Тарпейская скала (Рим)

Тарпейская скала (Рим)

Римское королевство

Римская Республика

Римская империя

Ранний византийский период (475- 842 г)

Средний византийский период (842- 1259 г)

Поздний византийский период (1259-1461 г)

Римские Боги

 

Описание Тарпейской скалы

Тарпейская скала (Рим)

Адрес: Via di Monte Caprino и Via del Tempio di Giove

Тарпейская скала (лат. Rupes Tarpeia или Saxum Tarpeium; итал. Rupe Tarpea) — отвесная скала на южной стороне Капитолийского холма, которая использовалась в Древнем Риме как место казни. Убийц, предателей, лжесвидетелей и вороватых рабов, если их обвиняли quaestores parricidii, сбрасывали со скалы на смерть. Утес был около 25 метров (80 футов) в высоту.

 

История и легенды

Согласно мифографической традиции, название Saxum Tarpeium происходит от одноименной фигуры Тарпеи, жившей в самые ранние дни римской монархии, чья история будет связана с войной между Римом и сабинянами Тито Тацио.

Тарпея была весталкой, дочерью римского полководца Спурия Тарпея, стража Капитолийской крепости. Именно Тарпея позволил развратить себя Тито Тацио, королю сабинян, командующему их армией, союзниками самнитов, и открыл ворота Рима вражеской армии, заставив римскую армию захватить врасплох. Если это история, то причина предательства становится частью легенды, которую рассказывали многие римские поэты и сказители, благодаря чему она дошла до наших дней.

По словам Ливия, молодая женщина была совращена самим королем обещанием получить «то, что сабиняне носят левой рукой» - выражение, которое, вероятно, относится к браслетам, щитам и драгоценностям. Однако, как только ее часть была выполнена и путь к Риму сабинскому войску был указан, Тарпея была убита и оставлена ​​на утесе, прикрытая щитами, вероятно, для обезображивания по отношению к предателям или как демонстрация силы. Когда тело было найдено римлянами, оно было захоронено на Капитолийском холме, на скале, которая до сих пор носит его имя. Версия Ливио — самая старая и самая известная версия этой истории, которая, однако, претерпела несколько изменений на протяжении веков.

По мнению, например, известного латинского писателя Проперцио, причиной предательства Тарпеи было самое благородное из чувств: любовь. На самом деле, по этой версии, молодая женщина влюбилась в полководца сабинян Тито Тацио и по этой причине решила предать свой город и передать его вражеской армии.

Чтобы понять, какое распространение имел этот миф, до нас доходит еще одна версия от греческого писателя и философа Плутарха, который утверждал, что Тарпея на самом деле была дочерью Тита Тацио, вынужденной волей отца жить с Ромулом и уготованной для этой печальной участи. с рождения.

По другой версии неизвестного происхождения, Тарпея была разоблачена и сброшена со скалы на Капитолийском холме. С тех пор скала получила его имя и у римлян установился обычай сбрасывать оттуда предателей на родину. Затем останки девушки были перенесены в конец правления Тарквиния Приска или Тарквиния Великолепного, в зависимости от версии.

Тех, кто был приговорен к смерти, сбрасывали со скалы на нижележащий Римский форум, как это произошло со Спурием Кассио Вечеллино, который по обвинению в стремлении стать королем был осужден и сброшен со скалы двумя его обвинителями, квесторами Луцио. Валерио Потито и Чесоне Фабио Вибулано.

Тарпейская скала использовалась для осуждения людей, отказавшихся давать показания, поскольку показания были единственным источником доказательств, поскольку договоры были только устными.

 

Заметные жертвы

Жертвы этого наказания включали:
Спурий Кассий Висцеллин 485 до н.э., из за Perduellio, (т.е. измена)
Марк Манлий Капитолий, 384 г. до н.э., из за крамолы
Мятежники из Тарента, 212 г. до н.э.
Луций Корнелий Хрисогон, 80 г. до н.э.
Силлайос/ Syllaeus или Syllaios, 6 г. до н.э.
Секст Марий, 33 г. н.э.
Симон бар Гиора, 70 г. н.э.

 

Реставрация и перепланировка

В 2019 году известный итальянский дом моды Gucci объявил о поддержке реконструкции и реставрации Тарпейской скалы пожертвованием в размере 1,6 миллиона евро. Компания приняла экономическое участие в культурном проекте «Рупе Тарпеа, между легендой и будущим» по согласованию с Капитолийским управлением культурного наследия с целью реорганизации ландшафта этого места. Проект представляет собой консервативное вмешательство по техническому обслуживанию существующих садов на различных уровнях террас, чтобы вновь открыть их для публики и, таким образом, восстановить некоторые панорамные террасы, а также улучшить зеленые зоны у подножия холма, включая Бельведер. Сад виллы Тарпеа. Открытие состоялось 19 сентября 2021 года.

 

В художественной литературе
Тарпейская скала кратко упоминается в третьем акте, третьей сцене шекспировской трагедии «Кориолан». В строках 87–90 Кориолан предупреждает:
«Пусть произносят крутую тарпейскую смерть,/
Бродяга-изгнанник, сдирающий кожу, сдерживаемый, чтобы задержаться / Но с зерном в день; я бы не купил/
Их милосердие ценой одного честного слова».

В строках 99–104 Сициний Велутус высказывает суждение:
«мы/ Даже с сего мгновенья изгоняем ему наш город,/
Под угрозой осадков/ С Тарпейской скалы, никогда больше/
Чтобы войти в наши римские ворота».

В «Дон Кихоте» Мигеля де Сервантеса образ Нерона, наблюдающего за горящим Римом, связан с пожарами страсти. В части 1, главе 14 Амбросио обвиняет Марселу в том, что он жестокий Нерон. В части 2, главе 44, Альтисидора обвиняет Дон Кихота в том, что он новый Нерон, который наблюдает, как она горит любовью с Тарпейской скалы: «No mires de tu Tarpeya / este incendio que me abrasa / Neron manchego del mundo».
В « Астериксе и лавровом венке» тюремщик Большого цирка замечает Астериксу и Обеликсу, что, пока они устраивают изысканный пир перед тем, как их бросят на растерзание львам: «Тот, кто брошен с Тарпейской скалы, получает твердая, тяжелая пища».
В « Мраморном фавне» Натаниэля Хоторна персонаж убит другим персонажем, сброшенным с Тарпейской скалы.
Песнь IX Чистилища Божественной комедии Данте Алигьери имеет отсылку к Тарпейской скале. Когда Метелл уступил Юлию Цезарю, говорят, что скала рядом заскрипела, когда дверь в сокровищницу была открыта. Символическое значение очевидно, поскольку Цезаря критиковали за ограбление государственной казны Римской республики.
В сериале HBO «Рим» Юлий Цезарь ссылается на это место, пытаясь мотивировать своих солдат идти на Рим против Сената.
В «Смерти в Капитолии » Линдси Дэвис три смерти связаны с падением с Тарпейской скалы.
Тарпейская скала несколько раз упоминается в « Я, Клавдий » Роберта Грейвса как место казни, сброшенной с края.
В «Песнях» Эзра Паунд включает ссылку на «Рупу Тарпею» в «Примечаниях к CXVII и т. д.»: «Под Рупой Тарпея / оплакивай свою ревность — / Чтобы построить церковь / или жертвенник Загрею / Сыну Семела/ Без ревности/ Как двойная арка окна/ Или великая колоннада».