Оптина Пустынь, Россия

Оптина Пустынь

Расположение: 2 км на Восток от Козельска  Карта

Тел. (08442) 2-24-32

Амвросий Оптинский

Амвросий Оптинский

 

Описание Оптины Пустыни

По преданию Оптина пустынь была основана в конце 14 века бывшим разбойником Оптой, принявшего имя Макарий, когда он был пострижен в монахи. Мало сведений выжили с первых дней монастыря. Большинство зданий были построены в 18 и 19 веках. Оптина Пустынь занимает особое место в духовной жизни России. Несколько известных исторических деятелей совершила паломничество сюда в том числе члены императорской семьи, Толстой, Тургенев, Достоевский и многие другие. Известный роман Достоевского "Братья Карамазовы" упоминает старца Зосиму как один из типов православного монашества. Протипом этой фигуры стал монах Оптиной пустыни Амвросий Оптинский.

 

Расположение и внешний вид

Оптина Пустынь расположена в 3 км к северо-востоку от города Козельска. Дорога пересекает реку Жиздра и продолжается вдоль монастырской рощи; в 1832-1839 гг. вокруг монастыря была построена невысокая ограда и четыре башни.

Монастырь в плане почти квадратный. В центре находится собор Пресвятой Богородицы - главная святыня монастыря. Собор окружен крестообразными церквями. С севера - церковь во имя Марии Египетской, построенная в 1858 году из старой трапезной, с юга - церковь во имя иконы Казанской Богородицы, построенная в 1811 году, с востока - церковь во имя иконы Владимирской Богородицы.

За монастырской рощей находится скит, где круглосуточно совершаются богослужения; в 2009 году в нем проживало 10 монахов. При организации монастыря было запрещено вырубать окружающий лес, "чтобы он был закрыт навсегда". Сохранился дом, в котором останавливались Николай Гоголь, Федор Достоевский, Сергей Нильс и Константин Леонтьев. Деревянная церковь во имя Иоанна Предтечи (1822 г.) была вырублена из леса, росшего на месте скита, и сохранилась до наших дней. С 2013 года вход в скит запрещен. Сергей Нильс так описывает убранство Оптинской кельи начала XX века: деревянная кровать, угловая статуя с лампадой, стул, стол, таз. Новичкам выдавалась одежда (свитки) в "рухольной".

 

История

XV—XVIII века

По преданию, монастырь был основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптиа), известным в обители под именем Макарий. До Соборного определения 1503 года (строго разделявшего монастырь на мальчиков и девочек) в Оптиной обители монахи и монахини жили в отдельных корпусах.

Первые письменные свидетельства о Макарьевском Оптином монастыре относятся к царствованию Бориса Годунова. В Козерской писцовой книге (1629, 1630, 1631 гг.) упоминается, что в память о царе Феодоре Иоанновиче (ум. 1598 г.) монастырю были подарены "свечи и ладан". После тяжелых испытаний Оптинский монастырь оправился от литовского разорения; старейшая жертвенная книга 1670 г. рассказывает о пожертвованиях, сделанных насельниками в годы царствования.

В 1689 г. во имя Пафнутия Боровского монахи монастыря начали строительство первой каменной входной Богородичной церкви с боковыми приделами.

В XVIII веке материальное положение монастыря было тяжелым: в 1704 году по указу Петра I Оптинская пустынь должна была платить налоги государству. Деньги нужны были на строительство Петербурга и на войну со Швецией. Этот налог был тяжелым бременем для Оптиной Пустыни. О бедственном положении Оптиной пустыни можно судить по просьбам бывших жертвователей: к 1724 г. в монастыре было 12 человек.

В 1724 г. Оптина Пустынь была упразднена по Духовному регламенту и присоединена к Спасо-Преображенскому монастырю в Белёвскому. Однако в конце 1726 года Оптинская пустынь была восстановлена по указу императрицы Екатерины I. На основании указа архиепископа Сарского и Подонского Леонида от 11 июля 1727 года архиепископ Тихон, настоятель Спасо-Преображенского монастыря в Белёвского, вернул Оптину Пустынь во владение монастыря.

В 1741 г. началось строительство деревянной колокольни; в 1750 г. началось строительство новой церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом чудотворца Пафнутия Боровского с южной стороны и приделом великомученика Феодора Стратилата с северной стороны; в 1759 г, храм был почти достроен, и в том же году была освящена часовня Пафнутия Боровского.

В 1764 году в ходе секуляризационной реформы Оптина Пустынь указом Екатерины II была добавлена к числу иноческих монастырей Крутицкой епархии.

В 1768 году на средства благотворителей было завершено строительство нового собора. Согласно отчету, в 1770 г. в монастыре было три монаха, в 1773 г. - два престарелых монаха.

Положение монастыря стало меняться в 1795 г., когда митрополит Московский и Калужский Платон обратил внимание на необходимость создания монастыря; в 1796 г. Платон посетил Оптину Пустынь и очень увлекся этим местом. По его настоянию настоятелем был назначен опытный старец иеромонах Авраамий из Песношенской обители; в 1797 году братия монастыря насчитывала уже 12 человек.

В 1799 году Оптина пустынь была переведена во вновь открытый Калужский приход. Особое внимание возрожденному монастырю уделял епископ Калужский Феофилакт (Русанов).

 

XIX век

В 1802 г. началось строительство новой трехъярусной колокольни высотой 30 саженей. С двух сторон были пристроены флигели для братских келий; в 1804 г. завершено строительство колокольни и левого флигеля, а в 1806 г. - правого; в 1805 г. начато строительство Казанской церкви, а в 1809 г. - больничной церкви с шестью кельями. Материалы для строительства церкви были пожертвованы советниками Каминиными. Освящение больничной церкви состоялось 26 августа 1811 года, а Казанской - 23 октября 1811 года.

18 января 1809 г. по просьбе настоятеля игумена Авраамия и ходатайству епископа Феофилакта указом Святейшего Синода штат обители был увеличен до 30 человек (вместе с настоятелем).

В 1821 году в монастыре был построен скит. Здесь поселились отшельники и провели многие годы в полном уединении. Всей духовной жизнью монастыря управляли старцы (настоятель оставался администратором). В поисках духовной жизни в монастырь приезжали люди из самых разных слоев общества. Оптина стала одним из духовных центров России. В монастырь стали поступать пожертвования, он приобрел землю, мельницу, каменные здания. В монастыре активно издавались книги при содействии братьев Киреевских, Ивана и Петра, писателей Константина Леонтьева и Сергея Нилус.

В жизни русских писателей и мыслителей есть эпизоды, связанные с Оптиной пустынью: летом 1878 года В.С. Соловьев сопровождал Ф.М. Достоевского в Оптину. Писатель пробыл в скиту три дня. Некоторые детали "Братьев Карамазовых" возникли под впечатлением от этой поездки. Прототипом старца Зосимы был старец Амвросий (преподобный Амвросий Оптинский, канонизированный в 1988 году), живший в то время в скиту в Оптиной пустыни.

 

XX век

В 1890-1900-х годах в Оптиной Пустыни жил Митя Козельский, русский юродивый, ставший впоследствии единственным любимым и доверенным сыном царя Николая II и императрицы Александры Федоровны. После изгнания от двора он стал ярым противником Григория Распутина 23 января 1918 года Оптина Пустынь была закрыта по распоряжению СНК, но монастырь продолжал существовать под названием "сельскохозяйственной артели"; весной 1923 года плантация была закрыта, а монастырь передан в ведение СНК. Весной 1923 г. плантация была закрыта, а монастырь передан в ведение Грайвенука. В качестве исторического здания он получил название "Музей Оптиной пустыни".

В 1931 году на территории монастыря Оптина Пустынь была открыта вилла имени Горького; в ноябре 1939 года, после раздела Польши по приказу Лаврентия Белого, советский НКВД превратил санаторий в концлагерь "Козельск-1" , куда было интернировано около 5 тыс. польских офицеров из которых около 4400 были впоследствии отправлены на расстрел в Катынь.

В годы Великой Отечественной войны на территории Оптиной Пустыни располагался сначала госпиталь, затем в 1944-1945 гг. контрольно-фильтрационный лагерь НКВД СССР для советских офицеров, возвращавшихся из плена, а после войны до 1949 г. здесь находилась воинская часть.

17 ноября 1987 года постановлением Правительства Российской Федерации Оптина Пустынь была передана Русской Православной Церкви. По словам Константина Харчева, "Оптину Пустынь предложил вернуть член Политбюро Александр Яковлев". 30 декабря 1987 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии монастыря.

3 июня 1988 года, в день иконы Владимирской Божией Матери, в башне над монастырскими воротами была совершена первая Божественная литургия.

1 февраля 1990 года Иоанно-Предтеченский скит был возвращен в Оптину Пустынь.

Сегодня монастырь практически полностью восстановлен.

 

Молитва Оптинских Старцев

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.
Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.
Какие бы я не получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля.
Во всех словах и делах моих - руководи моими мыслями и чувствами.
Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и всех событий его.
Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.

Аминь

 

Оптинские старцы

На Поместном соборе 1988 года прославлен иеросхимонах Амвросий (Гренков). Остальные старцы прославлены 26 июля 1996 года как местночтимые, а в 2000 году общецерковно.

25 декабря 2009 года Священный синод Русской православной церкви утвердил службу Собору преподобных Оптинских старцев, подготовленную Синодальной богослужебной комиссией, и рекомендовал её к общецерковному богослужебному употреблению.

Иеромонах Никон (Беляев) прославлен в чине преподобноисповедника, расстрелянный большевиками архимандрит Исаакий II (Бобраков) — в чине преподобномученика.

Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841) — первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа.
Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788—1860) старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нёс великий и святой подвиг старческого окормления. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Под его духовным руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие монастыри, а письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали бесценным руководством для каждого христианина в духовной жизни.
Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862) явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.
Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) — брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно нёсший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова….
Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805—1873) — ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной церкви многих заблудших и отпавших от православной веры.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891) — великий подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве…
Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894) — приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твёрдое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества.
Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) — скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения.
Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) — ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие ещё при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озарённым благодатным божественным светом.
Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) — скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в Русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нём покаяние.
Иеросхимонах Анатолий II (Потапов) (1855—1922), прозванный в народе утешителем, был наделён Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся своё пастырское служение в тяжёлые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.
Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865-1938), последний настоятель Оптиной пустыни, испытал на себе все тяготы запустения и осквернения святой обители. В годы испытаний и скорбей он нес свой крест настоятеля, исполненный непоколебимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды был заключен в тюрьму, расстрелян 8 января 1938 г. и похоронен в братской могиле в лесном массиве на 162-м км Симферопольского шоссе.
Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853-1928), старец, избранный на последний Оптинский Собор, непрестанной молитвой и подвигами смирения приобрел высочайшие дары чудотворения и ясновидения, часто скрывая их под видом глупости. В то время, когда Церковь подвергалась гонениям, а сам он за исповедание веры находился в ссылке, он неустанно окормлял верующих.
Иеромонах Никон (Беляев) (1888-1931) был ближайшим учеником старца Варсонофия, ревностным молитвенником и любящим пастырем.

 

Шамординский монастырь

Шамординский монастырь расположен в 12 км от Оптиной Пустыни. Это женский монастырь и монахов из Оптиной Пустыни почти никогда не приходят сюда, пока их не попросят помочь по хозяйству. Сестра Льва Толстого был главой монастыря в течение нескольких лет.

Image of Optina Monastery  Image of Optina Monastery