Новый Иерусалимский или Новоиерусалимский монастырь, Истра

 Новый Иерусалимский монастырь

Описание Ново-Иерусалимского монастыря

Расположение: 60 км к западу от Москвы
Основан в 1656 году Патриархом Никоном
Открыт: 10.00-17.00 Вторник-Вс
Вход: свободный

 

Ново-Иерусалимский монастырь или Воскресенский монастырь расположен в 60 км к западу от Москвы в России. Монастырь был основан в 1656 году Патриархом Никоном на окраине реки Истры. Хотя в христианстве существует понятие Нового Иерусалима как загробного рая, отведенного для праведников, патриарх Никон имел ввиду более практическое значение. Ново-Иерусалимский монастырь был разработан, чтобы имитировать величайшую христианскую святыню- храм Гроба Господня в Иерусалиме, Израиль. Путешествия были трудными и опасными делом, тем более в дальние страны. Так монастырь стал заменой для посещения настоящего Иерусалима и его окрестностей. Более того, окружающие холмы и реки получили еврейские названия для дальнейшего сходства между центральной Россией и Святой Землей. Говорят, местные источники обладают чудесными целебными способностями. Многие особенности Ново-Иерусалимского монастыря свидетельствуют о том, что по крайней мере некоторое сходство было достигнуто по внешнему виду и планировке построенных в Иерусалиме зданий.

 

Новый Иерусалимский монастырь  Новый Иерусалимский монастырь

История

Основание

Это не первая попытка перенести образ Храма Гроба Господня на территорию России. В качестве памятников, отражающих влияние палестинских "первообразов", исследователи приводят Покровскую церковь на Рву (Храм Василия Блаженного) и проект "Святая святых" Московского Кремля (последний был задуман как Ветхозаветный Храм Соломона или Храм Гроба Господня еще Борисом Годуновым, но так и не был реализован).

Земля, на которой должен был быть построен новый монастырь, принадлежала одному из владык, и патриарх получил особые права на ее приобретение от царя Алексея Михайловича. Перед созданием монастыря все приобретенные земли были оформлены в собственность Валдайского Иверского монастыря. К территории монастыря были присоединены земли боярина Василия Шереметева, князя Алексея Толбецкого и мастера Романа Боборыкина. Монастырские здания были построены на земле в селе Редькино, купленной у дьяка Лукьяна Голосова.

 

Первый период строительства

Леса вдоль реки Истры были расчищены, а холм, на котором должен был быть построен монастырь, засыпан и укреплен. Прежнее название было изменено на новое, взятое из евангельского текста. Мужской монастырь был построен на холме, называемом Сион. К востоку от него находился Елеонский холм с каменной оливковой часовней, а к северу - Фаворский холм. На берегу реки Истры, переименованной в Иордан, был построен скит патриарха (до середины XIX века называвшийся "пустыней отступления") и две церкви: Богоявленская и апостолов Петра и Павла (освящена в 1662 году). Также был основан небольшой монастырь Вифания, названный так в честь города в Новом Завете. Некоторые здания, такие как собор Воскресения Христова (1656-1685), построенный по образцу храма Гроба Господня, повторяли очертания зданий в Иерусалиме.

Крестьяне из монастырей, включая дальних лордов, были отправлены на работы по строительству, которое "требовало большого количества как квалифицированных мастеров, так и подсобного труда". В своих прошениях крестьяне жаловались на то, что их согнали с насиженных мест и лишили возможности заниматься собственным сельским хозяйством. Положение тех, кто занимался трудом, не способствовало предоставлению определенных привилегий. Один из современников Никона, староцерковный писатель, критиковал Никона за то, что тот "заставляет простых крестьян страдать от тяжелого труда и строит Иерусалим на холмах".

При Никоне на территории монастыря была возведена группа деревянных зданий в русской архитектурной традиции: в 1656 году была построена деревянная Воскресенская церковь с трапезной, криптой и часовней; 18 октября 1657 года царь Алексей Михайлович присутствовал на церемонии ее освящения. Глядя на монастырские постройки с Елеонской горы, царь Алексей Михайлович впервые назвал монастырь "Новым Иерусалимом", и это имя было начертано на памятном кресте, установленном на Елеонской горе. Сразу после основания монастырь стал крупным землевладельцем. Для монастыря были приобретены земли в разных районах России. Русский царь Алексей Михайлович выдал пожалования на большую часть его земель.

Архиепископ Леонид (Кавелин) относит это событие к 1 сентября, основываясь на надписи на колоколе, отлитом при патриархе. В том же году Никон был изгнан из Москвы; патриарх оставался в Новом Иерусалиме до конца 1666 года, где руководил строительством собора. Три монастыря, основанные Никоном (Воскресенский, Иверский и Крестовоздвиженский), были переданы в личное управление Никона. Согласно документам того времени, монастыри были объединены в одно поместье, в которое вошли солеварни в Усолье-Камском и Старой Руссе, рыбные ловли на Кольском полуострове, два подмосковных участка, а также земли в Центральном и Северном районах. Большая часть доходов от этого имения пошла на строительство Воскресенского собора.

В монастыре до его опалы работали белорусские мастера, присланные Никоном. Первым архитектором Нового Иерусалима был Петр Заборский, "отличный мастер по золоту, серебру, меди, медникам и всем ремеслам, который работал значительное время, начав с медной работы для украшения святой церкви сей". Строительные работы прекратились, когда Никон был сослан в Ферапонтов монастырь, а новоиерусалимские мастера (всего 31 человек) были переведены в оружейную палату по указу Алексея Михайловича от 22 декабря 1667 года.

В XVII веке в монастыре появилась библиотека, собранная по инициативе Никона. В основу этой библиотеки легла личная коллекция патриарха, подаренная им монастырю в 1661 году, в которую входили греческие рукописи из афонских монастырей и тексты античных и раннехристианских авторов. В монастырскую библиотеку входили Изворник Святослава 1073 года, Юлиево Евангелие XII века, список летописей (Воскресенской и Никаноровской), один Кодекс Лицея XVI века, хроники, генеалогии, практические версии на иностранных языках и печатные материалы для ежедневного богослужения и чтения. Значительное место занимала и переводная литература, в том числе произведения философского содержания, книги по филологии и истории. Во время своего лишения сана Патриарх поддерживал постоянную связь с украинскими монахами-переводчиками. Из Москвы в монастырь регулярно присылали книги, переведенные под руководством Епифания Славинецкого. В монастырской библиотеке хранилось множество книг, изданных в Киеве, Вильно, Остроге, Львове, Кракове, Ктейне под Оршей и Иверском монастыре; в конце XVII века здесь хранилось около 600 книг; в 1674 году 500 томов из монастырской библиотеки были доставлены в Патриарший дом. В 1674 году 500 томов из монастырской библиотеки были собраны в Патриаршую казну; в 1666-1676 годах в монастыре работала типография, переведенная из Иверского монастыря Патриархом Никоном; в 1859 году Амфилохий в "Описании рукописей Воскресенского ставропигиального первоклассного монастыря, называемого Новым Иерусалимом" описывает рукописи, хранящиеся в монастыре. Он описывает рукописи библиотеки: в 1907 году все рукописи были переданы в Синодальную библиотеку, которая стала Воскресенским рукописным собранием.

Во второй половине XVII века в монастыре сложилась музыкально-поэтическая школа, продолжалась традиция канта (польско-украинского распева). Два настоятеля монастыря, аббат Герман и аббат Никанор, в свое время были руководителями хоров (уставщиками). Их личная библиотека включала справочники по поэзии, исторической литературе и музыке (в том числе латинской и польской). Три стихотворения Германа и Никанора начертаны на каменной табличке в Воскресенском соборе. Предполагается, что Николай Дилецкий изготовил Воскресенский канон по заказу Ново-Иерусалимского монастыря.

 

Конец XVII века

Церковный собор 1666-1667 годов постановил считать их обычными подмосковными монастырями. Иверский и Крестовый монастыри были возвращены на территорию с 1658 года. У Воскресенского монастыря закончились средства на продолжение строительства. После изгнания Никона оппозиция попыталась отнять у Воскресенского монастыря его территории, но эти территории (за исключением приписных монастырей) были признаны законно приобретенными и подтверждены как территория Воскресенского монастыря Соборной грамотой 1668 года. Строительство возобновилось в царствование Федора Алексеевича, ученика Никона, который под влиянием своей тетки Татьяны Михайловны занялся управлением монастырем. Царь выделил 20 монастырей в Новом Иерусалиме и дал им новые земли; с 1679 года монастыри были переданы в ведение Настоятельской канцелярии, департамента Большого дворца, и сам царь принимал деятельное участие в их управлении и благоустройстве; в 1678 году все старые правящие монастыри были возвращены в Новый Иерусалим, а новым монастырь был пожалован.

В 1681 году Никон, уже тяжело больной, получил разрешение вернуться в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, и по дороге скончался 17 августа в Николо-Тропинском приходе, напротив Ярославля. Его похоронили в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи в Воскресенском соборе.

После 1684 года монастырь был передан в ведение Следственного монастыря. Когда строительство Воскресенского собора было завершено, его освятили 18 января 1685 года. После этого царевна Софья Алексеевна отметила на стене за собором место, где будет построен монастырь - "церковь с теплой каменной трапезной и богослужением по Иерусалимскому догмату". В день освящения собора его описание было поручено дьяку сыскного бюро Борису Остропову; в 1692 году церковь Рождества Христова с трапезной была освящена.

 

XVIII век

В царствование Петра I, как и в других крупных монастырях, в Новом Иерусалиме было сокращено число монахов, а на содержание монахов выделялись ограниченные средства из монастырских доходов (остальное шло в государственную казну). Кроме того, монастыри были обязаны поставлять государству лошадей, фураж и ремесленников из числа монастырских крестьян.

В царствование Елизаветы Петровны (1741-1761), которая взяла монастырь под свое покровительство, финансовое положение Нового Иерусалима улучшилось, а количество земельных владений увеличилось. Благодаря выделению императрицей 30 000 рублей началось восстановление Воскресенского собора, шатер ротонды которого обрушился в 1723 году.

До секуляризации церковных земель Ново-Иерусалимскому монастырю принадлежало 13 935 человек (по другим источникам - 16 287) и 22 000 десятин земли; после манифеста 26 февраля (8 марта) 1764 года все монастырские крестьяне были переведены в экономические. За монастырем остались два московских уезда и 30 десятин земли. На содержание монастыря выделялось 30 % его прежних доходов. Однако большую часть доходов монастыря составляли паломничества, продолжались крупные пожертвования от частных лиц. Московские монастырские хозяйства сдавались в аренду.

В 1762 и 1792 годах на территории монастыря произошли крупные пожары. Средства на восстановление были выделены Екатериной II.

 

XIX век

Описания монастыря выходили для широкого круга читателей, в том числе А.Н. Муравьева, И.М. Снегирева и др. Всего известно более 20 паломнических рассказов конца XVIII - начала XX веков, в которых приводятся утраченные ныне подробности устройства и архитектуры монастыря, уникальные для него богослужебные особенности, сведения о насельниках и богомольцах. Паломничества - источник информации о жизни насельников и богомольцев.

В 1817 году экспедиция К.Ф. Караидовича и П.М. Строева обнаружила в Ново-Иерусалимском монастыре "Изборник" 1073 года, составленный для великого князя Святослава Ярославича. Это одна из древнейших сохранившихся русских рукописей (наряду с "Остромиловым евангелием", "Изборником" 1076 года и "Новгородским кодексом").

В 1869 году протоиереем монастыря был назначен выдающийся ученый-археолог Леонид (Кавелин). Годы, проведенные им в Новом Иерусалиме, стали для него периодом плодотворной научной деятельности. В своей работе "Историческое описание Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря" (1876) Леонид впервые опубликовал документы XVII века (впоследствии утраченные) из архива монастыря. На сегодняшний день его монография "Ценинное дело в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре с 1656 по 1759 год" является единственной научной книгой по истории этой керамической мастерской. Кавелин установил имена Петра Заборского и Яна Флегнера, мастеров "ценинного дела"; с 1870-х годов архиепископ участвовал в создании Патриаршего музея в Никоне, одного из первых церковных музеев в России, который открылся в 1874 году в северной трапезной монастыря.

В XIX - начале XX века монастырь стал одним из центров паломничества в России, а с открытием железной дороги Москва-Виндава число посетителей увеличилось. За пределами монастырских стен появились деревянные гостиницы для богатых паломников, богадельни для бедных и каменные здания, заменившие монастырские школы К 1913 году монастырь посещало около 35 000 человек в год.

 

После Октябрьской революции

В 1919 году монастырь был закрыт; с 1921 года на территории монастыря были созданы два музея - Художественно-исторический и Краеведческий, которые в 1922 году были объединены в Национальный художественно-исторический музей. В состав коллекций входили предметы из монастырской церкви и ризницы, экспонаты из музея памяти патриарха Никона, картины из картинной галереи в Трапезной палате, материалы археологических раскопок и предметы из усадеб западной части Московской области.

 

Во время Великой Отечественной войны

10 декабря 1941 года минные тральщики немецкой дивизии СС "Рейх" взорвали Воскресенский собор. Рухнул западный столб крестовой части, поддерживавший центральную часовню и свод шатра ротонды, а колокольня собора была разрушена до первого уровня.

В 1959 году музей возобновил свою деятельность. Были восстановлены монастырские постройки, за исключением главного сооружения - массивной колокольни XVII века.

 

Реставрация монастыря в 1990-е годы

10 ноября 1993 года Патриарх Алексий II подписал грамоту своему заместителю архиепископу Никите (Латушко) Никите, которому было поручено вести переговоры о возвращении монастыря с властями Московской области, Истринского района и руководством Ново-Иерусалимского музея.

В 1994 году Воскресенский ставропигиальный Ново-Иерусалимский монастырь был вновь открыт; 18 июля 1994 года Священный Синод Русской Православной Церкви признал архиепископа Никиту Патриархом Воскресенского ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря.

В 2014 году Новоиерусалимский музей переехал из стен монастыря в новое здание по соседству.

 

Архитектурный комплекс

Вторая половина XVII века

Согласно описи 1668 года, рядом с монастырем были построены трактир, две кельи, конюшни, жилые помещения и дома. Монастырь был окружен рвом, укрепленным с одной стороны деревом, а с другой - стеной, сложенной из гальки. Вход в монастырь осуществлялся по мосту через ров. Деревянная монастырская стена имела восемь башен. Надвратная башня была украшена часами "за польское дело". В стенах монастыря находились келья Никона и келья братьев, обе из дерева. Хлебная комната, поварня, кузница и погреба были построены из камня.

 

Воскресенский собор

Согласно планам патриарха Никона, Воскресенский собор был построен в стиле романской церкви Гроба Господня в Иерусалиме. Известно, что при строительстве использовались чертежи Иерусалимского храма. Новые очертания собора были нарисованы в соответствии с размерами палестинских соборов, описанных в "Проскинитарии" Арсения Иеромонаха, а план планировки каждого помещения был повторен. Уже при Никоне на белокаменных плитах, иконостасах и керамических поясах внутри и перед собором были начертаны пояснительные тексты, связывающие топографию собора с храмом Гроба Господня. О Иерусалимском храме зодчие узнали по деревянной модели, привезенной в Россию патриархом Паисием в 1649 году; к концу 1666 года собор был достроен до свода. Патриарх освятил три церкви: Верхнюю церковь Голгофы, любимое место поклонения Никона, церковь Иоанна Предтечи под ней и церковь Успения Пресвятой Богородицы; строительство было остановлено после осуждения патриарха церковным собором 1666-1667 годов.

Неизвестно, в какой степени Воскресенский собор, достроенный после смерти Никона, следовал его планам, но в целом его облик повторял храм Гроба Господня. Как и палестинский прототип, собор представляет собой законченную архитектурную композицию из трех частей. В центре храма находятся четыре столпа, перекрытые мощным куполом, увенчанным барабаном. Апсида, расположенная на востоке, имеет круговой дивертисмент или дивертисменты, похожие на хоры соборов Западной Европы. Свод трансепта представляет собой ступенчатый крестовый свод с севера на юг. С запада виден второй главный архитектурный и смысловой акцент собора - огромная ротонда, накрытая шатром над изразцовой часовней Гроба Господня (иначе называемой Квукрия). Это копия часовни Иерусалимского храма, перестроенная после 1808 года; первый шатер, построенный до 1685 года, имел высоту 18 метров и диаметр у основания 23 метра; конструкция с тремя рядами окон, вероятно, была покрыта плиткой, имитирующей мрамор. Шатер завершала медная позолоченная полукапелла с крестом. Ротонда соединена с основным пространством двухэтажной триумфальной аркой.

Характерной особенностью собора является архитектурная керамика, украшающая интерьер и фасад. Над керамическим декором в середине XVII века работали такие мастера, как Петр Заборский, Степан Полубес и Игнатий Максимов. В алтаре два боковых придела, один - Усекновения главы Иоанна Предтечи и Успения Богородицы (они были освящены Никоном), и три - в боковом приделе за алтарем. Алтарь празднично украшен изразцовыми полосами с иконами на трех уровнях, декоративными поясами, порталами и надписями, размещенными внутри и снаружи; в конце XVII века изразцами были украшены барабаны большого придела собора, парапет хоров и верхние ярусы храма. Символическое значение имеет керамический фриз, который в литературе описывается как "репа", "павлиний хвост" и "павлиний глаз". Последние два названия лучше всего передают характер узора, который напоминает цветок граната, символ мученичества, и глаз на павлиньем перышке, символ воскресения Христа. Фриз опоясывает периметр второго яруса и, вероятно, был украшен и третьим ярусом. Сегодня "павлиний глаз" можно увидеть на апсиде (снаружи и внутри) главного алтаря собора. Позднее изразцами, выполненными по такому же образцу, были украшены григорианская церковь Новокаесария на Большой Полянке (1668 - середина 1670-х годов), надвратная церковь Андреевского монастыря (1675) и церковь Покрова Богородицы в Измайлове (1679-1683). По мнению исследователей, для другого фриза - "Павлиний глаз" - в Иосифо-Волоколамском монастыре была вырезана новая форма.

Изразцы были изготовлены в гончарной мастерской монастыря в конце XVII века и отличаются замысловатыми контурами, сложными рельефами и большими размерами. Сам по себе он представляет собой уникальную архитектурную керамику, не имеющую аналогов в русском зодчестве.

В конце XVII века в соборе было 14 приделов, в XVIII-XIX веках было устроено еще 15 приделов. Боковые приделы Марии Магдалины были оформлены Матвеем Казаковым в 1802 году по заказу царя Павла I и его супруги.

 

Подземная церковь Константина и Елены

Подземная церковь Константина и Елены, как и Иерусалимский храм, примыкает к основному корпусу собора с востока. В Иерусалиме место для церкви вырублено в скале. Подземная церковь соединена с собором 33 ступенями, ведущими от зартарной части.

Строительство храма началось в 1658 году при патриархе Никоне и было освящено в 1690 году; в конце XVII века он представлял собой простое прямоугольное здание с плоской крышей, окруженное балясниками. Стены церкви возвышаются над землей на 1,5 метра и увенчаны одной главой, украшенной изразцами. Глава церкви опирается на четыре столба с деревянным хором. Первоначальный иконостас церкви, выполненный из керамических изразцов, был разобран из-за ветхости; в 1750-1754 годах три мастера - Иван Петрухин, Гаврила Серебренников и Иоганн Думм - изготовили иконостас на медных пластинах с чеканкой и позолотой. Икона иконостаса была написана на медной пластине преподобным Никоном, братом архиепископа Амвросия Зертиса Каменского. Иконостас был построен на пожертвование графа А.Г. Разумовского.

Слева от главного алтаря первоначально находился придел святого Иакова, который в 1806 году был переименован в придел иконы Богородицы "Утоли моя печали" после погребения в храме жены А.В. Суворова Варвары Суворовой; в 1811 году здесь же был похоронен сын Суворова Аркадий Александрович также был похоронен здесь. В боковом нефе находился двухъярусный иконостас (не сохранился) из дуба; в 1872 году боковые нефы и иконостас были восстановлены на средства внуков Варвары Ивановны А.А. и К.А. Суворовых.

Справа от алтаря находится кресло царицы Елены. Это копия стула, на котором, по преданию, сидела мать императора Константина, когда искала Животворящий Крест Господень. Внизу от места царицы Елены находится лестница из двух или девяти ступеней из белого камня, которая в XVII веке использовалась как часовня святого мученика Кириака, который научил Елену, где искать Крест Господень и орудия Страстей. Во время строительства собора здесь бил источник, но сегодня здесь находится колодец, а сама церковь когда-то была богато украшена, но ничего из первоначального убранства не сохранилось.

В середине XVIII века интерьер церкви был переделан в стиле барокко; в XVIII веке с северной и южной сторон крипты были построены каменные восьмиугольные часовни в честь дома Зеведея и Марии, матери Иоанна; в середине XVIII века был вырыт ров, чтобы защитить здание, вырытое на глубине до 6 м, от грунтовых вод. В начале XIX века был построен туннель для отвода воды, а сам ров был вымощен белыми камнями.

 

Церковь Рождества Христова

Церковь Рождества Христова была построена в 1685 году по указанию императрицы Софьи Алексеевны, которая посетила монастырь для освящения "великой новой каменной церкви". Строительство велось с 1686 по 1692 год. Здание церкви примыкает к трапезной с востока. Здание выполнено в стиле московского барокко, с высоким первым этажом, первым ярусом с двусветным четвериком и двумя верхними ярусами со слепыми восьмериками. Четырехугольники, барабаны и окна украшены тонкими колонками - традиционным декором архитектуры московского барокко. Отделка боковых приделов в нижней части церкви продолжалась до конца XVIII века: четыре придела были освящены в 1782, 1783, 1784 и 1789 годах соответственно для Обрезания Господня, Поклонения волхвов, Бегства в Египет и Умиления младенцев. На восточной стене бокового нефа для убоя младенцев братья монастыря выполнили декор Вифлеемской пещеры (вертеп).

 

Крепостная ограда

В 1690-1697 годах по проекту Якова Бухбостова вместо старой деревянной ограды была построена каменная, завершившая формирование монастырского комплекса. Общая длина монастырских стен составляет около 1 км, высота - 9 м, толщина - 3 м. Верхняя часть вала представляет собой боевой коридор с двумя рядами бойниц, что позволяет защищать основание укрепления для дальнего боя и механических устройств. В разрывах валов были поставлены семь башен, восьмая (Елизаветинская) башня - над западными воротами, а над восточными воротами (Святыми) была построена надвратная церковь. Бухвостов создал стилистическое единство между городскими стенами и другими постройками, создав единый архитектурный ансамбль. Продолжая эту традицию, вероятно, в XVIII веке крепостным башням были даны названия в палестинском стиле. Среди них Гефсиманская, Сионская, башня Давидов дом, Иноплеменничья, башня Варуха, Ефремова, Дамасская.

 

Некрополь

Некрополь Ново-Иерусалимского монастыря расположен внутри собора (захоронения XVII века) и на его территории (по обе стороны от церквей Константина и Елены), хотя обследования, проведенные в 1999-2003 годах, выявили 100 надгробий целиком или в виде крупных сохранившихся участков, было выявлено лишь небольшое количество архитектурных форм с объемами. Некрополь был сильно поврежден в результате богоборческой кампании 1920-1930-х годов и бомбардировки собора в декабре 1941 года.

На ранних этапах строительства собора была частично скопирована планировка важнейших захоронений Иерусалимского собора. В храме Гроба Господня легендарные захоронения Адама и Мелхиседека, первого ветхозаветного священника, были расположены в приделе Иоанна Предтечи (Адамов придел). Никон завещал похоронить себя символически в боковом приделе Иоанна Предтечи в Воскресенском соборе, где был похоронен Мелхиседек в Иерусалиме. Была оставлена белая скрижаль, на которой в стихах описана траектория жизни Никона. Автором эпитафии, посвященной основателю монастыря, был немецкий настоятель; в 1680-х годах в боковом нефе была установлена каменная табличка, сообщающая, что в здешней церкви Гроба Господня похоронены Готфрид де Буйон и Балдуин. Гробница патриарха Иерусалимского находится на первом уровне Иерусалимской колокольни, а гробницы настоятелей монастыря (аббата Герасимоса и аббата Германа) - на первом уровне колокольни Воскресенского собора; другие гробницы были утрачены во время разрушений 1941 года, но известно, что захоронения в соборе продолжались до конца XVIII века. Самое старое захоронение в соборе - захоронение архиепископа Германа. Самые старые захоронения в соборе - Петра Заборского и иподиакона Никиты Никитина (под лестницей в часовню со стороны Голгофы), а на южной стороне собора - автора жизнеописания Никона Ивана Шушерина (часовня со стороны Архангела Михаила).

В соборе и вокруг него находятся могилы семей, владевших окрестными землями, и тех, кто делал вклады в монастырь. Семьи Бестужевых-Рюминых, Самариных, Нащокиных, Олениных, Загряжских, Сухово-Кобылиных (в том числе могилы отца и матери драматурга А. Сухово-Кобылина); жена и сын А. Суворова похоронены в часовне у иконы Скорбящей Богородицы в криптовом храме.

 

Реконструкции

XVIII век. Разрушение Воскресенского собора. Восстановительные работы

В начале 18 века плоские кровли-гульбища Воскресенского собора сменили на скатные, убрав парапет-ограждение. 23 мая 1723 года шатёр ротонды собора, вероятно из-за перегруженности, обрушился по нижние хоры, при этом уцелевшие стены растрескались. По верВ начале века плоская крыша Воскресенского собора была заменена на скатную, а парапетные перила сняты; 23 мая 1723 года парапетная крыша ротонды собора обрушилась на расположенные внизу хоры, вероятно, из-за чрезмерной нагрузки, растрескав оставшиеся стены. По свидетельству исследователя, "клуатр был крепко укреплен связями, но в первые мгновения катастрофы все это сползло к западу и обрушилось на двухэтажный клуатр, окружающий ротонду" В 1726 году в соборе случился пожар, уничтоживший деревянные части крыши и окна. Иван Мичурин работал над ремонтом с 1731 по 1747 год. В 1745 году архитектор направил в Синод проект восстановления собора до его разрушения с сохранением старых фундаментов и стен ротонды (чертежи были утеряны, сохранилась только смета). Впоследствии появились проекты реставрации других архитекторов, обследовавших собор Х. Мускоп.

К 1736 году под руководством Мичурина были отреставрированы два нижних яруса ротонды, изготовлен и установлен керамический фриз второго яруса, аналогичный фризу второго яруса крестообразной части. Однако только после того, как императрица Елизавета Петровна выделила на эти цели средства (1749), начались серьезные исследовательские и строительные работы. Проект Б. Растрелли (1756) также предусматривал возведение кирпичного шатра, но сомнения в его долговечности задержали его реализацию. Архиепископ Амвросий предложил возвести деревянный шатер, отметив, что купол первоначальной церкви Воскресения в Палестине был сделан из дерева. Согласно второму проекту Растрелли, существующая структура ротонды была сохранена, а деревянный шатер, спроектированный инженером В. Бернардаччи, был построен. Этот проект был реализован к 1759 году под руководством К. Бланка. В соборе была установлена ротонда в стиле европейского барокко. В ходе реставрационных работ с фасада сняли керамический пояс и установили на его месте белокаменный карниз. Новый третий ярус ротонды был оснащен 15 окнами и шатром с 60 люкарнами, расположенными в три ряда. Самое сильное впечатление произвел интерьер собора, залитый светом и украшенный скульптурами и лепниной. Пространство между местами для хора и окнами в ротонде было заполнено картинами на библейские сюжеты, выполненными в художественной мастерской Никона Зертиса Каменского, ставшего впоследствии настоятелем. Керамические иконостасы были расписаны масляной краской и частично позолочены.

В результате реставрационных работ, проведенных в 1750-х годах, собор был восстановлен в том виде, в котором он находился до декабря 1941 года; реставрационные работы, проведенные в XIX веке, не внесли существенных изменений в его облик.

 

Послевоенная реставрация. 1942—1969

Уже в январе 1942 года бригадой работников Академпроекта было проведено обследование территории монастыря; в 1942-1943 годах под руководством А.В. Щусева в мастерской Академпроекта был подготовлен первый эскизный проект реставрации собора по обмерам Ф.Ф. Рихтера Первый эскизный проект реставрации часовни был выполнен в 1944-1947 годах под руководством П.Д. Барановского, с обмерами керамического декора выпускниками Московского архитектурного института Н. Любимовой, И. Сахаровой и М. Ковалевым В ноябре 1950 года на территории монастыря начались работы по расчистке завалов и реставрации.

В 1952 году был опубликован проект Барановского "Ново-Иерусалимский монастырь - общий план консервации и реставрации зданий музея", в котором предлагалось воссоздать облик собора XVII века, сохранив "ценные черты", появившиеся в ходе строительных работ XVIII века. Решение о восстановлении колокольни было отложено до завершения полного обследования имеющихся фрагментов; к 1957 году все работы, описанные в плане 1952 года (который постоянно корректировался), были выполнены (включая укрепление аварийных юго-западных ворот башни), и началась реконструкция других зданий на территории аббатства, необходимых для регионального музея В следующем году монастырь был реорганизован в краеведческий музей.

В 1956 году Барановский представил "предварительный план восстановления взорванных пилонов, соединительных арок и сводов". Работы начались в 1957 году, и к 1972 году пилоны были восстановлены до высоты арок.

В 1958 году был опубликован эскиз "План покрытия ротонды Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря", в котором были представлены три варианта покрытия ротонды, предложенные Барановским для сохранения лепного декора. Третий вариант предполагал возведение шатра, закрывающего ротонду на металлическом каркасе с деревянными панелями, которые впоследствии станут основой для реставрационных работ. В этом варианте строительные леса возводились только в центре ротонды (над уцелевшей после взрыва кувуклией), оставляя возможность проведения исследовательских и реставрационных работ в этом помещении. Этот проект не был реализован, и впоследствии (1970-1990-е годы) строительные леса заняли всю ротонду, препятствуя изучению и восстановлению внутреннего убранства.

 

Реставрационные работы

1970—1990-е годы

В 1975 году под руководством Б. Малхасова была возведена глава центральной части собора. Было отмечено, что форма купола - между шлемовидной и луковичной, тогда как старый купол был шлемовидным, а форма креста искажена. Также было выявлено, что глава более чем на 0,5 м выше довоенной; по заключению расширенного заседания Отдела древнерусского искусства ВНИИ искусствознания, состоявшегося 31 января 1984 года, восстановленная глава собора "не имеет ничего общего ни с одной главой XVII века".

В 1978-1979 годах на центральном барабане алтаря была установлена керамическая храмовая надпись (повторение надписи 1830-х годов); в 1982-1983 годах по проекту Любимовой были восстановлены керамическая подвеска и пластинчатая лента (снятые при ремонте в XVIII веке) в главном приделе. Часовня была перестроена так же, как и первоначальная. При этом глава была заменена архитектурной керамикой, напоминающей украшения XVII века, взамен сохранившихся до разрушения украшений XVIII века.

В конце 1970-х - начале 1980-х годов трест "Мособростройреставрация" подготовил материалы для восстановления шатра ротонды с использованием металлических конструкций (архитекторы А. Климанов и Б. Малхасов). Шатер был собран из трех рядов блоков трех разных типов. Предполагаемыми недостатками этого проекта были жесткое соединение блоков и небольшая высота шатров. По мнению Барановского, высота шатра была на два метра ниже заготовки, не была сохранена форма основания ротонды, а люкарна шатра была слишком узкой, чтобы пропускать достаточно света. По мнению Барановского, самой большой ошибкой было покрытие шатра железными листами, подверженными коррозии; 30 мая 1978 года в "Правде" было опубликовано коллективное письмо, в котором работа приводилась как пример реставрации без консультации с экспертом; к марту 1979 года было проведено стереофотограмметрическое исследование макет шатра, имитировавший люкарновое окно, был собран в трехчетвертную конструкцию.

В 1983 году макет был демонтирован, и начались работы по восстановлению шатра в соответствии с чертежами, опубликованными в 1980 году. Хотя решение сделать конструкцию металлической не вызвало разногласий, большинство экспертов не согласились с предусмотренной проектом высотой шатра в 2 м. Первый, второй и третий слои окон-люкарн были установлены в 1991, 1992 и 1993 годах соответственно. По настоянию сотрудников музея "Новый Иерусалим" покрытие шатра было выполнено из оцинкованного железа, а не из "клетчатой" никелированной меди, которая рассматривалась ранее. Последний вариант был отвергнут по эстетическим соображениям и из-за возможных протечек.

 

2011-2019

К 2014 году рядом с Воскресенским собором была восстановлена колокольня, разрушенная немцами в 1941 году, и установлен новый колокол.

Восстановление монастыря, единственная успешная попытка воссоздать образ Святой Земли, обошлось в 10 млрд рублей, из которых почти 1 млрд рублей - 300 млн рублей - пожертвовали люди К концу 2016 года основные реставрационные работы в монастыре были завершены; в ноябре 2019 года премьер-министр России Дмитрий Медведев, объявил о завершении реставрации Ново-Иерусалимского монастыря.

 

Настоятели Новоиерусалимского монастыря

Архимандрит Стефан (1656—1658)
Архимандрит Герасим (1658—1665)
Архимандрит Акакий (1665—1669)
Архимандрит Исайя (1669—1671)
Архимандрит Феодосий (1671—1673)
Архимандрит Тихон (XVII в.)
Архимандрит Филофей (1673—1680)
Архимандрит Варсонофий (1680)
Архимандрит Герман I (1681—1682)
Архимандрит Никифор (1683—1685)
Архимандрит Никанор (1686—1698)[76]
Архимандрит Герман II (1698—1699)
Архимандрит Арсений I (1699—1703)
Архимандрит Игнатий (1703—1709, или 1710)
Архимандрит Антоний I (Баутин) (1709 или 1710—1722)
Архимандрит Лаврентий (Горка) (1722—1723)
Архимандрит Киприан (Скрипицын) (1723—1727)
Архимандрит Мелхиседек I (Борщов) (1727—1736)
Архимандрит Карион (Голубовский) (1737—1742)
Архиепископ Петр (Смелич) (1742—1744)
Архимандрит Иларион (Григорович) (1744—1748)
Архимандрит Амвросий (Зертис-Каменский) (1748—1765)
Архимандрит Никон (Зертис-Каменский) (1765—1771)
Епископ Сильвестр (Страгородский) (1771—1785)
Архимандрит Павел (Пономарёв) (1785—1786)
Архимандрит Аполлос I (Байбаков) (1786—1788)
Архимандрит Платон (Любарский) (1788—1792)
Архимандрит Нектарий (Чернявский) (1792)
Архимандрит Варлаам (Головин) (1792—1799)
Архимандрит Гедеон (Ильин-Замацкий) (1802—1805)
Архимандрит Мелхиседек II (Минервин) (1805—1813)
Архимандрит Иона (Павинский) (1813—1817)
Архимандрит Филарет (Амфитеатров) (1817—1819)
Архимандрит Афанасий (Телятев) (1819—1821)
Архимандрит Аполлос (Алексеевский) (1821—1837)
Архимандрит Арсений (Нагибин) (1837—1843)
Епископ Агапит (Вознесенский) (1843—1851)
Архимандрит Мелхиседек III (Сокольников) (1851—1853)
Архимандрит Климент (Мажаров) (1853—1856)
Архимандрит Амфилохий (Казанский-Сергиевский) (1856—1860)
Архимандрит Дионисий (1860—1862)
Епископ Антоний (Радонежский) (1862—1866)
Епископ Петр (Екатериновский) (1867—1869)
Архимандрит Леонид (Кавелин) (1869—1877)
Архимандрит Вениамин (Поздняков) (1877—1890)
Епископ Христофор (Смирнов) (1890—1892)
Архимандрит Андрей (Садовский) (1893—1898)
Архимандрит Владимир (Филантропов) (1898—1903)
Архимандрит Серафим (Чичагов) (1904—1905)
Архиепископ Иустин (Охотин) (1905—1907)
Епископ Тихон (Никаноров) (1907—1911)
Архимандрит Иона (Лазарев) (1911-1912)
Епископ Александр (Головин) (1912—1916)
Епископ Трифон (Туркестанов) (1916—1918)
Архиепископ Иоаким (Левицкий) (1918—1919)
Епископ Палладий (Добронравов) (июнь — ноябрь 1919)
Архимандрит Никита (Латушко) (18 июля 1994 — 23 июня 2008)
Архимандрит Феофилакт (Безукладников) (с 23 июня 2008)