Базилика Сан-Марко или Святого Марка (Венеция), Италия

Базилика Сан-Марко или Святого Марка (Венеция)

 

Описание Базилики Сан-Марко

Базилика Сан-Марко или Святого Марка (Венеция)

Пьяцца Сан-Марко
Тел. 041 270 83 11
Паром: Сан-Марко
Базилика, Казначейство и Пала-д'Оро
Открыто:
Апрель-сентябрь: с 9:45 до 17:00 с понедельника по субботу, с 14:00 до 16:00 по воскресеньям
Октябрь-март: с 9:45 до 16:45 с понедельника по субботу, с 14:00 до 16:00 по воскресеньям
Mузей
Открыто: с 10:00 до 16:00 ежедневно

 

Патриарший собор Базилика Сан-Марка (базилика собора Сан-Марко), известная как Базилика Святого Марка, является кафедральным собором Римско-католической архиепископии Венеция, север Италии. Это самая известная из церквей города и один из самых известных примеров итало-византийской архитектуры. Он расположен в восточной части Пьяцца Сан-Марко, прилегающей к Дворцу Дожей. Первоначально это была часовня Дожа и стала городским собором только с 1807 года, когда она стала резиденцией Патриарха Венеции, архиепископа Римско-католической архиепископии Венеции, которое ранее находилось в Сан-Пьетро-ди-Кастелло. Благодаря своему богатому дизайну, мозаики из золотой земли и ее статус символа венецианского богатства и власти, начиная с XI века на здании, Базилика Сан-Марка была известна по прозвищу Чиеза д'Оро (Золотая церковь).

 

Кампанилам собора Святого Марка

С вершины колокольни Св. Марка, высоко над Пьяцца Сан Марко, посетители могут наслаждаться прекрасными видами города, лагуной и, с хорошей видимостью, пики Альпийских гор. С этой точки Галилей продемонстрировал свой телескоп дожу Леонардо Дона в 1609 году. Для этого он бы поднялся по внутренненнему пандусу. Добраться до верха сегодня можно добраться благодаря лифту, который может перевозить 14 человек. Тем не менее, почти всегда здесь есть очередь. Посетители на вершине башни должны помнить, что пять колоколов звонят довольно громко каждый час.

Первая башня Собора Марка, завершенная в 1173 году, была построена как маяк для помощи мореплавателям в лагуне. В средние века она использовалась в качестве поддержки клетки для преступников, где преступники были заключены в тюрьму и в некоторых случаях оставались умирать. Нынешний вид башни Собора Св. Марка относится к началу XVI века, когда он был восстановлен Бартоломео Боном после землетрясения. Башня пережила перипетии времени до 14 июля 1902 года, когда ее основы уступили, и она внезапно рухнула. Единственными жертвами были Логетта у подножия башни и кошка хранителя. В следующем году, с помощью многих пожертвований, был заложен фундамент для колокольни «dov'era e com'era» («где это было и как это было»). Новая башня была открыта 25 апреля (День Святого Марка) 1912 года. Из-за небольших структурных сдвигов работа началась по укреплению фундамента. Дата окончания работы нет. Да и зачем она? Труд дело благородное, а под такую башню столько можно инвестировать государственных денег.

 

История

 

Строительство
Первая церковь, посвященная Сан-Марко, по заказу Джустиниано Партечипацио, была построена рядом с Палаццо Дукале в 828 году [необходима цитата] для хранения реликвий Сан-Марко, похищенных, согласно традиции, из Александрии в Египте двумя венецианскими купцами: Бон из Маламокко и Рустико из Торчелло. Эта церковь заменила предыдущую небную часовню, посвященную византийскому святому Феодору (чье имя было произнесено венецианцами Тодаро), построенную в соответствии с нынешней Пьяцеттой деи Леончини, к северу от базилики Сан-Марко. Первая колокольня Сан-Марко также относится к 9 веку.

Первобытная церковь Сан-Марко вскоре была заменена новой, расположенной на нынешнем месте и построенной в 832 году; однако этот сгорел во время восстания 976 года, а затем был снова построен в 978 году Пьетро I Орсеоло. Нынешняя базилика восходит к другой реконструкции (начатой ​​дожем Доменико Контарини в 1063 году и продолженной Доменико Сельво и Витале Фалье), которая довольно точно воспроизвела размеры и планировку предыдущего здания. В частности, архитектурная форма в целом очень близка к древней Базилике Святых Апостолов Константинополя (разрушена через несколько лет после османского завоевания), второй по значимости церкви в городе и имперскому мавзолею. Новое освящение состоялось в 1094 году; легенда относит чудесное открытие тела Сан-Марко в колонне базилики в том же году, которое было спрятано во время работ в месте, которое позже было забыто. В 1231 году пожар уничтожил базилику Сан-Марко, которая была немедленно восстановлена.

 

Украшение

К концу XII века золоченое мозаичное убранство интерьера базилики было почти завершено. В первой половине тринадцатого века был построен вестибюль (притвор, часто называемый атриумом), который окружал весь западный рукав, создавая условия для строительства фасада (до этого снаружи он был из кирпича, как в базилике). Мурано).

В последующие века базилика постоянно обогащалась колоннами, фризами, мрамором, скульптурами, золотом, доставленным в Венецию на торговых кораблях, прибывающих с Востока. Зачастую это был голый материал, то есть полученный из древних снесенных построек. В частности, добыча, полученная при разграблении Константинополя во время Четвертого крестового похода (1204 г.), обогатила казну базилики и обеспечила очень престижную обстановку.

Последние вмешательства
В 1200 году в рамках работ, преображавших внешний вид площади, купола были подняты с использованием византийской и фатимидской техники строительства: это деревянные конструкции, покрытые свинцовыми листами над более древними первоначальными куполами, на которых мозаичное покрытие, способное восхищаться внутри церкви. Лишь в пятнадцатом веке украшением верхней части фасадов определился нынешний внешний облик базилики; несмотря на это, он представляет собой единое и связное целое среди различных художественных опытов, которым он подвергался на протяжении веков.

Наконец, были построены баптистерий и часовня Сант-Исидоро-ди-Кио (14 век), ризница (15 век) и часовня дзен (16 век). В 1617 году с устройством внутри двух алтарей базилика, можно сказать, была завершена.

Ключевые цифры
Как государственная церковь базилика управлялась дожем и не зависела от патриарха, который имел свою кафедру в церкви Сан-Пьетро. Сам дож назначил герцогское духовенство во главе с primicerio.

Управление базиликой было возложено на важный судебный орган Венецианской республики, прокуроров Сан-Марко, которые базировались в прокуратуре. Всеми строительными и реставрационными работами руководил прото: эту должность занимали такие великие архитекторы, как Якопо Сансовино и Бальдассаре Лонгена. Прокуроры Сан-Марко и прото все еще существуют и выполняют те же задачи для Патриархата, что и в прошлом.

С падением республики в те же годы назрел и перенос собора из Сан-Пьетро-ди-Кастелло в Сан-Марко. Решение о переводе было принято уже в 1807 году, в середине наполеоновской эпохи, когда также были изданы декреты об упразднении primiceriato Сан-Марко, насильственном объединении двух капитулов и временном размещении патриарха в более центральном приходе Сан-Маурицио (к тому же уже со временем, чтобы исправить неудобство такого периферийного расположения патриаршей курии, при церкви Сан-Бартоломео был создан филиал канцелярии). Однако только в 1821 году Пий VII буллой Ecclesias quae исправил эту временную ситуацию, полностью подтвердив перенос штаб-квартиры с канонической точки зрения.

Капитул канонов Патриаршей базилики Сан-Марко-Евангелиста в ее нынешнем виде был учрежден вышеупомянутой буллой. В дополнение к жилым каноникам почетными канониками во время мунере являются протоиереи Сан-Пьетро-ин-Кастелло, а также Гамбараре, Езоло, Каорле, Эраклеа, Маламокко, Градо в архиепархии Гориции и делегат-настоятель Торчелло. Жилые и почетные каноники базилики Сан-Марко являются апостолами-протонотариями во время мунере.

хранилище
Реставрационные работы базилики, проводившиеся в конце девятнадцатого века (1865-1875 гг.), вызвали настоящую культурную дискуссию о состоянии сохранности содержащихся в ней произведений и об утрате больших частей мозаики внутри Дзэнской капеллы и баптистерия.

Таким образом, с 1881 по 1893 год Фердинандо Онгания, один из самых известных венецианских издателей, посвятил себя созданию работы, названной именно «Базилика Сан-Марко в Венеции», которая хотела запечатлеть и сохранить красоту всех декоративных элементов. которые делают базилику уникальной, чтобы в будущем каждое реставрационное вмешательство сталкивалось с ситуацией, задокументированной в его работе.

 

Описание

Внешний
С внешней стороны, разделенной на три разных регистра - нижний этаж, террасу, купола - преобладает ширина, поскольку в таком городе, как Венеция, который стоит на песчаном грунте, была тенденция строить здания в ширину, с более сбалансированным весом. .

Его длина составляет 76,5 м, а ширина — 62,60 м (в трансепте), а высота центрального купола — 43 м (внутри — 28,15 м). Фасад имеет два порядка, один на первом этаже, отмеченный пятью большими растопыренными порталами, ведущими во внутренний атриум. Центральный оформлен в монументальном смысле. Второй этаж образует проходимую террасу и имеет четыре глухие арки плюс центральную, в которую открывается лоджия, в которой находится квадрига.

 

Фасад

Мраморный фасад восходит к 13 веку. Вставлены мозаики, барельефы и большое количество разнородного материала. Это дало характерную полихромию, которая сочетается со сложными эффектами светотени за счет многообразия отверстий и игры объемов. Две входные двери на концах были сделаны с изогнутыми арочными тимпанами в арабском стиле, возможно, также предназначенными для увековечения Александрии в Египте, где произошло мученичество Сан-Марко. У входных дверей работал ювелир и венецианский бронзовщик Бертуччо.

Бронзовые двери относятся к разным эпохам: на юге Порта-ди-Сан-Клементе является византийским и датируется 11 веком; центральный, неопределенного производства, датируется 12 веком; второстепенные двери более поздние и оформлены в античном стиле. В древние времена Порта-да-Мар открывались на боковой фасад, обращенный на юг, вход располагался рядом с Дворцом дожей и пристанью, с которой можно было попасть в Венецию.

Среди мозаик на фасаде единственный сохранившийся оригинал тринадцатого века - это мозаика над первым порталом слева, порталом Сант-Алипио, который представляет вход тела Сан-Марко в базилику, как это было тогда. Другие, поврежденные, были перестроены между 17 и 19 веками с сохранением первоначальных предметов, на которых, за исключением мозаики над центральным порталом, все тело святого является основным предметом с момента его открытия в Александрии в Египте. двух венецианских купцов, имевшее место в 829 г., по прибытии святых останков в город и последующем низложении.

Люнет центрального портала украшен по типично западному обычаю романской эпохи Страшным судом, обрамленным тремя скульптурными арками разного размера, на которых изображен ряд пророков, священных и гражданских добродетелей, аллегорий месяцев, Торги и другие символические сцены с животными и путти (ок. 1215–1245). В этих рельефах смешаны восточные и ломбардские романские мотивы (например, работы Вилигельмо), но они были сделаны местными мастерами.

Из изогнутых арок верхнего порядка, украшенных в ярком готическом стиле, статуи кардинальных и богословских добродетелей, четырех святых воинов и Сан-Марко наблюдают за городом. В арке центрального окна под Сан-Марко крылатый лев показывает книгу со словами «Pax tibi Marce Evangelista meus».

 

Квадрига

Среди произведений искусства из Константинополя наибольшую известность представляют знаменитые позолоченные и посеребренные бронзовые кони неизвестного происхождения, на которых венецианцы во время IV крестового похода совершили набег с ипподрома Константинополя, столицы Римской империи Восток и помещен над центральным порталом базилики. Из множества квадриг, украшавших триумфальные арки древности, это единственный сохранившийся образец в мире. После длительной реставрации, начавшейся в 1977 году, лошади Сан-Марко хранятся в Музее Сан-Марко внутри базилики, замененные на балконе копиями.

 

Акритские столбы

От площади Сан-Марко, направляясь к порталу Дворца дожей, слева, недалеко от южного фасада базилики, видны две богато украшенные высокие четырехугольные колонны, называемые «акританы». Они примыкают к подъездной дороге к баптистерию и, вероятно, были размещены на этом месте примерно в середине 13 века. Столбы также хорошо видны с берега, как триумфальные памятники побед Венецианской республики в войнах Востока (привезенные с Востока в качестве военных трофеев). Их расположение на панораме Пьяцетты, которая кажется лишенной четкой функции, происходит из-за фактического избытка ценных артефактов, накопленных венецианцами во время различных войн, в которых она участвовала на протяжении веков, признавая их ценность, но не имея больше места. пустые внутри или на фасаде базилики их решили разместить там, где ими можно любоваться и сегодня. Название происходит от легенды, известной спустя столетия после их прибытия в Венецию, в которой утверждается, что две колонны были привезены в Венецию вместе с Пьетра-дель-Бандо после падения Акко в 1258 году. Но из нового исследования источников современник падения Акры, кажется, что ни Столпы, ни Камень Бандо никогда не упоминаются. Вместо этого упоминания о принадлежности Столпов после завоевания Акры встречаются только в очень поздних исторических трудах, то есть в 16-м и 17-м веках, то есть в период намного позже событий. Еще несколько лет назад это вызывало достаточно сомнений и недоумений относительно происхождения их происхождения, поскольку даже при изучении двух столбов не удалось найти какой-либо значительный элемент, который позволил бы идентифицировать место происхождения. В 1960 году во время больших работ по строительству новых городских артерий в Стамбуле, в районе Сарачане, были обнаружены большие блоки мрамора, образующие венцы ниш, вместе с фрагментами монументальной надписи, проходившей вдоль свода вокруг своды ниш. Это позволило распознать в этой надписи части эпиграммы, посвященной церкви Сан-Полиекто. В результате этих раскопок во время первой археологической кампании была обнаружена большая капитель колонн, которая по форме, размеру и большей части декора соответствовала колоннам Акритани в Венеции. Искусно выполненные, они представляют собой сасанидские мотивы, такие как крылатые пальметты, павлины, виноград, выполненные с распределительной ясностью и мастерской точностью; они представляют собой одно из первых свидетельств появления восточных украшений на западной художественной сцене.

Рядом с углом к ​​площади находится pietra del bano, усеченная колонна из порфира из Сирии, с которой комендант Республики читал законы и запреты на гражданство. Камень был выбит из-под завалов колокольни в 1902 году.

 

Тетрархи

Работа, датируемая концом III века, перевезенная в Венецию после разграбления Константинополя в 1204 году. На ней изображены в блоке красного порфира высотой около 130 см фигуры «тетрархов», то есть двух цезарей и двух Августы (кесари и августы для каждой из частей, на которые была разделена Римская империя императором Диоклетианом с его реформой). Среди искусствоведов до сих пор не утихают споры о том, к какой из двух тетрархий относится скульптура.

Вместо этого популярная легенда хочет, чтобы эта скульптура была скульптурой четырех воров, застигнутых врасплох святым из базилики, намеревающимся украсть его сокровища, хранившиеся внутри, и которые были обращены им в камень и впоследствии замурованы венецианцами рядом с Порта делла Карта. угол Казначейства.

 

Нартекс

Притвор с его приглушенным светом подготавливает посетителя к наполненной атмосфере позолоченного интерьера, подобно Ветхому Завету, представленному мозаиками куполов, готовящихся к Евангелию, изображенному в базилике. Основные сюжеты – Бытие и эпизоды из жизни Ноя, Авраама, Иосифа, Моисея. Атриум состоит из двух комнат, так как баптистерий и дзен-часовня были получены путем закрытия южной стороны. Мозаики в атриуме включают, среди прочего, шесть куполов: Бытия, Авраама, три купола Иосифа и купол Моисея. Мозаики куполов «отмечают» время ожидания пришествия Иисуса, следуя по той нити, которая определяет этапы истории спасения, после грехопадения человека, до его исполнения во Христе, чья жизнь и тайны прославляются. во внутренней мозаике базилики. В куполе Авраама главный герой четыре раза изображен в беседе с Богом, представленным рукой, выходящей из кусочка неба. В куполе Моисея, спасенного от Нила, он становится спасителем своего народа по пустыне и через Красное море к земле обетованной.

В куполе Бытия, или Творения, есть двадцать шесть сцен, начинающихся с сотворения неба и земли. Необычной является сцена благословения седьмого дня с Богом на троне в окружении шести ангелов первых шести дней. Затем следует сотворение Евы из ребра Адама, искушение змея, изгнание из Эдемского сада, и другие характерные эпизоды дель Либро.Мозаики первых трех куполов были созданы между 1220 и 1240 гг. украшение последних куполов около 1260-1270 гг.

Рядом с порталом, ведущим в церковь, есть несколько ниш, в которых находятся мозаики, изображающие Богородицу, Апостолов и, в нижнем регистре, евангелистов. Эти мозаики являются частью первой декоративной кампании церкви, которая также включает мозаику с четырьмя защитниками города в апсиде (Сан-Пьетро, ​​Сан-Никола, Сан-Марко и Сант-Эрмагора) и фрагменты низложения. найдены на юго-востоке от пресвитерия, все относятся к последней четверти XI века, то есть к периоду дожа Доменико Сельво. Фигуры Богородицы и апостолов кажутся принадлежащими византийской мастерской, а фигуры евангелистов (возможно, несколько более поздних) имеют черты, сближающие их со стилем венецианских мастеров. Язык похож на провинциальный византийский, который имеет свое высшее проявление в мозаиках церкви Неа Мони на Хиосе.

 

Внутренний

План базилики представляет собой латинский крест, даже если на первый взгляд может показаться греческим, с пятью куполами, распределенными в центре и по осям креста и соединенными арками (как в церкви Санти Апостоли времен Юстиниана, очевидная модель венецианской базилики). Нефы, по три на руку, разделены колоннадами, которые сходятся к массивным колоннам, поддерживающим купола; они построены не единым блоком кладки, а сочленены в свою очередь, как и основной модуль: четыре опоры в вершине квадрата, сводчатые соединительные сектора и центральная часть с небольшим куполом.

Внешние и внутренние стены вместо этого тонкие, чтобы облегчить вес здания на нежной венецианской почве, и почти кажутся диафрагмами, натянутыми между колонной и колонной, чтобы поддерживать балюстраду женских галерей; у них нет опорной функции, только буферная. Стены и колонны полностью покрыты в нижнем регистре полихромными мраморными плитами. Пол покрыт мрамором с геометрическими модулями и фигурами животных в технике opus sectile и opus tessellatum; хотя он постоянно реставрируется, в нем сохранились некоторые оригинальные детали 12 века. На полу отражены мотивы классической иконографии, распространенные в верхней части Адриатики (колеса, квадраты, шестиугольники, восьмиугольники, рамы, украшенные ромбами, изображения животных, символизирующие средневековое христианство), а также другие, на которые повлияло византийское влияние (восемь больших плит в из проконнесского мрамора у подножия креста и остальные двенадцать из греческого мрамора под куполом Вознесения).

Элементами западного происхождения являются склеп, прерывающий повторяемость одной из пяти пространственных единиц, и расположение алтаря не в центре сооружения (как в византийском мученичестве), а в пресвитерии. По этой причине руки не идентичны, но на оси восток-запад они имеют более широкий центральный неф, таким образом создавая главную продольную ось, которая направляет взгляд на главный алтарь, в котором находятся останки Сан-Марко. За главным алтарем, обращенным к апсиде, находится Пала-д’Оро, являющаяся частью Сокровищницы Сан-Марко.

Группа исторических колонн, которые поддерживают киворий над главным алтарем, воспроизводят раннехристианские модели с цитатами, которые также скопированы, хотя, возможно, изменены в контексте или даже неправильно поняты. Это специально воссозданное возрождение можно увидеть в желании Венеции воссоединиться со временем Константина, приняв наследство христианской империи после завоевания Константинополя. Пресвитерий отделен от остальной части базилики иконостасом, вдохновленным византийскими церквями. Он состоит из восьми колонн из красного мрамора brocatelle и увенчан высоким Распятием и статуями Пьера Паоло и Якобелло далле Масенье, шедевром готической скульптуры (конец 14 века). Пресвитерий ведет к ризнице и к церкви 15-го века, посвященной Сан-Теодоро, построенной Джорджо Спавенто, в которой находится «Поклонение младенцу» работы Джамбаттисты Тьеполо. Также заслуживают внимания колонны у портала, на которых Себастьяно да Милано вылепил растительные мотивы.

 

Правый трансепт

В начале правого трансепта, соединенного с Дворцом дожей, находится амвон с реликвиями, откуда новоизбранный дож явился венецианцам. В левом проходе находятся часовня Сан-Клементе и алтарь Таинства. Вот колонна, на которой в 1094 году было найдено тело Сан-Марко, о чем свидетельствуют интересные мозаики правого прохода (откуда вы входите в комнаты Сокровищницы Сан-Марко). На мозаиках обретения тела святого (13 век) интерьер базилики показан в двух сценах и молитве призывания и благодарения дожа, патриарха со своим духовенством, знати и народа.

Левый трансепт
Вместо этого в начале левого трансепта находится двойной амвон для чтения Священного Писания; следуйте, в правом проходе, часовня Сан-Пьетро и часовня Мадонны Никопеи, византийской иконы, прибывшей в Венецию после Четвертого крестового похода и являющейся объектом поклонения. С северной стороны находятся входы в часовню Сант-Исидоро-ди-Кио и в часовню Масколи.

 

Мозаика

Мозаичное убранство базилики охватывает очень большой период времени и, вероятно, продиктовано стройной единой иконографической программой.

Древнейшими являются мозаики апсиды (Христос Пантократор, переделанный, однако, в XVI веке, и фигуры святых и апостолов) и входа (упомянутые выше апостолы и евангелисты), выполненные в конце XI века греческими и венецианские художники, которые обнаруживают сходство с мозаиками, например, собора Урсианы в Равенне (1112 г.) или с мозаиками апостолов в апсиде собора Сан-Джусто в Триесте.

Апостолы с Богородицей и евангелисты, вероятно, украсили центральный вход в базилику еще до постройки притвора. Остальные мозаики здания были добавлены во время второй большой декоративной кампании, начиная со второй половины XII века, византийскими и венецианскими мастерами.

В атриуме представлены сюжеты из Ветхого Завета, в трех куполах по продольной оси — божественный и христологический апофеоз, в относительных арках — эпизоды из Евангелий, в боковых куполах — рассказы о святых.

Купол Пятидесятницы (первый на западе) был построен к концу XII века, возможно, путем воспроизведения византийских миниатюр византийской придворной рукописи. Центральный купол называется Вознесением, а тот, что над главным алтарем, — Эммануилом, и были украшены после Пятидесятницы.

Впоследствии он посвятил себя истории Бытия купола атриума (около 1220-1240 гг.), точно следуя иллюстрациям Хлопковой Библии (еще одно раннехристианское возрождение). На сводах и куполах внизу разворачиваются истории древних патриархов: Ноя, Авраама, Иосифа, Моисея. Этот купол Бытия геометрически разделен на три концентрические круглые полосы вокруг украшения из золотой чешуи в центре. История разделена на двадцать шесть сцен, над которыми идет библейский текст на латыни, начинающийся словами: «В начале сотворил Бог небо и землю. Дух Божий носился над водами». Последовательно следуют дни творения, в каждом из которых присутствует фигура Бога-творца, отождествляемого — согласно восточной иконографии — в юном Христе с перекрещенным нимбом и крестным ходом, в живом Слове Отца и в его, пока с самого начала не был творцом вселенной, как мы читаем в начале Евангелия от Иоанна.

Северный трансепт, построенный позже, имеет купол, посвященный святому Иоанну Богослову и Истории Богородицы в арках. В южной есть купол Сан-Леонардо (с другими святыми) и, над правым проходом, Фатти-делла-вита-ди-Сан-Марко. В этих работах и ​​в современных работах в галерее венецианские художники все чаще вводили западные элементы, заимствованные из романского и готического искусства.

Позже представлены мозаики куполов Иосифа и Моисея на северной стороне атриума, вероятно, второй половины 13 века, где добиваются грандиозных эффектов с уменьшением архитектурных настроек в зависимости от повествования. Другие примечательные мозаики украшают баптистерий, часовню Масколи и часовню Сант-Исидоро.

Последние мозаичные украшения относятся к часовне Дзэн (южный угол атриума), где снова работал бы греческий мастер выдающегося мастерства.

Позже многие испорченные мозаики были переделаны с сохранением исходных сюжетов. Некоторые из карикатур были сделаны Микеле Джамбоно, Паоло Уччелло, Андреа дель Кастаньо, Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто и его сыном Доменико (эти два Робусти часто делал Лоренцо Чеккато) Тициан и Падованино вместо этого подготовили карикатуры для мозаики в ризнице.

Мозаики XII века имеют греческое происхождение и являются работой художников, которых для удобства справки можно назвать мастером Эммануила, мастером Вознесения, мастером Пятидесятницы при поддержке многих помощников. К первому относят купол Эммануила, полукруг апсиды, боковые капеллы с историями св. Марка, Петра и Клементины и чудесами Христа в трансептах. На втором — сюжеты Страстей и Вознесения, боковые купола и мученичество апостолов на своде и на южном люнете пьедестала базилики, на третьем, наконец, купол Пятидесятницы и, вероятно, два западные своды, отремонтированные в эпоху Возрождения с Апокалипсисом Иоанна и Рая. После тринадцатого века произошел перевод мозаичного художественного языка, переходящий «с греческого на латынь», такими художниками, как Паоло Венециано. Этот перевод углубляется в цикле часовни Сан Исидоро и завершается как работой Паоло Уччелло, так и в часовне Масколи к середине пятнадцатого века, где зафиксировано присутствие Андреа дель Кастаньо.

Мозаики внутри, в основном XII века, вдохновлены принципами византийского искусства. Центральное ядро, повествующее историю христианского спасения, простирается от мессианских пророчеств до второго пришествия (парусии) Христа-судьи в конце мира и имеет фокусы в трех больших куполах главного нефа: купол Пресвитерии, Вознесения и Пятидесятницы. Его следует читать от пресвитерия к фасаду, с востока на запад, следуя по ходу солнца, с которым символически ассоциируется Христос, являющийся вечным солнцем для людей.

В куполе Пресвитерии мы находим пророков, которые вокруг Марии провозглашают тексты своих пророчеств. Близко к Марии, в молитвенной позе и в центральной позиции Исайя, указывая на безбородого юношу в центре купола, произносит слова: «Се, Дева зачнет и родит сына, которого назовут Эммануил, с нами Бог» (7:14); и Давид, прародитель царского рода Израиля, одетый в роскошные одежды императора Византии, провозглашает царство ребенка, который родится от нее: «Плод чрева твоего положу на престол мой» (Псалом 132, 11). Та же иконографическая тема возвращается к стенам центрального нефа: десять мозаичных росписей, великолепные произведения XIII века (пинаки), на правой стене присутствует Богородица[19], на левой – Христос Эммануил, соответственно окруженный четырьмя пророками. Исполнение пророчеств начинается в сценах, изображающих объявление ангела Марии, и следует с поклонением волхвов, представлением во храме, крещением Иисуса в реке Иордан на своде над иконостасом (мозаика переделана по Якопо Тинторетто ).

В двух трансептах, на стенах и сводах, деяния Иисуса переводятся в многочисленные образы, чтобы утешить больных, страждущих и грешников.

На южном и западном сводах под центральным куполом собраны неопровержимые факты жизни Иисуса: вход в Иерусалим, Тайная вечеря, омовение ног, поцелуй Иуды и осуждение Пилата.

Большая панель «Речи в саду» датируется 13 веком. В центре базилики расположены сцены Распятия и Сошествия во ад (анастасис, по-гречески) с большим изображением Христа, победившего смерть, а также изображение Воскресения. В куполе Вознесения в звездном круге в центре изображен Христос, восседающий на радуге, которого несут вверх четыре летящих ангела. Внизу, среди великолепных деревьев, представляющих земной мир, двенадцать апостолов с Богородицей и двумя ангелами. Среди маленьких окон шестнадцать женских фигур, танцующих, являются олицетворением добродетелей и блаженств: среди многих присутствующих мы помним веру, справедливость, терпение, милосердие и милосердие, увенчанные царскими одеяниями с надписью на латыни «мать всех добродетелей». .

Третий купол - это купол Пятидесятницы, где Святой Дух в центре с этимасией в символе голубя нисходит в виде языков огня на апостолов. В основании, между оконцами, изображены группы народов, которые слушали, каждый на своем языке, христианскую весть. На вершине купола, в центре нимба, составленного из концентрических кругов, символы престола, книги и голубя намекают на Отца, восседающего на небесном престоле, на Слово, чье слово сгущается в книга Евангелия, Святому Духу, который открывает новую фазу человеческой истории, вызванную образом голубя, несущего оливковую ветвь, возвещающего конец потопа и будущее жизни и мира.

На внутреннем контрфасаде изображен византийский иконографический мотив Деисуса (Покрова), в котором святой Марк заменяет традиционного святого Иоанна Крестителя. В правом проходе пресвитерия византийская мозаика XII века изображает кражу тела Сан-Марко из Александрии в Египте в Венецию.

Представлены венецианцы Трибуно и Рустико, которым помогают их сообщники из Александрии, которые кладут тело святого в ларец; перевозка сего до крика канзир ("свинина" по-арабски); отвращение мусульманских таможенников к нечистым товарам, корабль, уходящий из Александрии; шторм на море у лимана; праздничный прием в Венеции. Пантократор в пресвитерии стоит в центре украшенного драгоценностями трона, подняв правую руку в знак благословения, а в левой держит раскрытую Книгу, украшенную драгоценными камнями, символизирующими исключительную духовную и эсхатологическую ценность его возвещения. Около четырех евангелисты пишут начало собственного Евангелия. Внизу молящаяся Дева Мария, а по бокам от нее два дарителя: дож Орделаффо Фалье и византийская императрица Ирина Афинская.

В нижней арке южной галереи находится изображение "SANCTUS CESARIUS", Сан Чезарио, дьякона и мученика Террачинского - покровителя римских императоров, призываемого против утопления и наводнения, - и его товарища по мученической смерти "SANCTUS". ЮЛИАН», святой Юлиан, священник и мученик.

Все мозаичные сцены, утопающие в золоте, которое, согласно восточной традиции, является символом божественного света, завершаются надписями на латыни: библейскими отрывками, пунктуально переписанными или кратко изложенными из Вульгаты святого Иеронима, или красивыми молитвами и заклинания в средневековой поэтической форме. Различные мозаичные сцены имеют объяснения в львиных стихах. Эти надписи есть и в атриуме.

Над фигурой гетимасии приготовление престола для Страшного суда, между двумя херувимами и двумя архангелами. По бокам центральной композиции в иерархической последовательности снизу вверх расположены двенадцать пророков, двенадцать апостолов, двенадцать архангелов. Вверху, между диаконами, распространяющими фимиам, изображены праздники византийской церкви. На полу базилики на мозаиках, взятых из средневековых бестиариев, изображены различные животные, в том числе павлин, христианский символ бессмертия.

Замечательные полихромные мозаики XII века, покрывающие пол базилики, выполнены в двух разных техниках: opus tessellatum, в которой используются мозаики разного размера, но регулярно обрезанные, и opus sectile, представляющая собой совокупность крошечных фрагментов различных камней неправильной формы, используемых специально для геометрические и зооморфные мотивы.

Также интересны мозаики в антибаптистерии и баптистерии, выполненные в 14 веке.

В 2017 году было сообщено о завершении ортофото- и фотограмметрического обследования всех поверхностей базилики, покрытых мозаикой. Используемый метод позволяет создавать 2D- и 3D-изображения с высоким разрешением, по которым можно перемещаться высокопроизводительным образом и в соответствии с плоскостью непрерывного света, без теневых областей.

 

Колокола

В 1819/20 г. основатель Доменико Канчиани Далла Венеция отлил новый концерт, состоящий из 5 колоколов, с остатками старых колоколов (включая самый большой, весом более 40 центнеров); от этого концерта при обвале 1902 года уцелел только главный колокол, наследник знаменитой Марангоны. Колокола, сломанные во время обрушения колокольни, вместо этого были переделаны, повторно используя осколки старых 4 колоколов, чтобы расплавить новые. Эти новые колокола были подарены Папой Пием X. Новый концерт, сделанный основателями Barigozzi в Милане в 1909 году в специально построенном литейном цеху на острове Сант-Элена, состоит из пяти колоколов, названия которых связаны с событиями. в которых ранее использовались:

Марангона, или Карпентьера, или Кампанон (ранее), прим. La2, отлит Доменико Канчиани в 1819/20 г., диаметр 180 см; вес 36,25 центнера;
это главный колокол и единственный, уцелевший после обрушения предыдущей колокольни в 1902 году; его звон возвещал о начале и конце рабочего дня марангони (отсюда колокол и получил свое название), то есть плотников Арсенала (и этот традиционный звук частично сохранился и сегодня с размахом Девятого в полдень, который в дополнение к объявлению Ангелуса, напоминает нам об окончании рабочего дня, а в 14:00, со звоном 2 меньших колоколов, фактически объявляет о начале дневной работы). Марангона также выступал на заседаниях Большого Совета.
Девятая или Меццана (вторая), падающая банкнота B2, отлитая миланскими братьями Баригоцци в 1909 году, диаметр 156 см; вес 25,56 центнера;
Он всегда звонил в полдень и в полночь, когда в «Риальто» можно было отправить последние письма.
Trottiera или Quarantìa (третий), обратите внимание на падение C♯3, отлитое братьями Баригоцци из Милана в 1909 году, диаметр 138,5 см; вес 18,07 ц;
Он прозвонил, чтобы дать второй сигнал дворянам, которые должны были присутствовать на заседаниях Великого Совета.
Прегади или Мецца Терца (четвертый), D3 убывающий, отлитый миланскими братьями Баригоцци в 1909 году; диаметр 129см; вес 13,66 центнера;
Он играл на заседаниях Сената, члены которого назывались Прегади; для всех религиозных функций и на рассвете.
Ренгьера или Малефисио (пятый), нота E3 убывающая, отлита миланскими братьями Баригоцци в 1909 г., диаметр 116 см; вес 10,11 центнера;
это самый маленький из колоколов, возвещающий о казнях, имевших место между колоннами Сан-Марко и Сан-Тодаро.

Пленум, то есть полный звон всех колоколов одновременно, имеет место только для главных торжеств литургического года и для праздника Сан-Марко (25 апреля).

Колокола были на мгновение забиты деревянными блоками Мореллато, первоначально электрифицированными в 1953 году швейцарской компанией «Schlieren - Wagons & Ascenseurs», и в настоящее время обслуживаются Ванином из Требазелеге (PD), который переделал систему в 1996 году.

В январе 2018 года прокуратура базилики Сан-Марко приняла решение установить по 5 внешних электрозажигательных устройств на каждый из 5 колоколов. Эти «молотки» имитируют посредством беспорядочного звона традиционный звук импульса (движение колокола или, скорее, раскачивание, при котором колотушка летит и ударяет по верхней стороне бронзы). Уже в 2017 году на второй колокол «Нона» был установлен молоток для имитации полуденного простора. Эти молоты были установлены для безопасности туристов, хотя колокола обслуживаются каждый месяц и ни разу не произошло ни одного несчастного случая. Даже пленум 5-ти колоколов на торжествах уже не исполняется с звоном колоколов в часы работы колокольни.

 

Музыка в базилике

В древности боковые нефы имели покрывающие их галереи с деревянными полами по типично восточным образцам, которые сводились к очень узким проходам с балюстрадами, чтобы можно было любоваться мозаиками сводов даже снизу. Многочисленные галереи вдохновили композиторов Сан-Марко на развитие венецианского полихорального стиля. Наиболее важными были органисты и композиторы Андреа Габриэли и Джованни Габриэли (дядя и племянник), которым приписывают введение использования музыкальных инструментов для духовной музыки в церкви, а также развитие антифонной музыки.

Среди основных композиторов, в основном назначенных мастерами часовни, которые работали в базилике, были Джозеффо Зарлино, Жак Аркадельт, Антонио Лотти, Бальдассаре Галуппи, Клаудио Монтеверди, Лоренцо Перози и другие. Хор, предназначенный для музыкальной службы в соборе, до сих пор является древней и престижной Cappella Marciana.

 

Органы

Орган Каллидо-Трисе-Тамбурини
На хорах слева от пресвитерия находится главный орган базилики. Этот, построенный Гаэтано Каллидо в 1766 году, был расширен Уильямом Джорджем Трайсом в 1893 году и фирмой Тамбурини в 1972 году (опус 638). Инструмент с двумя клавиатурами по 58 нот и педалбордом на 30 имеет смешанную трансмиссию: механическую для мануалов и педали, электрическую для упоров.

Орган Каллидо
На хорах справа от пресвитерия находится орган Gaetano Callido opus 30, построенный в 1766 году. В 1909 году инструмент был снят (чтобы освободить место для нового органа, построенного компанией Mascioni) и переустановлен в 1995 году. после реставрации, проведенной Францем Заниным. Орган Mascioni (opus 284) имел пневматический привод, две клавиатуры и педальную панель. В 1994 году он был разобран, отреставрирован и вновь собран в церкви Санта-Мария-делла-Паче в Местре, где регулярно используется для богослужений и концертов.

Орган Callido имеет полностью механическую трансмиссию, имеет единственную клавиатуру из 57 нот с первой октавой scavezza и педалборд scavezza, постоянно совмещенный с ручным управлением. Корпус уже не оригинальный в стиле барокко, а деревянный, более простых форм и без украшений.

Орган Де Мартино
Это небольшой позитивный орган неаполитанской школы 1720 года работы мастера по изготовлению органов Томмазо де Мартино; он был восстановлен Францем Заниным в 1995 году и помещен в нишу апсиды у послания. С механической коробкой передач, он оснащен 45-клавишной механической коробкой передач и не имеет педали.

Чимино орган
Это небольшой орган неаполитанской школы 1779 года работы органного мастера Фабрицио Чиммино; он был обнаружен Джорджио и Кристианом Каррара в 1999 году и помещен в базилику в 2014 году рядом с алтарем Мадонны Никопеи. С механической трансмиссией, он оснащен 45-клавишным мануалом с короткой первой октавой и 8-клавишной педалью, постоянно соединенной с мануалом.

 

Символики

«Неизвестный архитектор»
Число базилики равно пяти: она кажется нарисованной на манер игральных костей и видна в кресле, на котором сидит так называемый «неизвестный архитектор» Сан-Марко. Барельеф, изображающий его, первый слева, внутри большой арки центральной двери. «Неизвестный зодчий» представлен в образе восточного мудреца с чалмой: греки, собственно, и были зодчими, призванными строить базилику дожем Контарини. Он изображен сидящим, чтобы подчеркнуть уровень своего достоинства, а также держит костыль, что является признаком физической немощи. В этом она соединяется с великой греческой и скандинавской мифологической традицией, которая позволила homo faber достичь очень высокого уровня, но заставила его в некотором роде расплачиваться немощью. Затем архитектор изображен кусающим себя за палец: легенда приписывает это выражение разочарования наказанию, которое дож должен был дать ему после того, как на его поздравления с завершенной великой работой архитектор ответил: «Я мог бы сделать было бы лучше» (если бы у меня было больше денег): за этот акт гордыни он был наказан.

«Божественная архитектура».
Бог, Троица отождествляются с числом три или, геометрически, с треугольником. Вместо этого мир в древние времена отождествлялся с числом четыре, с четырьмя сторонами света. Фигура, заключенная в четыре точки, деформируема: ведь можно получить прямоугольник, ромб, трапецию. А что деформируемо, то и неустойчиво, а треугольник всегда остается таковым. Базилика Сан-Марко отождествляется с пятью, пятью куполами. Центральный — исторического Христа. В этом есть символическое значение: приход Христа «обожествляет» творение подобно тому, как центральный купол делит квадрат, заданный четырьмя внешними куполами, на четыре треугольника. Таким образом, даже сотворенный квадрат становится недеформируемым.

Другие символы в базилике
На трех флагманских колоннах перед базиликой Святого Марка сегодня развеваются флаги Италии, Европы и Венеции. Они представляли территории Кандии, Мореи и Кипра, завоеванные Венецией.

Звездчатый додекаэдр находится на полу перед главным входом в базилику, под иконостасом и на хорах. Для мудрецов Античности это был символ Венеры, планеты-регентши Венеции. Он представляет собой проявление Божественной формы в Природе: Платон сделал его символом гармонии космоса (Платоновых тел).

Слева от бокового входа в базилику, на мозаичном полу, изображен носорог неизвестной даты. Растение за ним – символ силы. Этот образ также был бы талисманом, защищающим от болезней.

Порфировый ромб на полу атриума перед главным порталом представляет собой точное место, где император Фридрих Барбаросса преклонил колени перед папой Александром III в 1177 году.

На земле, недалеко от Пала-д'Оро, вдоль пути к выходу, есть камень с изображением герцогского рога и животного, черного ежа. Здесь было захоронено сердце дожа Франческо Эриццо (1566-1646, дож с 1631). Еж является символом патрицианской семьи, к которой он принадлежит. Остальные останки находятся в церкви Сан-Мартино-ин-Кастелло.