Новодевичий монастырь, Россия

Новодевичий монастырь

 

Описание Новодевичьего монастыря

Адрес: Новодевичий проезд, 1
Телефон. (495) 246 8526
Метро: Спортивная
Открыт: 10.00-17.00 свадьба-пн.
Обслуживание: 8: 00, 17: 00 пн-сб, 7: 00, 10: 00 вс
Кладбище: открыто с 10: 00 до 18: 00 ежедневно

 

Новодевичий монастырь, также известный как Богородице-Смоленский монастырь, является, вероятно, самой известной обителью Москвы. В отличие от других московских монастырей, она сохранилась практически без изменений с XVII века. В 2004 году он был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

История Новодевичьего монастыря

Московитский период

Василий III, Великий Князь Московский, основал Новодевичий монастырь в 1524 году в память о его завоевании Смоленска в 1514 году. Монастырь начал свою историю как крепость на кривом изгибе Москвы-реки в трех верстах к юго-западу от Московского Кремля. Он стал важной частью южного оборонительного пояса Москвы, в который уже входило множество других монастырей. После его основания Новодевичий монастырь получил 3000 рублей и деревни Ахабинево и Тропарево в придачу. Сын Василия, царь Иван Грозный (царствовал 1533-1584), позже предоставил ряд других деревень монастырю.

В Новодевичьем монастыре постриглось много женщин из царских семей и боярских кланов России, которые иногда были вынуждены принять постриг. Жена Федора I Ирина Годунова (жила здесь в 1598-1603 гг.) Она жила там с братом Борисом Годуновым, пока он не стал новым царем. София Алексеевна (сестра сестры Петра Великого, жила здесь в 1689-1704), Евдокия Лопухина (первая жена Петра Великого, жила здесь в 1727-1731) и другие. В 1610-1611 годах польское подразделение под командованием Александра Госьевского захватило Новодевичий монастырь. Когда русские войска вернули монастырь, царь Михаил Федорович снабдил его постоянными солдатами (100 стрельцов в 1616 году, 350 солдат в 1618 году). В конце XVII века Новодевичий монастырь имел 36 деревень (164 215 десятин земли) в 27 уездах России. В 1744 году он владел 14,489 крестьянами.

 

Имперский период

В середине XVII века монахини из других монастырей на украинской и белорусской землях были переведены в Новодевичий монастырь, первым из которых была Елена Дьевочкина. В 1721 году некоторые пожилых монахинь, которые отреклись от старообрядческого движения, получили приют. В 1724 году в Новодевичьем монастыре также находилась военная больница для солдат и офицеров Императорской русской армии и приюта для женщин-подкидышей. К 1763 году в монастыре жило 84 монахини, 35 послушниц и 78 больных пациентов и слуг. Каждый год государство предоставляло Новодевичьему монастырю 1500 рублей, 1300 четвертей хлеба, 680 рублей и 480 четверти хлеба для более чем 250 брошенных детей.

В 1812 году армия Наполеона попыталась взорвать Новодевичий монастырь, но монахиням удалось спасти монастырь от разрушения. В книге "Война и Мир" Льва Толстого Пьер должен был быть казнен под стенами монастыря, но чудом избежал своей участи. В другом его романе, Анна Каренина, Константин Лёвин встречает свою будущую жену, когда та каталась на коньках возле стен Новодевичьего монастыря. Действительно, Девечье поле (луг перед монастырем) было самым популярным катком в Москве 19-го века. Сам Толстой наслаждался катанием здесь, когда жил неподалеку, в районе Хамовников.

В 1871 году братья Филатьевы пожертвовали деньги на приют Новодевичьего монастыря для сирот «неблагородного происхождения». Кроме того, в монастыре разместились две богадельни для монахинь и послушниц. В начале 1900-х годов собор был отремонтирован и восстановлен архитектором и хранителем Иваном Машковым. К 1917 году в Новодевичьем монастыре проживало 51 монахиня и 53 мирянина.

Советский период и за его пределами
В 1922 году большевики закрыли Новодевичий монастырь (последний собор был закрыт в 1929 году) и превратили его в Музей женской эмансипации. К 1926 году Новодевичий монастырь был превращен в музей истории и искусства. В 1934 году он стал аффилированным с Государственным историческим музеем. Большинство его зданий были превращены в квартиры, которые избавили монастырь от разрушения.

В 1943 году, когда Сталин ввели некои послабления для Русской Православной Церкви во время Второй мировой войны, он санкционировал открытие Московских богословских курсов в Новодевичьем монастыре. В следующем году заведение была преобразована и стала Московским богословским институтом. В 1945 году Советы вернули Успенский собор верующим. Резиденция митрополита Крутицкого и Коломны находится в Новодевичьем монастыре с 1980 года.

В 1994 году монахини вернулись в монастырь, который в настоящее время находится в ведении митрополита Крутицкого и Коломны. Некоторые из церквей и других монастырских зданий по-прежнему связаны с Государственным историческим музеем. В 1995 году религиозные службы возобновились в монастыре в дни святого покровителя.

Новодевичий монастырь

Провозглашение Всемирного наследия ЮНЕСКО

В 2004 году Новодевичий монастырь был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. В оценке группы ЮНЕСКО было подтверждено, что монастырь является самым ярким примером так называемого «московского барокко». Помимо прекрасной архитектуры и декоративных деталей, обитель характеризует градостроительную ценность. Команда также отметила, что Новодевичий монастырь является выдающимся примером исключительно хорошо сохранившегося монашеского комплекса. Комплекс Новодевичьего монастыря объединяет политический и культурный характер существующего объекта Всемирного наследия Московского Кремля. Более того, сам монастырь тесно связан с Русским Православием и русской историей XVI-XVII веков.


Пожар на колокольне Новодевичьего монастыря
15 марта 2015 года пожар охватил самую высокую колокольню Новодевичьего монастыря, которая возвышается на 72 метра. Новодевичий Монастырь проходил крупные ремонтные работы и был покрыт лесами. Пожарникам понадобилось почти три часа, чтобы потушить огонь. Сообщается, что пожар затронул площадь в триста квадратных метров, но пожар был ограничен лесами и не наносила ущерба самому историческому зданию. Предполагаемой причиной пожара было короткое замыкание, вызванное тепловыми пушками, используемыми для сушки фасада. Пресс-служба Московского отдела культурного наследия обвинила в пожаре фирму, проводящей реставрационные работы. Однако заместитель министра культуры России Григорий Пирумов сказал, что тепловые пушки не используются на территории Новодевичьего монастыря, а колокольня была отключена от электросети.

 

Здание Новодевичьего монастыря и памятники

Новодевичий монастырь

Новодевичий Монастырь расположен в юго-западной части исторического города Москвы. Территория монастыря обнесена стенами и окружена парком, который образует буферную зону. Парк ограничен городом на севере и востоке. С западной стороны он ограничен Москвой-рекой, а с южной стороны - городской автострадой. Здания окружены высокой кладочной стеной с 12 башнями. Входы с севера (город) и юга. Расположение территории монастыря - нерегулярный прямоугольник, простирающийся с запада на восток.

 

В конце XVII века, в правление царевны Софьи, вокруг Смоленского собора был создан центрический архитектурный ансамбль, в котором собор оказался центром пересечения двух главных осей. Ось «север-юг» образуют две надвратные церкви, а ось «запад-восток» — колокольня и трапезная. Согласно документу второй половины XVIII века, автором этого ансамбля и создателем большинства сооружений монастыря является зодчий Пётр Потапов — создатель церкви Успения на Покровке, близкой по стилистическим особенностям к постройкам Новодевичьего.

Самая старое здание в Новодевичьем монастыре - шестиколоночный пятиглавый Смоленский собор, посвященный иконе Богоматери Смоленской. Он расположен в центре комплекса между двумя входными воротами. Имеющиеся документы датируют его строительство до 1524-1525. Однако фрагменты его первого этажа и выступающий центральный фронтон типичный для монастырских соборов, построенных позже во время правления Ивана Грозного. Большинство ученых согласны с тем, что собор был перестроен в 1550-х или 1560-х годах. Раньше он был окружена четырьмя небольшими часовенками, напоминающими Благовещенский собор в Кремле. Его фрески являются одними из лучших в Москве. У алтаря похороне великий но мало известный генерал Алексей Брусилов, герой Первой Мировой войны, который предпринял Брусиловский прорыв.

 

Собор - самая крупная церковь Новодевичьего монастыря, но далеко не единственная. Большинство церквей датируются 1680-ми годами, когда монастырь был полностью отремонтирован по приказу Софии Алексеевны (которая, как это ни парадоксально, была позже заключена здесь). Кровно-красные стены, две высокие церкви за воротами, трапезная и жилые кельи были спроектированы в стиле москвского барокко, предположительно архитектором Петром Потаповым. В старом соборе в 1685 году была установлена ​​новая чаша для святой воды и позолоченный резной иконостас. Его четыре яруса содержат иконы 16-го века, сделенные на дары Бориса Годунова; пятый уровень отображает иконы ведущих художников XVII века, Симеона Ушакова и Федора Зубова.

Тонкая колокольня Новодевичьего монастыря, также по заказу царевны Софии, была построена в шесть ярусов на высоте 72 метра, что делает ее самой высокой структурой в Москве 18-го века (после колокольни Ивана Великого в Кремле). Шестиярусная колокольня в нарышкинском стиле высотой в 72 метра (конец XVII), с чередованием ажурных и «глухих» ярусов, в то время самая высокая колокольня в Москве после Ивана Великого. Существует мнение (подтверждённое анализом пропорций), что колокольня должна была быть семиярусной — но не была достроена из-за свержения царевны Софьи в 1689 году. Эта белая восьмиугольная колонна, кажется, объединяет все основные элементы ансамбля в одно гармоничное целое.

 

Некрополь и кладбище

Некрополь Новодевичьего монастыря существовал уже в 16 веке. Как и другие московские монастыри (в частности, Данилов и Донской), монастырь был популярным местом у  российского дворянства как место захоронения. Сергей Соловьев и Алексей Брусилов - только двое из многих видных москвичей, погребенных в стенах монастыря. Герой Наполеоновской кампании Денис Давыдов также похоронен на территории.

В 1898-1904 годах у южной стены было создано так называемое Новодевичье кладбище. Антон Чехов был одним из первых писателей, которые были погребены на новом кладбище, и Николай Гоголь позже здесь был перезахоронен. В советскую эпоху он был превращен в самое громкое кладбище в Советском Союзе, где были похоронены Петр Кропоткин, Никита Хрущев, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Константин Станиславский, Борис Ельцин и Мстислав Ростропович.

 

В 1930-е монастырский некрополь был подвергнут «реконструкции», в результате которой из 2000 уцелело лишь около 100 надгробий. Утраченными оказались могилы таких деятелей, как военный министр Д. А. Милютин, генералы С. С. Апраксин и А. Ф. Багговут, меценат И. С. Мальцов, просветитель Л. И. Поливанов.

Смоленский собор
Первая жена Петра I, царица Евдокия Фёдоровна Лопухина, в монашестве Елена (27 августа 1731 года).
Царевны: Софья Алексеевна, в схиме София (3 июля 1704 года); Евдокия Алексеевна (10 мая 1712 года); Екатерина Алексеевна (1 мая 1718 года).
Царевны: Анна Ивановна, дочь Ивана Грозного (20 июля 1550 года); Елена Ивановна Шереметева, в иночестве Леонида (25 декабря 1596 года).

Вокруг собора и Успенской церкви
Игуменьи: Мефодия (Якушкина) (10 февраля 1845 года); Паисия (Нудольская) (25 января 1871 года); Леонида (Озерова) (18 января 1920 года); Серафима (Чёрная) (16 декабря 1999 года).
Монахиня Сарра, казначея (18 марта 1840 года).
Инокиня Феофания, послушница преподобной Елены (18 декабря 1511 года).
Татьяна Левшина, мать митрополита Московского Платона (18 декабря 1511 года).
Президент юстиц-коллегии Яковлев А. А. (1781) и члены его семьи.
Герои войны 1812 года: поэт Денис Васильевич Давыдов (1839); Дмитрий Михайлович Волконский (7 мая 1835 года); Волконский С. А.
Генералы: Лев Корнеевич Пащенко. (1834); Василий Иванович Тимофеев (1850); Михаил Фёдорович Орлов (1842); московский военный генерал-губернатор Павел Алексеевич Тучков (1864); военный министр, генерал-фельдмаршал Дмитрий Алексеевич Милютин (1912).
Участники восстания декабристов: Трубецкой С. Н. (1860); Александр Николаевич Муравьёв (18 декабря 1863 года); Матвей Иванович Муравьёв-Апостол (1886).
Писатели: Александр Александрович Шаховской (1848); Михаил Николаевич Загоскин (1852); Иван Иванович Лажечников (1869); Алексей Феофилактович Писемский (1881); Сушков Н. В. (1871); поэт и переводчик Алексей Николаевич Плещеев (1871).
Историки: Александр Иванович Тургенев (1845); Михаил Петрович Погодин (1875); Сергей Михайлович Соловьёв (1879); церковный историк и богослов Гиляров-Платонов Н. П. (1887); граф Алексей Сергеевич Уваров (1884), учёный-археолог, основатель Московского Археологического Общества и Исторического Музея).
Филологи: Осип Максимович Бодянский (6 сентября 1877 года); Фёдор Иванович Буслаев (1897).
Философы: Владимир Сергеевич Соловьёв (1900); Лев Михайлович Лопатин (1920).
Юристы: Люминарский Е. Е. (1883); Духовской М. В. (1903); Николай Львович Дювернуа (1906).
Профессора медицины: Остроумов А. А. (1908); Бубнов С. Ф. (1909); Голубинин Л. Е. (1912); Рейн Ф. А. (1925).
Генералы: Алексей Алексеевич Брусилов (1926); Яхонтов Р. Н. (1924); Андрей Медардович Зайончковский (1926).
Некоторые члены семьи Прохоровых, владельцев Трехгорной мануфактуры и известных благотворителей (усыпальница).

 

Вавилонский колодец

По преданию, на том месте, где первоначально пытались заложить Новодевичий монастырь, забил сильный ключ, так что строительство пришлось перенести, а колодец и ручей назвали Вавилон. На этот источник положили плиту, а позже заложили часовню, которую на рубеже XVIII—XIX веков митрополит Платон (Левшин) передал кремлёвскому Чудову монастырю. В 1921 году, одна из стариц-монахинь так поясняла происхождение названия:

«Вавилонским-то он назван потому, что, как Вавилонскую башню не достроили, так и тут: начали строить монастырь и ключ помешал.»

 

Игуменьи монастыря
По данным путеводителя по Новодевичьему монастырю 2009 года издания игуменьями монастыря являлись:

1525 год — 18 ноября 1547 года (скончалась) — Преподобная Елена (Девочкина).
1547—1556 годы — Евникия.
1556—1573 годы — Евпраксия.
1574—1586 годы — Стефанида.
?-? — Анна.
1597—1602 годы — Евдокия.
?-? — Феогния.
1605—1612 годы — Домника.
1613—1615 годы — Мария (Чирикова).
1623—1629 годы — Феофания (Охлябинина).
1630—1651 годы — Анфиса.
?-? (упоминается в 1655 году, с 1666 года в Московском Вознесенском монастыре) — Иринарха (Тимирязева).
1656 год (из Кутеинского монастыря — 1683 год — Мелания (Ерчакова) (скончалась в 1688 году).
Январь 1683 года — 6 декабря 1689 года (скончалась) — Антонина.
1690 год — 8 июля 1693 года (скончалась) — Анастасия (Хоцковская).
1693—1701 годы — Памфилия (Потёмкина).
1718 год (из Московского Алексеевского монастыря) — 1738 год (скончалась) — Олимпиада (Каховская).
Декабрь 1738 года — 15 июля 1746 года (скончалась) — Анастасия (Галекеевская).
1746 год (из Смоленского Вознесенского монастыря) — 17 октября 1771 года (скончалась) — Иннокентия (Келпинская).
4 февраля 1772 года (из Тамбовского Вознесенского монастыря) — 8 марта 1794 года (скончалась) — Палладия (Дурова).
1794 год (из Московского Ивановского монастыря) — январь 1808 года — Елисавета.
1808 год (из Московского Страстного монастыря) — 9 февраля 1846 года — Мефодия (Якушкина).
Март 1846 года (из Московского Алексеевского монастыря) — 13 апреля 1854 года — Клавдия.
1854 год (из Московского Алексеевского монастыря) — 1861 год (в Московский Вознесенский монастырь) — Паисия (Нудольская) (скончалась 25 января 1871 года).
1861 год (из Московского Никитского монастыря) — март 1867 года (на покой в Московский Зачатьевский монастырь) — Вера (Головина) (скончалась в 1874 году).
1867 год — 12 января 1885 года (скончалась) — Евпраксия (Мосолова).
29 марта 1885 года — март 1908 года (скончалась) — Антония (Каблукова).
1908 год (из Серпуховского Владычнего монастыря) — 1919 год — Леонида (Озерова) (скончалась 18 января 1920 года).
1919—1922 годы — Вера (Победимская) (скончалась 3 февраля 1949 года).
24 ноября 1994 года — 16 декабря 1999 года (скончалась) — Серафима (Чёрная).
16 декабря 1999 года (из Спасо-Бородинского монастыря) — 27 декабря 2007 года (в Спасо-Бородинский монастырь) — Серафима (Исаева).
27 декабря 2007 года (из Колычёвского Казанского монастыря) — Маргарита (Феоктистова).