Барда, Азербайджан

Описание Барда

Барда — город и административный центр Бардинского района Азербайджана, расположенный к югу от Евлаха и на левом берегу реки Тертер. К концу V века он служил столицей Кавказской Албании. Барда стала главным городом исламской провинции Арран, классической Кавказской Албании, и оставалась таковой до десятого века.

 

Этимология

Название города происходит от ( арабский : برذعة , латинизированный : Bardhaʿa ), которое происходит от древнеармянского Partaw (Պարտաւ). Этимология названия неясна. По словам иранолога Анаит Периханян, это название происходит от иранского *pari-tāva- «вал», от *pari- «вокруг» и *tā̆v- «бросать; нагромождать'. Однако, по словам русско-дагестанского историка Муртазали Гаджиева, это имя означает «парфянин / аршак» (ср. парфянин *Parθaυ; среднеперсидский: Pahlav; древнеперсидский: Parθaυa-). Имя засвидетельствовано на грузинском языке как Бардав.

 

История

Древний

Согласно «Истории страны Албании», сасанидский король царей (шаханшах) Ирана Пероз I (годы правления 459–484) приказал своему вассалу кавказскому албанскому королю Ваче II (годы правления 440–462) иметь город Перозапат («город Пероз» или «Процветающий Пероз»). Однако это маловероятно, поскольку Королевство Кавказская Албания было упразднено Перозом после подавления восстания Ваче II в середине 460-х годов. Город, по-видимому, был основан самим Перозом после смещения правящей семьи в Кавказской Албании. Из-за более безопасного расположения он стал новой резиденцией иранского марзбана (маркграфа). Он находился в албанской провинции Утик. Город, скорее всего, был переименован в Партау (ср. Парфянский *Parθaυ) между 485–488 и стал новой столицей Албании (таким образом, заменив Кабалака) при Вачагане III (годы правления 485–510), который был возведен на трон братом Пероза. и преемник Балаш (годы правления 484–488). Несмотря на это, город не служил резиденцией албанских королей, а был символом иностранного правления. Город был укреплен шаханшахом Кавадом I (годы правления 488–496, 498/9–531) и переименован в Перозкавад («победоносный Кавад»). Тем не менее город по-прежнему назывался Партау. В 552 году город стал резиденцией католикоса Церкви Кавказской Албании. Партау служил резиденцией сасанидского принца Хосрова (будущего Хосрова II) после его назначения на пост губернатора Албании своим отцом Хормиздом IV (годы правления 579–590) в 580 г. Партау, скорее всего, был захвачен до 652 г. Рашидунским халифатом. . Он стал известен как Бардха на арабском языке.

 

Средневековый

ок. 789 г. он стал второй альтернативной столицей (после Двина) наместника (остикана) провинции Арминия. Его правители усилили оборону города, чтобы противостоять нашествиям хазар, наступавших с севера. В 768 г. католикос всех армян Сион I Бавонаци созвал в Партаве церковный собор, на котором были приняты 24 канона, посвященные вопросам, касающимся управления Армянской церковью и брачных обычаев. К девятому-десятому векам Барда в значительной степени утратила свое экономическое значение, уступив место соседнему городу Гяндже; резиденция католикоса Албанской церкви также была перенесена в Бардак (Бердакур), в результате чего Партав остался простым епископством. По словам мусульманских географов Эстахри, Ибн Хаукала и Аль-Мукаддаси, характерный кавказский албанский язык (который они называли ар-Рания, или арранский) сохранялся в раннеисламские времена, и на нем все еще говорили в Барде в десятом веке. Так, Ибн Хокал упомянул, что жители Барды говорили на арранском языке, а Эстахри заявил, что арранский язык был языком «страны Барда».

В это время в городе проживало арабское мусульманское население, а также значительная христианская община. Барда была даже резиденцией несторианского (христианского) епископства в 10 веке.

Ссылаясь на события конца одиннадцатого века, армянский историк XII века Матфей Эдесский описал Партав как «армянский город [«Кагак'н айоц»»], который также называется Пайтакаран и расположен недалеко от обширного [Каспийского] Моря."

Те же мусульманские географы описывают Барду как цветущий город с цитаделью, мечетью (здесь находилась сокровищница Аррана), окружной стеной и воротами, а также воскресным базаром, который назывался «Кераки», «Кораки» или «аль- Курки" (имя происходит от греческого κυριακή (кириаки), день Господень и воскресенье, как армянское слово кираки). В 914 году город был захвачен русами, которые оккупировали его на полгода. В 943 г. вновь подвергся нападению русов и был разграблен. Это могло быть фактором упадка Барды во второй половине десятого века, наряду с набегами и притеснениями со стороны правителей соседних регионов, когда город уступил место Бейлакану.

Многовековые землетрясения и, наконец, монгольские нашествия разрушили многие достопримечательности города, за исключением гробницы Ахмада Зочейбана XIV века, построенной архитектором Ахмадом ибн Айюбом Нахчивани. Мавзолей представляет собой цилиндрическую кирпичную башню, украшенную бирюзовой плиткой. Есть также недавно построенная мечеть Имамзаде с четырьмя минаретами.

 

Современное

Сельское хозяйство является основным видом деятельности в этом районе. Местная экономика основана на производстве и переработке хлопка, шелка, птицы и молочных продуктов. Линия прекращения огня, установленная по окончании Первой Нагорно-Карабахской войны в 1994 году, проходит всего в нескольких километрах к западу от Барды, недалеко от Тертера.

27 октября 2020 года армянские ракеты обрушились на город, в результате чего погиб не менее 21 мирного жителя, в том числе 7-летняя девочка, и еще 70 получили ранения. Хьюман Райтс Вотч и Amnesty International подтвердили применение Арменией кассетных боеприпасов.

 

Достопримечательности

Бардинский мавзолей (Барда)

История

В 14 веке в Барде были построены две башнеобразные гробницы, одна из которых сохранилась до наших дней. Из надписей известно, когда и кем был сооружен памятник, вошедший в научную литературу под названием Бардинская гробница 1322 года. Бардинская гробница привлекает внимание исследователей с 19 века. Известный востоковед Хаников, посетивший Барду в 1848 году, читал надписи на памятнике, а эти надписи позже опубликовал академик Дорн, посетивший Барду в 1861 году. Академик Дорн также опубликовал описание гробницы Барды.


Эта надпись в гробнице Барда является чрезвычайно ценным образцом искусства, подтверждающим продолжение традиций нахчыванской школы зодчества, показывающим, что нахчыванские зодчие приглашались в другие города для строительства ответственных зданий еще в 14 веке.

 

Архитектурные особенности

Бардинская гробница имеет типичную для башенных гробниц структуру и состоит из подземной и надземной частей. Подземная часть мавзолея имеет крестообразную форму и образует сардовую часть памятника, то есть ту часть, где захоронено тело. Эта часть мавзолея когда-то была покрыта куполом, а интерьер украшен изразцами. Они вошли в склеп с северной стороны через дромос ол. Надземная часть гробницы состоит из трех основных архитектурных сооружений: каменной платформы, круглого корпуса и шатровидного купола. Декоративным элементом, занимающим наибольшее место по площади, является надпись, покрывающая цилиндрический корпус и выполненная из плитки бирюзового цвета. Занимая участок в восемь с половиной метров от кафедры до верхней границы, эта надпись, образованная сочетанием бирюзовой плитки и красного кирпича, повторяет слово Аллах в виде узора более 200 раз. После надписной поверхности, покрывающей тело гробницы, идет орнамент, а затем широкий надписной пояс высотой один метр. Место этой надписи выполнено из черной плитки, а надписи из белой плитки. После надписного пояса расположен 3-х ярусный сталактитовый пояс, образующий переход к куполу. Внутренние поверхности этих сталактитов также покрыты красочным геометрическим орнаментом. Поверхность конусообразного купола после сталактитового пояса также была покрыта геометрическим орнаментом из красных и бирюзовых изразцов.

По своей структуре и убранству наиболее интересными композиционными элементами Бардинской гробницы являются два портала, расположенные с северной и южной сторон. Хотя по общей схеме они совместимы друг с другом, эти две головки отличаются друг от друга.

На северном портале над сталактитовым поясом очень художественно выполнена надпись. Размещение надписи на видном месте памятника, почти в главном композиционном центре, свидетельствует о высоком социальном положении зодчего. Содержание надписи следующее: «Амали Ахмед бин Эйюб аль-Хафиз Албаннайи ан-Нахчивани».

Гробница, воздвигнутая в Барде в 1322 году, больше всего похожа на гробницу в Карабахе. На площадке, покрытой крупными каменными плитами, была возведена полузаглубленная башня из квадратных кирпичей. Внешняя часть мавзолея облицована по вертикали кирпичом бирюзового цвета, а по горизонтали — хорошо отполированной рядовой кирпичной «рубашкой». Различные сочетания орнаментов и фактуры кирпича образуют слово «Аллах», многократно повторяющееся по всему фасаду.

В средней полосе фриза сохранились остатки надписи коранического стиха. Его молочно-белые буквы перемежаются бирюзовыми растительными мотивами. Фоном этой сложной фактуры служит темно-синяя глазурь, характерная для мозаичного декора гробницы.

Верхнее помещение открывается двумя входными дверями с эффектными капителями, размещенными на оси. Их композиционная схема близка к голове Карабахлярской гробницы, но в их украшениях прослеживается ряд особенностей. Капители просто обогащены и композиционно выбиты разноцветными узорами орнамента.

Внутреннее пространство традиционно разделено на две локации. Цоколь-свод напоминает квадрат за счет сложного планировочного решения с четырьмя глубокими нишами. Интерьер верхней камеры имеет форму правильной десятиугольной призмы с неглубокими нишами с осевыми навершиями на стенках. На гладко оштукатуренных стенах не осталось и следа какого-либо декоративного элемента.

Архитектор, сохранив характерную для башенных гробниц «объемность», значительно усилил сущность северной скинии. Среди гробниц с башнями гробница Барда стоит в самой северной точке: стилистически ее ближайший аналог находится гораздо южнее.

 

Восстановление

Реставрация бардинской усыпальницы, долгие годы находившейся в запустении, началась в 1960-х годах. В результате неправильно проведенных реставрационных работ внешний вид гробницы изменился, надписи были стерты, а установленная на ней тяжелая бетонная конструкция привела к образованию трещин. Реставрация гробницы началась в 2012 году, а работы по реконструкции были завершены в 2018 году. Сломанный бетонный купол мавзолея был полностью разобран, перестроен и покрыт черепичным кирпичом. Было подготовлено и уложено 427 м² элементов плитки простой и сложной формы. Восстановлены сура Аятуль-Курси Корана и надписи куфическим алфавитом. Кладочные швы между плитками зачистили и снова заполнили специальной растворной смесью. Трещины в стене были полностью восстановлены. Лестница склепа закрыта стеклянным колпаком и там установлен мраморный ларец. Реставрационные работы выполнены Научно-исследовательским проектным институтом «Азербарпа» по заказу Государственной службы по охране, развитию и реставрации культурного наследия при Министерстве культуры и туризма Азербайджанской Республики. Он был вновь открыт 25 марта 2018 года.

 

Мечеть Угурбейли (Барда)

Мечеть Угурбейли — мечеть, расположенная в селе Угурбейли Барды.

 

История

Мечеть Угурбейли построена в одноименном селе Бардинского района Азербайджана. Строительство мечети относится к началу 19-20 веков. В советское время мечеть использовалась как склад, затем долгое время была закрыта и пришла в упадок.

Община снесла его, а на его месте построили новую мечеть.

16 декабря 2009 года религиозная община мечети Угурбейли была зарегистрирована в Государственном комитете по работе с религиозными организациями Азербайджанской Республики (№ 100109 AZ-106).

Мечеть зарегистрирована Министерством культуры и туризма Азербайджанской Республики как памятник архитектуры.

 

Архитектурные особенности

Мечеть была одноэтажной. Минарет мечети (высотой 12 метров) сложен из жженого кирпича. Пол сделан из жженого кирпича. Стены оштукатурены изнутри. Крыша покрыта шифером.

Рядом с мечетью есть могила. Гробница также сделана из жженого кирпича.

 

Могила Имамзаде (Барда)

Могила Барды Имамзаде – исторический религиозно-архитектурный памятник, расположенный в центре города Барда. Поскольку имамзаде Барды, который изначально был построен как гробница, со временем стал местом паломничества, вокруг него была построена мечеть, таким образом, был создан комплекс религиозных памятников.

При строительстве Бардинского имамзаде смело и успешно использовалась традиция использования фигурной кладки и каменно-кирпичной кладки арранской школы зодчества. При строительстве здания был использован прием обрамления разных элементов фасада одним профилем или линией, встречавшийся ранее в архитектуре гробницы Момуна-хатун и гробницы Барда.

История
Об этом упомянул Аббасгулу-ага Бакиханов в своем знаменитом произведении «Гюлистани-Ирам», написанном в 1841 году.

«Развалины села, могилы трех высокопоставленных имамзаде в городах Шамаха, Гянджа и Барда и имамзаде в селе Бюльбюля во многом свидетельствуют о том, что эта страна всегда была родиной великих религиозных деятелей».

Согласно сообщениям, Исмаил, внучка Мухаммада аль-Бакира, 5-го имама исмаилитских и джафаритских шиитов, была похоронена здесь в гробнице. Третий сын Мухаммада ал-Бакира Ибрагим Иса (в 739 г.) был похоронен в Гёй Имамзаде, расположенном на 7 км от города Гянджа.

Академик Борис Дорн, изучавший гробницу имамзаде в Барде в 1891 году, пишет, что «...там есть и древний имамзаде Ибрагим, о котором не сохранились некоторые сведения. Тем не менее, он функционирует как место поклонения. Ремонт старого здания обошелся его владельцу в 3000 рублей серебром.

А. Саламзаде пишет, что сначала это здание, вероятно, было лишь усыпальницей. Также можно объяснить отсутствие михраба в интерьере. По мнению исследователя, информация Дорна о ремонтных работах напрямую относится и к зданию гробницы. Потому что мечеть, окружающая здание гробницы, была построена в 1868 году, то есть она была пристроена к зданию после того, как Дорн посетил его.

Сведения о строительстве мечети приведены также в «Кавказском календаре» 1886 года: «Могила Имамзаде (пири) находится в селении Барда Джаванширского уезда Елизаветпольской губернии. В 1868 году на могиле была построена мечеть».

Архитектурные особенности
А. Саламзаде отмечает, что имамзаде Барды, изначально построенное как усыпальница, со временем стало местом паломничества, а вокруг него построили мечеть, создав таким образом комплекс религиозных памятников[6]. По словам исследователя, руководившему строительными работами архитектору «удалось создать сложное архитектурное произведение с четырьмя минаретами и интересным объемно-пространственным решением».

При строительстве Бардинского имамзаде смело и успешно использовалась традиция использования фигурной кладки и каменно-кирпичной кладки арранской школы зодчества. При строительстве здания был использован прием обрамления разных элементов фасада одним профилем или линией, встречавшийся ранее в архитектуре гробницы Момуна-хатун и гробницы Барда.

 

Культура и спорт

В городе находится гробница Ахмеда Зочейбана XIV века, построенная Ахмадом ибн Айюбом Нахчивани. Также есть мечеть Имамзаде и культурный центр с музеем.

Футбольный клуб ABN Bərdə базируется в городе.

 

Транспорт

Железнодорожная станция города находится на железнодорожной линии Евлах - Ханкенди Азербайджанской железной дороги. Операции на этом маршруте прекратились в нескольких километрах к югу от города недалеко от Кёчарли после войны в Нагорном Карабахе в начале 1990-х годов. После завоевания территории Азербайджана в войне против Арцаха в 2020 году маршрут теперь восстанавливается до Агдама.