Юрьевец, Россия

Юрьевец

Транспорт
Где поесть
Отели, хостелы и прочие 

 

Описание Юрьевеца

Юрьевец - город и административный центр Юрьевецкого района в Ивановской области, Россия, расположенный на слиянии рек Унжа и Волга. Население: 10 210 человек (перепись 2010 года). Юрьевец — один из старейших городов России и самый старый город в Ивановской области , основанный в 1225 году великим князем Владимирским Юрием (Георгием) II Всеволодовичем. Город был назван Юрьевом–Повольским, т.е. Поволжским. В XVII-XVIII веках город становится одним из бурлацких центров на Волге, здесь проводились традиционные обряды посвящения в бурлаки.

При строительстве Горьковского водохранилища в 1950-х годах часть Юрьевца была затоплена, но исторический центр города был защищен дамбой. При нормальном уровне воды центр города находится на высоте минус один метр. Сейчас Юрьевец и окрестности — центр спортивного рыболовства: здесь проходили Всероссийский рыболовный фестиваль «Рыбак рыбака», соревнования по ловле рыбы спиннингом «Волга XX век».

 

Достопримечательности Юрьевеца

Архитектурный ансамбль торговой площади (ул. Советская, 43)

Входоиерусалимский собор (зимний) (1733—1806). На пересечении Главной улицы и Рыночной площади находится главное здание города - Успенский собор с входом и колокольней Входо-Иерусалимский собор. Собор был построен в 1733 году и перестроен в 1806 году по проекту областного архитектора Н. И. Метлиным. Входо-Иерусалимский собор (зимний) был построен в 1733 году, его архитектура возвращается к простой и величественной форме старой пригородной церкви. Собор Успения Пресвятой Богородицы (летний) был построен между 1825 и 1833 годами архитектором П. Грусовым в стиле позднего русского классицизма. Церковь Рождества Христова была построена французскими пленными в 1815 году в честь победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Это единственный памятник в традиции барокко в Юрьевце. Колокольня Входо-Иерусалимского собора (с церковью Георгия Великомученика на нижнем уровне) также была построена в 1840 году по проекту архитектора П. И. Хласова. Башня высотой 70 м является одной из самых высоких на Волге и служит символом города.

Успенский собор (летний) (1825-1833).

Церковь Рождества Христова (1815). Церковь Рождества Христова стоит в центре Юрьевца, с характерным фасадом, выходящим на главную улицу. Церковь была построена в 1815 году, но в середине 19 века была значительно расширена за счет пристройки северного нефа с притвором, особенно у северо-западного угла трапезной. Верхняя часть колокольни не сохранилась. Церковь Рождества Христова - уникальный и необычный памятник религиозной архитектуры, построенный в первой четверти XIX века, особенно благодаря своей характерной барочной структуре и четкому сочетанию декоративного оформления в стиле позднего классицизма. Церковь характеризуется высоким четвериком, разделенным на два яруса, причем верхний ярус имеет опущенные углы. Это отражает традиционно объемную композицию, представленную в виде восьмиугольника над четырехлистником. На вершине основного объема возвышается барочный восьмигранный купол, освещенный двухъярусным барабаном и люстрой. Если смотреть с востока, то видна сильно выступающая суженная апсида с прямыми боковыми стенами и слегка закругленной, изогнутой крышей. Полукруг апсиды выступает со всех сторон четырехугольника (включая западный угол четырехугольника). Столовая имеет двускатную крышу, над которой изображена небольшая часовня. Нижний уровень имеет прямоугольный проем. Арочные проемы во втором свете включают в себя импосты, арки-болты и кистоны, все они повторяются в технике ложного окна на срезанном углу, образуя непрерывную и выразительную аркаду, придающую храму необыкновенную выразительность. Арочные проемы расположены по краям самого нижнего барабана и отличаются особой строгостью пропорций. Декоративное оформление завершают угловые пилястры, восьмигранные ограждения, фронтоны и широкие карнизы. Нижний фронтон колокольни состоит из трех частей. Фриз имеет гладкую отделку и прекрасно гармонирует с карнизом со скобками. Внутри церкви виден восьмищелевой сводчатый потолок, оснащенный световыми кольцами, переход к прямому четверику выполнен двухъярусным тромпом, арка апсиды полукруглая и перекрывает оконные проемы. Коробовые своды в боковых нефах и столовой, крестовые своды в столовой и крестовые своды в колокольне. Из притвора на колокольню ведет небольшая лестница. В основном объеме есть картины маслом, написанные в третьей четверти 19 века, а столовая была расписана в конце 19 века. Наиболее яркими примерами духа уходящего академизма являются довольно вытянутые фигуры и пропорции, с выражениями, окрашенными иконописной условностью. Колорит основан на ярких, но скорее холодных и слегка темных тонах. Важной особенностью настенной живописи является большое количество изображений святых, которые явно преобладают над другими сценами. На своде имеются фрески Преображения, Воскресения, Вознесения и Распятия, а по диагонали - евангельский писец. Центральная часть свода, окружающая световое кольцо, богато украшена, представленная стилизованной розеткой гризайль в стиле барокко. В нижней части свода простирается живописный карниз. Росписи на боковых стенах представлены двумя ярусами, а на западной стене - тремя ярусами. На узких пирсах между оконными проемами вверху изображены отцы церкви и избранные святые. На западной стене, в дополнение к этим сценам, изображены атрибуты храма. Фриз состоит исключительно из композиции Евангелия и немного расширяется вниз. Со стороны собора изображены сцены из Евангелий, а с западной стороны - сцены Тайной вечери.

Церковь Богоявления (1619-20), пер. Тарковского, 10. В центральной части Юрьевца находится один из наиболее известных храмов этого городка – Богоявленская церковь, являющаяся самым старинным строением из сохранившихся архитектурных памятников. Храм размещается на возвышенной Симоновой горе и имеет довольно сложную и малоизвестную историю возведения. Храм представлен кирпичным, при этом у него есть северный придел, освященный во имя Макария Унженского в первые десятилетия 18 столетия, – примерно в 1720-м году. Считается, что в его объем входили составные части церкви, которая располагалась здесь в период между 1619 и 1920 годами и которая была выстроена посадскими людьми во имя священной победы над иноземными польско-литовскими войсками. В конце 1810 года к зданию Богоявленской церкви были пристроена колокольня; есть сведения, что примерно в это же время появилась и двухстолпная трапезная комната. В 1813 году по причине сильной ветхости был разобран северный придел, а со стороны запада к трапезной комнате пристроили небольшой притвор, который заканчивается на южном торце церковной колокольни. В первой половине 19 столетия рядом с южной стеной главного четверика был сооружен миниатюрный притвор-часовня. В период между 30 и 40-ми годами 20 столетия все верхние ярусы звонницы просто были разобраны, а имеющиеся ранее луковичные главки были полностью утрачены. В конце 1955 года в самый нижний колокольный ярус со стороны востока были вмонтированы детали, относящиеся к разобранной церкви в честь Благовещения, которая существовала в 1700-м году, – это тройное окно и портал. Со стороны запада колокольного притвора был вмонтирован изразцовый карниз, а в апсиду – изразцовый наличник. Важно сказать, что в колокольню включили и фрагменты пары оконных обрамлений, привезенных из храма Воскресения, что на Пушавке, которая также в свое время была разобрана. Имеющиеся объемы выбелены по кирпичу. Что касается архитектурного оформления церкви Богоявления, то оно относится к числу наиболее выразительных строительных объектов всего города. Первоначальный декор церкви был осуществлен в стиле традиционного нарышкинского барокко. В большей мере, возрастает художественная ценность здания храма по причине наличия уникальных деталей не только кирпичного, но и изразцового узорочья из всех перечисленных и в прошлом утраченных храмов. Декоративное оформление, в большей мере, традиционно для периода 17 столетия, что подчеркивается небывалым разнообразием. Оконные проемы имеют прямоугольную форму и обрамляются при помощи нарышкинских наличников. На северном фасаде нижнего яруса размещаются окна треугольной формы фронтончиком, а также небольшой портал, оснащенный килевидным архивольтом; со стороны южного фасада наличник имеет непривычное килевидное подвышение, а с восточной стороны от оконных проемов имеется прямоугольной формы ширинка-киот. Раскреповки карниза образуются при помощи широких угловых лопаток. Имеется еще пара таких раскреповок, которые делят площадь карниза на несколько равных частей. Чуть выше находится ярус, состоящий из трех кокошников, которые имеют пружинистую и несколько приплюснутую форму. Апсидные проемы завершаются фронтончиками, а в местах сопряжения небольших полукружий находятся трехчетвертные колонки. Оконные проемы на фасадах трапезной комнаты и придела украшаются фронтончиками и колонками. Реконструированный наличник со стороны южного окна украшен при помощи цветных изразцов, дополненных жгутом, при этом завершение проема – это красивая композиция, составленная из шести изразцов, на которых изображены единорог и лев на обеих сторонах предназначенных для цветов вазона. Во внутреннем убранстве перекрытие четверика сделано в качестве сомкнутого свода. Пространство трапезной комнаты перекрыто традиционными коробововыми сводами, на которых имеются распалубки. На сегодняшний день можно увидеть полы, выполненные из метлахской плитки, а также печь из белого кафеля, украшенной карнизом с листьями. С западной стороны притвора имеется небольшой фрагмент изразцового фриза с изображением Благовещенской церкви.

Сретенская церковь (1757), ул. Красной Звезды, 3. Сретенская церковь, расположенная на улице Красной Звезды в Юрьевце, была построена из кирпича в 1757 году. Затем ее покрыли лепниной; в начале XIX века здание покрыли новой крышей. Колокольня была снесена, а завершения утрачены. Церковь представляет собой выразительный памятник церковной архитектуры, позднего нарышкинского барокко. Прямоугольный план с двумя боковыми крыльями имеет небольшую апсиду равной ширины, а ее полукружие - три лепестковых абсиды на восточной стороне. Столовая смещена от вертикальной оси и образует единый объем с выдающимся южным нефом. Северная стена столовой находится на одной линии с соответствующим фасадом здания. Апсида нефа образует в плане четверть круга, перекрывая южный фасад часовни почти посередине. С западной стороны находится трапезная, в которой хранится костница. Вход в нее фланкирован двумя небольшими окнами по бокам. Прямоугольный боковой фасад украшен прямоугольными окнами, а наличник - колоннами и затейливыми нарышкинскими фронтонами. Северный фасад имеет арочный вход. В центре восточного фасада, над апсидой, находится квадратный киот с нишей, украшенный квадратным киотом с нишей. В открытом углу помещена широкая оборачивающаяся коса. Примечательно, что на фасаде трапезной лопатки разрезаны пополам. Пышный карниз часовни состоит из рядов улочек, выступов и гребней. Карнизы трапезной, апсиды и вестибюля украшены лишь небольшими городскими пейзажами. Арочные своды, перекрывающие четверик, теперь отсечены подвесными потолками. Апсида имеет коробовый свод с тремя лотками и распалубкой над оконными проемами, а трапезная - два пересекающихся коробовых свода с лотками над распалубкой и притвором. В настоящее время Сретенская церковь восстанавливается на средства частных инвесторов.

Городская застройка по ул. Советской. Торговые ряды, бывший питейный дом, бывшая Земская управа, бывшая Городская управа.

Гимназия им. А.С.Пушкина. На улице Советской, 102 находится женская гимназия имени великого русского поэта А.С. Пушкина В конце XIX века такие купцы и промышленники, как В.А. Кашин, И.А. Миндовский и А.А. Веснин, решили сделать пожертвования на строительство женской гимназии. Городская община решила выделить небольшой участок земли на Георгиевской улице, расположенный к югу от общественного городского парка. В здании гимназии разместились классы физики, биологии и химии, а также большая библиотека. Открытие гимназии состоялось в день столетия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, поэтому было решено назвать гимназию его именем. Здесь собрались лучшие педагоги того времени, чтобы определить самую требовательную систему образования во всей губернии на следующее столетие. Важно отметить, что гимназия для девочек имела определенную особенность: в ней была построена церковь, посвященная иконе Федоровской Божьей Матери, небесной покровительнице юношества и детей. Сразу же после открытия гимназии закипела работа среди учениц, но сначала они занимались исключительно в Доме Всеобщего собрания и других частных зданиях; в конце 1902 г. под руководством М.И. Черкасского была построена первая половина здания, расположенная к востоку от него, с церковным залом, теремом и алтарем; в середине 1913 г, была завершена вторая часть здания с несколькими просторными залами для собраний. За время существования гимназии было сделано очень много, так как члены совета под руководством А.А. Миронова и М.И. Миндовского и педагогический совет из наиболее востребованных учителей района внесли особый вклад в продвижение и востребованность этого учебного заведения. С.Ф. Иванчиков и А.Н. Золотухин также проделали большую работу. работы, что нашло отражение в названии женской гимназии имени А.С. Пушкина. Первым ректором была Зинаида Александровна Жохова, с 1902 по 1918 год ректором была Лидия Ивановна Завалина, которой за многолетний труд в области образования была торжественно вручена серебряная медаль, подвешенная на Александровской ленте. Эти две выдающиеся женщины были не только талантливыми педагогами, но и прекрасными руководителями и организаторами. Примерно в это же время в Юрьевскую гимназию были приглашены самые популярные преподаватели из университетов Москвы и Санкт-Петербурга, а также из Нижегородской и Костромской гимназий. Одной из них была Никитина Анна Сергеевна, которая проработала в гимназии 50 лет. Некоторое время она даже была награждена престижным орденом Ленина. Никитина А.С. окончила специализированные классы в гимназии Шаффе в Санкт-Петербурге у известнейшего педагога Ушинского. Затем она училась в Высшей школе имени Вестушева и посещала литературные курсы в Лейпцигском университете. В женской гимназии преподавались иностранная и отечественная литература, русский язык, божественное право, математика, география, всемирная и отечественная история, астрономия, естественные науки, немецкий и французский языки, рукоделие, чистописание, пение, гигиена, рисование, танцы и музыка с фортепиано. Средняя школа организовывалась с четвертого года обучения, а гимназия была семилетней, что с лихвой покрывало плату за обучение. В гимназиях была строгая дисциплина, строго соблюдалась форма, имелись личные удостоверения личности учащихся. После учебы ученики могли отдохнуть на свежем воздухе и посетить занятия в здании гимназии. Качество образования было на очень высоком уровне, о чем свидетельствовали знания выпускников. Многие учителя были удостоены звания "Заслуженный учитель России". Сегодня на этом месте находится средняя школа № 1. В школе есть музей. Первым директором музея был краевед Б.А. Владимиров. Он основал музей истории школы, который является одним из лучших школьных музеев страны. Он занесен в Книгу почета Москвы на Поклонной горе.

 

Дом Горохова. Дом Горохова расположен к востоку от центральной площади в Юрьевце и является прекрасным примером здания конца 19 века с эклектичным фасадом, сочетающим жилые и коммерческие функции. Дом представляет собой двухэтажное прямоугольное здание с подвалом и дворовой пристройкой из того же двухэтажного здания. Его кирпичные стены окрашены в белый цвет, некоторые из них окрашены в синий цвет. На главном фасаде, западном, боковые стороны фланкированы слабыми лиссаретто, над которыми возвышается обрамление оконного проема мансарды в виде массивной килевидной арки. Эта арка является композиционным акцентом фасада. Первоначально каждый ризалит был снабжен дверью (сохранилась только дверь с правой стороны). Окна арочные, за исключением трех центральных окон на первом этаже, которые в лиссалите имеют двойное остекление. На фасаде преобладают элементы, имитирующие архитектуру императорского периода, такие как орнамент из свай, подобие бокалов, закрученные арки, перспективные порталы и зубцы, обрамляющие проемы. Окна Лейтарит сохранили свои оригинальные переплеты. Вход с правой стороны центрального фасада ведет в вестибюль с лестницей. Вход слева ведет в просторный торговый зал, который соединен со складом, расположенным за ним. Торговый зал и склад соединены тамбуром; помещения первого этажа имеют высокие потолки и угловые плиточные варочные зоны с медными задвижками и расширенными карнизами. Поворотные балясины поддерживают перила лестницы; I этаж имеет параллельный сводчатый потолок над балками, а подвал перекрыт арочным сводчатым потолком. В настоящее время в доме располагается полицейский участок.

 

Церковь Святого Духа. Церковь Святого Духа в Юрьевце расположена в центре кладбища, на холме на северной окраине города, и была построена в 1839 году на средства, пожертвованные купцом И.В. Поляковым. Церковь построена в стиле позднего классицизма. Материал - кирпич. Она имеет вертикальную осевую структуру с четвериком с купольной ротондой, прямоугольной апсидой, трапезной с притвором и ярусной колокольней. В 50-х годах 20 века здание церкви претерпело значительные изменения за счет боковых пристроек. Были созданы большие проемы для соединения первоначальных стен; в 1984 году была добавлена полукруглая апсида, фасад был оштукатурен, а колокольня побелена кирпичной кладкой. Над огромным прямоугольным объемом, вытянутым вдоль поперечной оси, возвышается низкий оригинальный барабан-ротонда с наклонным куполом и небольшим куполом. С севера на юг над скатом крыши видны фронтоны первоначального фасада. Вытянутая трехъярусная колокольня доминирует над архитектурой. Купол с люстрой и граненым барабаном, увенчанный низким шпилем с крестом, завершает ее. Арочные проемы, украшающие нижний ярус колокольни, декорированы кистевидными аркатурами, как и проемы в первоначальной апсиде. Второй четырехугольный узкий арочный проем, увенчанный квадратным фронтоном, помещен в чуть более широкую нишу той же формы, что и профилированные архивольты, установленные над квадратным лопатником. В элегантном орнаменте верхнего четырехугольника с высокими колокольными арками многократно повторяются горизонтальные формы, включая большие и малые завершения пилястр, ломаные карнизы и кистоны. Аналогичным образом украшены торцы барабанов и ложные люкарны. Центральный вход находится на южной стороне столовой, которая сохранила тот же полукруглый арочный проем, что и алтарь. Главное помещение покрыто куполом с парусами. В углу первоначального фасада четырехугольника видна арочная ниша, которая сейчас используется внутри. В одном из отверстий для колокола сохранилась решетка. На южной стене первого четырехугольника колокольни находится лестница, ведущая к колоколу.

 

Крепость «Белый город». Одним из самых старых и интересных мест в Юрьевце является знаменитый "Белый город". Строительство этой крепости происходило в 60-х годах 17 века. На момент строительства "Белого города" от укреплений, которые ранее существовали в городе Юрьевец-Повольского, почти ничего не осталось. О крепости известно лишь то, что она располагалась на высокой Георгиевской горе и изначально была построена из дерева. Однако известно, что она несколько раз страдала от пожаров и каждый раз отстраивалась на прежнем месте: в 17 веке, когда город был разрушен войсками пана Лисовского, Белый город был отстроен не на прежнем месте, а на соседней Симоновой горе. Подробное описание крепости дано в Юрьевец-Повольской переписной книге 1676 года. Спустя некоторое время рядом с крепостью были построены Вознесенские ворота, ведущие в город, с надвратной башней. Поскольку строительство крепости велось в соответствии с последними требованиями и передовыми инженерными решениями того времени, Вознесенские ворота были лишь второстепенными воротами, ведущими прямо на восток и к реке. Главные полевые ворота выходили на запад. Примечательно, что одна из стен этой крепости по форме напоминает крепость у города Почеп Брянской области, которая была построена в конце 1709 года по указу Петра Великого. Эта крепость была построена в конце 1709 года по указу Петра I, но по неизвестным причинам так и не была достроена, и только сохранившиеся предметы указывают на то, что это подлинное сооружение своего времени. Со стороны Волги крепость была более завершенной. Стены крепости были выполнены из белого камня с зубцами, с большими подъемными воротами и башней, что придавало крепости более грозный вид, но живописность ей придает то, что последняя часть башни сделана исключительно из земли. Важно также отметить, что холм, на котором стояла крепость, был самым высоким в округе - 135 метров над уровнем моря. Здесь есть подземный ход, данные о котором приведены в порядке исследования в книге Спицина А.А. Понятно, что природные явления постепенно разрушали брус и кирпич, более того, через 15 лет после начала строительства произошел оползень; что в 1780 году, когда на престоле была Екатерина I, в середине 1838 года был составлен указ Государственной палаты в Костроме о начале работ по сносу крепости. Об этом свидетельствуют записи самых талантливых художников того времени, господина и госпожи Чернецовых, путешествовавших по Волге. Первоначально были снесены три башни и стены, а оставшиеся кирпичи были использованы для строительства служебных помещений, представленных тюрьмой, судом и полицейским участком. Полевые и Вознесенские ворота были снесены и проданы частным предпринимателям. Оставшиеся строительные материалы были использованы для строительства каменных зданий в Юрьевце в 90-х годах 19 века. Сегодня в Юрьевце сохранились только ров и валы последней крепости, известной как "Белый город". Не так давно в этом районе было проведено исследование, ответственным за которое был Алексей Бачуев. В результате были обнаружены ранее не обнаруженные входы в подземный лабиринт, а большинство подземных ходов были заблокированы, что сделало их недоступными. В подземных завалах было спрятано оружие, а большинство ниш использовались в качестве мест наказания особо важных преступников. Нескольким исследователям удалось найти скелеты людей, прикованных цепями к стенам. К сожалению, Спицин не оставил ни правильного описания бункера, ни карты его расположения. Проход был открыт во время оползня, но ни один смельчак не смог спуститься в него. «Белый город», расположенный на границах Владимиро-Суздальского царства, сыграл свою роль настолько хорошо, что сейчас является уникальной древней реликвией.

 

Выставочный зал «Гергиевский». Выставочный центр имени Гергиевского находится на улице Тарковского в Юрьевце и работает с 2004 года. В настоящее время он располагается на первом этаже здания мэрии. Первая в городе картинная галерея была открыта 13 августа 1977 года в колокольне Входо-Иерусалимского собора. В создании галереи приняли участие городской отдел культуры, активисты местного отделения Всероссийского общества охраны природы, краеведческий музей и краеведы из Юрьевца. Общественным директором галереи был Иван Григорьевич Улуев, уникальный художник и поэт. Однако в итоге галерея была закрыта, так как здание, в котором она располагалась, невозможно было отапливать зимой. Двадцать лет спустя была предпринята новая попытка открыть художественную галерею: в 1997 году при содействии Агентства по делам культуры в той же колокольне была открыта художественная галерея. Проблемы с отоплением и освещением были, наконец, решены. Однако через несколько месяцев комплекс зданий Входо-Иерусалимского собора был передан подчиненным Свято-Шартомского монастыря. В течение последующих пяти лет вопрос о строительстве в городе картинной галереи постоянно обсуждался в газете "Волга" и с местными властями, и в 2002 году на имя главы районной администрации было направлено письмо группы краеведов и художников из Юрьевца. Было достигнуто понимание относительно проекта галереи, но встал вопрос о месте, необходимом для галереи. Главным действующим лицом в решении этого вопроса стал районный отдел образования. В итоге было найдено помещение для размещения графических и живописных работ. С момента открытия выставочный зал носит имя основателя Юрьевца, святого благоверного Юрия II Всеволодовича, и его небесного покровителя, святого Георгия Победоносца. В Георгиевском зале представлены произведения искусства и художественные артефакты А.Ю.Ушакова, преподавателя детской художественной школы, художественной студии "Радуга", А.Г.Г.А. Ушакова, А. Горохова, А. Гальцева и их учеников. Ушаков Александр - житель Юрьевска. Он пробует себя в разных стилях и направлениях искусства - от авангарда до реализма, от бересты до восковой росписи. От авангарда до реализма, от изделий из бересты до восковых красок - он пробует себя в разных стилях и направлениях искусства. Его портреты и натюрморты поражают воображение. Его пейзажи глубоки по смыслу и содержат глубокий философский подтекст. Работы Александра Ульевича никогда не выставлялись в Иванове, Шуе, Москве или в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Картины Ушакова также находятся в частных коллекциях в США, Индии, Германии, Великобритании и странах СНГ. Еще одна интересная творческая фигура, чьи работы выставлены в Георгиевском зале - Александр Валентинович Фотейчев, художник старшего поколения. Фотеичев - патриот города в самом высоком смысле этого слова: он принимал непосредственное участие в создании художественной школы в Юрьевце в 1962 году. Он художник, музыкант, нумизмат и коллекционер антикварных книг. Его работы окружены музыкой света и отличаются чарующей чистотой и красотой цвета. Нельзя не упомянуть в качестве художника Александра Валерьевича Гальцева, мастера двухмерной и трехмерной скульптуры и ксилографии. Он окончил Хоруйское художественное училище и сейчас обучает детей секретам мастерства в Глазовой Горе. Он и его ученики регулярно становятся лауреатами и дипломантами региональных выставок декоративно-прикладного искусства. Постоянная экспозиция в Георгиевском зале состоит из более чем 70 картин юрьевецких художников: А.В. Фотеичева, В.Ф. Калбенина, А.Ю. Ушакова, А. Голохова, И. Улуева, А. Пахонина, С. Мокровского, А. Болотова и др. . В выставочных залах проходят индивидуальные и тематические выставки местных художников, а также художников из Иваново, Санкт-Петербурга, Москвы и Нижнего Новгорода. Здесь же представлены работы учащихся художественных школ, а также выставка декоративно-прикладного искусства. "Георгия" - это место встречи любителей живописи и профессиональных художников. Кроме того, это своего рода культурный центр города, со своими сложившимися традициями. В "Святом Георгии" проходит семь-восемь выставок в год, а с 2008 года открылись два филиала: театральный музей "Истоки" Т. Улитовой и музей художника И. Уруева. Выставочные залы постоянно развиваются и постоянно ищут новых художников.

 

Торговые ряды. Торговый ряд расположен в центре Юрьевца. Комплекс Торговых рядов формировался в два этапа. Кирпичное здание датируется третьей четвертью XIX века и состоит из соединенных между собой магазинов, вытянутых вдоль красной линии улицы к западному фасаду. Они строились постепенно. Южная сторона была построена последней. Позже здание было обнесено чугунными столбами, а на восточной стене остался частичный навес. В начале 20 века в просторном дворе за главным зданием были построены новые деревянные склады. Они состоят из четырех длинных зданий и двух деревянных павильонов, расположенных в два ряда параллельно улице; торговый комплекс, занимающий целый квартал, сыграл важную архитектурную роль в развитии центра города и интересен сочетанием различных стилей зданий. Кирпичное здание представляет собой крупное торговое здание в стиле эклектики, со строгим декором фасада и рациональной внутренней структурой. Прямоугольный двухэтажный объем имеет двускатную крышу с обоих торцов, с брандмауэрами и вальмовой крышей, прорезанной выступами. Оба длинных фасада разделены вертикальными лопатками, выступающими на полкирпича от стен. Эта длинная конструкция состоит из множества одинаковых частей, но благодаря пропорциональному соотношению деталей она не кажется однообразной: в каждом из двух уровней имеются широкие оконные и дверные проемы, с двумя мезонинными окнами на самом верху. Важное значение имеют глубокие подрезы на стыках, которые придают фактуру кирпичной кладке. Двери и ставни нижних проемов выполнены из кованого железа с ромбической решеткой из полосового железа. Внутри здания использовано несколько пространственных решений: первый ярус, разделенный на три секции, арочный, с антресольными окнами, освещающими чердак и помещения первого этажа. В трех других секциях два этажа объединены в одно помещение, с антресольными проемами, дающими второй свет, а южная секция разделена на два этажа с внутренними галереями. Деревянный торговый центр - редкий пример крупного торгового сооружения в стиле модерн: четыре прямоугольных одноэтажных объема стоят попарно параллельно друг другу. Восточная сторона блока заканчивается вальмовой крышей, с широкими крыльцами, поддерживаемыми резными колоннами на каждом конце. Первоначальная композиция была искажена размещением заколоченных прилавков в советское время. Стены всех блоков имеют каркасную конструкцию, с большими окнами и дверями между вертикальными колоннами, оставляя частично обшитые пилястры. Верхние и нижние грани проемов заколочены досками и оштукатурены в восточном корпусе. Все здания увенчаны профилированными карнизами, украшенными широкими пропильными подзолами в западном корпусе и строгими витиеватыми вырезами в восточном корпусе. Интерьер каждого здания представляет собой одно помещение с плоским подвесным потолком или стропилами, открывающимися внутрь, и дверными проемами с обоих концов. Первый павильон представляет собой небольшое торговое здание с неоклассическими чертами. Стены сделаны из бревен и обшиты досками. Восьмиугольный одноэтажный объем заканчивается многоярусной крышей, внутри которой находится арочное мансардное окно с треугольным фронтоном, обращенным к главному фасаду. На южном торце перед входом с этой стороны находится навесной форштадт с двускатной крышей. Орнамент фасада ограничен по углам простыми лопатками, профилированными на уровне порога двумя оконными рейками. Второй павильон представляет собой небольшое здание из бревен, без панелей, с яркими модернистскими чертами. Объем здания имеет асимметричную композицию, с высоким крылом с двускатной крышей на одном конце, которое как бы смещено от вертикальной оси, соединяясь коротким низким залом с боковым фасадом, а вход встроен в вытянутый угол. Фасад здания полностью сохранил свой первоначальный орнамент, включая блоки, пилястры с карнизами, массивные профилированные карнизы и пронумерованные наличники на больших прямоугольных окнах с небольшим остеклением. Особенно выразительное впечатление производят арочные окна под фронтонами с трехъярусными перемычками, расположенными в тимпане фронтона.

 

Музеи

Историко-художественный музей, ул. Тарковского, 2. 11:00-17:30,28 ноября 1996 года в Юрьевце был открыт Музейный центр Андрея Тарковского. Инициатива открытия музея принадлежит краеведам, городской администрации, комитету Ивановской области по культуре и искусству, музейным объединениям "Общество А. Тарковского" и ИГОИРМ. Андрей Арсеньевич Тарковский - талантливый российский кинорежиссер, известный как мастер кино. Его фильмы стали неотъемлемой частью современной культуры. Корни его гения лежат в Юрьевце, небольшом городке на Волге, который Андрей Арсеньевич сделал своим домом. Дом, в котором находится музейный центр, был построен в начале 20 века. В советское время и до открытия музея он использовался как коммунальный дом; после 1933 года две комнаты в доме были выделены Н.М. Петрову, отчиму матери Андрея Тарковского. Тарковский родился 4 апреля 1932 года в юрьевецкой деревне Завражье, а во время эвакуации с 1941 по 1943 год семья жила в Юрьевце у бабушки. Там Андрей посещал школу и получил начальное образование; в 1943 году семья вернулась в Москву; в 1951 году Андрей Тарковский окончил школу и в 1954 году поступил на режиссерский факультет ВГИКа. В 2007 году музей был реэкспонирован в честь 75-летия режиссера. Сад музея состоит из двух архитектурных композиций: разрушенной стены храма, которая воплощает образ храма в фильмах Андрея Тарковского и символизирует память обо всех утраченных храмах 20 века, и "колодца", который символизирует священное отношение великого режиссера к своим фильмам. Экспозиция музея организована в четырех залах: "История семьи", "Мир художников", "Коммунальные квартиры 1941-1943 годов", "Уголок Анушки" и "Коммунальная кухня". Наиболее интересна "Коммунальная квартира", где сестра Тарковской воссоздает свои воспоминания о коммунальной квартире, в которой гений жил некоторое время. В зале "Мир художников" выставлены работы маэстро кино, представлены восемь его фильмов, в том числе короткометражный дипломный фильм 1961 года "Катокискрипка". Свой первый полнометражный фильм Тарковский снял в 1962 году. Это был фильм "Иваново детство", основанный на оригинальной повести Богомолова. Фильм получил более 10 наград на международных кинофестивалях, включая "Золотого льва Сан-Марко". Следующим его крупным фильмом стал "Андрей Рублев". Это фильм о великом русском художнике 15 века. За работу над этим фильмом Андрей Тарковский получил наибольшее количество наград, и, несмотря на трудную судьбу картины, в 1978 году она была названа одним из 100 лучших фильмов в истории мирового кино. Тарковский также обратил свое внимание на жанр научной фантастики. Он снял фильмы "Сталкер" по роману Стругацких и "Солярис" по роману С. Лемма. Привлекательность научной фантастики дала новую возможность осмыслить социальные и нравственные проблемы человечества. В 1973 году Андрей приехал в Юрьевец, чтобы решить, где всерьез снимать "Зеркало". Однако он не смог найти город, в котором жил в детстве, и решил снимать в Подмосковье. Два его последних фильма были сняты за границей. Ностальгию" он снимал в Италии, а "Жертвоприношение" - в Швеции. После "Жертвоприношения" Тарковский умер. Он оставил после себя богатое наследие, состоящее из работ настолько гениальных, что в них поражают основные моральные ценности жизни. Каждый год имя Тарковского вызывает интерес у людей всех возрастов. Ежегодно в Юрьевце отмечается День А. Тарковского, а с 2007 года ежегодно проводится кинофестиваль имени Тарковского. Зеркало" - международный кинофестиваль имени А. Тарковского.
Музейно-культурный центр Андрея Тарковского, ул. Советская, 33. Культурный центр имени Тарковского открылся в мае 2011 года в рамках 5-го Международного кинофестиваля "Зеркало". Культурный центр имени Андрея Тарковского включает в себя кинозал на 50 мест, крытый мультимедийный центр и постоянный выставочный зал, посвященный творчеству Андрея Арсеньевича Тарковского. В кинозале проводятся тематические показы фильмов для взрослых и детей. С момента его открытия по инициативе известного режиссера-документалиста Валерия Григорьевича Тимощенко была организована киношкола. Здесь также проводятся творческие встречи с художниками, музыкантами, поэтами и другими интересными людьми, фестивали и памятные мероприятия регионального и международного уровня. В культурном центре находится музейная библиотека с фондом около 6 000 книг. Библиотека имеет разнообразную тематику. Здесь есть книги по истории, географии, медицине, краеведению, астрономии и физике. Есть также энциклопедии, справочники, краеведческие журналы, региональные и местные газеты, а также старые периодические издания, такие как "Костромские губернские ведомости", изданные в 1840 году. Кроме того, в центре хранятся материалы по колхозам и предприятиям, знаменитым людям Юрьевецкого района и истории города Юрьевца. Культурный центр имени Андрея Тарковского привлекает множество посетителей своим народным творчеством и работами местных художников.
Музей-театр русской тряпичной куклы «Истоки», ул. Титова, 4. Одним из самых примечательных и необычных частных музеев в Юрьевце является музей-театр "Истоки". Музей был открыт в 1996 году. Директор - Татьяна Эльвиновна Улитова. В экспозиции музея "Истоки" представлены муфельные и лоскутные картины на ткани, коллекция традиционных тряпичных кукол, выполненных в образе исторических и литературных деятелей разных эпох, сувенирные креманки, славянские обереги, колокольчики, картины на стекле, портретная кукла "Портретная кукла", скульптуры текстиль и т.д., представляющие собой необычные предметы, классифицированные по самым разным направлениям. Одним из самых популярных экспонатов является выставка тряпичных кукол. С давних времен русские куклы, сделанные из тряпок, были неповторимо популярны и оригинальны. Эти куклы, имевшие особое сходство с судьбой человека, пользовались уважением, признанием и остракизмом. После долгого периода забвения многие вспомнили, что у русского народа есть свои истоки, которые нельзя уничтожить. Тряпичная кукла вскоре стала традицией, надолго сохранив культурные воспоминания, даже более глубокие и яркие, чем многие другие игрушки. В Театральном музее хранится уникальная коллекция тряпичных кукол ручной работы, и каждая из этих кукол хранит в себе память об огромной энергии всех наших предков. Одна из таких кукол - кукла Гречка, которая издавна была символом крестьянской жизни. Раньше эту куклу ставили в специально отведенный красный угол и использовали как икону. Важно понимать, что прошлые поколения приложили немало усилий, чтобы сделать эту куклу такой, какая она есть сегодня. Куклы Грецка были одеты в разнообразные наряды, чаще всего красного цвета, а платья украшались лентами, бисером и цветными лоскутками, что отражало финансовый достаток отдельных семей. Общим для всех кукол был мешочек с гречкой под подолом, и в зимние месяцы было принято добавлять столовую ложку гречки в еду детей. Весной, 26 мая, в праздник Акрины гречихи, было принято сеять гречку из мешочка, который наполнялся силой Матери-Земли. Лоскутное панно, разработанное куратором Татьяной Эльвиновной, представлено печеными синтетическими волокнами на бисерной основе и включает элементы вышивки. Кроме того, панно содержит небольшие "объемные" и "гофрированные" фрагменты выжигания, именно эти элементы делают панно уникальным и очень объемным. Например, панно под названием "Древний город" содержит более 400 различных оттенков ткани. Что касается японских миниатюр, то они выполнены на атласной основе атласными тканями, которые очень по-разному расположены в самой ткани, в результате чего получаются различные оттенки цвета. Миниатюры этого типа изготавливались на тонкой рисовой бумаге с использованием красок и иероглифов, написанных скорописью. Еще одним видом кукол была свадебная кукла, которую дарили молодым парам в день свадьбы. Куклы Спиридон изготавливались 12 декабря. Это день греческого святого Спиридона, который всегда стоял на стороне добра в борьбе за солнце и выиграл тяжелую битву с тенью. С древних времен люди совершали ритуалы и заклинания и делали кукол, чтобы помочь этому богу победить в его битвах. Куклы Спиридона были символом обращения человека к солнцу, вселенной и силам природы. У кукол всегда были колеса, которые олицетворяли мужское начало, а имеющиеся узлы представляли женское. О Коляде, реальном человеке, жившем за 7 000 лет до нашей эры, известно немного. Эта кукла также находится в коллекции музея и пользуется особой популярностью.

Дом Черкасских. улица Советская (бывшая Гергиевская) № 90, Этот дом привлекает всех своим характером и оригинальностью. Дом принадлежал М. Черкасскому, инженеру путей сообщения в городской управе и помещику в Юрьевце; дом был перестроен для его семьи в 1909 году на основе деревянного строения, стоявшего на участке. Это уникальный тип деревянного дома с мезонинным этажом. Декор включает в себя традиционные классические черты, детали народной резьбы по дереву и мотивы модерна. В Юрьевце можно увидеть множество зданий, украшенных резьбой по дереву. Часто резьба напоминает пазл, но иногда вырезана рельефно, как в доме Черкасского. Русские резчики издавна отличались высоким мастерством. Их ноу-хау резьбы по дереву охраняли и совершенствовали мастера, которые делали мебель для богачей, иконостасы для церквей и украшения для речных судов. Фриз украшен глухой резьбой, которую в старину называли корабельной, так как она использовалась для украшения деревянных судов. В дополнение к цветочным украшениям на дощечках представлены изображения древнего речного бога, называемого Полудевой-полурыбой. Это божество считается богом-покровителем мореплавателей. Древнего речного бога или "Берегини" также называли "женой фараона", хотя надпись на его лицевой стороне и на руке - "Я жена фараона" - не завершена. Согласно семейному преданию, резная фризовая доска была доставлена из графства. Она была выполнена известным мастером Емельяном Зилиным. Декоративные элементы архитектуры укрупнены. На широком фасаде - угловые панели и пилястры, прямоугольные наличники окон с удлиненными фризами, в которые вставлены полукруглые панели, установленные на выступах цоколя. Входные двери с улицы, венцы мезонинов, оконное остекление и капители колонн террасы выполнены под влиянием современных стилей. Оконные проемы на вершине мезонина во внутреннем дворе реконструированы в духе народной архитектуры. Дверные створки похожи на створки входных дверей. Полы в кухне, коридоре и на террасе выложены из плитки мезура. Дом Черкаскиса был отремонтирован между 1990 и 1996 годами. Сейчас в доме располагается краеведческий музей.

 

Музей архитекторов братьев Весниных. Музей братьев Весниных открылся в Юрьевце 15 января 1986 года и располагается в небольшом двухэтажном кирпичном доме XIX века. До 1904 года дом принадлежал родителям Весниных, купцам первой гильдии. Молодые купцы, Веснины и его жена, приехали в Юрьевец в конце 1870-х годов. В Юрьевце у них родились сыновья Леонид, Виктор и Александр, которые впоследствии стали искусными архитекторами и построили много прекрасных зданий. Их отец-архитектор, Александр Александрович Веснин, был интеллигентным предпринимателем, владевшим большой библиотекой и вносившим существенный вклад в культурную жизнь города. Чтение в доме было традиционным. Елизавета Алексеевна окончила Нижегородскую женскую гимназию, рисовала, играла на фортепиано и учила своих сыновей. Она с ранних лет пробуждала в сыновьях художественный талант. Ее брат Леонид учился с ранних лет и обладал энциклопедическими знаниями по истории архитектуры. Всю жизнь его сопровождали яркие художественные образы, заложенные в детстве. Город и его живописные окрестности сформировали его художественные вкусы. Для двух других братьев мнение его осторожного и сдержанного старшего брата было непререкаемым. В 1899 году Леонид окончил Академию практических искусств и в течение года работал помощником на фабрике отца в Юрьевце. Именно в это время он окончательно решил вступить в Петербургское общество гражданских инженеров. Для вступительного экзамена он подготовил чертежи и планы церкви в Юрьевце. Во время первых каникул он продолжил практические занятия, измеряя размеры городских церквей и составляя их чертежи. Основу экспозиции музея составили материалы Научно-исследовательского музея им. Щусева, личные материалы родственников архитектора - архитектора А.Г. Чинякова и искусствоведа К.В. Усачевой, а также материалы Юрьевецкого краеведческого музея. Большую помощь музею оказала вдова В.А. Веснина. В музее представлены акварели из детства и юности архитектора, документы и фотографии из семейного архива, эскизы разных периодов творчества архитектора. В первой комнате музея хранится более 30 акварелей и картин, написанных маслом, подаренных Весниным и его женой местному народному музею в 1940-х годах. В центре эскизов - Юрьевец, где прошло детство и юность Виктора, Леонида и Александра, где они проводили свои школьные каникулы. Здесь также можно увидеть эскизы, проекты и фотографии их первых работ, в том числе самостоятельный проект брата для Шатурской электростанции, промышленные изделия Виктора и театральный проект Александра. Второй зал музея посвящен жизни и творчеству послереволюционного архитектора Веснина. Имя Веснина является ключом к пониманию их творчества. Это связано с тем, что их работы пропитаны свежестью, новизной и силой весны. Среди сокровищ советской архитектуры - плотина и станция Днепрогэс, макет Большого Запорожского, Дворец культуры на автозаводе имени Лихачева, универсам на Красной Пресне в Москве, санаторий в Мацечинске, московское отделение "Ленинградской правды", здание театра в Харькове, Второй зал Комитета СССР в Зарядье, многие другие здания и другие их шедевры. Даже скромное, небольшое здание банка "Ивановский" имеет выразительный художественный образ и силуэтно и неуютно вписывается в городской пейзаж Иванова. Блестящее трио братьев-архитекторов стало отражением начала XX века, когда формировались новые стили и направления в архитектуре.

 

Историко-художественный музей Юрьевца. Одной из достопримечательностей Юрьевца является историко-художественный музей. Это один из старейших музеев Ивановской области, основанный в 1925 году. Первым директором музея был историк и краевед Алексей Иванович Батуев. С 1938 года музей размещался в здании Богоявленской церкви. Однако в 1986 году церковь была передана в епархиальное ведение, а музей закрыт. Фонды переводились из одного здания в другое. Затем, в 1999 году, музей был открыт для посетителей. Музей занимает бывший дом купца и городского головы А.Л. Флягина, построенный в 1903 году. Во время Второй мировой войны здесь находилась начальная школа, в которой учился будущий кинорежиссер Андрей Арсеньевич Тарковский. Экспозиция музея основана на уникальных местных документах и воссоздает историю Юрьевецкого района от первых поселений до наших дней. Экспозиция музея разделена на четыре зала. Первый зал называется "Дух места". Здесь основное внимание уделено духовной истории Юрьевецкого края. Здесь посетители могут увидеть иконы, старинные книги и другую храмовую утварь из местных церквей. В стеклянных витражах представлены фотографии городских церквей - от разрушенных до действующих по сей день. Особый интерес представляет "Священная одежда Иисуса" начала XVII века (по преданию, ею было покрыто тело святого Макария Унженского и Желтоводского). Второй зал называется "История Юрьевца - от первого поселения до конца 19 века" и содержит документы, прослеживающие историческое развитие города. Здесь посетители могут увидеть находки археологов из Юрьевца, оружие 15-17 и 19 веков, орудия повседневной жизни купцов и крестьян. Посетители также могут узнать о развитии ремесел, торговли, промышленности, здравоохранения и образования. Третий зал называется "Гостиные всех веков", где сотрудники музея попытались воссоздать виртуальный образ гостиной, в которой жила бы интеллигентная семья в начале 20 века. Здесь также представлены мебель того времени, работы известных художников (например, Э. Лансере, И. Нефедова, Д. Трубникова) и фотографические изображения выдающихся людей Юрьевца (например, архитекторов братьев Весниных, В. Леонтьева, М. Черкасского). Последний зал называется "20 век" и содержит огромное количество фотографий и документов. В нем легко разобраться, поскольку он организован по периодам: русско-японская война, Первая мировая война, Великая Октябрьская социалистическая революция, коллективизация, индустриализация, репрессии, Вторая мировая война и восстановительные работы после победы. Особое место занимают планы "Великого Волжского бюро", предусматривавшие строительство и эксплуатацию гидроэлектростанции, которая в будущем должна была обеспечить город и район электроэнергией. Славная история Юрьевца, представленная на выставке в историко-художественном музее, представляет интерес не только для местных жителей, но и для туристов.

 

Окрестности Юрьевеца

Окружают Юрьевец в основном сельскохозяйственные, пахотные земли с деревнями, за исключением т.н. "Городского" или "Юрьевецкого" леса, который расположен к западу от города и простирается до деревень Миндовка, Лобаны и Коноплищи. Другие крупные леса расположены далее, за полями: за Елнатью, Талицей, Жарами и Обжерихой.

Другой берег Горьковского моря, напротив, занят в основном лесами, имеется несколько небольших деревень (Нежитино, Завражье). Попасть туда можно только по воздуху, регулярного водного сообщения нет.

 

История Юрьевеца

В 1237 году город был разрушен войсками Батыя Монгольской империи, вторгшимися на Русь. Входил в состав Городецкого княжества; в 1380 году войска Юрьевца участвовали в Куликовской битве; в 1593-1594 годах была составлена "грамота 1593/94 года на посад Юрьевец" и проведена первая перепись населения. Это был уникальный документ для истории XVI века: в 1552 году Юрьевец по указу Ивана Грозного был пожалован астраханскому царевичу Кайбуле; в 1556 году Иван Грозный передал Юрьевец опричнине; в 1557 году Юрьевец был пожалован польскому правительству опричниной.

В январе 1609 года в Юрьевец в ответ на польско-литовское вторжение пришло местное ополчение под предводительством государя Федора Красного. В том же 1609 году город был сожжен польско-литовским отрядом шляхтича Александра Лисовского, в 1614 году его разграбил атаман И.М. Заруцкий. На Предтеченской горе был построен новый город, обнесенный стеной. Стены были длиной 700 метров и имели двое ворот; в 1619-1620 годах была построена церковь Богоявления в честь победы над польско-литовским нашествием (нынешнее здание было построено около 1720 года).

В 17 веке Юлиев-Поворский стал важным торговым городом. В городе служил протопоп Аввакум Петров, впоследствии лидер староконгрегационного движения; в 1652 году, после второго побега из села Лопатица, где он служил священником и подвергался преследованиям за требование строгой веры, Аввакум был назначен протопопом Юрьев-Поворским. Там он осуждал отклонения от веры, взимал налоги для финансирования патриархии и подстрекал духовенство и толпу. В мае-июне того же года Аввакум был жестоко избит толпой и бежал в Кострому, а затем в Москву; в 1655 году эпидемия чумы убила три четверти населения Юрьевца; в 1661 году был построен каменный Кремль (Белый город); в 1662 году Кремль был переименован в Кремль, а Кремль - в Белый город. Строительство Кремля не закончилось; он был снесен в 1780 году, чтобы освободить место для кирпича. Сегодня земляные валы со рвами и озерами - это все, что осталось от крепости, которую местные жители называют Белым городом.

В 1708-1714 и 1717-1719 годах Юрьевец был провинциальным городом Казанской губернии; в 1714-1717 и 1719-1778 годах - провинциальным городом Нижегородской губернии; с 1719 года - Нижегородской области; в 1778-1796 годах - подпровинцией Костромской; с 1796 года 18 лет находился в Костромской губернии; в 1700 году построена Благовещенская церковь; в 1746 году построена и освящена Преображенская церковь; в 1778 году город получил статус города; 29 марта 1779 года императрица Екатерина II "в честь заслуг города перед государством пожаловала Юрьевец гербом. Город регулярно планировался на основе Генерального плана 1795 года. Землемерами были П. Шубников и И. Гове.

В 1800 году была построена каменная Предтеченская церковь с колокольней, в 1815 году - Рождественская церковь, в 1820 году открыта церковно-приходская школа, в середине XIX века построена большая грузопассажирская пристань, в 1871 году построена льнопрядильная фабрика в Юрьевце, в 1872 году проведены первые в городе метеорологические наблюдения, В Юрьевце были проведены первые метеорологические наблюдения; в 1876 году была основана библиотека имени Грибунина; в 1878 году была открыта богадельня для стариков и инвалидов; в 1880 году М.И. Красильников основал в Юрьевце пивоваренный завод; 23 апреля 1889 года, В 1895 году московская фирма "Брандт" приобрела землю у Кривозерского монастыря и начала строительство крупнейшего в Поволжье лесопильного завода на левом берегу Волги, напротив города Юрьевца. В конце XIX - начале XX века при содействии городского головы Василия Еремеевича Лицова были открыты женская гимназия и ремесленное училище, проложены дороги. В 1904 году был открыт первый крахмальный завод. В 1906 году был построен крахмальный завод; 18 июля 1914 года (н.ст.) сформирован 323-й Юрьевецкий пехотный полк, который был переброшен для обороны Ивангородской крепости.

 

Советский период.

22 декабря 1917 года (4 января 1918 года) в Юрьевце было создано Советское правительство; 10-12 мая 1918 года в зале земского комитета состоялся первый советский уездный съезд; с 1918 по 1929 год Юрьевец был уездным городом Иваново-Вознесенской области; с 1929 по 1930 год - центром Кинешемского района Ивановской промышленной области; с 1930 по 1936 год - центром Юрьевецкого района Ивановской промышленной области; с 1936 по 1963 и 1965 годы - центром Юрьевецкого района Ивановской промышленной области. Как центр Юрьевецкого района он сохранил свои позиции: 17 мая 1921 года решением Юрьевецкого исполкома было создано Юрьевецкое рабоче-крестьянское делегатское собрание; 1 апреля 1923 года было создано Юрьевецкое государственное бюро пароходства и образован Юрьевецкий архив; 1 апреля 1923 года было создано Юрьевецкое государственное бюро пароходства и образован Юрьевецкий архив; 1 апреля 1939 года было создано Юрьевецкое государственное бюро пароходства. 10 апреля 1939 г. решением Ивановского облисполкома была создана пассажирская авиапочтовая линия в северо-восточном направлении, охватывающая районный центр; в 1954-1957 гг. после строительства Горьковского водохранилища была сооружена защитная набережная протяженностью 3,2 км, но, несмотря на эти меры, северная часть города и южная часть города, несколько исторических зданий были утрачены. В Юрьевце переселение затопленных территорий началось в 1950 году, но до февраля 1952 года не было никакой системы управления. Ивановский облисполком принял решение об изъятии 39 621 га земли из рва водохранилища, в том числе 26 687 га колхозов (51 колхоз) и 13 004 га других землепользователей. Всего было затронуто 22 сельсовета и 81 населенный пункт. В зоне затопления находятся 384 государственных учреждения, часть из которых была перемещена в Ивановскую область, а часть - в соседнюю Костромскую область. Лесозавод "Красный Профинтерн" и сельская больница были переведены в Глазовую Гору, а двухэтажная деревянная средняя школа - на Селецкое поле. Из деревни Новая Слободка в Юрьевец была перенесена пекарня, снесены и расселены частные дома, а в 1983 году была открыта автодорога Пучеж-Юрьевец, которая соединилась с Большой Ивановской кольцевой автодорогой.

 

Поздний советский период

В 2000 году началась реконструкция берегоукрепительной набережной.

По крайней мере с 1967 по 2021 год население города постоянно сокращалось, уменьшившись почти в 2,7 раза с 21 000 до 7 899 человек.

 

Интересные факты

По сведениям историка В.М. Татищева, суздальский князь Юрий Долгорукий основал Юрьевец-Повольский в 1150 году, а не в 1225 как принято считать.

Здесь с 5 по 10 класс учился и жил певец Валерий Леонтьев. Родились и жили братья Веснины. День города отмечается в первую субботу августа. В 2015 году - 790-летие.

 


Транспорт

Как добраться
В Юрьевец на самолёте
Два раза в неделю в летние месяцы совершаются местные рейсы из Костромы в Юрьевец и обратно, с промежуточной посадкой в Кинешме. Аэродром Юрьевца представляет собой большое поле, приспособленное для посадки легкой авиации, и используется в основном для вертолетов между Юрьевцем и ближними селами и городами.

В Юрьевец на поезде
В Юрьевце нет собственной железнодорожного вокзала. Самая близкая станция в Кинешма в 65 км к западу.

В Юрьевец на автомобиле
Юрьевец расположен на региональной трассе Р81 Кинешма-Юрьевец- Пурех, переходящей затем в Р152 на Нижний Новгород. Из Нижнего Новгорода можно добраться на север через Катунки, Заволжье, Пучеж, Обжериху. Из Кинешмы - на восток через Решму и Жорнат.

В Юрьевец на автобусе
Из Иваново — 4 автобуса в день, из Кинешмы — 6 автобусов в день, из Нижнего Новгорода — 2 автобуса в день, а также маршрутки без расписания. Расстояние от Москвы до Юрьевца – 500 км.

В Юрьевец на корабле
В городе есть собственный речной вокзал, но нет регулярнхе рейсов по Волге. Парадокс.

Транспорт по городу
Городской транспорт представлен единственным номером маршрута автобуса (цифру которого, очевидно для важности, время от времени меняют), а также полностью дублирующей его маршруткой. Маршрут описывает по городу траекторию вроде буквы S, от рыбзавода на Глазовой горе, через центр и Пушкариху, до сельхозколледжа.

 

Где поесть

Столовая № 1, ул. Интернациональная, 5.
Кафе-бар «У Иваныча», пер. Пролетарский, 4.

Ночная жизнь
Трактир «Ермак», пер. Больничный, 2 (Возле городского сада, на набережной Волги).

 

Отели, хостелы и прочие

«Павликов Дом», ул. Советская, 149. ☎ +7-915-836-97-77.
Гостевой дом "ВикторИЯ" (номера в "Ермаке"), пер. Больничный, 2.
Гостиница МУП «Юрьевецкое туристическое агентство», ул. Советская, 22. ☎ +7-49337-21371.

 

Покупки

Присутствуют три сети супермаркетов, "Магнит", "Высшая Лига" и "Пятерочка", "Магнит" дешевле.

Сеть "Магнит" представлена двумя магазинами:

"Развилка": ул. 25-го Октября, развилка при въезде в город.
"Новинка": ул. Фурманова, д. 66.
Сеть "Высшая Лига" также представлена двумя магазинами.

Бывший кинотеатр: на городской площади, у автостанции.
Около бани: Пролетарский пер., д. 2
Сеть "Пятерочка" представлена одним магазином, расположенным на городской площади, на первом этаже торговых рядов.

Кроме этого, присутствует большое количество небольших частных магазинов, разбросанных по всему городку.

 

Связь

Код междугородней телефонной связи — 49337.

 

Меры предосторожности

Криминогенная обстановка в городе в целом спокойная, но наркоторговцы и некоторые наркоманы совершают кражи.

Во многих оврагах, пересекающих город, вы можете наткнуться на заросли ядовитой сосновской амброзии. Не ходите в каньоны, где растет амброзия, так как вы можете получить химические ожоги.