Монастырь Ахтала

 Монастырь Ахтала

 

 

 

 

 

 

 

Описание Монастыря Ахтала

Монастырь Ахтала  Монастырь Ахтала

Расположение: Ахтала, Лорийская область
Построено: 10 век

Монастырь Ахтала расположен в 185 километрах (115 миль) к северу от столицы Армении Еревана недалеко от города Ахтала Лорийской области. Ахталинский монастырь - это религиозный комплекс, построенный в 10 веке на крутом склоне у реки Дебит. Его название взято из близлежащего города и имеет туркское происхождение, которое можно перевести как «белая поляна». Это один из самых укрепленных монастырей Армянской Апостольской церкви. Первоначально монастырь Ахтала был построен как королевская резиденция на вершинах старых поселений бронзового века и железного века. В XIII веке он превратился в армянский Апостольский монастырь. Сегодня монастырь Ахтала неактивен и заброшен.

Несмотря на столетие оставления Ахталинский монастырь является одним из наиболее сохранившихся религиозных комплексов в Армении. Монастырь Ахтала особенно известен своими высокохудожественными фресками, которые покрывают внутренние стены главной церкви. Фрески изображают лица святых и религиозных сцен из Библии. Другие здания монастыря включают два этажа жилых келий с комнатами для монахов и паломников. Кроме того, в монастыре Ахтала есть большая сеть подземных туннелей, которые, вероятно, были вырыты, когда это была королевская резиденция. Военная оборона окружает весь комплекс. Когда вы ходите по монастырю Ахтала и его окрестностям, вы можете заметить большие валуны с резьбой крестов, которые известны как «хачкара» («хач» означает «крест» на армянском языке).

 

 

 

 

Крепость

Между 1887 и 1889 годами французский археолог Жак де Морган обнаружил около Ахталы 576 прямоугольных каменных гробниц, а также культурные предметы из глины, бронзы и железа, датируемые 8 веком до нашей эры. Поселок современной Ахталы в V веке назывался Агарак. Крепость почти наверняка была построена на фундаменте бронзового и железного веков. Он был построен в конце X века Кюрикидами, эта ветвь Багратуни произошла от Гургена (на местном диалекте Гугарк название произносилось Кюрикех). Он был сыном покровителей монастырей Санаин и Ахпат, расположенных недалеко от Ахталы, царя Ашота III Милостивого и царицы Хосровануш. Братьями Гургена были царь Смбат II Завоеватель и Гагик I Багратуни, при которых царство Багратуни в Армении достигло пика своего расцвета.

Ашот III основал Королевство Лори (Королевство Ташир-Дзорагет) в Гугарке по стратегическим соображениям и возвел Гургена на трон в 982 году. Гурген вместе со своим братом Смбатом изображены на скульптурах покровителей как в Санаине, так и в Ахпате. Когда царство Ташир-Дзорагет пало в результате набегов сельджуков, Кюрикиды мигрировали в Тавуш и Мецнаберд, но сохранили связи со своей родовой крепостью и поселением в Ахтале. Крепость построена на возвышенном скалистом выступе, с трех сторон окруженном глубокими каньонами, образующими естественную защиту. Мало доступные участки между обрывами укреплены башнями и стенами. Единственный вход в комплекс - с северной стороны, защищенный колокольными башнями и стенами. Стены и башни крепости построены из голубоватого базальта и известкового раствора. К концу XII века Кюрикиды постепенно утратили свое влияние под властью сельджуков.

Монашеская жизнь возродилась в Ахтале, когда закарян во главе объединенных грузинских и армянских войск освободили большую часть Армении. Историки 13 века Киракос Гандзакеци и Вардан Аревельци назвали этот район Пгндзаханк (медный рудник) из-за богатых месторождений меди в окрестностях. Гандзакеци пишет следующее: «Иване, брат Закаре, также умер [в том же году] и был похоронен в Пхндзаханке возле церкви, которую он сам построил, взяв ее у армян и превратив в грузинский монастырь».

Пгндзаханк стал собственностью Иване Закаряна в 1180-х годах. В то время как брат Иване Закаре был армянским апостолом, Иване принял грузинское православие в грузинском суде. Несколько монастырей на севере Армении были преобразованы закарями-мхаргрдзели в грузинское православие, ярким примером является монастырь Кобайр. Тем самым Иване укрепил свое положение при дворе Грузии и приобрел влияние среди халкидонских армян, которые в основном населяли Северную и Северо-Западную Армению. Закарианцы начали терять контроль, начиная с 1220-х годов во время катастрофических монгольских нашествий на Грузию. Сын Иване, Аваг был вынужден признать свое подчинение монгольскому вождю Чормакану. Монгольское правление продолжалось до 1340 года, когда оно было прервано последовательными завоеваниями тюркских племен. Тюркское племя Кара-Коюнлу начало нападение на Кавказ и к 1400 году взяло под свой контроль большую часть собственно Армении. Их правление было прервано завоеваниями Тамерлана. Одна из скал, окружающих Ахталу, известна как Ленктемур, названная в честь Тамерлана, который, согласно местной традиции, похоронил под обрывом одну из своих жен.

С конца 18 века в монастыре обслуживались этнические греки, поселившиеся в Ахтале для работы на золотых и серебряных рудниках. Примерно 800 греческих семей были переселены из Гюмюшхане в Османской империи в Ахталу в 1763 году грузинским царем Ираклием II. Греки называли монастырь «Мерамани». Греческие горняки оставили надписи на стенах монастыря. В 19 веке Ахтала перешла к армянской княжеской семье Меликовых. В настоящее время 20–21 сентября в монастыре проходят дни паломничества. По этому случаю монастырь посещают армяне, греки и грузины. Посол Греции Панайота Мавромихали посетил монастырь 20 сентября 2006 года. Горно-обогатительный комбинат в Ахтале сбрасывает хвосты медных рудников в карьер под монастырем. Это было классифицировано как угроза для местных жителей.

 

Церковь Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы)

Главное здание монастырского комплекса - церковь Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы). Точная дата постройки церкви неизвестна. Обычно считается, что это комплекс 11-13 веков, но нынешняя церковь была построена на более раннем фундаменте. Киракос Гандзакетси упоминает, что Иване Закарян был похоронен в церкви в 1227 году. Степанос Орбелян упоминает церковь в 1216 году. Современные исследователи датируют росписи внутри церкви 1205–1216 годами. Принцесса Мариам, дочь Гургена II (Кюрике II) сделала запись в 1188 году на обратной стороне хачкара, найденного в месте под названием Айор, прилегающем к Ахтале, что относится к строительству церкви Святой Богородицы в Ахтале. Надпись на хакаре гласит следующее: «Я, дочь Кюрике, Мариам, воздвигла Сурп Аствацацин в Пхндзаханке, и те, кто чтят нас, вспоминают нас в своих молитвах». В 1185 году Мариам построила притвор главной церкви Ахпата. Согласно некоторым местным преданиям, церковь была построена в VII веке византийским императором армянского происхождения Ираклием. Другая легенда предполагает, что церковь была построена в V веке грузинским царем Вахтангом I Горгасали. Нет никаких разумных доказательств, подтверждающих любую версию.

В церкви раньше находился крест, который, согласно фольклору, использовал Иоанн Креститель, чтобы крестить Иисуса Христа. Васак, отец князя Проша, как говорят, передал эту реликвию Иване Мхаргрдзели, который позже продал ее за крупную сумму монастырю Нораванк в Сюнике.

Церковь расположена посередине территории крепости по продольной оси. Он принадлежит к типу купольных церквей базилика, в которых опоры соединяются с приделами апсиды. Две пары арок делили продольно вытянутый молельный зал на три нефа, центральный из которых (с двойными приделами) с восточной стороны заканчивается низкими ступенчатыми полукруглыми апсидами, а приделы заканчиваются ризницами. Их отличает стильная иконография, богатство тематики и разнообразие цветов (где преобладает синий). Вертикальную ось здания венчал массивный купол. Остроконечный купол с цилиндрическим барабаном не сохранился. Он был поврежден во время нашествия Тамерлана и полностью разрушен в 1784 году, когда аварский хан Омар вторгся в Закавказье из Дагестана. В XIX веке наместник Кавказа князь Михаил Воронцов построил полусферический деревянный купол, покрытый железными листами, на месте первоначального купола. Купол был отремонтирован в советские годы.

 

Фрески Сурпа Аствацацина

Фрески - одно из лучших изображений византийского искусства за пределами традиционных границ Византии. Большинство фресок содержат тексты на грузинском и греческом языках. Фрески были написаны под патронажем атабека Иване Мхаргрдзели между 1205 и 1216 годами. Проводятся параллели между фресками и армянскими миниатюрами XI века на основе Мугнинских евангелий. Колорит росписи характерен для типично византийского искусства, а тематические решения более армянские. На фресках изображены сцены Нового и Ветхого Заветов, а также различные святые, в том числе Святой Григорий Просветитель. В куполе изображено большое изображение Пресвятой Богородицы с Иисусом. Фреска была сильно повреждена, сохранилась лишь ее часть. Ниже Пресвятой Богородицы показано Причастие, где дважды изображен Иисус, поворачивающийся направо и налево, делясь хлебом с апостолами. Сохранились образы апостолов Петра, Иоанна Богослова, Павла и Матфея. Под сценой причастия изображены обычные христианские святые, в том числе папа Сильвестр, святой Иаков, сын Алфея, святой Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Просветитель, Иаков Мцбинский, Климент Римский, Григорий Тауматург, Кирилл Александрийский и Евсевий Кесарийский. Фрески на западной стене изображают Царство Небесное. На северной стене изображен суд над Иисусом первосвященником Каиафы и римским прокуратором Понтием Пилатом. Некоторые из фресок были отремонтированы в 1979 году. Арки, ниши и колонны также покрыты фресками.

 

Другие здания

Самым выдающимся сооружением после церкви Пресвятой Богородицы является прямоугольная часовня, построенная у ее западной стены. Рядом с ним находится остальная часть фасада главного храма с коньковой крышей. Иване Мхаргрдзели и его сын Авак были похоронены внутри в 1227 году. К северной стене главного храма пристроено небольшое строение с односкатной крышей. Его использовали для хранения церемониальных предметов. С северо-западной стороны монастыря отдельно от главного храма находится однонефный и коньковый храм. Рядом с ним располагалось еще одно не сохранившееся здание. На территории крепости разбросаны многочисленные ветхие жилища и подсобные постройки, например, двухэтажное здание, которое считается резиденцией стражи. Есть традиционные сети туннелей, склепов, водоемов и винных погребов, которые встречаются среди большинства монастырей средневековой Армении. Недалеко от монастыря находятся другие средневековые памятники, такие как Свято-Троицкий монастырь, церковь Святого Георгия, памятник источника 13 века, русская часовня 19 века, греческая церковь, а также различные хачкары и часовни.

 

Известные жители

Надписи из близлежащих хачкаров указывают на то, что монастырь возглавлял Петрех в 1240-х годах. Самой выдающейся фигурой, проживавшей в монастыре, был переводчик и писец Симон Пхандзаханк. Его дневники сохранились. Он родился в 1188 году и несколько лет был священником в монастыре, переводил византийскую богословскую литературу. Он сотрудничал с другим армянином халкидонского вероисповедания, Минасом Сюнакятом из Трабзона. В 1227 году Симон составил сборник сочинений Григория Нисского. Его дневник гласит:

В 1227 году я завершил книгу епископа Григория Нисского, которая представляла собой сохранившуюся старинную копию, переведенную грешным и недостойным священнослужителем Симоном, жившим в Армении, недалеко от города Лоре, в монастыре Пресвятой Богородицы Пгндзаханк. Книга была переведена во времена правления основателя монастыря атабека Иване, дай Бог ему и его сыновьям долгих лет жизни.

Симон также перевел на армянский «Элементы богословия» Прокла Диадоха, «Фонтан мудрости» Иоанна Дамаскина, «Лестницу божественного восхождения» Иоанна Синайского, «Историю Грузии» (Картлис Цховреба) и Греческий молитвенник. Саймон также отмечал в своих дневниках, что он переводил только те произведения, которые ранее не переводились на армянский язык. Известный армянский кинорежиссер ХХ века Сергей Параджанов снял в монастыре два эпизода своего фильма «Цвет граната».