Старочеркасская, Россия

Старочеркасская

Описание

Старочеркасская, ранее Черкасская (Черка́сск), сельская местность (станица) в Аксайском районе Ростовской области, Россия, происхождение которой датируется концом 16-го века. Он расположен на правом берегу реки Дон, примерно в 35 километрах (22 милях) вверх по течению от главного российского портового города Ростова-на-Дону.

Он известен тем, что в течение почти двух столетий был центром донской казачьей культуры и политики как столица Донской принимающей области. Из-за регулярных весенних паводков, которые несколько раз затопляли маленький город, казаки перенесли свою столицу на возвышенность в Новочеркасске в 1805 году.

В Старочеркасской области и вокруг нее находятся более сорока примечательных исторических и культурных памятников, в том числе Воскресенский (Воскресенский) собор, построенный в 1719 году, и его знаменитый позолоченный деревянный иконостас.

 

Достопримечательности

Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь

Монастырь стоит в станице Старочеркасская возражден трудами первого наместника в 1994 года архимандрита Модеста. Торжественное открытие Ефремовского женского монастыря состоялось 12 сентября 1837 года — на пожертвования вдовы полковника Данилы Степановича Ефремова. Пожертвованное подворье атаманов Ефремовых, заложенное в 1750 году, было известно на Дону своим богатством и европейскими приёмами. Соборным храмом стала домовая церковь во имя Донской иконы Божией Матери, возведённая Ефремовыми в 1756-1761 годах.

В начале XX века в монастыре находилось 16 штатных монахинь, 2 сверхштатных, 96 рясофорных, 135 послушниц, а всего 250 человек. Реликвии монастыря, как и войскового собора станицы Старочеркасской, в годы гражданской войны были вывезены за границу. После Октябрьской революции соборный храм был сильно разрушен, всё внутреннее убранство уничтожено или расхищено. Реставрационные работы начались в 1970-х годах. Перед возобновлением монастырь находился в ведении Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника.

Монастырь вновь открыт 5 октября 1994 года. Первоначально братия поселилась в Старочеркасске в арендованном частном доме; велись восстановительные работы Донской церкви. Благоустроили землю вокруг храма, привели в порядок могилы усопших из рода Ефремовых и игуменьи Иннокентии возле церкви. На колокольне Донского храма появились колокола. Первым наместником возрождённого монастыря был архимандрит Модест (Потапов) (1926 — 14 марта 2002), принявший постриг от своего духовника митрополита Зиновия (Мажуги), в схиме — Серафима, начавшего свой монашеский путь в Глинской пустыни, а ныне прославленного в лике святых.

 

Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник

Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник занимает площадь 180 га. Фонды музея насчитывают около 50 000 экспонатов. Комплекс был образован по инициативе писателя М. А. Шолохова в декабре 1970 года. Музей-заповедник включает в себя территорию бывшего города Черкасска (центр станицы) с более 100 памятников гражданской и культовой архитектуры, а также несколько исторических территорий в окрестностях Старочеркасска.

 

Музей был создан Постановлением Совета министров РСФСР 30 декабря 1970 года по инициативе М. А. Шолохова. Базируется на комплексе памятников XVII—XIX веков бывшей столицы донских казаков г. Черкасска. На бывшем подворье атаманов Ефремовых сохранились: Атаманский дворец, каменный двухэтажный корпус; домовая церковь Ефремовых во имя Донской иконы Божьей матери; дом Степана Ефремова, построенный в 1770-х годах. В музее постоянно действуют следующие выставки: основная историческая экспозиция «От Дикого поля до Старого Черкасска», «Казачий род Ефремовых», «Как у нас было на Тихом Дону», «Традиции казачьей кухни», «Памятные места ст. Старочеркасской», «Майдан и Воскресенский собор», «Казаки-некрасовцы», «Духовный мир казака». Также музей участвует в ежегодной акции «Ночь музеев». Экспозиционно-выставочная площадь музея составляет 1563,8 м², фондохранилищ — 629,1 м². Единиц хранения — 67009. В библиотеке музея хранятся 3 тематические коллекции, относящиеся к книжным памятникам: книги издательства Н. Е. Парамонова «Донская речь», книги кирилловской печати и краеведческая коллекция. На территории музея проводится праздник "День чебака".

 

Воскресенский войсковой собор

Главная архитектурная достопримечательность Старочеркасска — Воскресенский войсковой собор 1706—1719 гг., первая каменная церковь в низовьях Дона. Вплоть до 1805 года Воскресенский собор являлся главным храмом не только Черкасска, но и всего Войска Донского.

Это девятиглавый храм, построенный неизвестным архитектором в стиле казацкого барокко. Храм был возведён во время действия указа Петра I, запрещавшего строительство каменных зданий везде, кроме Петербурга. Однако, в виду политической необходимости, Пётр сам содействовал строительству, помогая деньгами, утварью, специалистами и, как утверждается, лично приняв символическое участие в строительстве (что заявлено на памятной надписи, сделанной, правда, уже в XIX веке). Собор окружен двухъярусной галереей — гульбищем, визуально связавшей его с архитектурой казачих куреней Черкасска.

Интерьер собора поражает своим убранством, находящимся в контрасте со сдержанным внешним видом. Уникальный пятиярусный позолоченный резной иконостас размером 19x23 метра содержит в себе 149 икон середины XVIII века, выполненный в технике резьбы по дереву.

Из необычных деталей привлекают внимание металлические плиты перед алтарём, где находятся отлитые надписи о том, что на этом месте в своё время молились русские императоры и великие князья. А при входе в храм на стене висят массивные кандалы и цепи, в которые был якобы закован Степан Разин перед отправкой на казнь. Тут же недалеко, в галерее, за металлической плитой, находится прах того человека — войскового атамана Кирилла Яковлева, — который выдал своего крёстного сына Степана царскому правительству.

Возле храма находится двухъярусная шатровая колокольня высотой 45,8 метра. Это единственное здание такого типа в Южной России. Колокольня состоит из подклета, четверика, восьмерика и увенчанного крестом шатра. Сейчас она, как и здание собора, находится в ведении Донского Старочеркасского монастыря.

Рядом с колокольней выложены захваченные в Азовском сидении трофеи, такие как: створки крепостных ворот, две калитки и коромысло торговых весов и т. д.

 

Церковь Петра и Павла

Улица Советская, 27

Церковь Петра и Павла построена на площади бывшей Прибылянской станицы. Деревянная церковь, ранее стоявшая на этом месте, упоминается в грамотах войска Донского ещё в 1692 году. После очередного пожара, произошедшего в 1744 году, она была выстроена заново, но уже из камня. Строительство происходило с 1749 по 1751 годы по инициативе атамана Данилы Ефремова. Есть информация, что императрица Елизавета Петровна оказывала помощь в строительстве и даже прислала из Москвы мастера-строителя и десять штукатуров и каменщиков. В 1751 году здесь был крещён знаменитый казачий атаман Матвей Платов.

 

Атаманское подворье

В этом архитектурном комплексе сосредоточены архитектурные памятники XVIII—XIX веков — усадьба атаманов Ефремовых с Донской домовой церковью. Подворье, лежащее на территории бывшей Средней станицы, принадлежало одному из известнейших и богатейших казачьих родов — Ефремовым. Начало достатку положил атаман Данила Ефремов, владевший под конец жизни лавками, кабаками, мельницами, табунами лошадей и огромными наделами (большую часть которых составляли захваченные им общинные земли).

Сначала на подворье был выстроен по образцу усадеб столичного дворянства атаманский дворец. Сохранившееся здание насчитывает 21 комнату, а его общая площадь составляет более 1000 м².

В 1756—1761 годах была выстроена домовая церковь Ефремовых во имя Донской иконы Божией Матери. Существует предание, что образцом послужила церковь на Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, где в молодости ктитором служил основоположник клана. Впоследствии к церкви были пристроены два придела: 1817 году — придел Николая Чудотворца, а в 1843 году придел Даниила Столпника. За восточной стороной церкви расположено родовое кладбище Ефремовых.

В 1837 году подворье было пожертвовано для размещения женского монастыря, после чего на нём построили келейной здание и обнесли каменной стеной с редкими арочными святыми воротами.

 

Прочие достопримечательности

Остатки оборонительных бастионов XVII—XVIII веков.

 

Преображенская церковь (1740)

Преображенская (Ратная) церковь — одна из архитектурных достопримечательностей станицы Старочеркасской (Ростовская область) — первая на Дону каменная церковь в Старочеркасске. Эта церковь — второй по древности храм Черкасска. Была возведена на месте сгоревшей деревянной Ильинской церкви, теми же московскими мастерами, что строили и колокольню Воскресенского собора. Преображенская (Ратная церковь) находится рядом с Ратным кладбищем, где в XVII—XX вв оно обосновывалось. Знаменито тем, что на ней похоронены многие донские герои. Название церковь получила по Ратному урочищу, где издавна собирались казачьи рати перед походами. По историческим источникам известно что в 1673 году на холмах чуть севернее Черкасска был выстроен полковником и инженером Альбрехтом Шневецом «Ратный» городок с населением около 6000 человек. Причиной образования поселения стало объединение донских казаков и русского войска в борьбе против турок в Азове. По окончанию исхода в 1677 году войска из гарнизона, на месте поселения образовалось кладбище. Ходят легенды что на данном кладбище погребены атаманы Наум Васильев и Осип Петров. В 1701 году была возведена Ратная церковь в честь Ильи Пророка с граничащими пределами Фрола и Лавра. Дата постройки указана в челобитной войска Донского царю Петру I. Казаки просят пригласить к выстроенной церкви священников. Местные архивы говорят о том что Ратная церковь была деревянной по состоянию на 1718 год. С 1735 года церковь стала указываться на картах Черкасска. Можно учесть подтверждённые данные священника Старочеркасского собора с 1841 по 1872 годы. По указу Елизаветы от 31 мая 1744 года в Черкасске начинается строительство каменной церкви. Колокольня церкви построена в 1751 году. Участниками строительства стали 1 мастер, 8 каменщиков и 2 штукатура. При строительстве было привезено 200 пудов (3 276 кг) меди и олова для изготовления колоколов в Воронеже. При этом были выделены денежные средства военной коллегией на доставку материалов в Воронеж. Церковь по некоторым источникам сгорела при пожаре 12 августа 1744 года. Сгоревшей каменной церковью, названной в документе, указывается Собор. Там находились жалованные грамоты, клейноты войска Донского, «которые подлинно все погорели». До сих пор не уточнено какая из церквей сгорела. Огонь охватил и Ратненскую церковь, находившуюся за пределами города, определяемой крепостными стенами. Об этом свидетельствуют как В. Сухоруков, так и Г. Левитский. В 1748 году был очередной пожар. К 1781 году церковь была восстановлена. «Ведомости о церкви» рассказывают что за 1879 год прихожанами Преображенской церкви были: казаки православные — 1481 человек, из них 762 женщины, крестьяне — 11 человек, иногородние — 182 человека, в том числе 88 женщин. В этом же году в Воскресенском соборе приход церкви составляли 815 православных казаков, в том числе 461 женщина, иногородние — 73 человека, из них 36 женщин.

 

Аннинская крепость — земляная крепость в пяти километрах северо-восточнее Старочеркасска, практически на берегу Дона.

 

Монастырское урочище (Монастырск) расположено в семи километрах от Старочеркасска вниз по Дону. Монастырское урочище — остатки земляных укреплений в Области Войска Донского, Черкасского округа (ныне Ростовская область), на правом берегу реки Дона. В Монастырском урочище находился укреплённый казацкий город Монастырский или Нижний Яр (в некоторых актах — просто Нижний). Первое упоминание о нём датируется 1593 годом. С 1620 по 1637 год здесь был административный центр донцов, перенесённый потом в Азов. В Монастырском собирались казацкие Круги, тут принимали послов царя. Тут же находилась и часовня, где проводили службы иеромонахи, прибывавшие в город по просьбе казаков (до середины XVII века своих священников донские казаки не имели). По одной из версий, отсюда и пошёл топоним Монастырский. Тут, на Кругу, 21 апреля 1637 года, было принято решение напасть на Азов, а 18 июня оборона пала, и казаки удерживали Азов четыре года (Азовское осадное сидение). Ответной атакой турок в 1643 году городок был разрушен, а большая часть населения убита. С тех времён там никто не жил. В 1696 году по приказу Петра I на месте Монастырского городка было построено укрепление-транжемент, просуществовавший до появления Аннинской крепости. Место, где располагался городок и казацкая братская могила, остались на Дону до настоящего времени местом особо почитаемым.

В 1867 году на могиле построена мемориальная часовня «В честь и вечную славу Донских казаков — покорителей и крепкодержателей Азова». Приблизительно с 1646 года ежегодно, в субботу перед Великим постом, казаки проделывали крёстный ход на Монастырское урочище и на могилах воинов проводили панихиду. А позже крёстные ходы собирались на Монастырское урочище из Аксая, Ольгинской и прочих близлежащих станиц и хуторов. Последний крёстный ход прошёл в 1919 году.

После гражданской войны на урочище в 1932 году перенесли останки более 200 её участников, в частности красноармейцев 12-й стрелковой дивизии Первой Конной армии, погибших в начале января 1920 года в станице Старочеркасской. После Великой Отечественной войны там был поставлен памятник экипажу канонерской лодки «Ростов-Дон», погибшему осенью 1941 года во время обороны Таганрога, братская могила 11 моряков-краснофлотцев находится там же.

9 мая 1974 года в Монастырском урочище с торжествами был открыт Мемориальный комплекс, а на высокой стеле на берегу Дона выбиты три даты: 1641, 1920, 1941

 

Курень атамана Кондратия Булавина, вождя восстания казаков против Петра I.
Мемориальная доска в память о поэте-эмигранте Н. Н. Туроверове.

 

История

Первые упоминания о Черкасском городке на Дону в исторических актах датируются 1569 годом. По предположениям В. Н. Татищева в его «Истории Российской с самых древнейших времён» и Н. А. Маркевича в «Истории Малороссии», поселение было основано — под названием «град Черкасский» — козаками-черкасами Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, в ходе экспедиции во главе с черкасским старостой князем М. А. Вишневецким Гетман Кн. Михаил Вишневецкий был избран из Воевод и, в том же году <1569>, послан Королём на помощь Царю под Астрахань в 1569 году. Н. М. Карамзин предполагал, что ещё при отце Ивана Грозного

между Азовским и Каспийским морем сделалась новая воинственная республика, составленная из людей, говорящих нашим языком, исповедующих нашу веру…; взяли город Ахас, назвали его, думаю, Черкасским, или Козачьим (ибо то и другое имя знаменовало одно)…
— «История государства Российского»

В 1637 году из Старочеркасска начался Азовский поход, когда, взяв турецкую крепость Азов, казаки обороняли её четыре года. В отместку турки в 1643 г. захватили и полностью сожгли Черкасск, однако уже в следующем году городок был восстановлен и укреплён. В том же 1644 году в Черкасск перемещается главный стан, что превращает его в столицу донского казачества. А в 1650 году по данному во время азовской кампании обету строится первый (деревянный) войсковой собор. На площади возле собора (майдане) собирались войсковые круги.

Именно в Черкасске в 1667 году началось восстание Степана Разина, казака станицы Зимовейской, а в 1708 году в своём курене был убит предводитель другого восстания — Кондратий Булавин.

До постройки Новочеркасска (новой столицы казаков, в начале XIX века) Черкасск (станица Старочеркасская) был единственным населённым пунктом, делившимся на станицы внутри себя (Черкасскую, Дурновскую, Скородумовскую, Прибылянскую, Среднюю, Павловскую, Рыковскую, Тютеревскую (Новоскородумовскую), Татарскую, Ратинскую и т. д.). В 1751 году была освящена церковь апостолов Петра и Павла, в которой крестили легендарного атамана Платова. Все казачьи походы того периода начинались от другой черкасской церкви — Преображения Господня, построенной в XVII веке в Ратном урочище, на кладбище Черкасска.

В XVIII в. донская столица представляла собой сильную крепость. «Находившись пред самыми землями неприятелей своих и чрез то подверженный всегдашним их набегам, Черкасск, — как писал В. Д. Сухоруков,— еще в XVII столетии имел вокруг деревянную, стену, внутри набитую землею. В приличных местах поставлены были таковые ж бастионы, достаточно снабженные пушками … Данило Ефремов в 1742 году предпринял укрепить Черкасск каменною стеною и уже начал было работы от стороны реки Дона, но… только одну начатую стену позволили достроить… Сия новая стена простиралась около станиц Черкасской, Прибылянской и Дурновской, и на ней помешалось шесть бастионов. Станицы Татарскую и Середнюю защищал двойной палисадник с двуми бастионами, примкнутый обоими концами к Протоку. Станицы Рыковская и Тютеревская прикрыты были со стороны неприятельской таким же палисадником с двумя бастионами. Равно и станица Ратинская с предместьями имела свой палисадник.» Городские бастионы, «отстоя один от другого на 100 и на 200 саженей, весьма способствовали крепости города».

Во второй половине XVIII в. число бастионов довели до 11, из которых 2 были каменными и 9 деревянными; 7защищали центральную часть Черкасска, 4 прочую. Высота внешней стены самого мощного из раскатов, Даниловского, составила и современном пересчете 4,56 м, внутренней 2,35 м. Позднейшие краеведы определили, что длина черкасской стены, деревянной и каменной вместе, превышала 2,3 км. Упомянутый выше палисадник, или палисад, в 1780-х гг. был «мерою кругом … с предместиями двадцать верст» .Согласно В. И. Далю, палисадник представлял собой вообще «забор, ограду из тычин, из жердей тычком, стойком», а военный палисадник состоял «из сплошного частокола, из заостренных кверху свай, связанных шипами, сквозным прогоном или пришивным брусом».

В конце XVIII века, при атамане А. И. Иловайском было открыто «Главное народное училище», при нём был организован музей с естественно-историческим отделом и богатым собранием костей «допотопных животных», которые извлекались рыбаками из Дона.

В 1744 году Черкасск практически полностью выгорел (застройка города всегда велась очень плотно) и позже не смог полностью восстановиться. Весной разливы Дона регулярно затопляли город. Именно из-за постоянных разливов и пожаров, атаманом М. И. Платовым и было в 1804 году принято решение об основании новой столицы Области Войска Донского, — и в 1805 году она была перенесена в Новочеркасск. После чего Черкасск стал именоваться Старочеркасском, а к концу XIX века потерял статус города.