Хаджар-Ким

 

Описание Хаджар-Ким

Транспорт : автобус 74 из Валлетты, 201 из аэропорта и Мдины). 09:00-17:00. € 10.

 

Хаджар-Ким («Стоящие / Поклоняющиеся камни») - это мегалитический храмовый комплекс, найденный на средиземноморском острове Мальта. Храм был возведен в 3600-3200 гг. до н. Мегалитические храмы Мальты являются одними из самых древних религиозных объектов на Земле, которые Комитет по объектам всемирного наследия назвал «уникальными архитектурными шедеврами». В 1992 году ЮНЕСКО признало Хаджар-Ким и четыре других мальтийских мегалитических сооружения объектами Всемирного наследия. В. Гордон Чайлд, профессор доисторической европейской археологии и директор Института археологии Лондонского университета с 1946 по 1957 годы, посетил Хаджар-Ким. Он писал: «Я посещал доисторические руины по всему Средиземноморью, от Месопотамии до Египта, Греции и Швейцарии, но я нигде не видел такого старого места, как это».

Строители Хаджар-Ким использовали известняк глобигерина в строительстве храма. В результате этого храм на протяжении тысячелетий страдал от сильного выветривания и поверхностного отслаивания. В 2009 году была завершена работа над защитной крышей.

 

На фасаде храма Хаджар-Ким расположен трилитный (выполненный из 3 плит) вход, наружная скамейка и ортостаты. Перед храмом расположен широкий двор с оградительной стеной. Проход ведёт в середину здания. Такая конструкция напоминает планировку и других мегалитических храмов Мальты. Отдельный вход ведёт в четыре отдельных пристройки, построенные вместо северо-западного апсида.

 

Мегалитический комплекс Чагар-Ким расположен на южной окраине острова Мальта, на хребте, покрытом мягким глобигериновым известняком. Вся обнаженная порода на острове была отложена в периоды олигоцена и миоцена геологического времени. Известняк Глобигерина - вторая старейшая скала на Мальте, выходящая на поверхность примерно на 70% площади островов. Строители использовали этот камень во всей храмовой архитектуре.

Фасад храма характеризуется входом в трилитон, внешней скамьей и ортостатиками. Она имеет широкий передний двор с подпорной стенкой и проход проходит через середину здания, после модифицированной мальтийских мегалитических конструкций. Отдельный вход дает доступ к четырем независимым ограждениям, заменяющим северо-западную апсиду.

Особенности храмовой архитектуры выявляют возможные ассоциации с ритуалами плодородия, включая тучные статуэтки и скульптуры, вместе с солнечными линиями и мегалитом, который, как утверждается, является фаллическим. Наличие алтаря с вогнутой вершиной указывало на возможное использование для жертвоприношений животных. Также было высказано предположение, что экранированные дверные проемы в центре комплекса указывают на возможное использование оракулами. Раскопки также обнаружили украшенную керамику. Лучшие образцы можно увидеть в Национальном музее археологии.

Ни в храме, ни в окрестностях Чагар-Кима нет захоронений, а в мальтийских храмах не было обнаружено человеческих костей. Найдены кости многочисленных жертвенных животных. Предполагается, что комплекс Чагар-Ким был построен в три этапа, начиная с северных апсид «Старого храма», затем «Нового храма» и, наконец, завершения всей конструкции.

В нескольких сотнях метров от храма находится одна из тринадцати сторожевых башен, построенных Великим Магистром Мартином де Редином, под названием Башня Чамрия. Поблизости расположен мемориал генералу сэру Уолтеру Норрису Конгриву, губернатору Мальты с 1924 по 1927 год. Деревня Кренди находится еще в двух километрах (1,2 мили) к юго-западу от храмового комплекса.

Храмовый комплекс
Комплекс Чагар Ким состоит из главного храма и трех дополнительных мегалитических построек рядом с ним. Главный храм был построен между 3600 и 3200 годами до нашей эры; однако северные руины значительно старше. Внешний вход служит внутренним проходом и соединяет шесть больших комнат. Правая апсида построена в виде арки для предотвращения падения вертикальных плит внутрь. Внешняя стена, сложенная из огромных вертикальных блоков, выступает внутрь, создавая чрезвычайно прочное здание. Этот входной проход и первый двор следуют мальтийскому мегалитическому образцу, но по мере развития строительства этот дизайн был значительно изменен. Северо-западная апсида была заменена четырьмя независимыми оградками.

Чагар Ким разделяет свой основной архитектурный дизайн с храмовыми комплексами Мнайдра, Тарксиен и Джгантия. Основная форма включает привокзальный двор и фасад, вытянутые овальные камеры, полукруглые ниши и центральный проход, соединяющий камеры. Эту конфигурацию обычно называют «трилистник». Также предполагается, что форма храма каким-то образом имитирует найденные в нем священные скульптуры.

Передний двор храма
Обширная передняя площадка, вымощенная большими плитами неправильной формы, занимает территорию перед внешней стеной. Это сплошной пол, загроможденный крупными блоками, которые когда-то были частью стен или ряда комнат. Один из брусчатки проткнут насквозь и, как предполагается, когда-то служил для камина. Передний двор Чагар-Ким имеет много общих черт с южным передним двором храма Мнайдры.

Жилые дома и бастион
Группа камней среднего размера образует небольшие полукруглые участки, обычно называемые «жилыми домами». Рядом с ними четыре прямоугольных монолита толщиной около двух футов окружают прямоугольную область, оставляя вход в одном углу.

Бастион обрамляет храм и построен из больших каменных блоков. Его западная стена имеет длину около 20 метров и изгибается в сторону главного храма и святыни под открытым небом. Было высказано предположение, что это было сделано для защиты комплекса от диких животных, которых, как известно, в то время было много на островах. Он также отличал храмы как священные места.

Фасад Чагар-Ким содержит самый большой камень, используемый в мальтийской мегалитической архитектуре, весом 57 тонн. Вертикальный менгир имеет высоту 5,2 м (17 футов). Эрозия затронула внешнюю южную стену, где ортостаты подвергаются воздействию морских ветров. На протяжении тысячелетий храм подвергался сильному выветриванию и отслаиванию поверхности.

 

Северный храм

Северный храм - самая старая часть Чагар-Кима, содержащая овальную камеру с полукруглыми апсидами с каждой стороны. За вторым дверным проемом следует еще одна комната с похожими апсидами.

Уникальным образом северный храм имеет три изолированных слоя пола. Тротуар на самом верхнем уровне не отмечен жертвенными кострами, в отличие от нижних этажей. Из-за различных методов, используемых при полировке камня, ученые предположили, что три слоя мостовой иллюстрируют три основных изменения в строительстве в Чагар-Киме.

Каменные шары разного размера расположены вдоль стен северного храма и других частей сооружения. Предполагается, что это были ролики, которые использовались для транспортировки мегалитов. В ходе раскопок были обнаружены такие катки, погребенные под мегалитами, что способствовало созданию прочного фундамента.

Женская палата
Первая ниша Северного Храма содержит круглый каменный столб и прямоугольную плиту, вертикально расположенную перед столпом. На плите лежат сферические полости, которые, возможно, служили держателями для небольших сосудов для возлияния. Сосуды, выкопанные на этом месте, характеризуются особым овальным основанием, предназначенным для вертикального положения при размещении в плите.

Остатки вертикальных блоков, которые когда-то примыкали к углублению, можно увидеть и сегодня. Справа от этой камеры есть еще одно углубление, содержащее акустическое отверстие, называемое «дырой оракула». Звук переходил из основной камеры в нишу и наоборот. Отверстие также было связано с выравниванием летнего солнцестояния. В правой части камеры находится горизонтальный блок, который, возможно, служил сидячими местами.

Главный храм
За входом в храм находится овальная площадка длиной 14,3 м (47 футов) и шириной 5,5 м (18 футов) с большими плиточными стенами, первоначально увенчанными рядами каменной кладки. Два апсидальных конца отделены от центрального двора двумя вертикальными плитами с прямоугольными отверстиями. Считается, что эти отверстия были украшены занавесками, чтобы ограничить доступ к боковым апсидам.

Центральная часть вымощена хорошо поставленными гладкими блоками, а вдоль стен расположены невысокие каменные алтари, оригинально украшенные ямами. Некоторые из этих блоков обесцвечиваются огнем. В 1839 году археологи обнаружили в этом дворе важные предметы, которые сейчас представлены в музее Валлетты. К ним относятся каменные статуэтки, подробный алтарный камень с глубокой резьбой, изображающий растительность, каменная плита с рельефными спиралями и смещенный подоконник.

В правой апсиде когда-то находился загон, теоретически предназначенный для загона животных. Левая апсида имеет высокий трилитонный алтарь слева, два других справа и один в меньшем помещении. Дополнительная камера за ее пределами объединяет центральный двор, нишу и правую апсиду.

Ниша
Дверной проем в небольшой корпус следует за тщательно продуманной пристройкой с ямами, по бокам которой расположены каменные алтари отличительной формы с закругленными и приподнятыми краями. Подножие одного алтаря проделано двумя эллиптическими отверстиями, расположенными одно над другим.

Вход в ограждение хорошо вымощен и аккуратно окаймлен плитами по бокам. Порог представляет собой пару конических ям, соединенных на вершине, демонстрируя «веревочные дыры», которые можно увидеть во многих других мальтийских храмах. Тяжелые плиты образуют Нишу слева от входа, справа в келье находится алтарь, построенный из цельного камня и сильно обесцвеченный под действием огня. Предполагается, что это место было самым священным в храме.

В передней части ограды проход расширяется до четырехугольной области с тщательно продуманной ячейкой в ​​конце. Плита высотой 0,9 метра перекрывает вход в камеру на уровне пола, а другая плита опирается на две колонны. Такая планировка уменьшает всю секцию до прямоугольного оконного проема. За этим отверстием есть небольшая комната. Первые экскаваторы не смогли однозначно сообщить, что было найдено в этой нише. По сравнению с храмами Тарксиен, предполагается, что в нем находились кости принесенных в жертву животных и ритуально разбитая керамика.

Водопой
Иль-Миска (водопой) - это плоская площадка из голого камня на вершине холма рядом с храмовым комплексом. Он содержит семь колоколообразных резервуаров, пять из которых все еще удерживают воду после среднего количества осадков. Две колодцы, которые больше не удерживают воду, являются самыми глубокими и соединены в один резервуар через подземные каналы. Монолит преодолевает одну из сухих скважин и, как предполагается, использовался для забора воды из скважины. Восьмой колодец существует, но он заблокирован зрелым фиговым деревом.

Водные каналы, прорезанные в поверхности скалы, распределяют дождевую воду в колодцы по отдельности, и уровень воды в любом колодце поддерживается относительно уровня непосредственно примыкающего колодца.

Раскопки и реставрация

Мальтийский историк 17-го века Джакомо Абела писал в своей книге «Discrittione di Malta» 1647 года, что руины Чагар-Кима были «несомненным доказательством того, что первые жители Мальты принадлежали к расе гигантов».

Чагар-Ким был впервые исследован в 1839 году за государственный счет во время губернаторства Генри Бувери Дж. Г. Вэнсом из Королевских инженеров. В течение двух коротких месяцев этот офицер составил план зданий и отправил в Валлетту каменный алтарь, украшенную плиту и семь каменных статуэток, которые сейчас выставлены в Валлеттском музее. Отчет о его раскопках был опубликован в 1842 году.

В 1885 году А. А. Каруана провел дальнейшие раскопки и опубликовал обширный отчет с подробными планами, разрезами и видами, составленный Филипом Вассалло из Департамента общественных работ.

Дальнейшие раскопки были проведены в 1909 году Фемистоклом Заммитом и Томасом Эриком Питом. Британская школа в Риме руководила последующими раскопками, чтобы удостовериться, что все руины в районе Чагар-Ким были идентифицированы.

Фемистокл входил в состав Исследовательского совета, избранного Первым Международным конгрессом доисторической и протоисторической науки.

В 1910 году окрестные поля были тщательно обследованы, а сами руины тщательно обследованы членами Британской школы в Риме, которые отремонтировали некоторые из поврежденных структур и собрали богатую коллекцию черепков, кремневых орудий, камней и глиняных предметов, которые теперь хранятся в Валлеттский музей.

Храм был включен в Список древностей 1925 года.

17 сентября 1949 года три статуэтки и несколько частей более крупной каменной статуи были обнаружены погребенными под прямоугольным камнем. "Венера Мальтийская", которая имеет сходные характеристики со статуэтками Чагар Ким, была обнаружена 31 марта 1950 года. Важно отметить, что отсутствие половых признаков у более развитых типов мальтийских культовых статуэток может означать, что существо представлен на самом деле бесполым.

Мало что было сделано для восстановления храма, за исключением укрепления или замены нескольких камней, включая перемычку, в 1950-х годах. Приюты были построены eritage Malta в попытке защитить храмы от дальнейшей эрозии. Рядом с храмом построен центр для посетителей, который изначально был небольшим рестораном. Центр посетителей включает аудиторию для аудиовизуального представления и выставочное пространство, в котором представлены связанные артефакты и репродукции из Музея археологии, а также интерактивные экспонаты.

Новые сооружения были предметом споров после того, как сообщения MEPA о том, что строительство будет ограничиваться карьером Магулак (в окрестностях Мнайдры), а не рядом с храмами Чагар Ким, были признаны вводящими в заблуждение.