июля 2017 года кардинала Иоахима Майснера титул S. Pudentianae оставался вакантным до 28 июня 2018 года, когда папа Франциск назначил титул кардиналу Томасу Акино Маньо Маэде. Одним из бывших кардиналов-священников этой базилики был кардинал Лучано Бонапарт, внучатый племянник императора Наполеона I.

 

Транспорт
Logo Metropolitane Italia До него можно добраться от вокзалов Кавур и Термини.