Гатчина, Россия

Гатчинский дворец

 

Транспорт

 

Описание Гатчины

Расположение: Гатчина Карта
Построен: 1766 - 1781 Антонио Ринальди
Телефон (81371) 215-09
Время работы: 11 утра до 6 вечера (кассы до 5 вечера)
Закрыто: по понедельникам, первый вторник месяца
Как сюда добраться: Автобус N18 от станции метро "Москва

 

Гатчинский дворец является бывшей царской резиденцией императорской российской семьи. Он расположен в Ленинградской области на Северо- Западе России.

Гатчинский дворец был построен в 1766 - 1781 по проекту архитектора Антонио Ринальди и по повелению императрицы Екатерины II Великой для ее фаворита графа Григория Григорьевича Орлова. Этот потомок русской аристократической семьи помог Екатерине свергнуть ее мужа Петра III во время бескровного дворцового переворота в 1762 году. Бывший император был убит вскоре после этого в Ропше младшим братом Орлова, Алексеем. Резиденция была выполнена в виде средневекового замка. Вокруг Гатчинского Дворца был разбит прекрасный парк и вырыто небольшое озеро Серебряное. Несмотря на свой внешний мрачный вид внутри замок выглядит гораздо более празднично. Большая часть интерьера, который характеризуется как русский классицизм, это современная реконструкция предыдущей красоты. Как и многие другие крепости и дворцы Ленинградской области Гатчинский Дворец был сильно поврежден во время вторжения немецкой армии во время Второй мировой войны. Тем не менее после войны реставраторы и историки смогли вернуть дворцу свой ​​первоначальный облик и славу.

Главная площадь перед дворцом была построена для маршей и парадов к которым император Павел испытывал особую любовь. Он был одержим прусским порядком и всячески пытался насадить его как в гражданской так и военной жизни. Он заставил своих солдат отказаться от более удобных российских мундиров и принять мундиры западного образца. Это глупая идея привела к конфликту между императором и знаменитым полководцем Суворовым. В конце концов полководец был временно изгнан из дворца и Гатчинским солдатам пришлось поменять форму. Солдаты часами маршировали взад и вперед в новых прусских мундирах по большой площади перед Гатчинским дворцом. Мосты через которые проходят туристы были построены в 1851 году. Первоначально они были сделаны из дерева и могли подниматься на ночь, когда Гатчинский дворец становился крепостью.

К центральному зданию пристроены две башни. Правая немного отличается. У нее сверху добавлен стержень и в старые времена на нем был расположен оптический телеграф. Сообщения из Гатчинского Дворца можно было отправлять в Зимний Дворец в Санкт- Петербурге на большой скорости. Отсюда второе название башни- Сигнальная башня. На левой башни расположены часы и сама башня называлась Часовой башней.

 

История Гатчинского Дворца

Имперская эпоха
В 1765 году Екатерина Великая, императрица Российской империи, купила у князя Бориса Куракина Гатчинскую усадьбу, небольшую усадьбу в 40 километрах (25 миль) к югу от царской столицы Санкт-Петербурга. Екатерина подарила имение графу Григорию Григорьевичу Орлову, который, как сообщается, тремя годами ранее организовал убийство императора Петра III, в результате чего она стала императрицей. Орлов был фаворитом Екатерины, и Гатчинская усадьба была подарена ему в благодарность за участие в государственном перевороте. 30 мая 1766 года на холме у Серебряного озера на территории Гатчинской усадьбы началось строительство нового дворца в стиле классицизма. Екатерина и Орлов поручили спроектировать новый дворец Антонио Ринальди, архитектору из Италии, который в то время был особенно популярен в России. В проекте Ринальди русские архитектурные черты сочетались с чертами средневекового замка и английского охотничьего замка. Дворец должен был быть облицован особым камнем, добытым в близлежащих к Гатчине деревнях, в том числе париковым известняком, добытым в Парицах, для основного фасада зданий и пудостским камнем для вестибюля и парапета над карнизом. Гатчинский дворец стал первым дворцом, расположенным в пригороде Санкт-Петербурга, так как большие усадьбы обычно строились недалеко от центра города. Строительство шло медленно: основное строение было завершено только к концу 1768 года, а работы по внешней отделке не были завершены до 1772 года, а внутренняя отделка была отложена до конца 1770-х годов. Большой Гатчинский дворец был окончательно достроен в 1781 году, почти через 15 лет после начала строительства, а Орлов умер только через два года, в 1783 году.

После смерти Орлова Гатчинский дворец и примыкающий к нему парк так полюбились Екатерине, что выкупили его у его наследников. Она подарила его своему сыну, великому князю Павлу Петровичу (будущему царю Павлу I), несмотря на то, что он уже построил дом, Павловский дворец, в Санкт-Петербурге. В годы, предшествовавшие вступлению на престол, Павел ограничил свой оставшийся бюджет инвестированием в строительство города Гатчины вокруг своего нового дворца и использовал свой опыт путешествий по Европе, чтобы сделать его образцовым дворцом и городом. В 1790-х годах Павел расширил и перестроил большую часть дворца, поручив ремонт Винченцо Бренне и Андрею Захарову. Интерьеры были переделаны в стиле неоклассицизма, к парку были добавлены многочисленные дополнения, такие как мосты, ворота и павильоны, названные территориям парка «Остров любви», «Частный сад», «Голландский сад» и « Лабиринт». В 1796 году, после смерти матери, Павел стал русским царем Павлом I и пожаловал Гатчине статус Имперского города — официальной резиденции российских монархов. После смерти Павла в 1801 году Гатчинский дворец перешел во владение его жены Марии Федоровны, которая в 1809 году поручила архитектору Андрею Никифоровичу Воронихину произвести во дворце небольшие переделки для приспособления его «на случай зимнего пребывания». В 1835 году на одной из башен был установлен сигнальный оптический телеграф.

В 1840-х годах Гатчинский дворец находился во владении царя Николая I, который инициировал капитальные работы по перестройке дворца, особенно его территории. Роман Иванович Кузьмин, главный архитектор Министерства Императорского двора, руководил проектом, в центре которого находилась главная площадь дворца, которая была полностью разорвана, поднята в высоту, надстроены подвальные этажи и переделана отделка. Прилегающие постройки также были приподняты на один этаж, а поскольку главный корпус уже не доминировал над дворцом, Кузьмин надстроил его башни еще на один этаж. К балкону с видом на плац был добавлен новый навес, который должен был быть сделан из мрамора, но позже вместо этого был сделан из чугуна. Обветшавшие бастионы и подпорные стены вокруг дворца были снесены и отстроены заново.

1 августа 1850 года на плацу был установлен памятник царю Павлу I. Другой был позже построен в Приоратском дворце, миниатюрном дворце на берегу Черного озера (меньшее южное озеро Серебряного озера), построенном для русского Великого Приората ордена Святого Иоанна по указу Павла I от 23 августа 1799 г.

В 1854 году была открыта железная дорога, соединяющая Гатчину и Санкт-Петербург, а территория Гатчины была расширена за счет присоединения к городу нескольких окрестных деревень. В следующем году Гатчинский дворец перешел во владение царя Александра II, который использовал его как свою вторую резиденцию. Александр построил охотничью деревню и другие пристройки для своей императорской охотничьей команды и превратил территорию к югу от Гатчины в убежище, где он и его гости могли наслаждаться нетронутой дикой природой северо-западной России. Александр II также производил обновления и ремонт в главном Гатчинском дворце до своего убийства в Санкт-Петербурге в 1881 году. Гатчинский дворец был передан его потрясенному сыну, новому царю Александру III, которому сообщили, что он и его семья будут в большей безопасности во дворце. в отличие от Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, и стал известен как «Цитадель самодержавия» после реакционной политики царя. Александр III большую часть времени проводил в Гатчинском дворце, где подписывал указы, устраивал дипломатические приемы, театрализованные представления, маскарады и костюмированные балы, другие мероприятия и увеселения. Александр III внедрил в Гатчинский дворец технологические модернизации, такие как внутренние обогреватели, электрическое освещение, телефонную сеть, незамерзающие водопроводные трубы и современную канализацию. Его сын, будущий царь Николай II, провел свою юность в Гатчинском дворце, хотя он и его семья сделали Царское Село своим домом. Его мать, вдовствующая императрица Мария Федоровна, вдова Александра III, была покровительницей города Гатчины, дворца и его парков.

Гражданская война в России
В начале 20 века усиление нестабильности в России привело к Февральской революции 1917 года, в результате которой царь Николай II отрекся от престола и было создано Временное правительство во главе с Александром Керенским. Отречение означало, что Гатчинский дворец перестал принадлежать царской семье и перешел в собственность государства, а по решению нового правительства от 27 мая 1917 г. были созданы комиссии по приемке и инвентаризации дворцов. Гатчинскую комиссию возглавил Валентин Платонович Зубов, видный искусствовед, основатель Российского института истории искусств, который со временем превратил дворец в музей и стал его первым директором. После Октябрьской революции и последующего начала Гражданской войны в России Гатчинский дворец служил местным штабом войск, верных Белому движению.

9 ноября 1917 года Александр Керенский и Петр Краснов, командуя 700 казаками 3-го кавалерийского корпуса, прошли через Гатчину по пути в Царское Село, пытаясь остановить Октябрьскую революцию. Керенский и Краснов были вынуждены отступить обратно в Гатчину после того, как 12 ноября красные войска остановили их на Пулковских высотах. 14 ноября Павел Ефимович Дыбенко убедил казаков сдать Керенского, однако Керенский бежал из Гатчинского дворца, переодевшись матросом. 15 ноября большевистские войска вошли в Гатчину и арестовали Краснова.

Позже музей был открыт 19 мая 1918 года. Гатчинский дворец был местом боев в 1919 году, когда войска Белой армии под командованием Николая Юденича вошли в Гатчину, пытаясь отбить город у Красной Армии. Белые войска были разбиты, а погибшие в бою красные воины были похоронены на плацу.

 

Советская эпоха

После того, как Гражданская война в России закончилась победой советской России, Гатчинский дворец вернулся к своей функции музея. Данные о посещаемости в первые годы после его открытия показали, что его посетило наибольшее количество посетителей - более 21 000 посетителей в 1921 году. В 1926 году Гатчинский дворец был лишен всех ненужных предметов, таких как мебель, бронзовые изделия и ковры. , чтобы продать, чтобы заработать деньги для советского государства. Он был самым большим из дворцов-музеев в пригородах Петрограда и часто назывался «Загородным Эрмитажем».

В 1941 году, когда Советский Союз вступил во Вторую мировую войну после немецкого вторжения, музей в Гатчинском дворце был эвакуирован, чтобы защитить здание и ценности от бомбардировок с воздуха. 15 августа 1941 года рядом с дворцом взорвалась бомба, сброшенная люфтваффе, и к концу месяца город оказался в пределах досягаемости немецкой артиллерии. 24 августа снаряды повредили площадь, а 3 сентября авиабомба нанесла значительный ущерб двору. Полную эвакуацию ценностей во дворце осуществить не удалось, всего четыре эшелона с наиболее ценными экспонатами отправили на восток и один эшелон отправили в Ленинград (Санкт-Петербург). Оставшееся имущество разместили в подвале дворца, часть большой скульптуры закопали в парке, а остальные хранили на площадке, закрытой мешками с песком. 9 сентября оставшиеся сотрудники музея были эвакуированы, и в тот же день снарядом была повреждена башня, а еще один снаряд разорвался в парке возле дворца. Впоследствии Гатчинский дворец был оккупирован вермахтом до января 1944 года, когда он был заброшен во время отступления немцев. Они подожгли дворец, уничтожив исторические интерьеры и выпотрошив части дворца, а также похитили часть оставшихся ценностей. Немецкий солдат оставил на стене граффити с надписью «Мы были здесь. Мы сюда не вернемся. Если придет Иван, все будет пусто».

Когда Гатчину снова взяла Красная Армия, остатки дворца были защищены временными щитами до начала основных реставрационных работ в 1948 году. Возвращение музея не планировалось, поскольку считалось нерентабельным, а спасенные предметы из коллекций были переданы по приказу. Министерства культуры СССР и РСФСР на хранение в 24 музеях страны. С 1950 по 1959 год в Гатчинском дворце размещался филиал Военно-морской академии СССР, а затем Всесоюзный научно-исследовательский институт. В 1960 году здание дворца было снято с учета ГИОП — управления памятников истории и культуры Ленинградской области, но этот статус был восстановлен в 1970-х годах. В 1961 году архитектор Михаил Плотников инициировал разработку проекта реставрации Гатчинского дворца, в том числе проведение архитектурных обмеров и поиск архивных материалов. Были выполнены чертежи внутреннего убранства первого и второго этажей, реставрация интерьеров была закреплена в их состоянии в 1890 году. Отреставрированный Гатчинский дворец предназначался не для того, чтобы снова стать музеем, а для постоянного использования Всесоюзным научно-исследовательским институтом. . Несмотря на исследования, план Плотникова в конечном итоге не был реализован и отменен в 1963 году.

Со временем музей был вновь открыт во дворце вместе с Всесоюзным научно-исследовательским институтом, а реставрация здания возобновилась благодаря усилиям главного хранителя с 1968 по 1998 год А. С. Ёлкиной. проведена реставрация, и Всесоюзный научно-исследовательский институт отказался от использования здания. В 1976 году Михаил Плотников снова был приглашен для реставрации Гатчинского дворца и разработал новый проект реставрации парадных залов (второй этаж главного корпуса) до состояния конца XVIII века, периода застройки дворца. основной. Реставрацию лепного декора провела скульптор-модельер Л. А. Стрижова, а малярные работы выполнила бригада реставраторов под руководством члена Ленинградского Союза художников, лауреата Ленинской премии Якова Казакова. Первые интерьеры дворца были открыты для обозрения 8 мая 1985 года, к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Средства, выделенные на реставрацию дворца, после перестройки были минимальными, и работы замедлились. В 1990 году Гатчинский дворец и его территория получили статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО как часть многочисленных исторических объектов в районе Санкт-Петербурга.

 

Российская эпоха

Распад Советского Союза означал, что средства на реставрацию оставались минимальными до 2006 года, когда российское правительство значительно увеличило средства. Полная реставрация дворца и парка планировалась к 2012 году, однако из-за экономических проблем финансирование было отложено, и реставрационные работы вновь затормозились. Гатчинский дворец стал популярным местом съемок в кино, особенно для исторических драм, в том числе «Бедный, бедный Павел» и «Война и мир».

 

Гатчинский Дворец

Гатчинский дворец – центр, архитектурный и стилистический символ дворцово-паркового ансамбля. Архитектор Ринальди, принимавший участие в проектировании и строительстве дворца, синтезировал типологические черты подобных построек, создав архитектурную фантазию на тему рыцарского охотничьего замка. Несколько более поздних реконструкций дворца не оказали большого влияния на первоначальную концепцию.

Дворцовое здание расположено на возвышенности, возвышаясь над окружающим ландшафтом. Северный фасад здания обращен в сторону парка и выходит на склон, спускающийся к Серебряному озеру, за которым простирается дворцовый парк с обширным Белым озером. Южный фасад дворца своей массивностью закрывает вид на парк, подчеркивая архитектурный облик здания.

Глядя на общий план дворца, выделяют три основные части. Центральный корпус представляет собой вытянутый прямоугольник, к углам которого примыкают две пятигранные пятигранные башни. С южной стороны центрального корпуса, напротив парка, расположена ниша с тремя входными арками и балконом, создающим игру объемов. Корпус соединен двумя полукольцами галерей с двумя почти квадратными в плане трехэтажными блоками. Углы коридоров выделены восьмиугольными трехъярусными башнями, две из которых, примыкающие к галереям, завершены куполами. Планировка дворца создает ощущение пластичности и целостности здания в целом и каждого его элемента в частности, усиливается чередованием вытянутых объемов и выступающих граненых башен.

 

Дворцовые интерьеры

В создании интерьеров Гатчинского дворца можно выделить два основных этапа. Первоначальная отделка интерьеров дворца была создана в 1770–1780-х годах по проекту главного архитектора дворца Антонио Ринальди. Убранство помещений дворца, созданное в то время, отличалось тонкой и изысканной лепниной, а также паркетными полами из ценных пород дерева. Стены были украшены стилизованными цветами, фруктами и побегами растений. Лепные работы выполняли искусные итальянские мастера.

В 1790-х годах интерьер дворца подвергся капитальному ремонту под руководством Винченцо Бренны. Бренна создал новое убранство дворцовых залов, в котором строгие античные архитектурные формы сочетались с барочной пышностью. Архитектор использовал классические архитектурные ордера, лепку, позолоту, сложные орнаментальные композиции, драпировки и гобелены. Некоторые комнаты были расписаны художником Скотти. В некоторых помещениях изменена не только отделка, но и архитектурное исполнение. Украшение Ринальди сохранилось лишь частично.

Позже были переделаны и некоторые помещения. В 1800 году архитектор Захаров завершил отделку дворцовой церкви, начатую Бренной. В росписи храма принимали участие скульпторы Прокофьев, Брюллов, художники Щербаков и Миропольский. Некоторые помещения дворца были переделаны в 1860–1870-х годах под руководством архитектора Кузьмина.

Во время Великой Отечественной войны, в 1944 году, пожар уничтожил убранство всех дворцовых залов. Реставрация интерьеров началась в 1976 году и продолжается по сей день.

 

В Гатчинском Дворце полно туннелей, тайных ходов и потайных дверей. Некоторые утверждают, что они были предназначены для множества фаворитов т.е. любовников Екатерины Великой, но это, скорее всего это причуды императора Павла. Он любил романтические средневековые истории и вечно боялся заговоров и убийств. Он специально перестроил свой новый дом под средневековый замок. Люди, которые работают здесь, утверждают, что иногда здесь замечали призраки которые бродят по пустым залам и лестницам дворца. Некоторые узнавали в этих фантомах призрак самого императора.

До

Гатчинский Дворец

Не все части Гатчинского Дворца открыты для туристов. Некоторые залы и коридоры сильно пострадали от рук фашистских захватчиков. Тысячи предметов старины были украдены, уничтожены или бесследно исчезли после того как немцы покинули эти места. Реставрация шикарного дворца заняло не первый десяток лет и до сих не закончено. Сравните картину Гатчинского Дворца в былые времена и то как выглядят некоторые коридоры сегодня.

После

 

Гатчинский парк

Гатчинский дворец павильон Венеры

Гатчинский парк был создан Антонио Ринальди для графа Григория Орлова примерно в то же время, как он проектировал Большой дворец. Среди природного ландшафта он построил мосты, павильоны и расставил мраморные копии античных статуй. Граф Орлов был очень горд своим новым владением. Он не раз хвастался красотой своего имения в своих письмах к Жан- Жаку Руссо, известному французскому философу. Позже он был увеличен под руководством архитектора Винченцо Бренна для императора Павла. Гатчинский Парк разбит вокруг трех озер: Черное, Серебряное и Белое. Многие из первоначальных зданий были сильно повреждены в годы Второй мировой войны.

Из Большого дворца Гатчины можно легко попасть в парк через туннель. Император Павел часто использовал этот тайный ход, чтобы исчезнуть из дворца и внезапно появится в другом месте. Многие местные жители утверждают, что призрак убитого монарха часто появляется в парке и особенно в районе подземного туннеля. Здесь существует местная традиция. Надо встать у входа в подземный переход и громко крикнуть: "Кто здесь правил?" В ответ вы услышите ответ эха: "Павел".

В бурные дни русской революции, глава Временного правительства Керенский использовал этот туннель для побега из дворца. Матросы и солдаты, посланные большевистским правительством, перекрыли главный вход в Большой Дворец. Керенский успел убежать через потайной ход в парк, а оттуда за границу.

Многие павильоны и здания парка до сих пор находятся в руинах со времен Великой Отечественной войны. Березовый домик был построен в 1780 году. Это один из немногих зданий на территории Гатчинского парка, который был восстановлен во второй половине 20-го века. Другим интересным зданием на территории парка является павильон Венеры, построенный на острове Любви в середине Белого озера. Этот зеленой павильон был построен целиком из дерева. Построен он был по приказу самого императора Павла и его супруги Марии Федоровны после их посещения резиденции принца Конде в Шантийи.

 

Приоратский Дворец

Гатчинский Приоратский Дворец

Приоратский дворец - это небольшая постройка на берегу Черного озера в Гатчинском парк. Он был построен императором Павлом под руководством архитектора Николая Львова в 1799 году. Он был предназначен для рыцарей Мальтийского ордена святого Иоанна. Мальтийские рыцари выступили в союзе с Россией во время войны с турецкой Османской империи. Однако во время роста французского империи Наполеона Бонапарта они потеряли свои острова и выпросили у Русского Православного монарха покровительства в 1798 году. Так русский царь Павел стал великим магистром католического ордена. Готический монастырь был построен для рыцарей как временное пристанище пока Наполеон не был побежден, а острова вернули их хозяевам. Рыцари здесь не поселились тем не менее она стала местом встречи Ордена. Во время Первой мировой войны он был превращен в лазарет для раненых русских солдат. При советской власти Приоратский дворец был превращен в Дом пионеров. Сегодня дворец восстановлен и является частью комплекса Гатчинского дворца. С его тридцатиметровой башни открывается прекрасный вид на окружающий парк.

 

Транспорт

Поездом
До Гатчины очень легко добраться поездом из Санкт-Петербурга. Поезда отправляются с Балтийского вокзала.

На машине
Трасса Р23, соединяющая Санкт-Петербург и Псков, пересекает Гатчину с севера на юг. Расстояние 45 км.

Автобусом
Добраться сюда из Санкт-Петербурга можно следующими способами:
От станции метро «Московская»: 100, 18 и 18а.
От станции метро «Проспект Ветеранов»: 613.