Прочие Археологические Памятники

Цивилизация инков

 

Куэлап

Куэлап

 

Описание Куэлап

Куэлап

Куэлап — важный археологический памятник доинкской эпохи, расположенный в северо-восточных Андах Перу, в провинции Луйя. Он был построен культурой Чачапояс.

Он образует большой каменный архитектурный комплекс, характеризующийся своим монументальным статусом, с большой искусственной платформой, ориентированной с юга на север, расположенной на гребне известняковой скалы на вершине Серро Баррета (3000 м над уровнем моря). Платформа простирается почти на 600 метров и имеет по периметру стену, высота которой в некоторых местах достигает 19 метров.

Предполагается, что его строительство должно было начаться примерно в 11 веке, что совпало с периодом расцвета культуры Чачапояс, а его заселение должно было достичь кульминации примерно в середине 16 века. Его колоссальные стены и сложная внутренняя архитектура свидетельствуют о его функции как хорошо организованного населенного комплекса, включающего административные и религиозные помещения, церемониальные помещения и место постоянного проживания.

С 2013 года он пережил ряд структурных нестабильностей, кульминацией которых стало обрушение сегмента стены по периметру в апреле 2022 года. Министерство культуры при поддержке перуанских и иностранных экспертов и исследователей начало чрезвычайные меры по консервации и научные исследования. с целью предотвращения новых структурных коллапсов и выявления их причин.

 

Расположение и доступ

Куэлапский археологический комплекс расположен в департаменте Амазонас провинции Луя. Доступ к нему осуществляется с шоссе района Леймебамба, оставляя асфальтированную дорогу на высоте Нуэво-Тинго, недалеко от берегов реки Уткубамба, где дорога продолжается по автомобильной дороге в гору, пока не достигнет равнины возле памятника. путь, ведущий прямо к Цитадели. Доступ также возможен по крутой тропе, которая начинается от города Эль-Тинго, недалеко от берегов Уткубамбы, с маршрутом длиной 8,9 км и уклоном 1200 метров. Со 2 марта 2017 года к комплексу можно добраться по канатной дороге.

 

Открытие

Этот монументальный образец архитектуры Чачапоя практически игнорировался до 1843 года. Причина кроется в недоступности местности, которая покрыта лесом и подвержена постоянным дождям. Однако 31 января рассматриваемого года, проводя расследование в этом районе, судья Чачапояса Хуан Крисостомо Ньето смог полюбоваться его величием под руководством местных жителей, уже знавших археологический объект.Этот факт можно рассматривать как «открытие» Куэлапа.

Впоследствии Куэлап заслужил внимание некоторых учёных и любителей древностей. Среди них выделяются француз Луи Ланглуа, проанализировавший его в 1930-е годы, и Адольф Банделье, описавший его ранее. Однако именно перуанский археолог и историк Федерико Кауфман Дойг посвятил большую часть времени изучению этого места и культуры Чачапояс.

 

Описание

Основной доступ
Главный вход использовался для высокостатусных деятелей не только из-за своей формы и архитектурных деталей, но и из-за расположения в его конструкции многочисленных каменных блоков, украшенных разнообразной религиозной символикой, включающей лица и мифических животных, змей и символы глубокого религиозного содержания. В этом доступе были сохранены свидетельства процесса роста объекта, включая большие слои заполнения, которые последовательно позволяли расширять доступ как в высоту, так и в направлении внутрь.

Главный храм
Темпло Майор — один из самых важных священных центров памятника. Это здание, имеющее форму перевернутого усеченного конуса, диаметром наверху 13,5 м, в котором зафиксированы многочисленные свидетельства различных подношений в сложных ритуалах, включающих помещение человеческих костей внутрь внутреннего контейнера, который стал таким в большой склеп. Вокруг здания были обнаружены различные человеческие захоронения и подношения, происходящие с северного побережья, например, с горного хребта Аякучо на юге и Кахамарки на северном горном хребте.

круглая платформа
Круглая платформа, расположенная непосредственно на южной стене памятника, имела функцию, тесно связанную с Главным храмом. На этой платформе, должно быть, проживал человек, отвечавший за работу храма. Конец оккупационной истории Куэлапа связан с массовой резней, произошедшей исключительно в пределах этой платформы, в которую не входили женщины, но которая была осуществлена ​​хорошо организованной местной группой в рамках конфликт за власть. За этим событием последовал большой пожар, ознаменовавший последние дни оккупации этого места. Столь печальное событие, должно быть, произошло около 1570 года, когда испанская колониальная держава установила систему сокращения численности индейцев. В центре этой платформы находился склеп, аналогичный тому, который зафиксирован в верхней и центральной части Темпло Майор.

Высокий город
Пуэбло-Альто расположен в северной и западной части территории и имеет стену, которая ограничивает его и отделяет от остальной части поселения. Он имеет три четко определенных сектора, доступ к которым осуществляется через два места: одно обеспечивает доступ к северному и центральному секторам, а другое обеспечивает доступ только к южному сектору, в основном жилому по своей природе.

Гробница инков в Пуэбло-Альто-Сур
Внутри специального сооружения была обнаружена гробница инков-подростка с высококачественными подношениями, включая прекрасную керамику, сильно разрушенные деревянные предметы и металлическое кольцо в носу. Вполне возможно, что это подношение типа капакоча, обычая инков в центрах наибольшего религиозного значения империи.

Центральный сектор Пуэбло-Альто
Этот сектор должен был выполнять общественную функцию в последние моменты оккупации. По этой причине здесь есть только три постройки квадратной и прямоугольной формы периода инков, которые наложены на более старые круглые постройки. В южном конце этого сектора находится сильно разрушенное четырехугольное сооружение, в котором находились многочисленные первичные и вторичные человеческие захоронения. Это здание должно было иметь двускатную или четырехскатную крышу. Под ним есть свидетельства более старых построек.

Калланка
Это здание периода инков. Это самое большое здание на территории, прямоугольной формы, и его функция была предложена как Калланка, здание, которое в период инков служило для внутренних церемониальных целей, а также в качестве жилья для путешественников или гостей.

Башня
Солидное здание парадного типа, расположенное в северном конце участка, оно является частью северного сектора Пуэбло-Альто и примыкает к недоступной пропасти с западной стороны. На вершине были найдены сотни известняковых камней, округленных для использования в качестве пращных снарядов, которые, должно быть, использовались в церемониальных целях, поскольку в оборонительных целях существенной роли они не играли. Если бы использовались стропы, то в верхнем пространстве должно было находиться лишь очень небольшое количество людей, возможно, только тот, кто бросил их на запад, поскольку на востоке крыши соседних домов препятствовали видимости.

 

Куэлап - История

Занятие человека на месте начинается в 5 веке н.э., но большинство зданий было построено между 900 и 1100 годами нашей эры. Город, возможно, имел около 300 000 жителей, но был оставлен в 1570 году из-за испанского завоевания и эпидемий, которые последовали за европейскими завоевателями. В результате город был опустошен и зарос деревьями.

 

Куэлап был случайно заново открыт в 1843 году Хуаном Крисостомо Нието, судьей из города Чачапояс. Затем, в 1870 году, Антонио Раймонди сделал обзор сайта. В 1939 году французский генерал Луи Ланглоис изучил сайт и написал подробное описание основных зданий. Исследователь Чарльз Винер посетил Куэлап в 1881 году. Куэлап также изучали археологи Адольф Бандельер (1940); Эрнст Миддендорф (1887); супруги Генри и Пауль Райхлен (1948); и Артуро Руис (1972). С 1980-х годов многие перуанские и иностранные археологи продолжали раскопки и исследования в Куэлап.

 

Античность и снабжение

Очевидно, что Куэлап является памятником времен империи инков. Учитывая его монументальный характер, нет сомнений в том, что он играл ведущую роль в прошлом культуры Чачапояс. Фактически архитектура Куэлапа в общих чертах такая же, как и архитектура, рассеянная в культурной зоне Чачапояс. Что не удалось определить до сих пор, так это на каком этапе длительного процесса развития культуры Чачапояс, начало которого могло относиться к VIII веку, был установлен памятник Куелапу. Точно так же неизвестно, как долго он процветал, когда и почему был заброшен.

Есть и другие аспекты, которые не были выяснены, такие как транспортировка каменных блоков на вершину горы и мастерство архитекторов, участвовавших в строительстве, которые знали, как снабдить его сложной системой отвода дождевой воды. В настоящее время из-за закупорки его протоков памятник «раздувается». По мере того как огромная платформа расширяется, камни покрывающих ее стен начинают падать. Не выяснено также, как осуществлялось водоснабжение его жителей; Возможно, некоторые из недоступных территорий служили резервами. Другие ограждения, по большей части, должно быть, представляли собой продовольственные склады наподобие молочных ферм инков, на которых обычно строился конгломерат зернохранилищ.

 

Функция

Что касается функции, ради которой был создан Куэлап, то здесь также нет удовлетворительного ответа. В народе памятник называют «крепостью» из-за его расположения, а также прочности и высоты стен. Адольф Банделье и особенно Луи Ланглуа пытались продемонстрировать, что Куэлап, будучи не просто крепостью, мог быть укрепленным местом, предназначенным служить убежищем для населения в чрезвычайных случаях. Ему приписывали, вероятно, по аналогии, ту же роль, которую города играли в средневековой Европе.

Высокие стены, закрывающие платформу, и узкий доступ к цитадели в ее последней части позволяют предположить, что памятник Куэлапу мог быть построен с целью служить оборонительным редутом или, по крайней мере, он должен был быть сайт защищен от злоумышленников. Но эта возможность не обязательно сводит на нет другие интерпретации, возможно, более важные.

Таким образом, принимая во внимание функцию монументальной архитектуры в перуанском археологическом прошлом в целом, связанную с социально-экономическими потребностями, мотивируемыми окружающей средой, можно сделать вывод, что Куэлап в своей основе мог быть доколумбовым святилищем, в котором располагался мощный проживала аристократия, чьей основной задачей было управлять производством продуктов питания, прибегая к командованию и магическим практикам, чтобы заручиться поддержкой сверхъестественных сил, которые управляли атмосферными явлениями, которые, если не соблюдать их должным образом, могли вызвать чрезмерный дождь или поразить людей засухи, которые могут поставить под угрозу их существование.