Мечеть Биби-Хейбат (Баку), Азербайджан

Мечеть Биби-Хейбат (Баку)

Описание Мечети Биби-Хейбат

Пересечение Салянского шоссе и улицы Намика Гулиева
Построено: 13 век, перестроен 1998- 99

Мечеть Бибиэйбат — мечеть, расположенная на берегу Бакинской бухты Азербайджанской Республики. Мечеть, построенная в 1990-х годах, является отреставрированной версией одноименной мечети, построенной Абу-л-Фатхом Фаррухзадом ибн Ахситаном ибн Фарибурзом, двадцать восьмым правителем государства Ширваншахов, во второй половине XIII в. века, когда Азербайджан входил в состав Эльханского государства. Мечеть, построенная Махмудом ибн Саадом, была полностью разрушена большевиками в 1936 году во время борьбы с религией по всему СССР.

В комплексе Бибиэйбат, кроме мечети, есть сардабы и могилы, принадлежащие почтенным людям, таким как Хакима ханум, происходивший из рода Сайидов. Этот памятник является важнейшим образцом памятников исламской архитектуры в Азербайджане. Эту мечеть посещали такие люди, как азербайджанский поэт Аббасгулу Ага Бакиханов, известный французский писатель Александр Дюма и Хуршидбану Натаван, дочь последнего правителя Карабахского ханства Мехдигулу хана Джаваншира. В настоящее время мечеть посещают представители иностранных государств, посещающие Азербайджан.

 

История

Определение даты строительства
Мечеть построена на могиле Хакима, дочери седьмого шиитского имама Мусы аль-Казима. Хакима Ханум была потомком имама Али и Фатимы. Хакима-ханум бежала в Баку из рук обидевших ее халифов. Надпись, вырезанная на камне в гробнице, указывает на то, что Хакима Ханум принадлежала к святому роду:

«Здесь похоронены потомок Мухаммеда, внучка шестого имама Джафара Садыка, дочь седьмого имама Мусы аль-Казима, сестра восьмого имама Али аль-Реза».

Слугу Хакима по имени Хейбат похоронили в центре квадратной деревянной клетки в центре гробницы. Отсюда и произошло название мечети – «Удивительная тётя».

На основании надписи на южной стене мечети историки считают, что мечеть была построена в конце 13 века. Арабская надпись на стене мечети гласит: «Деяние Махмуда ибн Саада». Махмуд ибн Саад также построил крепость Нардаран и мечеть Молла Ахмед. Другая арабская надпись, найденная востоковедом Ильей Березом в Бибиэйбете в 1841 году, гласит:

Абу-л-Фатх Фаррухзад ибн Ахситан, ибн Фарибурз, да возвысит Аллах его авторитет, приказал построить эту мечеть на восьмидесятом году истории (1281/2)».

У советского искусствоведа Леонида Бретаницкого другое мнение о годе постройки:

«…Мечеть близ Баку построена в конце XIII века. Она была разрушена относительно недавно и известна по краткому описанию и нескольким фотографиям… Надпись периода постройки на восточном фасаде упоминается Борисом Дорном и Ильяз Березин указывает, что мечеть была построена во время правления Фаррухзада II, сына Ахситана II, что позволяет отнести мечеть к его эпохе, к 660-665 годам хиджры (1264-65 — 1266-67 гг. ).

По словам Сары Ашурбейли, имя Фаррухзад может указывать на то, что мечеть была восстановлена ​​ширваншахами, а сама мечеть может быть старше ширваншахов. Аббасгулу Ага Бакиханов упоминает в своем произведении «Гюлюстани-Ирам»:

В 180 г. хиджры (797 г.) хазары напали и завоевали весь Дагестан, Дербанд и Ширван... В каждом углу появился эмир и в каждой точке лукавый, и они стали творить нечестие. В это время Фаррухзад Ахшиджан оглы был правителем Ширванской области. Его прозвище было написано в селении Бибиэйбет в Баку: «Бибиэйбет мечеть.png — великий султан, помощник эмира веры». Отсюда видно, что он был мусульманином и следовал Аббасидский халиф.

 

Сефевиды

Более ста лет мечетью управляли четыре поколения шейхов. В этот период мечеть страдала от налоговых льгот. Сефевидские правители Тахмасиб I, Аббас I (1606-1607), Аббас II (1650; 1655-1656; 1667-1668), Хусейн (1700-1701) говорили в своих указах, что государственные служащие и владельцы имений не имеют право взимать налоги с вакфных земель этого комплекса. В указах Тахмасиба I и Аббаса I упоминается строительство и восстановление мечети Бибиэйбат и ее окрестностей.

В 1547 году Тахмасиб I издал указ, подтверждающий дарование мавзолея Бибиэйбат кишлака Зиг:
«Издан благословенный указ о том, что попечительство над благодатной могилой Бибиэйбата в Ширванском Бадкуе издревле приписывается шейху Буня. Передано, что он скончался. Его сын Гуламели имеет достоинство и способность быть доверенным задание по правилам.Поэтому было решено Мы повелели,чтобы с начала года Тошган,они признавали опекуном вышеупомянутого аситана на основании указаний его отца.Там дервиши и работники должны признать его хранителю того места и не отклоняться от его слова и совета.Они не должны ослушаться приказа, и каждый должен получить расписку, когда они отдают [опеке] то, что они производят.Они не должны требовать нового приговора.

В 1555 году Тахмасиб I издал указ об опеке над мавзолеем Бибиэйбат селения Зиг:

Поскольку село Зыг, что находится недалеко от Бадкуи, вместе со всеми его богатствами и имуществом было посвящено святыне Бибиэйбата, сына правого имама - благословение и мир его дедам и ему самому - и было никаких изменений в этом отношении, от амилла Бадкуя, диванных рабочих, калантаров и катхудов.никто из них не должен ходить по названному аулу под каким-либо именем и предъявлять какие-либо требования.Пусть знают судьи, тиюлдары и даруги упомянутой страны, что решение было сделано по письменному правилу.Они не должны отступать от него.Зная, что важно дождаться подданных упомянутой деревни, а также дервишей и слуг блаженной аситаны, в письменной форме не давать указаний и не посылать чиновников.Они не должны посягать на имя всякого сотворенного экспорта,а также алаф,улуф,улаг,бигар,шикар и прочих шелтагатов и всякого другого имени и правила подвергающего население голодной смерти.Они должны знать что у них есть были исключены. "

Позже вокруг мечети поселились шейхи, считавшиеся влиятельными богословами. Со временем это место стали называть Шихлар (от слова Шейх). Поэтому или в связи с этим пригород Баку, где расположена мечеть Бибиэйбат, называется Шихлар. Хаджи Шейх Шариф входит в число многих мусульман, завещавших быть похороненными возле мечети. Хаджи Шейх Шариф однажды приехал в Баку для распространения суфизма. Он провел остаток своей жизни в этой часовне, где и был похоронен.

Во время Сефевидско-османской войны 1578-1590 годов Салман-хан, напавший, чтобы отбить Баку у османов, увидел во сне святую женщину по имени Биби Хейбат. По информации Асафи, Салман Хан решает, что сон является признаком того, что они не смогут взять город. Он прекращает осаду города и отправляется посетить могилу Бибиэйбата. Миниатюра гробницы Бибиэйбат дана в Шуджаатнаме. В миниатюре усыпальница окружена садом, имеет шестигранную форму и купол. Гробница Биби Эйбат, видимая в передней части, дает информацию о важном религиозном памятнике Сефевидов. Не исключено, что информацию о сне Асафи узнал от иранцев во время своего плена или от жителей города во время пребывания в Баку. Асафи передает слова, которые Биби Хейбат сказала Салману Кхану во сне:

Он повернулся и дал матери ответ
Хотя мое желание глина, я сделал много хорошего,
Да останешься немытым Бадкуйе,
Сделаю по заказу...

 

Российская империя

Губали Фатали хан, приехавший в Баку навестить свою сестру (жену бакинского хана Малика Мухаммеда), скончался в марте 1789 года и был похоронен на кладбище Бибиэйбатской мечети. Его надгробие в настоящее время хранится в Музее истории Азербайджана.

К мечети Бибиэйбат совершаются религиозные паломничества, и она издавна славится своими чудодейственными свойствами. Известный французский писатель Александр Дюма, посетивший мечеть в 1950-х годах, писал в своей книге «Кавказ»:

«Мечеть — место поклонения бездетных женщин, они приходят сюда пешком, молятся и в течение года обретают способность иметь детей…»

По данным Думы, известный азербайджанский поэт Хуршидбану Натаван (княгиня Хасай-хана Усмиева в Думе) также посещал храм и менее чем через год у него родился сын. Позже на пожертвование Натевы была совершена поездка из Баку в мечеть Бибиэйбат.

Название мечети встречается в трудах местных и европейских исследователей и путешественников. Примеры: Аббасгулу Ага Бакиханов, Илья Березин, Борис Дорн, Николай Хаников, Евгений Пахомов. Азербайджанский историк Г. Садыги, написавший в 1925 году небольшую статью о мечети, дал следующее описание:

«В пяти милях к юго-западу от Баку находится село Шихов, на мысе Баил, на склоне горного рукава и на небольшом участке берега. Примечательно, что там находится старинная, красивая мечеть. моря к мечети, на восток от моря есть лестница, море на юг и север, сбоку дверь, рядом с мечетью высокий минарет, а также гробницы — мавзолеи, подвалы и могилы».

В 1911 году архитектор Хаджи Наджаф построил новое здание мечети в северной части усыпальницы на средства мецената Алескера Ага Дадашева. Также реконструированная гробница и древняя мечеть приобрели кубическую форму.

 

Разрушение мечети

После установления советской власти в Азербайджане в 1920 году началась борьба большевиков против религии. Бибиэйбатская мечеть, имеющая большое значение для верующих мусульман, стала мишенью новой власти, наряду с собором Провослава Александра Невского в Баку и польской католической церковью – костелом Непорочного зачатия Девы Марии.

В сентябре 1935 г. аз. ЦИК и Президиум Бакинского Совета приняли постановление «на основании жалоб трудящихся» и запретили проведение религиозных обрядов в мечетях: «Удовлетворить волнений 300 браший нефтепромысла им. Сталин о закрытии в сел. Шихово млодильного дома «Биби». . В 1936 году мечеть была разрушена. Многие постройки комплекса были разрушены после первого взрыва, минарет был разрушен только после третьего взрыва.

После разрушения мечети в том же году было принято решение о сохранении памятников архитектуры, имеющих историческое значение в Москве. Председатель Азкомстариса Саламова был сослан в Сибирь на 20 лет из-за разрушения мечети.

Позже на месте мечети была построена автомобильная дорога.

12 июля 1998 года третий президент Азербайджанской Республики Гейдар Алиев выступил с речью на церемонии открытия новой отреставрированной мечети и сказал:

«Здесь, в этом святом месте, 60 лет назад была зверски взорвана и разрушена некогда построенная мечеть. Большой удар был нанесен нашей духовности, нашим нравственным ценностям, исламской религии. Этот удар получил наш народ, наша нация. , был ранен, раздавлен, но уничтожен и не побежден этими ударами, вынужден был терпеть раны и страдания.

 

Восстановление мечети

После восстановления независимости Азербайджана начали восстанавливать разрушенные мечети. В 1994 году Гейдар Алиев подписал указ о строительстве новой мечети на месте разрушенной в 1936 году старой мечети.

План и размеры комплекса были восстановлены в 1980 году по фотографиям, сделанным незадолго до взрыва. Заметки известных путешественников, в том числе небольшая статья, написанная Г. Садыги в 1925 году, сыграли важную роль в восстановлении мечети. В статье Г. Садика описано состояние мечети в середине 1920-х годов.

В 1998 году началась реставрация нового здания в Бибиебет. Об этом сказал Гейдар Алиев на церемонии открытия, состоявшейся 12 июля 1998 года.

«Мечеть, которую вы видите сегодня, этот великий памятник, нас радует. Однако я считаю, что это первый этап работ. Это строительство должно быть полностью завершено согласно проекту. Сегодня я заявляю, что беру под свою защиту завершенный завершение комплекса этой мечети согласно проекту и создам все возможности для его реализации, окажу необходимое содействие».

Торжественное открытие новой мечети состоялось в мае 1999 года.

Реставраторы работали по сохранившимся старым эскизам. В архитектуре мечети использована азербайджанская технология – сетка, которая также использовалась во Дворце Шеки-хана в Шеки и мечети Шах-Аббаса в Гяндже. Слесарь-золотник Гасан Мустафаев сказал:

«Реставрация этого памятника требует деликатного подхода к каждому нюансу, ведь это мечеть-святыня, где отношение разное».
Также есть памятник, посвященный Ширваншаху II Фаррухзаду и Гейдару Алиеву.

Новый комплекс занимает больше земли, чем старый. Во дворе мечети планируется соорудить сквер для совместной молитвы нескольких тысяч верующих.

14 июля 2008 года состоялось торжественное открытие мечети после реконструкции. Церемонию возглавил IV Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев. В церемонии также приняли участие председатель Управления мусульман Кавказа шейхульислам Аллахшукюр Пашазаде, епископ Бакинской и Прикаспийской епархии Александр Ишеин, глава Горской еврейской общины Семен Ихиилов, глава Римско-католической церкви города Баку Ян Чапла.

 

Архитектура

Старая мечеть

Развитие комплекса мечети Бибиэйбат можно разделить на шесть этапов строительства. Каждый этап предполагает пристройку нового здания к комплексу. Поскольку этапы развития простирались с 13 века до начала 20 века, в строительстве зданий комплекса участвовали разные архитекторы. Самая старая часть – мечеть кубической формы в южной части гробницы, построенная в 1305-1313 гг., и примыкающий к ней с запада минарет. Архитектором этой части мечети является Махмуд ибн Сад. Минарет по своей архитектурной структуре соответствует ширвано-абшеронской школе зодчества и имеет большое значение для изучения развития подобных построек в Ширванском районе. Вершина минарета украшена узорами и «сталактитами». Над ним небольшая колонна, увенчанная арочным куполом. Балюстрада балкона была сделана из камня. Графическое исследование показывает, что длина минарета составляла около 22 метров.

По своему архитектурно-планировочному характеру Бибиэйбатская мечеть относилась к тому типу мечетей, который был распространен в средневековом Баку. Интерьер мечети состоит из длинного четырехугольного помещения с аркой. Полуарочная крыша, не доходящая до пола, посередине делит мечеть надвое. Полукруглый купол михраба на южной стене украшен сталактитами и резьбой.

 

Роль мечети в духовной жизни общества.

Мечеть построена на могиле сестры восьмого имама и девятого непогрешимого имама Мусар-Ризы (а). До строительства мечети это место считалось священным из-за того, что Хакима Ханум принадлежала потомкам Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Позже, со строительством мечети, она стала местом поклонения и местом поклонения людей. В то время на территории возле мечети поселились уважаемые богословы общества - шейхи, и многие из них были похоронены в этом месте после смерти.

Мечеть стала «врагом» большевиков из-за своего духовного значения во времена СССР. В 1936 году мечеть взорвали, могила Хакима пострадала. Однако после этого случая мечеть не считалась священной среди религиозных людей. Люди до сих пор продолжают получать духовную поддержку от этого места.

Мусульмане пожелали восстановить мечеть в этом святом месте. После распада СССР, когда люди обрели свободу вероисповедания, мечеть восстановили. Сегодня мечеть Бибиэйбат, где покоятся могилы четырех человек из рода Пророка, занимает третье место по количеству святых могил в исламском мире.