Дом Мельникова, Москва

Дом Мельникова

 

Описание Дома Мельникова

Дом Мельникова

Адрес: район «Арбат», Кривоарбатский переулок, 10
Цена входа: 600 рублей, пожилые люди и студенты 300 рублей
Метро: Смоленская

Дом Мельникова или Дом-мастерская архитектора Константина Степановича Мельникова был спроектирован и построен самим известным архитектором для себя и своей семьи в 1927- 1929 годах. Этот уютный одноквартирный дом также стал мастерской для художника.

 

Дом Мельникова - уникальный здание, почти спрятанное офисными зданиями. Он был спроектирован Константином Мельниковым (1890-1974), одним из крупнейших конструктивистских архитекторов России, в 1927 году. Он возведен из кирпича, покрытого белой штукатуркой. Дом Мельникова состоит из двух взаимоблокирующих цилиндров. Они усеяны рядами гексагональных окон, создавая любопытный сотовый эффект. Винтовая лестница поднимается через пространство, где цилиндры перекрываются, соединяя светлые, жилые помещения. Дом Мельникова был построен для его семьи, но он также должен был стать прототипом будущего развития подобных проектов. Однако его карьера была омрачена, когда Сталин призвал архитекторов принять новый монументальный стиль. Хотя он выиграл Золотую медаль на Парижской всемирной ярмарке в 1925 году, работа Мельникова была высмеяна или проигнорирована. Однако он оставался в своем доме до конца своей жизни, один из немногих жителей центральной Москвы, которому позволили жить в частном доме. У сына Мельникова, Виктора Мельникова, была студия в доме до самой смерти в 2006 году.

 

Строительство Дома Мельникова

Мечта об отдельном собственном доме-мастерской появилась у Константина Мельникова ещё в годы его обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Сначала он намеревался приобрести готовый дом и перестроить его, в связи с чем долго подыскивал в Москве подходящее здание. Сохранились созданные архитектором в 1916—1917 годах планы перестройки одного из старых каменных московских домов в неоклассическом стиле. Традиционность подходов к планировке и внешнему виду собственного дома в первых эскизах Мельникова объясняется влиянием академика архитектуры И. В. Жолтовского, у которого Мельников занимался на архитектурном отделении училища и под руководством которого он работал с 1917 года в Архитектурно-планировочной мастерской Строительного отдела Моссовета — первой государственной архитектурной мастерской советского времени. Однако уже к началу 1920-х годов К. С. Мельников интенсивно эскизирует проекты возведения дома в новаторском стиле. В личном архиве архитектора сохранились различные варианты проектов собственного дома, но все они предполагают устройство не просто жилого дома, а дома-мастерской, в котором соединялись бы бытовая и рабочая среда. Мельников был настолько привязан к своей семье, что не представлял для себя иной, кроме домашней, атмосферы для творчества.

В отличие от других построек Мельникова, собственный дом-мастерская проектировался архитектором с учётом исключительно собственного вкуса и представлений о жилище и рабочей среде. В процессе эскизирования дома Мельников выступал сразу в двух ролях — заказчика и проектировщика и мог позволить себе максимальную свободу формотворчества.

Первый из известных проектов возведения нового дома — это двухэтажная, квадратная в плане постройка, в центре первого этажа которой располагалась большая, поставленная под углом русская печь. На других эскизах общий объём дома представляет собой усечённую пирамиду, в едином внутреннем пространстве которой как бы подвешены врезанные в наклонные стены небольшие антресольные помещения. При этом, и в первом и в последующих вариантах проекта дома Мельников уделял больше внимания интерьеру и планировке помещений, чем внешнему облику дома, примеряя пространство на себя и свою семью.

Эксперименты с круглым планом появились в чертежах Мельникова к 1922 году. Архитектор рисует эскизы овального и даже яйцеобразного здания, продолжая отрабатывать интерьер. Окончательный вариант проекта, предусматривающий сочетание двух врезанных друг в друга цилиндров, по мнению исследователей творчества К. С. Мельникова, идёт от неосуществлённого проекта клуба имени Зуева. В 1927 году, участвуя в конкурсе на проектирование этого клуба, К. С. Мельников создаёт по его собственному выражению «орга́н из пяти цилиндров», а затем, когда строительство здания стало вестись по проекту Ильи Голосова, он решает хотя бы частично воплотить свои идеи о ряде вписанных друг в друга вертикальных цилиндров в своём собственном доме.

«Нас — претендентов — было двое, и два объекта, — вспоминал Константин Мельников, — и решили в проект Голосова ввести цилиндр, который и сейчас одиноко звучит декоративным соло. Так поступили люди, хорошие люди, но Архитектура не простила им растерзанной идеи и вернулась ко мне в блестящем дуэте нашего дома».

Возможно, что на выбор криволинейной структуры нового дома также повлиял тот факт, что семья Мельниковых долгое время (с 1919 до 1929 года, то есть до переезда в собственный дом в Кривооарбатском переулке) проживала в коммунальной квартире, одна из комнат которой представляла в плане четверть круга и выходила пятью окнами на угол ул. Петровки и Страстного бульвара. В квартире на Петровке сформировался тип семейного уклада, который был учтён архитектором при проектировании особняка, а также была приобретена основная часть мебели, ставшая основой обстановки дома-мастерской.