Храмы Древнего Египта

Храмы Древнего Египта

 

Египетские храмы были построены для официального поклонения богам и в память о фараонах в Древнем Египте и регионах, находившихся под контролем Египта. Храмы рассматривались как дома для богов или королей, которым они были посвящены. Внутри них египтяне выполняли различные ритуалы, центральные функции египетской религии: приносили подношения богам, воспроизводили их мифологические взаимодействия через фестивали и отражали силы хаоса. Эти ритуалы считались необходимыми для того, чтобы боги продолжали поддерживать маат, божественный порядок вселенной. Жилье и забота о богах были обязанностью фараонов, поэтому они тратили огромные ресурсы на строительство и обслуживание храмов. По необходимости фараоны делегировали большую часть своих ритуальных обязанностей множеству жрецов, но большая часть населения была исключена из непосредственного участия в церемониях и запрещена входить в самые священные места храма. Тем не менее, храм был важным религиозным местом для всех классов египтян, которые приходили туда, чтобы молиться, делать подношения и искать пророческого руководства от живущего внутри бога.

Самой важной частью храма было святилище, в котором обычно находилось культовое изображение, статуя своего бога. Комнаты за пределами святилища со временем становились больше и сложнее, так что храмы превратились из небольших святынь в позднем доисторическом Египте (конец четвертого тысячелетия до нашей эры) в большие каменные здания в Новом царстве (ок. 1550–1070 до н.э.) и позже. Эти здания являются одними из крупнейших и наиболее устойчивых образцов древнеегипетской архитектуры, элементы которых расположены и украшены в соответствии со сложными образцами религиозной символики. Их типичный дизайн состоял из ряда закрытых залов, открытых дворов и входных пилонов, выровненных вдоль пути, используемого для фестивальных шествий. За самим храмом находилась внешняя стена, окружавшая множество второстепенных построек.

Большой храм также владел значительными участками земли и нанимал тысячи мирян для удовлетворения своих нужд. Таким образом, храмы были ключевыми экономическими и религиозными центрами. Священники, которые управляли этими могущественными учреждениями, обладали значительным влиянием, и, несмотря на их мнимое подчинение королю, они, возможно, бросали серьезный вызов его власти.

Строительство храмов в Египте продолжалось, несмотря на упадок нации и окончательную потерю независимости Римской империей в 30 г. до н.э. С приходом христианства традиционная египетская религия столкнулась с растущими преследованиями, а храмовые культы вымерли в период с четвертого по шестой век нашей эры. Здания, которые они оставили после себя, веками подвергались разрушениям и запустению. В начале девятнадцатого века волна интереса к Древнему Египту захлестнула Европу, породив дисциплину египтологию и привлекая все большее число посетителей к остаткам цивилизации. Десятки храмов сохранились до наших дней, и некоторые из них стали всемирно известными туристическими достопримечательностями, которые вносят значительный вклад в современную экономику Египта. Египтологи продолжают изучать уцелевшие храмы и остатки разрушенных как бесценные источники информации о древнеегипетском обществе.

 

Функции

Религиозный

Древние египетские храмы предназначались для проживания богов на земле. Действительно, термин, который египтяне чаще всего использовали для описания храмового здания, ḥwt-nṯr, означает «особняк (или ограждение) бога». Божественное присутствие в храме связывало человеческое и божественное царства и позволяло людям взаимодействовать с богом посредством ритуала. Считалось, что эти ритуалы поддерживали бога и позволяли ему продолжать играть свою надлежащую роль в природе. Таким образом, они были ключевой частью поддержания маат, идеального порядка природы и человеческого общества в египетской вере. Поддержание маат было основной целью египетской религии, как и целью храма.

Поскольку ему самому приписывали божественную силу, фараон, как священный царь, считался представителем Египта перед богами и его самым важным защитником маат. Таким образом, теоретически его обязанностью было совершать храмовые обряды. Хотя неизвестно, как часто он участвовал в церемониях, существование храмов по всему Египту не позволяло ему делать это во всех случаях, и большую часть времени эти обязанности были делегированы священникам. Тем не менее фараон был обязан поддерживать, обеспечивать и расширять храмы по всему своему царству.

Хотя фараон делегировал свои полномочия, выполнение храмовых ритуалов по-прежнему оставалось официальной обязанностью, доступной только высокопоставленным жрецам. Участие простых людей в большинстве церемоний было запрещено. Вместо этого большая часть мирской религиозной деятельности в Египте происходила в частных и общественных святынях, отдельно от официальных храмов. Как основное связующее звено между человеческим и божественным царствами, храмы вызывали большое почитание у простых египтян.

В каждом храме было главное божество, и большинство из них также были посвящены другим богам. Не всем божествам были посвящены храмы. Многие демоны и домашние боги были вовлечены в основном в магическую или частную религиозную практику, практически не присутствуя в храмовых церемониях. Были и другие боги, которые играли важную роль в космосе, но по непонятным причинам не были удостоены собственных храмов. Многие из тех богов, у которых были собственные храмы, почитались в основном в определенных районах Египта, хотя многие боги с сильными местными связями также были важны для всей страны. Даже божества, поклонение которым распространялось по всей стране, были прочно связаны с городами, где располагались их главные храмы. В египетских мифах о сотворении мира первый храм возник как убежище для бога (какой он был, в зависимости от города), который стоял на насыпи земли, где начался процесс творения. Таким образом, каждый храм в Египте отождествлялся с этим первоначальным храмом и с местом самого творения. Как исконный дом бога и мифологическое место основания города, храм рассматривался как центр региона, из которого бог-покровитель города правил им.

Фараоны также строили храмы, в которых делались подношения для поддержания их духа в загробной жизни, часто связанные с их могилами или расположенные рядом с ними. Эти храмы традиционно называются «заупокойными храмами» и считаются существенно отличными от божественных храмов. В последние годы некоторые египтологи, такие как Герхард Хени, утверждали, что между ними нет четкого разделения. Египтяне не называли заупокойные храмы каким-либо отдельным названием. Ритуалы для мертвых и ритуалы для богов не исключали друг друга; символика смерти присутствовала во всех египетских храмах. Поклонение богам в некоторой степени присутствовало в погребальных храмах, и египтолог Стивен Квирк сказал, что «во все периоды королевский культ включает богов, но в равной степени ... любой культ богов включает царя». Тем не менее, некоторые храмы явно использовались для поминовения умерших королей и для приношения их духам. Их назначение до конца не изучено; они могли быть предназначены для объединения короля с богами, возвысив его до божественного статуса, более высокого, чем статус обычного царя. В любом случае, сложность разделения божественных и заупокойных храмов отражает тесное переплетение божественного и царского суждений в египетской вере.

 

Экономический и административный

Храмы были ключевыми центрами экономической деятельности. Самый крупный требовал огромных ресурсов и нанимал десятки тысяч священников, ремесленников и рабочих. Экономическая работа храма была аналогична работе большого египетского дома, где слуги посвятили себя служению богу храма, как они могли бы служить хозяину поместья. Это сходство отражено в египетском термине, обозначающем храмовые земли и управление ими, pr, что означает «дом» или «поместье».

Часть предметов снабжения храма поступила от прямых пожертвований короля. В Новом царстве, когда Египет был имперской державой, эти пожертвования часто поступали из трофеев, полученных во время военных кампаний царя, или из дани, выплачиваемой его государствами-клиентами. Король также мог взимать различные налоги, которые шли непосредственно на содержание храма. Другие доходы поступали от частных лиц, которые предлагали землю, рабов или товары храмам в обмен на подношения и услуги священников, чтобы поддерживать свой дух в загробной жизни.

Большая часть экономической поддержки храма исходила из его собственных ресурсов. К ним относились большие участки земли за оградой храма, иногда в совершенно другом регионе, чем сам храм. Самым важным типом собственности были сельскохозяйственные угодья, производящие зерно, фрукты или вино или поддерживающие стада скота. Храм либо управлял этими землями напрямую, либо сдавал их в аренду фермерам за долю урожая, либо управлял ими совместно с царской администрацией. Храмы также отправляли экспедиции в пустыню для сбора таких ресурсов, как соль, мед или дичь, или для добычи драгоценных минералов. У некоторых был флот кораблей, с помощью которых они могли вести свою торговлю по всей стране или даже за пределами Египта. Таким образом, как говорит Ричард Х. Уилкинсон, храмовое поместье «часто представляло собой не что иное, как кусочек самого Египта». Будучи крупным экономическим центром и местом работы значительной части местного населения, ограждение храма было ключевой частью города, в котором оно находилось. И наоборот, когда на пустой земле возводился храм, для его поддержки строился новый город.

Вся эта экономическая власть в конечном итоге находилась под контролем фараона, а храмовые продукты и имущество часто облагались налогом. Их служащие, даже священники, подпадали под действие государственной барщины, которая привлекала рабочую силу для королевских проектов. Им также можно было приказать предоставить припасы для некоторых конкретных целей. Торговой экспедиции во главе с Харкуфом во времена Шестой династии (ок. 2255–2246 до н.э.) было разрешено закупать припасы из любого храма, который она пожелает, а заупокойные храмы Фиванского некрополя в Новом Царстве наблюдали за обеспечением нанятых королевской властью гробниц. в Дейр-эль-Медина. Короли также могли освобождать храмы или классы персонала от налогов и воинской повинности.

Королевская администрация также могла приказать одному храму направить свои ресурсы в другой храм, чье влияние она хотела расширить. Таким образом, король мог увеличить доход храмов бога, которого он благоволил, а погребальные храмы недавних правителей, как правило, перекачивали ресурсы из храмов в пользу давно умерших фараонов. Самым решительным средством контроля над храмовыми поместьями был полный пересмотр распределения их собственности по всей стране, что могло привести к закрытию некоторых храмов. Такие изменения могут существенно изменить экономический ландшафт Египта. Таким образом, храмы были важными инструментами, с помощью которых король управлял ресурсами страны и ее народом. Как непосредственные надзиратели за собственной экономической сферой, администрация крупных храмов обладала значительным влиянием и, возможно, бросала вызов власти слабого фараона, хотя неясно, насколько они были независимы.

Когда Египет стал римской провинцией, одной из первых мер римских правителей было проведение реформы владения землей и налогообложения. Египетские храмы, как важные землевладельцы, были вынуждены либо платить правительству ренту за землю, которой они владели, либо отдавать эту землю государству в обмен на правительственное пособие. Однако при римском правлении храмы и священники продолжали пользоваться привилегиями, например, освобождением от налогов и обязательных служб. На официальном уровне ведущие чиновники храмов вошли в состав римского правящего аппарата, например, собирая налоги и рассматривая обвинения против священников в нарушении сакрального закона.

 

История и развитие

Ранняя разработка

Самые ранние известные святыни появились в доисторическом Египте в конце четвертого тысячелетия до нашей эры в таких местах, как Саис и Буто в Нижнем Египте и Нехен и Коптос в Верхнем Египте. Большинство этих святынь были сделаны из скоропортящихся материалов, таких как дерево, тростниковая циновка и сырцовый кирпич. Несмотря на непостоянство этих ранних построек, более позднее египетское искусство постоянно повторно использовало и адаптировало их элементы, напоминая древние святыни, чтобы предположить вечную природу богов и их жилищ.

В раннединастический период (ок. 3100–2686 гг. До н.э.) первые фараоны построили погребальные комплексы в религиозном центре Абидоса по единому общему образцу с прямоугольным ограждением из сырцового кирпича. В Древнем царстве (ок. 2686–2181 гг. до н. э.), последовавшем за раннединастическим периодом, королевские погребальные памятники значительно расширились, в то время как большинство божественных храмов оставались сравнительно небольшими, что позволяет предположить, что официальная религия в этот период уделяла больше внимания культу царя, чем прямому поклонение божествам. Божества, тесно связанные с королем, такие как бог солнца Ра, получали больше королевских пожертвований, чем другие божества. Храм Ра в Гелиополе был крупным религиозным центром, и несколько фараонов Старого Царства построили в его честь большие солнечные храмы рядом со своими пирамидами. Между тем, небольшие провинциальные храмы сохранили множество местных стилей додинастических времен, на которые не повлияли места королевского культа.

Расширение погребальных памятников началось во времена правления Джосера, который построил свой комплекс полностью из камня и поместил в ограждении ступенчатую пирамиду, под которой он был похоронен: Пирамида Джосера. Для остальной части Старого Царства гробница и храм были объединены в сложные комплексы каменных пирамид. Рядом с каждым комплексом пирамид был город, который удовлетворял его потребности, поскольку города поддерживали храмы на протяжении всей истории Египта. Другие изменения произошли во время правления Снофру, который, начиная со своей первой пирамиды в Мейдуме, строил комплексы пирамид симметрично вдоль оси восток-запад, с храмом в долине на берегу Нила, соединенным с храмом-пирамидой у подножия пирамиды. . Непосредственные преемники Снофру следовали этому образцу, но, начиная с позднего Древнего царства, комплексы пирамид сочетали в себе различные элементы осевого плана и прямоугольного плана Джосера. Чтобы снабжать комплексы пирамид, цари основывали новые города и фермерские поместья на неосвоенных землях по всему Египту. Поток товаров из этих земель к центральному правительству и его храмам помог объединить королевство.

Правители Среднего царства (ок. 2055–1650 гг. до н. э.) продолжали строительство пирамид и связанных с ними комплексов. Редкие остатки храмов Среднего царства, такие как храм в Мединет-Мади, показывают, что планы храмов в этот период стали более симметричными, а в божественных храмах все чаще использовался камень. Образец святилища, лежащего за залом с колоннами, часто появляется в храмах Среднего царства, и иногда эти два элемента выходят на открытые дворы, предвещая стандартную планировку храма, использовавшуюся в более поздние времена.

 

Новое Королевство

Обладая большей властью и богатством во время Нового царства (ок. 1550–1070 до н.э.), Египет выделял еще больше ресурсов на свои храмы, которые становились все больше и сложнее. Жреческие роли более высокого ранга стали постоянными, а не меняющимися должностями, и они контролировали большую часть богатства Египта. Энтони Спалинджер предполагает, что по мере расширения влияния храмов религиозные праздники, которые когда-то были полностью публичными, были поглощены все более важными фестивальными ритуалами храмов. Самым важным богом того времени был Амон, чей главный культовый центр, район Амона-Ра в Карнаке в Фивах, в конечном итоге стал самым большим из всех храмов, и чьи первосвященники, возможно, обладали значительным политическим влиянием.

Многие храмы теперь были построены полностью из камня, и их общий план стал фиксированным: святилище, залы, дворы и ворота с пилонами были ориентированы вдоль пути, используемого для праздничных процессий. Фараоны Нового Царства перестали использовать пирамиды в качестве погребальных памятников и размещали свои гробницы на большом расстоянии от своих заупокойных храмов. Без пирамид, которые нужно было строить, погребальные храмы начали использовать тот же план, что и храмы, посвященные богам.

 

В середине Нового Царства фараон Эхнатон возвысил бога Атона над всеми остальными и в конце концов отменил официальное поклонение большинству других богов. Традиционные храмы были забыты, в то время как были возведены новые храмы Атона, резко отличавшиеся по дизайну и конструкции. Но революция Эхнатона была обращена вспять вскоре после его смерти: традиционные культы были восстановлены, а новые храмы разобраны. Последующие фараоны выделяли на храмы еще больше средств, особенно Рамсес II, самый плодовитый строитель памятников в истории Египта. По мере того как богатство жрецов продолжало расти, росло и их религиозное влияние: храмовые оракулы, контролируемые жрецами, становились все более популярным методом принятия решений. Власть фараонов ослабла, и в одиннадцатом веке до нашей эры военачальник Херихор стал верховным жрецом Амона и фактическим правителем Верхнего Египта, положив начало политической раздробленности Третьего промежуточного периода (ок. 1070–664 до н.э.).

Когда Новое Царство рухнуло, строительство заупокойных храмов прекратилось и больше никогда не возрождалось. Некоторые правители Третьего промежуточного периода, например, в Танисе, были похоронены внутри ограждений божественных храмов, тем самым продолжая тесную связь между храмом и гробницей.

 

Позднее развитие

В третий промежуточный период и в последующий поздний период (664–323 гг. До н.э.) ослабленное египетское государство попало под влияние ряда внешних сил, лишь изредка переживая периоды независимости. Многие из этих иностранных правителей финансировали и расширяли храмы, чтобы укрепить свои претензии на царство в Египте. Одна из таких групп, кушитские фараоны восьмого и седьмого веков до нашей эры, переняли храмовую архитектуру в египетском стиле для использования на своей родной земле Нубии, положив начало давней традиции сложного нубийского храмового строительства. Среди этой суматохи судьбы различных храмов и духовенства изменились, и независимость духовенства Амона была сломлена, но власть духовенства в целом осталась.

Несмотря на политические потрясения, стиль египетских храмов продолжал развиваться, не подвергаясь сильному иностранному влиянию. В то время как ранее строительство храмов в основном было сосредоточено на богах-мужчинах, богини и божества-дети становились все более заметными. Храмы были больше сосредоточены на популярных религиозных мероприятиях, таких как оракулы, культы животных и молитвы. Продолжали развиваться новые архитектурные формы, такие как крытые киоски перед воротами, более сложные стили колонн и маммиси, здание, посвященное мифическому рождению бога. Хотя характеристики позднего храмового стиля развились в последний период правления туземцев, большинство примеров относятся к эпохе Птолемеев, греческих царей, правивших как фараоны почти 300 лет.

После того, как Рим завоевал царство Птолемеев в 30 г. до н.э., римские императоры взяли на себя роль правителей и покровителей храмов. Многие храмы в римском Египте продолжали строиться в египетском стиле. Другие, в том числе те, которые были посвящены египетским богам, такие как храм Исиды в Рас-эль-Сода, были построены в стиле римской архитектуры.

Строительство храмов продолжалось до третьего века нашей эры. Когда империя ослабла во время кризиса третьего века, имперские пожертвования на храмовые культы иссякли, и почти все строительство и отделка прекратились. Культовая деятельность в некоторых местах продолжалась, все больше полагаясь на финансовую поддержку и волонтерский труд окружающих общин. В последующие века христианские императоры издавали указы, все более враждебные языческим культам и храмам. Некоторые христиане нападали на храмы и разрушали их, как, например, при разграблении Серапеума и других храмов в Александрии в 391 или 392 году нашей эры. Из-за некоторого сочетания христианского принуждения и потери средств храмы в разное время прекращали функционировать. Последние храмовые культы вымерли в четвертом-шестом веках нашей эры, хотя местные жители могли почитать некоторые места еще долго после того, как там прекратились обычные церемонии.

 

Строительство

Храмы были построены по всему Верхнему и Нижнему Египту, а также в контролируемых египтянами оазисах Ливийской пустыни вплоть до Сивы на западе и на аванпостах на Синайском полуострове, таких как Тимна. В периоды, когда Египет доминировал в Нубии, египетские правители также строили там храмы, вплоть до Джебель-Баркала. В большинстве египетских городов были храмы, но в некоторых случаях, как в случае с заупокойными храмами или храмами в Нубии, храм представлял собой новый фундамент на ранее пустой земле. Точное место для храма часто выбиралось по религиозным соображениям; это может быть, например, мифическое место рождения или место захоронения бога. Ось храма также может быть спроектирована так, чтобы совпадать с местами религиозного значения, такими как место соседнего храма или место восхода солнца или определенных звезд. Великий храм Абу-Симбела, например, устроен так, что дважды в год восходящее солнце освещает статуи богов в самом его внутреннем помещении. Большинство храмов были выровнены по направлению к Нилу с осью, идущей примерно с востока на запад.

Строительству предшествовала сложная серия фундаментальных ритуалов. За завершением строительства храма последовал следующий набор ритуалов, посвященных его богу-покровителю. Эти обряды проводились, по крайней мере теоретически, королем как часть его религиозных обязанностей; действительно, согласно египетской вере, все строительство храма символически было его работой. На самом деле это был труд сотен его подданных, призванных по барщине. Процесс строительства нового храма или серьезного дополнения к существующему может длиться годы или десятилетия.

Использование камня в египетских храмах подчеркивало их предназначение как вечных жилищ для богов и отличало их от зданий для смертных, построенных из сырцового кирпича. Ранние храмы были построены из кирпича и других скоропортящихся материалов, и большинство отдаленных зданий в храмовых оградах оставались кирпичными на протяжении всей истории Египта. Основными камнями, использовавшимися при строительстве храмов, были распространенные в Египте известняк и песчаник; камни, которые сложнее и труднее вырезать, такие как гранит, использовались в меньших количествах для отдельных элементов, таких как обелиски. Камень мог быть добыт поблизости или отправлен по Нилу из других карьеров.

Храмовые сооружения были построены на фундаменте из каменных плит, уложенных в траншеи, заполненные песком. В большинстве периодов стены и другие сооружения строились из крупных блоков различной формы. Блоки укладывали рядами, обычно без раствора. Каждый камень был обработан так, чтобы соответствовать соседним, в результате чего получились кубовидные блоки, неровные формы которых сцеплялись друг с другом. Внутренняя часть стен часто строилась с меньшей тщательностью, из более грубых и некачественных камней. Для строительства сооружений над уровнем земли рабочие использовали строительные пандусы, построенные из различных материалов, таких как глина, кирпич или необработанный камень. При вырезании камер в живой скале рабочие копали сверху вниз, вырезая подполье у потолка и вырубая до пола. После того, как структура храма была завершена, грубые поверхности камней были обработаны, чтобы создать гладкую поверхность. При украшении этих поверхностей на камне вырезались рельефы или, если камень был слишком плохого качества для резьбы, слой штукатурки, покрывавший каменную поверхность. Рельефы затем украшались позолотой, инкрустацией или краской. Краски обычно представляли собой смеси минеральных пигментов с каким-либо клеем, возможно, с натуральной смолой.

Строительство храма не закончилось после завершения первоначального плана; фараоны часто перестраивали или заменяли обветшавшие храмовые постройки или добавляли к тем, которые все еще стоят. В ходе этих дополнений они часто демонтировали старые храмовые постройки, чтобы использовать их в качестве заполнения интерьеров новых построек. В редких случаях это могло быть связано с тем, что старые постройки или их строители были преданы анафеме, как в случае с храмами Эхнатона, но в большинстве случаев причиной, по-видимому, было удобство. Такое расширение и демонтаж могли значительно исказить первоначальный план храма, как это произошло в огромном квартале Амона-Ра в Карнаке, в котором образовались две пересекающиеся оси и несколько храмов-спутников.

 

Дизайн и оформление

Как и вся древнеегипетская архитектура, египетские храмы подчеркивали порядок, симметрию и монументальность и сочетали геометрические формы со стилизованными органическими мотивами. Элементы дизайна храма также намекали на форму самых ранних египетских зданий. Карнизы Cavetto на вершинах стен, например, были сделаны, чтобы имитировать ряды пальмовых листьев, помещенных на вершинах архаичных стен, в то время как лепнина тора по краям стен могла быть основана на деревянных столбах, используемых в таких зданиях. Тесто наружных стен, отчасти предназначенное для обеспечения устойчивости, также было пережитком архаичных методов строительства. Планы земли храма обычно сосредоточены на оси, идущей под небольшим уклоном от святилища вниз к входу в храм. В полностью разработанной модели, использовавшейся в Новом Царстве и позже, дорожка, использовавшаяся для праздничных процессий, — широкая улица с большими дверями — служила этой центральной осью. Путь предназначался в первую очередь для использования богом, когда он выходил за пределы святилища; в большинстве случаев люди использовали боковые двери меньшего размера. Типичные части храма, такие как заполненные колоннами гипостильные залы, открытые дворы перистиля и возвышающиеся входные пилоны, были расположены вдоль этого пути в традиционном, но гибком порядке. Помимо самого здания храма, внешние стены окружали многочисленные вспомогательные здания. Всю территорию, окруженную этими стенами, иногда называют теменосом, священной территорией, посвященной богу.

Рисунок храма мог значительно варьироваться, если не считать искажающего эффекта дополнительной конструкции. Многие храмы, известные как гипогея, были полностью высечены в живой скале, как в Абу-Симбеле, или имели высеченные в скале внутренние помещения с каменными двориками и пилонами, как в Вади-эс-Себуа. Они использовали почти ту же планировку, что и отдельно стоящие храмы, но в качестве внутренних помещений использовали раскопанные камеры, а не здания. В некоторых храмах, таких как заупокойные храмы в Дейр-эль-Бахари, процессия проходила по ряду террас, а не на одном уровне. Птолемеевский храм Ком Омбо был построен с двумя основными святилищами, образующими две параллельные оси, которые проходят по всей длине здания. Самым своеобразным храмовым стилем был стиль храмов Атона, построенных Эхнатоном в Ахетатоне, в которых ось проходила через ряд полностью открытых дворов, заполненных алтарями.

Традиционный дизайн представлял собой весьма символическую разновидность сакральной архитектуры. Это был тщательно проработанный вариант дизайна египетского дома, отражающий его роль дома бога. Более того, храм представлял собой частичку божественного царства на земле. Возвышенное, закрытое святилище отождествлялось со священным холмом, на котором в египетском мифе был сотворен мир, и с погребальной камерой гробницы, где бог ба, или дух, вселялся в свой культовый образ, подобно тому, как человек ба вселялся в его культовый образ. его мумия. Египтяне считали, что это важное место должно быть изолировано от нечистого внешнего мира. Поэтому по мере продвижения к святилищу количество внешнего света уменьшалось, а ограничения на вход увеличивались. Однако храм мог представлять и сам мир. Таким образом, процессия могла обозначать путь солнца, путешествующего по небу, и святилище Дуата, где, как считалось, оно заходит и возрождается ночью. Таким образом, пространство вне здания отождествлялось с водами хаоса, лежащими вне мира, а храм представлял порядок космоса и место, где этот порядок постоянно обновлялся.

 

Внутренние комнаты

Внутренние покои храма были сосредоточены в святилище главного бога храма, которое обычно располагалось вдоль оси возле задней части здания храма, а в храмах-пирамидах - прямо у основания пирамиды. Святилище было средоточием храмового ритуала, местом, где божественное присутствие проявлялось наиболее сильно. Форма, в которой она проявлялась, была разнообразной. В храмах Атона и традиционных солнечных святилищах объектом ритуала было само солнце или камень Бенбен, представляющий солнце, которому поклонялись во дворе, открытом небу. Во многих погребальных храмах во внутренних помещениях находились статуи умершего фараона или ложная дверь, где, как полагали, его ба («личность») принимал подношения.

 

В большинстве храмов в центре внимания был культовый образ: статуя бога храма, в котором, как полагали, обитал ба этого бога, общаясь с людьми. Святилище в этих храмах содержало либо наос, святилище в виде шкафа, в котором размещалось божественное изображение, либо модель барка с изображением в кабине, которая использовалась для перевозки изображения во время праздничных процессий. В некоторых случаях в святилище могло находиться несколько культовых статуй. Чтобы подчеркнуть священный характер святилища, его держали в полной темноте. В то время как в прежние времена святилище располагалось в самой задней части здания, в поздний и птолемеевский периоды оно стало отдельно стоящим зданием внутри храма, дополнительно изолированным от внешнего мира окружающими коридорами и комнатами.

Вспомогательные часовни, посвященные божествам, связанным с главным богом, прилегали к бокам от главного. Когда главным храмовым богом был мужчина, второстепенные часовни часто посвящались мифологической супруге и ребенку этого бога. Второстепенные часовни в заупокойных храмах были посвящены богам, связанным с царской властью.

Несколько других комнат соседствовали со святилищем. Многие из этих комнат использовались для хранения церемониального оборудования, ритуальных текстов или храмовых ценностей; у других были определенные ритуальные функции. Комната, где приносились подношения божеству, часто была отделена от самого святилища, а в храмах без барки в святилище был отдельный алтарь для хранения барки. В поздних храмах ритуальные зоны могли распространяться на часовни на крыше и склепы под полом. Наконец, во внешней стене в задней части храма часто были ниши, в которых миряне могли молиться храмовому богу как можно ближе к его жилищу.

 

Залы и дворики

Гипостильные залы, крытые помещения, заполненные колоннами, появляются в храмах на протяжении всей египетской истории. В Новом Царстве они обычно лежали прямо перед святилищем. Эти залы были менее ограничены, чем внутренние комнаты, и, по крайней мере, в некоторых случаях были открыты для мирян. Они также часто были менее темными: залы Нового Царства поднимались в высокие центральные проходы над дорожкой процессий, позволяя фонарям обеспечивать тусклый свет. Воплощением этого стиля является Большой гипостильный зал в Карнаке, самые большие колонны которого имеют высоту 69 футов (21 м). В более поздние периоды египтяне отдавали предпочтение другому стилю зала, где низкая перегородка спереди пропускала свет. Тенистые залы, колонны которых часто имитировали растения, такие как лотос или папирус, были символами мифологического болота, окружавшего первобытный курган во время создания. Колонны также можно было приравнять к столбам, которые поддерживали небо в египетской космологии.

За гипостильным залом находились один или несколько перистильных дворов, открытых к небу. Эти открытые дворы, которые были частью дизайна египетских храмов со времен Старого царства, стали переходными зонами в стандартном плане Нового царства, лежащими между общественным пространством за пределами храма и более ограниченными зонами внутри. Здесь публика встречалась со священниками и собиралась во время праздников. Перед каждым двором обычно стоял пилон, пара трапециевидных башен по бокам от главных ворот. Пилон известен лишь по разрозненным образцам в Старом и Среднем царствах, но в Новом царстве он быстро стал отличительным и внушительным фасадом, характерным для большинства египетских храмов. Пилон символически служил сторожевой башней от сил беспорядка и, возможно, также должен был напоминать Ахет, иероглиф «горизонт», подчеркивая солярный символизм храма.

В передней части каждого пилона были ниши для пар флагштоков. В отличие от пилонов, такие флаги стояли у входов в храмы со времен самых ранних додинастических святынь. Они были настолько тесно связаны с присутствием божества, что иероглиф для них стал обозначать египетское слово «бог».

 

Ограда

За пределами храмового здания собственно была храмовая ограда, обнесенная прямоугольной кирпичной стеной, которая символически защищала сакральное пространство от внешнего беспорядка. Иногда эта функция была более чем символической, особенно во времена последних местных династий в четвертом веке до нашей эры, когда стены были полностью укреплены на случай вторжения империи Ахеменидов. В поздних храмах эти стены часто имели чередующиеся вогнутые и выпуклые ряды кирпичей, так что вершина стены была волнистой по вертикали. Этот узор мог быть предназначен для того, чтобы вызвать мифологические воды хаоса.

 

Стены окружали многие постройки, связанные с функцией храма. В некоторых вольерах есть часовни-спутники, посвященные божествам, связанным с храмовым богом, в том числе маммизис, празднующий рождение мифологического ребенка бога. Священные озера, найденные во многих храмовых оградах, служили резервуарами для воды, используемой в ритуалах, местами для ритуального очищения жрецами и символами воды, из которой возник мир.

Заупокойные храмы иногда содержат дворец для духа царя, которому был посвящен храм, построенный против самого здания храма. Заупокойный храм Сети I в Абидосе включает в себя необычное подземное сооружение Осирион, которое, возможно, служило символической гробницей царя. Санатории в некоторых храмах предоставляли больным место для ожидания исцеляющих снов, посланных богом. Другие храмовые постройки включали кухни, мастерские и склады для нужд храма.

Особенно важным был pr ꜥnḫ «дом жизни», где храм редактировал, копировал и хранил свои религиозные тексты, в том числе те, которые использовались для храмовых ритуалов. Дом жизни также функционировал как общий центр обучения, где размещались работы по нерелигиозным предметам, таким как история, география, астрономия и медицина. Хотя эти отдаленные постройки предназначались для более мирских целей, чем сам храм, они все же имели религиозное значение; даже зернохранилища могли использоваться для определенных церемоний.

Через ограду пролегал процессный путь, который вел от входа в храм через главные ворота в стене ограды. Путь часто украшали статуями сфинксов и прерывали стоянки барков, где священники, несущие праздничную барку, могли поставить ее на отдых во время процессии. Путь процессии обычно заканчивался набережной на Ниле, которая служила точкой входа для речных посетителей и точкой выхода для праздничной процессии, когда она путешествовала по воде. В храмах-пирамидах Старого Царства набережная примыкала к целому храму (храм долины), который был связан с храмом-пирамидой дорогой для процессий.

 

Украшение

Здание храма было искусно украшено рельефами и отдельно стоящей скульптурой, и все это имело религиозное значение. Как и в случае с культовой статуей, считалось, что в этих изображениях присутствуют боги, наполняющие храм священной силой. Символы мест в Египте или частей космоса усиливали мифическую географию, уже присутствующую в архитектуре храма. Образы ритуалов служили для усиления магического эффекта ритуалов и увековечивания этого эффекта, даже если ритуалы перестали выполняться. Из-за своего религиозного характера эти украшения отображали идеализированную версию реальности, символизирующую назначение храма, а не реальные события. Например, царь выполнял большинство ритуалов, а священники, если и изображались, были второстепенными. Неважно, что он редко присутствовал на этих церемониях; важна была его роль посредника с богами.

Важнейшей формой украшения был рельеф. Рельеф со временем стал более обширным, и в более поздних храмах стены, потолки, колонны и балки были украшены, как и отдельно стоящие стелы, воздвигнутые внутри ограждения. Египетские художники использовали как низкий рельеф, так и затонувший рельеф. Низкий рельеф допускал более тонкое мастерство, но требовал больше резьбы, чем утопленного рельефа. Поэтому утопленный рельеф использовался на более твердом и сложном камне, а также когда строители хотели закончить быстро. Он также подходил для наружных поверхностей, где создаваемые им тени выделяли фигуры при ярком солнечном свете. Готовые рельефы были окрашены с использованием основных цветов: черного, белого, красного, желтого, зеленого и синего, хотя художники часто смешивали пигменты для создания других цветов, и птолемеевские храмы были особенно разнообразны, с использованием необычных цветов, таких как фиолетовый, в качестве акцентов. В некоторых храмах позолота или инкрустированные кусочки цветного стекла или фаянса заменяли краску.

 

Храмовое убранство является одним из важнейших источников информации о Древнем Египте. Он включает в себя календари праздников, рассказы о мифах, изображения ритуалов и тексты гимнов. Фараоны записали свою деятельность по строительству храмов и свои походы против врагов Египта. Птолемеевские храмы идут еще дальше и включают в себя всевозможную информацию, взятую из храмовых библиотек. Украшение в данной комнате либо изображает действия, совершаемые там, либо имеет некоторую символическую связь с назначением комнаты, предоставляя много информации о деятельности храма. Внутренние стены были разделены на несколько регистров. Нижние регистры были украшены растениями, символизирующими первобытное болото, а потолки и вершины стен были украшены звездами и летающими птицами, символизирующими небо. Иллюстрации ритуалов, окруженные текстом, относящимся к ритуалам, часто заполняли средний и верхний регистры. Дворы и внешние стены часто фиксировали военные подвиги короля. Пилон изображал «сцену поражения», мотив, в котором король сокрушает своих врагов, символизирующий поражение сил хаоса.

Текст на стенах был формальным иероглифическим письмом. Некоторые тексты были написаны в «криптографической» форме с использованием символов, отличным от обычных правил иероглифического письма. Криптографический текст стал более распространенным и сложным во времена Птолемеев. Стены храмов также часто покрыты письменными или нарисованными граффити, как на современных языках, так и на древних, таких как греческий, латинский и демотический, форма египетского языка, которая обычно использовалась в греко-римские времена. Хотя граффити и не являются частью формального оформления храма, они могут быть важным источником информации о его истории, как во времена существования его культов, так и после его заброшения. Древние граффити, например, часто упоминают имена и титулы жрецов, работавших в храме, а современные путешественники часто вписывают свои имена в храмы, которые посещали. Граффити, оставленные священниками и паломниками в Филе, включают последний древний иероглифический текст, написанный в 394 году нашей эры, и последний текст, написанный демотическим письмом, датированный 452 годом нашей эры.

Большая отдельно стоящая скульптура включала обелиски, высокие остроконечные колонны, символизирующие солнце. Самый большой, Латеранский обелиск, имел высоту более 118 футов (36 м). Их часто размещали попарно перед пилонами или в другом месте вдоль оси храма. Колоссальных размеров достигали и статуи царя, которые располагались аналогичным образом; Колоссы Мемнона в погребальном храме Аменхотепа III и статуя Рамсеса II в Рамессеуме — самые большие отдельно стоящие статуи, сделанные в Древнем Египте. Были также фигуры богов, часто в форме сфинкса, которые служили символическими хранителями храма. Самые многочисленные статуи были вотивными фигурами, подаренными храму королями, частными лицами или даже городами, чтобы снискать божественное благоволение. Они могли изображать бога, которому они были посвящены, людей, подаривших статую, или того и другого. Наиболее важными храмовыми статуями были культовые изображения, которые обычно изготавливались или украшались драгоценными материалами, такими как золото и лазурит.

 

Персонал

Храму требовалось много людей для выполнения его ритуалов и вспомогательных обязанностей. Жрецы выполняли основные ритуальные функции храма, но в египетской религиозной идеологии они были гораздо менее важны, чем царь. Теоретически все церемонии были действиями короля, а жрецы просто стояли на его месте. Таким образом, священники подчинялись власти царя, и он имел право назначать на священство любого, кого пожелает. Фактически, в Древнем и Среднем царствах большинство священников были государственными чиновниками, которые на часть года оставляли свои светские обязанности, чтобы посменно служить в храме. Как только духовенство стало более профессиональным, король, похоже, использовал свою власть над назначениями в основном на самые высокие посты, обычно для того, чтобы вознаградить любимого чиновника работой или вмешаться по политическим причинам в дела важного культа. Меньшие назначения он делегировал своему визирю или самим священникам. В последнем случае обладатель должности называл своего сына своим преемником или храмовое духовенство совещалось решать, кто должен заполнить пустующую должность. Священнические должности были чрезвычайно прибыльными и, как правило, занимались самыми богатыми и влиятельными членами египетского общества. В греко-римский период священнические должности продолжали оставаться выгодными. Особенно в сельской местности египетские жрецы отличались от других жителей доходом и привилегиями, связанными с жреческими должностями, а также своим образованием в чтении и письме. Высокопоставленные должности по-прежнему были настолько прибыльными, что некоторые священники боролись за свою должность в длительных судебных процессах. Однако это могло измениться в более поздний римский период, когда в Египте происходили крупномасштабные процессы экономических, социальных, культурных и религиозных изменений.

Требования к священству различались со временем и среди культов разных богов. Хотя священнические должности были связаны с подробными знаниями, мало что известно о том, какие знания или подготовка могли потребоваться от должностных лиц. Священники должны были соблюдать строгие стандарты ритуальной чистоты перед входом в самые священные места. Они брили головы и тела, мылись несколько раз в день и носили только чистую льняную одежду. От них не требовалось соблюдать целомудрие, но половой акт делал их нечистыми, пока они не прошли дальнейшее очищение. Культы определенных богов могут налагать дополнительные ограничения, связанные с мифологией этого бога, например, запрет на употребление в пищу мяса животного, представляющего бога. Принятие женщин в священство было разным. В Старом царстве многие женщины служили священниками, но их присутствие в духовенстве резко сократилось в Среднем царстве, а затем увеличилось в третьем промежуточном периоде. Меньшие должности, такие как должность музыканта на церемониях, оставались открытыми для женщин даже в самые ограничительные периоды, как и особая роль церемониальной супруги бога. Эта последняя роль была очень влиятельной, и самая важная из этих супруг, Божья Жена Амона, даже вытеснила Первосвященника Амона в Поздний Период.

Во главе храмовой иерархии стоял первосвященник, курировавший все храмовые религиозные и хозяйственные функции, а в крупнейших культах являвшийся важной политической фигурой. Под ним могло быть до трех рангов подчиненных жрецов, которые могли заменить его в церемониях. В то время как эти более высокие чины были штатными должностями, начиная с Нового Царства, низшие чины священства по-прежнему работали посменно в течение года. В то время как многие священники выполняли множество черных работ, в духовенстве также было несколько специалистов по ритуалам. Заметной среди этих специализированных ролей была роль священника-лектора, который читал гимны и заклинания во время храмовых ритуалов и сдавал свои магические услуги мирянам. Помимо жрецов, в большом храме для выполнения ритуалов выступали певцы, музыканты и танцоры, а также фермеры, пекари, ремесленники, строители и администраторы, которые обеспечивали его практические нужды и управляли ими. В эпоху Птолемеев в храмах также могли размещаться люди, искавшие убежища на территории, или отшельники, которые добровольно посвятили себя служению богу и жизни в его доме. Таким образом, крупный культ мог иметь более 150 священников, работающих полный или неполный рабочий день, с десятками тысяч сотрудников, не являющихся священнослужителями, работающих на его землях по всей стране. Эти цифры контрастируют с храмами среднего размера, в которых могло быть от 10 до 25 священников, и с самыми маленькими провинциальными храмами, в которых мог быть только один.

 

Обязанности некоторых священников выносили их за пределы территории храма. Они составляли часть свиты на фестивалях, которые путешествовали из одного храма в другой, а духовенство со всей страны отправляло представителей на национальный фестиваль Сед, который укреплял божественную силу короля. За некоторыми храмами, например в соседних городах Мемфисе и Летополисе, наблюдал один и тот же первосвященник.

В определенные времена существовала административная служба, которая руководила всеми храмами и духовенством. В Древнем царстве короли передавали эту власть сначала своим родственникам, а затем своим визирям. В правление Тутмоса III эта должность перешла от визирей к верховным жрецам Амона, которые занимали ее на протяжении большей части Нового царства. Римляне учредили аналогичную должность первосвященника для всего Египта, которая следила за храмовыми культами до их исчезновения.

 

Религиозная деятельность

Ежедневные ритуалы

Ежедневные ритуалы в большинстве храмов включали в себя две последовательности обрядов подношения: один, чтобы очистить и одеть бога в течение дня, и один, чтобы преподнести ему еду. Точный порядок событий в этих ритуалах неизвестен и мог несколько меняться каждый раз, когда они проводились. Кроме того, две последовательности, вероятно, перекрываются друг с другом. На рассвете священник вошел в святилище со свечой, чтобы осветить комнату. Он открыл двери святилища и простерся ниц перед изображением бога, читая гимны в его честь. Он вынул бога из святилища, одел его (заменив одежду предыдущего дня) и помазал маслом и краской. В какой-то момент священник преподнес богу трапезу, включающую в себя различные виды мяса, фрукты, овощи и хлеб.

Считалось, что бог потребляет только духовную сущность этой еды. Эта вера позволяла раздавать еду другим, действие, которое египтяне называли «возвращением подношений». Пища передавалась сначала другим статуям по всему храму, затем в местные погребальные часовни для пропитания мертвых и, наконец, жрецам, которые ее ели. Количество даже для дневной трапезы было настолько велико, что на столы для жертвоприношений можно было поставить лишь малую ее часть. Большая их часть, должно быть, пошла непосредственно на эти второстепенные цели.

Храмовые произведения искусства часто изображают царя, представляющего изображение богини Маат божеству храма, что представляет собой цель всех других подношений. Царь мог преподнести божеству настоящую статуэтку Маат, или храмовые рельефы, изображающие этот акт, могли быть чисто символическими.

Другие ритуалы подношения проводились в полдень и на закате, хотя святилище больше не открывалось. Некоторые церемонии, помимо подношений, также проводились ежедневно, включая ритуалы, относящиеся к определенному богу. В культе бога солнца Ра, например, гимны распевались днем ​​и ночью в честь каждого часа путешествия бога по небу. Многие церемонии разыгрывались в ритуальной битве против сил хаоса. Например, они могли включать разрушение моделей враждебных богов, таких как Апеп или Сет, действия, которые, как считалось, имели реальный эффект благодаря принципу ḥkꜣ (египетское произношение хека) «магии».

Фактически, египтяне считали, что все ритуальные действия достигают своего эффекта через ḥkꜣ. Это была фундаментальная сила, которой ритуалы должны были манипулировать. Используя магию, люди, предметы и действия приравнивались к аналогам в божественном царстве и, таким образом, считалось, что они влияют на события среди богов. Например, в ежедневном подношении культовая статуя, независимо от того, какое божество она представляла, ассоциировалась с Осирисом, богом мертвых. Жрец, проводивший ритуал, отождествлялся с Гором, живым сыном Осириса, который в мифологии поддерживал своего отца после смерти посредством подношений. Магически приравнивая себя к богу в мифе, жрец мог взаимодействовать с храмовым божеством.

 

Фестивали

В дни особого религиозного значения ежедневные ритуалы заменялись праздничными обрядами. Различные фестивали проводились с разной периодичностью, хотя большинство из них были ежегодными. Их время было основано на египетском гражданском календаре, который большую часть времени сильно расходился с астрономическим годом. Таким образом, в то время как многие фестивали имели сезонное происхождение, их сроки потеряли связь с сезонами. Большинство фестивалей проходило в одном храме, но другие могли охватывать два или более храмов или целый регион Египта; некоторые из них отмечались по всей стране. В Новом царстве и позже календарь праздников в одном храме мог включать десятки событий, поэтому вполне вероятно, что большинство из этих событий наблюдали только жрецы. На те праздники, которые включали процессию вне храма, местное население также собиралось, чтобы посмотреть и отпраздновать. Это были самые сложные храмовые церемонии, сопровождавшиеся чтением гимнов и выступлением музыкантов.

 

Праздничные церемонии включали в себя воспроизведение мифологических событий или выполнение других символических действий, таких как срезание снопа пшеницы во время праздника урожая, посвященного богу Мин. Многие из этих церемоний проводились только в здании храма, например, праздник «единения с солнечным диском», практиковавшийся в Поздний период и позже, когда культовые статуи переносили на крышу храма в начале Нового года для оживления. лучами солнца. На праздниках, предполагавших процессию, священники выносили божественный образ из святилища, обычно в его модельной барке, чтобы посетить другое место. Барк мог двигаться полностью по суше или быть загруженным на настоящую лодку для путешествия по реке.

Цель визита бога была разной. Некоторые были связаны с идеологией королевской власти. На Фестивале Опет, чрезвычайно важной церемонии во времена Нового Царства, изображение Амона из Карнака посетило форму Амона, которому поклонялись в Луксорском храме, и оба действовали, чтобы подтвердить божественное правление короля. Другие празднества носили погребальный характер, как, например, Праздник Красоты в долине, когда Амон из Карнака посещал погребальные храмы Фиванского некрополя, чтобы навестить царей, которых там поминают, в то время как простые люди посещали погребальные часовни своих умерших родственников. Некоторые, возможно, были сосредоточены на ритуальных браках между божествами или между божествами и их супругами-людьми, хотя доказательства того, что ритуальный брак был их целью, неоднозначны. Ярким примером является фестиваль, на котором ежегодно привозили изображение Хатор из храмового комплекса Дендера, чтобы посетить храм Эдфу, храм ее мифологического супруга Гора. Эти разнообразные обряды были объединены общей целью обновления жизни среди богов и в космосе.

Боги, участвовавшие в празднике, также получали подношения в гораздо больших количествах, чем в ежедневных церемониях. Огромное количество еды, перечисленное в праздничных текстах, вряд ли было разделено только между священниками, поэтому вполне вероятно, что празднующие простолюдины также участвовали в изменении этих подношений.

 

Священные животные

В некоторых храмах хранились священные животные, которые считались проявлением ба храмового бога так же, как и культовые изображения. Каждое из этих священных животных содержалось в храме и почиталось в течение определенного периода времени, от года до жизни животного. В конце этого времени его заменили новым животным того же вида, которое было выбрано божественным оракулом или на основании особых отметин, которые должны были указывать на его священную природу. Среди наиболее известных из этих животных были Апис, священный бык, которому поклонялись как воплощению мемфитского бога Птаха, и сокол в Эдфу, который представлял бога-сокола Гора.

В поздний период развилась другая форма поклонения животным. В этом случае миряне платили жрецам за убийство, мумификацию и захоронение животного определенного вида в качестве подношения богу. Эти животные не считались особо священными, но как вид они ассоциировались с богом, потому что изображались в виде этого животного. Бог Тот, например, мог изображаться и в виде ибиса, и в виде бабуина, и ему давались и ибисы, и бабуины. Хотя эта практика отличалась от поклонения отдельным божественным представителям, в некоторых храмах содержались животные, которых можно было выбрать для любой цели. В результате этих практик образовались большие кладбища мумифицированных животных, такие как катакомбы вокруг Серапеума Саккары, где быки Апис были захоронены вместе с миллионами подношений животных.

 

Оракулы

К началу Нового Царства, а вполне возможно, и раньше, праздничное шествие стало для людей возможностью искать оракулов от бога. Их вопросы касались самых разных тем: от местонахождения потерянного предмета до наилучшего выбора для назначения на должность в правительстве. Были сняты движения барки, когда ее несли на плечах носильщики — простые жесты для указания «да» или «нет», наклон к табличкам, на которых были написаны возможные ответы, или движение к определенному человеку в толпе. чтобы указать ответ бога. В греко-римский период и, возможно, намного раньше оракулы использовались вне праздников, что позволяло людям часто с ними консультироваться. Жрецы интерпретировали движения священных животных или, когда им задавали вопросы напрямую, записывали или произносили ответы, которые они якобы получили от рассматриваемого бога. Заявление жрецов говорить от имени богов или интерпретировать их послания дало им большое политическое влияние и предоставило верховным жрецам Амона средства для господства в Верхнем Египте в течение Третьего промежуточного периода.

 

Народное поклонение

Хотя они были исключены из формальных ритуалов храма, миряне все же стремились взаимодействовать с богами. Существует мало свидетельств религиозных обрядов отдельных людей из ранней истории Египта, поэтому понимание этого предмета египтологами восходит в основном к Новому царству или более поздним периодам. Свидетельства тех времен указывают на то, что в то время как обычные египтяне использовали множество мест для общения с божественным, таких как домашние святыни или общественные часовни, официальные храмы с их уединенными богами были основным центром народного почитания.

Не имея возможности обращаться непосредственно к культовому образу, миряне все же пытались вознести к нему свои молитвы. Иногда они передавали послания жрецам, чтобы те передавали их храмовому божеству; в других случаях они выражали свое благочестие в тех частях храма, к которым они могли получить доступ. Во дворах, дверных проемах и гипостильных залах могли быть места, предназначенные для публичной молитвы. Иногда люди направляли свои обращения к царским колоссам, которые, как считалось, выступали в роли божественных посредников. Более частные места для поклонения были расположены у внешней стены здания, где большие ниши служили «часовнями слышащего уха», где люди могли говорить с богом.

Египтяне также взаимодействовали с божествами посредством подношений, начиная от простых украшений и заканчивая большими и искусно вырезанными статуями и стелами. Среди их пожертвований были статуи, которые стояли во дворах храмов, служили памятниками жертвователям после их смерти и получали порции храмовых подношений для поддержания духа жертвователей. Другие статуи служили дарами богу храма, а стелы с надписями передавали постоянному божеству молитвы жертвователей и благодарственные послания. На протяжении веков в здании храма скопилось так много этих статуй, что священники иногда убирали их с дороги, закапывая в тайниках под полом. Простолюдины предлагали простые деревянные или глиняные модели в качестве обета. Форма этих моделей может указывать на причину их дарения. Фигурки женщин являются одними из наиболее распространенных типов вотивных фигур, и на некоторых из них написана молитва о том, чтобы женщина родила ребенка.

Праздничные процессии давали мирянам возможность приблизиться и, возможно, даже мельком увидеть культовое изображение в его барке, а также получить порцию божественной пищи. Поскольку ключевые ритуалы любого праздника по-прежнему происходили в храме, вне поля зрения публики, египтолог Энтони Спалинджер задался вопросом, вызывали ли процессии подлинные «религиозные чувства» или просто рассматривались как повод для веселья. В любом случае оракулы во время праздников давали людям возможность получать ответы от обычно изолированных божеств, как и другие разновидности оракулов, появившиеся в конце египетской истории. Со временем храмы стали местом встречи с Богом еще одного типа: снов. Египтяне рассматривали сновидения как средство общения с божественным царством, и к периоду Птолемеев многие храмы служили зданиями для ритуальных инкубаций. Люди спали в этих зданиях в надежде связаться с храмовым богом. Просители часто искали волшебное решение болезни или бесплодия. В других случаях они искали ответ на вопрос, получая ответ во сне, а не через оракула.

 

Запустение

После того, как их первоначальная религиозная деятельность прекратилась, египетские храмы начали медленно разрушаться. Многие из них были испорчены христианами, пытавшимися стереть остатки древнеегипетской религии. Некоторые храмовые постройки, такие как маммиси в Дендере или гипостильный зал в Филе, были приспособлены под церкви или другие типы зданий. Чаще всего участки оставались заброшенными, как, например, в храме Хнума на Элефантине, в то время как местные жители уносили свои камни, чтобы они служили материалом для новых зданий. Разборка храмов на камень продолжалась и в наше время. Известняк был особенно полезен как источник извести, поэтому почти все храмы, построенные из известняка, были разобраны. Храмы из песчаника, найденные в основном в Верхнем Египте, имели больше шансов выжить. То, что люди оставили нетронутым, по-прежнему подвергалось естественному выветриванию. Храмы в пустынных районах могли быть частично покрыты наносами песка, в то время как храмы у Нила, особенно в Нижнем Египте, часто были погребены под слоями речного ила. Таким образом, некоторые крупные храмы, такие как Мемфис, были превращены в руины, в то время как многие храмы вдали от Нила и населенных пунктов остались в основном нетронутыми. С утратой понимания иероглифического письма сведения о египетской культуре, сохранившиеся в уцелевших храмах, оказались непонятными миру.

Ситуация резко изменилась во время кампании французов в Египте и Сирии в 1798 году, в ходе которой отряд ученых исследовал уцелевшие древние памятники. Результаты их исследования вызвали увлечение древним Египтом по всей Европе. В начале девятнадцатого века все больше европейцев ездили в Египет, чтобы увидеть древние памятники и собрать египетские древности. Многие храмовые артефакты, от небольших предметов до огромных обелисков, были вывезены сторонними правительствами и частными коллекционерами. Эта волна египтомании привела к повторному открытию таких храмов, как Абу-Симбел, но с артефактами и даже целыми храмами часто обращались с большой небрежностью. Открытия того периода сделали возможной расшифровку египетских иероглифов и положили начало египтологии как научной дисциплине.

Египтологи девятнадцатого века интенсивно изучали храмы, но их упор был сделан на сбор артефактов для отправки в их собственные страны, а их небрежные методы раскопок часто наносили дополнительный вред. Постепенно охотничье отношение к египетским памятникам уступило место тщательному изучению и сохранению. Правительство также взяло на себя больший контроль над археологической деятельностью по мере роста независимости Египта от иностранных держав.

Тем не менее, даже в последнее время древние останки столкнулись с угрозой. Наиболее серьезным было строительство Асуанской плотины в 1960-х годах, которое угрожало затопить храмы в бывшей Нижней Нубии под недавно образовавшимся озером Насер. Благодаря крупным усилиям Организации Объединенных Наций некоторые памятники, находящиеся под угрозой, были разобраны и восстановлены на возвышенности, а египетское правительство передало несколько других, таких как храм Дендур, храм Таффе и храм Дебод, в качестве даров народам. это способствовало усилиям по сохранению. Тем не менее, несколько других храмов исчезли под озером.

 

Сегодня есть десятки мест с существенными остатками храмов, хотя когда-то существовало гораздо больше, и ни один из крупных храмов в Нижнем или Среднем Египте не сохранился хорошо. Те, что хорошо сохранились, такие как Карнак, Луксор и Абу-Симбел, привлекают туристов со всего мира и поэтому являются ключевой достопримечательностью египетской туристической индустрии, которая является основным сектором египетской экономики. Три храмовых объекта — древние Фивы с их некрополем, Мемфис и его некрополь, а также нубийские памятники от Абу-Симбела до Филе — были определены ЮНЕСКО как объекты всемирного наследия. Правительство Египта работает над тем, чтобы сбалансировать потребности туризма с необходимостью защиты древних памятников от вредного воздействия туристической деятельности. Археологические работы также продолжаются, так как многие останки храмов все еще лежат под землей, а многие сохранившиеся храмы еще не полностью изучены. Некоторые поврежденные или разрушенные сооружения, вроде храмов Эхнатона, даже реконструируются. Эти усилия улучшают современное понимание египетских храмов, что, в свою очередь, позволяет лучше понять древнеегипетское общество в целом.