Храм Огня Атешгях (Баку), Азербайджан

Храм Огня Атешгях (Баку)

 

Описание Храма Огня Атешгях

Входная плата: взрослый - 2 маната, студент - 0,4 маната, детская - 0,2 AZN

Храм Огня Атешгях Абшеронском полуострове стоит на окраине деревни Амираджаны. Языческий храм огнепоклонников называется «Атешгях» или «Атешгах», который можно буквально перевести как «Дом огня». В течение нескольких столетий здесь было построено несколько религиозных зданий, построенных зороастрийцами, индусами и сикхами.

Современный религиозный комплекс зданий храма Аташга Огня восходит к 1713 году, но признаки первых поклонников огня восходят к античности. Храм Огня Атешгях был построен на месте геологической щели в Земле, что позволяет природному газу достичь до поверхности Земли. Здесь он соединяется с кислородом и начинает гореть непрерывно. Излишне говорить, что эти природные явления почитались древними людьми как знак богов. Зороастрийское святилище было построено так, чтобы поклоняться так называемым «семи лучам огня». Храм Огня Атешгях состоит из 26 келий и главной комнаты с воротами. Рядом с главным храмом Атешгях была небольшая яма, где жрецы сжигали мертвые тела в священном огне.

Чудесный природный вечный огонь привлекал тысячи людей на протяжении нескольких столетий. Паломники приходили в такие далекие места, как Европа, Индия и Аравия. К сожалению, около 1880-х годов огонь прекратился. Местная зороастрийская община приняла это как знак богов и решила покинуть район, покинув свой храм. Храм Атешгях был восстановлен и открыт для публики в 1975 году как филиал Государственного историко-архитектурного музейного заповедника. В 1998 году храм Храма Атешгях был добавлен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Этимология

Персидский топоним Атешгях (с русским/азербайджанским произношением: Атешгях/Атешгях) буквально означает «дом огня». Термин персидского происхождения атеш (آتش) означает «огонь» и является заимствованием на азербайджанском языке; этимологически он связан с ведическим атхарван. Гах ( گاہ ) происходит от среднеперсидского и означает «трон» или «кровать» и родственно санскритскому gṛha, означающему «дом», который в популярном использовании становится гах. Название связано с тем фактом, что это место расположено на ныне истощенном месторождении природного газа, которое когда-то вызывало спонтанное возгорание природного пожара, когда газ выходил из семи естественных отверстий на поверхности. Сегодня костры в комплексе питаются газом, подведенным из Баку, и зажигаются только для посетителей.

Сураханы, название города, где расположен Атешгях, вероятно, означает «район дыр» (سراخ/suraakh в переводе с персидского означает «дыра»), но, возможно, также может быть отсылкой к свечению огня (سرخ/sorkh/ surkh в переводе с персидского означает «красный»). Историческим альтернативным названием Азербайджана в целом было Одлар Юрду, что по-азербайджански означает «страна огней». Этимология на санскрите для Сураханы - «рудник богов» от суры, которая означает «боги», противостоящие асурам, демонам.

Сураханы на тати (язык сурахан, близкий к персидскому) означает «дыра с фонтаном».

 

История

Сураханы расположены на Апшеронском полуострове, который известен тем, что является местом, где нефть естественным образом сочится из-под земли и постоянно горит пламя — как на Янар-Даге — подпитываемое парами природных углеводородов, исходящими из горных пород.

Сара Ашурбейли отмечает, что Атш – это искаженное Атеш («огонь»), а Атши-Багуан означает «Огни Багуана», имея в виду Баку. Слово Багуан происходит от слова Бага, что означает «Бог» на древнеперсидском языке, и Бхага, также означает «Бог» на санскрите.

«Семь нор с вечными огнями» упоминал немецкий путешественник Энгельберт Кемпфер, посетивший Сураханы в 1683 году.

Эстахри (10 век) упоминает, что недалеко от Баку (т.е. на Апшеронском полуострове) жили огнепоклонники. Это подтвердил Мовсес Дасхуранци в своем упоминании провинции Бхагавана («Поля богов», т.е. «огненных богов»).

В 18 веке Аташгях посетили зороастрийцы. Надпись персидского почерка насх над входным проемом одной из келий, говорящая о визите зороастрийцев из Исфахана:

Персидская надпись:

آتشی صف کشیده همچون دک

جیی بِوانی رسیده تا بادک

سال نو نُزل مبارک باد گفت

خانۀ شد رو سنامد (؟) سنة ۱۱۵٨

 

Перевод:
Пожары стоят в очереди
Эсфахани Бовани приехал в Бадак [Баку]
«Благословил щедрый Новый год», сказал он:
Дом был построен в месяце Еар в 1158 году.

 

1158 год соответствует 1745 году нашей эры. Бован (современный Бованат) — деревня недалеко от Исфахана. Слово Бадак является уменьшительным от Бад-Кубе. (Название Баку в источниках 17 и 18 веков было Бад-е Кубе). В конце ссылки находится созвездие Сомболе/Дева (август-сентябрь). В названии месяца мастер по ошибке переставил «л» и «ч» в конце слова. По зороастрийскому календарю Кадими Новый год в 1745 году нашей эры приходился на август.

Интересные сведения о зороастризме в Баку дает Д. Шапиро в книге «Караим с Волыни встречает зороастрийца из Баку». Авраам Фиркович, караимский собиратель древних рукописей, писал о своей встрече в Дербанде в 1840 году с бакинским огнепоклонником. Фиркович спросил его: «Почему ты поклоняешься огню?» Огнепоклонник ответил, что он поклоняется не огню, а Творцу, символизируемому огнем, — «материи» или абстракции (и, следовательно, не личности), называемой К’рц’. Пехлеви К'рц (от авестийского кирдар или санскритского крт) означает «тот, кто делает» или «творец».

 

Здание

Некоторые ученые предполагают, что Атешгях мог быть древней зороастрийской святыней, которая была уничтожена вторгшимися исламскими армиями во время мусульманского завоевания Персии и соседних регионов. Утверждается также, что, «согласно историческим источникам, до строительства индийского Храма Огня (Аташгях) в Сураханах в конце XVII века местные жители также поклонялись на этом месте из-за «семи отверстий с горящее пламя».

Огонь считается священным в индуизме и зороастризме (как Агни и Атар соответственно), и ведутся споры о том, была ли Аташгях изначально индуистской или зороастрийской структурой. Трезубец, установленный на вершине сооружения, обычно является явно индуистским священным символом (как Тришула, которая обычно устанавливается на храмах), и зороастрийские ученые ссылаются на него как на конкретную причину, по которой Аташгях считается индуистским местом. Однако в азербайджанской презентации по истории Баку, в которой святыня называется «индуистским храмом», трезубец идентифицируется как зороастрийский символ «добрых мыслей, добрых слов и добрых дел». хотя символ трезубца не связан с зороастризмом

Один ранний европейский комментатор, Джонас Хэнвей, объединил зороастрийцев, сикхов и индусов в одну группу в отношении их религиозных верований: «Эти мнения, с некоторыми изменениями, до сих пор поддерживаются некоторыми из потомков древних индийцев и персов, которых называют геберы или гауры, и очень усердно сохраняют религию своих предков, особенно в отношении их почитания элемента огня». Гебер — это персидский термин, обозначающий зороастрийцев, а гауры — священническая индуистская каста. Более поздний ученый, А. В. Уильямс Джексон, провел различие между этими двумя группами. Заявив, что «типичные черты, которые упоминает Хэнвей, явно индийские, а не зороастрийские», основанные на одежде и тилаках прихожан, их строго вегетарианской диете и открытом почитании коров, он оставил открытой возможность того, что несколько «настоящих габров (то есть зороастрийцев) , или парсы)», возможно, также присутствовали в святилище вместе с более крупными индуистскими и сикхскими группами.

 

Индийские местные жители и паломники

В позднем средневековье по всей Центральной Азии существовали значительные индейские общины. В Баку индийские купцы из района Мултан в Пенджабе контролировали большую часть коммерческой экономики (см. Также Караван-сарай Мултани). Большая часть изделий из дерева для кораблей на Каспии также была сделана индийскими мастерами. Некоторые комментаторы предполагают, что индийская община Баку могла нести ответственность за строительство или реконструкцию Атешгях.

Когда европейские ученые и исследователи начали прибывать в Среднюю Азию и на Индийский субконтинент, они задокументировали встречи с десятками индуистов у святыни, а также с сикхскими паломниками по пути в регионы между Северной Индией и Баку.

« Reise durch Russland» Самуэля Готлиба Гмелина (1771 г.) цитируется в « Reise in den Caucasus» Карла Эдуарда фон Эйхвальда (Штутгарт, 1834 г.), где натуралист Гмелин, как говорят, наблюдал за аскезами йогов, совершаемыми преданными. Геолог Эйхвальд ограничивается упоминанием поклонения Раме, Кришне, Хануману и Агни. В отчете Джорджа Форстера из государственной службы Бенгалии за 1784 год квадратное строение было около 30 ярдов в поперечнике, окружено низкой стеной и содержало множество квартир. У каждого из них была небольшая струя сернистого огня, выходящая из воронки, «построенной в форме индуистского алтаря». Огонь использовался для поклонения, приготовления пищи и обогрева, и его регулярно гасили.

 

«Храм Атешгях внешне похож на обычный городской караван-сарай — своего рода постоялый двор с большим центральным двором, где останавливались на ночлег караваны. сопровождающих - индийских аскетов, посвятивших себя культу огня, - и для паломников, выстроившихся вдоль стен».

Зороастрийские местные жители и паломники
Есть данные, что помимо индусов в храме присутствовали зороастрийцы (парсы и гебры) и сикхи. Шарден в XVII веке сообщал о персидских гебрах, поклонявшихся вечно горящему огню, находившемуся в двух днях пути от Шемахи (на Апшероне).

Энгельберт Кемпфер, посетивший Сураханы в 1683 г., писал, что среди людей, поклонявшихся огню, двое мужчин являются потомками переселившихся в Индию персов.

Французский иезуит Вилот, живший в Азербайджане с 1689 года, сообщает, что Атешгях почитался индусами, сикхами и зороастрийцами, потомками древних персов.

Немецкий путешественник Лерх, посетивший храм в 1733 году, писал, что здесь находятся 12 гебров или древнеперсидских огнепоклонников».

Дж. Хэнвей посетил Баку в 1747 г. и оставил несколько записей об Атешгяхе. Людей, поклонявшихся огню в Атешгях, он называет «индейцами», «персами» и «гебрами».

С. Гмелин, посетивший Атешгях в 1770 г., писал, что в нынешних Атешгях жили индейцы и потомки древних гебров.

В 1820 году храм посещает французский консул Гамба. Согласно Гамбе, здесь жили индусы, сикхи и зороастрийцы, последователи Зороастра.

Англичанин Ашер посетил Атешгях 19 сентября 1863 г. Он называет его «Аташ Джа» и говорит, что здесь бывают паломники из Индии и Персии. Немецкий барон Макс Тильман посетил храм в октябре 1872 г. и в своих мемуарах пишет, что община парсов Бомбея направила сюда священник, который через несколько лет будет заменен. Его присутствие необходимо, так как сюда приезжают паломники с окраин Персии (Йазд, Керман) и из Индии и остаются в этом священном месте на несколько месяцев или лет.

В 1876 году английский путешественник Джеймс Брюс посетил Атешгях. Он отметил, что бомбейский парси Пунчаят обеспечивает постоянное присутствие в храме своего священника. Пьер Понафидин посетил храм в это же время и упомянул о двух священниках из Бомбея. Э. Орсолл, посетивший храм после Брюса, рассказывал, что после того, как священник-парс умер в 1864 году, парс-пунчаят Бомбея через несколько лет прислал сюда другого священника, но паломники, пришедшие сюда из Индии и Ирана, уже забыли святилище, а в 1880 году никого не было. О'Донован посетил храм в 1879 году и рассказывает о религиозном поклонении Гебресу.

В 1898 году в журнале «Мужчины и женщины Индии» была опубликована статья «Древний зороастрийский храм в Баку». Автор называет Атешгях «храмом парсов» и отмечает, что последний зороастрийский жрец был отправлен туда около 30 лет назад ( Дж. Генри в 1905 г. в своей книге также отметил, что 25 лет тому назад (т.е. примерно в 1880 г.) в Сураханах умер последний священник-парс.

Парси Дастур Дж.Дж. Моди, посетивший это место в 1925 году, подчеркнул, что это не зороастрийский храм из-за его дизайна и других соображений. Он считал, что это индуистский храм.

 

Надписи и вероятный период постройки

На Атешгях есть несколько надписей. Все они написаны либо на санскрите, либо на пенджаби, за исключением одной персидской надписи, которая находится под сопровождающим санскритским обращением к Господу Ганеше и Джвала Джи. Хотя персидская надпись содержит грамматические ошибки, обе надписи содержат одну и ту же дату 1745 года нашей эры (Самват 1802 и 1158 год хиджры/١١٥٨). В совокупности даты на надписях варьируются от Самвата 1725 года до Самвата 1873 года, что соответствует периоду с 1668 по 1816 год нашей эры. Это, в сочетании с оценкой того, что строение выглядит относительно новым, побудило некоторых ученых постулировать 17 век как вероятный период его строительства. В одном из сообщений прессы утверждается, что существуют местные записи, в которых говорится, что сооружение было построено общиной бакинских индуистских торговцев примерно во время падения династии Ширваншахов и присоединения к Российской империи после русско-персидской войны (1722–1723).

Надписи в храме на санскрите (письмом Нагари Деванагари) и пенджаби (письмом Гурмукхи) идентифицируют это место как место поклонения индуистов и сикхов и утверждают, что оно было построено и освящено для Джвала Джи, современного индуистского божества огня. Джвала означает пламя на санскрите (ср. индоевропейские родственные слова: протоиндоевропейский guelh, английский: свечение, литовский: zvilti), а Джи - почетное обращение, используемое на Индийском субконтиненте. В Гималаях, в поселении Джаваламукхи, в районе Кангра штата Химачал-Прадеш, Индия, есть знаменитый храм Джвала Джи, на который Аташга очень похож и на который некоторые ученые (например, А. В. Уильямс Джексон) предложили нынешнюю структуру. может быть смоделировано. Однако другие ученые заявили, что некоторые преданные Джвала Джи называли святыню Кангра «меньшей Джвала Джи», а бакинскую святыню - «большой Джвала Джи». Другие божества, упомянутые в надписях, включают Ганешу и Шиву. Надписи на языке пенджаби являются цитатами из Ади Грантх, а некоторые из надписей на санскрите взяты из текста Сат Шри Ганешая намах.

 

Экзамен зороастрийскими священниками

В 1876 году Джеймс Брайс посетил этот регион и обнаружил, что «самым замечательным минеральным продуктом является нафта, которая извергается во многих местах, но наиболее обильно близ Баку, на побережье Каспийского моря, сильными источниками, некоторые из которых, как говорят, всегда гореть». Не называя Аташгях по имени, он упомянул о зороастрийцах, что «после того, как они были изгнаны из Персии магометанами, которые их люто ненавидят, некоторые из них время от времени прокрадывались сюда в паломничествах» и что «под более терпимым влиянием царя, одинокого жреца огня поддерживает община парсов Бомбея, населяющая небольшой храм, построенный над одним из источников».

Храм был осмотрен в конце 19-го и начале 20-го века дастурами парси, некоторые из которых также посетили Джвала Джи в Кангре в Гималаях. Основываясь на надписях и структуре, они пришли к выводу, что храм был индуистской и сикхской святыней. В 1925 году зороастрийский священник и академик Дживанджи Джамшеджи Моди отправился в Баку, чтобы определить, действительно ли храм когда-то был зороастрийским местом поклонения. До этого (и снова сегодня) это место посещали зороастрийские паломники из Индии. В своих «Путешествиях за пределы Бомбея» Моди заметил, что «не только я, но и любой парс, немного знакомый с религией наших индуистских или сикхских братьев, их храмами и их обычаями, изучив это здание с его надписями, архитектурой и т. что это не [зороастрийский] Аташ Каде, а индуистский храм, брахманы (жрецы) которого поклонялись огню (санскрит: Агни)».

Помимо вещественных доказательств, указывающих на то, что комплекс был индуистским местом поклонения, существующие структурные особенности не согласуются с таковыми для любых других зороастрийских или сикхских мест поклонения (например, кельи для аскетов, камин, открытый во все стороны, склеп и нет источника воды. Нельзя исключать, что это место могло когда-то быть зороастрийским местом поклонения. Как индуистский храм он считается принадлежащим одному из четырех основных храмов огня Джвала Джи.

Дж. Унвала посетил храм в 1935 г. и отметил, что его строение выполнено в чистом сасанидском стиле.

Исчерпание природного газа
Когда-то огонь подпитывался жерлом из подземного месторождения природного газа, расположенного прямо под комплексом, но интенсивная эксплуатация запасов природного газа в этом районе во время советской власти привела к тому, что пламя погасло в 1969 году. Сегодня огонь музея питается магистральным газом, подведенным из города Баку.

Заявленный визит царя Александра III
Местные жители утверждали, что в 1925 году посетил зороастрийский дастур, что русский царь Александр III, находившийся в Баку в 1888 году, был свидетелем индуистских огненных молитвенных ритуалов в этом месте. Однако последнее утверждение не было подтверждено.

Общественное признание
Изображение Бакинского Храма Огня было включено в первый выпуск почтовых марок Азербайджана, выпущенный в 1919 году, двух номиналов. На заднем плане видны пять нефтяных вышек.

Указом президента от декабря 2007 года храмовый комплекс, который до сих пор официально относился к «Государственному историко-архитектурному музею-заповеднику «Комплекс Дворца Ширваншахов», был объявлен Государственным историко-архитектурным музеем-заповедником «Дворцовый комплекс Ширваншахов». отдельный заповедник правительством Азербайджана («Государственный историко-архитектурный заповедник храм Атешгях, Государственным историко-архитектурным заповедником «Храм Атешгях»).

В июле 2009 года президент Азербайджана Ильхам Алиев объявил о выделении гранта в размере 1 млн манатов на содержание святыни.

В апреле 2018 года бывший министр иностранных дел Индии Сушма Сварадж посетила святыню и выразила ей свое почтение.