Дом Союзов, Москва

Дом Союзов

Описание Дома Союзов

Адрес: Большая Дмитровка улица 1
Телефон. (495) 692 0736
Метро: Театральная, Охотный Ряд

 

Дом Союзов - историческое здание в Тверском районе в центре Москвы. Он расположен на углу улиц Большая Дмитровка и Охотный ряд. Первое здание на этом месте было построено в начале 1770-х годов по проекту Матвея Казакова и первоначально принадлежало генерал-губернатору Москвы Василию Долгорукову-Крымскому. В 1784 году он был куплен Московским Благородным собранием, чтобы служить местом проведения балов для русского дворянства. Казаков добавил ряд комнат к существующему зданию, включая великолепный бальный зал, известный как Колонный зал. Именно здесь, в 1856 году, царь Александр II обратился к аудитории русского дворянства с призывом освободить крепостных. После Советской революции профсоюзы заняли здание, отсюда и нынешнее название. В 1924 году зал Дома Союзов был открыт для публики более миллиона человек, чтобы пройти мимо открытого гроба Ленина. Многие из его ближайших коллег, членов почетного караула по этому поводу, позже были позже осуждены здесь во время показательных судов 1936-38 годов. Сталин, который стоял за этим судами после своей смерти также был высстален для публичного прощания в 1953 году. В настоящее время Дом союзов используется для концертов и общественных встреч.

 

История Дома Союзов

Дом Благородного собрания
XVIII век
История особняка начинается с Благородного общества, созданного по инициативе попечителя Опекунского совета Михаила Соймонова в 1783 году. Его членами были потомственные дворяне, владевшие имениями в Московской губернии. 19 декабря 1784 года общество приобрело дом князя Василия Долгорукова-Крымского на углу улиц Охотный Ряд и Большая Дмитровка на деньги, полученные в Опекунском совете под заклад имений. При покупке дома купчая была оформлена на имя князя Алексея Голицына. После его смерти, 9 ноября 1792 года, Благородное собрание через главнокомандующего Москвы князя Александра Прозоровского подало прошение императрице Екатерине II о закреплении дома за обществом. Через полгода поступил Высочайший рескрипт:
Князь Александр Александрович!

Купленный Благородным Обществом в Москве дом у покойного тайного советника князя Михаила Долгорукого на имя покойного князя Алексея Голицына, вследствие 50[-й] статьи жалованной от Нас дворянству Грамоты, повелеваем счислять принадлежащим собственностию помянутому Благородному Обществу; пребываем вам благосклонны. Екатерина.

Дом в стиле классицизм первоначально использовался как жилой, поэтому в нём не было больших залов для проведения балов и собраний. Для перестройки здания пригласили архитектора Матвея Казакова. Он оборудовал первый этаж под хозяйственные нужды, а на втором разместил парадные залы-гостиные: Соймоновскую, Александровскую, Екатерининскую, Голицынскую, Казаковскую, Крестовую, а также столовую, библиотеку и курительную. Центральным помещением стал Большой зал, устроенный на месте прежнего внутреннего двора. По его периметру стояли 28 коринфских колонн, которые освещали многорядные люстры. Его площадь составила 600 м², высота потолка, расписанного мифологическими сюжетами художником Джованни Батиста Скотти, — 14,5 метра. Зал вмещал в себя более двух тысяч человек, а также славился своей акустикой: плоский деревянный потолок играл роль деки, отражающей и усиливающей звук. Стены были расписаны Антонио Каноппи. Между Большим залом и окружающими его гостиными находились Екатерининский и Крестовский залы. В Екатерининском колонны располагались полукругом, Крестовый зал украшали пилястры. Казаков изменил внешний облик здания: главный фасад по Большой Дмитровке выделил шестью колоннами ионического ордера и плоскими портиками, а боковой — связанной антаблементом колоннадой. Углы здания обрамляли портики с пилястрами дорического ордера. Историограф Алексей Малиновский описывал Дом Благородного собрания:

«Кроме полуциркульной галереи, в которой поставлен памятник Екатерине II, сопредельные две залы занимаются карточными столами, за ними столовая и уборная для дам; есть комната и для чтения газет. Одна сторона — хор над колоннадою в зале — занята бывает оркестром, а на другие там стороны допускаются разного звания люди, не имеющие права быть записанными в Собрании, и смотрят оттуда на танцы и блистательность собрания дворян российских.»

В начале 1790-х годов Казаков спроектировал пристройку, дошедшую до Георгиевского переулка. Главной частью нового корпуса стала купольная ротонда с колоннадой коринфского ордера, построенная на углу улицы Большой Дмитровки и Георгиевского переулка. К ней присоединялось трёхэтажное строение с окнами, украшенными полукруглыми нишами.

XIX — начало XX века
Дом сильно пострадал в результате пожара 1812 года: прогорела крыша, повредился внутренний декор. Через два года он был восстановлен архитектором Алексеем Бакаревым — учеником Матвея Казакова. Часть средств на ремонт выделил Александр I, оставшуюся сумму собрали на частные пожертвования. В результате работ отремонтировали кровлю и установили балкон. Декор потолка, созданный Джованни Скотти, сильно пострадал, и его забелили штукатуркой. Екатерининский зал стал круглым за счёт переноса полукруглой колоннады ближе к центру. К декабрю 1814 года завершили отделку внутренних помещений и фасада, выходящего на улицу Охотный Ряд, но остальная часть стояла в лесах до 1819-го. Несмотря на ремонт 12 декабря 1814 года был дан бал, на котором присутствовали 1115 человек. В 1820-х годах помещения дома сдавались в аренду и их часто снимал танцмейстер Пётр Андреевич Иогель, устраивавший платные балы.

Во второй половине XIX века в Колонном зале с концертами выступали композиторы Пётр Чайковский, Николай Римский-Корсаков, Сергей Рахманинов, Ференц Лист и другие. «Кружок любителей русской музыки», созданный пианисткой Марией Семёновной Керзин в 1868—1912 годах, дал в Большом зале 111 концертов. В них принимали участие певцы Леонид Собинов, Надежда Забела, Фёдор Шаляпин, пианисты Константин Игумнов, Александр Гольденвейзер, Галина Баринова, Анатолий Брандуков, Эмиль Купер, Вячеслав Сук.

 

30 марта 1856 года Александр II выступил в Доме Благородного собрания с речью о необходимости отмены крепостного права, а в 1880-м, во время празднования открытия памятника Александру Пушкину на Тверском бульваре, Фёдор Достоевский произнёс речь в память поэта.

В 1903—1908 годах здание решили перестроить согласно модным тенденциям. По проекту Александра Мейснера было запланировано надстроить третий этаж и придать фасадам бо́льшую стройность и строгость. В результате работ треугольный фронтон заменили на широкий прямоугольный аттик, на стенах появился горельеф из античных сюжетов, фасад по улице Охотный Ряд Мейер завершили куполом.

Летом 1912 года в здании отмечали 300-летие Дома Романовых и 100-летие победы в Отечественной войне. Перед прибытием Николая II все помещения были украшены цветами и гирляндами. На протяжении праздника выступали оркестр и хор, исполняя музыку из русских опер. Во время Первой мировой войны концертная деятельность Дома Благородного собрания постепенно угасла. На смену балам пришли благотворительные концерты и лотереи, а часть дома переоборудовали под лазарет.

Дом Союзов
После революции 1 ноября 1917 года по решению Московского военно-революционного комитета помещение бывшего Благородного собрания было реквизировано. В нём разместился Центральный совет московских профессиональных союзов, а здание переименовали в Дом Союзов. Большой зал стал Колонным, Екатерининский — Овальным, Крестовый — Октябрьским. Таким образом были переименованы и другие залы.

С 1918 по 1922 год Владимир Ленин выступил здесь около 50 раз, впервые — 14 марта 1918-го на заседании IV Чрезвычайного Всероссийского съезда Советов. 22 октября того же года состоялся его первый публичный доклад после покушения на заводе Михельсона.

В течение 1920 года в Доме Союзов состоялось более 20 мероприятий, начиная со II Всероссийского съезда горнорабочих, который открылся 26 января. В октябре 1921-го в Колонном зале прошёл III Всероссийский съезд работников просвещения, а в Голубом зале — III Всероссийский съезд работников искусств. В здании была также организована первая в Москве рабочая читальня имени Горького, библиотечный фонд которой к 1921-му насчитывал более 50 тысяч книг. В мае-июле 1928 года состоялся Шахтинский процесс, в конце 1930-го — процесс Промпартии, в 1933 году — суд над инженерами, обвинёнными в саботаже. В 1934-м был организован I Съезд писателей, на который прибыло более 500 делегатов. Для возможности записи выступлений авторов Колонный зал радиофицировали.