Биробиджан, Россия

Биробиджан

Транспорт
Где поесть
Отели, хостелы и прочие

 

Описание

Биробиджан - это город и центр Еврейской автономной области, расположенный на Транссибирской магистрали, недалеко от границы с Китаем. По данным переписи 2010 года, его население составляло 75413 человек. Биробиджан назван в честь двух крупнейших рек автономной области: Биры и Биджана, хотя через город течет только Бира, которая лежит к востоку от долины Биджана. Обе реки являются притоками Амура. Биробиджан был проектирован швейцарским архитектором Ханнесом Майером и был основан в 1931 году.

 

Биробиджан вырос из станции Тихонькая, построенной на Транссибе в 1912 году. Превращение станционного посёлка в город произошло в начале 1930-х по причине создания здесь Еврейской автономной области. При этом название было дано в местном духе, по протекающей в городе реке Бира («биджан» в переводе с тунгусского означает «стойбище»). Особенности и последствия создания Еврейской АО подробнее описаны в соответствующей статье. Для Биробиджана это означало, что на пустое место внезапно приехали переселенцы, в городе началось активное строительство, а вместе с ним и культурная жизнь, которая, впрочем, быстро закончилась по причине репрессий и возвращения большинства переселенцев в европейскую часть России. Например, часть еврейского театра Соломона Михоэлса, переехавшая в Биробиджан из Москвы в середине 40-х, благополучно растворилась, а театр был закрыт по идеологическим причинам и ввиду низкой востребованности среди местного населения. Писатель Эммануил Казакевич, приехавший в Биробиджан в 1931-м, уехал уже в 1938, бежав от репрессий. Остававшиеся в Биробиджане евреи благополучно уехали в Израиль в конце 80-х, поэтому сейчас доля евреев в населении составляет около 1%, да и в лучшие, предвоенные годы она доходила лишь до 21 %.

Еврейский писатель Дэвид Бергельсон сыграл большую роль в продвижении Биробиджана, хотя сам он там не жил. Автор многих книг на Идише (язык востоевропейских евреев - Ашкинази) Бергельсон писал статьи в газетах на языке идише в других странах, восхваляя регион как идеальный выход из проблем антисемитизма в других местах. По меньшей мере 1000 семей из Соединенных Штатов и Латинской Америки прибыли в Биробиджан из-за работ Бергельсона.

Разумеется, ничего еврейского в городе нет за исключением пары синагог, культурного центра и некошерного(!) ресторана еврейской кухни. Некоторые официальные надписи дублированы на идиш, однако ожидать от жителей города знания какого-либо языка кроме русского по меньшей мере наивно. Несколько городских зданий числятся памятниками архитектуры, хотя понятно, что ничего древнее советской архитектуры здесь не может быть по определению, а современная архитектура отсутствует ввиду малого размера и незначительности города в российских масштабах. Основой местной промышленности был завод «Дальсельмаш», производивший комбайны. Сейчас он закрыт и разрушен, экономика города зиждется на лёгкой промышленности. Впрочем, Биробиджан выглядит вполне благополучным, спокойным и очень ухоженным, впечатляет красивыми парками и обилием зелени. Здесь приятно погулять, хотя, честно говоря, нет ничего выдающегося.

 

Достопримечательности

1  Новая синагога, ул. Ленина, 19. Он был построен в 2004 году при поддержке международных еврейских организаций. Это самое обычное каменное здание, огороженное забором и странно оформленное в виде семистворчатого канделябра с виноградными гроздьями. На этом же участке находится здание религиозной организации "Фрейд" (тоже новое) и памятник жертвам Холокоста. Перед оградой стоит скульптура человека, похожего на раввина, который пьет что-то из длинного рога и дует в рог.
2  Старая синагога, ул. Маяковского, 9. Синагога расположена в восточной части города, происхождение его неизвестно. Он представляет собой одноэтажное деревянное здание с шестиконечной звездой. Территория окружена деревянным забором, а внутри есть даже купальня. Сама синагога, скорее всего, не очень старая и ранее была обычным частным домом. Такие синагоги, видимо, существовали в Биробиджане и при советской власти, где они были полулегальными и переходили из дома в дом. Сегодня старая синагога принадлежит литвакам, а в новой поселились хасиды.
3  Вокзал и привокзальная площадь, ул. Калинина, 10. Железнодорожный вокзал был построен в 1935 году и является одним из старейших зданий города. В резных формах есть намек на конструктивизм, но точно определить стиль здесь сложно. Довоенная дальневосточная архитектура вообще довольно редка и местами даже гениальна, но железнодорожный вокзал Бировиджана - прекрасный пример именно этой дальневосточной традиции. Обратите внимание на полукруглые элементы на фасаде над входом. Не знаю, что имел в виду художник, но это немного напоминает убранство синагоги. Скульптуры на привокзальной площади относятся к более позднему периоду: в центре площади - семиканделябр с фонтаном, а чуть поодаль - памятник первым поселенцам, восседающим на телеге с привязанной к ней лошадью. Телега едет на восток, но злой язык все равно настаивает, что памятник посвящен тем переселенцам, которые, отчаявшись, решили собрать вещи и вернуться на запад.
4  Здание мэрии, ул. Ленина, 29. Построено в 1934 году. Наряду с железнодорожным вокзалом это было одно из первых каменных зданий в городе. Согласно табличке, в архитектурном стиле здания присутствуют "элементы стиля Баухауз". Однако издалека оно выглядит как обычный конструктивизм.
5  Редакция газеты «Биробиджанская звезда», ул. Ленина, 30. Здание было построено в 1938 г. в духе неоклассицизма. Вполне обычное довоенное здание сталинской эпохи. Газета, издаваемая с начала 1930-х годов и выходящая по сей день, выходит на двух языках - русском и идиш. В советское время газета была важным инструментом идеологической борьбы и знаком братского национального равенства.
6  Памятник Шолом-Алейхему, угол улиц Шолом-Алейхема и Пушкина. Памятник стоит в самом начале пешеходной улицы, которая, кстати, названа в честь Шолом-Алейхема. Интересно, что памятник был установлен в 2004 году, а улица была переименована в конце 1940-х годов. Конечно, Шолом-Алейхем никогда не был в Биробиджане и даже не мог предполагать о его существовании, да и герой писателя вряд ли бы сюда приехал, но имя Шолом-Алейхема здесь очень почитаемо. На постаменте установлены рельефы, изображающие сцены из книг писателя.
Набережная реки Бира

7 Дендрологический парк

8 Благовещенский собор

9 Церковь Николая Чудотворца

10 Часовня в сквере Победы

 

Музеи и театры

1  Краеведческий музей, ул. Ленина, 25. ☎ +7 (42622) 6-83-21. Ср–Чт 10:00 – 18:00, Пт 10:00 – 17:00, Сб–Вс 9:00 – 17:00, обед 13:00 – 14:00. 60 руб (2013). Музей состоит из 6 залов. На первом этаже пара каменных находок времён империи чжурчжэней, довольно наглядная карта продвижения на Дальний Восток русских первопроходцев, зал природы с чучелами, диорама Волочаевской битвы (см. Волочаевка) и выставка обрядовых иудейских предметов неизвестного происхождения. На втором этаже три исторических зала с фотографиями и документами. Многого вы тут не узнаете (да и сотрудники музея ничего толком не знают), но сможете понять контекст: кто ехал в Биробиджан в 1930-х, какими идеологическими установками это сопровождалось и чем закончилось.
Музей современного искусства, ул. Шолом-Алейхема, 11 (Дом культуры). ☎ +7 (42622) 2-34-85. В контексте Биробиджана любопытно выглядит коллекция «Ветхий Завет – глазами современных художников», но говорят, что увидеть её можно не всегда: в музее всего один зал со сменной экспозицией, и показывают там всё подряд.
2  Дом культуры, ул. Шолом-Алейхема, 11. ☎ +7 (42622) 6-62-88. Концерты и праздничные мероприятия.
3  Кинотеатр «Родина», ул. Октябрьская, 7. ☎ +7 (42622) 2-30-52. Выглядит весьма современно.
4  Областная филармония, пр. 60-летия СССР, 14. ☎ +7 (42622) 6-72-85.

5 Музей истории пенсий

6 Еврейский музыкально-драматический театр «Когелет»

7 Пожарный музей

 

История

Биробиджан был спроектирован швейцарским архитектором Ханнесом Мейером и основан в 1931 году. Он стал административным центром Еврейской автономной области в 1934 году, а в 1937 году получил статус города. 36 000 км2 Биробиджана были утверждены Политбюро в марте 28, 1928. После большевистской революции в Советском Союзе существовали две организации, работавшие с евреями, поселившимися в Биробиджане, КОМЗЕТ и ОЗЕТ. Организации отвечали за распределение земли, а также домашние обязанности, от переезда до медицинской помощи. Затем многие канадские евреи поддержали Советский Союз, став либо членами, либо сочувствующими Коммунистической партии Канады.

Еврейские коммунисты считали, что создание Советским Союзом Биробиджана было «единственно верным и разумным решением национального вопроса». Советское правительство использовало лозунг «На еврейскую Родину!» побудить еврейских рабочих переехать в Биробиджан. Лозунг оказался успешным в убеждении советских евреев, а также евреев из других стран. В 1935 году Амбижан получил разрешение советского правительства на помощь еврейским семьям, прибывающим в Биробиджан из Польши, Румынии, Литвы и Германии. Еврейские рабочие и инженеры приезжали в Биробиджан также из Аргентины и США. Эта кампания советского правительства была известна как Биробиджанский эксперимент.

 

Факторы биробиджанского эксперимента

Хотя Биробиджан должен был служить домом для еврейского населения, эта идея изо всех сил пыталась воплотиться в жизнь. Между землей и еврейскими поселенцами не было важных культурных связей. Растущее население было культурно разнообразным: некоторые поселенцы стремились стать современными российскими гражданами, некоторые разочаровались в современной культуре, желая обрабатывать землю и продвигать социалистические идеалы, и лишь немногие были заинтересованы в создании культурной родины. Скрытые мотивы, порожденные советским правительством, были основными причинами переселения евреев в Биробиджан. Они были стратегически переселены из своих родных районов Украины, Белоруссии и Крыма, поскольку еврейское заселение этих регионов вызывало сильное сопротивление со стороны большинства населения. Размещение евреев в Биробиджане должно было служить буфером, препятствующим любой китайской или японской экспансии. Этот регион также был связующим звеном между Транссибирской железной дорогой и долиной реки Амур, и советское правительство стремилось использовать природные ресурсы этого района, такие как рыба, древесина, железо, олово и золото.

 

Осложнения во время эксперимента

До русской революции 1917 года проживание евреев было ограничено чертой оседлости. Когда евреи переселились в Биробиджан, им пришлось конкурировать с примерно 27 000 уже проживающими там русскими, казаками, корейцами и украинцами за недвижимость и землю для строительства новых домов. Это усложнило переход для еврейского населения, поскольку не было значительной территории, на которую можно было бы претендовать как на собственную.

Логистически и практически заселение Биробиджана оказалось трудным. Из-за неадекватной инфраструктуры и погодных условий района не осталось более половины еврейских переселенцев, переселившихся в Биробиджан после первоначального заселения.

Когда начались сталинские чистки, вскоре после создания Биробиджана, тамошние евреи стали мишенью. После Второй мировой войны десятки тысяч перемещенных восточноевропейских евреев попали в Биробиджан с 1946 по 1948 год. Некоторые из них были украинскими и белорусскими евреями, которым не разрешили вернуться в свои родные дома. Однако евреи снова стали мишенью после Второй мировой войны, когда Иосиф Сталин начал кампанию против «безродных космополитов». Были ликвидированы почти все идишские учреждения Биробиджана.

 

Известные сторонники Биробиджана

Среди сторонников Биробиджана был Дадли Аман, 1-й барон Марли. После встречи лорда Марли с Петром Смидовичем и Яковом Цегельницким в августе 1932 года Марли стал сторонником Биробиджана как новой родины для еврейских рабочих и беженцев. Его приезд в Биробиджан в октябре 1933 года организовал сам Смидович. Марли оценил местность положительно, и он стал более активным сторонником заселения Биробиджана.

Большую роль в популяризации Биробиджана сыграл еврейский писатель Давид Бергельсон, хотя сам он там толком не жил. Бергельсон писал статьи в газетах на идише в других странах, превознося этот регион как идеальное место для бегства от антисемитизма в других странах. Благодаря Бергельсону в Биробиджан приехало не менее 1000 семей из США и Латинской Америки. В свой 68-й день рождения в 1952 году Бергельсон был среди казненных во время сталинской антисемитской кампании против «безродных космополитов» после создания государства Израиль в 1948 году.

В русскоязычной пьесе советского драматурга Виктора Финка «Новая родина» Биробиджан воспевается как объединение трех общин — корейцев, амурских казаков и евреев. В каждом сообществе есть свои хорошие и плохие персонажи, но в конечном итоге хорошие персонажи из каждого сообщества учатся сотрудничать и работать друг с другом. Чтобы символизировать достигнутое единство, пьеса заканчивается смешанными браками: один еврейский персонаж женится на корейце, другой еврейский персонаж женится на казаке, а казак женится на корейце. Точно так же советский еврейский писатель Эммануил Казакевич изобразил в стихотворении достижение объявления Биробиджана Еврейской автономной областью 7 мая 1934 года как межобщинное событие, когда члены Амурского казачьего войска вышли присоединиться к празднованию. Стихотворение Казкевича имело под собой реальную основу: многие члены Амурского казачьего войска надеялись, что Биробиджан сигнализирует об интересе Советского Союза к заброшенному региону на берегах Амура.

Канадский исследователь Арктики Вильхьялмур Стефанссон был вице-президентом Амбиджана, или Американского комитета по расселению евреев в Биробиджане, который был дополнительной группой, объединенной с ИКОР в 1946 году. Его поддержка Биробиджана как новой родины для еврейских семей заключалась в появлении на митингах в поддержку переселения евреев в Биробиджан, а также в защиту семей, которые действительно хотели путешествовать, а не тех, кто был наиболее приспособлен к путешествию.

 

Еврейская и идишская культура

В 19-м и начале 20-го веков в Российской империи было самое большое еврейское население в мире, и большинство из них были евреями-ашкеназами. Большое их количество осталось даже после того, как 2 миллиона из них уехали в другие страны до образования Советского Союза. В то время как тысячи евреев мигрировали в Биробиджан, лишения и изоляция заставили большинство из них уехать. В 1939 году еврейское население составляло менее двадцати процентов от общей численности населения. Вскоре после Второй мировой войны еврейское население в регионе достигло своего пика и составило около 30 000 человек. По состоянию на середину 2010-х годов в регионе осталось всего около 2000 евреев, что составляет около половины процента населения.

Идиш, который в то время широко считался лингва-франка еврейской общины, должен был помочь интегрировать еврейское население в советское население. Язык должен был гарантировать, что советское еврейство будет придерживаться «национального по форме, социалистического по содержанию». У многих правительственных чиновников в Кремле сложилось впечатление, что Биробиджан должен был стать новым центром советской еврейской жизни, поэтому в 1920-е годы еврейская миграция в Биробиджан сильно подталкивалась.

Еврейская религиозная община в Биробиджане была официально зарегистрирована в 1946 году. В начале 1950-х годов религиозная община подвергалась гонениям. Еврейская культура возродилась в Биробиджане намного раньше, чем где бы то ни было в Советском Союзе. Идишские театры открылись в 1970-х годах. Идиш и еврейские традиции были обязательными компонентами во всех государственных школах в течение почти пятнадцати лет, преподавались не как еврейская экзотика, а как часть национального наследия региона. Православная синагога, построенная в 2004 году, находится рядом с комплексом, в котором расположены классы воскресной школы, библиотека, музей и административные помещения. Здания были официально открыты в 2004 году к 70-летию образования Еврейской автономной области.

По словам израильского раввина Мордехая Шейнера, бывшего главного раввина Биробиджана и представителя Хабад-Любавич в регионе: «Сегодня можно пользоваться благами идишской культуры и не бояться вернуться к своим еврейским традициям. Это безопасно и без всякого антисемитизма. , и мы планируем открыть здесь первую еврейскую дневную школу». Шайнер также вел российское телешоу Yiddishkeit в этом регионе. Его ученик, уроженец Биробиджана, раввин Элиягу Рисс, принял бразды правления с 2010 года.

Православная синагога открылась в 2004 году. Раввин Шейнер говорит, что в Биробиджане проживает 4000 евреев, что составляет немногим более 5 процентов от 75-тысячного населения города. Еврейскую общину Биробиджана возглавлял Лев Тойтман до своей смерти в сентябре 2007 года.

Относительно еврейской общины области губернатор Николай Михайлович Волков заявил, что намерен «поддерживать каждую ценную инициативу наших местных еврейских организаций». В 2007 году профессор идишистского университета Бар-Илан Борис Котлерман запустил Биробиджанскую международную летнюю программу по языку и культуре идиш. Главная улица города названа в честь писателя и юмориста на языке идиш Шолом-Алейхема.

К празднованию Хануки в 2007 году официальные лица Биробиджана Еврейской автономной области заявили, что построили самую большую в мире менору. В статье в The Guardian за ноябрь 2017 года под названием «Возрождение советского Сиона: Биробиджан празднует свое еврейское наследие» исследуется нынешний статус города и делается предположение, что, хотя Еврейская автономная область на Дальнем Востоке России в настоящее время составляет едва ли 1% Евреи, чиновники надеются вернуть людей, уехавших после распада Советского Союза.

Раввин Эли Рис поставил перед собой цель вернуть еврейскую культуру в Еврейскую автономную область. Текущий лозунг - «Сделаем Биробиджан снова еврейским». Люди хотят, чтобы это снова включало преподавание идиша в школьную систему, а также празднование различных еврейских праздников. Родители Рисса изначально были жителями Биробиджана, но переехали в Израиль в 90-х годах вместе с подавляющим большинством еврейского населения области. Он вернулся в качестве главного раввина с планами возрождения еврейской культуры. Уже есть планы на кошерный ресторан, супермаркет и микву. Рисс пытается сделать Биробиджан «безопасным местом для евреев» и уже заявил, что это одно из немногих мест, где он был, где он не сталкивался с антисемитизмом.

 


Транспорт

Как добраться

На самолёте
Региональный аэропорт Биробиджана «Жёлтый Яр» закрыт и заброшен. Ближайший аэропорт находится в Хабаровске (рейсы в и из Москвы, Санкт-Петербурга, Южно-Сахалинска, Владивостока, Петропавловска-Камчатского, Магадана, Читы, Иркутска, Якутска, Новосибирска, Красноярска, Екатеринбурга, Краснодара), откуда лучше всего ехать в Биробиджан поездом.

На поезде
В Биробиджане останавливаются все поезда, следующие по Транссибирской магистрали: 3-4 раза в день на Владивосток (15 ч), один раз в день в Благовещенск (11-12 ч), 3 раза в день в западном направлении на Читу, Иркутск и ещё 2 раза в день на север, в Нерюнгри и Чегдомын. Любой поезд, следующий на восток, довезёт вас и до Хабаровска (2 ч), однако билет по разумной цене можно взять лишь в общий вагон, который есть не всегда и не везде. Для местных поездок в Волочаевку или Хабаровск лучше использовать электрички (3 раза в день, 2 ч 15 мин), одна из которых зовётся экспрессом «Ерофей Хабаров» и имеет вагоны двух классов: с обычными лавками и с мягкими креслами. Билеты по пригородному тарифу, но почему-то с указанием мест. Есть также электрички на запад, в Облучье (2 раза в день, 3.5 ч).

1  Железнодорожный вокзал (Биробиджан-I), ул. Калинина, 10. ☎ +7 (42622) 9-17-00. Круглосуточно. Находится в самом центре Биробиджана. Сверху надпись «Биробиджан» на русском и на идиш, а вот надпись «Вокзал» (со стороны города) уже не дублирована. Войдя в здание, вы попадёте в центральный зал с небольшим количеством кресел, газетным киоском и киоском с пирожками. Справа маленький кассовый зал, слева — коридор, ведущий в комнаты отдыха (тел. +7 (42622) 9-16-05) и зал ожидания повышенной комфортности.

Вариантов питания три: кафе «Экспресс» в здании вокзала (9:00 – 23:00) — маленькая, но довольно приятная столовая с горячей едой и стеклянными столами. Слева от вокзала (если смотреть со стороны города) — столовая «Стрела» (Пн–Пт 8:00 – 20:00, Сб–Вс 8:00 – 18:00), где примерно такая же еда, но более просторно и более примитивная обстановка. Наконец, расположенная справа от вокзала закусочная «Прохлада» (Пн–Сб 8:00 – 29:00, Вс 8:00 – 18:00) предлагает салаты и малосъедобную горячую еду, а также неплохие пирожные местного производства. Цены всюду низкие, 50-70 руб за горячее блюдо. Круглосуточный продуктовый супермаркет находится через дорогу.

На автомобиле
Через Биробиджан проходит автодорога M58 «Амур» (Чита — Хабаровск), до Хабаровска 180 км, до Благовещенска 470 км. Также можно приехать из Китая, переправившись через Амур в Нижнеленинском или Амурзете (см. Еврейская автономная область).

На автобусе
Автобусное сообщение в Биробиджане развито мало. Автобусы в основном ходят внутри Еврейской АО, для попадания в город они решительно бесполезны. В направлении Хабаровска всего 6-7 автобусов в день (в пути 2.5-3 ч), один из которых следует потом в Комсомольск-на-Амуре (9.5 ч). Также через Биробиджан проходит ночной автобус Хабаровск–Благовещенск.

2  Автовокзал, ул. Калинина, 4. ☎ +7 (42622) 6-95-39, +7 (42622) 6-07-71. 6:00 – 21:00. Автовокзал находится в 200 м от ж/д вокзала, маленький и неуютный. Внутри 3 ряда по 6 кресел, кассы, несколько киосков и закусочная «Минутка» (6:00 – 21:00) с разогреваемыми пирожками и отвратительного вида горячей едой.

Маршрутки по области отправляются с небольшой площадки левее вокзала, рядом с памятником первым переселенцам.

 

Транспорт по городу

Сориентироваться в Биробиджане проще простого. Железная дорога идёт параллельно реке. Примерно посередине между ними проходит улица Шолом-Алейхема — центральная улица, в начале которой есть пешеходная часть, часто именуемая «Арбатом». Перпендикулярно расположен широкий бульвар (улицы Горького и Октябрьская), начинающийся от вокзала и ведущий к филармонии — это и есть центр города. Пройти его пешком можно минут за 15, а за полчаса вы легко доберётесь от центра до окраин.

Основным городским транспортом являются ПАЗики, маршруты которых так или иначе сходятся в центре, у ж/д вокзала. Проезд 15 руб (2013), оплата кондуктору.

 

Где поесть

Если вы дочитали до этого места, то, наверное, понимаете, что искать в Биробиджане традиционную еврейскую еду — всё равно что выйти на улицу и обращаться к прохожим на идиш. Следы национального колорита присутствуют в кафе «Симха», куда обязательно стоит сходить, однако если вы по каким-то причинам нуждаетесь в кошерной пище, даже это кафе не сможет удовлетворить ваших запросов.

Из типичной и уже совсем не национальной еды обращают на себя пирожные местного производства, которые есть буквально повсюду: в каждой закусочной, столовой, кафе. Эти пирожные не отличаются ни низкой калорийностью, ни тонким вкусом, ни изысканным внешним видом, однако имеют некий налёт «старорежимности» и совершенно типичны для маленьких провинциальных городов в любой части России.

Дёшево
1  Sandgasty, ул. Шолом-Алейхема, 4. 10:00 – 20:00. От 100 руб (2013). Кафе с сэндвичами по образцу Subway, сидеть практически негде. Стоимость сэндвича определяется его длиной.
2  Кафе PitStop, пр. 60-летия СССР, 3. ☎ +7 (42622) 2-28-09. 9:00 – 21:00. Недорогая столовая в самом центре.
12  Кафе «Атмосфера», ул. Октябрьская, 7 (кинотеатр «Родина»). 10:00 – 24:00. Соседство с кинотеатром накладывает свой отпечаток: кормят здесь в основном гамбургерами и wrap'ами — тем, что можно быстро съесть перед сеансом. Тем не менее, для желающих посидеть в кафе найдутся также блины, симпатичные десерты и кофе. Заявлен Wi-Fi.
3  Кафе «Какаду», ул. Шолом-Алейхема, 9. ☎ +7 (42622) 4-61-80. 10:00 – 22:00. Гамбургеры: 60–70 руб (2013). Фастфуд в самом центре, на пешеходной улице. Выглядит непривлекательно, меню сводится к гамбургерам, куриным палочкам и картошке фри.
4  Кафе «Перекрёсток», ул. Шолом-Алейхема, 33. ☎ +7 (42622) 6-14-95. Добротная городская столовая-кулинария с большим выбором местной выпечки. Еду подают в одноразовой пластиковой посуде. авг 2016
12  Кафе «Тридевятое царство», ул. Шолом-Алейхема, 5 (ЦУМ, 4 этаж). 10:20 – 30:00. Горячие блюда: 100–150 руб (2013). Уютное кафе, разместившееся в развлекательном центре на 4 этаже ЦУМа (не путать с более дешёвым и гораздо более убогим кафетерием по соседству). В меню несколько горячих блюд, блины, недорогие коктейли. Варят кофе.
Обратите также внимание на привокзальные столовые (см. Как добраться), там есть дешёвая и вполне приличная еда.

Средней стоимости
5  Кафе felicita, ул. Ленина, 15. ☎ +7 (924) 645-70-70. 10:00 – 24:00. Паста, салаты: 200–300 руб; пицца: 300–400 руб (2013). Итальянская кухня в ассортименте. Нельзя сказать, чтобы здесь мастерски готовили пасту, но обстановка очень приятная.
6  Кафе-бистро «Ани», Комсомольская ул. На первый взгляд, это забегаловка с довольно высокими ценами. Если верить названию, еда должна быть армянской. На самом же деле, подают здесь всё подряд: долму, плов, шурпу и хинкали — получается что-то вроде чайханы узбекско-кавказской дружбы.
7  Кафе «Диамант», ул. Миллера, 8 (в центре). ☎ +7 (42622) 4-07-95. Китайская кухня.
8  Кафе «Симха», ул. Ленина, 19 (рядом с синагогой). 10:00 – 23:00. Горячие блюда: 200–300 руб (2013). Некошерная еврейская кухня, что как нельзя лучше отвечает общему состоянию еврейского наследия в Биробиджане. Меню иллюстрировано анекдотами про евреев, еда в основном обычная русская, но для колорита добавлены все характерные еврейские блюда — гефиллте фиш, форшмак, цимес. Интерьер довольно современный, хотя семисвечники тоже присутствуют. На первом этаже «детское кафе», то есть небольшая кофейня с ассортиментом пирожных. В целом, это весьма колоритное место, поэтому если уж вы добрались до Биробиджана, питаться стоит именно здесь.
9  Кафе-пекарня «Бурекас», ул. Пионерская, 78а (жилой массив на западной окраине). ☎ +7 (42622) 2-51-76. 10:00 – 22:00. Горячие блюда: 200–300 руб (2013). Симпатичная кофейня, где среди прочего подают арабские блюда, которые местные жители почему-то считают еврейской кухней, хотя они в лучшем случае относятся к современной израильской традиции, но никак не к биробиджанским евреям: фалафель, хумус, кебабы и шаурма — для Биробиджана этот набор весьма необычен.
10  Кофейня «Пенал», ул. Шолом-Алейхема, 43. 8:00 – 22:00. Торты: от 100 руб, горячая еда: 200–300 руб (2013). Ни размер Биробиджана, ни характер местного населения не позволяют предполагать наличия в городе кофейни, и всё-таки она есть: совсем маленькая, всего шесть или семь столиков, но очень уютная, с симпатичной кованой мебелью и хорошим кофе, который сопровождается изысканными пирожными (вероятно, неместного производства) и типичным для российских кофеен ассортиментом супов, салатов, пасты и других горячих блюд. Wi-Fi.

 

Дорого
11  Ресторан «Корея-хаус», ул. Шолом-Алейхема, 121 (западная окраина). ☎ +7 (42622) 3-54-05. Хорошие отзывы.
12  Ресторан «Театральный», пр. 60-летия СССР, 14 (филармония). ☎ +7 (42622) 4-00-26. Вс–Чт 12:00 – 24:00, Пт–Сб 12:00 – 3:00.
12   Ресторан «Харбин», ул. Советская, 64 (в южной части города). ☎ +7 (42622) 4-49-87. Вс–Чт 12:00 – 24:00, Пт–Сб 12:00 – 1:00. Горячие блюда: от 300 руб (2013). Один из немногочисленных китайских ресторанов. Цены выше чем в среднем по Биробиджану. Можно зайти ради колорита и поесть китайских пельменей, которые здесь относительно недороги.

Ночная жизнь
1  Royal Club, пр. 60-летия СССР, 14В (площадь перед филармонией). 19:00 – 7:00.
2  XO Club, пр. 60-летия СССР, 3. ☎ +7 (42622) 2-21-20. Пт–Сб 20:00 – 5:00.

 

Отели, хостелы и прочие

1  Гостиница «Барбарис», ул. Комбайностроителей, 16 (на западной окраине). ☎ +7 (42622) 7-07-88, +7 (924) 747-08-08, +7 (914) 815-88-60. Двухместный номер: от 2500 руб (2013). Из центра 10 минут на автобусе или полчаса пешком. Новая гостиница в непримечательном двухэтажном доме, окружённом деревянными бараками и силикатными трёхэтажками. Внутри, впрочем, чисто и красиво, есть сауна и собственное кафе. Для дешёвого размещения существует шестиместный номер «эконом» за 6000 руб, но работает ли он в режиме хостела — неизвестно.
2  Гостиница «Восток», ул. Шолом-Алейхема, 1. ☎ +7 (42622) 6-53-30. Двухместный номер: 3500 руб (2013). Центральная гостиница Биробиджана. Несмотря на недавний ремонт, номера выглядят довольно-таки скромно. Постояльцы в целом довольны, однако цены по меркам Биробиджана откровенно завышены. Wi-Fi работает, но не везде.
3  Гостиница «Ника», ул. Пионерская, 75-б. ☎ +7 (42622) 3-38-38.
12  Комнаты отдыха на ж/д вокзале, ул. Калинина, 10. ☎ +7 (42622) 9-16-05. 430 руб/чел (2009). По слухам, условия неплохие. Душ за отдельную плату.
Привокзальная площадь увешана объявлениями о посуточной аренде квартир.

 

Покупки

1  Дом книги, ул. Димитрова, 5. ☎ +7 (42622) 6-80-33.
2  Книжный магазин, ул. Пушкина, 8. Пн–Пт 9:00 – 18:00, Сб–Вс 10:00 – 16:00.
3  Рынок, Квартал между пешеходной частью улицы Шолом-Алейхема и Октябрьской улицей. Редкий случай, когда вход на городской рынок находится прямо на центральной пешеходной улице. Внутри довольно типичная картина: крытый павильон с рыбой/мясом, ряды столов, с которых торгуют овощами, фруктами и всяческими дарами леса, а также преимущественно китайская барахолка. По рынку разбросаны несколько кафе-столовых не самого привлекательного вида.
4  ЦУМ, ул. Шолом-Алейхема, 5. 10:00 – 21:00. Торговый центр со множеством мелких магазинчиков, торгующих одеждой, обувью и, в меньшей степени, хозтоварами. На верхнем, четвёртом этаже находится развлекательный центр «Гулливер», внутри которого спрятаны детские аттракционы, настольные игры и неплохое кафе (см. Еда). Там же, но за пределами развлекательного центра, характерный биробиджанский кафетерий с традиционными пирожными, съедобными салатами и сомнительного вида горячей едой.
5  ТЦ «Великан», ул. Советская, 58. 10:00 – 21:00. Этот торговый центр встретится вам по соседству со старой синагогой. Его основную часть составляет продуктовый супермаркет «Самбери» — едва ли не крупнейший в Биробиджане.
6  ТК «Мегаполис», ул. Шолом-Алейхема, 6. Пн–Пт 10:00 – 19:00, Сб–Вс 10:00 – 18:00. По аналогии с ЦУМом хочется сказать «ГУМ», но на столь громкое название в Биробиджане всё-таки не решились, хотя оно и было бы здесь уместно: «Мегаполис» — тот же ЦУМ, только более современный и шикарно оформленный. По состоянию на 2013 год часть торговых площадей пустует, точек общественного питания нет. Продают исключительно одежду и спортовары.

 

Связь

Почта, пр. 60-летия СССР, 16. Пн–Пт 9:00 – 21:00, Сб–Вс 9:00 – 18:00. Два компьютера с доступом в интернет.

 

Меры предосторожности

Днём Биробиджан выглядит совершенно спокойным городом, хотя туристы здесь, очевидно, бывают нечасто, а потому человек с фотоаппаратом вызовет некоторое удивление. Что происходит вечером — доподлинно неизвестно (да и не факт, что в Биробиджане стоит ночевать), но лучше, наверное, проявлять осторожность. В этом смысле Биробиджан похож на среднестатистический российский райцентр, где обычно каждый пьёт сам по себе, и никому нет до вас дела, но неосмотрительное поведение наряду с чрезмерным употреблением алкоголя местными жителями могут привести к неприятностям.

 

Окрестности

Волочаевка — небольшое село, выросшее из станции на Транссибе в том месте, где от него отходит линия, ведущая в Комсомольск-на-Амуре и Советскую Гавань. Особого транспортного значения не имеет, так как всего в часе езды находится Хабаровск, и пересаживаться с поезда на поезд гораздо удобнее там. Историческое же значение Волочаевки довольно велико, поскольку здесь произошло одно из крупнейших сражений Гражданской войны на Дальнем Востоке.

Волочаевский бой в феврале 1922 года позволил Красной армии занять Хабаровск. В память об этом выдающемся событии уже в 1928 году на сопке Июнь-Корань в километре к северо-востоку от станции Волочаевка-1 был построен мемориал — довольно необычный, как и все памятники первых лет Советской власти. На крыше белого здания со странно выпуклыми стенами стоит с поднятой рукой красноармеец: не то, чтобы впечатляюще или красиво, но интересно как памятник эпохи. В советское время мемориал имел большое идеологическое значение, однако позднее был заброшен. В 2012 году на той же сопке построена часовня, в остальном же здесь сохраняется некоторая заброшенность и запущенность. Существовавший когда-то музей закрыт, по-видимому, навсегда.

Как добраться: в Волочаевке две станции. Волочаевка-1 стоит на Транссибе, здесь делают короткую остановку все проходящие поезда. Волочаевка-2 находится на боковой ветке, там останавливаются лишь немногочисленные поезда в Комсомольск-на-Амуре, которые, в свою очередь, всегда идут с востока и не заезжают на Волочаевку-1. Станционные посёлки являются двумя независимыми населёнными пунктами, которые так и называются — Волочаевка-1 и Волочаевка-2. Мемориал находится рядом с первой, через неё же проходит автомобильная трасса.

 

Административный и муниципальный статус

Биробиджан является административным центром автономной области и в рамках административного деления также является административным центром Биробиджанского района, хотя и не входит в его состав. В качестве административной единицы он выделен отдельно как город областного значения Биробиджан — административная единица со статусом, приравненным к районам. В качестве муниципального образования город областного значения Биробиджан входит в состав городского округа Биробиджан.

 

Экономика, инфраструктура и транспорт

Основным видом экономической деятельности является легкая промышленность, в том числе текстильная и обувная. В городе также есть авторемонтный завод, мебельная фабрика, завод по производству негашеной извести, несколько пищевых комбинатов. Хабаровск является ближайшим к Биробиджану крупным городом и обеспечивает доступ к ближайшему крупному аэропорту, которым является аэропорт Хабаровск Новый (KHV / UHHH), расположенный в 198 км от центра Биробиджана.

 

Образование

Амурский государственный университет им. Шолом-Алейхема работает в сотрудничестве с местной религиозной общиной. Университет является уникальным на Дальнем Востоке России. В основе учебного курса лежит изучение иврита, истории и классических еврейских текстов. В настоящее время в городе есть несколько государственных школ, в которых преподают идиш, а также англо-идишский факультет в высшем учебном заведении, идишская школа религиозного обучения и детский сад. Дети в возрасте от пяти до семи лет проводят два урока в неделю, изучая идиш, а также изучая еврейские песни, танцы и традиции. Это государственная школа, которая предлагает полудневную учебную программу на идише и еврейском языке для тех родителей, которые выбирают ее. Около половины из 120 учеников школы посещают курс идиш. Многие из них продолжают учебу в государственной школе № 2, которая предлагает ту же учебную программу на идиш/еврейский полдня с первого по двенадцатый класс. Идиш также преподается в Биробиджанском педагогическом институте, одном из немногих университетских курсов идиша в стране. Сегодня в четырнадцати государственных школах города должны преподавать идиш и еврейские традиции.

 

Климат

В Биробиджане суровый влажный континентальный климат с влиянием муссонов (классификация климата Кеппена Dwb), для которого характерны очень большие сезонные перепады температур, с теплым или жарким (и часто влажным) летом и очень холодной (и сухой) зимой.