Путеводитель Ермак Трэвел 

 

 

 

Пожалуйста, помогите в создание этого сайта. Если вы хотите написать статью о туристической достопримечательности или вам нужна помощь и информация оставьте комментарии внизу

 

Высокопетровский монастырь

Высокопетровский монастырь

 

 

 

 

 

Транспорт
Где поесть
Отели, хостелы и прочие
Культурные (и не очень) мероприятия
Интересная и полезная информация

 

 

Описание Высоко- Петровского монастыря

 

Адрес: Улица Петровка 28
Телефон. (495) 923 7580
Метро: Пушкинская, Чеховская
Открыт: с 9: 30 до 18: 00 ежедневно
Построен: 1377

 

Высокопетровский монастырь - православный православный монастырь в Белом городе Москвы на холме, откуда улица Петровка ведет к Кремлю. Считается, что монастырь был основан в 1320-х годах Святым Петром Московским, первым русским митрополитом, который переехал в Москву. Высо копетровский монастырьдал свое название соседней улице Петровкие, одной из улиц, идущей от Красной площади.

В конце XVII века бояре Нарышкины, родственники Петра Великого (по материнской линии), превратили монастырь в свое семейное захоронение. Они отремонтировали его в стиле Нарышкинского барочного стиля. В середине XVIII века было добавлено несколько вспомогательных зданий, возможно, по проектам Дмитрия Ухтомского или Ивана Федоровича Мичурина.

Католикон, посвященный Святому Петру, долгое время считался типичным памятником стиля Нарышкина и датируется до 1692. В 1970-х годах подробные исследования источников и раскопок участка показали, что католикон был фактически построен в 1514- 1517 Алоисием Новым.

В 1926 году Высокопетровский монастырь был закрыт новыми Советскими властями. В 1992 году несколько зданий монастыря были возвращены Русской православной церкви. С 2005 года здание Высокопетровского монастыря разделяют Русская Православная Церковь и Московский музей литературы.

 

Атлантида Перевал Дятлова Санаторий Вейверли Хиллз Рим
Лондон Помпеи Геркуланум Несебр
Эфес Адрианов Вал Стена Антонина Скара Брей
Парфенон Микены Олимпия Карнак
Пирамида Хеопса Троя Вавилонская башня Мачу-Пикчу
Колизей Чичен Ица Теотиуакан Великая Китайская стена
Сиде Стоунхендж Иерусалим Петра

 

 

 

История Высоко-Петровского монастыря

Ктиторами Высоко-Петровского монастыря в различное время были: князья Дмитрий Донской, Иван Калита, Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Пётр I.

Основание
Первые упоминания — в Рогожском летописце XV века, в котором указано, что в 1379 году архимандрит Высоко-Петровского монастыря Иоанн сопровождал архимандрита Митяя в Константинополь для утверждения на кафедре митрополита всея Руси.

Существует две основных версии основания монастыря.

Согласно первой, монастырь основал митрополит Киевский и всея Руси Пётр, построивший на высоком лесистом берегу реки Неглинной у Кремля деревянный храм во имя апостолов Петра и Павла. Это произошло либо в 1315—1317 годах, когда митрополит Петр сблизился с Иваном Калитой, либо в 1326 году, когда митрополит Пётр перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. И только в начале XVI века храм он был переосвящен в честь святителя Петра, митрополита Московского. От изначального же, древнего посвящения монастыря святым апостолам Петру и Павлу, возможно, осталось лишь имя его надвратной Петропавловской церкви, устроенной в XVIII веке.

Другая, более известная версия гласит, что Петровский монастырь основал Иван Калита, и что первая, древнейшая его церковь была освящена во имя святых апостолов Петра и Павла. Согласно легенде, изложенной в Степенной книге, Ивану Калите в 1326 году, незадолго до кончины святителя Петра, было видение. Охотясь около того места, где находится сейчас Высоко-Петровский монастырь, Великий Князь увидел высокую гору, покрытую снегом. На глазах его снег растаял, а потом исчезла и сама гора. Рассказав об этом митрополиту Петру, он получил следующее толкование: «Гора высокая — это ты, князь, а снег — я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». В память о чудесном видении, как считают сторонники этой версии, Иван Калита и построил на его месте Петропавловский храм, вокруг которого вскоре вырос монастырь.

Однако, существует и третья версия, которая приписывает основание монастыря Дмитрию Донскому. По этой версии, Дмитрий Донской заложил монастырь на месте церкви времен Калиты или возобновил уже существующую обитель в 1380 году после своего возвращения с Куликовской битвы, в память о победе русского воинства.

По другим данным, деревянные здания монастыря, уничтоженные татарами в 1382 году во время разорительного набега хана Тохтамыша, отстраивались попечением князя Дмитрия Донского. По особому повелению великого князя в монастыре был возведен храм в честь Боголюбской иконы Божьей Матери, пользовавшейся почитанием среди московских Рюриковичей.

XV—XVII век
В средние века в истории Москвы было большое количество вражеских нашествий и пожаров, которые опустошали деревянный город. Особенно сильным был пожар 1493 года, когда выгорела половина Москвы, включая деревянные постройки монастыря. В огне погибло около двухсот человек — в том числе некоторые населенцы Петровского монастыря.

Отстроенный заново по указу великого князя Василия III, монастырь приобрел первый каменный храм — во имя святителя Петра Митрополита, который был построен итальянским архитектором Алевизом Фрязином в 1514-17 годах и освящен 23 августа 1517 года. В это же время был построен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Именно в это время монастырь официально стал называться Высоко-Петровским, хотя и название «Петропавловский» употреблялось вплоть до XVIII века.

В очередной раз Высоко-Петровская обитель была опустошена 1611 году польско-литовскими интервентами. В 1612 году, после изгнания поляков, монастырь восстановили и обнесли каменной стеной. В это время он имел статус ставропигиального и управлялся архимандритами.

К середине XVII века монастырь располагался в северной части современной территории и владел к 1682 году — 519, а в 1700 году — 612 крестьянскими дворами. В монастыре на тот момент были: архимандрит, 4 священника, 2 диакона, дьячок, пономарь и 6 старцев.

Пётр I (XVII—XVIII век)
В 1671 году, на рождение Петра I, его дед, Кирилл Полуэктович Нарышкин, подарил зятю, Алексею Михайловичу, свою усадьбу, располагающуюся бок о бок с Высоко-Петровской обителью. Алексей Михайлович, в свою очередь, передал усадьбу в дар монастырю, и территория его, таким образом, увеличилась почти вдвое.

Во время стрелецкого бунта 1682 года были убиты Иван и Афанасий Нарышкины, а престарелого Кирилла Полуэктовича Нарышкина вынудили постричься в монахи и отправиться в Кирилло-Белозерскую обитель. Тела его замученных сыновей отдали царице, Наталье Кирилловне Нарышкиной, лишь через несколько дней, и она погребла их в Высоко-Петровском монастыре. Впоследствии здесь же были похоронены Кирилл Полуэктович Нарышкин и его супруга Анна Леонтьевна.

 

После стрелецкого бунта 1689 года, когда Пётр I стал полноправным государем, он предпринял обширное строительство:

В 1690 году завершилось возведение Боголюбского храма, ставшего семейной усыпальницей Нарышкиных;
В 1690-93 годах был построен трапезный храм во имя преподобного Сергея Радонежского (в благодарность за спасение молодого царя в Сергиевой обители);
В 1690—1694 годах в обители появились святые врата с надвратной Покровской церковью и 2-х ярусной колокольней, а также длинный братский корпус, занявший юго-западную часть монастырского двора.
Планировка монастыря в 80-90 годы XVII века включала северный (парадный) двор и южный (хозяйственный) двор. В центре северного двора располагался собор святителя Петра, на северной стороне от него симметрично расположен Боголюбский храм, а с юга — Сергиевская церковь.

В 1735 году в обители проживал 71 насельник, а монастырь владел примерно 6000 крестьян. В 90-х годах XVII века монастырю были пожалованы царской семьёй земли в Москве, Звенигородском, Боровском, Нижегородском, Орловском и других уездах. К монастырю были приписаны: Саратовский в честь Казанской иконы Божией Матери монастырь, Саранский Богородицкий монастырь, Льговская пустынь, Раева Никандрова пустынь. В начале XVIII века Высоко-Петровский монастырь среди московских монастырей занимал пятое место по количеству дворов.

В 1743—1745 годах монастырь находился в ведении митрополита Московского Иосифа (Волчанского), а в 1745—1764 годах — в ведении Святейшего Синода.

С 1764 года, после секуляризации монастырских земель, отнесен к второму классу и является ставропигиальным, а с 1775 года входит в Московскую епархию с правом служения архимандрита со скрижалями.

XIX век
Серьезный ущерб нанес Высоко-Петровскому монастырю 1812 год. После взятия Москвы наполеоновскими войсками, в нём расположилась «тысяча французских кавалеристов». Все, что осталось в обители, было разорено и разгромлено (в том числе и богато украшенные надгробия бояр Нарышкиных), храмы подверглись осквернению. Архимандрит Иоанникий успел вывезти ризницу и реликвии в Ярославль. В Боголюбской церкви на крючья, забитые прямо в иконостас, французы подвешивали туши скота. Здесь же маршал Мортье выносил москвичам смертные приговоры по подозрениям в поджоге города. Обвиняемых расстреливали на бульваре, у стен обители, а хоронили возле колокольни.

После окончания войны были упразднены Пахомиевская и Покровская церкви.

В следующие десятилетия монастырь постепенно восстанавливался и стал играть одну из важнейших ролей в духовной жизни Москвы. За ним укрепилось особое, просветительское послушание. Большинство петровских настоятелей в это время были так или иначе связаны с образованием. В 1822 году из Заиконоспасского московского монастыря в Высоко-Петровский монастырь было переведено духовное училище. В монастыре находилось собрание Московской епархиальной библиотеки, а с 1863 года она стала местом заседаний «Общества любителей духовного просвещения», основание которого благословил архиепископ Филарет (Дроздов).

XX век
В начале XX века Высоко-Петровским монастырем управлял будущий святитель-мученик Макарий (Гневушев). В монастыре постоянно проживало 15 насельников. В 1901 году на месте двух деревянных богаделен, полученных монастырем в конце XVII века, было построено трехэтажное здание доходного дома по проекту архитектора И. И. Бони, реквизированное в 1918 году и не возвращенное впоследствии.

В 1910 году монастырь получал субсидию из казны 1249 рублей в год, а в 1916 году общий капитал монастыря составлял 116 194 рублей.

После революции 1917 года
После Октябрьской революции монастырь был формально закрыт в 1918 году. Все жилые здания были реквизированы и переданы в жилищный фонд. Продолжали действовать храмы.

Осенью 1923 года здесь возникла одна из крупнейших подпольных монашеских общин в СССР во главе с епископом Варфоломеем (Ремовым), который пригласил сюда для служения в монастырских храмах часть братии закрытой в начале того же года Смоленско-Зосимовой пустыни. Бывший монастырь оставался центром общины до июня 1929 года, когда был закрыт последний — Боголюбский — храм монастыря.

С «подпольным периодом» монастыря связаны имена девяти монахов и прихожан монастыря, канонизированных российских святых, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года.

 

сщмч. Макарий (Гневушев) — расстрелян 4 сентября 1918;
прпмч. Игнатий (Лебедев) — умер 11 сентября 1938 года в заключении;
прпмч. Герман (Полянский) — расстрелян в 1937 году;
прпмч. Федор (Богоявленский) — умер 19 июля 1943 года в ссылке;
прпмч. Варлаам (Никольский) — расстрелян 19 ноября 1937 года;
прпмч. Макарий (Моржов) — расстрелян 10 июня 1931 года;
прпмч. Косма (Магда) — расстрелян в 1937 году;
м. Николай Варжанский, организатор Варнавинского общества трезвости — расстрелян 19 ноября 1918 года;
м. Иоанн Попов, богослов, церковный историк, профессор Московской духовной академии — расстрелян в 1937 году.

В 1929 году закрыли последнюю действую церковь на территории монастыря — в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Каменные надгробия бояр Нарышкиных были уничтожены, а в помещении храма устроили завод по ремонту сельскохозяйственной техники. В Сергиевском храме располагалась библиотека, а затем спортзал. В храме святителя Петра — литейный цех. В остальных зданиях — Толгском храме, церкви Казанской иконы Божией Матери, настоятельском корпусе, корпусе братских келий с Нарышкинскими палатами и в усыпальнице Нарышкиных — были устроены коммунальные квартиры. На месте монастырского сада был организован детский сад. С Сергиевского и Боголюбского храмов были срублены купола с крестами. К 1950 году ансамбль монастыря был почти полностью утрачен.

Градостроительный план Москвы, по некоторым данным, предполагал снос монастыря для расширения дороги.

В 1959 г. монастырь был передан в ведение Министерства культуры и получил статус памятника архитектуры. Коммунальные квартиры и заводы были выселены с территории монастыря. В Сергиевом храме была открыта репетиционная площадка, в братском корпусе расположился филиал Государственного литературного музея, остальные здания занимала Росизопропаганда, Общество охраны памятников и театральные мастерские.

 

 

 

Транспорт

 

 

Где поесть

 

 

Отели, хостелы и прочие

 

 

Культурные (и не очень) мероприятия

 

 

Интересная и полезная информация

 

 

 

 

blog comments powered by Disqus