Сан-Марко, Флоренция

Сан-Марко (Флоренция)

Описание Сан-Марко

Базилика Сан-Марко во Флоренции — одна из церквей в историческом центре города, возвышающаяся над многолюдной площадью и служащая ориентиром для окружающего городского пространства. Первоначально церковь была частью большого комплекса монастыря Сан-Марко, где жили и работали многие из наиболее важных представителей духовности и культуры пятнадцатого века: Козимо Старший, Сант-Антонино, Беато Анджелико, Амброджо Катарино Полити, Фра Бартоломео, Томмазо Каччини (известный тем, что допрашивал Галилео Галилея) и, прежде всего, фра Джироламо Савонарола, который проповедовал против упадка нравов, а затем был повешен и сожжен на площади Синьории в 1498 году. С 1934 года мэр Флоренции, Джорджио, также жил там Ла Пира, позже похоронен в базилике.

С 1869 года в бывшем монастыре размещается Музей Сан-Марко во Флоренции, в который, однако, не входит ни церковь, ни прилегающий к ней монастырь Сан-Доменико.

 

История комплекса

В древние времена здесь была часовня, посвященная святому Георгию. Нынешний монастырь был построен на месте, где с 12-го века располагался Валломброзанский монастырь, который затем перешел к Сильвестрини, пришедшим из небольшой церкви в сельской местности Сан-Марко-Веккьо, от которой он посвящен евангелисту. В то время этот район назывался Кафаджо, поэтому в первых документах церковь упоминается как Сан-Марко-аль-Кафаджо.

В 1418 году последние были вынуждены покинуть его по приказу доминиканского папы Евгения IV, а в 1435 году монастырь был передан соблюдающим доминиканцам. В 1437 году Козимо Старший по предложению Антонино Пьероцци, тогдашнего генерального викария этого ордена, решил начать перестройку всего комплекса. Церковь фактически находилась в зоне наибольшего влияния семьи Медичи, жившей поблизости (в сегодняшнем Палаццо Медичи-Риккарди). Работы были поручены Микелоццо, а между 1439 и 1444 годами Беато Анджелико позаботился об украшении стен вместе со своими сотрудниками, в том числе с Беноццо Гоццоли. Церковь была освящена в ночь на Крещение в 1443 году кардиналом и архиепископом Капуи Никколо д'Аччапаччо в присутствии Папы Евгения IV.

Окончательно конфискованный в 1866 году, он был частично преобразован в музей в 1869 году. В церкви и части монастыря (вокруг монастыря Сан-Доменико) до 2019 года размещалась община доминиканских монахов, запрещенная в соответствии с решениями провинциального капитула 2017 года и указ Магистра Ордена. Сообщество доминиканских монахов Санта-Мария-Новелла отвечает за пастырскую заботу и деятельность, проводимую как в Сан-Марко, так и в Санта-Мария-Новелла, гарантируя продолжение и развитие деятельности в этих двух местах.

 

Внешний вид

Фасад

Фасад Сан-Марко выполнен в неоклассическом стиле и датируется 1777-78 годами. Его построил фра Джован Баттиста Паладини, о чем напоминает надпись на окне. Разделенный на три порядка, он отмечен пилястрами в трех горизонтальных полосах с единственным порталом, увенчанным окном. В боковых поясах украшен двумя нишами со статуями (внизу) и лентами и гирляндами (вверху); верхний регистр украшен декоративным барельефом и тимпаном, увенчанным железным крестом.

 

Колокольня

Колокольня была построена в 1512 году по проекту Баччо д'Аньоло.

 

Интерьер

Сан-Марко (Флоренция)

Внутри он имеет один неф и многочисленные боковые часовни, спроектированные в последней четверти шестнадцатого века Джамболоньей (с 1579 г.) и в основном украшенные столами шестнадцатого-семнадцатого веков. В древние времена он был покрыт фресками четырнадцатого века, следы которых сохранились то тут, то там под штукатуркой. Эти останки предполагают длинную дугу изобразительных вмешательств, которые можно отнести примерно между 1380 и 1420 годами. Микелоццо отвечал за восстановление ризницы и апсиды.

С 1679 г. трибуна и резной потолок возводились по проекту Пьера Франческо Сильвани. Полотно в центре потолка с изображением Успения Богородицы работы Джованни Антонио Пуччи (1725).

Контрфасад
На контрфасаде сохранились лучшие остатки картин четырнадцатого века, в том числе большое Распятие из школы Орканья (около 1365 г.) и Благовещение (задокументировано в 1375 г.), близкие к стилю Якопо ди Чоне и созданные по образцу знаменитой Аннунциаты. Чудо базилики Сантиссима Аннунциата.

Слева также висит полотно Джованни Баттиста Паджи с Преображением (1596 г.), которое заменило алтарь Сан-Марко Боттичелли, который сейчас находится в Уффици (1488-1490 гг.).

Правые алтари
Первый алтарь справа украшен алтарем Санти ди Тито, изображающим Видение святого Фомы Аквинского 1593 года.

На втором алтаре изображена Мадонна и святые Фра Бартоломео (около 1509 г.), а на третьем представлена ​​большая мозаика Богородицы, происходящая из древней базилики Сан-Пьетро в Ватикане: она прибыла во Флоренцию около 1596 г., когда алтарь был построен. Ангелы и святые Доминик и Раймунд в поклонении Богородице были добавлены во Флоренции и написаны в имитации мозаики кем-то, близким к стилю Фабрицио Боски.

Четвертый алтарь представляет собой полотно Маттео Росселли с Мадонной из розария и ангелами, несущими Сан-Доменико на небеса (1640 г.), а статуя Сан-Дзеноби на арке, обрамляющей алтарь, принадлежит Джамболонье.

Левые алтари
Первый алтарь, ближайший к контрфасаду, украшен «Чудом Сан-Винченцо Феррера» Пассиньяно (1593 г.), а второй — «Мистическим браком святой Екатерины», копией Фра Бартоломео Антона Доменико Габбиани ( 1690 г.).

Третий алтарь украшен полотном Ираклия, несущего крест работы Чиголи (1594 г.), а по бокам размещены два памятника похороненным здесь гуманистам: Пико делла Мирандола и Полициано.

Апсида и купол
В апсиду можно попасть из ризницы, спросив разрешения. Созданные Микелоццо, есть два экспоната каменных порталов.

Купол был построен по проекту Анджело Ферри в 1712 году и украшен фресками Алессандро Герардини (1717).

Пресвитерий и главный алтарь
Фрески на стенах пресвитерия выполнены Игнасом Парроселем, а полотно под органом принадлежит Пьеру Дандини и представляет Тайную вечерю (1686 г.).

На главном алтаре находится драгоценное Распятие работы Беато Анджелико (1425-1428).

Часовня Серрагли или Сакраменто
Часовня Серрагли или Сакраменто расположена слева от пресвитерия, и попасть в нее можно через портал в стиле барокко. Он был начат в последнее десятилетие шестнадцатого века и посвящен возвышению тайны Евхаристии.

Расписанный свод разделен на три части. В первом изображены олицетворения в виде женских фигур Даров Святого Духа работы Санти ди Тито (около 1594 г.), расположенных вокруг лепного голубя; во второй области - Христос во славе и Надежде работы Бернардино Поччетти (ок. 1603 г.); в третьем «Плоды сладости причастия» четыре женские фигуры вокруг позолоченного улья в лепнине, также работы Поччетти.

На стенах он также изобразил серию святых мужского и женского пола, связанных с Таинством.

Запрестольный образ представляет Причастие апостолов, начатое Санти ди Тито и завершенное его сыном Тиберио. Убранство часовни завершают четыре полотна на стенах:

История манны Пассиньяно (подписана и датирована 1625 г.);
«Ужин в Эммаусе» Франческо Курради;
«Чудо хлебов и рыб» Франческо Курради;
Жертвоприношение Исаака Эмполи.

Часовня Сальвиати
Слева в нефе вы входите в часовню Сальвиати или Сант-Антонино, где хранятся останки флорентийского святого и архиепископа. Часовня была спроектирована в конце XVI века как отдельное помещение, имеющее отдельный вход снаружи и отличное от церкви как в плане, так и в плане.

Он был начат из склепа, где похоронены члены семьи Сальвиати, предположительно в 1580 году, о чем сообщает свиток на стене.

Верхняя часовня с останками святого под алтарем была спроектирована Джамболонья и в значительной степени украшена Алессандро Аллори. Последний отвечает за украшение гризайли (завершено в 1588 году) и запрестольный образ с Нисхождением в Лимбо (запущен до 1584 года). Боковые панели современные и изображают Иисуса, исцеляющего прокаженного (слева, работы Поппи) и призвания святого Матфея (справа, работы Джованни Баттиста Нальдини).

Бронзовые барельефы работы Джамболоньи и его сотрудников изображают эпизоды из жизни святого Антонино (1581–1587).

В вестибюле часовни стены украшают две большие фрески Пассиньяно: «Перевод» и «Разведка тела Сант-Антонино».

 

Ризница

В ризнице со священной мебелью с пятнадцатого по семнадцатый век находится первая гробница Сант-Антонино Пьероцци, архиепископа Флоренции с 1446 года, с фигурой святого из бронзы. Черный мраморный саркофаг украшен бронзовой статуей святого, работа Джамболоньи с помощью Доменико Портиджани для литья.

Находящееся здесь драгоценное облачение Сант-Антонино было изготовлено по проекту Алессандро Аллори.

 

Братства

В церкви и ее пристройках со временем встречались многие компании или братства. Среди наиболее важных были:
Компания Святого Креста шелковых ткачей
Компания Святых Королей Звезды
Компания Очищения Марии и Сан Зенобия

 

Работает уже в Сан-Марко

Фра Анджелико, Алтарь Сан-Марко, сейчас находится в музее Сан-Марко, Флоренция.
Фра Анджелико, Исцеление дьякона Юстиниана, сейчас находится в музее Сан-Марко, Флоренция.
Фра Анджелико, Погребение святых Космы и Дамиана, сейчас в музее Сан-Марко, Флоренция.
Фра Анджелико, святой Косма и святой Дамиан, спасенные от утопления, сейчас находятся в Старой пинакотеке в Мюнхене.
Фра Анджелико, святые Косма и святой Дамиан перед Лисием, сейчас в Старой пинакотеке, Мюнхен.
Фра Анджелико, Пьета, сейчас находится в Старой пинакотеке в Мюнхене.
Фра Анджелико, Распятие святых Космы и Дамиана, сейчас находится в Старой пинакотеке, Мюнхен.
Фра Анджелико , Усекновение глав святых Космы и Дамиана, сейчас находится в Лувре, Париж.
Фра Анджелико, Осуждение на сожжение святых Космы и Дамиана, сейчас находится в Национальной галерее Ирландии, Дублин.
Фра Анджелико, Исцеление Палладии, сейчас находится в Национальной художественной галерее, Вашингтон.
Сандро Боттичелли, Пала дельи Орефичи, сейчас в Уффици, Флоренция
Фра Бартоломео, Пала Питти, сейчас находится в Палатинской галерее, Флоренция.
Фра Бартоломео , Представление в храме, сейчас находится в Художественно-историческом музее в Вене.