Аккад или Аккадская империя

 

Аккадская империя была первой древнейшей семитскоязычной империей Месопотамии, сосредоточенной в городе Аккад и его прилегающем регионе, также называемом Аккадом в древней Месопотамии. Империя объединила аккадские и шумерские города под одним правлением. Аккадская империя оказывала влияние на Месопотамию, Левант и Анатолию, отправляя военные экспедиции на юг, как Дилмун и Маган (современный Бахрейн и Оман) на Аравийском полуострове. В III тысячелетии до н. э. между шумерами и аккадской империей развивался очень близкий культурный симбиоз, который включал широкое двуязычие. Аккадский постепенно заменил шумерский язык как разговорный язык где-то между 3-м и 2-м тысячелетиями до н.э. (точная дата- спорный вопрос). Аккадская империя достигла своего политического пика между 24 и 22 веками до н.э., после завоеваний ее основателя Саргона Аккадского. Под властью Аккад иногда рассматривается как первая империя в истории, хотя смысл этого термина не является точным. После падения Аккадской империи люди Месопотамии в конце концов объединились в две крупные аккадскоязычные страны: Ассирию на севере, а через несколько столетий - Вавилонию на юге.

 

История исследования

В Библии Аккад упоминается в Бытии 10:10–12, где говорится:

10 Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар.
11 Из сей земли вышел Ассур, и построил Ниневию, Реховофир, Калах.
12 И Ресен между Ниневию и между Калахом; это город великий.

 

Историческая личность Нимрода неизвестна или обсуждается, но некоторые идентифицировали Нимрода как Саргона Аккадского, а другие сравнивали его с легендарным Гильгамешем, царем Урука. Сегодня ученые задокументировали около 7000 текстов аккадского периода, написанных как на шумерском, так и на аккадском языках. Многие более поздние тексты из государств-преемников Ассирии и Вавилонии также касаются Аккадской империи.

Пониманию Аккадской империи по-прежнему мешает тот факт, что ее столица Аккад до сих пор не обнаружена, несмотря на многочисленные попытки. Точному датированию археологических памятников препятствует тот факт, что нет четких различий между совокупностями артефактов, которые, как считается, относятся к предшествующему раннединастическому периоду, и теми, которые считаются аккадскими. Точно так же материал, который считается аккадским, продолжает использоваться в период Ура III.

Многие из более поздних сведений об Аккадской империи были получены в результате раскопок в районе Верхнего Хабура в современной северо-восточной Сирии, которая должна была стать частью Ассирии после падения Аккада. Например, раскопки в Телль-Мозане (древний Уркеш) обнаружили печать Тарам-Агаде, ранее неизвестной дочери Нарам-Сина, которая, возможно, была замужем за неустановленным местным энданом (правителем). Экскаваторы в близлежащем Телль-Лейлане (древняя Шехна/Шубат-Энлиль) использовали результаты своих исследований, чтобы доказать, что Аккадская империя пришла к концу из-за внезапной засухи, так называемого события 4,2 килолетнего периода. Воздействие этого климатического явления на Месопотамию в целом и на Аккадскую империю в частности продолжает вызывать горячие споры.

Раскопки на современном месте Телль-Брака показали, что аккадцы перестроили на этом месте город («Брак» или «Нагар») для использования в качестве административного центра. Город включал в себя два больших здания, в том числе комплекс с храмом, конторами, двором и большими печами.

Датировка и периодизация
Аккадский период обычно датируется 2334–2154 гг. до н.э. (по средней хронологии). Даты короткой хронологии 2270–2083 гг. до н.э. теперь считаются менее вероятными. Ему предшествовал ранний династический период Месопотамии (ED), а за ним последовал период Ура III, хотя оба перехода размыты. Например, вполне вероятно, что возвышение Саргона Аккадского совпало с поздним периодом ЭД и что последние аккадские цари правили одновременно с кутианскими царями вместе с правителями городов-государств Урука и Лагаша. Аккадский период современен EB IV (в Израиле), EB IVA и EJ IV (в Сирии) и EB IIIB (в Турции).

 

Хронология правителей

Саргон 2334–2279 гг.
Римуш 2278–2270 гг.
Маништушу 2269–2255 гг.
Нарам-Син 2254–2218 гг.
Шар-Кали-Шарри 2217–2193 гг.
Дуду 2189–2169 гг.
Шу-турул 2168–2154 гг.

 

История и развитие империи

Досаргонический Аккад
Аккадская империя получила свое название от региона и города Аккад, оба из которых были локализованы в общей области слияния рек Тигр и Евфрат. Хотя город Аккад еще не идентифицирован на земле, он известен из различных текстовых источников. Среди них есть по крайней мере один текст, написанный до правления Саргона. Вместе с тем, что название Аккад имеет неаккадское происхождение, это говорит о том, что город Аккад мог быть заселен уже в досаргонические времена.

 

Саргон Аккадский

Саргон Аккадский победил и захватил Лугал-заге-си в битве при Уруке и завоевал свою империю. Самые ранние записи на аккадском языке относятся ко времени Саргона. Саргон считался сыном Лаибума или Итти-Беля, скромного садовника и, возможно, жрицы Иштар или Инанны. Одна легенда, связанная с Саргоном в ассирийские времена, гласит, что

Моя мать была подменышем, отца я не знал. Братья моего отца любили горы. Мой город — Азурпирану (пустыня травяных полей), который расположен на берегу Евфрата. Меня зачала моя мать-подменыш, в тайне родила меня. Посадила меня в корзинку с камышом, битумом мне крышку залепила. Она бросила меня в реку, которая не поднималась надо мной. Река подхватила меня и отнесла к Акки, источнику воды. Акки, водонос, принял меня как своего сына и вырастил меня. Акки, водонос, назначил меня своим садовником. Пока я был садовником, Иштар даровала мне свою любовь, и в течение четырех и (пятидесяти?) ... лет я осуществлял царствование.

 

Более поздние заявления от имени Саргона заключались в том, что его мать была жрицей энту (верховной жрицей). Претензии могли быть сделаны для обеспечения дворянства, поскольку только высокопоставленная семья могла достичь такого положения.

Первоначально виночерпий (Рабсак) царя Киша с семитским именем Ур-Забаба, Саргон, таким образом, стал садовником, ответственным за очистку оросительных каналов. Королевский виночерпий в то время на самом деле занимал видную политическую должность, близкую к королю и выполнял различные обязанности высокого уровня, не подразумеваемые самим названием должности. Это дало ему доступ к дисциплинированному корпусу рабочих, которые также могли быть его первыми солдатами. Сместив Ур-Забабу, Саргон был коронован и начал карьеру завоевателя. Четыре раза он вторгался в Сирию и Ханаан, а три года тщательно покорял страны «запада», чтобы объединить их с Месопотамией «в единую империю».

Однако Саргон пошел дальше в этом процессе, завоевав многие окружающие регионы и создав империю, простиравшуюся на запад до Средиземного моря и, возможно, до Кипра (Каптара); на север до гор (более поздний хеттский текст утверждает, что он сражался с хаттским царем Нурдаггалом из Бурушанды, далеко в Анатолии); на восток над Эламом; и на юг до Магана (Оман) - региона, которым он правил якобы 56 лет, хотя сохранились только четыре «названия года». Он укрепил свое господство над своими территориями, заменив прежних противоборствующих правителей благородными гражданами Аккада, своего родного города, лояльность которого, таким образом, была обеспечена.

Торговля простиралась от серебряных рудников Анатолии до лазуритовых рудников в современном Афганистане, ливанских кедров и меди Магана. Эта консолидация городов-государств Шумера и Аккада отражала растущую экономическую и политическую мощь Месопотамии. Житницей империи была система неорошаемого земледелия, а цепь крепостей была построена для контроля над имперским производством пшеницы.

Изображения Саргона были воздвигнуты на берегу Средиземного моря в знак его побед, а дома построены города и дворцы на добычу завоеванных земель. Также были покорены Элам и северная часть Месопотамии, подавлены восстания в Шумере. Были найдены договорные таблички, датированные годами походов на Ханаан и против Сарлака, царя Гутиума. Он также хвастался, что подчинил себе «четыре четверти» — земли, окружающие Аккад с севера, юга (Шумер), востока (Элам) и запада (Марту). Некоторые из самых ранних историографических текстов (ABC 19, 20) предполагают, что он восстановил город Вавилон (Баб-илу) на его новом месте недалеко от Аккада.

Саргон на протяжении всей своей долгой жизни выказывал особое почтение шумерским божествам, особенно Инанне (Иштар), своей покровительнице, и Забабе, богу-воину Киша. Он называл себя «помазанным жрецом Ану» и «великим энси Энлиля», а его дочь Энхедуанна была назначена жрицей Нанны в храме в Уре.

Неприятности умножились к концу его правления. В более позднем вавилонском тексте говорится:

В его старости все земли восстали против него, и они осадили его в Аккаде (городе), [но] он выступил в битву и победил их, он сбил их с ног и уничтожил их огромное войско.

Это относится к его кампании в «Эламе», где он победил коалиционную армию во главе с королем Авана и заставил побежденных стать его вассалами.

Также вскоре после этого произошло еще одно восстание:

Субарту из верхней страны, в свою очередь, атаковали, но они покорились его оружию, и Саргон заселил их жилища, и он жестоко поразил их.

 

Римуш и Маништушу

Саргон сокрушил оппозицию даже в преклонном возрасте. Эти трудности снова вспыхнули во время правления его сыновей, когда вспыхнули восстания во время девятилетнего правления Римуша (2278–2270 гг. до н. э.), который упорно боролся за сохранение империи и добился успеха, пока не был убит некоторыми из его собственные придворные. Согласно его надписям, он столкнулся с широкомасштабными восстаниями и должен был отвоевать города Ур, Умма, Адаб, Лагаш, Дер и Казаллу от мятежных энсисов: Римуш устроил массовую резню и широкомасштабные разрушения шумерских городов-государств и поддерживал дотошные записи его разрушений. Большинство крупных шумерских городов были разрушены, а людские потери шумеров были огромны.

Ему наследовал старший брат Римуша Маништушу (2269–2255 до н.э.). Последний, кажется, вел морское сражение против 32 королей, которые собрались против него и взяли под свой контроль свою доарабскую страну, состоящую из современных Объединенных Арабских Эмиратов и Омана. Несмотря на успех, он, как и его брат, кажется, был убит в результате дворцового заговора.

 

Нарам-Суэн

Сын и преемник Маништушу, Нарам-Суэн (2254–2218 гг. До н.э.), благодаря обширным военным завоеваниям, принял имперский титул «Царь Нарам-Син, царь четырех четвертей» (Лугал Нарам-Суэн, Шар кибрат арбаим). четыре четверти как ссылка на весь мир. К нему также впервые в шумерской культуре обращались как к «богу (шумерский = ДИНГИР, аккадский = илу) Агаде» (Аккад), в отличие от предыдущей религиозной веры в то, что цари были только представителями людей по отношению к богам. Он также столкнулся с восстаниями в начале своего правления, но быстро их подавил.

Нарам-Суэн также записал аккадское завоевание Эблы, а также Арманума и его царя. Местонахождение Арманума обсуждается: его иногда отождествляют с сирийским царством, упомянутым в табличках Эблы как Арми, местонахождение которого также обсуждается; в то время как историк Адельхейд Отто отождествляет его с Цитаделью Бази в комплексе Телль-Банат на реке Евфрат между Эблой и Телль-Браком, другие, такие как Уэйн Горовиц, отождествляют его с Алеппо. Кроме того, в то время как большинство ученых помещают Арманум в Сирию, Майкл С. Атур считает, что он расположен к северу от гор Хамрин в северном Ираке.

Чтобы лучше контролировать Сирию, он построил королевскую резиденцию в Телль-Браке, на перекрестке дорог в самом сердце бассейна реки Хабур в Джезире. Нарам-Суэн выступил против Магана, который также восстал; Нарам-Син «выступил против Магана и лично захватил Манданну, его царя», где разместил гарнизоны для защиты главных дорог. Главная угроза, казалось, исходила от северных гор Загроса, лулуби и кутиев. Кампания против луллуби привела к вырезанию «Стелы Победы Нарам-Суэн», которая сейчас находится в Лувре. Хеттские источники утверждают, что Нарам-Син из Аккада даже отправился в Анатолию, сражаясь с хеттскими и хурритскими царями Памбой из Хатти, Зипани из Канеша и 15 другими.

Экономика была строго плановой. Зерно очищали, а порции зерна и масла раздавали в стандартных сосудах, изготовленных городскими гончарами. Налоги уплачивались продуктами и работами на общественных стенах, включая городские стены, храмы, оросительные каналы и водные пути, что давало огромные сельскохозяйственные излишки. Это вновь обретенное аккадское богатство могло быть основано на благоприятных климатических условиях, огромных сельскохозяйственных излишках и конфискации богатств других народов.

В более поздних ассирийских и вавилонских текстах имя Аккад вместе с Шумер появляется как часть царского титула, как, например, в шумерском LUGAL KI-EN-GI KI-URI или в аккадском Šar māt Šumeri u Akkadi, что переводится как «царь Шумера». и Аккад». Этот титул принял царь, захвативший Ниппур, интеллектуальный и религиозный центр южной Месопотамии.

В аккадский период аккадский язык стал лингва-франка Ближнего Востока и официально использовался для управления, хотя шумерский язык оставался разговорным и литературным языком. Распространение аккадского языка простиралось от Сирии до Элама, и даже эламский язык временно был написан месопотамской клинописью. Позднее аккадские тексты попали в отдаленные места, из Египта (в Амарнский период) и Анатолии, в Персию (Бехистун).

Подчинение шумерских царей
Подчинение некоторых шумерских правителей Аккадской империи зафиксировано в надписях на печатях шумерских правителей, таких как Лугал-ушумгал, правитель (энси) Лагаша («Ширпула»), около 2230-2210 гг. до н.э. Известно несколько надписей Лугал-ушумгала, в частности оттиски печати, в которых он упоминается как правитель Лагаша и в то время вассал (арад, «слуга» или «раб») Нарам-Сина, а также его преемник Шар-кали-шарри. Одна из этих печатей гласит:

«Нарам-Суэн, могучий бог Агаде, царь четырех сторон света, Лугал-ушумгал, писец, энси Лагаша, твой слуга».
— Печать Лугал-ушумгала как вассала Нарам-сина.

Можно считать, что Лугал-ушумгал был коллаборационистом Аккадской империи, как и Мескигал, правитель Адаба. Однако позже Лугал-ушумгал сменил Пузер-Мама, который, когда власть Аккадии ослабла, добился независимости от Шар-Кали-Шарри, приняв титул «царя Лагаша» и положив начало прославленной Второй династии Лагаша.

 

Крах

Империя Аккад, вероятно, пала в 22 веке до нашей эры, в течение 180 лет после ее основания, что привело к «темным векам» без видной имперской власти до Третьей династии Ура. Политическая структура региона, возможно, вернулась к статусу-кво, существовавшему до местного управления городами-государствами.

К концу правления Шаркалишарри империя начала распадаться. После нескольких лет (и 4 царей) хаоса Шу-турул и Дуду, по-видимому, восстановили некоторую централизованную власть на несколько десятилетий, однако они не смогли предотвратить полный крах империи, в конечном итоге уступив власть кутианам, базировавшимся в Адабе, которые были завоеван Аккадом в царствование Шаркалишарри.

Мало что известно о периоде кутиев и о том, как долго он длился. Клинописные источники предполагают, что администрация гутиев мало заботилась о поддержании сельского хозяйства, письменных записей или общественной безопасности; по общему мнению, они выпустили всех сельскохозяйственных животных, чтобы они свободно бродили по Месопотамии, и вскоре вызвали голод и взлет цен на зерно. Шумерский царь Ур-Намму (2112–2095 гг. до н.э.) во время своего правления очистил Месопотамию от кутиев.

В Шумерском царском списке, описывающем Аккадскую империю после смерти Шар-кали-шари, говорится:

Кто был королем? Кто не был королем? царь Иргиги; Нанум, король; Ими король; Илулу, король — четверо из них были королями, но правили только три года. Дуду правил 21 год; Шу-Турул, сын Дуду, правил 15 лет. ... Агаде потерпел поражение, и его царство перешло в Урук. В Уруке Ур-нингин правил 7 лет, Ур-гигир, сын Ур-нингина, правил 6 лет; Куда правил 6 лет; Пузур-или правил 5 лет, Ур-Уту правил 6 лет. Урук был поражен оружием, а его царство захвачено ордами кутиев.

 

Однако нет никаких известных названий лет или других археологических свидетельств, подтверждающих кого-либо из этих более поздних царей Аккада или Урука, за исключением нескольких артефактов, относящихся к царю Дуду из Аккада и Шу-турулу. Названные цари Урука, возможно, были современниками последних царей Аккада, но в любом случае не могли быть очень выдающимися.

В ордах кутиев (первым правил) безымянный царь; (затем) Имта правил 3 года как король; Шулме царствовал 6 лет; Элулумеш царствовал 6 лет; Инимбакеш правил 5 лет; Игешуаш правил 6 лет; Ярлагаб правил 15 лет; Ибате правил 3 года; ...царствовал 3 года; Курум правил 1 год; ...царствовал 3 года; ...царствовал 2 года; Иарарум правил 2 года; Ибранум правил 1 год; Хаблум правил 2 года; Пузур-Син, сын Хаблума, правил 7 лет; Ярлаганда правил 7 лет; ...царствовал 7 лет; ...царствовал 40 дней. Всего 21 царь правил 91 год 40 дней.

Период между c. 2112 г. до н.э. и 2004 г. до н.э. известны как период Ура III. Документы снова начали писать на шумерском языке, хотя шумерский язык становился чисто литературным или литургическим языком, во многом таким же, как латынь позже в средневековой Европе.

Одно из объяснений конца Аккадской империи состоит просто в том, что аккадская династия не смогла сохранить свое политическое превосходство над другими независимыми могущественными городами-государствами.

Засуха
Одна теория связывает региональный упадок в конце аккадского периода (и Первого промежуточного периода после Древнего царства в Древнем Египте) с быстро увеличивающейся засушливостью и отсутствием осадков в регионе Древнего Ближнего Востока, вызванным глобальным столетием. Масштабы засухи Харви Вайс показал, что
[A] археологические и почвенно-стратиграфические данные определяют происхождение, рост и крах Субира, цивилизации неорошаемого земледелия третьего тысячелетия в северной Месопотамии на равнинах Хабур в Сирии. В 2200 г. до н.э. заметное увеличение засушливости и ветровой циркуляции после извержения вулкана вызвало значительное ухудшение условий землепользования. После четырех столетий городской жизни это резкое изменение климата, очевидно, привело к заброшенности Телль-Лейлана, региональному дезертирству и краху Аккадской империи, базировавшейся в южной Месопотамии. Синхронный коллапс в соседних регионах предполагает, что воздействие резкого изменения климата было обширным.

Питер Б. де Менокаль показал, что «в это время Североатлантическое колебание оказало влияние на течение Тигра и Евфрата, что привело к краху Аккадской империи». Более поздний анализ симуляций климатической модели HadCM3 показывает, что произошел переход к более засушливому климату во временной шкале, которая соответствует краху империи.

Раскопки в Телль-Лейлане предполагают, что это место было заброшено вскоре после того, как были построены массивные стены города, восстановлен его храм и реорганизовано производство зерна. В обломках, пыли и песке, которые последовали за этим, не было никаких следов человеческой деятельности. Образцы почвы показывают мелкий переносимый ветром песок, отсутствие следов активности дождевых червей, уменьшение количества осадков и признаки более сухого и ветреного климата. Свидетельства показывают, что овцы и крупный рогатый скот, тонкие до скелета, погибли от засухи, и до 28 000 человек покинули это место, предположительно, в поисках более влажных мест в других местах. Телль Брак уменьшился в размерах на 75%. Торговля рухнула. Кочевые скотоводы, такие как амореи, перегоняли стада ближе к надежным источникам воды, что приводило их к конфликту с аккадским населением. Этот вызванный климатом коллапс, похоже, затронул весь Ближний Восток и совпал с распадом Древнего Египта.

Этот крах неорошаемого земледелия в Верхней стране означал потерю южной Месопотамией аграрных субсидий, которые поддерживали платежеспособность Аккадской империи. Уровень воды в Тигре и Евфрате упал на 1,5 метра ниже уровня 2600 г. до н.э., и хотя он на какое-то время стабилизировался в течение следующего периода Ура III, соперничество между скотоводами и земледельцами усилилось. Были предприняты попытки помешать первым пасти свои стада на сельскохозяйственных угодьях, например, строительство 180-километровой (112 миль) стены, известной как «Отпугиватель амореев» между Тигром и Евфратом при правителе Ура III Шу-Сине. . Такие попытки привели к усилению политической нестабильности; тем временем произошла тяжелая депрессия, чтобы восстановить демографическое равновесие с менее благоприятными климатическими условиями.

 

Ричард Зеттлер подверг критике теорию засухи, отметив, что хронология Аккадской империи очень неопределенна и что имеющихся свидетельств недостаточно, чтобы показать ее экономическую зависимость от северных территорий, раскопанных Вайсом и другими. Он также критикует Вайса за то, что он буквально воспринял аккадские писания для описания определенных катастрофических событий.

По словам Джоан Оутс, в Телль-Браке почвенный «сигнал», связанный с засухой, находится ниже уровня дворца Нарам-Сина. Тем не менее, доказательства

может указывать на ужесточение аккадского контроля после «события» в Браке, например, строительство самого сильно укрепленного «дворца» и очевидное введение большего числа аккадцев, а не местных чиновников, возможно, отражение беспорядков в сельской местности. того типа, который часто следует за какой-нибудь природной катастрофой.

Кроме того, Брак оставался занятым и функционировал после падения аккадцев.

В 2019 году исследование ископаемых кораллов в Омане, проведенное Университетом Хоккайдо, свидетельствует о том, что продолжительные зимние сезоны шамала привели к засолению орошаемых полей; следовательно, резкое сокращение урожая спровоцировало массовый голод и, в конечном итоге, крах древней Аккадской империи.

 

Правительство

Аккадское правительство сформировало «классический эталон», с которым сравнивали себя все будущие месопотамские государства. Традиционно энси был высшим должностным лицом шумерских городов-государств. В более поздних традициях энси становились, женившись на богине Инанне, узаконивая правление с божественного согласия.

Первоначально монархический лугал (лу = мужчина, гал = великий) подчинялся жреческому энси и назначался во время смут, но в более поздние династические времена именно лугал стал играть выдающуюся роль, имея свою собственную власть. «é» (= дом) или «дворец», независимо от храмового учреждения. Ко времени Месалима любая династия, контролировавшая город Киш, была признана шар кишшати (= царь Киша) и считалась выдающейся в Шумере, возможно, потому, что здесь подходили две реки, и тот, кто контролировал Киш, в конечном итоге контролировал ирригацию. системы других городов ниже по течению.

Поскольку Саргон расширил свое завоевание от «Нижнего моря» (Персидский залив) до «Верхнего моря» (Средиземное), считалось, что он правил «всеми землями под небом» или «от восхода до заката». как говорят современные тексты. При Саргоне энси обычно сохраняли свои позиции, но считались больше губернаторами провинций. Титул šar kiššati стал известен как означающий «владыка вселенной». Зарегистрировано даже, что Саргон организовал военно-морские экспедиции в Дильмун (Бахрейн) и Маган, одну из первых организованных военно-морских экспедиций в истории. Делал ли он то же самое в случае со Средиземноморьем с царством Каптара (возможно, Кипром), как утверждается в более поздних документах, более сомнительно.

С Нарам-Сином, внуком Саргона, дело пошло дальше, чем с Саргоном, поскольку царь не только назывался «Владыкой Четырех Четвертей (Земли)», но и возводился в ранг дингиров (= богов), со своим собственным храмовым учреждением. Раньше правитель мог, подобно Гильгамешу, стать божеством после смерти, но аккадские цари, начиная с Нарам-Сина и далее, считались богами на земле при жизни. Их портреты изображали их крупнее простых смертных и на некотором расстоянии от своих вассалов.

Одна из стратегий, принятых как Саргоном, так и Нарам-Сином для сохранения контроля над страной, заключалась в том, чтобы назначить своих дочерей, Энхедуанну и Эмменанну, соответственно, верховными жрицами Сина, аккадской версии шумерского лунного божества Нанны, в Уре, в крайний юг Шумера; назначить сыновей губернаторами провинций в стратегически важных местах; и выдать своих дочерей замуж за правителей периферийных частей Империи (Уркеш и Мархаше). Хорошо задокументированным случаем последнего является случай с дочерью Нарам-Сина Тарам-Агаде в Уркеше.

Записи в административном комплексе Брак предполагают, что аккадцы назначали местных жителей сборщиками налогов.

 

Экономика

Население Аккада, как и почти всех досовременных государств, полностью зависело от сельскохозяйственных систем региона, которые, по-видимому, имели два основных центра: орошаемые сельскохозяйственные угодья южного Ирака, которые традиционно приносили урожай в 30 зерен с каждого посев зерновых и неорошаемое земледелие северного Ирака, известного как «Верхняя страна».

Южный Ирак в аккадский период, похоже, приближался к современному уровню осадков, составляющему менее 20 мм (0,8 дюйма) в год, в результате чего сельское хозяйство полностью зависело от орошения. До аккадского периода прогрессирующее засоление почв, вызванное плохо дренируемым орошением, снижало урожайность пшеницы в южной части страны, что приводило к переходу к выращиванию более солеустойчивого ячменя. Городское население достигло пика уже к 2600 г. до н.э., и демографическое давление было высоким, что способствовало росту милитаризма, очевидному непосредственно перед аккадским периодом (как видно на Стеле стервятников Эаннатума). Война между городами-государствами привела к сокращению населения, от которого Аккад дал временную передышку. Именно эта высокая степень сельскохозяйственной продуктивности на юге способствовала росту самой высокой плотности населения в мире в то время, что дало Аккаду военное преимущество.

Уровень грунтовых вод в этом районе был очень высоким и регулярно пополнялся — за счет зимних бурь в верховьях Тигра и Евфрата с октября по март и за счет таяния снега с марта по июль. Уровни наводнений, которые были стабильными примерно с 3000 до 2600 г. до н.э., начали падать и к аккадскому периоду были на полметра или метра ниже, чем было зафиксировано ранее. Тем не менее, равнинная местность и неуверенность в погоде сделали наводнения гораздо более непредсказуемыми, чем в случае с Нилом; серьезные наводнения, по-видимому, были обычным явлением, требующим постоянного обслуживания арыков и дренажных систем. Фермеров набирали в полки для этой работы с августа по октябрь — в период нехватки продовольствия — под контролем властей городских храмов, что действовало как форма помощи безработным. Гвендолин Лейк предположила, что это была первоначальная работа Саргона на царя Киша, что дало ему опыт эффективной организации больших групп людей; табличка гласит: «Саргон, царь, которому Энлиль не позволял соперников - 5400 воинов ежедневно ели хлеб перед ним».

Урожай собирали поздней весной и в засушливые летние месяцы. Кочевые амореи с северо-запада пасли свои стада овец и коз, чтобы пастись на пожнивных остатках и поливались из реки и оросительных каналов. За эту привилегию они должны были платить налог шерстью, мясом, молоком и сыром храмам, которые раздавали эти продукты бюрократии и духовенству. В хорошие годы все шло хорошо, но в плохие годы диких зимних пастбищ не хватало, кочевники стремились пасти свои стада на хлебных полях, что приводило к конфликтам с земледельцами. Казалось бы, субсидирование южных поселений за счет импорта пшеницы с севера Империи временно решило эту проблему и, по-видимому, позволило восстановить экономику и увеличить население в этом регионе.

 

Внешняя торговля

В результате Шумер и Аккад имели избыток сельскохозяйственной продукции, но не хватало почти всего остального, особенно металлических руд, древесины и строительного камня, которые приходилось импортировать. Распространение аккадского государства до «серебряной горы» (возможно, Таврских гор), «кедров» Ливана и медных месторождений Магана во многом мотивировалось целью обеспечения контроля над этим импортом. На одной табличке написано:

«Саргон, царь Киша, одержал победу в тридцати четырех битвах (над городами) до самого края моря (и) разрушил их стены. Он сделал корабли из Мелуххи, корабли из Магана (и) корабли из Дильмун привязали к причалу Агаде. Саргон-царь пал ниц перед (богом) Даганом (и) вознес к нему мольбу; (и) он (Даган) дал ему верхнюю землю, а именно Мари, Ярмути, (и) Эбла , до Кедрового леса (и) до Серебряной горы"

—  Надпись Саргона Аккадского (ок. 2270–2215 до н. э.)

Международная торговля развивалась в аккадский период. Отношения между Индом и Месопотамией, похоже, также расширились: Саргон Аккадский (около 2300 или 2250 г. до н.э.) был первым месопотамским правителем, который прямо упомянул регион Мелухха, который обычно понимается как Белуджистан или район Инда.

 

Культура

Аккадское искусство

В искусстве большое внимание уделялось царям династии, наряду со многим, что продолжало более раннее шумерское искусство. Осталось немного архитектуры. В больших произведениях и в малых, таких как печати, степень реализма значительно повышена, но печати показывают «мрачный мир жестокой борьбы, опасности и неопределенности, мир, в котором человек безапелляционно подчинен непостижимым деяниям далеких и страшные божества, которым он должен служить, но не может любить. Это мрачное настроение ... оставалось характерным для месопотамского искусства ... "

Аккадская скульптура примечательна своей тонкостью и реалистичностью, что свидетельствует о явном прогрессе по сравнению с предыдущим периодом шумерского искусства.

 

Печати

Аккадцы использовали изобразительное искусство как средство идеологии. Они разработали новый стиль цилиндрических печатей, повторно используя традиционные украшения в виде животных, но организуя их вокруг надписей, которые часто становились центральными частями макета. Фигуры также стали более скульптурными и натуралистичными. Были также включены новые элементы, особенно в отношении богатой аккадской мифологии.

 

Язык

В 3-м тысячелетии до н.э. между шумерами и аккадцами сложился очень тесный культурный симбиоз, включавший широко распространенное двуязычие. Влияние шумерского языка на аккадский (и наоборот) проявляется во всех областях, от массового лексического заимствования до синтаксической, морфологической и фонологической конвергенции. Это побудило ученых называть шумерский и аккадский языки в третьем тысячелетии sprachbund. Аккадский постепенно заменил шумерский в качестве разговорного языка где-то около 2000 г. до н.э. (точная датировка является предметом споров), но шумерский продолжал использоваться в качестве священного, церемониального, литературного и научного языка в Месопотамии до 1 века нашей эры.

Поэт-жрица Энхедуанна
Шумерская литература продолжала бурно развиваться в аккадский период. Энхедуанна, «жена (шумерская плотина = верховная жрица) Нанны [шумерского бога луны] и дочь Саргона» храма Сина в Уре, жившая ок. 2285–2250 гг. до н.э., является первым поэтом в истории, чье имя известно. Ее известные произведения включают гимны богине Инанне, «Возвышение Инанны» и «Ин-нин са-гур-ра». Третья работа, Храмовые гимны, сборник особых гимнов, обращается к священным храмам и их обитателям, божеству, которому они были посвящены. Произведения этого поэта примечательны тем, что, хотя они начинаются с третьего лица, они переходят на голос самого поэта от первого лица и знаменуют собой значительное развитие в использовании клинописи. Как поэт, принцесса и жрица, она была человеком, который, по словам Уильяма У. Хэлло, «устанавливал стандарты во всех трех своих ролях на многие последующие века».

В ликовании Инанны,
Энхедуанна изображает Инанну дисциплинирующей человечество как богиню битвы. Таким образом, она объединяет качества воинственной аккадской Иштар с качествами более нежной шумерской богини любви и плодородия. Она сравнивает Инанну с огромной грозовой птицей, которая налетает на меньших богов и отбрасывает их, как удивленных летучих мышей. Затем, в, вероятно, самой интересной части гимна, сама Энхедуанна выходит вперед от первого лица, чтобы рассказать о своей прошлой славе, утверждая, что ей можно доверять, и объясняя свое нынешнее положение. Она была изгнана как верховная жрица из храма в городе Ур и из Урука и сослана в степь. Она умоляет бога луны Нанну заступиться за нее, потому что город Урук под властью правителя Лугаланна восстал против Саргона. Мятежник Лугаланна даже разрушил храм Эанна, один из величайших храмов древнего мира, а затем заигрывал со своей невесткой.

Проклятие Аккада
В более поздних материалах описывается, как падение Аккада произошло из-за нападения Нарам-Сина на город Ниппур. По подсказке пары неблагоприятных оракулов царь разграбил храм Э-кур, предположительно охраняемый богом Энлилем, главой пантеона. В результате этого восемь главных божеств пантеона аннунаков должны были собраться вместе и отказаться от поддержки Аккада.

Впервые с тех пор, как были построены и основаны города,
Крупные сельскохозяйственные угодья не давали зерна,
Затопленные участки не давали рыбы,
Орошаемые сады не давали ни сиропа, ни вина,
Собравшиеся тучи не шли дождем, маскарум не рос.
В то время масло стоимостью в один шекель равнялось всего половине кварты,
Зерна на один шекель было всего пол-литра. . . .
Такие продаются по таким ценам на рынках всех городов!
Кто спал на крыше, тот и умер на крыше,
Кто спал в доме, тот не имел погребения,
Люди корчились от голода.

 

Цари Аккада были легендарными среди более поздних месопотамских цивилизаций, причем Саргон считался прототипом сильного и мудрого лидера, а его внук Нарам-Син считался злым и нечестивым лидером (Unheilsherrscher в анализе Ганса Густава Гютербока), который принес гибель его королевство.

Технологии
Табличка того периода гласит: «(С самых ранних дней) никто не делал статую из свинца, (но) Римуш, царь Киша, имел статую самого себя, сделанную из свинца. Она стояла перед Энлилем и читала его добродетели (Римуша) к иду богов». Медная статуя Бассетки, отлитая методом выплавляемых восков, свидетельствует о высоком уровне мастерства, достигнутом мастерами в аккадский период.