Царицыно, Россия

 Царицыно

Описание Царицыно

Местонахождение: южные пригороды Москвы
Построен: 1775 году по приказу Екатерины Великой
Метро: Орехово, Царицыно

 

Царицынский дворец с окружающим его садом расположен в Южном пригороде столицы России Москвы. Строительство Царицынского Дворца началось в 1775 году по приказу Екатерины Великой. Русская императрица родилась в небольшом городке в Пруссии. В Россию она приехала в качестве жены русского царя Петра III. Впоследствии с помощью своего возлюбленного (графа Орлова) и его братьев она свергла Петра с престола и впоследствии убить его. С этого момента она вместе со своими фаворитами правила страной четверть века.

 

Архитекторами этого масштабного проекта были В. Баженов и М. Казаков. Их статуи стоят перед главным зданием дворца. Весь ансамбль выдержан в Нео - готическом стиле с башнями, конусами, и поддельными руинами. Центральные два дворца соединены галереей. За ними стоит хлебный домик. Позже архитектор Казаков добавил Большой дворец и Большой парк. В XIX веке Царицыно стал местом массовых общественных праздников. В 1993 году дворец в "Царицыно" получил статус музея - заповедника. Он подвергся масштабной реконструкции и сегодня находится в комплексе Музея декоративно-прикладного искусства.

 

Царицыно

История

В эпоху средневековья
Местность заселена давно. Во время археологического исследования участка найдены курганы племени вятичей 11 - 13 вв. В 14-16 веках – это форпосты средневековой Москвы. Местность получила название – Черная Грязь.

В конце 16 в. царь Борис Годунов приказал создать на местной реке ряд прудов, а неподалеку основал село Борисово. По предположениям, здесь был либо охотничий двор Годунова, либо усадьба царицы Ирины Годуновой. Все постройки усадьбы были уничтожены во время польского нашествия и захвата Москвы в 1612 г. Но земли уже традиционно считались царским имуществом.

В 1633 г. Черногрязскую пустошь, расположенную неподалеку от царского села Коломенского, царь продал окольничему Стрешневу Лукьяну Степановичу за семьдесят три рубля. В 1683 г. очередной Стрешнев передал усадьбу во владение родному внуку - князю Голицыну, сыну Василия Голицына, фаворита царевны Софьи (родной сестры будущего царя Петра I). Когда царь Петр взял власть на себя, царевну Софью отправили в монастырь, Голицына отправили в ссылку, а усадьбу конфисковали в казну.

Сохранилось описание имущества усадьбы, созданное в 1689 г., боярские хоромы были деревянными, (на русском) сукном на железных крюках… Окна столярные, у них пять окончин слюдяных кубоватых с кругами… Печь ценинная (т.е. с изразцами) круглая». Рядом — дворы для лошадей, волов и мельниц, поварня «еловая в трех шатрах». Вокруг боярских хором – галереи. Всё вместе и создавало хоромный комплекс.

В 18 в.
В 1713 г. усадьба получила нового властителя из окружения царя Петра. Им был молдавский хозяин Кантемир Дмитрий Константинович, поселившийся в Московии, перейдя под руководство царя. Деревянную усадебную церковь времен Голицыных перестроили в камне в стиле раннего русского барокко. Она сохранилась, это самое старое сооружение современного ансамбля. Кантемир принимал в усадьбе вельмож и иностранцев. Очередное описание усадьбы оставил Берхгольц, бывавший в Москве и Петербурге.

Земельный участок на возвышенности ограничивали долина реки Городенки, пруды и глубокие овраги. Усадьба имела примитивную регулярную распланировку. Хоромы хозяина и два боковых флигеля создавали парадный двор. Рядом хозяйственный двор, конюшни. За ними маленький геометрический сад с партерами. Участок древней рощи прорезан тремя аллеями, часть территории отведена под плодовый сад. Берег пруда украсили искусственная горка-пирамида и закругленные земляные террасы.

Новое приобретение Екатерины II
Императрица долгое время не имела в Москве постоянной резиденции. Во время ее визитов останавливалась в Кремле или арендованных частных дворцах. В 1775 г. она посетила царскую вотчину Коломенское и посетила Кантемиры. Местность на возвышенности в окружении прудов понравилась. Для нее и вельможного мира быстро создали временные деревянные помещения по проекту архитектора Петра Плюскова. По переговорам усадьба Кантемиров стала новым приобретением Екатерины II, где она решила создать резиденцию. Но проект постоянной каменной резиденции — поручила более эффектному мастеру.

Первоначальный проект Баженова
Заказ получил московский архитектор Баженов, прошедший стажировку в Париже. Он не создал удачной карьеры в Петербурге из-за сопротивления тщеславных вельмож, набалованных мастерами-иностранцами, и перебрался в Москву. Именно он создал проект временных построек на Ходинском поле в фантазийных формах псевдоготики и французского классицизма во время празднования императрицей очередного мирного соглашения. Причудливые постройки и их стиль понравились. И императрица приказала Баженову создать проект резиденции с соблюдением стиля фантазийной псевдоготики.

Баженов исследовал участок и органично соединил в проекте все «интересы» усадьбы Кантемиров. Планировка уже не имела жесткой симметрии барочных усадеб, а главная ось будущего ансамбля совпадала с боковой аллеей кантемировской планировки. Это давало возможность постепенного раскрытия сооружений комплекса, окруженных прудами, рощами, балками, через которые опрокидывались новые мосты. Ансамбль имел два одинаковых дворика для императрицы и ее сына Павла, Хлебный дом для амбаров с продовольствием, кухонь и жилищами для слуг, парковыми павильонами для пребывания знатных кавалеров и дам, Оперный дом, домик управляющего усадьбой, гигантские конюшни для царских коней и башню с смотровой площадкой на верхушке. Чтобы представить ансамбль будущих сооружений, архитектор создал рисунок-панораму, которая открывалась со стороны прудов.

 

Долгострой

Императрица отбыла в Петербург, а с главным архитектором наладили постоянную переписку. Каждый проект, каждая смена в строительстве проходила экспертизу в императрице. После согласования и внесения изменений письма отсылали в Москву. Сложная политическая игра, которую годами вела императрица, подготовка к войнам, беспокойство в самой империи — ничто не способствовало спокойному строительству или его стабильному материальному обеспечению.

1773-1775 - крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева.
1775 - приказ императрицы разрушить Запорожскую Сечь, выполнили войска под руководством Петра Текели.
1777 – наводнение в Петербурге и ужасы перед беспорядками в столице.
1777 – ее покинул фаворит Григорий Орлов, его скандальная женитьба на двоюродной сестре… Православная церковь не признает брак законным, но императрица, твердо решившая расстаться с фаворитом, признает брак. Орлов с супругой отбывают за границу.
1778 - Военные и политические притеснения крымского хана. Суворов назначен командовать войсками в районах реки Днепр и вблизи Крыма.
1783 – смерть Григория Орлова. Смерть фаворита Ланского. Попытки Екатерины наладить отношения с новыми фаворитами, но опорой стал только Потемкин.
Императрице постоянно нужны деньги. Началось сокращение отправляемых в Москву сумм. Строительство в Царицыне стало долгостроем. Запланированные три года на строительство Царицына растянулись на срок втрое длиннее.

 

Отставка Баженова

Период управления строительством в Царицыно у Баженова уложился в 10 лет (1775—1785). За это время построено — два одинаковых дворика для императрицы и ее сына Павла.
Хлебный дом
сквозная декоративная галерея между Хлебным домом и дворцом для Павла
два фигурных моста через канавы
Оперный дом
ряд парковых павильонов и ворота в парк (без конюшен для коней, без башни с смотровой площадкой и др.)

Только Большой кавалерский дворец имел парадные помещения для дворцовых праздников. Два одинаковых дворика для императрицы и ее сына Павла небольшие и не предназначены для парадных приемов или аудиенций, что нарушало дворцовый этикет. Они не имеют ряда залов по одной осью (анфилада, привычная для императрицы), а лестница мала и тесна. Оперный дом был мало для пышных представлений, а служебный по назначению Хлебный дом был величественнее дворцов для царских лиц.

Все это в 1785 г. и увидела императрица, прибывшая с инспекционным визитом в Царицыно. Фантазийные постройки из красного кирпича и белыми деталями были великолепной театральной декорацией в камне — совсем не приспособленными для великолепного дворцового быта. Екатерина пересмотрела ансамбль и признала его неприспособленным для жизни, неудачным и приказала.

отстранить архитектора Баженова от работ
сломать неудавшиеся два дворца и заменить их одним — только для себя, подходящий для императорской резиденции
разрушить Большой только под названием кавалерский дворец и оба малых ради освобождения площади под новый величественный дворец для себя
заказ на новый дворец получил московский архитектор Казаков Матвей Федорович, обладавший авторитетом в Москве и опытом в строительстве частных дворцов для вельмож.

 

Приложения и прекращение строительства

Просчеты в строительстве следует разделить между главным архитектором и самой императрицей, ведь каждая деталь и каждый проект были рассмотрены и утверждены Екатериной. В строительстве использовано то же самодержавное, единоличное средство управления, что и в управлении империей. Но за просчеты в проектировании и строительстве спросили только у Баженова, потому что с императрицы спросить было некому.

Казаков создал новый проект дворца для императрицы после разрушения предыдущих сооружений — вписал его в уже созданный ансамбль, приблизил стиль фасадов дворца к стилистике Баженова при большей монументальности сооружения. В городе разрушенного кавалерского дворца был создан парадный двор. (Фундаменты дворца найдены во время раскопок в 20 в. и законсервированы.)

Сокращение средств на строительство было и в период председательства Казакова. В 1796 г. императрица умерла и строительство в Царицыно покинули десятилетия. Дворец и ансамбль так и остались недостроенными.

Сооружения никак не использовались и понемногу разрушались. Лишь во время позднего классицизма в пейзажном парке создали новые павильоны – «Церера» (или «Золотой сноп»), «Миловида» и «Руина», отличных по архитектуре от стилистики Баженова. Пейзажный парк дворцового ведомства стал местом гуляний, дебоширов и праздников на природе. Начались повреждения в парке и разрушения построек. С них сдирали крыши, а часть стен внутри павильонов была уничтожена. Сложная первоначальная планировка, которой так отличались сооружения Баженова, теперь можно было увидеть только на его проектах или копиях чертежей архитектора. Умершие растения парка, где перевесили березы, заменили липами, дубами, впоследствии добавили лиственницы и остролистные клены, что изменило его первоначальный характер.

Еще в 1807 г. садовник К. Унгебауэр прилагал главе дворцового ведомства в Москве, что сад Кантемира засыхает, большие деревья рядом с руинами прикрывают виды и долю их надо вырубить, как положено английским паркам. Вырубки позволили, перед дворцом архитектора Казакова образовали новую лужайку площадью в четыре гектара. В парке вырубили деревья для создания пяти новых троп, сходившихся к островку с аркой-руиной. В 1825 г. в парке стояло восемь царских каменных оранжерей (апельсиновая, персиковая, виноградная, лимонная, ананасовая и др.), где также выращивали лавр, мирт, оливы, олеандры и цветы. Возле апельсиновой оранжереи проводились выставки тропических деревьев и цветов.

В 1860 г. дворцовый департамент в Москве известил о продаже кирпичных сооружений Царицына и разборку тех на стройматериалы. В 1882 г. содрали железные крыши даже из дворца архитектора Казакова, в помещениях демонтировали печи с изразцами. Парк одичал, но разрушенные постройки дошли до 1917 г.

 

Во времена СССР

Хамское отношение к выразительному архитектурному ансамблю с неприветствовавшимся названием мало изменилось за время существования СССР.

1926 - ансамбль отдан в ведение Главнаяуки.
Большой по размерам хлебный дом отведен под коммунальное жилье, которое было жилым помещением почти 60 лет.
1936 - проект использования сооружений Царицына для загородного советского ресторана (не осуществлено)
В 1939 усадебная церковь отобрана у религиозной общины, храм закрыт, утварь — ограблена, только часть получил музей. Впоследствии помещение церкви использовало под трансформаторную станцию.
1944 - проект приспособления Царицына под загородную дипломатическую виллу (не осуществлено)
1948 - проект приспособления сооружений и парка под очередной социалистический дом отдыха (не осуществлен)
… — проект приспособления сооружений под завод шампанских он (не осуществлен)
… – проект приспособления сооружений под мастерские Художественного института им. Сурикова (не осуществлено).
Главное. Сооружениям дают все возможности для разрушения непогодой, временем и дикарями-отдыхающими почти 65 лет.

 

Музейное заведение

Музейное заведение создано в 1982 г., что предоставило сооружениям и парку шанс если не на восстановление, то хотя бы надзор и консервацию. Часть работ выполнили реставраторы из социалистической тогда Польши. СССР стремительно покатился к политико-экономическому кризису и своему распаду. К Царицыну имели отношение только отверженные музейные работники с чрезвычайно ограниченными возможностями.

 

В эпоху дикого капитализма. Ремонт

Об ансамбле упомянули в эпоху дикого капитализма. Романтические руины решили восстановить, чтобы буржуазная Москва имела музей, похожий на императорский Эрмитаж в северной столице, которой вернули историческое имя — Санкт-Петербург.

Только в 1993 г. музей был перепрофилирован. Он получил новое название – Государственный музей-заповедник «Царицыно». Лишь после этого его постройки внесли в «Перечень памятников истории и культуры федерального значения» РФ.

Восстановительно-ремонтные работы в ансамбле проведены с нарушением многих мировых установок реставрации оригинальных памятников 18 века прошлого вообще. По Венецианской хартии – при реставрации преобладают консервация и сохранение оригинальных частей сооружений. При восстановлении построек желательно использование тех же материалов, что и в оригинальном сооружении. Использование новых строительных материалов допустимо при отделении их от сохраненных оригинальных фотофиксаций и вкладом в документы. Только на последнем этапе – восстановление утраченных фрагментов при наличии архивных документов, проектов, авторских чертежей. Приспособление реставрированных помещений под новые требования идет при максимальном сохранении оригинальных частей, не причиняющих вреда реставрированным сооружениям при новой эксплуатации.

Дворец Казакова восстановили по проекту, который не был осуществлен исторически. Этот вариант был отвергнут еще в 18 в. При восстановлении дворца использован современный пенобетон. Были разобраны оригинальные своды 18 в. и перепланированные помещения для создания новых залов вроде тронных залов петербургских императорских дворцов. Декор вновь залов – это сочетание недорогих пластмасс с дорогим мрамором, латунными деталями и светильниками «под старину». Своды новых залов густо вызолочены как на станциях московского метро сталинского периода. Пищевой блок для посетителей новостроя – музея в исторических помещениях создан в популярном стиле с использованием современных красок и стройматериалов. Не сохранившийся домик управляющего усадьбой восстановлен из прозрачного стекла рядом с оригинальными сооружениями как вход в подземный вестибюль музея.

А также — новое административное помещение для музейных служб и касс, новые фонтаны, которых никогда не было, новые мосты в парке, новый металлический монумент двум архитекторам ансамбля, новые цветники по современным планам, а не по планам 18 в., новые цветные парковые покрытия троп, которых не было исторически, новый декор всех залов, которого не было исторически.

 Царицыно  Царицыно

Мост Царицыно

 

Царицыно

Русская православная церковь" Источник жизни " была построена в 1722 году на этом участке предыдущим владельцем Дмитрием Кантемиром. Его дизайн выделяется в общем псевдо - готической архитектуры Царицынского ансамбля. Баженов не смел разрушать дом Божий, даже если это означало нарушение общей планировки резиденции царицы. Хотя Баженов и был вольным каменщиком- масоном. Кстати именно ввел императора Павла в масонскую ложу. Этим конечно сильно разгневав матушку императрицу, которая не любила и боялась масонов.