Арбат, Москва

 Арбат

Описание Арбата

Ты течешь, как река. Странное название!
И прозрачен асфальт, как в реке вода.
Ах, Арбат, мой Арбат,
ты — мое призвание.
Ты — и радость моя, и моя беда.

Пешеходы твои — люди невеликие,
каблуками стучат — по делам спешат.
Ах, Арбат, мой Арбат,
ты — моя религия,
мостовые твои подо мной лежат.

От любови твоей вовсе не излечишься,
сорок тысяч других мостовых любя.
Ах, Арбат, мой Арбат,
ты — мое отечество,
никогда до конца не пройти тебя.

 

Арбат - пешеходная улица длиной около одного километра в историческом центре Москвы. Арбат существует с по крайней мере 15 века, что делает его одной из старейших сохранившихся улиц российской столицы. Он является сердцем Арбатского района Москвы. Первоначально улица была частью важного торгового маршрута и была домом для большого количества мастеров.

В XVIII веке российское дворянство стало считать Арбат самым престижным жилым районом в Москве. Почти полностью разрушенный великим огнем 1812 года, связанным с оккупацией Наполеоном Москвы, улица требовала перестройки. В XIX и в начале 20 века он стал известен как место, где жили мелкая знать, художники и ученые. В советский период на улице находилось много высокопоставленных правительственных чиновников.

По состоянию на 2016 год улица считается желательным местом для жизни. Со времен Перестройки Арбат стал символом новой свободы. В конце 80-ых годов 20- ого века здесь можно было купить джинсы, великая ценость для советских людей позднего периода. Здесь же можно было сыграть рок музыке, ранее запрещенная цензурой. Из-за многих исторических зданий и благодаря многочисленным художникам, которые жили и работали на улице, Арбат также стал важной достопримечательностью.

 

Расположение и маршрут

Арбат находится в историческом центре Москвы. Он начинается на Арбатской площади, в 800 метрах к западу от стен Московского Кремля. Арбатская площадь также является местом пересечения Бульварного кольца и улицы Воздвиженка. Часть этой площади, прилегающая к Арбату, называется Арбатскими воротами, так как на ней расположены одни из десяти ворот старой городской стены. Стена, которая оставалась нетронутой с 16 по 18 века, шла по пути нынешнего Бульварного кольца. Отсюда Арбат идет на юго-запад с десятком переулков и заканчивается Смоленской площадью, которая пересекается с Садовым кольцом. Продолжая движение с Арбата в западном направлении, вы увидите восьмиполосную Смоленскую улицу. Эта улица несколько раз меняет свое название в черте города, в конечном итоге пересекает МКАД и становится трассой М1 на Смоленск, Минск и Варшаву.

До середины 20 века Арбат оставался частью главной дороги, ведущей от Московского Кремля на запад. В 1960-х годах была построена параллельная дорога Новый Арбат, взявшая на себя эту функцию. На Новом Арбате с его широкими тротуарами и многоэтажками 60-х годов нет переулков. Спустя два десятилетия Арбат превратился в первую пешеходную зону в Москве. Во избежание путаницы с Новым Арбатом Арбат стали называть Старым Арбатом.

 

История Арбата

Происхождение и этимология

Арбат - одна из старейших сохранившихся улиц Москвы. Точно не указано, когда он возник, но в документе от 28 июля 1493 г. упоминается о нем. В документе описывается пожар, возникший в деревянной церкви Николая на Песках. Огонь распространился по Москве, опустошив значительную часть города, в основном состоящую из деревянных построек. Первоначальное значение топонима Арбат остается неизвестным. Помимо мест со славянскими названиями, в Москве также немало мест восточного происхождения. Географически Москва расположена в пределах России между лесистыми северо-западными и юго-западными степными областями. Русские степи в евразийских степях на протяжении своей истории в основном заселялись кочевыми племенами. Многие теории предполагают, что термин арбат имеет восточное происхождение.

Несколько гипотез пытаются объяснить это:
Вероятно, самая распространенная гипотеза гласит, что название происходит от арабского слова أرباض arbāḍ, что означает «пригород» или «окраина». Это согласуется с тем фактом, что с XVI века территория вокруг Арбата действительно составляла внешний район города, а Кремль был центром города. Как и многие торговцы из различных восточных культур, арабы также использовали Волгу, которая течет через российские степи в Каспийское море, для торговли с викингами. Некоторые краеведы объясняют происхождение этого термина частыми нападениями Крымского ханства на Москву в XV и XVI веках, связанными с тем, что к этому моменту многие арабские заимствования вошли в тюркские языки (включая татарский).
Другая гипотеза связывает слово Арбат с татарским словом арба, то есть «телега». Это объясняется либо ссылкой на значение Арбата как торгового пути, который, таким образом, используется торговцами и их повозками, либо возможным существованием мастерской в ​​этом районе, производившей повозки.
В XIX веке историк и археолог Иван Егорович Сабелин предложил чисто русское происхождение названия улицы. По его словам, слово «Арбат» происходит от прилагательного «горбат», то есть «ухабистая», что соответствует неровности земли, на которой построена Москва. Однако эта теория оспаривается, поскольку на самом деле пространство, на котором расположен Арбат, более плоское, чем большая часть города.
Слово Арбат также встречается в персидском языке (персидский: ارباط). В Иране есть село Арбат.

Нерусское происхождение слова Арбат обычно считается более вероятным, чем русское происхождение. Возможно, это придает некоторый вес этой точке зрения, улица Арбат существует в Коломне, в 100 км к юго-востоку от Москвы. Не исключено, что название места имеет монгольские корни, которые пришли через золотоордынскую культуру в Московскую Русь. Арбат в древности назывался целым районом, а не одной улицей. Старый Арбат в древности находился между границами нынешнего Садового кольца, Ермолаевского, Воздвиженки и Арбата.

 

15-17 века

Уже в 15 веке Арбат составлял первую часть дороги, которая связала Москву - преимущественно Кремль - с западными областями Великого княжества Московского и, таким образом, через Польшу с другими областями Европы. Это место привлекало на Арбат мастеров, и они массово открывали здесь магазины. Этот период упоминается в названиях некоторых переулков у Арбата, например, Плотников переулок, то есть «Плотников переулок», Серебряный переулок, то есть «Серебряный переулок». Помимо мастерских ремесленников, на Арбате было множество церквей, а также несколько домов, где жили купцы и представители духовенства.

Во времена правления Ивана IV («Грозного») Арбат имел менее благотворный оттенок. Именно здесь располагалась штаб-квартира пресловутой царя опричнины. Именно отсюда отдавались приказы о массовых казнях и пытках предполагаемых изменников короны. В историческом романе Алексея Толстого «Иван Грозный» мы находим следующую интерпретацию атмосферы того времени: «Весть о грозных планах разнеслась по Москве, и воцарилась гробовая тишина. Магазины были закрыты, улицы пусты, и лишь изредка слышал скачущих лошадей посланцев царя, пришедших на Арбат, в его любимый дворец ».

После распада Опричнины и смерти Ивана Грозного значение Арбата как торгового пути снова стало расти. По этому маршруту ходили не только купцы, но и цари со своими посланниками и солдатами. Иностранные захватчики также использовали Арбат при нападении на Кремль и при отступлении в поражении. Снова и снова Арбат оказывался важным для защиты Кремля: с восточной стороны добровольческая армия князя Дмитрия Пожарского нанесла решающий удар войскам польско-литовского фельдмаршала Яна Кароля Ходкевича. В XVI и XVII веках на Арбате стояли три полка стрельцов, чтобы лучше защищать Кремль.

В XVI и XVII веках окрестности украшали элегантные церкви, в частности та, что изображена на знаменитой картине Василия Поленова «Двор в Москве» (1879).

18 и 19 века
Самое позднее к XIX веку рост Москвы означал, что Арбат теперь находился в центре города, а не на его окраине, и поэтому он стал еще более желанным местом для жизни. В 1736 году около половины улицы было уничтожено еще одним пожаром, но ко второй половине 18 века ее уже называли «Московским бульваром Сен-Жермен». В 1793 году из 56 домов на Арбате около 33 принадлежали дворянству или государственным служащим. Среди дворян, построивших для себя дома на Арбате или рядом с ним, были такие прославленные семьи, как Толстые, Гагарины, Кропоткины, Голицыны и Шереметевы. Тем не менее, несмотря на близость к Кремлю и к месту власти, район считался спокойным, почти сельским. К тому времени на улице почти не было производства, да и торговли было меньше, чем в других частях Москвы.

Однако Арбат продолжал служить самым важным путем в Москву и из Москвы на Запад. Во время русской кампании Наполеона 1812 года французские войска под предводительством Иоахима Мюрата использовали эту улицу, чтобы добраться до Кремля. Это событие упоминается в эпическом романе Льва Толстого «Война и мир», написанном 50 лет спустя.

Огонь, зажженный во время битвы за Москву в 1812 году, уничтожил большую часть преимущественно деревянного города, а также уничтожил Арбат. Результаты энергичного периода перестройки 1810-х годов можно увидеть и сегодня в уцелевших домах в стиле ампир, характерном для того периода. К концу 19 века архитектура изменилась в стиле модерн, и в этом стиле было построено множество роскошных многоквартирных домов. Эти здания, насчитывающие шесть или семь этажей, были выдающимися в технологическом отношении для того времени и были оснащены всеми современными удобствами. Сегодня на Арбате еще можно увидеть около десятка. В последние годы 20 века и в начале 21 века все они были отремонтированы и превращены в шикарные жилые дома или офисы.

 

Во второй половине XIX века Арбат также отошел от чисто аристократической части города и стал популярным местом проживания художников. В основном это было связано с тем, что многие поэты, мыслители, музыканты и актеры, которые сформировали культурную жизнь России, были выходцами из среднего и низшего дворянства, иногда из бедных дворянских семей. Именно вокруг Арбата начала развиваться российская интеллигенция, в основном состоящая из молодых образованных дворян, не боявшихся критиковать общество. Александр Пушкин ненадолго поселился в одном из его особняков, а перед домом стоит памятник ему и его жене Натали. Еще одним известным жителем был писатель Андрей Белый, во многих романах которого изображены импрессионистические образы местности. Таким образом, со временем Арбат потерял своих богатейших знатных жителей, которые предпочли роскошные районы вокруг Кремля и Тверской улицы мнимой сельской идиллии Арбата. К началу 20 века Арбат стал популярен среди среднего класса, и здесь поселились ученые, врачи и юристы.

 

20 век и сегодня

В первые два десятилетия ХХ века на Арбате строились новые комфортабельные многоквартирные дома, которые до сих пор вносят свой вклад в общий облик улицы. Основными жителями были теперь состоятельные ученые, а также небольшое количество художников. Транспортное сообщение Арбата также улучшилось в первой половине ХХ века. В 1904 году были введены электрические трамваи, которые через 30 лет были заменены троллейбусами (электробусы, питающиеся от воздушных линий, аналогичные трамвайным). По этой причине прежняя брусчатка была заменена на асфальтовое покрытие. В 1935 году на Арбатской площади открылась первая в Москве станция метро. Тот факт, что Арбат оставался частью дороги между Москвой и Смоленском, облегчал торговлю. Арбат превратился в оживленную торговую улицу со многими известными бутиками. В начале ХХ века наибольшая деловая активность происходила в районе западной оконечности: на месте нынешней Смоленской площади располагался крупный фермерский рынок - Смоленский рынок. Кроме того, в 1899 году был построен Киевский вокзал, в нескольких сотнях метров к западу от Арбата, что еще больше увеличило приток торговцев из Украины и Юго-Восточной Европы в Москву через Арбат.

После Октябрьской революции 1917 года большевики конфисковали частную собственность на Арбате, как и в других местах России, и сделали здания государственной собственностью. Тем не менее улица не сразу утратила репутацию излюбленного места художников. В течение 1920-х годов ситуация начала меняться, поскольку массовая иммиграция из сельской местности в столицу оказала огромное давление на жилье. По этой причине предыдущие многоквартирные дома были преобразованы в коммуналки, квартиры, в которых вместе проживало более одной семьи. Кроме того, этот район все больше и больше служил для размещения высокопоставленных чиновников Коммунистической партии Советского Союза. Этот период описан в романе Анатолия Рыбакова «Дети Арбата». Отсюда и появление простых жилых домов в переулках у Арбата, некоторые из которых заменили более ранние, архитектурно значимые здания. Кроме того, было снесено большинство церквей на Арбате, в том числе церковь Св. Николая Чудотворца, считающаяся одним из лучших образцов стиля периода Бориса Годунова. Для приезжих чиновников также построили роскошный отель возле Арбата - отель «Арбат» на улице Плотникова. Некоторые здания также были отремонтированы или построены в стиле конструктивизма. Пожалуй, самым оригинальным памятником этой новой тенденции является особняк Мельникова.

В начале 1980-х годов Арбат, который был оживленной улицей с точки зрения движения, был закрыт и превращен в первую пешеходную зону Советского Союза. Это произошло одновременно со строительством нового здания Минобороны на Арбатской площади, что потребовало прокладки большого количества коммуникаций, труб и проводов под Арбатом. Реконструкция улицы и многих ее исторических зданий была завершена в 1986 году. Во время перестройки улица была местом сбора неформальных молодежных движений (например, хиппи или панков), а также уличных музыкантов и художников. Стена Цоя в одном из переулков Арбата (Кривоарбатский переулок) остается любопытным памятником тех неспокойных лет. По сей день российская молодежь часто собирается на Арбате, чтобы играть песни Цоя и других русских авторов. Однако в общем облике Арбата преобладают уличные художники, сувенирные лавки и магазины, рестораны, кафе и бары.

 

Достопримечательности

Многие дома, сохранившиеся на Арбате до наших дней, представляют собой большую архитектурную и историческую ценность. Прогуливаясь по самым известным улицам Москвы, обратите внимание на особняки и памятники архитектуры:

В 20-е годы прошлого века дома на N9 (стр. 1) были популярны среди богемы1 . Здесь находилось популярное богемное кафе "Арбатский погребок". Его часто посещали Изенин и Айседора Дункан, Маяковский и Лилия Брик, Блок и Пастернак. До революции в доме размещалась редакция журнала "Сверчок".

На фасаде дома по улице N11 доминирует маска льва работы скульптора эпохи Возрождения, привлекающая внимание прохожих. До революции дом акционерного общества "Московские частные ломбарды" был известен тем, что предлагал ссуды под залог ювелирных изделий.

Дом с привидениями" - здание, возникшее на месте резиденции генерала Чамберса на Арбате после пожара 1812 года. В сказках Гиляровского фигурирует дом N14, а призраки, пугавшие в то время соседей, были нищими и бродягами, поселившимися в подвале.

В 1906 году на первом этаже особняка N15/43 открылся синематограф "Большой Парижский театр", ставший основателем первой столичной киносети.

В начале XIX века на Арбате появляются гостиницы и доходные дома Ечкина. В 70-х годах того же века его владельцами стали братья знаменитого русского путешественника Н.М. Пржевальского, в начале XX века дом N23 был перестроен известным архитектором Н. Лазаревым, и сегодня дом называют одним из самых красивых особняков Арбата. Фасад украшен элементами модерна и облицован мелкой керамической плиткой. До революции на первом этаже располагался известный московский магазин. В мансарде находились мастерская скульптора Коненкова и студия художника Корина.

Дом с рыцарями на Арбате, 35/5, был построен архитектором Дубровским в начале XX века. Здание предназначалось для богатых жильцов и на фоне других особняков выглядело как небоскреб. Интерьер был отделан дубовыми панелями, витражами и мрамором, квартиры имели несколько комнат, а коридоры были украшены огромными зеркалами. Фасад здания был украшен рыцарской резьбой.

Поклонники группы "Кино" называют стены особняка N37, построенного в XVIII веке для графа Бобринского и выходящего в Кривоарбатский переулок, "стенами Цоя". Фасад особняка не менялся с 1834 года; в 20-30-е годы XIX века особняк перешел во владение графа Орлова, внука Екатерины II.

Брат Окуджавы провел детство в коммунальной комнате на четвертом этаже дома N43 по улице Арбат, а до революции канцелярский магазин "Надежда" в этом доме упоминается в стихотворении Андрея Белого.

Памятник Окуджаве находится перед входом в дом N47/23. Когда-то это место было знаменито своим киоском с мороженым. Температура в киоске была прохладной круглый год, и продавцы даже летом не снимали брюк.

Домом N51, в котором писатель жил с 1919 по 1933 год, стал главный герой романа А. Рыбакова "Дети Арбата"; в 1920 году в этом доме останавливался А. Блок, когда приезжал в столицу к литературоведу и историку П. Когану.

Одним из мест действия романа М.А. Булгакова "Маэстро и Маргарита" является дом с гастрономом "Смоленский" на Арбате. В действительности в этом доме N50-52 был открыт магазин "Торгсин", где продавались товары за валюту. После упразднения этой торговой организации гастрономический дом получил порядковый номер 2, став вторым гастрономическим домом после Елисеевского.

В 1831 году домом, стр. 1, на N 53, владела молодая жена А.С. Пушкина. Поэт и Наталья Николаевна прожили на Арбате всего три месяца, но в историю дома вошли другие жильцы. Среди них были художница С. Акимова, брат П.И. Чайковского, родственник С.В. Рахманинова, Марина Царица. Рахманинов и Марина Цветаева. В настоящее время в здании располагается Мемориальный альберт-музей А.С. Пушкина. Внимания туристов заслуживают также несколько памятников и мемориальных досок на Арбате: бронзовая статуя "Александр Пушкин и Наталья Гончарова", установленная в 1999 году, - работа скульптора Булгановых, а памятник Окуджаве - скульптора Г.В. Франгеляна. В память о погибших в годы сталинских репрессий перед домами NN 30 и 51 установлены памятные знаки с именами жителей, расстрелянных в застенках НКВД; память известных жителей домов NN 45 и 51 М.М. Шагиняна, И.Д. Папанина и А.Н. Рыбакова также запечатлена на памятных знаках.

 

Ресторан «Прага»

Знаменитый на всю Москву ресторан "Прага" появился на Арбате в 1872 году, когда в доходном доме В.И. Фирсановa открылся трактир для таксистов. Спустя четверть века хозяин трактира был обыгран в бильярд купцом Таралыкиным. Купец не упустил возможности и превратил лавку средних размеров в роскошный ресторан: в начале XX века здание несколько раз перестраивалось, а в 1914 году на крыше был создан даже зимний сад.

В 1924 году ресторан был переоборудован в столовую Моссельпрома, а через несколько месяцев в одном из помещений столовой была открыта библиотека. В 30-е годы столовая была закрыта, а в 1954 г. "Прага" вновь открылась после масштабной реконструкции. Отремонтированный ресторан быстро стал лучшим в столице, и чтобы попасть в него, нужно было стоять в очереди или иметь связи и знакомства.

С "Прагой" связано много интересных фактов и событий:

- В 1898 году в "Праге" состоялась премьера спектакля "Чайка". На банкете во время спектакля присутствовал автор пьесы А.П. Чехов, а также актеры Московского Художественного театра.

- В 1913 году после реставрации картины Репина "Иван Грозный убивает своего сына", пострадавшей от рук фанатиков, художник устроил банкет в "Праге".

- Маяковский посвятил этому ресторану, который в двадцатые годы был столовой Моссельпрома, стихотворение.

- Волобянинов, герой романа Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев", привел Лизу в столовую "Праги".

Кстати, торт "птичье молоко", который в советское время был знаменитым тортом для праздничного стола, был изобретен кондитерами "Праги" в 70-х годах прошлого века.