Михайловский замок, Санкт-Петербург

 Михайловский замок

Описание Михайловского замка

Адрес: Садовая улица 2
Телефон 570- 5112
Автобус: 46, K-46, K-76
Открыто: с 10:00 до 18:00 среда- вс., с 10:00 до 17:00. понедельник

 

Михайловский замок - бывшая королевская резиденция в историческом центре Санкт-Петербурга, Россия. Он был построен архитекторами Винченцо Бренной и Василием Баженовым в период с 1797 по 1801 год, чтобы превратить его в резиденцию российского императора Павла I. Структура выглядит по-разному в зависимости от того, с какой стороны она видна, поскольку архитекторы использовали очень разные стили, такие как французский классицизм, итальянский ренессанс и готический стиль.

Михайловский замок был построен к югу от Летнего сада и заменил небольшой деревянный дворец Елизаветы I. Опасаясь, что против него вынашиваются планы убийства, император Павел I не хотел жить в Зимнем дворце, так как не чувствовал себя в безопасности. Из-за его личного интереса к средневековым рыцарям и из-за его постоянного страха быть убитым он приказал построить свою новую резиденцию в виде замка с закругленными углами и небольшим двором восьмиугольной формы. Замок был окружен водами рек Мойка и Фонтанка и двумя специально построенными каналами (Церковный канал и Воскресный канал), что превращало территорию замка в искусственный остров, добраться до которого можно было только по разводным мостам.

Строительство началось 26 февраля (9 марта по григорианскому календарю) 1797 года и завершилось 8 ноября 1800 года, в день Святого Михаила по версии Православной церкви, хотя внутренняя отделка продолжалась до марта следующего года. В 1800 году перед замком был установлен бронзовый памятник Петру Великому, спроектированный при его жизни и завершенный в 1747 году архитектором Бартоломео Растрелли. По приказу Павла I на постамент была добавлена надпись "Прадеду правнука" и украшена рельефными сценами двух побед России над Швецией в Великой Северной войне.

Павел I, по иронии судьбы, был убит всего через сорок ночей после того, как переехал в свой новый замок, 12 марта 1801 года, в своей новой комнате. Его убийцами была группа уволенных офицеров во главе с генералом Беннингсеном. Заговорщики привязали его к столу и попытались заставить подписать отречение. Павел сопротивлялся, один из убийц угрожал ему мечом, и в конце концов они задушили и растоптали его до смерти. Его сын, император Александр I (который в то время также находился во дворце), сменил его на троне, и один из убийц, Николай Зубов, объявил о своем восшествии на престол.

После смерти Павла I императорская семья вернулась в Зимний дворец; Михайловский замок был заброшен и в 1823 году передан Армейскому инженерному университету. С тех пор здание известно как "замок инженеров". С 1838 по 1843 год русский писатель Федор Достоевский учился курсантом Инженерного училища.

В начале 1990-х годов замок стал резиденцией Русского музея, и в настоящее время в нем находится его портретная галерея, в которую входят официальные картины российских императоров и императриц с конца XVII по начало XX века.

 

Архитектура и дизайн

Замок имеет форму квадрата со скругленными углами, внутри квадрата находится восьмиугольный внутренний двор. Главный вход в замок находится на юге. Три угловых моста соединяли здание с площадью Коннетаблей перед ним, названной в честь одноименной площади в Шантийи, владении принцев Конде, которое Поль посетил во время своего пребывания за границей в июне 1782 года.

Здание расположено недалеко от истока реки Мойки из Фонтанки. Первоначально оно было окружено водой со всех сторон. Попасть в него можно было по мостам, охраняемым часовыми. Канал с южной стороны (реконструированный в 2003 году) проходил вплотную к цокольному этажу. К зданию можно было подъехать с Итальянской улицы через тройные полукруглые ворота, средний проход через которые был отведен для членов императорской семьи. За ними тянулась широкая прямая аллея, вдоль которой были построены конюшни и манеж, а заканчивалась она трехэтажными павильонами-коридорами, за которыми начинались укрепления переднего двора.

В конце 1798 года Павел I стал гроссмейстером Мальтийского ордена. Внешний вид замка Святого Михаила сочетал в себе романтические настроения и мальтийскую символику. Замкнутый объем здания, закругленные углы, связанные с круглыми угловыми башнями, создавали образ цитадели рыцарей Мальтийского ордена. Развитие композиции новой императорской резиденции путем ряда вариаций привело к созданию квадратного здания с восьмиугольным внутренним двором, которое напоминает как круглый дворец Вилла Фарнезе в Капрароле, так и его пятиугольный внешний силуэт, разработанный архитектором Якопо Бароцци да Виньола.

Главный южный фасад замка повторяет арку ворот Сен-Дени в Париже, построенную в 1672 году по проекту Франсуа Блонделя Старшего, основоположника французского классицизма.

Известно, что в 1782 году, еще будучи наследником, Поль был в Парме во время своего путешествия по Западной Европе и встретился с французским архитектором Петито. Дизайн главного фасада герцогского дворца Колорно в Парме, выполненный по заказу Фердинанда I Бурбонского, герцога Пармского, представляет собой оригинальное сочетание композиции ворот Сен-Дени с двумя обелисками и арками с каждой стороны и традиционного фасада городского палаццо с треугольной крышей. фронтон. Фасады дворца в Парме и замка в Санкт-Петербурге практически одинаковы.

Впечатляющий восьмиугольный внутренний двор замка Святого Михаила имеет прототипы не только в классической архитектуре Италии (дворец в Капрароле), он восходит к восьмиугольным раннехристианским баптистериям. Здесь, несмотря на кажущуюся новаторскость, прослеживаются глубокие христианские традиции строительства Санкт-Петербурга.

Статуи в нишах южного фасада замка Святого Михаила являются олицетворением добродетелей идеального монарха. К ним относятся: Власть, Изобилие, Победа и Слава, все это связано с рыцарской символикой мальтийского ордена. Архитектура колоннады парадного прохода через южные ворота и главной лестницы замка Святого Михаила перекликается с аналогичными композициями Западной Европы в стиле барокко, такими как Королевский дворец в Казерте близ Неаполя работы Луиджи Ванвителли.

Сочетание мотивов классицизма и барокко в архитектуре Михайловского замка относит его к переходному периоду в истории архитектурных стилей России. Элементы классицизма вкупе с элементами романтизма составляют своеобразную "костюмированную архитектуру" замка Святого Михаила, которая предвосхищает стиль ампир начала девятнадцатого века. Иногда рубеж восемнадцатого и девятнадцатого веков в истории русского искусства называют предромантизмом, но в данном случае было бы точнее сказать, что уникальный облик Михайловского замка отражает не только предромантическую или романтическую архитектуру, но и является, прежде всего, архитектурным портретом императора самого себя.

 

Местные легенды

Существуют легенды, связанные с убийством Павла в замке: рассказывают, что за несколько месяцев до смерти императора появилась в Петербурге юродивая (по некоторым версиям — Ксения Петербургская), которая предрекла, что жить ему столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами нового дворца. В библейском афоризме «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ» сорок семь символов. Сорок седьмой год шел Павлу, когда он был убит. В 1901 году в очерках, изданных к 200-летнему юбилею Петербурга, В. М. Суходрев упоминает об этом тексте как о существующем, то же повторяет В. Я. Курбатов в 1913 году. В дальнейшем о надписи больше не упоминают, она исчезла, оставив черные точки на поле фриза над Воскресенскими воротами замка (места крепления букв). В настоящее время при последней реконструкции надпись восстановлена.

Текст «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ» представляет собой видоизменённую цитату из 92 Давидова псалма: «дому твоему подобает, Господи, святыня в долготу дней». Медные буквы были выполнены для Воскресенского собора Смольного Монастыря, затем перенесены на стройку Исаакиевского собора, а при Павле переместились на его резиденцию. Загадочная надпись действительно имела символическое значение в замыслах императора относительно его нового дома, но какое именно — пока достоверно ответить невозможно. Совпадение количества букв и лет, прожитых императором, вероятнее всего, наблюдение, сделанное задним числом, никаких достоверных данных о предсказании мы не имеем.

 

Призрак Михайловского замка

Другая, более известная легенда гласит, что призрак убитого заговорщиками императора не смог покинуть место своей смерти. Призрак царя стали видеть взвод солдат столичного гарнизона, перевозившие военное имущество, новые обитатели дворца — разводящий ефрейтор училища Лямин, и прохожие, замечавшие в окнах светящуюся фигуру.

Легенда возводит появление призрака Михайловского замка ко времени, непосредственно последовавшему за гибелью здесь императора Павла I. Однако слухи о призраке появляются не ранее конца 1840-х годов.

Образ призрака активно использовался, если не был создан, старшими кадетами Николаевского Инженерного училища, обосновавшемся в Михайловском замке, для запугивания младших.

Известность призраку принёс занимательный, но в полной мере демистифицирующий рассказ Н. С. Лескова «Привидение в Инженерном замке», целью которого было привлечение внимания к дедовщине, царившей в училище.

В 1980-е годы сотрудники Комиссии по аномальным явлениям при Русском Географическом Обществе Российской Академии Наук провели ограниченное и неофициальное исследование предполагаемой аномальной активности в здании. Исследование заключалось в опросе отдельных сотрудников Патентной библиотеки (располагавшейся в это время в Михайловском замке), съёмке помещений на плёночный фотоаппарат и измерении магнитного поля. Также использовался метод, известный как лозоходство.

 

Цвет стен Михайловского замка

Одна из легенд Михайловского замка связана с цветом его стен: согласно одной из версий, он был выбран в честь перчатки фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной). По другой — это был традиционный цвет мальтийского ордена. Вслед за выбором царя цвет вошел в моду, и на некоторое время фасады некоторых петербургских дворцов перекрасили в тот же цвет. Когда Русский музей занялся реставрацией дворца, стены замка были кирпично-красного цвета, к которому давно привыкли горожане, считая именно его первоначальным, тем более, что он совпадал с цветами Мальтийского ордена. Но остатки первоначальной краски реставраторы обнаружили под штукатуркой дворцового фасада, и этот трудно определяемый цвет (розовато-оранжево-желтый) сильно отличался от привычной расцветки, подтверждая историю о перчатке.