Минойская цивилизация

Минойская цивилизация была цивилизацией эпохи Бронзового века на острове Крит и других Эгейских островах, которая процветала примерно с 2600 по 1100 год до нашей эры. Это предшествовало микенской цивилизации Древней Греции. Руины цивилизации были вновь открыты в начале 20-го века благодаря работе британского археолога Артура Эванса. Хотя во времена классической Греции греки ходили по руинам древних (даже по их меркам) городам и поселкам. Кстати дворец в Кноссе стал местом легендарного лабиринта царя Миноя. Считается, что именно здесь жил Минотавр (то есть бык Миноя). Легенда про быка была вдохновлена большим наличием фресок и изображений быков и бычьих рогов, как символ силы и плодовитости. Кстати, в честь этого легендарного царя и была названа вся Минойская цивилизация. Это была первая цивилизация в Европе. По словам Гомера, на Крите когда-то было 90 городов.

Минойский период ознаменовался торговлей между Критским и Эгейским и средиземноморскими поселениями, особенно с Ближним Востоком. Благодаря своим торговцам и художникам, минойское культурное влияние достигло от Крита до Киклады, Старого Королевства Египта, Кипра, Ханаана и Левантинского побережья и Анатолии. Некоторые из его лучших произведений искусства сохранились в городе Акротири на острове Санторини, который был разрушен извержением Теры. По некоторым доказательствам этот город мог вполне быть историческим вдохновлением другой известной легендарной страны-Атлантиды.

Хотя минойские языковые и письменные системы (Линейный текст A) остаются неизвестными и являются предметом академического спора, они, по-видимому, передают язык, совершенно отличный от более позднего греческого. Причина окончания минойского периода (около 1400 г. до н.э.) неясна; теории включают микенские вторжения из материковой Греции и извержение вулкана Тера или Санторини. Вполне возможно, что это было объединением разных факторов.

 

Артур Эванс и Дискавери

Археолог сэр Артур Эванс впервые узнал о возможном присутствии древней цивилизации на Крите благодаря сохранившимся резным камням-печатям, которые коренные критяне носили в качестве оберегов в начале 20 века нашей эры. Проводя раскопки в Кноссе с 1900 по 1905 годы нашей эры, Эванс обнаружил обширные руины, которые подтвердили древние свидетельства, как литературные, так и мифологические, о сложной критской культуре и возможном месте расположения легендарного лабиринта и дворца царя Миноса. Именно Эванс придумал термин «минойский» в отношении этого легендарного царя бронзового века. Эванс, видя то, что он считал ростом и упадком единой культуры на Крите, разделил бронзовый век острова на три отдельные фазы, в основном основанные на разных стилях керамики:
Ранний бронзовый век или ранний минойский период (EM): 3000–2100 гг. до н.э.
Средний бронзовый век или средний минойский период (ММ): 2100–1600 гг. до н.э.
Поздний бронзовый век или поздний минойский период (LM): 1600–1100 гг. до н.э.

Вышеуказанные подразделения впоследствии были уточнены путем добавления к каждой группе пронумерованных подфаз (например, MM II). Радиоуглеродное датирование и методы калибровки по древесным кольцам помогли уточнить даты, так что сейчас начинается ранний бронзовый век ок. 3500 г. до н.э. и поздний бронзовый век ок. 1700 г. до н.э. Альтернатива этой серии подразделений, созданная Платоном, вместо этого фокусируется на событиях, происходящих внутри и вокруг главных минойских «дворцов». Эта схема имеет четыре периода:

Преддворцовый период: 3000–2000/1900 гг. до н.э.
Протопалатальный: 2000/1900–1700 гг. до н.э.
Неопалациал: 1700–1470/1450 гг. до н.э.
Постдворцовый период: 1470/1450–1100 гг. до н.э.

Обе эти схемы с тех пор были оспорены более современной археологией и подходами к истории и антропологии в целом, которые предпочитают более многолинейное развитие культуры на Крите с более сложным сценарием, включающим конфликты и неравенство между поселениями, а также учитывающим их культурные различия. как их очевидное сходство.

 

Минойские дворцовые поселения

Минойские поселения, гробницы и кладбища были обнаружены по всему Криту, но четырьмя основными дворцовыми объектами (в порядке размера) были:
Кноссос
Фест
Малия
Закрос

На каждом из этих мест большие и сложные дворцовые сооружения, похоже, действовали как местные административные, торговые, религиозные и, возможно, политические центры. Связь между дворцами и структурой власти внутри них или на острове в целом не ясна из-за отсутствия археологических и литературных свидетельств. Ясно, однако, что дворцы осуществляли своего рода локальный контроль, в частности, в сборе и хранении излишков материалов — вина, масла, зерна, драгоценных металлов и керамики. Небольшие города, деревни и фермы были разбросаны по территории, казалось бы, контролируемой одним дворцом. Дороги соединяли эти изолированные поселения друг с другом и с главным центром. Среди историков существует общее мнение, что дворцы были независимы друг от друга до 1700 г. до н. э., а после этого они попали под власть Кносса, о чем свидетельствует большее единообразие в архитектуре и использование линейного письма А на различных дворцовых объектах.

Отсутствие укреплений в поселениях предполагает относительно мирное сосуществование различных общин. Однако наличие такого оружия, как мечи, кинжалы и наконечники стрел, а также защитного снаряжения, такого как доспехи и шлемы, также предполагает, что мир не всегда соблюдался. На минойских дорогах также есть свидетельства наличия регулярных караулей и сторожевых башен, что позволяет предположить, что бандитизм, по крайней мере, беспокоил незащищенного путешественника.

Сами дворцы охватывали два периода. Первые дворцы были построены около 2000 г. до н. э. и после разрушительных землетрясений и пожаров были снова перестроены ок. 1700 г. до н.э. Эти вторые дворцы сохранились до своего окончательного разрушения между 1500 и 1450 годами до нашей эры, снова в результате землетрясения, пожара или, возможно, вторжения (или комбинации всех трех). Дворцы представляли собой хорошо оборудованные монументальные сооружения с большими дворами, колоннадами, потолками, поддерживаемыми коническими деревянными колоннами, лестницами, религиозными склепами, световыми колодцами, обширными дренажными системами, большими складами и даже «театральными» площадками для публичных зрелищ или религиозных процессий. .

Достигая высоты до четырех этажей и занимая площадь в несколько тысяч квадратных метров, сложность этих дворцов, прыжки на быках, поклонение быкам, о чем свидетельствует присутствие повсюду священных бычьих рогов и изображений двойных топоров (или лабрис). ) в камне и фреске, возможно, все вместе породили легенду о Тесее и обитающем в лабиринте Минотавре, столь популярную в поздней классической греческой мифологии.

 

Религия

Религия минойцев остается схематичной, но детали раскрываются через искусство, архитектуру и артефакты. К ним относятся изображения религиозных церемоний и ритуалов, таких как возлияния, подношения еды, шествия, праздники и спортивные мероприятия, такие как прыжки на быке. Природные силы и природа в целом, проявленные в таких произведениях искусства, как сладострастная женская фигура богини-матери-земли и мужская фигура, держащая несколько животных, по-видимому, почитались. Как отмечалось ранее, во дворцах есть открытые дворы для массовых собраний, а в комнатах часто есть колодцы и каналы для возлияний. Как уже упоминалось, быки занимают видное место в минойском искусстве, а их рога являются архитектурной особенностью дворцовых стен и общим декоративным элементом в ювелирных изделиях, фресках и керамике. Впечатляющие сельские места, такие как вершины холмов и пещеры, часто свидетельствуют о проведении там культовых ритуалов.

 

Материальная культура

О сложности минойской культуры и ее торговых возможностях свидетельствует наличие письменности, сначала критской иероглифической (ок. 2000–1700 гг. до н. э.), а затем линейного письма А (обе пока еще не расшифрованы), преимущественно встречающейся на различных типах административных документов. глиняные таблички. Оттиски печатей на глине были еще одной важной формой ведения записей.

Еще одним примером высокой степени развития культуры является разнообразие и качество форм искусства, практиковавшихся минойцами. Находки керамики демонстрируют широкий спектр сосудов: от тонких чашек до больших кувшинов для хранения (пифоев). Первоначально керамику обрабатывали вручную, но затем все чаще изготавливали на гончарном круге. В декоре произошел прогресс от плавных геометрических рисунков на посуде Камарес к ярким натуралистическим изображениям цветов, растений и морской жизни в более поздних цветочных и морских стилях. Обычные формы керамики включают трехручные амфоры, высокие кувшины с носиком, приземистые круглые сосуды с ложным носиком, мензурки, небольшие коробочки с крышками и ритуальные сосуды с ручками в форме восьмерки. Камень также использовался для изготовления подобных сосудов и ритов (ритуальных сосудов для возлияний, часто в форме голов животных).

Крупномасштабной фигурной скульптуры не сохранилось, но имеется множество фигурок из бронзы и других материалов. Ранние образцы из глины изображают одежду того времени: мужчины (красного цвета) носили набедренные повязки с поясом, а женщины (белого цвета) - в длинных струящихся платьях и куртках с открытым передом. Прыгающий акробат из слоновой кости и уже упомянутая фаянсовая богиня-змея — примечательные произведения, раскрывающие минойскую любовь к изображению фигур в активных ярких позах.

Великолепные фрески на стенах, потолках и полах дворцов также раскрывают любовь минойцев к морю и природе и дают представление о религиозных, общинных и погребальных практиках. Размеры предметов варьируются от миниатюрных до огромных. Минойцы были одной из первых культур, рисовавших природные ландшафты без присутствия людей на сцене; таково было их восхищение природой. Животные тоже часто изображались в естественной среде обитания, например, обезьяны, птицы, дельфины, рыбы. Хотя минойские фрески часто обрамлялись декоративными рамками с геометрическими узорами, сама основная фреска иногда выходила за рамки обычных границ, таких как углы, и покрывала несколько стен одной комнаты, окружая зрителя.

 

Эгейские контакты

Минойцы, как мореплавательная культура, также находились в контакте с иностранными народами по всему Эгейскому морю, о чем свидетельствует влияние Ближнего Востока и Египта в их раннем искусстве, а также в более поздней экспортной торговле, особенно в обмене керамикой и продуктами питания, такими как нефть. и вино в обмен на драгоценные предметы и материалы, такие как медь с Кипра и Аттики и слоновую кость из Египта. Некоторые острова Эгейского моря, особенно на Кикладах, демонстрируют характеристики дворцово-ориентированной экономики и политической структуры, как это можно увидеть на Крите, в то время как минойские художники, особенно художники-фрескисты, перенесли свои навыки в королевские дворцы Египта и Леванта.

 

Упадок

Причины упадка Минойской цивилизации продолжают обсуждаться. Дворцы и поселения имеют следы пожаров и разрушений c. 1450 г. до н. э., но не в Кноссе (который был разрушен, возможно, столетие спустя). Возникновение микенской цивилизации в середине 2-го тысячелетия до нашей эры на материковой части Греции и свидетельства ее культурного влияния на позднее минойское искусство и торговлю делают их наиболее вероятной причиной. Однако другие предположения включают землетрясения и вулканическую активность с последующим цунами. Извержение Теры (современный остров Санторини), возможно, имело особое значение, хотя точная дата этого катастрофического извержения оспаривается и поэтому его связь с концом минойского периода остается неясной. Наиболее вероятным сценарием, вероятно, было фатальное сочетание природного ущерба окружающей среде и конкуренции за богатство, ослабляющее структуру общества, которое затем было использовано вторжением микенцев. Какова бы ни была причина, большинство минойских памятников были заброшены к 1200 г. до н.э., и Крит не вернулся на средиземноморскую стадию истории до 8-го века до н.э., когда он был колонизирован архаическими греками.