Сергиев Посад, Россия

 Сергиев Посад

 

Описание Сергиева Посада

Сергиев Посад

Расположение: 75 км к северо-востоку от Москвы
Телефон. 8254 45356

 

Троицкий собор:
Открыт: 6.00 - 17.00 ежедневно

 

Музей:
Открыт: 10.00-17.00 среда-пн.
Двор: открыт: 5.00 - 21.00 ежедневно
www.stsl.ru

 

Сергиев Посад, с 1919 по 1930 год Сергиев и с 1930 по 1991 год Загорск, является крупным российским городом с населением 111 179 человек (по состоянию на 14 октября 2010 года) в Московской области, в 71 км к северо-востоку от Москвы. Город, название которого означает „Посад Преподобного Сергия“, известен прежде всего расположенным там Троицким монастырем, внесенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это делает его одним из самых важных туристических направлений в Подмосковье и частью так называемого Золотого кольца древних исторических городов к северо-востоку от Москвы.

Нынешний город Сергиев Посад возник из нескольких населенных пунктов, которые с 15 века образовались вокруг Троицкого монастыря, который в то время уже был крупным религиозным центром России.

 

Достопримечательности

Самой главной достопримечательностью является монастырь Свято-Троицкая Сергиева Лавра, обитель была основана в средние века и до сих пор привлекает паломников со всего мира. Церкви есть как на территории монастыря, так и на городских улицах. В трех километрах от Лавры находится Черниговский скит.

Помимо Лавры, в городе есть множество музеев. Самые известные из них - Краеведческий музей, Конный музей и Музей игрушки. В последние годы было открыто несколько частных музеев, таких как Музей матрешки, Советский детский музей и Музей Кухмистерская.

 

Троице-Сергиева Лавра

1 Свято-Троицкая Сергиева Лавра (центр города). Главная достопримечательность города, как следует из его названия, выросла из поселений вокруг монастыря, который возник в 14 веке. Это едва ли не самый крупный и известный монастырь в России и один из всего двух монастырей в стране, имеющих статус лавры. Монастырь сыграл важную роль в истории России. Монахи воины Александр Пересвет и Родион Ослябя участвовали в Куликовской битве в 1380 году. Пересвет погиб на поле бране, а вот Осляба видимо выжил и умер в 1398.

Сергиев Посад

2  Собор Успения Пресвятой Богородицы. В центре монастыря возвышается самое большое и выдающееся здание Лавры. Собор был построен в 1559-1585 годах по образцу Успенского собора Московского Кремля, которому на тот момент было около 100 лет. Он стал массивным пятиглавым храмом, центральный купол которого позолочен, а остальные четыре купола расписаны звездами синего цвета. Украшений практически нет. Внутри сохранился иконостас, часть икон в котором относится к XVI веку (местные колонны), а большая часть - к концу XVII века. Известно, что в изготовлении иконостаса принимал участие Симон Ушаков, но неизвестно, сохранилась ли какая-либо его работа. Не исключено, что все шесть иконостасов на царском портале - работа Ушакова. Весь собор, включая купол, был расписан фресками в 1684 году ярославскими мастерами под руководством Дмитрия Плеханова за три месяца. В соборе похоронены святители Иннокентий Московский (первый епископ Камчатки и Аляски) и Макарий Невский. В западном углу собора находится кладбище Успения Пресвятой Богородицы и часовня (первоначально построенная в 1644 году, но перестроенная в стиле барокко в конце XVII века). Часовня имеет форму миниатюрной церкви и украшена скульптурами и картинами. На противоположной стороне находится гробница Годунова, где похоронен Борис Годунов.

Сергиев Посад

Могила династии Годунова, в том числе Бориса и Федора Годунова. По некоторым данным черепа были украдены во время русской революции местными мальчиками.

Сергиев Посад

3  Троицкий собор. Главная церковь Лавры и самое старое здание. Она была построена в 1422-1423 годах по просьбе Никона Радонежского в честь основателя монастыря Сергия Радонежскогона месте более ранней деревянной церкви. Это четырехстолпный однокупольный храм, построенный из белого камня. Троицкий собор явно старше собора в Московском Кремле и чуть моложе церкви в Звенигороде и Андроникова монастыря в Москве. Собор не такой большой, его высота составляет всего 30 метров, но пропорции настолько удачно подобраны, что размер не имеет значения. Первоначально собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным, но их фрески не сохранились, и в XVII веке были написаны новые фрески с теми же мотивами. Иконостас был изготовлен в начале XV века (дики, праздничные и пророческие чины были изготовлены в мастерской Андрея Рублева), после чего новые иконы добавлялись вплоть до конца XVII века. В соборе похоронен первый настоятель монастыря Сергий Радонежский. До 1929 года икона Троицы Андрея Рублева входила в состав иконостаса Троице-Сергиевой лавры. Сегодня она выставлена в Третьяковской галерее в Москве. Хотя копии можно найти в церкви и сейчас.

4  Никоновская церковь или церковь преподобного Никона Радонежского (южный придел Свято-Троицкого собора). Церковь была возведена в 1623-24 годах на месте более ранней деревянной церкви, пристроенной к Троицкому собору. Размеры были подогнаны так, чтобы высота церкви с крестом соответствовала высоте основной части Троицкого собора. Внешнее убранство очень необычно, но интерьер церкви не сохранился, а иконостас относительно новая работа. Внутри расположена гробница Никона Радонежского, умершего в 1426 году. Среди почитаемый икон этого храма - список или копия иконы Божией Матери «Скоропослушница», здесь же хранится часть горы Гроба Господня из Иерусалима. История скрыла имя богатыря, который спиз... сохранил для будущих поколений часть Святой Земли.

5  Церковь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь). Расположенная между Троицким и Успенским соборами, эта небольшой храм, второе старейшее из сохранившихся зданий Лавры, была построена между 1476 и 1477 годами псковскими мастерами. Характерной чертой псковского зодчества является объединение колокольни с основным корпусом церкви. Здесь по образцу соседнего Троицкого собора прямо над основным зданием церкви была построена дополнительная колокольня с колоколами, на которой возвышалась единая колокольня (ныне звезда на голубом фоне). Это самое старое из сохранившихся зданий такого типа ("церковь под колоколом"). Церковь построена из кирпича и богато украшена. Росписи внутри датируются 1665 годом, но иконостас относительно новый, датируемый XIX веком. В церкви похоронено несколько святых русской православной еркви, самый известный из которых - Максим Грек, величайший философ и богослов XVI века, а так же Антония (Медведева) (6 (17) октября 1792 — 12 (24) мая 1877)).

6  Церковь Зосимы и Савватия Соловецких (северо-западный угол монастыря). Церковь была построена в 1635-1637 годах для восстановления монастыря, пришедшего в упадок во время "периода лишений". Игумен Александр, руководивший реконструкцией, был выходцем из Соловецкого монастыря, основанного иноками Зосимой и Савватием, и считается, что посвящение этой церкви произошло из этого монастыря. Это единственная приходская церковь в Лавре. Предполагается, что она была скопирована с Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря. В то время он был не очень большим, но ярко украшен. С севера и юга одновременно с церковью были построены двухэтажные палаты, где жили пожилыемонахи. Внутри находятся иконы Зосимы и Савватия XVII века, а сам иконостас - работа современным мастеров. Внутри хранится икона преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, предстоящих образу Пресвятой Богородицы «Знамение».

7  Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Церковь была построена в 1693-1699 годах. Она расположена очень близко к воротам Успения Богородицы. Более того, под ней находится арка, означающая, что эта церковь когда-то была воротами. Действительно, когда-то стена проходила дальше на запад, чем сейчас, и с тех пор была перенесена, увеличив тем самым площадь лавры. Церковь Иоанна Предтечи, построенная на средства Григория Строганова, часто причисляется к шести сохранившимся строгановским церквям в России. Пять других находятся в Сольвычегорске, Устюгине, Уссури и Нижнем Новгороде (две). Как и другие строгановские церкви, эта отличается очень богатым внешним убранством. Само здание представляет собой кубический тетвелик, на котором последовательно расположены пять небольших часовен (восстановленных после реставрации 1974 года). Внутренний иконостас датируется началом 19 века.

8  Трапезная церковь (Церковь Сергия Радонежского с трапезной палатой) (у южной стены). Соединенная с трапезной, она является одной из самых больших церквей Лавры и поражает своим богатым декором, включая внешние цвета, создающие впечатление рельефов, портик со ступенями, колонны и раковины. Сергиевская церковь, построенная между 1686 и 1692 годами, является одним из лучших образцов нарышкинского барокко: она была повреждена пожаром в 1746 году, а в 1749 году по проекту архитектора Жукова была построена железная крыша, которая была довольно сложным техническим сооружением для своего времени! Интерьер здания также был построен в стиле конца 17 века. Интерьер также богато украшен в конце 17 века, с росписями 1788 года группы художников под руководством Янковского; выставлен иконостас 17 века (привезенный в наше время из Москвы), вероятно, работы Семена Спиридонова; церковь также оформлена в стиле конца 17 века. Трапезная, примыкающая к церкви, является самым большим историческим однопотолочным помещением в России. Рядом с трапезной находится небольшая Михиевская церковь (1734) с иконостасом XVIII века.

9  Смоленская церковь (Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии) (Между колокольней и Больничной палатой). Очень маленькая церковь, построенная между 1746 и 1753 годами, была предназначена для размещения высеченной из камня иконы Смоленской Божьей Матери. Сейчас эта икона хранится в музее, а на внешней стене церкви высечена копия, но она очень низкого качества по сравнению с оригиналом. Архитектором этой церкви был Дмитрий Уктомский, один из ведущих московских архитекторов XVIII века. Возможно, именно поэтому храм имеет круглую планировку, что совершенно нехарактерно для русских церквей. Интерьер украшен фресками 19 века.

10  Колокольня. Строительство колокольни началось в 1741-1770 годах архитектором Иоганном Якобом Шумахером и было завершено Дмитрием Увтомским. Высота колокольни составляет 88 м, что несколько выше известной колокольни Ивана Грозного в Московском Кремле, и стоит она на четырех ярусах на кубическом основании. Некоторые из колоколов являются историческими (самый старый был отлит в 1420 году), другие сдали на металлолом в 1930-х годах, а в 2000-х годах были отлиты новые колокола.

11  Царские чертоги (1686-1692). Двухэтажная Царская палата, отделанная белым камнем и полихромными изразцами, занимает всю северную часть монастыря и была построена на месте деревянных палат Ивана Грозного. Полихромные "шахматные" цвета ее фасада перекликаются с оформлением стоящей напротив трапезной церкви. Лепной декор на западной стороне датируется 1745-1748 годами и до сих пор изображает битвы Петра Великого. Внутреннее убранство включает две изразцовые плиты середины XVII века и самую неприметную роспись свода, которая датируется серединой XVII века. Эта комната отведена под церковную археологическую лабораторию с коллекцией книг и манускриптов, икон и церковных инструментов.

Стены и башни. Стены и башни. Лавра полностью окружена стенами, которые выполнены в совершенно другом стиле, так как в них находятся Святые ворота и десять башен, построенных между XVI и XVIII веками. Самыми старыми являются Кольцевая, Луковая, Пивная и Сухая башни, построенные, по крайней мере, частично в XVI веке (все они являются промежуточными, а не угловыми). Самой необычной является башня Уточи (северо-восточная башня, от входа в Лавру крайняя справа), которая была перестроена в конце XVII века, имеет совершенно барочный верх и принадлежит к лучшему образцу соответствующего архитектурного стиля в России.

 

Город

12  Воскресенская церковь в Каличьей слободе, ул. 1-й Ударной армии, 17 (на север от лавры, 500 м от Уточьей Башни, на берегу пруда). Церковь, вместе с трапезной и колокольней, была построена в 1820 году. Она является единственной в городе, относящейся к периоду классицизма.
13  Красногорская площадь. Огромная площадь перед входом в Лавру. Напротив Лавры находятся псевдорусские рыночные лавки, спроектированные архитектором Александром Ратьковым и построенные в 1902 году, и небольшая красногорская часовня XVIII века. На северном конце площади находится гостиничный комплекс Лавры, построенный Ратьковым в 1890-х годах. За гостиницами находится пруд, с другого берега которого открывается прекрасный вид. Площадь украшают несколько памятников монументального искусства. Перед входом в Лавру стоит памятник Сергию Радонежскому, а через дорогу стоит памятник родителям Сергия Радонежского, изображающий простую крестьянскую семью без малейшего намека на святость.
14  Пятницкое подворье (Введенская и Пятницкая церкви), пр. Красной Армии, 127 (около лавры, вне стены). Первая попытка расширить лавру за пределы крепостных стен была предпринята на Пятницком подворье, в 100 метрах к юго-востоку от Святых ворот. Идя от вокзала, можно было пройти мимо этого церковного двора: в 1547 году здесь были построены две церкви - Введенская (справа, если смотреть от лавры) и Пятницкая (слева). Позже к Пятницкой церкви были пристроены низкая столовая и колокольня с парапетной крышей, а над колодцем перед церковью была построена часовня (Пятницкий колодец). Все это когда-то было частью Подольного Пятницкого монастыря. Церкви сильно отличаются друг от друга. Введенский храм с четырьмя куполами заметно выше бесстолпной Пятницкой церкви. Обе они богато украшены снаружи и могут быть названы типичными для русской архитектуры середины XVI века (сохранилось не так много), но они принадлежат к разным типам.
15  Смотровая площадка у Троице-Сергиевой лавры. Одна из двух обзорных площадок города с видом на Троице-Сергиеву лавру. Вторая обзорная площадка находится у музея игрушки и менее популярна у туристов. А зря – виды там ничуть не хуже, да идти до неё совсем недалеко.
16  Смотровая площадка у музея игрушки. Это одна из двух обзорных точек города с видом на Троице-Сергиеву Лабру; вторая обзорная точка, находится рядом с Музеем игрушки и менее популярна среди туристов. Виды здесь одинаково хороши, и находится она в нескольких минутах ходьбы.
17  Ильинская церковь, ул. Кузьминова, 1/5 (на запад от лавры). Церковь в стиле барокко была построена между 1765 и 1773 годами. Однокупольная церковь имеет трапезную и колокольню и была реконструирована в конце 19 века. Это единственная церковь в Сергиевом Посаде, которая не была закрыта в годы советской власти. В ней есть часовня и дом для прихожан.
18  Вознесенская церковь, пр. Красной Армии, 88А (южнее лавры, недалеко от станции). Барочная, однокрышная церковь, построенная между 1766 и 1779 годами, с трапезной и колокольней. Это самый обычный образец своего жанра. В любом другом городе она была бы заметной достопримечательностью, но в Сергиевом Посаде рекомендуется только не забыть ее по дороге от лавры до вокзала.
19  Памятник Загорскому (рядом с Вознесенской церковью). Сергиев Посад по старой памяти до сих пор называют Загорским. В самом городе находится памятник революционеру Владимиру Загорскому (1883-1919), который был убит бомбой, брошенной социалистами-революционерами во время гражданской войны. Этот памятник довольно обычный, но относится к необычному типу "памятника по пояс" или "Ленина выходящим из постамента".
20  Успенская церковь в Клементьеве, ул. Болотная, 39/25 (в километре южнее лавры). Храм возведен в 1769 году в селе Клементьеве, которое уже в 18 веке входило в состав Сергиева Посада. Как и другие церкви, она построена в стиле барокко, с трапезной и колокольней с парапетной крышей.

 

Окраины

21  Черниговский скит, ул. Гефсиманские Пруды (мкрн. Ферма). Скит Троице-Сергиевой лавры был основан в 1843-1844 годах для монахов, нуждающихся в уединении. Долгое время Черниговский скит был частью Гефсиманского скита на другой стороне пруда, но сейчас осталась только ограда, а сам Гефсиманский скит занят военными и недоступен для посещения. Все исторические здания Черниговского скита были построены между 1861 и 1904 годами из красного кирпича. Наиболее интересным зданием является Черниговская церковь в модном тогда псевдорусском стиле, построенная между 1886 и 1889 годами, под ней находится пещерная церковь 1851 года, которая считается первой церковью в скиту. Высокая колокольня была построена в 1895 году. Сразу за скитом находится автобус № 38 (от железнодорожного вокзала), который ходит примерно раз в час. Если у вас мало времени и нужно ждать, сядьте на автобус, идущий по Вифанской улице, и выйдите на остановке "Проходная", а до скита еще 1,5 км пешком (очень помогает карта!).

22  Церковь Марии Магдалины, ул. Южная, 24 (пос. Лоза, 5 км юго-восточнее центра; от вокзала маршрутка №74). До революции в деревне была богадельня, а церковь была построена как домовая в 1901 году по проекту известного московского архитектора Ивана Поздеева. Она была построена из красного кирпича и объединена с кирпичным зданием дачи, которое также сохранилось. Долгое время здание использовалось для других целей, в частности, для размещения подшипникового завода под названием "Экспериментальный завод" - аббревиатура названия, от которого происходит название поселка. Сегодня внутри размещается пансионат для детей-сирот и женский монастырь, но здания и церковь Дачи более интересны снаружи, чем изнутри.

 

Чем заняться

Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник. Вт–Вс 10:00 – 17:45, Пт: до 16:45. 100 руб за каждую экспозицию или выставку; единый билет: 600 руб.
Ризница Троице-Сергиевой лавры (в лавре, за Троицким собором).
Конный двор, ул. 1-ой Ударной Армии, 2 (севернее лавры, за прудом).
Краеведческий корпус, Овражный пер. 9а (В переулках напротив входа в лавру).
Музей игрушки, просп. Красной Армии, 123 (около лавры). Ср–Вс 10:00 – 17:00, последняя пятница месяца — санитарный день. 150 руб. Музей располагает обширной коллекцией традиционных игрушек, в основном (но не исключительно) российского производства, расположенных по регионам происхождения. Коллекция существует с 1918 года и находится в Сергиевом Посаде с 1930-х годов.

 

История

14 век
Монастырь был основан в 1337 году одним из самых почитаемых русских святых Сергием Радонежским, построившим на Маковецком холме деревянную церковь в честь Святой Троицы. Раннее развитие монашеской общины хорошо задокументировано в современной жизни Сергия и его учеников.

В 1355 году Сергий ввел грамоту, которая требовала строительства вспомогательных зданий, таких как трапезная, кухня и пекарня. Эта грамота послужила образцом для многочисленных последователей Сергия, основавших более 400 обителей по всей России, в том числе знаменитые Соловецкий, Кириллов и Симонов монастыри.

Преподобный Сергий поддержал Дмитрия Донского в его борьбе с татарами и послал двух своих иноков, Пересвета и Ослябю, для участия в Куликовской битве (1380 г.). В начале битвы Пересвет погиб в единоборстве с татарским богатырем. Монастырь был опустошен пожаром, когда татарский отряд совершил набег на этот район в 1408 году.

15 век
Преподобный Сергий был объявлен покровителем Русского государства в 1422 году. В том же году был построен первый каменный собор группой сербских монахов, нашедших убежище в монастыре после Косовской битвы. Мощи преподобного Сергия до сих пор можно увидеть в этом соборе, посвященном Святой Троице. Для росписи собора были вызваны крупнейшие иконописцы средневековой России Андрей Рублев и Даниил Черный. Традиционно в этом соборе крестили и служили благодарственные молебны московские царские особы.

В 1476 году Иван III пригласил нескольких псковских мастеров для строительства церкви Святого Духа. Это сооружение — один из немногих сохранившихся образцов русской церкви, увенчанной колокольней. В интерьере сохранились самые ранние образцы использования глазурованной плитки для отделки. В начале 16 века Василий III пристроил Никоновскую пристройку и Серапионовую палатку, где были погребены несколько учеников Сергия.

16-ый век
Шестистолпный Успенский собор, построенный по заказу Ивана Грозного в 1559 году, строился 26 лет. Собор значительно больше своего макета и тезки в Московском Кремле. В великолепном иконостасе XVI–XVIII вв. находится шедевр Симона Ушакова — икона «Тайная вечеря». Внутренние стены были расписаны лиловыми и голубыми фресками бригадой ярославских мастеров в 1684 году. В склепе находятся захоронения Бориса Годунова, его семьи и нескольких патриархов ХХ века.

Когда монастырь превратился в одного из самых богатых помещиков в России, леса на его месте были расчищены, а у стен монастыря возникло село (или посад). Постепенно он превратился в современный город Сергиев Посад. Сам монастырь был заметным центром летописания и иконописи. Прямо напротив стен монастыря был основан Параскевианский женский монастырь, среди построек которого до сих пор видны Параскевианская церковь (1547 г.), Введенская церковь (1547 г.) и часовня XVII века над Параскевым колодцем.

17ый век
В 1550-х годах деревянный частокол, окружающий монастырь, был заменен каменными стенами длиной 1,5 км (0,93 мили) с двенадцатью башнями, которые помогли монастырю выдержать знаменитую 16-месячную польско-литовскую осаду в 1608–1610 годах. Воронка в воротах собора сохранилась как напоминание о неудачной осаде Владислава IV в 1618 году.

К концу XVII века, когда юный Петр I дважды укрывался в монастыре от своих врагов, к нему были пристроены многочисленные постройки. К ним относятся небольшой дворец патриархов в стиле барокко, отличающийся роскошными интерьерами, и королевский дворец, фасады которого расписаны в шахматном порядке. Трапезная преподобного Сергия площадью 510 квадратных метров (5500 квадратных футов), также расписанная в ослепительном шахматном порядке, когда-то была самым большим залом в России. Пятиглавая церковь Рождества Иоанна Предтечи (1693–1699) построена по заказу Строгановых над одними из ворот. Другие постройки 17-го века включают монашеские кельи, больницу с шатровой церковью и часовню, построенную над святым колодцем, обнаруженным в 1644 году.

18 и 19 века
В 1744 году императрица Елизавета присвоила обители сан Лавры. Митрополит Московский отныне был и архимандритом Лавры. Елизавета особо благоволила к Троице и ежегодно отправлялась пешком из Москвы в монастырь. Ее тайный супруг Алексей Разумовский сопровождал ее в таких поездках и заказал барочный храм Смоленской Богородицы — последнюю крупную святыню, воздвигнутую в Лавре. Еще одним свидетельством любви Елизаветы к монастырю является бело-голубая колокольня в стиле барокко, которая высотой 88 метров была одним из самых высоких сооружений, построенных на тот момент в России. Его архитекторами были Иван Мичурин и Дмитрий Ухтомский.

На протяжении всего XIX века Лавра сохраняла статус богатейшей русской обители. Семинария, основанная в 1742 г., была заменена Духовной академией в 1814 г. Монастырь обладал превосходным собранием рукописей и книг. Средневековые коллекции лаврской ризницы привлекали тысячи посетителей. В Сергиевом Посаде монастырь содержал несколько скитов, один из которых является местом захоронения консервативных философов Константина Леонтьева и Василия Розанова.

20 век
После русской революции 1917 года советское правительство закрыло лавру в 1920 году. Ее здания были переданы различным общественным учреждениям или объявлены музеями. Часть использовалась для подготовки инженеров-электриков, специализирующихся на радио. В мае 1923 года Чарльз Эшли сообщил, как зал использовался для демонстрации новой радиотехнологии перед смешанной аудиторией, состоящей в основном из крестьян и солдат, но с некоторыми горожанами. Трансляция началась с объявления утра, за которым последовала музыка оркестра московского кавалерийского оркестра в исполнении Стеньки Разина. Затем слушателям была представлена ​​короткая лекция о пользе химических удобрений и механических плугов. После цыганской песни выступление завершилось рассказом о чудесах радио. В 1930 году были уничтожены монастырские колокола, в том числе Царь-колокол весом 65 тонн. Павел Флоренский и его сторонники препятствовали разворовыванию и продаже коллекции ризницы властями, но в целом многие ценности были утеряны или переданы в другие коллекции.

В 1945 году, после временной терпимости Иосифа Сталина к церкви во время Второй мировой войны, Лавра была возвращена Русской Православной Церкви. 16 апреля 1946 года в Успенском соборе возобновилось богослужение. Лавра оставалась резиденцией Московского Патриархата до 1983 года, когда патриарху было разрешено поселиться в Даниловом монастыре в Москве.

После этого монастырь продолжал оставаться основным центром религиозного образования. Важные реставрационные работы проводились в 1960-х и 1970-х годах. В 1993 году Троицкая Лавра была внесена в Список всемирного наследия ООН.

Лавра имеет ряд представительных церквей (подворий или подворий) в окрестностях и по всей России. Иеромонахи Лавры обслуживали ряд скитов в отдаленных местах (таких как остров Анзер Соловецкого архипелага в Белом море), а также Троицкий храм на острове Кинг-Джордж в Антарктике.

 

Как добраться

Поезд
Поезда в Сергиев Посад отправляются с Ярославского вокзала Москвы. Многие поезда заканчиваются здесь, остальные следуют до Александрова или Балакирево. Билеты стоят 240 рублей и идут от 1 до 1,5 часов. Скоростной поезд довезет вас за час, но цена билета выше (315 рублей). Поезда дальнего следования не останавливаются в Сергиевом Посаде (за редким исключением). Если вы едете в Сергиев Посад со стороны Ярославля, то вам необходимо сделать пересадку в Александрове.

 Станция Сергиев Посад (менее 1 км к югу от Лавры). Регулярная подмосковная железнодорожная станция, рассчитанная на поезда московского направления и большое количество пассажиров. На привокзальной площади находится конечная остановка большинства городских автобусов, различные магазины и памятник художнику Савве Мамонтову, который был директором Московско-Ярославского железнодорожного общества (третья по величине железная дорога в Москве после Николаевской и Московско-Курской) и владельцем резиденции художников Абрамцево в 20 км к югу от города. Здесь ему установлен памятник.

На автобусе.
Из Москвы на автобусе 388 от станции метро ВДНХ (6 Оранжевая). Автобусы ходят два-три раза в час, и на той же остановке их забирают водители легковых автомобилей. Некоторые автобусы дальнего следования в направлении Ярославля (Кострома, Рыбинск, Углич) также останавливаются в городе, а другие проезжают через объездную Сергиева Посада.

В направлении Переславля-Залесского ходит около 10 автобусов в день, как прямых, так и проходящих. Немного автобусов ходит до Калязина, а оттуда до Углича, Рыбинска и Кашина. Теоретически можно добраться и до Дмитрова, но туда ходит всего три автобуса в день.

Автовокзал, ул. Вознесенская, 49А (напротив железнодорожного вокзала). 5:00 – 23:00.

На автомобиле
Город расположен примерно в 70 км к северо-востоку от Москвы по Ярославскому шоссе. До Сергиева Посада идет разделенная трасса, по которой можно быстро доехать, если нет пробок. Она продолжается через Ростов и Переславское до Ярославского, минуя Александров, где разделенная полоса заканчивается на границе Владимирской и Ярославской областей. Немного севернее города проходит вторая кольцевая дорога (А108, "дальняя бетонка"), которая огибает Москву и удобна для выезда на Дмитров и Киржач. Севернее есть дороги на Углич, Калязин и Рыбинск.

 

Транспорт

По Сергиеву Посаду можно передвигаться на автобусах и микроавтобусах. Можно прогулятся пешком, если вы не прочь прогулки. Город не такой большой. Большинство автобусов отправляются от железнодорожного вокзала и останавливаются прямо на улице Красной Армии (остановки "Белый пруд - Центр города - Музей - заповедник") или на улице Карла Маркса. Расписание маршрутов.

 

Покупки

В магазинах «Дом книги» и «Читай город»

 

Еда

Русский дворик (Русский дворик, русский дворник) (перед входом в монастырь). неплохо, но и дорого, учитывая общий уровень цен российской провинции.

Внутри монастыря (вход через главные ворота и движение налево) есть очень хорошая пекарня-кондитерская с местными продуктами, которые, кажется, очень популярны среди русских посетителей.

 

Меры предосторожности

Если вы хотите увидеть мощи Сергия Радонежского в соборе Святой Троицы, лучше всего приехать пораньше, в 8 утра. В теплые месяцы поток туристов (в основном из Китая) очень высок. В выходные дни в Лавре не бывает многолюдно для групп туристов. Затп в прохладные месяцы (даже весной и осенью) количество туристов значительно меньше. Также могут возникнуть проблемы с размещением в пунктах питания (все места заняты китайскими группами).

 

География

Сергиев Посад находится в центре европейской части России. Город расположен в северо-восточной части Московской области, в 52 км от Москвы (74,5 км - по железной дороге от Ярославского вокзала). Одна из основных железнодорожных станций на линии Москва – Ярославль Московской железной дороги. Город расположен на реке Кончуре с ее притоками.

С севера городское поселение Сергиев Посад граничит с городскими поселениями Скоропусковский, Пересвет, сельскими поселениями Реммаш и Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района; с запада – с сельским поселением Васильевское; с юга - с городским поселком Хотьково, сельским поселением Лозовское, с востока - с сельским поселком Березняки.

Границей города Сергиев Посад является неправильный овал, вытянутый с юга на север и разделенный руслом реки Кончуры на три части. Осью города и основной транспортной артерией является проспект Красной Армии. Южная часть города пересекается по железнодорожной линии Москва — Ярославль. В месте пересечения железнодорожной линии и проспекта Красной Армии возведен путепровод.

В центральной части города располагаются основные церковные, административные, культурные и социальные объекты города – Троице-Сергиева Лавра, железнодорожный вокзал, администрация города и района. Рабочий поселок, расположенный в северо-восточной части города, первоначально заселялся рабочими Загорского оптико-механического завода (ЗОМЗ), от чего и получил свое название. Значительную его часть занимает сам оптико-механический завод.

Микрорайоны Углич и Северный поселок, расположенные на западе и севере города соответственно, являются жилыми спальными районами.

 

Климат

Климат Сергиева Должность умеренно-континентальная. Для города характерна мягкая зима с обильными снегопадами и теплое лето с дождливым июлем. Самый холодный месяц года – январь (средняя температура составляет около -8°С), самый теплый – июль (средняя дневная температура около +23°С)

 

Промышленность и производство

Игрушечный промысел Сергиева Должность
Сергиев Посад – столица кукольного «царства», здесь создавались русские куклы и другие игрушки.

Начало игрушечного резного промысла в Сергиевом Посаде относится к первым десятилетиям XVI века. К концу прошлого столетия этот город уже стал столицей игрушечного промысла России. В Сергиевом Посаде до этого времени занимались игрушечным промыслом около 5550 дворов.

Изготавливают там игрушки и в настоящее время. Кроме того, в Сергиевом Посаде находится единственный в России Институт игрушки, где разрабатывают ее новые разновидности. Там же находится уникальный Музей игрушки, из экспонатов которого можно изучать кукольную историю.

Сегодня сергиевопосадские мастера изготавливают игрушки из самых разных материалов. Но сначала они прославились своими изделиями из дерева. Лучшим материалом у Сергиевских резчиков считались липа, ольха, осина и береза. Изготовлению игрушки предшествовал подготовительный период, длившийся до двух лет. Только после него из дерева вырезали фигурки и расписывали яркими красками. Дешевые игрушки расписывались клеевыми красками, а более дорогие — акварельными, масляными и эмалевыми.

Ходовым товаром были дешевые деревянные куклы, получившие ироническое прозвище «дураки». Дуры были заметны, в пышных и неправдоподобных платьях, фантастических шляпах с цветами и перьями, «надутые» и «высокомерные». Но при этом – веселые и красочные. Народ охотно покупал такие куклы.

Куклы «дамы» отличались более тонкой работой, изящной раскраской и, как следствие, высокой ценой. У Сергиевских мастеров были полностью оригинальные игрушки, которые пользовались большим спросом в праздничные и ярмарочные дни.

Знаменитый Музей игрушки расположен в красивом месте города, напротив Троице-Сергиевой лавры. В стенах музея хранится более 30 тысяч игрушек разных народов мира.