Строгановский дворец, Санкт-Петербург

 Строгановский дворец

Описание Строгановского дворца

Адрес: Невский проспект, 17
Метро: Невский проспект, Адмиралтейская
Метро: +7 (812) 571-8238
Телефон +7 (812) 571-8238
Открыто: ежедневно с 10:00 до 18:00 (с 10:00 до 17:00 в понедельник)
Закрыто: вторник

 

Семья Строгановых, построившая Строгановский дворец была известной и богатой купеческой семьей с 15-го века. Во время царствование Петра Великого семья была награждена благодарностью и титулами со стороны правительства за значительную финансовую помощь царским армиям в Великой Северной войне. Семья получила всенародную славу благодаря барону Сергею Григорьевичу Строганову во время царствование императрицы Елизаветы. Его сын граф Александр Сергеевич Строганов был ведущим петербургским администратором и закончил свою жизнь президентом Академии художеств и директором Императорской публичной библиотеки. Он был первым, кто заказал здание Строгановского дворца известному архитектору Франческо Бартоломео Растрелли в 1752 году. Внешние элементы были завершены в 1754 году и остаются неповрежденными по сей день. Фасад Страгановского дворца является одним из самых выдающихся шедевров позднего барокко в Санкт-Петербурге.

Самыми впечатляющими интерьерами Страгановского дворца являются те, которые создал архитектор Казанского собора Андрей Воронихин. Его нанял граф Александр Сергеевич в 1790-х и 1800-х годах, чтобы перестроить интерьер в неоклассическом стиле (хотя существует теория, что большую часть этой работы сделал Федор Демерцов). Многие из комнат шикарного особняка теперь отреставрированы и открыты для публикив восточной анфиладе здания. Среди открытой части дворца особенно удивителен богато украшенный минералогический кабинет, в котором размещалась библиотека графа Александра Строганова и коллекция драгоценных камней и минералов, а также картинная галерея с впечатляющей коллекции произведений искусства, в том числе работ Рембрандта и Пуссена. Реставрация продолжается в других частях дворца и они тоже будут вскоре открыты.

Строгановский дворец был национализирован в 1918 году и первоначально действовал как Музей аристократической жизни. Он был закрыт в 1929 году, а экспонаты были переданы в Эрмитаж. Другие артефакты из дворца были переданы в другие советские музеи или проданы за рубежом. С этого момента дворец служил офисом для различных советских предприятий, включая ботанический институт и как исследовательский объект для судостроения.

Здание Строгановского дворца было передано правительством Русскому музею в 1988 году. Его здание было отреставрировано. Внешняя реставрация была завершена в 2003 году, а результаты работы над интерьерами проводятся по сей день.

 

История

Застройка участка на пересечении тогдашней Невской проспект-проспект с набережной Мойки началась в 1730-х годах. В 1742 году фермер Сергей Григорьевич Строганов, представитель промышленной семьи Строгановых и в то же время крупный коллекционер произведений искусства, приобрел недвижимость с недостроенным домом. Завершению строительства этого дома под руководством нового владельца помешал крупный пожар в 1752 году, который уничтожил в основном близлежащие деревянные постройки, но также сжег дом на пересечении Мойки до основания. Вскоре после этого Строгановы решили построить здесь новую резиденцию. Выбор архитектора пал на Растрелли, который уже тогда мог получать заказы исключительно от российского императорского двора, объясняется только тем, что господин Строганов был очень близок ко двору и через брак одной из его племянниц с племянником Екатерины I имел также родственные связи с домом Романовых.

С 1753 по 1754 год Растрелли построил нынешний трехэтажный дворец, включая крыло со стороны набережной Мойки, а также 50 парадных залов внутри, используя фундамент и частично фундаментные стены сгоревшего дома. Из последних сегодня Большой зал и центральный вестибюль сохранились в первоначальном состоянии. С 1753 года Растрелли жил как почетный житель во дворце, который получил имя заказчика и владельца сооружения. После смерти Сергея Строганова в 1756 году дворец унаследовал его сын Фрайхер (впоследствии граф) Александр Сергеевич Строганов. Александр Строганов, как и его отец, считался крупным коллекционером произведений искусства и разместил во дворце, среди прочего, свою коллекцию минералов, которую сегодня снова можно увидеть в Кабинете минералов. Именно он в конце 18 века организовал реконструкцию дворцового интерьера, в результате которой большинство парадных залов обрели свой нынешний, классический, а не барочный облик. В этой реконструкции принимал участие тогда еще молодой строитель Андрей Воронихин. Воронихин был одним из крепостных Строганова, который верил в его художественные способности и дал ему хорошее образование. Наряду с Воронихиным интерьеры оформлял Федор Демерцов, градостроитель конца 18 века в стиле классицизма.

После смерти Александра Строганова дворец перешел к его сыну графу Павлу Александровичу Строганову, и впоследствии, вплоть до начала 20 века, резиденция принадлежала роду Строгановых. Последним владельцем до национализации дворца после Октябрьской революции был граф Сергей Александрович Строганов, при котором во внутреннем дворе дворца был разбит сад с небольшой экспозицией статуй и скульптур из коллекции Александра Строганова. В 2003 году этот сад уступил место ресторану со стеклянным куполом.

В 1920-х годах национализированный дворец, включая художественные коллекции, имел статус филиала Эрмитажа и был открыт для публики как художественный музей. Однако в 1929 году музей был распущен. Часть находившихся там произведений искусства была передана в Зимний дворец и другие выставочные и складские помещения Эрмитажа, другая часть передана в другие художественные музеи страны, но некоторые из них были проданы с аукциона за рубежом и, таким образом, были безвозвратно потеряны для России. Начиная с 1937 года дворец использовался в качестве административного центра нескольких организаций в течение нескольких десятилетий и постепенно пришел в упадок к концу 1980-х годов.

В 1988 году дворец вновь получил статус музея и был включен в состав Русского музея. В 1990-х годах были отреставрированы два главных фасада, а в начале 2000-х годов началась реконструкция внутренних помещений.

 

Архитектура

Дворец сегодня считается единственным сооружением на Невском проспекте, сохранившим оригинальные формы в стиле барокко середины 18 века без серьезных изменений. Многочисленные декоративные элементы, такие как вогнутый фронтон крыши над центральным порталом, портики в центре фасада или декоративные оконные рамы сверху и снизу (некоторые историки считают, что рельеф мужчины в профиль - автопортрет Растрелли), обращены к Невскому проспекту и Мойке и являются элементами архитектурного стиля периода расцвета характерен для петербургского барокко. Свежая розово-красная окраска фасадов с декоративными элементами белого цвета придает фасадам торжественный вид, также характерный для зрелого барокко. Завершающим элементом внешнего декора является фронтон крыши, обращенный к Невскому проспекту, в центре которого рельефное изображение фамильного герба Строгановых напоминает о тезках здания.

Из дизайна интерьера следует особо отметить единственный парадный зал, который в основном сохранил дизайн Растрелли в стиле барокко и, в отличие от других около 50 залов, не пострадал от реконструкции в стиле классицизма в конце 18-го века. В ансамбле парадных залов в стиле классицизма стоит отметить Картинную галерею, парадную столовую и минеральный кабинет графа Александра Сергеевича Строганова.

 

Сегодняшняя ситуация

В 1995 году дворец как филиал Русского музея открылся для посетителей впервые с момента закрытия в 1929 году. Реставрация большинства парадных залов, значительно пострадавшая за десятилетия внешнего использования, была проведена в преддверии празднования 300-летия со дня основания, которое состоялось в 2003 году. Годовщина основания Петербурга. В настоящее время три зала не отремонтированы и закрыты для посетителей, в том числе бывшая картинная галерея, в которой в настоящее время ведутся реставрационные работы.

Помимо постоянной экспозиции Русского музея во дворце - Кабинета минералов с оригинальной коллекцией редких минералов из собрания Александра С. Строганова – в отдельных парадных залах здания периодически проходят сменяющие друг друга тематические выставки из фондов Русского музея, а также других российских и зарубежных музеев. Кроме того, во дворце есть восковой кабинет, фигуры которого представляют не только всех членов Строгановского дома, но и представителей императорского двора, а также архитекторов, принимавших участие в проектировании дворца.

 

Владельцы

1742—1756 — барон С. Г. Строганов
1756—1811 — барон, затем граф А. С. Строганов
1811—1817 — граф П. А. Строганов
1817—1845 — графиня С. В. Строганова
1845—1872 — графиня Н. П. Строганова
1872—1882 — граф С. Г. Строганов
1882—1918 — граф С. А. Строганов

 

Коллекции семьи Строгановых и Картинная галерея Строгановского дворца

Основная часть коллекции картин принадлежала графу А.С. Строганову. На первом этаже здания, в анфиладном помещении по фасаду, выходящему на набережную Мойки, архитектор Демерцов разместил картинную галерею. Архитектурные работы были завершены Волонихиным. На акварели Волонихина "Вид картинной галереи графа А.С. Строганова" 1793 года (собрание Эрмитажа) изображена галерея с решетчатым потолком и колоннами в начале и конце. В картинной галерее занимались студенты Академии художеств, и граф А.С. Строганов на смертном одре пожелал перенестись в эту галерею, чтобы умереть среди собранных им произведений искусства.

В коллекции Строганова был "Портрет юноши со святым Себастьяном" Дж. Бортолафио (в то время приписываемый Леонардо да Винчи). (в собрании ГМИИ им. Пушкина, Москва), "Святой Доминик" С. Боттичелли (ныне в собрании Эрмитажа), работы Рембрандта, П.П. Рубенса, А. Ватто, Ж.-О. Фрагонара, Фрагонара. О. Фрагонара, Ф. Буше, Ж.-Б.С. Шардена, Ж. Робера, А. Ван Дейка, Н. Пуссена. В картинной галерее Строгановского дворца находился "Каприз" А. Ватто (приобретенный П.С. Строгановым из коллекции Горация Уолпола и с 1923 года хранящийся в Эрмитаже).

Коллекция живописи пополнилась графом С.Г. Строгановым; Сергей Григорьевич Строганов также являлся владельцем нумизматической коллекции и увеличил уникальное строгановское собрание сасанидского серебра. Александр Сергеевич Строганов (1818-1864), правнук самого знаменитого графа, унаследовал графское имя и значительно увеличил его коллекцию столового серебра, античных монет, ювелирных изделий и этрусских бронз.

Граф Сергей Григорьевич Строганов (1794-1882), археолог, меценат, коллекционер, основатель первой в России "рисовальной школы искусств и ремесел" в 1825 году, впоследствии Строгановского рисовального училища (ныне Московская государственная академия художеств имени С.Г. Строганова). Он был человеком с характером и имел во дворце собственный кабинет, где хранилась коллекция монет.

Граф Павел Сергеевич Строганов (1823-1911), сын Сергея Григорьевича, продолжил семейную традицию коллекционирования картин. Он последовал совету К.Э. фон Липгардта. Он унаследовал от деда дом на Сергиевской улице, 11 (ныне улица Чайковского) в Санкт-Петербурге, неподалеку от Летнего сада, и превратил его в музей. Основную коллекцию составляли картины итальянских художников, работавших в эпоху раннего Возрождения; в 1912 году часть картин была передана в Эрмитаж.

Брат Павла Сергеевича, Григорий Сергеевич Строганов (1829-1910), коллекционер и почетный член Академии художеств, вторую половину жизни провел в Риме, Италия, где собрал выдающуюся коллекцию живописи. Некоторые из унаследованных картин он привез в Италию. В его резиденции на Виа Систина в Риме хранилась обширная коллекция произведений искусства и книг. Здание было названо "Палаццо Строганов". Среди этой уникальной коллекции были статуя Богородицы работы Дуччо (сейчас она находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке), реликварий Фра Анджелико и "Богоматерь Благовещения" Симоне Мартини. Среди других произведений - картины Пинтуриккьо, Дадди и Маттео ди Пачино, два пейзажа Ж.-О. Фрагонара и портрет Эразма Роттердамского работы Квентина Массейса. Граф также коллекционировал медали, египетские и античные древности. Его библиотечная коллекция превышала 30 000 томов. После его смерти коллекция была продана с аукциона в Париже. Часть своей римской коллекции Григорий завещал Эрмитажу в Санкт-Петербурге, что и было исполнено его наследниками в 1911 году.

После революции 1918 года Строгановский дворец был национализирован, в 1919 году в нем был открыт музей. Планы перестройки и реставрации здания под музей разработал Н.К. Ливин, бывший сотрудник графа С.А. Строганова; в 1925 году музей стал филиалом Государственного Эрмитажа, который был закрыт в 1929 году; хранителем музея Строгановского дворца с 1919 по 1926 год был К.В. Тревер а с 1926 по 1930 год хранителем была Т.В. Сапожникова. Коллекции семьи Строгановых были переданы в различные музеи. Многие ценности были проданы или украдены.

В мае 1931 года советские власти продали шедевры, в том числе 108 картин, вывезенных из дворца, на аукционе в Берлине в 1931 году. В 2000 году в США прошла выставка, объединившая разрозненные произведения из некогда выдающейся художественной коллекции, за которой последовали выставки во Франции (2002 год). Выставка также прошла во Франции (2002), Нидерландах и России (2003).

 

Выставка 1897 года

В 1897 году в Строгановском дворце была организована выставка произведений искусства из частных коллекций.

 

Судьба и реставрация здания в XX веке

4 октября 1912 года были похищены ценные бумаги и наличные деньги владельца дворца. Банда была арестована 15 октября. Главарем банды был бывший член Государственной думы Алексей Кузнецов, который получил планы прохода во дворец от своего земляка Чугунова.

В начале 1920-х годов часть интерьеров была восстановлена, в 1935 году фасад был перекрашен и оставался зелено-белым до 2003 года. Позже здесь разместился Институт растениеводства Академии наук, а после 1937 года особняк был передан военным. Интерьер был значительно поврежден.

4 апреля 1988 года Ленгорисполком принял решение № 248 "Об открытии и передаче Русскому музею территории бывшего Строгановского дворца"; с 1991 года проводилась научная реставрация; впервые для посетителей он был открыт в 1995 году; в 1995 году был открыт музей для посетителей. Официальное открытие состоялось в 2003 году. С тех пор в музее проводятся экспозиции, начиная с нового фасада, который постоянно совершенствуется; к 2012 году единственной частью интерьера первого этажа, которая не была отреставрирована, была библиотека, ведущая в зал физики. Она должна была быть открыта в ближайшее время, но когда в 2014 году финансирование было прекращено, реставрационные работы были приостановлены, и по состоянию на февраль 2020 года она все еще не была открыта.

 

Сфинкс Строгановского дворца

У входа в здание внутреннего двора стоят два небольших сфинкса, высеченных из розового гранита. Впервые эти мифические фигуры появились на Строгановской даче в Санкт-Петербурге в конце XVIII века и были изображены на картине А.Н. Воронихина в 1797 году; в начале XX века скульптуры были установлены у Строгановского дворца; в 1959-1960 годах Безбородко Она послужила моделью для четырех потерянных сфинксов из серого гранита на причале Дачи.