Путеводитель Ермак Трэвел 

 

 

Пожалуйста, помогите в создание этого сайта. Если вы хотите написать статью о туристической достопримечательности или вам нужна помощь и информация оставьте комментарии внизу

10 крупнейших городов России
Москва
Санкт-Петербург
Новосибирск
Екатеринбург
Нижний Новгород
Казань
Челябинск
Омск
Самара
Ростов-на-Дону
 

Чердынь

Чердынь


.

 

 

 

 

Транспорт
Где поесть
Отели, хостелы и прочие
Культурные (и не очень) мероприятия
Интересная и полезная информация

 

 

Описание Чердынь

Чердынь находится в северной части Пермского края. По духу она родственна Солигаличу, Лальску и другим «медвежьим углам» с богатой историей. В Чердынь нельзя попасть случайно или по пути куда-то ещё, поэтому добираются сюда лишь очень целеустремлённые путешественники. Кроме обширной дореволюционной застройки и не самого выдающегося храмового зодчества город интересен краеведческим музеем, где показывают уникальные археологические находки, созданные за много веков до русского освоения Прикамья. Наряду с самой Чердынью в этой местности стоит посетить древние сёла, в том числе Ныроб с замечательным храмом в стиле узорочья и Пянтег, где сохранилась Богоявленская церковь начала XVII века — древнейшее сооружение Пермского края.

 

Расположение города для Северного Прикамья необычайно живописно: он стоит на высоком правом берегу реки, с которого открывается великолепный вид на бескрайние леса, над которыми возвышается гора Полюдов камень в окрестностях Красновишерска. Это ещё не главный Уральский хребет, но близость гор ощущается в Чердыни гораздо сильнее, чем в городах, стоящих на Каме.

В XVI веке Чердынь была первой русской столицей Прикамья, через неё шла торговля с пока ещё не покорённой Сибирью, здесь находилась резиденция воеводы. Со строительством Бабиновской дороги, связавшей Соликамск с расположенным за Уральским хребтом Верхотурьем, необходимость в сложных волоках отпала, и значение Чердыни снизилось. В 1635 году отсюда уехал воевода, и город постепенно превратился в захолустье, хотя в XVIII веке получил статус уездного, с чем благополучно дожил до наших дней. К северу от Чердыни никаких городов уже нет, там начинается лагерный край с затерянными в тайге посёлками, которые один за другим исчезают с карты после закрытия соответствующих исправительных учреждений. Сама Чердынь на этом фоне выглядит неплохо, даже успешно: старые здания поддерживаются в неплохом состоянии, достопримечательности отмечены информационными табличками, а в краеведческом музее вам предложат купить красиво изданный путеводитель по городу.

В Чердыни нет крупных достопримечательностей, но, если уж вы сюда приехали, то сможете с интересом провести несколько часов. От тех времён, когда Чердынь была столицей Прикамья, не осталось ровным счётом ничего. Все здешние храмы построены в XVIII веке, а городская застройка относится ко второй половине XIX-го, но и то, и другое сохранилось на удивление хорошо. В сочетании с прекрасными панорамами, необычным музеем и атмосферой захолустья Чердынь производит сильное впечатление. Его можно дополнительно усилить поездками по окрестностям, где находятся старейшие памятники Прикамья.

 

 

 

Достопримечательности Чердынь

Добрая половина чердынских достопримечательностей находится в районе Троицкого холма на высоком берегу Колвы. Историческая застройка тянется отсюда на несколько кварталов вдоль улиц Соборной, Советской, Романовской, Юргановской. Её главным элементом являются добротные двухэтажные купеческие особняки с каменными воротами, рядом с ними порой встречаются одноэтажные склады и лавки. Старинных деревянных домов в Чердыни меньше, зато они есть в соседней Покче.

Вокруг Троицкого холма
1  Воскресенский собор, ул. Мамина-Сибиряка, 47. Главный чердынский храм построен в 1750-54 гг. в стиле барокко. Резные украшения его фасадов перекликаются с соликамскими храмами, хотя более современная, «выпуклая» форма главок делает храм не столь гармоничным. Это впечатление лишь усиливается пристроенной в начале XX века краснокирпичной колокольней, на которую, впрочем, можно подняться. Внутри собора некогда находился многоярусный иконостас, вывезенный из Пыскорского монастыря. Иконостас не сохранился, сейчас интерьер собора находится в состоянии затяжной реконструкции. Рядом стоит обезглавленная Спасо-Преображенская церковь (1756).
2  Успенская церковь (музей истории веры), ул. Коммунистическая, 59. Построенная в 1784 году церковь наиболее интересна своим интерьером, где собраны иконы и другие предметы, свезённые из закрытых и разрушенных храмов Чердынского района. Есть здесь и деревянная скульптура, некогда наиболее распространённая на севере Пермского края, как раз под Чердынью. На стене трапезной сохранилась оригинальная роспись на тему Страшного суда. Музей является филиалом краеведческого.
3  Чердынская застава (рядом с Успенской церковью). Раскрашенные «под зебру» шлагбаум и будка часового символизируют старинную заставу на Чердынском (Вишерском) тракте.
4  Спасская часовня (часовня в память 85 убиенных воинов) (рядом с Успенской церковью). Новодельная часовня (2005-07) отмечает то место, где, по легенде, захоронены 85 чердынских воинов, вышедших в 1547 году на лёд Колвы для того, чтобы дать отпор татарскому воинству. Чердынцев перебили, но на сам город татары после этого не пошли. Подвиг чердынцев был позднее увековечен памятным крестом, над которым поставили часовню, разрушенную в советское время и недавно восстановленную.
5  Церковь Ильи Пророка из села Бигичи. Троицкий холм — место деревянного кремля, поставленного в Чердыни в 1535 году. Сейчас это простой косогор, с которого открываются замечательные виды на Колву и леса по левому её берегу. До середины XX века на вершине холма стояла одноимённая Троицкая церковь. Потом её сломали, а в 2013 году на её место перенесли деревянную церковь Ильи Пророка из села Бигичи, что в 25 км выше по Колве. Впрочем, «перенесли» — громко сказано: церковь построили заново после того, как в 2009 году оригинал разрушился полностью.
6  Полюдов след. Большой камень с выступом в форме ноги лежит у подножья Троицкого холма. По легенде, след оставлен богатырём Полюдом, ушедшим спать в каменную гору, которая называется теперь Полюдовым камнем.
7  Покровская часовня, ул. Успенская, 57. Пятиглавая часовня с элементами редкого для Прикамья псевдорусского стиля была построена в 1867 году в память спасения Александра II от покушения. Разрушена в 1930-е гг., восстановлена в 2013 г.

 

Северная часть города

8  Церковь Иоанна Богослова, ул. Мамина-Сибиряка, 17 (от Воскресенского собора вдоль реки на север). Старейший чердынский храм принадлежит к одноимённому и очень древнему монастырю, основанному в 1462 году в период крещения Прикамья. Церковь построена в 1718 году по необычному, возникшему, по-видимому, на Каме, но даже здесь не очень распространённому проекту с колокольней, поставленной непосредственно над храмом (похожим образом устроена Покровская церковь в Верх-Усолке под Соликамском). В церкви сохранился иконостас XVIII века с иконами кисти местных мастеров. За церковью обратите внимание на выполненные из металла и не совсем традиционные по своей форме надгробия купцов Юргановых. В конце Алинской улицы, на берегу Колвы стоит поклонный крест в память о крещении Чердыни в 1462 году.
9  Богоявленская церковь, ул. Яборова, 21 (по дороге к церкви Иоанна Богослова). Построена в 1751 году и своим каменным декором не уступала Воскресенскому собору. В советское время церковь была закрыта и обезглавлена, сейчас в ней находится хлебозавод.
10  Храм Всех Святых (на окраине Чердыни, по дороге на Ныроб). Маленькая кладбищенская церковь 1817 года постройки выглядит пришельцем с другой планеты. Это впечатление усиливается из-за того, что церковь закрыта и законсервирована: всё её окна заделаны и выкрашены белой краской так, словно их и не было никогда.

 

Южная часть города

11  Вятское городище, ул. Воскресенская. Высокий берег к югу от Троицкого холма частично застроен, а частично занят рощей. Это место известно как Вятское городище, и на нём, по-видимому, находилось древнее поселение — предшественник современной Чердыни. Некоторые считают, что именно здесь располагалась древняя «Чердынь — княгиня гор», описанная Алексеем Ивановым в исторической фантастике «Сердце Пармы». Как бы там ни было, с городища открывается потрясающий вид на Колву и чердынские храмы: для фотографов это просто идеальное место.

Музеи
Чердынский краеведческий музей им. Пушкина, ул. Юргановская, 69. ☎ +7 (34240) 2-88-32. 9:00 – 18:00 кроме Вт; Сб и Вс до 17:00. Было бы большим упущением приехать в Чердынь и не сходить в местный музей, пусть даже своим названием и внешним видом он не отличается от сотен других краеведческих (не каждый из которых может, однако, похвастаться тем, что основан задолго до революции, да ещё и назван именем Пушкина). Экспонаты музея рассказывают о древней истории Прикамья куда больше, чем сам город. В зале археологии показывают предметы, найденные в Чердыни и по берегам Колвы: персидские блюда X-XI вв., ближневосточные монеты примерно того же периода и местную продукцию — амулеты пермского звериного стиля. Откуда всё это тут взялось — доподлинно неизвестно, но нельзя исключить того, что торговые поселения и элементы цивилизации существовали на верхней Каме задолго до русского освоения региона. Более современная история представлена в музее макетом чердынского деревянного кремля и оковами боярина Романова (см. Ныроб). Обратите также внимание на макет странной деревянной часовни из посёлка Керчевский, что на правом берегу Камы. Часовня была построена вокруг раскидистого священного дерева и символизировала симбиоз язычества с православием. К сожалению, она была утрачена в 1980-е гг.

 

Окрестности Чердынь

За Чердынью дорога продолжается на север и через 50 км приводит в Ныроб — малоприятный посёлок с богатой тюремной историей, где находится Никольская церковь начала XVIII века, один из лучших русских храмов в стиле узорочья. Надо, впрочем, понимать, что вы едете в Ныроб в основном для того, чтобы посмотреть на церковь — никаких других достопримечательностей там нет. Из Чердыни в Ныроб несколько раз в день ходят автобусы, и эта поездка, которую совершают почти все добравшиеся до Чердыни путешественники, не требует специальной подготовки. По дороге будут старые сёла Покча, Вильгорт и Искор, каждое из которых представляет самостоятельный интерес. Другая важная достопримечательность чердынского края находится совсем в другой стороне — это село Пянтег со старейшей уральской церковью.

Пробраться из Ныроба на север в республику Коми можно разве что пешком или вездеходным транспортом. Более доступный маршрут пролегает на восток в Красновишерск, откуда можно сходить на гору Полюдов камень или забраться на скалу Ветлан. Из Красновишерска дорога (если это, конечно, можно считать дорогой) ведёт в Вишерский заповедник. Также по Вишере устраивают сплавы мимо красивых скал, некоторые из которых украшены древними писаницами.

Покча́ — старинное село на Колве в 5 км к северу от Чердыни. Покчу нередко называют Старой Чердынью: в 1472 году первая русская крепость была построена именно здесь, после чего в Покче даже находилась резиденция пермского князя, пока в 1535 году управление Прикамьем не передали в Чердынь. Позднее Покча стала центром строительства барж. О богатстве здешних купцов можно судить по стоящим вдоль дороги деревянным и каменным особнякам: в Покче их сохранилось около десятка. Главная достопримечательность села — полуразрушенная Благовещенская церковь, своей историей напоминающая Воскресенский собор Чердыни: к барочному пятиглавому храму (1785) в 1910 году была пристроена огромная колокольня. Потом в церковь ударила молния, и сейчас от некогда роскошного здания остались одни лишь стены. Неподалёку маленькая Казанская часовня (1913).

Вильго́рт — село в 20 км к северу от Чердыни по дороге на Ныроб. Известно с конца XVI века, в своём нынешнем состоянии очень похоже на Покчу. Здешняя Троицкая церковь является тем же гибридом барочного храма (1779) с краснокирпичной колокольней в псевдорусском стиле (1902), но, к счастью, находится в несравнимо лучшем состоянии и даже действует. В селе несколько старых каменных домов, которым село обязано развитому здесь некогда судостроению.

Камго́рт расположен в 3 км севернее Вильгорта у моста через Колву. На поле рядом с селом проходит ежегодный этно-фолк фестиваль «Зов Пармы». В Камгорте сохранилась рядовая краснокирпичная Введенская церковь (1915).

 

Пянтег — село на Каме в 45 км к юго-западу от Чердыни. Известно с 1579 года, хотя иногда считают, что село гораздо древнее, и летописная пермская Чердынь находилась не где-нибудь, а именно тут. В любом случае, Пянтег — место необычное, поскольку в селе сохранилась деревянная Богоявленская церковь , осторожно датируемая 1610 годом (встречаются и более ранние датировки до XV века включительно). Это простой шестигранный сруб, который, по официальной версии, переделан из сторожевой башни. Старейшая деревянная постройка на Урале и один из самых архаичных памятников русского деревянного зодчества в принципе. Также в селе имеется непримечательная и полуразрушенная Ильинская церковь в стиле классицизма (1768-79).

Как добраться: Пянтег расположен очень неудобно, в междуречье Камы и Вишеры, поэтому заехать сюда можно только через Чердынь (не доезжая до города, после моста через Вишеру налево) по очень плохой дороге. Автобусы в Пянтег ходят дважды в день — утром и вечером (возможно, не каждый день), поэтому на поездку придётся потратить целый день или же пытаться ловить машину.

 

 

История Чердынь

Основание города

Точных сведений о дате основания Чердыни нет. Существуют гипотезы, согласно которым город первоначально располагался южнее, на месте села Пянтег. Позднее Чердынь будто бы переместилась на север, в район села Покчи, а затем оказалась на своём современном месте.

В русской историографии XIX века древнерусский топоним Пермь Великая отождествлялся со скандинавским топонимом Биармия, центр которой, как полагали, находился в районе Чердыни, которая в X—XII веках вела обширную торговлю с волжскими булгарами, Ираном, Великим Новгородом и северными народами (Югрой). В эту эпоху с Пермью поддерживали тесные торговые и политические отношения новгородцы, которые следовали на восток древним торговым путём по притокам Северной Двины, попадая с Вычегды волоком на Колву. Чердынь и расположенное в семи километрах к северу другое важное селение Покча были основаны на высоком правом берегу Колвы близ её впадения в Вишеру напротив горы Полюд, самой высокой точки в этой части Уральских гор. Историки отмечают, что Чердынь располагалась на перекрестке водно-волоковых торговых путей:

В Вычегду по Колве и через Немский (Бухонин) волок;
К полноводной Печоре и по ней к Ледовитому океану;
В Западную Сибирь по Вишере (Вишерско-Лозьвинский волок) и Чусовой;
В Вятку через Волосницкий волок.
Кроме того, на юг проходил путь на Каму и Волгу. На север от Чердыни также шла «пушная» Новгородцы получали дань с местных жителей (вероятно, название горы Полюд происходит от полюдья, то есть дани, которую здесь собирали для Новгорода) и числили край среди своих административных округов, но данных о наличии русского населения в Чердыни до конца XV века нет.

Первоначально на месте Чердыни существовало Чердынское (Троицкое) городище, которое относят к родановской культуре. При его раскопках обнаружены обломки глиняной посуды и бронзовые шумящие подвески XII-XIII веков. Первое упоминание Чердыни содержится в Вычегодско-Вымской летописи и относится к 1451 году:
Лета 6959 прислал князь великий Василей Васильевич на Пермскую землю наместника от роду вереиских князей Ермолая да за ним Ермолаем да за сыном ево Василием правити пермской землей Вычегоцкою, а старшево сына тово Ермолая, Михаила Ермолича, отпустил на Великая Пермь на Чердыню. А ведати им волости вычегоцкие по грамоте наказной по уставной.

Раскопки, проведенные в Чердыни в 2000-е годы показали, что это было святилище, а не городок: не обнаружено ни укреплений, ни жилых построек. На месте городища в XV веке был основан собственно город Чердынь. Обнаруженные археологами остатки деревянных укреплений русского кремля датируются XVI—XVII веками.

Экономическое и политическое значение Перми Великой — Чердыни достигло пика в XV веке. Кроме пушнины, высоко ценившейся в Европе, в Пермском крае сосредотачивалось так называемое закамское серебро, то есть высокохудожественные серебряные изделия Сасанидской Персии, Византии и Волжской Булгарии издавна стекавшиеся сюда по торговым путям в обмен на меха и, возможно, добываемое и обрабатываемое на месте; это серебро составляло значительную часть дани, уплачиваемой русскими землями, преимущественно новгородцами, Золотой Орде. Начиная с Ивана Калиты, московские князья пытались оспорить политическое господство Новгорода над Пермским краем.

 

В составе Великопермского княжества 1451—1505 годы

Проводниками влияния московских властей стали пермские епископы. Пермский епископ Питирим в условиях феодальной войны в Московском княжестве поддержал Василия II, издав в 1447 году вместе с другими церковными иерархами Руси анафему на его противника князя Дмитрия Шемяку. Помощь выразилась также в том, что Питирим в 1450 году послал на защиту от Шемяки Великого Устюга свою паству, а двое пермских сотников были казнены Шемякой. В 1451 году Василий Темный назначил в Чердынь своего ставленника — князя Михаила Ермолаевича. При нём прошло крещение Перми Великой. В 1455 году епископ Питирим попытался крестить население Перми Великой, но был убит в результате набега манси. Новый епископ Иона Пермский «добавне крести» Пермь Великую в 1462 году. В этом же году в Чердыни был основан Иоанно-Богословский мужской монастырь, при котором был заложен первый на Западном Урале христианский храм — деревянная церковь Иоанна Богослова. П. А. Корчагин считает, что продолжением крещения был Чердынский поход 1472 года, в ходе которого московский отряд разорил коми-пермяцкое святилище в Искоре. Предлогом для похода были некие обиды, нанесенными в Чердыни московским купцам, в качестве предлога для вторжения.

 

В 1481 году Чердынь атаковали пелымские манси (вогуличи) во главе с князем Асыкой, которым не удалось взять город.

Устюжский летописный свод указывает, что в 1504 году «город згорел Чердынь и князь Матфей Михайлович великопермьский поставил город на Почке новый».

После похода 1472 года центр русской администрации Перми Великой был организован в Покче; как считал А. А. Дмитриев это было сделано намеренно, чтобы сломать старые традиции. Князь Михаил, доставленный в Москву, выразил покорность Ивану III и вскоре возвратился назад. Его потомки княжили в Чердыни и Покче до 1505 года, когда княжество было упразднено, и в Чердынь был назначен московский наместник. С этого момента население Чердыни и Покчи становится преимущественно русским, в то время как пермяцкое население сохранилось лишь в отдельных деревнях и на территориях Коми-пермяцкого национального округа, расположенного к западу от р. Камы.

Чердынь в XVI— начале XX веков
В 1535 году на Троицком холме города под наблюдением московского мастера — дьяка Семёна Курчова — был возведён первый на Урале кремль — Чердынский кремль, переживший одиннадцать крупных осад. В этом же году сгорела Покча, и Чердыни был возвращён статус административного центра. Одновременно Чердынь официально была признана городом.

В этот период оформился новый «Московский» путь в Сибирь, который был короче «Чрезкаменного» (шедшего через Северный Урал), что чрезвычайно усилило экономическое и политическое влияние Москвы на Сибирь.

До присоединения к России в 1552 году обширного Казанского ханства Чердынь оставалась приграничной крепостью. В 1547 году на город был совершен набег ногайских татар, которые были разбиты на подступах к Чердыни у Кондратьевой слободы (до самого города они не смогли добраться). 85 чердынских мучеников, погибших от ран во время этого набега, стали первыми пермяками, канонизированными Русской православной церковью. По другой версии этот набег совершили сибирские татары. По преданию, 85 мучеников были захоронены в Чердыни, и на месте их погребения была построена не сохранившаяся каменная часовня Во имя Нерукотворного Образа Иисуса Христа. Проведённые в 2005 году археологические раскопки на месте, где стояла часовня, не выявили останков 85 ратников (найдены останки 10 человек, среди которых только 4 были взрослыми мужчинами, причём зрелого возраста).

Согласно писцовым книгам И. И. Яхонтова, в 1579 году в Чердыни было 290 дворов и 67 лавок (не считая амбаров), причём большинство населения было «беспашенным», то есть занималось торговлей и службой.

Известно описание Чердыни, составленное воеводой Петром Нащокиным в 1613 году:

« город Чердынь деревянный и на городе шесть башен, а мосты и обломы на городе и на башнях сгнили и кровли обвалились, а у города четверо ворота, да тайник завалился; а на городе наряду пушка медная 12 пядей в станку, а станок и колеса ветхи и худы. »

В начале XVII века Чердынь оставалась крупным религиозным центром — в городе в 1624 году было 16 деревянных храмов (12 приходских и 4 монастырских). Чердынский Иоанно-Богословский монастырь получил в 1580 году жалованную грамоту от Ивана Грозного, которая давала ему большую самостоятельность в хозяйственных и духовных делах, причём эту грамоту подтверждали вновь вступающие на престол русские цари в 1586, 1600, 1608, 1615 и 1624 годах.

После выделения южной части пермских земель в вотчину Строгановым административный центр края сместился на юг, и Чердынь утратила прежнее политическое значение. В 1636 году чердынский воевода был переведён в Соликамск, где расположился центр управления Чердынским и Соликамским уездами. В XVII—XVIII веках Чердынь вела активную торговлю с Русским Севером. В конце XVII века в городе уже жили торговые люди из северных Пустозерска и Усть-Цильмы (от последних произошла фамилия Исцелемов). В конце XVIII века через Чердынь с низовьев Камы поступали в Пустозерск хлеб (по сообщению 1781 года 20—30 тыс. пудов в год), пенька и некоторые другие товары, которые обменивались на «рыбу, мяхкую рухлядь, моржовые и белужьи лавтаки, моржовое и белужье сало». Путь этот, из Чердыни в Пустозерск через Печорский волок, существовал и в XIX веке — в 1881 году предприимчивый крестьянин из села Камгорт И. А. Суслов предлагал построить узкоколейную железную дорогу для ведения хлебной торговли с Печорским краем, но эти планы не были осуществлены. Помимо рыбы в Пустозерск поступала соль из Соликамска. Активная торговля чердынских купцов с Печорским краем продолжалась в начале XX века. Чердынцы с XVII века вывозили с Печорского края точильные камни (право на их добычу было предоставлено грамотой царя Михаила Федоровича 1638 года); в начале XX века с Печоры поступало ежегодно в Чердынь большое количество точил.

 

Экономика края развивается преимущественно за счёт разработки месторождений поваренной и калийной солей вокруг городов Соликамск и Березники, для вывоза которых в Чердыни и Покче до начала XX века строили баржи. Строительство железных дорог также ограничилось южной частью Пермской области, и Чердынь с областным центром в настоящее время соединяет только шоссе и речной транспорт.

На Чердынь заметное влияние оказал приток беженцев, эвакуированных в ходе Великого отступления Первой мировой войны. Только в сентябре 1915 года в Чердынь доставили 517 переселенцев:
316 немцев (две партии по 282 и 34 человека);
116 русских;
185 евреев — подданных Австро-Венгрии.

Эвакуированных русских отправили в Покчу, немцев разослали по населённым пунктам Чердынского уезда (в Вильгорт, Искор и другие места), а прибывших евреев оставили в Чердыни.

Современность
Чердынь и Покча до сих пор сохраняют облик старинных русских городков с типичными усадебными хозяйствами и не имеют многоэтажной застройки. Значительная часть населения края придерживается старообрядческого христианства, хотя церкви преимущественно находятся в ведении Московского патриархата. Чердынь — центр распространения уникальной деревянной скульптуры, в целом нехарактерной для убранства русских церквей. Происхождение этого обычая неизвестно, не исключено, что он, как и обычай украшать церковные здания луковицами, привнесён много веков назад из Скандинавии. Древнейшие скульптуры, сохранившиеся до наших дней, датируются XVII веком и находятся в Пермской художественной галерее (г. Пермь). В 2006—2009 годах по инициативе пермского писателя Алексея Иванова в расположенном около Чердыни селе Камгорт проводился фестиваль «Сердце Пармы». С 2010 года, после выхода из мероприятия писателя, фестиваль проводится ежегодно под названием «Зов Пармы». В 2016 году фестиваль перенесли в расположенное в 2 км от Чердыни село Серёгово.

 

 

 


 

Транспорт

Как добраться
В Чердынь ведёт единственная дорога из Соликамска (90 км). Через Вишеру построен стационарный мост, дорога полностью заасфальтирована. За 30 км до Чердыни развилка на Красновишерск, до которого по прямой 30 км, а по дороге — 60 км.

Аэропорты в Березниках и Красновишерске давно не принимают регулярные рейсы, ближайший действующий аэропорт в Перми.

Из Перми автобусы в Чердынь ходят два раза в день, оба проходящие (на Ныроб), в пути 5.5 ч. Ещё несколько автобусов идут в Чердынь из Березников и Соликамска. В Красновишерск автобусов нет: вам придётся ехать до развилки и ловить там другой автобус или, что более вероятно, попутку.

1  Автостанция, ул. Юргановская. Маленький домик в двух шагах от краеведческого музея и Троицкого холма.

Транспорт по городу
Городского транспорта в Чердыни нет. От центра города, находящегося на пересечении Успенской и Советской улиц, до окраин не больше 1.5 км.

 

Где поесть

На ресторанное питание в Чердыни рассчитывать не приходится. Немногочисленные заведения имеют формат закусочных-столовых, которые по пятницам и субботам могут быть открыты допоздна, превращаясь в бары-распивочные. Скорее всего, в Чердыни вообще негде поесть в воскресенье.

1  Закусочная «Метелица», ул. Соборная, 22 (центр). Пн–Пт 10:00 – 18:00. Еду разогревают, есть местная выпечка.
2  Закусочная «Чародейка», ул. Успенская, 70 (рядом с автостанцией). 9:00 – 19:00, Пт и Сб до 2:00; неясно, работает ли в воскресенье. Столовая; по-видимому, лучшее место в городе.
3  Кафе «Колва», мкрн. Южный, 13 (на въезде со стороны Соликамска, 1 км от центра). Пн–Сб 10:00 – 18:00.

 

Отели, хостелы и прочие

1  Гостиница «Северный Урал», ул. Верещагина, 1а (рядом с бывшим аэродромом, 3 км от центра). ☎ +7 (34240) 2-83-91. 500-600 руб/чел. Превращённое в гостиницу здание аэровокзала. Номера на 2-4 человек, некоторые с удобствами. Всё крайне примитивно, но чисто. Есть баня, кухня.
2  Гостиница «Уют», ул. Романовская, 14 (центр). От 500 руб/чел, номер-люкс: 1800 руб. Обычная гостиница райцентра. Удобства на этаже.
3  Мини-отель «Старая пристань», ул. Набережная, 2 (у подножия Троицкого холма). ☎ +7 (34240) 2-83-09. Двухместные номера: 1100–2000 руб. Небольшая частная гостиница в отремонтированном старом доме на берегу Колвы. Часть номеров с удобствами, для остальных удобства на этаже. Есть кухня, баня. Wi-Fi.ц

 

Культурные (и не очень) мероприятия

 

 

Интересная и полезная информация

Покупки
В центре Чердыни несколько продуктовых и хозяйственных магазинов. Рынок находится рядом с автостанцией.

1  Магазин «Народные промыслы», ул. Соборная, 21. Пн–Пт 10:00 – 19:00, Сб–Вс 11:00 – 17:00. Хороший выбор сувениров.

 

 

 

blog comments powered by Disqus