Путеводитель Ермак Трэвел 

 

Оружейная палата

 Оружейная палата

 

 

 

 

 

 

 

Транспорт
Где поесть
Отели, хостелы и прочие
Культурные (и не очень) мероприятия
Интересная и полезная информация

 

 

Описание Оружейной палаты

Адрес: Московский Кремль

Тел 921 4720
Метро: Александровский сад, Библиотека имени Ленина, Боровицкая
Открыто: вход в 10:00, 12:00, 14:30 и 16:30 пятница-среда

Государственный алмазный фонд

Тел 629 2036
Открыто: с 10:00 до 17:00, с 14:00 до 17:00 пятница-среда

 

Оружейная палата Кремля - один из старейших музеев Москвы, основанный в 1851 году и расположенный в Московском Кремле. Оружейная палата возникла в качестве королевского арсенала в 1508 году. До перевода двора в Санкт-Петербург Оружейная палата занималась производством, приобретением и хранением оружия, ювелирных изделий и различных предметов домашнего обихода царей. Там работали лучшие московские оружейники (братья Вяткин), ювелиры (Гаврила Овдокимов) и художники (Симон Ушаков). В 1640 и 1683 годах открыли иконографию и живописные студии, где можно было получить уроки по живописи и ремеслам. В 1700 году Оружейная палата была обогащена сокровищами Золотых и Серебряных палат русских царей.

 

Атлантида Перевал Дятлова Санаторий Вейверли Хиллз Рим
Лондон Помпеи Геркуланум Несебр
Эфес Адрианов Вал Стена Антонина Скара Брей
Парфенон Микены Олимпия Карнак
Пирамида Хеопса Троя Вавилонская башня Мачу-Пикчу
Колизей Чичен Ица Теотиуакан Великая Китайская стена
Сиде Стоунхендж Иерусалим Петра

 

 

 

 

Коллекция Государственной Оружейной палаты представляет богатство, накопленное русскими князьями и царями на протяжении многих веков. Первое письменное упоминание о государственном вооружении происходит в 1508 году, но кузницы, производящие оружие и доспехи в Кремле, появились еще в XIII веке. Позже в Кремль переехали золотые и серебряные мастера, мастерские, производящие иконы и вышивку, и Управление королевской конюшни. Первый арсенал был снесен в 1960 году, чтобы освободить место для Государственного Кремлевского дворца. Нынешняя Государственная Оружейная палата была построена как музей по приказу Николая I. Он был спроектирован Константином Тоном в 1844 году и был завершен в 1851 году.

 

Оружейная палата

Руководство по галерее
Главный вход Государственной Оружейной палаты ведет к билетной кассе в подвале. Лестницы в дальнем конце подвала ведут к экспонатам. Комнаты 1-5 на первом этаже содержат золото и серебро, оружие и доспехи. Комнаты 6-9 на нижнем этаже содержат коллекцию королевских регалий. Государственный государственный алмазный фонд, отдельный музей, также размещается в здании Государственной оружейной палаты.

 

 

Экспозиция Оружейной палаты

Экспозиция музея построена по тематическому принципу и располагается в девяти залах:
Русские золотые и серебряные изделия XII—XVII веков
Русские золотые и серебряные изделия XVII—XX веков
Европейское и восточное вооружение XV—XIX веков
Русское вооружение XII—XIX веков
Западно-европейское серебро XIII—XIX веков
Ткани и шитьё XIV—XVIII веков
Древние государственные регалии и предметы парадных церемоний XIII—XVIII веков
Предметы конского убранства XIII—XVIII веков
Коллекция карет XIV—XIX веков

Доспехи и оружие
Экспозиция музея включает в себя образцы российского и зарубежного боевого и парадного вооружения. В коллекцию входят работы византийских, египетских, индийских, французских, шведских и других мастеров. Имена работников Оружейной палаты стали известны только в 1950—1980 годах в результате обширной исследовательской деятельности, определившей таких работников, как Никита Давыдов, Первуша Исаев, Иван и Тимофей Лучаниновых.

Большую часть коллекции вооружения составляют доспехи и шлемы. Посетителям представлены шлем Ярослава Всеволодовича — отца Александра Невского, византийский шлем с деисусом, а также редкий остроконечный шлем трёхлетнего сына Ивана Грозного — цесаревича Ивана. Рядом экспонируется кольчуга Петра Шуйского, которая, по легенде, после смерти князя во время Ливонской войны была подарена атаману Ермаку, исследовавшем в ней земли Сибири. После смерти Ермака кольчуга поступила в коллекцию Оружейной палаты.

Рядом располагается коллекция щитов XII—XVII веков, а также парадное вооружение, вошедшее в моду после появления огнестрельного оружия — именно тогда оборонительные доспехи потеряли своё боевое назначение. В коллекцию парадного вооружения входят доспехи Михаила и Алексея Романовых. В соседних витринах выставляются булавы и шестопёры — предметы были не только холодным оружием, но и знаками царской власти, также представлены сабли, шашки, булаты, малайские кинжалы, кортики и разные виды ружей того времени.

Золотой и серебряный фонд
В состав Оружейной палаты входит собрание древнерусских золотых и серебряных изделий XII—XVII веков. В XII—XIII веке на Руси были популярны украшения, выполненные в техниках филигрань и перегородчатая эмаль. Примерами таких ценностей являются предметы из Старорязанского клада, обнаруженного на территории Старой Рязани в 1822 году. В состав экспонируемого в Оружейной палате клада входят бармы, подвески и колты.

В музее хранится крупнейшая в мире коллекция западноевропейских серебряников XVI—XVII веков. Большую часть изделий составляют фигурные сосуды: кувшины, кубки, кружки для пива и сосуды для вина. В экспозицию входят золотые и серебряные предметы посуды, украшенные драгоценными камнями: чаши, чары, братины, ковши и самовары. Одним из самых необычных предметов является кубок «Рог Изобилия», подаренный шведской королевой Христианой Алексею Романову по случаю его коронации в 1647 году. До XVIII века предметы посуды использовались царскими семьей для организации государственных празднеств.

Одним из самых ценных экспонатов музея является церковная чаша основателя Москвы Юрия Долгорукого, заложенная князем в фундамент Преображенского собора в Переславле-Залесском. Работы владимиро-суздальских мастеров представлены ковчегом Дионисия конца XIV века и иконой мастера Лукиана начала XV века, изображающей библейские сюжеты на чеканном серебре. Рядом хранится Морозовское евангелие Успенского собора, выполненное в начале XV века, а также предметы церковных украшений.

В состав коллекции византийского искусства VII—XV веков входят серебряный кувшин, найденный в 1918 году в составе Судженского клада, украшения из агата и яшмы, резная икона с изображением Дмитрия Солунского и золотой образок XI века.

Изделия кремлёвских мастерских
Большая часть коллекции музея состоит из предметов XVI—XVII веков, выполненных в мастерских Кремля. Одним из старейших наследственных объектов в составе Оружейной палаты является шапка Мономаха, изготовленная восточными мастерами в XIII—XIV веках. Рядом экспонируется Казанская шапка, изготовленная в 1553 году в честь взятия Казани и украшенная орнаментом из трав. Центром экспозиции являются предметы «Большого Наряда», изготовленные московскими мастерами в 1627—1628 годах для коронации Михаила Романова: царский венец, скипетр и держава. Отдельная витрина посвящена кубкам-наутилусам или «корабликам», для изготовления которых использовались створки жемчужных раковин, а также «Знамени Ермака» — знамёна с религиозными сюжетами, долгое время считавшиеся собственностью Ермака.

 

Петербургские изделия
Российское искусство XVIII века тесно связано с развитием Петербургской школы серебряных изделий. В музее выставляются подсвечники в стиле рококо мастера И. Либмана, декоративные ковши, а также предметы посуды, выполненные в классическом стиле. К последним относятся овальное блюдо, привезённое Екатериной II фавориту Григорию Потёмкину, а также новые виды используемых предметов: чайники, кофейники и сервизы, пришедшие взамен ковшам, чаркам и братинам. В отдельном стенде представлены предметы русского фарфора, изготовленные на предприятиях Дмитрия Виноградова, а также коллекция карманных часов XVI—XVIII веков.

Работы иностранных мастеров
В отдельной экспозиции представлены работы иностранных мастеров, в основном попавшие в коллекцию в качестве подношений русским послам. Сюда входят изделия константинопольских мастеров: хрустальное зеркало, подаренное патриарху Филарету, опахало из чёрных страусовых перьев Михаила Романова, предметы из горного хрусталя. Одним из ценнейших предметов является иранский трон, подаренный Борису Годунову шахом Аббасом. Трон облицован золотыми пластинками с тиснёнными узорами, а также украшен турмалинами и бирюзой, в то время как трон Михаила Романова, также сделанный иранскими мастерами, выполнен из более чем 13 килограммов золота. Коллекция также включает в себя подаренную польскими и датскими послами посуду, курильницы, кубки и серебряные скульптуры.

Северное искусство
В связи с особенностями исторического развития мастера Великого Новгорода разработали собственную школу изготовления серебряных изделий. Для таких работ характерны чёткость и точность рисунка, простота и ясность композиции. В Оружейной палате экспонируется потир новгородского архиепископа Моисея, выполненная в 1329 году, иконы, украшенные золотом евангелия, деревянные ковши, овальные сосуды и серебряные тарелки. В число икон новгородской школы входит работа неизвестного иконописца «Чудо Георгия о змие», которого почитали как змееборца, сочетая образ с древними представлениями о святых, побеждающих силы зла.

Отдельная экспозиция посвящена работам из Сольвычегодска, где проживали крупные промышленники и купцы. Особенностью местных мастеров было использование усольской эмали, которая отличается большим своеобразием и живописным убранством. Для украшения изделий часто использовались стилизованные цветы тюльпанов — ими украшались чаши, чарки и стаканы.

Устюгская коллекция включает в себя черневые изделия, табакерки, флаконы для духов и предметы косметики. Украшениями обычно служили сюжеты из повседневной жизни: охота, памятники и народные гуляния в честь христианских праздников.

Ткань и одежда
Ткани и предметы одежды вошли в экспозицию Оружейной палаты только в 1919 году — до этого большая часть изделий располагалась в Патриаршей ризнице, соборах Московского монастыря, а также местных церквях. Самые старые изделия в коллекции Оружейной палаты относятся к XIV—XV векам и принадлежали киевским митрополитам Петру и Фотию. Одежда соткана из византийского атласа и украшена жемчугом и драгоценными камнями. Подобная одежда называлась «саккосом», что в переводе означало «скромность». В музее хранятся похожие саккосы митрополита Алексея.

Рядом экспонируются восточные ткани, попавшие в казну в качестве даров или в результате торговых соглашений между Россией, Ираном и Турцией. Самым частым представленным материалом является атлас, в то время как сами ткани украшены в поздневизантийском стиле — с изображениями Христа, Богоматери, крестов, а также иранскими узорами. Турецкие ткани в основном использовались для обивки стен, пошивки одеял и покрывал. Из них также шили царские и патриаршие кафтаны. В Оружейной палате хранятся как образцы тканей, так и предметы патриаршего и царского быта. Отдельные витрины посвящены коронационным костюмам русских правителей, в том числе платью Екатерины I из пурпурной ткани.

Коллекция карет
Оружейная палата обладает большим собранием карет русских и иностранных мастеров XVI—XVIII веков. Первые каретные мастерские появились в Москве и Петербурге только в XVIII веке. Самым старым экспонатом в коллекции является экипаж работы английского мастера XVI века, в котором отсутствует место для кучера, а сама кабина подвешивается на ремнях — всё это делало поездку на таком изделии достаточно некомфортной. Кузов украшен живописью и скульптурной резьбой, на которой изображена битва христиан с мусульманами, а также сцены охоты. Карета была преподнесена как подарок на коронацию Бориса Годунова и использовалась на протяжении всего XVII столетия.

 

Также в коллекцию входит карета XVII века с одним из старейших сохранившихся экипажей. Средство передвижения было изготовлено в Польше: снаружи экипаж обит вишнёвым бархатом, а внутри — позолоченной кожей и лебяжим пухом. В состав коллекции Оружейной палаты экипаж попал после окончания русско-польской войны в 1667 году. По соседству хранится одна из летних английских карет конца XVIII века, украшенная резьбой по дереву, которую граф Григорий Орлов подарил Екатерине II. Также в коллекцию входят более совершенные модели XVIII века работы берлинских, венских, английских, французских и русских мастеров.

 

 

 


 

Транспорт

 

 

Где поесть

 

 

Отели, хостелы и прочие

 

 

Культурные (и не очень) мероприятия

 

 

Интересная и полезная информация

 

 

 

 

blog comments powered by Disqus