Сант-Иньяцио-ди-Лойола (Рим)

Сант-Иньяцио-ди-Лойола (Рим)

 

Описание Сант-Иньяцио-ди-Лойола

Сант-Иньяцио-ди-Лойола (Рим)

Адрес: Пьяцца ди Сант'Игнацио (Piazza di Sant' Ignazio)
Тел. 06-679 44 06
Автобус: 117, 119, 492 и по улице Виа дель Корсо
Часы работы: с 7:30 до 12:30, 15- 19:15, ежедневно

 

Церковь Сант-Иньяцио-ди-Лойола (Sant' Ignazio di Loyola) была построена Папой Григорием XV в 1626 году в честь святого Игнатия Лойолы, основателя Общества Иисуса, и человека, который больше всего воплотил ярое рвение Контрреформации против протестантизма. Вместе с Гесу, Сант-Игнасио формирует центр иезуитского квартала в Риме. Здание построено в стиле барокко. Его обширный интерьер, выложенный драгоценными камнями, мрамором, штукатуркой и позолотой, создает ощущение театра. В церкви Сант-Игнасио возведен по планировке Латинского креста, с апсидой и многочисленными часовенками. Купол был запланирован, но никогда не был построен, поэтому пространство, которое оно должно было заполнено, было украшено поддельной картиной перспективы. Пирсы, построенные для поддержки купола, поддерживают обсерваторию Коллегио Романо.

 

История

Церковь была построена в 1626 году на месте древней церкви Аннунциата, которая стала слишком мала для притока студентов Римского колледжа. Работы начались в 1626 году и были посвящены Игнатию Лойоле, основателю Общества Иисуса, канонизированному 12 марта 1622 года.

Большим покровителем работы был епископ Людовико Людовизи, племянник папы Григория XV, который умер в 1623 году и канонизировал Игнатия Лойолу. Здание несколько раз приписывалось разным архитекторам, работавшим в первой половине XVII века в Риме: Доменикино, Джироламо Райнальди, Алессандро Альгарди (последнему, однако, приписывают величественный фасад).

Преданность кардинала Людовизи Компании восходит к его школьным годам, и он хотел, чтобы здание, за которое он немедленно заплатил 100 000 скуди, «... по своей широте и красоте было меньше, чем несколько». Но его первый ход был неудачным; проект касался района недалеко от новициата Сант-Андреа, и папа немедленно возразил, что высота нового здания помешала бы ему увидеть Квиринал. Таким образом, кардиналу пришлось переместить место рядом с Римским колледжем, институтом иезуитов в центре Рима. С тех пор трудности ему создавали сами иезуиты.

Условия Общества значительно изменились по сравнению с теми временами, когда ему приходилось безропотно принимать расположение могущественного кардинала Фарнезе, и сам кардинал Людовизи ясно дал понять, что его восхищение иезуитами, по крайней мере отчасти, было связано с «. ..мощь и власть они имеют какое-то отношение почти ко всем Пренсепи». Теперь ему лично предстояло мериться этой силой, хотя его деятельность в этом отношении несколько туманна, по смутным намекам современных авторов. Все источники сходятся во мнении, что кардинал Людовизи объявил конкурс на назначение архитектора и что среди тех, кто представил чертежи, был Доменикино, его особый протеже: с этого момента начинается тайна. Странно сдержан Пассери, большой друг художника: «Доменико, между прочим, внес свой вклад в состояние; но Бог знает, чем это кончилось, и об этом излишне говорить». И наоборот, Беллори гораздо более откровенен. Он говорит, что Доминик сделал несколько рисунков для кардинала Людовизи, но позже к нему пришли иезуиты «... и сказали ему не уставать; потому что они хотели следовать форме своей церкви Джезу, как первой и самой красивой, которая служила примером и образцом для других церквей: Доминик ответил, что они довольствуются наличием двух моделей, и что он предложил бы второй; но все было напрасно». Наконец, задание было поручено отцу-иезуиту Орацио Грасси, архитектору, математику и астроному, известному тем, что он был противником Галилео Галилея. В записке восемнадцатого века говорится, что Доменикино в гневе отказался от всего этого дела, когда Грасси объединил вместе два представленных им рисунка, которые были подвергнуты жесткой цензуре иезуитами. Источники-иезуиты, напротив, не упоминают Доменикино, ограничиваясь указанием на то, что именно кардинал Людовизи выбрал проект Грасси из числа всех представленных ему. Очевидно, давление должно было быть очень сильным. Хотя Людовизи продолжал в течение нескольких оставшихся лет своей жизни интересоваться строительством, даже настояв на назначении комиссии архитекторов, в которую вошли художник Доменикино и Карло Мадерно, с задачей тщательного изучения проектов Грасси, факты свидетельствуют о том, что он не осуществлял никакого реального контроля, ограничив свою деятельность функцией финансиста: одним из его последних действий, перед смертью, было оставление Компании еще суммы в 100 000 дукатов.

Новое здание должно было обслуживать студентов римского колледжа, а не общественного культа, поэтому украшение боковых часовен нельзя было поручить семьям римских патрициев, так что эту задачу взяли на себя сами иезуиты. В этом случае необходимо было сэкономить, и Компания сочла за лучшее следовать обычной политике в подобных обстоятельствах, используя одного из своих членов: Пьера де Латтра из Сент-Омера, который поступил в послушник Сант-Андреа в 1626 г. все росписи, которые в то время можно было увидеть в церкви и в ризнице церкви. Он расписал свод ризницы, выполнил шесть росписей для боковых часовен и иллюзионистски расписал ложный алтарь на внутренней стене апсиды. По тому немногому, что осталось от его произведений, нетрудно понять, что он был совершенно ничтожным художником.

В 1640 году храм был еще недостроен. В очередной раз иезуиты увидели, что их соперники, ораториане, потерпели поражение, у которых были две очень важные работы, выполненные для последующего развития искусства барокко, фреска Пьетро да Кортона на потолке ризницы их церкви и здание Борромини, предназначенное функционировать как библиотека и концертный зал для исполнения религиозной музыки, которой они были так известны.

Что касается, однако, Грасси, то он долгое время также был директором работ; другой иезуит, Сассо, продолжил работу, однако, внеся некоторые изменения в первоначальный дизайн.

 

Описание

Внешний вид

Фасад церкви построен на двух ордерах, нижнем и верхнем. В нижней части есть три отверстия, через которые можно попасть в здание; эти двери увенчаны криволинейными тимпанами, украшенными изысканными фестонами; в частности, подчеркнута центральная дверь, окруженная двумя большими колоннами с коринфскими капителями. В верхней части, совмещенной с центральной дверью, находится большое окно, которое позволяет свету проникать в церковь, освещая неф. Также в верхней части, на концах обеих сторон, расположены большие обратные волюты, очень похожие на те, что были созданы гением Леона Баттисты Альберти для базилики Санта-Мария-Новелла во Флоренции.

 

Интерьер

Церковь имеет план латинского креста с многочисленными боковыми часовнями. Здание было вдохновлено иезуитской материнской церковью, церковью Гесо в Риме (построено в конце 16 века). Внушительный порядок коринфских пилястр, который окружает весь интерьер, театральный акцент на высоком алтаре в задней части широкой восточной апсиды, цветной мрамор церкви, анимированный рельефный фигурный рельеф, богато украшенные алтари, обширная позолота и смелый Тромп л ' Картины маслом в «куполе» на его пересечении и в потолке нефа создают праздничный, роскошный эффект. Не хватало средств на постройку купола, поэтому был нанят художник, чтобы нарисовать иллюзию купола. Церковь наиболее эффективно устраивает торжество своего посвященного.

У западной стены нефа есть скульптурная группа, изображающая Великолепие и Религию (1650) Алессандро Альгарди. Алгарди также помогал проектировать рельефы в штукатурке, которые расположены на обеих боковых стенах нефа чуть выше входов в часовни и под грандиозной антаблементой нефа.

Другие художественные работы в церкви включают огромную лепную статую Святого Игнатия Камилло Рускони (1728). Часовня содержит стеклянный гроб с портретом кардинала Беллармино (умер в 1621 году).

 

Фрески Андреа Поццо

Церковь хорошо известна картинами Андреа Поццо (1685 г.). Когда вы смотрите вверх, стоя в точке, отмеченной на земле золотым диском, помещенным в пол нефа, вы можете полюбоваться перспективной симуляцией второго храма, наложенного на первый, реальный храм; эта смоделированная архитектура в перспективе «снизу» состоит из двух порядков, одного нижнего и одного верхнего, и с извилистым движением колонн, арок и трабеций простирается вверх, где в светлой ауреа находится Слава Святого Игнатия. изображен с Христом, проявляющим знамя креста. Луч света исходит от бока Христа, который освещает Игнатия, от которого он, в свою очередь, уходит к четырем аллегорическим фигурам вокруг него, представляющим четыре известных тогда континента.

Еще один знак в полу, чуть дальше к алтарю, отмечает точку для идеального наблюдения за вторым перспективным полотном над крестом, воспроизводящим изображение купола. На самом деле величественный каменный купол, предусмотренный проектом, возможно, по экономическим причинам, так и не был построен. Также говорят, что это местные жители не хотели, чтобы слишком большой купол закрывал от них солнце.

Помимо этих шедевров перспективной живописи, стоит отметить шесть приделов, расположенных вдоль боковых нефов, которые изящной пропорцией и пышностью делают всю архитектурную композицию более завершенной и гармоничной.

В апсиде представлены Сцены из жизни святого Игнатия, как, например, Оборона Памплоны, в которой Игнатий был ранен. В шапке апсиды Андреа Поццо создал еще одну свою перспективную виртуозность: на самом деле ему удалось изобразить фиктивную архитектуру с четырьмя прямыми колоннами на вогнутой поверхности.

Есть также несколько других произведений искусства: на контрфасаде две лепные статуи, изображающие Религию и Великолепие работы Алессандро Альгарди, во второй часовне справа (часовня Сакрипанте), спроектированная Николой Микетти, торжественный алтарь с Транзитом. Сан-Джузеппе Франческо Тревизани, алтарь правого трансепта Андреа Поццо, с рельефом Сан-Луиджи Гонзага Пьера Легро (который соответствует в левом трансепте рельефу Аннунциаты Филиппо Валле). По бокам пресвитерия справа находится часовня Людовизи с надгробным памятником Папы Григория XV работы Пьера Легро и четырьмя лепными статуями с Добродетелями работы Камилло Рускони; в соответствующем пространстве слева, которое дает доступ к ризнице, вместо этого находится колоссальная гипсовая статуя Святого Игнатия, также работы Рускони, и модель той, что сделана из мрамора для Ватиканской базилики.

 

Погребения

В здании хранятся тела различных святых из Общества Иисуса: Луиджи Гонзага, Роберто Беллармино, Джованни Берхманс. Еще одно тело, хранящееся в Св. Игнатии, - это тело отца Феличе Марии Каппелло (1879–1962), прозванного «исповедником Рима», иезуита и профессора Папского Григорианского университета; дело беатификации для него открыто.

 

Орган

В церкви есть орган, построенный Папской органной фабрикой Тамбурини в Крема в 1935 году, чтобы заменить другой предыдущий, увеличенный в 1905-1906 годах Карло Вегецци-Босси; этот орган был построен в 1888 году органным мастером Пасифико Инцоли, вдохновленным новым органом Мореттини в Сан-Джованни-ин-Латерано, и имел 37 регистров, распределенных по 3 клавиатурам и педальной панели. Текущий инструмент, размещенный на двух боковых стенах апсиды над специальными хорами с барочными балюстрадами, имеет три клавиатуры и вогнуто-радиальную педаль и имеет 53 регистра.

 

Часовни

Первая часовня справа имеет алтарь 18-го века, на котором изображены святые Станислав Костка и Иоанн Фрэнсис Регис, поклоняющиеся Богородице и младенцу. Во второй часовне находится алтарь с изображением святого Иосифа и Девы и люнет (справа на стене) с изображением последнего причастия святого Луиджи Гонзага, написанные Франческо Тревизани (1656–1746); купол был расписан Луиджи Гарзи. В третьей часовне находится алтарь 18-го века «Представление Богородицы в храме» Стефано Поцци.

Часовня в правом трансепте, посвященная св. Алоизию Гонзаге, имеет большой мраморный рельеф с изображением св. Алоизия Гонзага во славе (1697–99) французского скульптора Пьера Ле Гро. Андреа Поццо нарисовал потолок, на котором также изображена Слава Святого. В боковом алтаре рядом с Гонзага похоронен кардинал Святого Роберта Беллармина.

Часовня в левом трансепте хранит мощи святого Иоанна Берхманса.

В часовне справа от пресвитерии церкви (в юго-восточном углу) находятся погребальные памятники папы Григория XV и его племянника, кардинала Людовизи, основателя церкви. Пьер Ле Гро спроектировал памятник и сам выполнил большую часть его примерно в 1709-14 годах, за исключением двух летающих олицетворений Славы Пьера-Этьена Монно.

Часовня в левом трансепте имеет мраморный алтарь Благовещения Филиппо Делла Валле с аллегорическими фигурами и ангелами (1649) Пьетро Браччи, а также потолок с фресками в стиле Успения Поццо. Во второй и первой часовнях слева есть картины иезуита Пьера де Латтре, который также делал картины ризницы.

 

Список кардиналов дьяконов

Кардинальское диаконство Сант-Игнацио-ди-Лойола-а-Кампо-Марцио было учреждено 28 июня 1991 года. В его кардиналы входят:

Паоло Дезза, С.Дж. (28 июня 1991 г. - 17 декабря 1999 г.)
Роберто Туччи, С.Дж. (21 февраля 2001 г. — 12 февраля 2011 г.; в качестве кардинала-священника 21 февраля 2011 г. — 14 апреля 2015 г.)
Луис Франсиско Ладария Феррер, S.J. (28 июня 2018 г. - настоящее время)