Любляна, Словения

Любляна

Транспорт
Где поесть
Отели, хостелы и прочие

 

Описание Любляны

Любляна является столицей и крупнейшим городом Словении. С 1991 года город является культурным, образовательным, экономическим, политическим и административным центром независимой Словении. Его центральное географическое положение в Словении, транспортные связи, концентрация промышленности, научно-исследовательские институты и культурные традиции способствуют его лидирующему положению. В древности римский город под названием Эмона стоял в этом районе. Сама Любляна впервые была упомянута в первой половине XII века. Город находился под управлением династии Габсбургов со средневековья до распада Австро-Венгерской империи в 1918 году. Расположенный в середине торгового пути между северным Адриатическим морем и Дунайским регионом, Любляна был исторической столицей Карниолы, словенско- заселенный частью Габсбургской монархии.

 

Достопримечательности Любляны

Ориентация
Любляна — город довольно компактный. Её небольшой, но симпатичный центр находится на берегу реки в нескольких кварталах южнее вокзала. Он сосредоточен вокруг площади Prešernov trg. Вдоль реки тянутся несколько пешеходных улочек со старыми домами. С восточной стороны они упираются в холм, на котором стоит Люблянский замок (с него прекрасный вид на город и поднимающиеся за ним горы), а на западе растворяются среди обычных городских улиц. Почти все достопримечательности находятся внутри исторического центра или в пешей доступности от него.

 

Туристический информационный центр Любляны, Стритарьева (рядом с Тройным мостом), ☎ +386 1 306-4583, электронная почта: tic@visitljubljana.si.  Пн-Пт 08: 00-20: 00, суббота воскресенье 10: 00-18: 00. Также предлагает три экскурсионных тура летом в 10:00, 14:00 и 17:00 за 10 евро. Возьмите бесплатную карту отсюда, также есть хорошие сувениры.

 

Люблянский град (Любляна)

Люблянский замок - средневековая архитектурная достопримечательность Любляны, стоящая на Замковой горе. Согласно археологическим исследованиям, присутствие людей на территории замкового комплекса продолжается с 1200 г. до н.э., когда были возведены первые поселения, а затем и укрепления. Впервые замок был упомянут в письменной форме между 1112 и 1125 годами, когда Рудольф Тарченто подарил Аквилианскому капитулу небольшое поместье недалеко от Люблянского замка. В 1144 году замок упоминается как резиденция каринтийских герцогов Шпанхейма.

Замок изменил свой первоначальный вид в 15 веке, когда его расширили (закрытая стена с угольными башнями и две входные башни, через которые вели лифтные ворота и часовня замка). В XVI и XVII веках постепенно возникли другие постройки, примыкающие к замковому двору и составляющие нынешнее здание замка. Из-за упадка административного значения (он не был заселен правителями или провинциальными администраторами с множеством полномочий), а также из-за потери стратегического значения замка со стенами, содержание замка стало финансовым бременем, поэтому он медленно начал снижаться.

В начале 19 века власти в замке устроили тюрьму и частичный военный форт, что снизило популярность здания среди жителей города. Муниципалитет Любляны купил замок в 1905 году и поселил на нем жителей, которые оставались жителями замка до середины 1960-х годов, когда началась подготовка к реконструкции. В конце 1960-х годов начался более чем 35-летний период восстановления замка. В 1990-х годах замок оживал в основном в рамках свадебных церемоний, организованных городскими властями в первом отреставрированном здании замка (рядом с башней, а затем с часовней), а после 2000 года Люблянский замок стал местом проведения многих культурных мероприятий и мероприятий. выставки.

На замковом холме, в непосредственной близости от замка, был установлен памятник повстанцам, восставшим, угнетенным с середины 1970-х годов, а недавно построенная дорога к замку получила название 1 апреля 2011 года управление Люблянским замком перешло к недавно учрежденному государственному учреждению «Люблянский замок».

 

Национaльный музeй Словeнии (Любляна)

Национальный музей Словении - старейшее словенское культурное учреждение, действующее непрерывно с 1821 года. По указу австрийского императора Франца I он назывался Краеведческим музеем Карниолы и первоначально располагался в Люблянском лицее на Водниковской площади. В 1831 году (через 10 лет после основания) в музее открылась первая постоянная экспозиция, а через пять лет был опубликован первый путеводитель по музейным коллекциям. В 1882 году император Франц Иосиф разрешил добавить к названию заведения название «Рудольфинум» (в честь наследника престола).

Сегодняшнее здание музея является первым специально построенным зданием на территории нынешней Республики Словения и было открыто для публики в 1888 году, а в 1921 году Региональный музей Карниолы - «Рудольфинум» был переименован в Национальный музей. В 1933 году музей подарил Национальной галерее большую часть своей коллекции живописи и скульптуры. Самыми важными экспонатами постоянной коллекции являются самая старая флейта в мире из Дивье баба, деревенская ситула, деблак или моноксил, дупло, дерево) времен мостостроителей, египетская мумия и некоторые другие предметы, найденные в Словении. В 1991 году внутренний двор музея был покрыт, что позволило освободить место для различных мероприятий и периодических дополнительных выставок, а в 2006 году в новой пристройке внешнего двора был открыт гранильный двор. В 1997 году заведение было переименовано в Национальный музей Словении.

Первый гранильный двор в Любляне был основан графом Франком Хоэнвартом в 1821 году. Он возвел первую эпиграфическую коллекцию каменных памятников в помещении здания лицея, поэтому его считают основателем и основателем первого гранильного завода в Любляне. С завершением строительства нового здания музея во времена директора музея Карела Дежмана римские каменные памятники также нашли свое место в цокольном и цокольном этажах, которые были встроены в стены коридора первого этажа из-за нехватки места. В 1995 году начали устройство гранильного цеха на первом этаже музея и крытого гранильного цеха в музейном саду. Реставрация проходила в рамках 10-летней проектной работы многих музеологов со всей Словении. Посетителям гранильного завода теперь доступна главная выставка «Собрание римских каменных памятников I – IV веков». ". Коллекция включает 200 каменных памятников с римско-латинскими надписями, в основном из Эмона и Иг и его окрестностей. Другие памятники из Трояна, Засавья и Доленьска, так как музей был единственным научным и культурным учреждением Карниолы в течение нескольких десятилетий.

 

Собор Святого Николая (Любляна)

Собор Святого Николая в Любляне - это собор Люблянской архиепархии и приходская церковь Люблянского прихода - Св. Николай. Он был построен с 1701 по 1706 год по планам брата капуцинов Флоренции и итальянского художника Андреа Поццо на месте небольшой романской церкви, а затем более крупной готической церкви. Его снесли, и сохранилось лишь несколько каменных столбов. Первоначально церковь в стиле барокко была построена без плановой каменной кладки купола, которая была построена только в 1841 году. Интерьер был оформлен художниками Джулио Квальо и Матей Лангусом, скульпторами Франческо Робба, Анджело Поццо, Паоло и Джузеппе Гроппелли, а двумя веками позже - архитектором Джоже Плечником. . Собор является местом культурных мероприятий и одним из самых важных архитектурных памятников страны в стиле барокко. С 2008 года он охраняется как памятник культуры государственного значения. Он расположен вдоль улицы Долничарьева и улицы Цирил Методов, на полпути между Местной площадью и рынком Любляны. Он немного возвышается над Погачарьевской площадью; не входит в уличную строку.

История
Нынешняя церковь стоит на том месте, где стояли предыдущие церкви. Первая церковь в этом районе упоминается в 1262 году и представляла собой трехнефную романскую базилику. Он был построен люблянскими лодочниками и рыбаками в честь своего святого покровителя Святого Николая. В средние века они были одной из сильнейших гильдий Любляны. Средний неф был отделен от двух нижних боковых нефов восемью колоннами, соединенными полукруглыми арками. Окна были полукруглыми, а башня была деревянной. Во второй половине 14 века на месте романской главной и боковых северных апсид был построен готический пресвитерий, а у главного входа возвели колокольню, которой раньше в церкви не было. Эта церковь сгорела в 1361 году.

В 1461 году была основана Люблянская епархия, и тогда церковь стала соборной. За это время в здании была проведена новая реконструкция: боковые стены старых романских нефов были подняты и переделаны в готическом стиле, деревянные потолки над нефами были сводчатыми в готическом стиле, а все три нефа были покрыты новой крышей. В 1476–1484 годах над главным входом был построен торговый центр или верхняя церковь, которая была соединена с епархиальным особняком коридором, ведущим через колокольню, и опиралась на дополнительные столбы.

Во второй половине 17 века церковь была уже сильно обветшала, поэтому тогдашний декан собора и генеральный викарий Янез Антон Дольничар решил построить новое здание. За это время в Любляне прошла оживленная реконструкция церкви: иезуиты отремонтировали свою церковь Святого Иакова и замок Подтурн, францисканцы построили коридоры рядом с церковью, Бедные Клары - часовню Сердца Иисуса, а Августинцы построили стену возле своего сада. Из-за всех этих работ строительные материалы стоили очень дорого, а также увеличивалась заработная плата строителей. Тем не менее, в 1701 году они начали снос старого и строительство нового собора, которое было завершено в 1707 году.

Строительство церкви в стиле барокко
План новой церкви был поручен одному из самых выдающихся римских архитекторов того времени, Андрею Поцце, который представлял церковь как римскую церковь Виньоля Il Gesu как однонефный сводчатый зал с трансептом с боковыми часовнями и недавно завершенным зданием. пресвитерия. В месте пересечения главного и поперечного нефов он спроектировал купол как акцент высоты. Купол был новинкой для церквей Любляны. Осуществление плана взяли на себя Франк Бомбази (резчик по камню венецианского происхождения) и Петер Янни из Милана. Мастером-каменщиком был Югович, а после его смерти Грегор Мачек.

Перед сносом старого собора архитектор Карло Мартинуцци составил план этажа старого собора и нарисовал все надгробия и надписи. Таким образом, сохранились данные о надгробиях Ауэрспергов, Урсини, Ламбергов, Барбсов, Рауберов, Зейрбиахов, Траутсонов, Саураев, Москонов, Вернеков, Шайерсов и других аристократических родов. Сохранились также эпитафии епископов Мартина из Пичана, Жиги Ламберга, Томаша Грена, Йожефа Рабатты и других.

8 апреля 1701 года начался снос старого собора, а работы завершились 14 мая. Фундамент нового собора был завершен 6 июня, а 28 сентября началось покрытие нового здания. Чтобы стены были более прочными и прочными, известь смешали с вином. Для арок использовали легкий перфорированный камень, найденный неподалеку, у подножия замкового холма. Из-за нехватки ресурсов и знаний купола не строили, а к крыше крепили деревянный каркас железными прутьями. В 1704 году была снесена 300-летняя башня и построены новые, которые были завершены в 1706 году. Они были украшены позолоченными медными яблоками и в них хранились реликвии и надписи на пергаментах. 16 октября 1707 года в колокольне был отлит колокол, отлитый Гашпером Франки, а расходы были покрыты бароном Коделли. В это же время были завершены росписи пресвитерия, купола и нефа работы Джулии Квалья. Роспись начал в 1703 году. Лепнина была сделана в 1704 году Томажом Феррата, уроженцем Милана. 8 мая 1707 года храм был торжественно освящен.

 

Он строит купол
В 1836 году президентство собора предложило заменить виртуальный деревянный купол каменным, так как в случае пожара мог быть нанесен неоценимый ущерб. Две фрески Куагли со старого купола были отреставрированы Йожефом Каласанцем Эрбергом и перенесены в Дол недалеко от Любляны. Один он встроил в подвал своего особняка, а другой хранил в музее Дола. Новый купол высотой 24 метра был возведен в 1841 году строителем Матей Медведем и плотником Юрием Пайком. В период с 9 июня по 18 сентября 1844 года его написал Матевж Лангус.

Купол унция. его барабан цилиндрический внутри и восьмиугольный снаружи. Купол принес Матею Медведю большую известность, так как считался ярким памятником архитектурного искусства того времени, а также был смело реализованным проектом. Его строительство было сложным с технической точки зрения, и Медведь выполнил его безупречно и даже творчески внес свой вклад в планирование своими идеями. Автором купола считается Бенедикт Мюллер, но он всегда интенсивно работал с Медведем.

Реставрационные работы
Интерьер церкви был полностью отреставрирован в 1859 году, когда фрески были очищены, стены облицованы мрамором, отреставрированы позолотой и отремонтирован орган. По случаю 200-летнего юбилея церковь получила новые окна, скамейки и новый орган Милавец в старых шкафах в стиле барокко. В 1948 году окна были отремонтированы по плану Ивана Вурника, а эскиз цветного окна в задней стене пресвитерия выполнил Стейн Крегар. К 500-летию основания епархии (в 1961 г.) расписали экстерьер, покрыли колокольни и восстановили яблоки на башнях. В период с 1969 по 1971 год пресвитерий был перестроен по проекту архитектора Антона Битенца. Миниатюрный Крестный путь добавил Франс Горше. План епископского кресла нарисовал Йоже Плечник.

В 2002 году Реставрационный центр Института защиты культурного наследия Словении с помощью внешних сотрудников (реставратора Даре Тратара и его команды) начал работы по консервации и реставрации фресок Куагли. Они включали три набора: исследовательские работы, реставрационные вмешательства и документация. Проект завершился в 2007 году празднованием 300-летия освящения храма.

Интерьер собора
Интерьер собора создавали разные художники в разные периоды.

Джулио Куальо
Создав роспись собора, Джулио Куальо привез в Любляну первую концепцию иллюзионистской живописи, которая красочна, образна и призвана убедить людей в том, что некоторая оптическая реальность также является реальной реальностью жизни. На боковых стенах пресвитерия он изобразил чудеса святителя Николая. На первом снимке справа в правом верхнем углу художник изображает себя среди толпы, делящей хлеб. Роспись потолка представляет собой историю основания Люблянской епархии. Картины по обеим сторонам окна представляют Огонь Божьей любви и Религиозного рвения, а под ними - аллегории Тоска и Бдительность. На потолке над алтарем изображена аллегория веры, а у окна - притчи о любви и надежде.

Фрески слева и справа от потолочной росписи изображают императоров Рудольфа и Максимилиана. Запрестольный образ в правой части ротонды под куполом над алтарем Богоматери Брезье изображает Христа в пре-аду, где он утешает души. На потолке изображено вознесение Дизма, слева - его распятие, а справа - бегство Святого Семейства в Египет. Окно окружено изображениями Покаяния и Невинности. Под подвесками купола нарисованы четыре евангелиста: Матфей, ​​Марк, Лука и Иоанн. Под ними изображены гербы Папы Пия II, императора Фридриха III, графа Жиги Герберштейна и графа Фердинанда Кюнбурга, а также четыре аллегорических фигуры: Справедливость, Мужество, Мудрость и Умеренность.

Потолочная фреска в нефе изображает прославление Святого Николая и рассказывает о гонениях на христиан при римских императорах Нероне и Диоклетиане. На стенах между окнами размещены изображения двенадцати апостолов, различных святых и добродетелей. Фрески на хоре также повествуют о чудесных творениях святителя Николая. Однако в главной ризнице мотив картины - казнь короля Оз.

В дополнение к внутреннему убранству церкви Квальо также написал фрески на северном и южном фасадах собора.

Матевж Лангус

Он строит купол
В 1836 году президентство собора предложило заменить виртуальный деревянный купол каменным, так как в случае пожара мог быть нанесен неоценимый ущерб. Две фрески Куагли со старого купола были отреставрированы Йожефом Каласанцем Эрбергом и перенесены в Дол недалеко от Любляны. Один он встроил в подвал своего особняка, а другой хранил в музее Дола. Новый купол высотой 24 метра был возведен в 1841 году строителем Матей Медведем и плотником Юрием Пайком. В период с 9 июня по 18 сентября 1844 года его написал Матевж Лангус.

Купол унция. его барабан цилиндрический внутри и восьмиугольный снаружи. Купол принес Матею Медведю большую известность, так как считался ярким памятником архитектурного искусства того времени, а также был смело реализованным проектом. Его строительство было сложным с технической точки зрения, и Медведь выполнил его безупречно и даже творчески внес свой вклад в планирование своими идеями. Автором купола считается Бенедикт Мюллер, но он всегда интенсивно работал с Медведем.

Реставрационные работы
Интерьер церкви был полностью отреставрирован в 1859 году, когда фрески были очищены, стены облицованы мрамором, отреставрированы позолотой и отремонтирован орган. По случаю 200-летнего юбилея церковь получила новые окна, скамейки и новый орган Милавец в старых шкафах в стиле барокко. В 1948 году окна были отремонтированы по плану Ивана Вурника, а эскиз цветного окна в задней стене пресвитерия выполнил Стейн Крегар. К 500-летию основания епархии (в 1961 г.) расписали экстерьер, покрыли колокольни и восстановили яблоки на башнях. В период с 1969 по 1971 год пресвитерий был перестроен по проекту архитектора Антона Битенца. Миниатюрный Крестный путь добавил Франс Горше. План епископского кресла нарисовал Йоже Плечник.

В 2002 году Реставрационный центр Института защиты культурного наследия Словении с помощью внешних сотрудников (реставратора Даре Тратара и его команды) начал работы по консервации и реставрации фресок Куагли. Они включали три набора: исследовательские работы, реставрационные вмешательства и документация. Проект завершился в 2007 году празднованием 300-летия освящения храма.

Интерьер собора
Интерьер собора создавали разные художники в разные периоды.

Джулио Куальо
Создав роспись собора, Джулио Куальо привез в Любляну первую концепцию иллюзионистской живописи, которая красочна, образна и призвана убедить людей в том, что некоторая оптическая реальность также является реальной реальностью жизни. На боковых стенах пресвитерия он изобразил чудеса святителя Николая. На первом снимке справа в правом верхнем углу художник изображает себя среди толпы, делящей хлеб. Роспись потолка представляет собой историю основания Люблянской епархии. Картины по обеим сторонам окна представляют Огонь Божьей любви и Религиозного рвения, а под ними - аллегории Тоска и Бдительность. На потолке над алтарем изображена аллегория веры, а у окна - притчи о любви и надежде.

Фрески слева и справа от потолочной росписи изображают императоров Рудольфа и Максимилиана. Запрестольный образ в правой части ротонды под куполом над алтарем Богоматери Брезье изображает Христа в пре-аду, где он утешает души. На потолке изображено вознесение Дизма, слева - его распятие, а справа - бегство Святого Семейства в Египет. Окно окружено изображениями Покаяния и Невинности. Под подвесками купола нарисованы четыре евангелиста: Матфей, ​​Марк, Лука и Иоанн. Под ними изображены гербы Папы Пия II, императора Фридриха III, графа Жиги Герберштейна и графа Фердинанда Кюнбурга, а также четыре аллегорических фигуры: Справедливость, Мужество, Мудрость и Умеренность.

Потолочная фреска в нефе изображает прославление Святого Николая и рассказывает о гонениях на христиан при римских императорах Нероне и Диоклетиане. На стенах между окнами размещены изображения двенадцати апостолов, различных святых и добродетелей. Фрески на хоре также повествуют о чудесных творениях святителя Николая. Однако в главной ризнице мотив картины - казнь короля Оз.

В дополнение к внутреннему убранству церкви Квальо также написал фрески на северном и южном фасадах собора.

 

Матевж Лангус
Матевж Лангус был местным художником, получившим титул последнего словенского художника барокко, написав фрески на куполе. На потолке изображен Святой Дух в окружении голов ангелов. Край украшают позолоченные канделябры, заполняющие пространство между окнами и световым люком. Углубления украшены орнаментом на золотом фоне. Фундамент под канделябр несут ангелы из белого мрамора. Верхняя часть купола украшена золотым орнаментом в византийском стиле, а свод, опирающийся на шестнадцать ребер, светло-зеленого цвета. Вид на купол с главного входа раскрывает изображение Коронации Марии, а под ним изображены Святые Николай, Иоанн Креститель и аллегории Карниолы и Эмоны. Выше Эмона возвышается Святой Иосиф, рядом с ним Святой Нежа, а над ними Святой Мохор, Святой Фортунат и множество ангелов. Немного в стороне Святой Георгий наступает на голову дракона. Слева от него - св. Тереза, св. Иоанн, св. Валерия и св. Виталис. Справа под епископом Мартином изображен люблянский мученик Пелагий. Напротив коронации Марии мы видим святого Охозию, святого Карла Борромео и Антона Падуанского. Помимо купола, он также создал в церкви запрестольный образ Святого Николая.

Франческо Робба
Франческо Робба считается лучшим скульптором в стиле барокко в Словении. В церкви его работа - два херувима из каррарского мрамора на алтаре Святого Тела Спасителя.

Анджело Поццо
Анджело Поццо был заказан епископом Франком Карлом пл. Кауниц в 1713 году изготовил статуи епископов Емоны в полный рост. Максим, Флорий, Каста и Геннадий помещены в ниши ротонды под куполом. Это также бюст декана Янеза Антона Дольничара ̈ (1715 г.) и барельефы ангелов в сферических треугольниках на алтаре св. Три.

Йоже Плечник
В 1952 году Йоже Плечник сделал проект епископского престола и подарил его церкви, стоящей слева от алтаря. Он добавил еще более мелкий шрифт. Он также восстановил Часовню Святого Креста напротив бокового входа, рядом с кафедрой, и украсил в ней чудотворный готический крест.

 

Площадь Прешeрна (Люблянa)

Прешеренская площадь - одна из перекрестков Любляны. Он назван в честь словенского поэта Франса Прешерена. Он расположен над левым берегом Любляницы недалеко от Тромостова, напротив средневекового центра города. Благодаря своему расположению, Прешеренская площадь является одним из самых перевалочных пунктов Любляны. Следующие дороги, улицы или набережные: набережные Чанкарево, Адамич-Лундрово, Хрибарево и Петковшково, улицы Вольфова, Чопова, Трубарьева и Миклошичева цеста. Важное место на площади занимает памятник Прешерену работы Ивана Зайца и архитектора Макса Фабиани. Открыт 10 сентября 1905 года.

История
Площадь Прешерен возникла на средневековом перекрестке на излучине реки перед городскими воротами, где уже в 16 веке процветал магазин.

Сегодняшнее появление началось в 17 веке, когда была построена августинская церковь с монастырем. Между цеквией и Шпитальским мостом (нынешнее Тромостовье) была небольшая площадь или перекресток нескольких дорог, идущих из разных пригородов. Из самых старых карт Любляны (план Любляны Пьерони от 1636 года и Стиера от 1658 года) видно, что на территории сегодняшней Прешеренской площади образовалось большое неразвитое воронкообразное пространство. Согласно плану Флорянчича Любляны от 1744 года, пространство почти не изменилось и все еще слегка обнесено стенами. Площадь имела загородный характер.

В конце 18 века начали сносить городские стены (а также близлежащие Шпитальские ворота). В первой половине 19 века на месте старых городских стен были устроены новые улицы и площади. Между 1922 и 1923 годами территория перед бывшим Шпитальским мостом, которая тогда называлась площадью Марии (в честь францисканской церкви Благовещения), была перестроена, выровнена, осушена и заасфальтирована. Вместо полуразрушенного деревянного в 1842 году был построен новый каменный мост с чугунной оградой. Наряду с мостом были снесены стоявшие на нем купеческие избы и небольшой дом на первом этаже у входа на старый мост. Францисканский кадастровый план 1840 года показывает, что площадь в то время в основном была обнесена стенами с небольшими, в основном коммерческими домами, выходящими на пригородные улицы, сегодняшние Вольфова, Чопова и Трубарьева.

Важным фактором в формировании площади было сильное землетрясение 1895 года, которое разрушило или серьезно повредило средневековые дома. Было подготовлено несколько вариантов планов регулирования (Камило Ситте - План Камилло Ситтеса для Лайбаха и Макс Фабиани - Регламент провинциального столичного города Любляны, Вены, 1895 и 1899 гг.). Официальное предложение плана регулирования было подготовлено Управлением городского строительства на основе предложения Ситте и Фабиани. План не был утвержден. На основании обследований и решений владельцев здания были проведены работы по корректировке размеров и высоты зданий, площади была придана новая восточная сторона, а после сноса дома Майера она расширилась в сторону Любляницы.

После землетрясения были построены или отреставрированы буржуазные дворцы в стиле барокко: дворец Фриша, Сойнига, дворец Майера (сегодня Центральная аптека), магазин Urbanc и дом Гауптмана.

В первом десятилетии 20-го века Дом Гауптмана был отремонтирован в стиле барокко и модерн. В том же стиле они построили Urbančeva hiša, который был первым универмагом в Любляне.

В 1901 году через площадь проходила первая линия электрической дороги, в 1905 году был установлен памятник Прешерену, после чего площадь не менялась в градостроительном и архитектурном плане до конца Первой мировой войны.

После войны Йоже Плечник интенсивно работал над реорганизацией площади, выполнив ряд проектов, в том числе Три моста и табачную лавку напротив Дома Майера (Вольфова 1), которая была построена в период между двумя войнами по плану Станко Рормана.

В 1928 году оптовый торговец Эмерик Майер решил построить новый современный универмаг. Для решения этой проблемы Городской строительный комитет поручил Ассоциации инженеров и архитекторов объявить тендер на архитектурную и градостроительную реорганизацию рынка. В конкурсе приняли участие 12 архитекторов, в том числе Владимир и Марьян Мушич, Эдвард Равникар, Милан Север, Миро Кос, Борис Кобе, Герман Гус и др. Большинство предложений значительно расширили пространство, и никто не видел консервативной роли в реорганизации рынка.

Различные идеи об устройстве Прешеренской площади были разработаны в 1953 г. (Люблянское регулирующее управление), 1957 г. (Эдвард Равникар), а нынешнее изображение было дано по плану Эдварда Равникара в 1987 году. коммунальная инфраструктура. Поскольку движение в этом районе прекратилось, создание нового рынка имело смысл. Вместо прежней воронкообразной формы он нарисовал круг диаметром 41,5 м в геометрическом центре квадрата, на оси францисканской церкви. Размер круга, однако, был определен математически в соответствии с размерами моста. Площадь была вымощена гранитными кубами, ее центр и круг, а исходящие наружу линии были сделаны из белых каменных плит серого македонского цвета. Однако на сегодняшний день запланированный фонтан в центре площади не построен, так как общественность возражает против этого.

 

Квадратная архитектура
Архитектура площади отражает многовековую историю городского пространства. Образ все время продиктован оригинальной августинской, позже францисканской церковью с монастырем, построенной в середине 17 века. В конце 19 века площадь была в основном спроектирована, были построены: дворец Майера (площадь Прешерен 5) - восточная часть площади, дом Фриша (площадь Прешерен 3) и дом Сеунига (площадь Прешерен 2), а также на другой стороне Любляницы особняк Филиппа (Стритарьева 9) и Кресия (Стритарьева 6). В начале 20 века в стиле модерн были построены универмаг Urbanč (Трубарьева 1) и отреставрированный дом Гауптмана (Прешеренская площадь 1 - бывшая Вольфова 2). Между двумя мировыми войнами между набережными Вольфа и Хрибара был построен современный фасад универмага Майера (Вольфова 1), Три моста Плечника с белыми перилами и лестницами, а площадь функционально и визуально расширилась через реку.

Архитектурные достопримечательности площади
Дворец Майера
Иосип Майер, основатель известной люблянской аптечной семьи, построил два загородных дома, которые стояли в начале Trubarjeva cesta. В одном из них еще в 1809 году находилась аптека Pri zlatem jelenu. Их пришлось снести после землетрясения. Жилой и торговый дворец был расписан архитектором Фердинандом Хаузером в 1896-97 годах, построен компанией Густавом Тонниесом, а план и исполнение фасада подписал Филип Супанчич. Здание построено в стиле неоренессанс. В конце 19 века дворец Майера был одним из самых больших и богатых частных дворцов Любляны. Еще до Первой мировой войны здесь было очень популярно кафе Valvasor, а затем и Prešeren.

Дом Фриша
Дом Фриша (Иван Фриш) стоит на Прешеренской площади No. 3. Торгово-жилой дом был построен между 1896 и 1897 годами. Его построил строитель Филип Супанчич. Дом с угловым пирсом и башней представляет собой вход на улицу Чопова. Помимо исторического убранства, в Любляне также впервые появляются элементы модерна, украшение расположено над окнами первого этажа, под карнизом крыши и на угловой пристани.

Дом Гауптмана
Дом Гауптмана стоит на Прешеренской площади 1 (ранее на Вольфовой 2). Двухэтажный дом был построен в 1873 году. Его купил купец Матевж Рант и надстроил два этажа. На первом этаже находилась мануфактура. В 1894 году дом купил продавец красок Адольф Хауптманн. В 1904 году городской архитектор Цирил Методи Кох получил заказ на новый фасад и крышу. Кох провел реставрацию в стиле модного тогда венского ар-нуво, вдохновленного вагнеровским мотивом.

Четырехэтажный фасад разделен по горизонтали сильно профилированным карнизом между первым и вторым этажами, широким кессонным карнизом между первым и вторым этажами и горизонтальными линиями, высеченными в штукатурке на обоих нижних этажах. Фасад отделан керамической плиткой разного цвета: на втором этаже над окнами синего цвета, на третьем этаже между окнами разноцветными, а верхняя часть фасада полностью покрыта керамической плиткой в ​​геометрическом мотиве шахматной доски. Карниз крыши украшен цветной штукатуркой с мотивом цветных кассет. Зелено-сине-красная цветовая гамма фасада также гармонирует с темно-зеленым цветом оконных рам и ставен и темно-зеленым и белым цветом фасадной штукатурки.

Универмаг городского типа
Купец Феликс Урбанк построил современный универмаг на месте двух старых домов после землетрясения. Планы были составлены в 1902 году архитектором из Граца Фредрихом Зигмундтом, а в 1903 году - строительной компанией Faleschini & Schuppler. Таким образом, новое здание определило вход на Трубарьева улицу. В плане он имеет форму неправильного пятиугольника и обращен к площади узким одноосным фасадом шириной 5,5 м. Один тракт идет параллельно Miklošičeva cesta, а другой - Trubarjeva. Внутренний двор изначально был облицован стеклом и кованым железом. Внутри элегантная деревянная лестница, перила галереи и лепнина. Лестница начинается с широкой закругленной площадки с обеих сторон, затем поднимается на среднюю площадку, где она разделяется на два крыла, которые затем поворачиваются в сторону галереи. Лестницу поддерживают два ряда колонн, на арке между нижним и верхним рядом стоит женская статуя, олицетворение ремесла.

 

Позднее здание несколько раз перестраивалось, двор замуровали, центральное торговое пространство сохранялось.

Внешний вид здания по горизонтали разделен на две части. Нижняя часть здания разделена двумя горизонтальными полосами окон и отделена от верхней части простым венцом. Два верхних этажа по вертикали соединены пилястрами, доходящими до карниза крыши. Карнизы носят железные скобы. На фасаде - растительный декор в стиле модерн. Особый декор располагается на подоконниках. Угол, обращенный к площади, продолжается с порталом через цокольный этаж и антресоль, над ним находится трехчастное окно на втором и третьем этажах и в конце крыши с чердаком, на котором стоит статуя Меркурия, бога мира, в стиле необарокко. торговля и покровитель купцов.

Дворец Майер (Вольфова 1)
Между Хрибарьевским набережным и Вольфовой улицей изначально находился двухэтажный дом, построенный между 1751 и 1754 годами купцом Людовиком пл. Рейя. Сменилось несколько владельцев, и механическая торговля в нем постоянно действовала. В 1856 году Петр Лассник открыл в части дома постоялый двор, а затем и магазин. Позже дом был назван его именем.

Эмерик Майер снес старый дом, а в 1937/38 году построил на его месте новый. Строительное управление города создало условия для инвестора, которые были основаны на предложениях тендера на благоустройство площади Прешерен, объявленного в 1937 году. Это означало, что высота должна была соответствовать главному венку францисканской церкви, только что завершенной в сторону площади, помещенной в линию зданий предыдущего дома, а фасад адаптирован к архитектурному характеру площади и высечен в камне. План был составлен архитектором Станиславом Рорманом. Благодаря указанным условиям экстерьер более классический, а интерьер современный.

Железобетонная каркасная конструкция обеспечивала единую торговую площадь, которая включала весь первый и второй этажи. На второй этаж можно подняться по центральной лестнице на галерею по периметру, через которую также освещается торговый зал. На верхних этажах четырехэтажного дома были сданы первые квартиры. Главный фасад размещен на столбах первого этажа. За ними находится крытый коридор, из которого ведет главный вход в магазин, который соединяет улицу Вольфова с набережной Хрибарьева. На каждом этаже четырехэлементные окна, разделенные колоннами, и полукруглое окно на третьем этаже. Крыша плоская с частично выступающим консольным карнизом. Фасад выполнен из искусственного камня травертин до первого этажа, а верхние этажи оштукатурены.

Францисканская церковь Благовещения
Францисканская церковь, бывшая церковь августинцев, является центральным зданием на Прешеренской площади (первоначально площадь Марии). Его размер превышает рынок, а также доминирует на излучине Любляницы. Он был построен между 1646 и 1660 годами на месте более старой церкви, построенной августинцами. Он имеет закулисный пилястровый фасад в стиле барокко. Интерьер богато меблирован: алтарь Робба, фрески Лангуса и работы других художников. Над балдахином стоит статуя Марии. На западе, в сторону улицы Чопова, находится монастырь со старой библиотекой.

 

Тройной мост (Tromostovje). 
Мост с драконами (Zmajski most).
Люблянский замок (Ljubljanski grad).
Мост сапожников (Čevljarski most).

 

История Любляны

Доисторические поселения
Около 2000 г. до н.э. п. нет. а до этого жители свай жили в Люблянских болотах. Они жили на мостах или курганах, деревянных поселениях на колесах, вбитых на дно болота или озера. Их перевозили на лодках, которые называли деревьями, которые были выдолблены из отдельных стволов. Также они сделали первые велосипеды. Они зарабатывали на жизнь собирательством, охотой, рыболовством, животноводством и примитивным земледелием. Позже, среди индоевропейских народов территория сегодняшней Любляны была заселена иллирийцами, затем иллирийско-кельтским племенем яподов, а в III веке Люблянский бассейн был заселен кельтскими таврами. Археологические находки кремационных могил на замковом холме, вокруг САЗУ и на всем пути к Казино подтверждают наличие более крупного поселения в районе Любляны. До I века до нашей эры, когда он был оккупирован римлянами, бассейн Любляны был частью королевства Норик.

Эмона

Первое поселение туземцев возникло сначала на краю Пруля под замковой горой. Римское поселение Эмона (Colonia Emona (Aemona) Iulia tribu Claudia) возникло в районе между улицами Прешернова и Вегова, к северу от Мирье, вероятно, на месте временного военного лагеря, построенного XV в. легион Аполлинария. Около 50 года поселение стало римским военным лагерем, укрепленным каменными стенами. Поселок был стратегическим форпостом и сыграл важную роль во многих войнах. Он насчитывал от 5000 до 6000 жителей, в основном торговцев и ремесленников, а также правительственных чиновников и ветераны войны. Улицы заасфальтированы, дома построены, оборудованы коммунальной канализацией, центральным отоплением. В городе проложено несколько водопроводов. В лучших домах стены больших комнат были расписаны, а полы выложены мозаикой. Эмона превратилась в важный раннехристианский центр с епархией и развитой торговлей. Еще до римского периода в городе также были водные божества Экорно и Лабур, которым поклонялись на болотах.

Зарождение и расцвет средневековой Любляны
С распадом Западной Римской Империи и последующими миграциями народов Римская Эмона также рухнула. В 452 году он был разрушен гуннами под командованием Аттилы, а позже эти места были разорены восточными готами и лангобардами. Славянские предки постепенно переселялись в эту местность в конце 6 века. Примерно три века спустя, несмотря на постоянные венгерские вторжения, этот регион перешел под власть франков. Первые письменные упоминания о Любляне как о средневековом поселении относятся к периоду между 1112 и 1125 годами, когда Рудольф Тарценский подарил Аквилеевскому капиту небольшое поместье возле Люблянского замка. Позже территория Люблянской котловины перешла в руки семьи Каринтийских герцогов Шпанхейма. Название Лувигана как предшественника сегодняшнего названия впервые появляется в 1144 году. В 13 веке тогдашняя Любляна состояла из трех стен, постепенно защищаемых и разделенных: Стари, Местни (первая стена) и Нови трг, к которым вели пять ворот, соединяется мостами Сподни (Шпитальски) и Згорни (Чевлярски). Готические церкви со своими колокольнями стояли среди компактно стоящих домов. С приобретением городских прав в 1220 году они смогли чеканить свои собственные деньги в замке, и город в конечном итоге взял на себя первенство Крань и Камник и стал столицей региона Карниола.

В 1270 году город был взят чешским королем Отокаром II. Пршемысл. Когда он потерпел поражение от Рудольфа Габсбургского, город перешел под его власть в 1278 году. Габсбурги официально переименовали город в Лайбах и предоставили ему 39 торговых и других привилегий. В 1461 году с учреждением епархии при церкви св. Николай стал столицей. Правление Габсбургов, за исключением времен иллирийских провинций (1809–1813), Любляна была их столицей, продолжалось до конца Первой мировой войны.

Утверждение в искусстве
В 15 веке Любляна также зарекомендовала себя с более современной архитектурой. После землетрясения 1511 года город был перестроен в стиле ренессанс и перестроен.

В XVI веке в Любляне проживало около 5000 жителей, из которых около 70% говорили на словенском как на родном языке, а остальные - в основном на немецком. Вскоре после публикации первых словенских печатных книг («Азбука и катехизис Трубара», 1550 г.) Юрий Далматин перевел Библию (напечатанную в Виттенберге), а Адам Бохорич опубликовал несколько словенских грамматик. Тогда в Любляне открылась первая средняя школа, публичная библиотека и типография. Таким образом, Любляна стала центром словенского протестантизма, а значит, и культурного центра. За этим последовало новое господство католической церкви и контрреформации.

В 1597 году в город прибыли иезуиты, которые основали гимназию, которая превратилась в колледж. С основанием Academie operosorum Labacensis, общества ученых, основанного на итальянской модели, многие иностранные строители и скульпторы (в том числе Франческо Робба) приехали в город в 1693 году, отремонтировав или построив большинство церквей в стиле барокко. В 1701 году был основан Академический филармоникорум, одно из первых подобных музыкальных объединений за пределами Италии. Почетными членами филармонического общества, которое она впоследствии сменила, были также композиторы Гайдн, Бетховен и Брамс, скрипач Паганини, а среди его дирижеров был Густав Малер. Производство росло в 18 веке, но экономическое значение Любляны оставалось в области транзита.

 

Иллирийские провинции и время после них
Во время оккупации Наполеона (1809–1813) город был столицей иллирийских провинций. Словенский стал одним из официальных языков, и первая средняя школа была открыта в Любляне. В 1815 году город снова перешел под власть Австрии и к 1849 году стал административным центром Иллирийского королевства. В 1821 году в Любляне прошел Конгресс Священного союза, на котором европейские лидеры установили границы. В память об этом событии она была названа Площадью Конгресса.

В первой половине XIX века набережные Любляницы были частично обустроены, построены новые каменные и железные мосты. В то время в Любляне творил и поэт Франс Прешерен. В 1849 году из Вены прибыл первый поезд, а восемь лет спустя Южная железная дорога и, таким образом, была завершена связь с Триестом. Slovenska Matica была основана в 1960-х годах. Муниципалитет Любляны в то время включал в себя город и семь пригородов. С сегодняшними названиями мы бы ограничили его следующим образом: на запад по Tržaška cesta до Jadranska ulica, на северо-запад по Cankarjeva до Оперы и по Gosposvetska cesta до Евангелической церкви, на север по Dunajska cesta до Triglavska ulica, на северо-восток. по Шмартинской цесте до Жала, на востоке до церкви Св. Петра и Кодельево, и на юго-востоке по Доленьской цесте до Раковника.

В 1895 году в городе с населением 30 000 человек произошло катастрофическое землетрясение силой 6,1 балла по шкале Рихтера, в результате которого было разрушено 10% из примерно 1400 зданий. Подобно землетрясению 1511 года, город был перестроен в типичных для того времени стилях, особенно в стиле модерн. Он был восстановлен в основном австрийскими и чешскими архитекторами в стиле неоклассицизма и модерна. Среди наиболее важных построек этого периода - жилые дома вокруг двора и между Словенской и Миклошичевой цестой, провинциальный особняк (ныне Университет), провинциальный, ныне Национальный музей, Народный дом, Женский лицей, первая гимназия (позже классическая - ныне начальная школа Прежихов Воранц), провинциальный театр (ныне Опера), Немецкий театр (ныне Драма), Губернский суд и другие.

Во второй половине 19 века Любляна постепенно утвердилась как политический и культурный центр словенцев. Город расширился, соединив части соседних муниципалитетов, а именно Тиволи, окрестности Колизея, Водмат, с железнодорожной линией Доленьска и другими районами. На рубеже веков росло количество новых поступлений: водоснабжение (1890 г.), электричество и современная канализация (1898 г.), трамвай (1901 г.) и первый кинотеатр (1907 г.). В этом заслуга тогдашнего мэра Ивана Грибаря. В 1914 году к городу была присоединена Сподня Шишка, а в 1929 году кладбище на Св. Криж, а затем Згорня Шишка, Мосте и Вич. Таким образом, к 1935 году была создана первая «большая» Любляна.

Век беспорядков
После распада Австро-Венгрии в 1918 году Любляна стала важным городом страны, позже Королевством сербов, хорватов и словенцев. В 1929 году Любляна стала резиденцией Драва бановина в Королевстве Югославия. Во времена королевства были основаны Университет (1919), Национальная галерея (1918) и Академия наук и искусств (1938, ныне САЗУ).

В середине 1930-х годов в Поляне и за Бежиградом были построены новые поселения в соответствии с современными, функционалистскими взглядами. В межвоенный период облик города наиболее ярко сформировал архитектор Йоже Плечник, печать которого настолько сильна, что название Плечника Любляна было принято в архитектурный период.

Важными мэрами в начале 20 века были Иван Грибар и Иван Тавчарь. Оба помогли в развитии города, как позже Динко Пуч и Юро Адлешич. Во время Второй мировой войны Леон Рупник, генеральный инспектор частей внутренней гвардии, сотрудничавших с итальянскими и немецкими оккупантами, бросил тень на мэров как лидер Любляны. Из-за сопротивления и помощи партизан в феврале 1942 года итальянские оккупанты окружили город 30 км колючей проволокой, по следам которой сегодня проходит набережная. О восстании свидетельствует, среди прочего, памятник в Гравийной пещере, где итальянские оккупанты в отместку расстреляли более 100 заложников.

После Второй мировой войны он стал столицей Социалистической Республики Словения в составе Югославии. Из-за лучшего экономического положения в город переехало много новых горожан, что привело к расширению и строительству многих жилых (жилых) кварталов.

 

Независимая Словения
Независимость Словении была провозглашена в Любляне 25 июня 1991 года, и ее центр и столица остаются там и по сей день. Город столицы гарантирован конституцией, статья 10 которой гласит: «Столица Словении - Любляна».

В 1997 году в Любляне прошел Европейский месяц культуры, а в 2010 году Любляна была объявлена ​​мировой столицей книги, в том числе в спортивном парке Стожице был построен новый стадион и зал. Благодаря многочисленным мероприятиям, обустройству новых пешеходных дорожек и зеленых зон Любляна в 2016 году была объявлена ​​зеленой столицей Европы.

 

География

Город площадью 163,8 км² расположен в Люблянской котловине, в центральной части Словении. Расположение на перекрестке важных дорог оказало сильное влияние на его развитие. Любляна находится примерно в 140 км к западу от Загреба, в 250 км к востоку от Венеции, в 350 км к юго-западу от Вены и в 400 км к юго-западу от Будапешта.

Любляна находится на высоте 298 м вдоль реки Любляница, а Люблянский замок находится на замковом холме на высоте 366 м, а самая высокая точка в городе Любляна (Janški hrib) достигает 794 м.

Вода
Город Любляна расположен в Люблянской котловине, через которую протекают реки и ручьи: Любляница, Градащица, Мали грабен, Глинщица, Пржанец, Сава, Гамельщица, Чернушница, Стокальца, Студенчица, Добруньщицков, Рибенешчовцы, Рюнишчовцы, Рюнишчовцы , Долгий поток и Ижица и искусственно построенный рельефный канал Груберьев канал.

Любляна расположена недалеко от слияния рек Любляница и Сава, которые в Белграде впадают в Дунай, который, в свою очередь, впадает в Черное море.

Район Люблянского поля богат грунтовыми водами, которые являются основным источником питьевой воды для города.

На южной окраине находятся Люблянские болота, чьи заболоченные влажные луга представляют собой очень богатую территорию с точки зрения биоразнообразия. Люблянские болота являются ландшафтным парком с 2008 года.

Из-за своего низменного положения и проливных водотоков, за исключением Любляницы, территория со сложными карстовыми внутренними районами более чем на 25% затоплена из-за ее низменного расположения и проливных водотоков. В сентябре 1926 г. была затоплена практически вся южная часть Любляны. Сильнее всего пострадал Вич от наводнения 2010 года, когда затопило Градащица и Мали грабен.

Геологические особенности
Участок простирается на аллювиальной плоскости (гравийные отложения) от четвертичного периода. В близлежащих, более старых горных районах время образования горных пород восходит к мезозою (триасу) или палеозою.

Любляна была разрушена многочисленными землетрясениями, было зафиксировано 60 разрушительных, в среднем 1 сильнейшее каждые 100 лет. Словения находится в достаточно активной зоне землетрясений из-за своего положения на юге Евразийской плиты. Таким образом, страна находится на перекрестке трех важных тектонических зон: Альп на севере, Динарских Альп на юге и Паннонской равнины на востоке. Одна из сейсмологических станций работает в Головце.

Климат
Климат континентальный («Cfb» по классификации климата Кеппена), граничащий с субтропическим влажным климатом («CFA» по классификации климата Кеппена), с континентальными характеристиками, такими как теплое лето и умеренно холодная зима. Самыми теплыми месяцами с ежедневными подъемами обычно до 25-30 ° C являются июль и август, а январь - самый холодный месяц с температурами, в основном колеблющимися около 0 ° C. В среднем 90 дней в году температура опускается ниже нуля, а в 11 дней выше 30 ° C. Осадки распределяются относительно равномерно в течение сезона, хотя зима и весна обычно немного суше, чем лето и осень. Годовое количество осадков составляет около 1400 мм, что делает Любляну одной из самых влажных европейских столиц. С мая по сентябрь очень распространены штормы, которые временами бывают довольно сильными. Снег обычно бывает в период с декабря по февраль, и в среднем город покрывается снежным покровом в течение 65 дней. Город известен туманами, которые наблюдаются в среднем 121 день в году, в основном осенью и зимой.

 


Транспорт

Как добраться

На самолёте

Словенская национальная авиакомпания Adria Airways выполняет рейсы во многие европейские города, а также в Москву (не каждый день). Adria Airways входит в Star Alliance и потому комбинируется с Lufthansa, Austrian Airlines и другими крупными европейскими перевозчиками, но отличается при этом завышенными ценами при минимальном уровне комфорта, соответствующем в лучшем случае лоу-костам. Другие авиакомпании в Любляну практически не летают. Ни в самой Словении, ни вокруг неё крупных аэропортов нет, а единственной альтернативой аэропорту Любляны является Загреб, но и туда лететь из России не очень удобно.

Аэропорт имени Йоже Пучника (Letališče Jožeta Pučnika, IATA:LJU).  Небольшой, современный и удобный аэропорт. Он находится в 30 км севернее Любляны и всего в 9 км от городка Крань. Автобусы компании Alpetour ходят и в Любляну, и в Крань, в среднем каждый час, в пути 50 мин (€4.10) и 15 мин (€1.80) соответственно. В Любляне автобусы отправляются от автостанции. Бывают также проходящие автобусы на север Словении, чаще всего в Блед. Такси в Любляну стоит от €40, заказанный заранее трансфер — от €25.

 

Есть общественные автобусы (4,10 евро, 30-50 минут), которые следуют до Любляны. 30 минут со станцией, расположенной прямо за терминалом. Тариф оплачивается водителю. В то время как все автобусы в Любляну останавливаются на центральной автобусной станции, вы можете выйти из них на любой запланированной станции (проверьте расписание автобусов), нажав кнопку «Стоп» в автобусе. Вы также можете заказать трансфер или такси, чтобы отвезти вас в отель (цены начинаются примерно с 9 евро за трансфер и 20 евро за дозированное такси - обратите внимание, что единого тарифа на такси из аэропорта нет).

Расписание автобусов. Расписание автобусов по Словении. Станция аэропорта называется "Брник".
Автобус до озера Блед. Прямой автобус до озера Блед работает только летом.
GoOpti. Трансфер в Любляну и другие города. Начиная с 9 евро на человека, цена снижается при бронировании для большего количества людей или при раннем бронировании. Должен быть забронирован по крайней мере за день до прибытия.
Тима Экспрес. Предлагает такси до центра города за 25 евро.
Авиалиния Словения, ☎ +386 41 281 228, электронная почта: airtrail.slovenia@gmail.com.  Предлагает услуги трансфера в аэропорты Италии, Австрии и Хорватии, а также в туристические места в Словении.
Туам Винету, ☎ +386 30 805 761, электронная почта: Transfer@tuam.si.

 

В качестве альтернативы, есть несколько аэропортов вокруг Словении с более бюджетными рейсами, которые в настоящее время хорошо связаны со Словенией одной из многих компаний по перевозке, хотя вы также можете использовать общественный транспорт. Особенно обратите внимание на рейсы в северную Италию: Триест, Венецию (Марко Поло или Тревизо), Болонью, Бергамо, Милан-Линате / Мальпенса, а также в Мюнхен, Вену, Братиславу, Будапешт, Риеку, Пула, Загреб.

 

На поезде

По историческим и географическим причинам поезда в Словению ходят в основном из Австрии: из Филлаха, где есть стыковки на Мюнхен, Венецию, Зальцбург, а также из Вены и Граца через словенский Марибор. Курсируют эти поезда 3-4 раза в день, от Вены 6 ч, от Филлаха 1 ч 45 мин. Пользуясь международными поездами в направлении Австрии, помните о том, что железные дороги Австрии и Словении разделены невидимой границей, сохранившейся, по-видимому, ещё с югославских времён. Австрийские железные дороги ничего не знают о приходящих из Словении поездах и не продают до Любляны электронные билеты, хотя скидочные тарифы существуют (в виде бумажных билетов) у ÖBB и даже у Deutsche Bahn. Нетрудно догадаться, что и внутренние австрийские поезда международные поезда из Словении не ждут, поэтому стыковки не гарантированы.

Из Загреба поезда в Любляну ходят 4 раза в день, время в пути: 2 ч 20 мин, что сравнимо с автобусами. Если же вы хотите уехать поездом в Триест, то это отдельная задача. Трижды в день поезда ходят до итальянской станции Villa Opicina, которая суть пригород Триеста — туда можно доехать городским транспортом. Другой вариант — поехать поездом в Копер, где пересесть на автобус в направлении Италии.

Через Любляну проходят ночные поезда Загреб–Мюнхен и Белград–Цюрих. Последний является ночным в сторону Цюриха и дневным в сторону Белграда, поэтому в Белград также ходит отдельный ночной поезд. До Белграда 9 ч пути, до Цюриха 12 ч, до Мюнхена 6.5 ч. В направлении Вены ночных поездов не бывает.

Железнодорожный вокзал (Železniška postaja).  Старое здание 1848 года постройки в основном отремонтировано изнутри, но выглядит не очень приветливо. Внутри несколько недорогих кафе, включая Макдональдс, и крошечное помещение с автоматическими камерами хранения (€2-3). Напротив вокзала работающая с раннего утра булочная, где варят кофе. Ещё несколько питательных заведений находится в тоннеле под платформами, где можно взять горячее блюдо за €3.50. От вокзала до центральной площади 10 мин пешком по Kolodvorska ulica.

 

На автобусе

Наличие автобанов и отсутствие скоростных железных дорог означает, что ехать в Любляну автобусом иногда быстрее и удобнее, чем поездом. Автобусы в Загреб отправляются каждые 2-3 ч, в пути 2.5 ч, что сравнимо с поездом. В северном направлении автобусы быстрее поездов: до Мюнхена 5 ч пути, несколько автобусов в день, в основном проходящие. Автобусов Любляна–Триест почему-то не существует, но есть целый ряд проходящих: в Любляне неизбежно останавливаются все автобусы, следующие из Италии в любые города бывшей Югославии (кроме хорватского побережья), а также в Венгрию и Австрию. В Белград ходят ночные автобусы (8 ч).

Автовокзал (на площади перед ж/д вокзалом). Автовокзал Любляны имеет вид довольно несуразный. Это маленькое здание с кассами и кофейным автоматом, где нет даже единого расписания. Автобусные платформы расположены по обе стороны от здания, но полного расписания нет и там: его нужно искать в интернете (на сайте автовокзала) или просто спрашивать в кассах.

 

На автомобиле

В Любляне сходятся автобаны из Загреба, Триеста, Марибора и австрийского Филлаха. На машине ехать быстрее, чем каким бы то ни было общественным транспортом.

 

Где поесть

Национальная кухня не является сильной стороной люблянских кафе. В центре города вы гораздо чаще увидите пасту, крепы и изысканные мясные блюда в итальянском стиле, нежели колбаски, плескавицу или даже банальные чевапчичи, которые есть во всех без исключения городах бывшей Югославии. Чевапчичи (ćevapčići) — это маленькие, зажаренные на гриле котлеты вроде люля-кебабов. Плескавица (pljeskavica) — огромная котлета, иногда вложенная в хлеб наподобие гамбургера. Люблянский шницель (Ljubljanski zrezek, в других балканских странах он называется Karađorđeva Šnicla) — большой кусок рубленой свинины, щедро начинённый сыром. Если вы планируете путешествие по Словении, отложите дегустацию этих блюд до посещения малых городов, где всё то же самое стоит гораздо дешевле, да и большого выбора у вас там не будет.

Австрийская кофейная традиция достигает Любляны, поэтому кофе здесь принят в большей степени, нежели чай. Турецкая традиция в городе, напротив, отсутствует, так что на кофе по-восточному рассчитывать не стоит. В Любляне, как и во всей Словении, очень активно пьют пиво и несколько реже вино. Тем не менее, каждое городское кафе предложит вам выбор словенских вин, хотя их вкусовые достоинства не всегда очевидны.

В центре Любляны очень много туристов, поэтому и цены здесь довольно высокие, зачастую не уступающие Вене и другим европейским столицам. Не рассчитывайте заплатить меньше €8-10 за горячее, меньше €2 за кофе или любой другой напиток и меньше €3 за десерт. Если вас интересует недорогая еда, стоит прогуляться или даже проехать общественным транспортом в те места, куда ходят местные жители. Перекусывать дешевле всего в традиционных булочных-пекарнях, где продают сытную и недорогую выпечку.

Дёшево
Средней стоимости
Gostilina Sokol, Ciril Metodov trg 18. Пн–Сб 7:00 – 23:00, Вс 10:00 – 23:00. Горячее: от €8. Главный в центре Любляны ресторан словенской кухни. Состоит из нескольких залов с низкими потолками, деревянными столами и аурой старого трактира. Умеренно вкусная национальная кухня по разумным для центра Любляны ценам. Wi-Fi.

Ночная жизнь
С этим в Любляне не соскучишься,так-как в городе есть клубы на любой вкус.

 

Отели, хостелы и прочие

Дёшево
B&B Petra Varl Accommodation.
Bed & Breakfast Atticus.
Hotel Emonec.

Средней стоимости
Adora Hotel.
Austria Trend Hotel Ljubljana.
Ahotel.
City Hotel.

Дорого
Grand Hotel Union Business.