Церковь Ризоположения, Москва

Описание Церкви Ризоположения

Адрес: Московский Кремль

 

Церковь Ризоположения - русская православная церковь, которая стоит на Соборной площади в Московском Кремле. Строительство началось в 1484 году мастерами из Пскова, скорее всего той же группой архитекторов, которые построили соседний Собор Благовещения. Церковь Ризоположения была построена на месте предыдущей церкви, построенной Иллахом митрополитом Московским в 1451 году. Название церкви, по-разному переводимое как «Царство Богоматери», «Церковь возложения святой мантии Богородицы». Церковь Ризоположения относятся к празнованию, датируемому 5 веком нашей эры, отмечая тот день, когда одежда Девы Марии была доставлена из Палестины в Константинополь, где она защищала город от завоевания. Например, традиция гласит, что во время Русско-Византийской войны 860 года патриарх Фотий поместил Одеяние Богородицы в море, вызывая бурю, разрушавшей вторгшиеся русские корабли. Считается, что вожди русичей Аскольд и Дир тогда приняли первое крещение русских. Это крещение называется Фотиевым крещением по имени патриарха Фотия.

 

Архитектура

Церковь Ризоположения имеет значительно более скромные размеры, чем соседние соборы, и сегодня почти со всех сторон окружена несколькими более крупными постройками, так что она занимает довольно скромное место на Соборной площади. Однако, являясь памятником псковского культового зодчества 15 века, церковь имеет ряд особенностей, отличающих ее от других московских храмов того времени. В отличие от Благовещенского собора, также построенного псковскими мастерами, Покровская церковь имеет только один центральный шпиль, увенчанный куполом, который необычно принимает форму шлема (в отличие от типично русской „луковичной“ башни). В остальном для низкопробной церкви, не в последнюю очередь из-за высокого цокольного этажа, характерна ее чрезвычайно стройная форма, чего нельзя сказать о соседних соборах. С другой стороны, довольно простые и выдержанные фасады церкви, а также ее конструкция крыши с типичными килевыми арками и конусообразными орнаментами из кокошника имеют общее с Благовещенским собором.

Наружные кирпичные стены церкви облицованы белым известняком, как это было принято и для других московских культовых сооружений позднего средневековья. Главный вход, к которому ведет внешняя лестница, находится на южном фасаде.

Художественное оформление интерьера церкви, которая по сути повторяет интерьер старой деревянной церкви, датируется 1640-ми годами. В соответствии с названием храма, мотивы с разнообразными изображениями Богоматери Марии в апокрифических сценах занимают здесь доминирующее положение. Так, четырехъярусный иконостас содержит, в частности, икону с именем Богоматерь с Младенцем (Богоматерь Младенцем), созданную около 1627 года придворным иконописцем Назарием Истоминым Савиным. Также бросаются в глаза фрески на стенах и сводах с изображениями Иисуса и Марии, а также портреты канонизированных русских князей.

За западным фасадом церкви находится галерея, в которой сегодня находится постоянная экспозиция изделий русской сакральной деревянной скульптуры и мелкой пластики 14-17 веков. Экспонаты, многие из которых представляют собой резные фигурки святых, были привезены сюда из разных городов России и частично из церквей и монастырей, разрушенных в советскую эпоху.

 

История

XV-XVII вв.
Эта церковь была построена в 1450 году как церковь Московского митрополичьего дома. Святитель Иона повелел двору построить церковь 2 июля 1451 года (19 июня 1451 года), в день празднования Положения Богородицы, в память об освобождении города от нашествия царевича Мазовши из племени кордов, которое произошло под Москвой.

В 1472 году храм был сожжен вместе с подворьем. По приказу митрополита Геронтия он был восстановлен в 1484-1485 годах псковскими мастерами, строившими Благовещенский собор. Новая Ризоположенская церковь была освящена в августе 1486 года.

Она была восстановлена митрополитом Макарием после пожара 1547 года.В конце XVI века белокаменные порталы с севера и запада церкви были заменены на кирпичные, аналогичные порталам Васильевского собора.В 1589 году, когда на Руси было учреждено патриаршество, этот храм рядом с царским дворцом был стал церковью Патриаршего дома.

В 1612 году, во время захвата Кремля польско-литовскими войсками под командованием Станислава Шорковского, храм был поврежден, к 1624 году отремонтирован и впоследствии освящен с приделом во имя Святого Георгия. В том же году церковь вновь пострадала от пожара и была восстановлена в 1627 году. В это же время мастера во главе с иконописцем Назарием Истоминым Савиным создали новый иконостас.

В 1644 году при патриархе Иосифе церковь была перестроена. Поскольку щелевые окна давали плохое освещение, патриарх распорядился пристроить окна для освещения, а царские двери - с откосами и стенами. Стены были расписаны фресками, в работе над которыми принимали участие Иван Борисов, Сидор Постелев и Семен Абрамов. На фресках изображены сцены из жизни Христа, пророков, царей и Богоматери. Иосиф также подарил церкви два канделябра.

После строительства нового Патриаршего дворца и церкви Двенадцати апостолов в 1635-1636 годах Ризоположенская церковь была передана монарху и соединена лестницей с Телемным дворцом. Митрополит и патриарх входили в церковь со двора через северное крыльцо; в конце XVII века западное и северное крыльцо были превращены в закрытый монастырь и часовню Печерской Богоматери; на миниатюре 1673 года церковь изображена с луковичной главой и четырехскатной крышей. Позже была построена лестница, ведущая в часовню с юга, но она была уничтожена пожаром в 1682 году вместе с крышей и гробом с иконой.

XVIII-XXI века.
К 1722 году церковь обветшала, вода проникала через крышу, а в 1730 году фрески начали осыпаться от сырости. Средства на ремонт и дрова для отопления храма не выделялись.

Во время Троицкого пожара 1737 года храм сильно пострадал. Сгорела крыша, сгорели чудотворные статуи. В том же году для иконы соорудили железный гроб, а над церковным сводом возвели толстый кирпичный свод. В следующем году в целях безопасности церковь и столовую палатку покрыли железом вместо гудрона, сохранив прежнюю цветовую гамму - зеленую для главы и красную для крыши. Эти работы проводились под руководством архитектора Ивана Мичурина.

В 1812 году, когда Москва была занята, церковь была разграблена, иконы унесены, а чело забрано; вновь освящена в 1813 году. Впоследствии, при строительстве Большого Кремлевского дворца в 1838-1849 годах, был проведен капитальный ремонт, в том числе ремонт крыши, замена пола и дверных полотен, роспись коридоров и крыльца; в 1855 году прежние стены были перекрашены, а в следующем году освящена новая церковь; в XIX веке была пристроена Печорская Богородицкая часовня была пристроена, но в XX веке ее снесли во время реставрационных работ.

В начале XX века службы в церкви проводились дважды в год: 4 мая (21 апреля), в праздник Печерской Богоматери, и 2 июля (19 июня), в праздник храма.

Церковь пострадала при обстреле Кремля в 1917 году, через год была закрыта, как и другие кремлевские храмы, а в 1918 году был создан Комитет по сохранению и выявлению памятников древней живописи, который возглавил Игорь Грабарь. Благодаря ему под руководством Музейного отдела Народного комиссариата просвещения начала работу Группа реставрации Кремлевского собора: в 1920-1922 годах под руководством Ивана Лильского была снесена крытая лестница с южного крыльца в Печерскую часовню, восстановлен белокаменный портал и нарушенные окна. В 1932 году Дмитрием Суховым были отреставрированы северный и западный входы; реставрационные работы Льва Аркадьевича Петрова, начавшиеся в 1950-х годах, привели к удалению поздних слоев живописи XIX века, восстановлению древней формы иконостаса и возвращению церкви облика XVII века. В 1965 году в церкви был открыт музей, около 1980 года была позолочена глава.

В начале 1990-х годов храм был передан Русской православной церкви, а в 1993 году в нем возобновились службы в праздничные дни.

С 2018 года северный клуатр храма используется как выставочное пространство, где представлены образцы церковного искусства, в том числе деревянные скульптуры XV-XIX веков, лики святых, иконы, кресты и другие рельефы, изготовленные в монастырях Москвы, Новгорода, Ростова и севера России. Коллекция насчитывает около 80 экспонатов.