Обоянь, Россия

Обоянь

Описание Обоянь

Обоянь - город и административный центр Обоянского района Курской области, Россия, расположенный на правом берегу реки Психоль в месте ее слияния с рекой Обоянка, в 60 км (37 миль) к югу от Курска, административного центра области, Население: 13 565 человек (перепись 2010 года). В рамках административного деления Обоян является административным центром Обоянского района. Как административное деление он включен в Обоянский район как город районного значения Обоянь Как муниципальное образование, город Обоянского значения включен в состав Обоянского муниципального района как Городской поселок Обоянь.

 

Достопримечательности Обоянь

Смоленская церковь

Храм Смоленской иконы Божией Матери — православный храм в городе Обояни Курской области, построенный в 1790 году и расположенный по адресу улица III Интернационала, 18. Памятник архитектуры регионального значения. Первое упоминание о смоленской церкви города Обояни относится к 1774 году. Год постройки первого здания церкви не установлен. Современный каменный храм возведён усилиями прихожан в 1790 году; по имеющимся данным, он построен на месте старого деревянного кладбищенского Георгиевского храма, который упоминался ещё в 1692 году. Старый Георгиевский храм был разобран из-за ветхости, а одноимённая церковь была возобновлена на кладбище за городом.

В 1825 году Смоленский храм принимал на ночь гроб с телом умершего императора Александра I: через Обоянь из Таганрога направлялось траурное шествие с прахом монарха. В 1845 году к Смоленскому храму пристроили два придела, а в 1849 году — колокольню. Вплоть до постройки нового Свято-Троицкого собора в конце XIX века Смоленская церковь оставалась самой вместительной в городе. В 1914 году храм был отремонтирован. За Смоленским храмом в 1892 году числилось 91 десятина 149 саженей отведённой или подаренной земли, в том числе 45 десятин пахотной земли в Пушкарной слободе. К приходу Смоленской церкви относились часть города Обояни и пригородная Стрелецкая слобода: в 1915 году приход составляли 245 домов с проживавшими в них 1382 прихожанами в городе и 267 крестьянских дворов с 1885 прихожанами в слободе. При храме действовала церковно-приходская школа, в которой на 1915 год учился 141 мальчик, а учителем был протоиерей А. А. Сахаров.

После принятия декрета СНК РСФСР от 23 января (5 февраля) 1918 года Смоленская церковь продолжала функционировать на основании устава и договора, заключённого религиозной общиной с органами советской власти. В соответствии с декретом ВЦИК от 23 февраля 1922 года из храма было изъято 90 предметов, имевших общий вес 6 пудов 35,5 фунтов, среди которых были обложки с евангелий, священные сосуды, ризы с 51 иконы и другие. Риза была оставлена лишь на одной иконе: сместо неё был сдан серебряный лом соответствующего веса.

В ноябре 1929 года храм был закрыт, однако в начале 1930-х годов всё же с перерывами функционировал, пока в 1933 году не был занят под склад Заготзерно без соблюдения требований законодательства о культах. Уже в октябре 1935 года культовая комиссия президиума облисполкома приняла решение о возвращении здания церкви общине верующих, однако практической реализации этого решения не последовало. 3 июня 1940 года облисполком принял решение о закрытии Смоленского храма как недействующего с 1933 года и о передаче его здания для использования в культурных целях. Однако здание продолжали использовать под зерносклад, склад керосина и как складское помещение горторга. К 1956 году нижние окна здания были заложены кирпичом, трубы калориферного отопления разрушены. Приход Смоленского храма воссоздан в 1991 году, а 26 сентября 1997 года была официально зарегистрирована религиозная организация Православный приход храма Смоленской иконы Божией Матери.

 

Свято-Троицкий собор

Собор Троицы Живоначальной (Свято-Троицкий собор, Троицкий собор) — православный храм в городе Обояни Курской области, расположенный по адресу улица Ленина (ранее — Курская), д. 19. Памятник архитектуры регионального значения. Предшествовавшее нынешнему здание соборного храма не сохранилось: оно было построено в 1743 году и простояло примерно полтора столетия. Современный Свято-Троицкий собор начал строиться в 1890 году на средства горожан и купца I гильдии Рябкина. Строительство окончено в 1898 году. Южный престол освящён 3 (15) декабря 1898 года во имя Рождества Пресвятой Богородицы, северный престол — 4 (16) декабря 1898 года во имя святого Николая Чудотворца, а главный — 14 (26) декабря 1898 года во имя Святой Троицы. Все иконостасы храма были золочёные, главный имел 16 больших и 14 малых живописных икон, а два других — по 10 больших и 17—19 малых икон.

К приходу Свято-Троицкого храма относилась лишь часть города Обояни: в 1915 году его составляли 342 дома с проживавшими в них 2065 прихожанами. Собору принадлежала 171 десятина полевой земли, 115 десятин сенокосной и 45 десятин леса (часть земель была подарена прихожанами). В 1915 году заботами прихожан здание собора было отремонтировано, в том числе поновлены иконостасы. При храме функционировала церковно-приходская школа. Настоятелем Свято-Троицкого собора с января 1890 года являлся протоиерей В. И. Ковалевский, много времени уделивший строительству храма.

После принятия декрета СНК РСФСР от 23 января (5 февраля) 1918 года Свято-Троицкий храм продолжал функционировать на основании устава и договора с Обоянским уездным исполнительным комитетом. В соответствии с декретом ВЦИК от 23 февраля 1922 года из храма было изъято 99 предметов, имевших общий вес 6 пудов 25,75 фунта, среди которых были кресты, обложки с евангелий, священные сосуды, кадило, лампады, ризы с 61 иконы. Отстоять в неприкосновенности прихожанам удалось только ризы с трёх икон: образа святого Николая Чудотворца и находившихся в храме с момента его основания образов Спасителя и Божией Матери. Вместо этих риз прихожане собрали и сдали серебряный лом весом 22,5 фунта.

К началу Великой Отечественной войны Свято-Троицкий собор уже не функционировал. Богослужения возобновились 19 декабря 1941 года, священником стал приглашённый общиной верующих М. И. Антонов. Договор о бесплатном и бессрочном использовании храма общиной Свято-Троицкого прихода был возобновлён в августе 1944 года. В 1955 году настоятелем церкви стал С. Г. Ханов; при нём богослужения стали проводиться ежедневно, в будни их посещало до 100 человек, а в воскресные дни — до 200. Среди прихожан храма были как жители самого города, так и пригородных Казацкой и Стрелецкой слобод, а также близлежащих селений. Дни больших церковных праздников на службу приходило до 3,5 тысяч человек. В 1950 году Обоянский райисполком обратился к епископу Нестору с предложением передать Троицкий собор под зернохранилище, в городе начался сбор подписей в поддержку закрытия храма. Лишь ценой согласия на передачу церквей в селе Нижнее Солотино и селе Трубеж под зерносклады удалось уберечь от закрытия Свято-Троицкий собор. На протяжении 1960—1980-х годов храм поддерживался в хорошем состоянии, в нём ежегодно проводились текущие ремонты.

16 октября 1991 года произведена регистрация религиозного объединения Свято-Троицкий храм (Московский патриархат), при этом в то же время было отказано в регистрации прихода Русской православной церкви заграницей, который также претендовал на здание Троицкого собора, не имея каких-либо подтверждающих это право документов. В результате возникшей конфликтной ситуации на протяжении двух лет продолжалась борьба за храм между двумя общинами: в течение всего этого времени здание удерживалось сторонниками игумена Иоасафа (Шибаева). Лишь в сентябре 1993 года Свято-Троицкий собор был возвращён Московскому патриархату.

 

Храм Александра Невского

Храм святого благоверного князя Алекса́ндра Не́вского — православный храм в городе Обояни Курской области, расположенный по адресу улица Луначарского, д. 26. Памятник архитектуры регионального значения. Предшествовавшее нынешнему здание соборного храма не сохранилось: оно было построено в 1743 году и простояло примерно полтора столетия. Современный Свято-Троицкий собор начал строиться в 1890 году на средства горожан и купца I гильдии Рябкина. Строительство окончено в 1898 году. Южный престол освящён 3 (15) декабря 1898 года во имя Рождества Пресвятой Богородицы, северный престол — 4 (16) декабря 1898 года во имя святого Николая Чудотворца, а главный — 14 (26) декабря 1898 года во имя Святой Троицы. Все иконостасы храма были золочёные, главный имел 16 больших и 14 малых живописных икон, а два других — по 10 больших и 17—19 малых икон.

Храм заложен 19 (31) мая 1891 года на Александро-Невской площади города Обояни епископом Курским и Белгородским Иустином «в память избавления от опасности Их Императорских Величеств и Августейшего Семейства при крушении Императорского поезда 17 октября 1888 года». Строительство церкви осуществлялось на частные пожертвования обоянских купцов. Из-за недостатка средств строительные работы протекали долго и даже временно приостанавливались. Возведение здания по проекту архитектора Владимира Григорьевича Слесарева было завершено в 1906 или в 1907 году, но иконостаса в храме не было вплоть до 1914 года, когда был объявлен сбор средств на его сооружение. Установленный на горнем месте резной деревянный иконостас имел иконы Спасителя, Божией Матери и Иоанна Крестителя. Резной деревянный позолоченный четырёхъярусный иконостас главного алтаря был увенчан пятью деревянными крестами. Царские врата также были резными деревянными позолоченными. Престол во имя Димитрия Солунского, расположенный в южном алтаре, а также расположенный в северном алтаре престол во имя священномученика Василия Анкирского имели трёхъярусные резные деревянные иконостасы.

Изначально церковь Александра Невского была приписана к Свято-Троицкому собору, настоятель которого, протоиерей В. И. Ковалевский, много времени и внимания уделял строительству и Александро-Невского храма. Однако 26 июня (9 июля) 1917 года жители города обратились к епископу Курскому и Обоянскому Феофану с просьбой об открытии самостоятельного прихода при Александро-Невской церкви, одновременно обязавшись устроить в храме три голландские печи и за свой счёт содержать причт. Эта просьба была удовлетворена 3 (16) октября 1917 года, когда согласно приказу Курской духовной консистории самостоятельный приход был открыт. Священником был избран Иоанн Попов.

В 1922 году во время кампании по изъятию церковных ценностей, проводимой в соответствии с декретом ВЦИК от 23 февраля 1922 года, из храма забрали 20 предметов, имевших общий вес 27 фунтов, среди которых были серебряные священные сосуды, кресты, обложки с евангелий, ризы с икон.

Храм был закрыт и разграблен в 1930-х годах, здание использовалось под склад Заготзерна и мебельный склад. К 1956 году главный купол храма был наполовину разобран, а кресты сохранились лишь на двух малых главах, боковые входы и большинство нижних окон были заложены кирпичом, а вход по фасаду разрушен. Было несколько попыток взорвать и снести церковь (в середине 1950-х годов и в конце 1970-х годов). В 1962 году впервые было сделано предложение произвести реконструкцию здания храма и устроить в нём Дворец культуры, однако реконструкция была произведена лишь в 1984 году, после чего в здании открылся молодёжный спортивный клуб «Факел». Храм возвращён Русской Православной Церкви в 1991 году и вновь освящён 12 июня 1991 года, а 17 декабря 1991 года зарегистрирован приход храма Александра Невского.

 

Мемориальный комплекс в честь советских воинов

Памятник в память павших в битве на Курской дуге в 1943 году.

 

Памятник летчикам. Памятник посвященный погибшим на Обоянской земле.
Памятник погибшим за советскую власть в 1919 году.
Памятник «Скорбящий воин» в честь земляков, погибших в локальных конфликтах.
Памятники и бюсты В. И. Ленина.

В городе на доме № 41 по ул. Луначарского установлена мемориальная доска профессору Владимиру Львовичу Симиренко

 

История Обоянь

Известный историк Н. М. Карамзин ошибочно отождествлял с городом Обоянь городок с названием Веяхань или Беяхань, упоминаемый впервые в Ипатьевской летописи в 1147 году и находившийся между Посемьем и переяславскими владениями на реке Терн притоке реки Сулы.

Одним из первых упоминаний об Обояни считается отказная грамота от 30 июня 1636 года царя Михаила Фёдоровича, выданная по челобитной детишек боярских из Курска, просивших выделить им землю.

Основание
Построению крепости предшествовала челобитная курян и белгородцев царю Михаилу Фёдоровичу. Челобитная была послана в июле 1638 года белгородским воеводой Петром Пожарским. Текст челобитной:
«Бьют челом разных городов Курчане и Белгородцы дворяне и детишки боярския и казаки и стрельцы и всякие служилые люди. Милосердный Государь, Царь и Великий Князь всея Руси Михаил Федорович, пожалуй нас, вели, Государь, города строить меж Курска и Белгорода на половинах — от Курска 60 верст и от Белгорода 60 же верст, на устье реки Баяни, а то Баянское городище, искони вечно, от Муравской сакмы верст с 10. А как по твоему Государеву указу, бываем мы на твоей Государевой службе в станицах и на вестех, и в том дальнем проезде наша братия погибает и в поляне живот свой мучим безвыходно. А к тому баянскому городищу приходят с Русской стороны реки Псла, меж больших лесов поля пашенныя, и нам детишкам боярским поместныя земли будут во многих в крепких местах».

Ответ на челобитную:
«…Июля в 7 день писал сие к нам челобитную Курчан и Белгородцев детей боярских и казаков и стрельцов и всяких служилых людей. А в челобитной их написано, что меж Курска и Белагорода на половинах от Курска 60 же верст, меж Псла и усть речки Бояни Боянское городище, а то Боянское городище от Муравской сакмы верст за тридесять. И как они по нашему указу бывают в посылках, в приезжих станицах и на вестях из Белагорода в Курск и из Курска в Белагороде, живут на вестях и с вестями ездят Муравским шляхом. И на Муравском шляху в проездах татарова емлют в полон, а которые утеклецы, и те бегают к Боянскому городищу к лесам и укры-ваючи татар теми лесами в Белагород и Курск с вестями приезжают. И нам бы их пожаловать велел на том Боянском городище устроити жилой городок служилых людей из детей боярских, и стрельцов, и казаков, и пушкарей, и защитников землёю, пашнями и сенными покосы и всякими угодьи устроить. …И как к тебе сия наша грамота придет и ты б велел тово Боянского городища, и отписать и на чертеж начертить…»

В 1639 году чертеж был составлен. Он числится в описи 1668 года архива Разрядного приказа.

Летом 1647 года, уже в правление Алексея Михайловича, на берег Псла был отправлен новый отряд под предводительством стольника Ивана Васильевича Бутурлина, в задачу которого входило провести обмеры древних городищ. 7 сентября 7156 года (1647) Бутурлиным в разрядный приказ была подана роспись городищам, в которой содержится подробное описание Обоянского городища. Именно по этому чертежу возводилась первая Обоянская крепость.

26 февраля 1649 года царь Алексей Михайлович послал в Карпов воеводе Автомону Ивановичу Еропкину указ об устройстве жилого острога на Обоянском городище. Строительство было поручено Андрею Покушелову. Однако, через некоторое время царь резко сменил свою позицию. Возможно, до него дошли слухи о том, что Покушелов участвовал в волнениях, прокатившихся по стране после соляного бунта. Хотя более вероятно то, что он поплатился за своё правдорубство.

5 июля 1649 года был издан царский указ, согласно которому возведение острога возлагалось на воеводу Ивана Никитича Колтовского.

Будущие жители Обояни выбирались на «вечное житье» из курских и орловских ссыльных, проходящих службу в Карпове. Добровольно на новое место перебирались очень и очень немногие. Стрельцы не выбирались, а по приказу отправлялись на новое место службы.

27 июля 1649 года Колтовский с небольшим отрядом прибыл в Курск. 29 июля, после получения всего необходимого для постройки крепости, отряд выдвинулся в сторону Обоянского городища. Дорога заняла два дня.

25 августа 1649 года в отписной записке Колтовский сообщал, что общее количество прибывших составляет 607 человек, из которых 203 составляют стрельцы.

Долгое время датой основания Обояни считалось 16 августа 1639 года, ссылаясь на «Историческую летопись курского дворянства» А. А. Танкова. Однако оказалось, что в документе, на который опирался А. А. Танков, датой основания города указано 16 августа (26 августа по новому стилю) 1649 года:

 

«Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Руси холоп твой, Ивашко Колтовской, челом бьёт. В прошлом, государь, во 157-м году, июля в 5 день, по твоему государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии указу послан я, холоп твой, на твою государеву службу на Обоянское городище. А велено, государь, мне, холопу твоему, на реке Псле, против Бокаева шляху, на Обоянском городище поставить жилой город со всеми крепостьми… И по твоему государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии указу пришол я, холоп твой, на твою государеву службу на Обоянском городище с ратными людми, з детьми боярскими и з стрельцами во 157-м же году августа в 1 день и Обоянскоя городища измерил трёхаршиною саженью и августа ж, государь, в 16 числе, на Спасов день, на Обоянском городище молебен пели и воду осветя и Обоянское городища святою водою окропили и между речки Обоянки и крутого боярака обложили два города, трои ворота, адиннадцать глухих башен, и о том государь я, холоп твой, писал к тебе, Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии того ж числа.»

Строительство велось энергично. В ноябре 1649 года Колтовский отправил в Москву роспись и чертёж Обоянского острога. К декабрю 1649 года крепость была уже практически возведена. Однако для первых поселенцев зима прошла очень тяжело. Голод и болезни унесли жизни большого количества жителей. Многие начали подаваться в бега. За время строительства сбежало 27 стрельцов.

Одновременно со строительством острога возводились пригородные слободы: Казачья, Пушкарская и Стрелецкая.

В августе 1650 года строительство острога было окончено. 3 сентября 1650 года новым воеводой Обояни был назначен Осип Степанович Арсеньев.

Наиболее ранним дошедшим до нас описанием крепости является роспись Обояни, составленная по царскому наказу писцом, тульским дворянином Михаилом Масловым и карповским подьячим Федором Оловянниковым.

В 1658 году Обоянский уезд вошёл в состав Белгородского разряда. К тому времени на территории уезда числилось свыше сорока населённых пунктов.

В 1699 году в Обояни впервые прошли выборы городского бургомистра. Первым из них стал Терентий Чикин.

 

Российская империя

В 1708 году при проведении областной реформы Петра I Обоянский уезд был упразднён, Обоянь была приписана к Киевской губернии, а при разделении губерний на провинции изначально была центром Обоянской провинции, а в 1719 году отнесена к Белгородской провинции той же губернии. C 20 октября (по старому стилю) 1721 года по 1 сентября (по старому стилю) 1917 года в составе Российской империи. С 1727 года — в Белгородской губернии. Тогда же был образован Обоянский дистрикт, возглавляемый земским комиссаром Г. А. Спешневым до 1720 года. В 1721 году его место занял Харлам Петрович Переверзев, которого в 1722 году сменил Дмитрий Петрович Мелентьев. В 1727 году была проведена очередная административно-территориальная реформа, вернувшая уезды и воевод.

В первой четверти XVIII века в Обоянском уезде проживало значительное количество черкасов (1872 человека мужского пола в 1720 году), что значительно усложняло управление территорией. В 1743 году построена не сохранившаяся до наших дней Троицкая церковь, в 1790 г. — Смоленская церковь. В 1779 году Обоянь официально утверждена городом и стала уездным центром вновь образованного Обоянского уезда Курского наместничества (преобразованного в 1796 году в Курскую губернию). В 1780 году город получил герб.

В 1805 году город представлял в плане неправильный пятиугольник, имевший в окружности 5 вёрст 500 сажень. В нём насчитывалось 540 обывательских домов. В 1812 г. было открыто уездное училище, в 1836 г. — приходское. В 1841 году построена Ильинская церковь, а в 1842 г. — Георгиевская.

Во время Крымской войны была сформирована дружина (носившая название «сорок седьмая»), которая с 22 по 28 августа участвовала в обороне Севастополя. 750 ратников из дружины были награждены серебряными медалями «За защиту Севастополя».

 

В 1861 году в Обояни проживало 5,5 тысяч человек, из которых на долю мещан и купцов приходилось 80 %. В 1882 году узкоколейка протяжённостью 29,3 версты соединила город со станцией Ржава. В конце XIX века в городе насчитывалось 6 кожевенных заводов, на которых работало всего 13 наёмных рабочих; также имелись гончарный, мыловаренный, свечно-восковой и кирпичный заводы.

В 1896 году в городе проживало 6 995 человек, в том числе: мещан — 5126, купцов и почетных граждан — 318, дворян — 182, духовенства — 189, военных — 310, крестьян — 849, прочих сословий — 21. В городе было 428 каменных и 1107 деревянных домов 1. В 1891 году началось строительство собора Александра Невского и Троицкого собора. В 1892 году открыта женская гимназия.

В 1916 году население составляло 13 426 человек. Промышленность составляли маслобойный паровой завод, 4 ветряных мельницы, 3 синельных, 2 кожевенных, медоваренный, восковой и салотопный заводы (на всех предприятиях работало около 40 наёмных рабочих).

Крестьянские волнения и РСДРП
Начало XX века не внесло никаких положительных изменений в жизнь крестьянства. В 1905 году на территории уезда крестьянам принадлежало только 10 % земли, тогда как дворянам — 65 %.

Деятельность РСДРП в Обоянском уезде впервые проявилась в сентябре 1904 года, когда были изъяты несколько листовок.

В ноябре 1905 года весь уезд охватили крестьянские волнения. 10 ноября начались поджоги дворянских имений. За неделю было сожжено 14 таковых. Всего же за 1905 год было отмечено 22 выступления.

В 1906 году в Обояни была организована подпольная группа РСДРП. В неё входили телеграфист железнодорожной станции А. Ф. Непиющий, учительница А. И. Сойникова, А. Г. Яковлев, М. Ф. Полякова. В группу входил будущий соредактор «Правды» Лев Сосновский. Подпольщики собирались на Садовской даче.

В 1907 году группа была разгромлена, а её участники отправлены в ссылки.

Февральская революция
После падения самодержавия председатель земской управы М. Прибытков был назначен временным комиссаром уезда. 18 марта 1917 года был избран исполнительный комитет под началом уездного воинского начальника полковника М. Х. Харкевича, преимущественно состоящий из буржуазии и помещиков.

Февральская революция не принесла существенных изменений в жизнь уезда и города, так как у власти оставались всё те же люди.

6 августа 1917 года был избран совет крестьянских депутатов, преимущественно состоящий из эсеров и меньшевиков. Тогда же в Обоянь стали возвращаться из ссылок большевики. Недовольство буржуазной властью всё чаще перерастало в крестьянские выступления. В деревнях начался захват помещичьей земли, порубки леса. 3 октября в селах уезда были организованны сельские советы крестьянских депутатов. С 1 сентября по 25 октября (по старому стилю) 1917 года в составе Российской республики.

В гражданскую войну
В конце ноября 1917 года революционные части Обоянского уезда разбили корниловцев. В декабре 1917 года в Обояни был организован временный революционный совет. 15 января 1918 года уездное собрание крестьянских представителей избрало постоянный революционный совет. Был сформирован 1-й Обоянский добровольческий красногвардейский полк. Дома буржуазии занимались под учреждения и училища.

3 марта 1918 года германские войска вторглись на Украину, а затем в соседствующую с ней Курскую губернию. Вместе с ними двигались отряды гайдамаков, которые исполняли волю Центральной рады по «воссоединения украинских земель». 17 апреля 1918 года в город вступил отряд германских войск. Местная буржуазия устроила им торжественную встречу. Вскоре создалась угроза Курску. Но, уже 19 апреля красногвардейцы выбили немцев из Обояни. Полностью был уничтожен отряд гайдамаков.

После изгнания врага в городе был избран совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. 5 мая большевики Обояни избрали свой первый партийный комитет во главе с Г. П. Косухиным, заместителем П. П. Афанасьевым (делегат II Всероссийского съезда советов), секретарём И. Г. Кабановым. 22 июня создана уездная партийная организация.

В апреле 1919 года на Восточном фронте армия верховного правителя России адмирала А. В. Колчака перешла в наступление. Из Обояни на восток был отправлен добровольческий отряд из 200 человек и маршевые роты из 5-го запасного батальона. 3 мая 1919 года городское заседание РКП (б) приняло постановление об отправке на Восточный фронт 52-x из 105 членов партии.

Летом 1919 года на Южном фронте развернулось наступление Вооруженных сил Юга России. В связи с наступление деникинцев в Обояни был создан оперативный штаб обороны города и уезда, который возглавили военком С. И. Исаков, предукома РКП(б) П. П. Афанасьев, предуисполкома Н. Ф. Дубровский, а также представитель губкома Г. П. Косухин. Город и уезд были объявлены на осадном положении. Охрана города была возложена на коммунистический отряд и милицию.

 

С 1 по 15 июля обоянский военкомат направил в воинские части 3274 человека. Но 17 августа 2-й корниловский ударный полк занял Обоянь. 30 августа город был освобождён. 13 сентября в ходе ожесточённых боёв деникинцы вновь заняли Обоянь, а к концу сентября — всю губернию. Белогвардейцы устраивали грабежи, расстрелы. Помещикам вернули землю. В ночь на 20 ноября на реке Псёл были расстреляны первые борцы за советскую власть. Их трупы были сброшены под лёд. После занятия города красными было извлечено 28 обезображенных тел. В память о жертвах белого террора в 1972 году на южной окраине города был установлен памятник.

После потери Курска деникинцы отошли к Обояни. 24 ноября полки 2-й и 3-й бригад латышской дивизии Ф. К. Калныньша вели бои, однако занять город наступлением им не удалось. 26 ноября 3-я бригада К. А. Стуцки окончательно освободила Обоянь.

20 января 1921 года в Курскую губернию вторглись банды Махно, 22 января — в Обоянский уезд. Однако были быстро выдворены.

Г. П. Косухин, председатель укома РКП(б) погиб в 1919 году под Пермью. Организатор союза молодёжи в Обояни Н. И. Винокуров погиб в боях с басмачами в Средней Азии 21 июля 1921 года. В феврале 1921 года А. Ф. Непиющий был избран делегатом на X съезд РКП (б), участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа. В честь него названа одна из улиц Льгова. А. И. Сойникова в 1922 году была избрана делегатом XI съезда РКП (б). А. А. Косухин в марте 1920 году был назначен старшим ответственным уполномоченным особого отдела ВЧК при 5-й армии для сопровождения золотого запаса РСФСР из Иркутска в Казань. Его именем названа одна из улиц Обояни, а в Рыбинских Будах ему установлен памятник.

 

Советский период

После гражданской войны Обоянь начала усиленно развиваться. Стала издаваться газета «За коммуну». C декабря 1922 года в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики Союза Советских Социалистических Республик. В 1930 году был открыт педагогический техникум (с 1936 года — педучилище), в 1936 году — библиотечный техникум.

В 1924 году были уничтожены Обоянский Богородицко-Знаменский мужской монастырь (основанный в 1664 году) и его церкви. На месте, где стоял монастырь, сейчас установлен поклонный крест. Здание Обоянского духовного училища сохранилось, но заброшено, до 1987 года в нём располагалась средняя школа № 1.

На 1935 год в Обояни действовали МТС, сушильный завод, маслодельный завод, инкубаторно-птицеводческая станция, яично-птичный комбинат, 2 мельничных комбината, 2 кирпичных завода, 2 кустарно-промысловых артели и артель инвалидов. В числе коммунальных предприятий были баня, электростанция, гостиница. Также в городе функционировали почта, телеграф, телефон, радиоузел, библиотека, общественный сад, гортеатр, кинотеатр, дом соцкультыта, дом крестьянина, больница, 16 магазинов, 4 столовых, 3 начальных школы, 2 неполных средних и одна средняя школы, советско-партийная школа, тракторно-механическая школа.

 

Во время Великой Отечественной войны

11 ноября 1941 года Обоянь была занята немцами. Оккупация продлилась 15 месяцев. За годы войны было осуществлено две попытки её освобождения: в январе 1942 года и феврале 1943 года.

В ходе Курско-Обоянской операции советские войска подошли к городу и с боями ворвались в него. В ходе штурма с 4 по 10 января 1942 года за город шли ожесточённые бои, но попытка его освободить была неудачной. С советской стороны в боях принимали участие 169-я стрелковая дивизия полковника С. М. Рогачевского, 10-я танковая бригада полковника В. А. Бутмана и 8-я мотострелковая дивизия войск НКВД полковника В. Ф. Крылова.

В феврале 1943 года на Обоянском направлении против вражеских сил действовали войска 38-й армии генерал-лейтенанта Н. Е. Чибисова Воронежского фронта во время Харьковской наступательной операции 2.02. — 3.03.1943 года.

Освобождение города было возложено на части 303-й Сибирской стрелковой дивизии полковника К. С. Федоровского, в честь которого названа одна из улиц города.

Утром 8 февраля 1943 года 849-й стрелковый полк майора М. К. Губанова вышел на западную окраину города, а 845-й полк майора В. В. Быкова и 847-й полк подполковника Ф. С. Тверетинова на северо-восточную и южную окраины, отрезав фашистам путь отхода. Утром 18 февраля Обоянь была полностью освобождена от немцев.

18 марта 1943 года представитель Ставки Верховного Главнокомандования Маршал Советского Союза А. М. Василевский прибыл в Обоянь. Решением Ставки южнее Обояни была переброшена 21-я армия и 1-я танковая армия генерал-лейтенанта М. Е. Катукова. К 23-му марта линия фронта в районе Обояни стабилизировалась. В том же году, в ходе Курской битвы немцам не удалось вновь захватить город, хотя первоначальное общее направление удара с юга было именно в район Обояни.

 

Послевоенный период

В 1945 году была восстановлена электростанция. В 1947 году началось строительство завода «Изоплит», в 1957 году введен в эксплуатацию. В 1948 году с целью планомерного изучения Курских магнитных аномалий Министерством геологии СССР создана и структурно оформлена Курская геофизическая экспедиция. База экспедиции с 1950 года располагается в г. Обоянь. В 1950 году через город прошла автомагистраль Москва — Симферополь, были построены мосты через реку Псёл и речку Обоянку.

 

Современность

В 2006 году на центральных улицах Обояни были поставлены декоративные фонари. В 2008 году открыта строившаяся 20 лет объездная дорога вокруг города. До этого проезд через него затруднялся светофором и железнодорожным переездом. Дорога позволила пустить транзитный транспорт в обход центральных улиц, что ускорило проезд, но усложнило жизнь местной мелкой торговле.

 

Интересные факты

В России практически каждый населённый пункт имел ёмкую поэтическую характеристику. Про жителей Обояни говорили: «Обоянские — бога не боянские». Также известна поговорка: «Куда ни кинь, куда ни глянь, кругом родная Обоянь».
В русской диалектологии известен «обоянский архаический диссимилятивный тип аканья» — один из нескольких типов аканья. Рядом исследователей он считался прародителем аканья в русском языке.
В комплиментах обоянским девушкам традиционно обыгрывается слово «обаятельная». Поскольку приём — очевидный, древний и избитый, то требуется особая сноровка в том, чтобы его использовать. В свою очередь, обоянские девушки столько раз слышали о своем обаянии, что просто не могли не развить эту черту характера до совершенства.
Обоянь упоминается в произведениях искусства. Городу посвящён фельетон А. П. Чехова «Холодной воды!». Обоянь упоминается в тексте повести Ю. П. Германа «Лапшин» и в фильме «Мой друг Иван Лапшин»: один из задержанных Лапшиным «вламывал» в Обояни сезонником на скотобойне.