Донской монастырь, Москва

 Донской монастырь

Описание Донского монастыря

Донской монастырь

Донской монастырь - крупный монастырь в Москве, основанный в 1591 году в ознаменование освобождения Москвы от угрозы вторжения крымского хана Казы-Гирея. Монастырь стоит на дороге, которая вела к Крыму. По сути Донской монастырь был предназначен как крепость для защиты южных подступов к Московскому Кремлю.

 

Храмы Донского монастыря

Малый собор Донской иконы Божией Матери
Древнейший храм-памятник московскому воинству в монастыре, построенный в формах московской архитектуры XVI века. В первоначальном виде в плане он был почти квадратным, с тремя округлыми апсидами. Объем завершался тремя ярусами кокошников, световым барабаном и шлемовидным куполом. Впоследствии к собору, по распоряжению царя Федора Алексеевича, пристроили с севера и юга два придела - великомученика Феодора Стратилата и преподобного Сергея. В том же году с запада построили трапезную, в 1679-м была сооружена шатровая колокольня, а купол заменили существующей главой. В конце XVII века собор и приделы расписывали мастера Оружейной палаты живописцы Леонтий Чулков и Федор Евтиев. Под храмом находится ряд захоронений, среди них чугунная плита над прахом фельдмаршала Николая Репнина. Сооружение перекрыто трехступенчатой пирамидой кокошников, которая завершается куполом на стройном барабане. Реставрационные работы, проведенные в 1950-1952 годах по проекту искусствоведа Николая Соболева, вернули храму первоначальные формы обрамления порталов и окон.

Большой собор Донского монастыря
Архитектурная доминантная монастыря. Построен в 1698 и освящен митрополитом Сарским и Подонским Тихоном (Воиновым). Под алтарем собора в 1712 году имеретинский царь Арчила создал боковой храм Сретения Господня — усыпальницу царей Имеретинских, царевичей и князей грузинских Дадианов и Багратионов. В 1748 году по чертежу Василия Обухова к собору с юга пристроили двухэтажную ризницу с характерными для того времени барочными наличниками. В 1752-м на средства купца Кузьмы Замятина в храме устроены чугунные полы из литых плит с сохранившимся до настоящего времени шаблонным орнаментом.

Собор лепестковой формы венчают пять позолоченных глав – большая в центре и четыре вокруг, ориентированные по сторонам света. Основной объем окружен широкой двухъярусной арочной галереей. К ней с запада, севера и юга примыкают три лестничные паперти, построенные на сводах, опирающихся на двойные столбы в арках.

Надвратная церковь Тихвинской Иконы Божией Матери
Главный вход в церковь расположен напротив Большого собора, с северной стороны ограды. По мнению историка Игоря Грабаря, ее архитектором был Иван Зарудный. Построена в стиле московского барокко, имеет звездообразный план и четыре яруса. Верхний уровень отделен от внутреннего пространства сводами с открытыми арками и предназначен для колокольни. В этом храме было разрешено молиться патриарху Тихону во время заключения. У паперти сохранилась чугунная кованая решетка начала XVIII века. Иконостас поставлен в 1782 году на средства Горпины Татищевой.

Храм праведников Захарии и Елизаветы
Первое упоминание о создании колокольни относится к марту 1730 г., когда настоятель монастыря архимандрит Илларион (Рогалевский) обратился к императрице Анне Ивановне с просьбой выделить средства на строительство. К 1753 г. были завершены основные работы по оформлению ворот, собора и колокольни. В 1755 году в нижнем ярусе колокольни освятили храм в честь праведных Захария и Елизаветы. После разорения монастыря французскими войсками в 1812 году храм отменен, а в его помещении расположился архив монастыря.

В 1980-е Музеем архитектуры проведена комплексная реставрация западных ворот с церковью-колокольней. Фасады здания приобрели первоначальный барочный облик XVIII века. В середине 1990-х храм был восстановлен. Тогда же в проезжей арке ворот художница Н. П. Ермакова выполнила росписи с сюжетами по истории монастыря.

Храм преподобного Александра Свирского
Построен в 1786-1789 годах в честь небесного покровителя графа Николая Зубова. Выполненный в стиле классицизма, фасады украшают пилястры. К 1950 г. интерьер был полностью потерян, его восстановили в1996, заново расписав и установив новый иконостас.

Храм преподобного Иоанна Листвичника
Построен в 1898 году в стиле русский историзм на средства генерал-майора И. Ф. Терещенко. Сначала это была часовня-усыпальница для его семьи, позже переоборудованная в церковь. С западной части к храму примыкает закрытое крыльцо-паперть. Стены украшены декоративными орнаментами из формового кирпича и лепниной. Фасады были отреставрированы в 1989 году, через год возобновили росписи интерьера. В середине 1990-х годов в храме был установлен новый иконостас.

Церковь Иоанна Златоуста и великомученицы Екатерины
Выполнена в византийском стиле по проекту Альфонса Венсана в 1888–1891 годах на средства Е. А. Первушиной, в память мужа Ивана Андреевича, как семейная усыпальница. Возведение храма происходило под руководством архитекторов Владимира Шера, В. П. Гаврилина и М. П. Иванова. В нижнем ярусе в 1897 году освящена придельная церковь великомученицы Екатерины. В 1980-е годы внутри размещались фототеки и фонды Музея архитектуры.

Храм преподобного Серафима Саровского и Анны Кашинской
Построен по проекту Зиновия Иванова в 1904 году на Новом кладбище с тремя престолами и колокольней над западным входом. В 1927 году под руководством Дмитрия Осипова был переработан в крематорий.

Храм Георгия Победоносца
Построен в 2000 году, расписан в 2001 году в технике сухой фрески. Это восьмерик, декорированный плоскими пилястрами, увенчанный округлой крышей и ярусом колокольни.

Церковь святителя Тихона, патриарха Всероссийского
Была основана в 1997 году по благословению патриарха Алексия II. Построена из кирпича, покрыта кровлей на восемь склонов. Храм увенчан луковой головой на высоком барабане, декорированном в нижней части кокошниками. Интерьер расписан в 1998 году художницей Н. П. Ермаковой. В цокольной части находится крипта с приделом в честь благоверного князя Вячеслава Чешского.

Церковь Архангела Михаила
Построена на средства княгини Анны Голицыной в 1806-1809 годах на месте устаревшей церкви во имя Евфимия Великого, возведенной в 1714 году. Выполнена в стиле русский ампир по проекту Ивана Евготова. Это кубический объем, увенчанный главой на широком барабане. С запада бывшего храма была больница, перестроенная в трапезную. В 1894 году по проекту архитектора М. П. Иванова к храму пристроили каменные тамбуры для входа в усыпальницу с северного и южного фасадов. В ней похоронены участники Великой Отечественной войны 1812-го – князья Дмитрий и Николай Голицыны, Алексей Щербатов. В 1990-х проведена реставрация: открыли росписи, в центральном барабане восстановили изображение Христа Пантократора, в простенках окон – изображение ангелов, а на парусах – образы евангелистов.

Церковь в честь князя Александра Невского
Возведена в 2006 году на месте бывших монастырских огородов. Венчается барабаном и луковичным куполом.

Часовня-усыпальница Левченко
Построена в начале XX века в неорусском стиле по проекту архитектора Романа Клейна.

 

История

XVI-XVII век
Донской монастырь основан царем Феодором Ивановичем в 1591 году в честь победы московских войск над крымским ханом Газы-Гераем. Его построили на месте военного лагеря отряда Бориса Годунова и походной церкви Сергея Радонежского. Сооружение завершало оборонительное полукольцо на подступах к Москве со стороны южных степей, в которое также входили ранее построенные Андроники, Новоспасский, Симонов, Свято-Данилов и Новодевичий монастыри. Монастырь назван в честь Донской иконы Божией Матери, написанной, вероятно, в XIV веке Феофаном Греком. По преданию, этим образом преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его воинов в Куликовскую битву.

Первым сооружением монастыря стал собор Донской иконы Божией Матери, называемый Старым или Малым. Его построили по проекту архитектора Федора Коня. Это был одноголовый храм с алтарными апсидами, который завершался трехступенчатыми рядами скрывающих свод кокошников. Он не соответствовал классическому типу монастырского собора и напоминал приходские церкви того времени, например, церковь Николая Явленого на Арбате. Собор стал образцом для строительства храма Покрова в Рубцове, Казанского собора на Красной площади и других церковных сооружений. В Смутное время Малый собор был ограблен.

Историк Иван Забелин писал об этом времени:
Вскоре после смерти царя Федора Ивановича наступили Смутное время нашей истории, времена самозванства и межцарствования, трудные для всего государства и, особенно, для Москвы. Тогда престол был сожжен и разорен поляками, так что современники очень справедливо называли это время Московской разрухой. Не избежал злой беды и новый монастырь, которого ожидало разрушение и опустошение. Поскольку он был основан государственным, то в это безгосударственное время некому было о нем помнить; он был забыт и оставлен на попечение своей ничтожной братии.
С началом царствования Михаила Федоровича обитель отремонтировали и частично восстановили. В 1650 году ее приписали к Андреевскому монастырю. В 1673 году к Малому собору пристроили трапезную часть. Через пять лет, в память о победе над турками под Чигирином, были возведены два придела, увенчанных луковичными главами: южный — в честь преподобного Сергия Радонежского, северный — в память великомученика Федора Стратилата. В 1679 году храм расписали изографы Леонтий Чулков и Федор Евтиев. В 1683 году до Донского монастыря были приписаны Шаровкин Успенский и Жиздринский Троицкий монастыри, а также Тихонова пустынь. В 1687 году в обители восстановили игуменство и начальную самостоятельность.

Строительство Большого собора началось в 1684 году. В 1686 году он был сведен к главам, но затем работы прекратились из-за Крымского похода и истощения монастырской сокровищницы. Второй этап строительства начался через два года и был закончен к 1698 году. Храм выполнили в нарышкинском стиле и поставили на высокий подклет, главы установили в направлении сторон мира. Резной семиярусный иконостас «фряжского письма», а также иконы создавали резчики и иконописцы Оружейной палаты и Посольского приказа — Карп Золотарев, Григорий Махотня, Родион Спиридонов, Андрей Михайлов и другие.

XVIII-XIX век
На протяжении XVIII столетия сформировался архитектурный комплекс монастыря. В 1686—1711 возводилось монастырское каменное ограждение с двенадцатью башнями на средства Якова Кириллова, сына думного дьяка Аверкия Кириллова, владевшего палатами на Берсеневской набережной с домашней Никольской церковью. В 1714 году над северными воротами обители построили церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

Возведение колокольни над западными воротами началось в 1730 году и велось под наблюдением трех зодчих: с 1730 по 1733 год — Пьетро Антонио Трезины, в 1749 году — Дмитрия Ухтомского, достраивал колокольню архитектор Алексей Евлаш в 1750—1730 гг. После окончания строительства на нее подняли колокола и установили часы. Два года спустя по ходатайству графини Софии Головиной в колокольне освятили церковь в честь Захария и Елизаветы. Ее устроили в четверике, а в восьмерике были созданы сквозные арки для колоколов. На втором ярусе находился престол церкви Сергея. В 1758-1760 на территории обители построили одноэтажное каменное сооружение монастырских келий.

В 1745 году указом императрицы Елизаветы Петровны обители предоставлен статус ставропигиального монастыря. В 1747 г. предполагалось перевести сюда Славяно-греко-латинскую академию из Заиконоспасского монастыря в Китай-городе, но этого не произошло.

В 1771 году во время Чумного бунта в монастыре погиб архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский). Опасаясь дальнейшего распространения эпидемии, он приказал убрать от варварских ворот Китай-города Боголюбскую икону Божией Матери. Поэтому разгневанная толпа убил архиепископа, скрывавшегося в монастыре. Его похоронили в Старом Донском соборе.

В 1782–1785 годах итальянский художник Антон Клаудио расписал стены Большого собора евангельскими и библейскими сюжетами. В конце XVIII века внешний вид храма был изменен: надстроен основной объем четверика, скрыты ряды кокошников, крыша стала четырехскатной. Под шатровой колокольней и в трапезной части основного объема и приделов были созданы места для захоронения настоятелей.

Во время вторжения французов в Москву в Донском монастыре разместилась часть полка второй конной гвардии. В братских кельях поселились рядовые, с некоторыми стояли кони. Обитель была разграблена: украли венцы из икон, оклады, ризы и все драгоценные украшения. Во многих помещениях были выломаны полы, двери, рамы, перегородки. На пожертвования атамана Донского казачьего войска графа Матвея Платова обитель восстановили, а также изготовили новые ризы на иконы иконостаса Большого собора.

В 1834 году открыто духовное училище, в котором готовили учащихся к поступлению в семинарию. В монастыре находилась также иконописная палата имени Н. Д. Селезнева для обучения живописи и выполнения заказных работ.

XX-XXI век
В 1914 году на территории Нового Донского кладбища монастыря освятили храм во имя преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской. В 1927 году его превратили в крематорий.

В 1918 году монастырь, как и многие другие религиозные центры на подконтрольной советской власти территории, был формально закрыт, но де-факто продолжал действовать в условиях, когда Русская церковь принципиально не признавала и игнорировала распоряжение и «узаконение» Совета народных комиссаров.

С мая 1922 г. в бывших казначейских покоях у северных ворот монастыря находился под арестом патриарх Московский и всея Руси Тихон. В декабре 1924 г. на него совершено покушение, во время которого убили его келейщика Якова Полозова. Тихон умер через год, 25 марта, в клинике Бакуниных на Остоженке и был похоронен в Малом соборе. Вскоре после ареста Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра, в 1925 году, в монастыре под председательством архиепископа Екатеринбургского Григория состоялось совещание десяти архиереев, образовавшее «Временный высший церковный совет». Это дало начало григорианскому расколу.

К 1926 году монастырь указан в списках Московского отдела народного образования как открытый для посещения историко-культурный и бытовой музей. В том же году он был передан в управление Музейного отдела Главнауки. В 1929 году музей закрыли, общину ликвидировали, а на этом месте начал работу Антирелигиозный музей искусств. Ценные документы XVIII-XIX веков из архива монастыря были перемещены в государственные архивы – в Российский государственный архив древних актов и Центральный исторический архив Москвы.

В 1934 году монастырь передан Музею архитектуры, принадлежавшему к Академии архитектуры СССР. В него свезли скульптурные фрагменты из многих подлежащих уничтожению сооружений, в том числе храма Христа Спасителя, Сухаревой башни и церкви Успения Божьей матери на Покровке. В церкви Архангела Михаила, в которой находилась усыпальница Голицыных, устроили музей скульптуры. В 1936 году в обитель привезли разобранные Триумфальные ворота, стоявшие на площади Белорусского вокзала. Их снова собрали и установили на Кутузовском проспекте в 1967 году.

С 1946 по 1960 г. проводились богослужения в Малом соборе. Во время хрущевских гонений храм планировали закрыть, однако его удалось отстоять, объединив с приходом храма Ризположения на находящийся поблизости Донской; богослужения совершались в двенадцатые праздники, на храмовый праздник, во время Великого поста, а также в памятные дни служились заупокойные службы при патриархе Тихоне. Также в Малом соборе с 1946 года происходит мировоззрение.

30 октября 1990 г. решением московского горисполкома семь храмов Донского монастыря были переданы Русской православной церкви. В мае 1991 года в монастыре возродилась монашеская жизнь. Первым наместником был назначен архимандрит Агафодор (Маркевич). В том же году в честь 400-летия монастыря в нем состоялся крестный ход во главе с патриархом Алексием II. В феврале 1992 года во время ремонта Малого собора был обнаружен гроб с мощами патриарха Тихона. Его канонизировали, а останки перенесли в реку в Большой собор. В 1998 году возобновили богослужение в храме Серафима Саровского.

В 1990-х исторически сложившийся вид обители был обезображен поставленной за входными воротами бронетехникой, уцелевшей в Великой Отечественной войне, и новыми зданиями. В конце 1990-х — начале 2000-х при настоятеле Агафодоре интерьер трапезной Малого собора расписал художник Алексей Россаль-Воронов. За эти росписи художник был удостоен патриаршей награды – медали преподобного Сергея Радонежского.

В 2014-2016 проведена реставрация Малого собора: заменили поздние конструкции крыш трапезной, приделов и собора на новые – исторические формы; восстановили кресты на колокольне и главах приделов. Фасады выкрасили в цвет, обнаруженный в ходе исследования, воссоздали растесанные окна XVI века.