Нахичевань, Азербайджан

Нахичевань — подчиненный город Азербайджанской Республики, административный центр Нахчыванской Автономной Республики. В разное время он входил в состав империи Ахеменидов, Атропатены и Азербайджанской Албании, а после 4 века нашей эры входил в состав государства Сасанидов. Постановлением Милли Меджлиса Азербайджанской Республики от 1 марта 2003 года № 423-IIQ поселки Башбаши, Дашдуз и Гаргалыг в составе Нахчыванской городской административно-территориальной единицы Нахчыванской Автономной Республики были исключены из состава территориальных единиц Нахчыванской Автономной Республики. город.

 

Как добраться

Международный аэропорт Нахчыван (NAJ IATA). Рейсы из Баку, Гянджи, Стамбула и Москвы-Внуково

 

Достопримечательности

Мавзолей Момине Хатун. Высокая восьмиугольная надгробная башня XII века с куфической арабской каллиграфией и керамическим орнаментом. Бесплатно.
Музей под открытым небом. Коллекция древних каменных артефактов и статуй в парке, прямо у мавзолея Момине Хатун. Бесплатно.
Гызлар Булаги (возле момунэ хатун).
Музей Гейдара Алиева. Музей, посвященный первому президенту Азербайджана, родившемуся в Нахчыване.
Дворец ханов. Дворец в том же парке, что и мавзолей Момине-хатун, с небольшим музеем внутри. Само здание и сады красивые, но многие экспонаты только на азербайджанском языке.
Флагшток (Байрак Музей). Высокий флагшток на холме на северной окраине города Нахчыван с впечатляющим видом на горизонт, реку Аракс и гору Арарат. Также музей внутри. Впечатляет по вечерам, когда парк освещается. Через дорогу возле автовокзала мозаика советских времен.
Нахчыванский замок и исторический музей. Отреставрированный замок на юге города, который выглядит немного в стиле Диснея, но со стен открывается впечатляющий вид на город и окрестности. Персонал может провести бесплатную экскурсию по музею истории в центре комплекса. Бесплатно.
Гробница Ноя. Прямо возле Нахчыванского замка. Предполагаемая гробница пророка Ноя (хотя Палестина и Иордания не согласны). Красиво построенная восьмигранная башня, выделяющаяся на фоне бескрайних равнин Нахчывана позади. Персонал может провести экскурсию по небольшому музею внутри. Бесплатно.
Музей ковров

 

Этимология имени

Существуют различные этимологические толкования топонима «Нахчыван», одного из древнейших топонимов. Говорят, что он был построен в 1539 году нашей эры. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона основание города Нахчыван записано в до н.э. Упоминается, что он был построен в 1539 году. В современной науке основание города Нахчыван до н.э. Идея разместить его в 1500 принята.

Самые ранние сведения о городе принадлежат историку Иосифу Флавию (1 век до н.э.) и греческому географу Клавдию Птолемею (2 век до н.э.).

Еврейский историк Иосиф Флави упоминает топоним «Апобатерион» (греч. Αποβατήριον) как место, где остановился Ноев ковчег, что также звучит как «Нахчыван» и упомянутый топоним относится к современному городу Нахчыван.

Еврейский историк Иосиф Флави пишет, что образование топонима Нахчыван связано с легендой о Ное. Пророк Ной был спасен в построенном по повелению Бога ковчеге вместе со своей семьей и животными, которых он взял и поселил на территории нынешнего Нахчывана. Топоним «накс» «хи» «ван» делится на 3 компонента, причем «накс» — имя пророка Ноя, «хи» — суффикс, образующий имя в тюркских языках, а «ван» — окончание, которое означает обитель и место на иранских языках.

В труде Птолемея «География» впервые упоминается название города Нахчыван как «Наксуана» (греч. Ναξουὰνα, англ. Наксуана) и указывается географическое положение города.

Дж.Джафаров выдвинул гипотезу о том, что название города имеет тюркское происхождение и создано до нашей эры, и что в первоначальном варианте это было «Акчибан» (название древних тюрков, белых асов – огуз), состоящее из четырех частей ( ак+три+эб+десять).

 

Окрестности

По дате 1590 года он состоял из 12 кварталов:
Ходжа-бейский квартал 107 домов (535 чел.)
Район Тиз Хараб 10 домов (50 человек)
Кунбад и другие туркмены
Квартал Молла Ахмади
Квартал Кади Джихан
Джахан квартал
Квартал Сейид Гусейн
квартал Ахмади
квартал Мирзы
Квартал Шахаб
Хузе Мерек

 

История

Античность

Археологические исследования, проведенные на территории Нахчывана, не оставили сомнений в том, что город имеет очень древнюю историю. В IX-VI веках Нахчыван входил в состав древних государств Манна, Ишгуз и Мидия. Нахчыван уже был одним из известных городов во время правления Мадаев. В 663 году Нахчыван подвергся нападению скифов и понес значительный ущерб.  С середины VI века (после упадка Мидийского государства в 550 г. до н.э.) до н.э. До 30-х годов IV века город находился под властью государства Ахеменидов (Хахаманиши).

После падения империи Ахеменидов Нахичевань и Боспорская провинция вошли в состав до н.э. С IV века до н.э. До 1-й половины 1-го века он входил в состав только что созданного государства Малая Мидия - Атропатена. В этот период Нахчыван значительно расширил экономические и культурные связи с рядом городов Ближнего Востока, установил тесные торговые связи с древними государствами. Хотя территория Нахчывана была оккупирована великими армянскими царями Арташесом I и Тиграном II в I веке, город был освобожден вскоре после этого и уже б. е. С I века город Нахчыван входил в состав Кавказской Албании.

Территория Нахчывана сначала была включена в Орхистена-Араксену (историческая провинция, расположенная в области среднего и нижнего Приараз) Кавказской Албании, а затем в Сисаканско-Сюникскую провинцию. Сасанидский правитель Шапур II (309–379) разрушил город Нахчыван во время Кавказского похода (364–367) и взял в плен 18 тысяч семей. Нахождение Кавказской Албании под влиянием Сасанидов временами приводило к тому, что Нахчываном управляли сасанидские наместники - марзбаны. В этот период резиденция сасанидских правителей была перенесена из Двина в Нахчыван, и Нахчыван стал одной из военно-стратегических позиций сасанидских правителей. В городе стояли крупные сасанидские войска.

 

Средневековый век

В раннем средневековье Нахчыван развивался и рос. Именно в этот период в Нахчыване во времена правления Йездагирда III, одного из сасанидских царей (632-651), была построена крепость Езидабад.

С первой половины VI века в Нахчыване начал действовать сасанидский монетный двор. Он считается одним из старейших монетных дворов Азербайджана. Историк - нумизмат проф. По данным Ю. А. Похомова, серебряные дирхемы с клеймом «Нахч», отчеканенные от имени сасанидских правителей, принадлежат Нахчыванскому монетному двору. Нахчыван был одним из городов Атропатены-Адербайгана, который был разрушен в 625 году в результате похода византийского императора Ираклия (619-641).

В 654 году Нахчыван был захвачен арабами во время правления халифа Османа ибн Аффана (644-656). Согласно мирному соглашению, заключенному между арабским эмиром Хабибом ибн Масламой и народом Нахчывана, жители Нахчывана обязались ежегодно выплачивать джизью и дань Халифату. В 656 году у Нахчыванской крепости произошло ожесточенное сражение между войсками халифата и византийцами. Нахчыван, один из главных оплотов против Византии, был административным и военным центром Арабского халифата в Азербайджане и одной из главных резиденций арабских эмиров.

Нахчыван был одним из регионов, где широко распространялось и поддерживалось движение хуррами, поднявшееся против арабского халифата в Азербайджане в IX веке. С административной точки зрения Нахчыван входил в состав III эмирата Арабского халифата. В IX веке Нахчыван вместе с провинцией Басфурраджан (Васпуракан) заплатил в казну Арабского халифата дань в размере 100 тысяч дирхемов.

С конца IX века Нахчыван вошел в состав государства Саджи и оставался под его властью до 30-х годов X века. После распада государства Саджи Нахчыван все еще находился под контролем Дейсама ибн Ибрагима (932-937), одного из их эмиров. Затем Нахчыван стал частью Саларианского государства. Начиная с конца 10 века Нахчыван входил в состав государства Раввадиса, которое около века играло важную роль в истории Азербайджана.

С конца 10 века до 60-х годов 11 века Нахчыван был столицей феодального государства Нахчываншахлыг. Нахчываншахом правила династия арабского происхождения, известная в источниках как Абу Дулафис и Дулафис.

После того, как сельджукский султан Алп-Арслан (1063-1072) положил конец господству государства Раввади в южных провинциях Азербайджана, он завоевал Нахчыван и построил там резиденцию. Наместник сельджуков от Азербайджана сидел в Нахчыване.

Город Нахчыван был столицей Атабекского государства Азербайджана с 30-х годов 12-го века до середины 70-х годов[36]. Согласно последним исследованиям, проведенным по исторической географии Нахчывана, город Нахчыван присоединился к государству Эльдениз после 1146 года и стал главным центром. Согласно Мирхонду, Шамседдин Эльдениз, покорив Арран, воспользовался неразберихой, вызванной смертью (1146 г.) Чавли, наместника султана Масуда в Азербайджане, и присоединил к своим владениям Нахчыван. После этого Эльдениз перенес столицу в Нахчыван и стал владельцем значительной части Азербайджана. Ссылаясь на Мхитар Гоша, академик З.Буньядов также указал дату включения Нахчыванской области в состав рода Эльденизов как 1146 год, а в период с 1136 по 1146 год резиденция Эльдениза располагалась в городе Барда, который считается центром провинции Арран. Потому что в «Селджугнаме» Захиреддин Нишапури сообщает об отъезде султана Масуда в свою резиденцию в Барде в 1136 году, когда султан Масуд передал Арран Эльденизу. Перенос центра в Нахчыван позволил уделить особое внимание развитию города, его благоустройству и укреплению.

В 1221 году город Нахчыван был разрушен монголами, его жители были ограблены и разграблены. В 1225 году Джалалуддин Мангбурни, сын харазмшаха Мухаммеда, вторгся в Нахчыван. Восстание против него произошло в Нахчыване. В 30-х годах 13 века Нахчыван был включен в состав Золотой Орды. В 1257 году он стал частью государства Хулакул.

Из источников 13 века известно, что Азербайджан, входивший в состав государства Эльхан, делился на девять округов, одним из которых был Нахчыванский округ. Нахчыванский округ охватывал территорию современной Нахчыванской МО, включая город Нахчыван. В этом районе располагались 5 из 27 крупных городов Азербайджана - Нахчыван, Ордубад, Азад, Анджан и Маку.

В 1386 году Нахчыван был захвачен и разрушен правителем Красной Орды Тохтамышем. В 1387 году Нахчыван был захвачен войсками Амира Теймура. Нахчыванцы упорно сопротивлялись войскам Тимура в течение 14 лет (1387-1401) в крепости Алинджа.

Город Нахчыван входил в состав государств Карагоюнлу и Аггоюнлу Азербайджана с 1412 года и с 1468 года. В 16 веке Нахчыван входил в состав государства Сефевидов. В 1501 году на территории Нахчывана произошла Шарурская битва между Сефевидами и Аггоюнами. После победы в этой битве войска Сефевидов захватили город Нахчыван.

Во время Сефевидско-османских войн (1514, 1553, 1554, 1579, 1585, 1590, 1605, 1635) в 16-17 веках город Нахчыван неоднократно подвергался разрушениям и разграблениям. В 1603 году шах Аббас I взял Нахчыван под свою власть и превратил его в военный лагерь. Управление городом было возложено на Максуда Султана Кенгерли. В 1605 году османские войска оккупировали Нахчыван, Нахчыван присоединился к Османской империи. Согласно летописи XVII века, в Нахчыване не осталось ни одного нетронутого здания.

 

Новая эра

Нахчыван был завоеван войсками Надир-шаха Афшара в начале XVII века и попал под власть афшаров. После убийства Надир-шаха (1747 г.) вождь племени кангар Гейдаргулу-хан изгнал из Нахчывана наместника Надир-шаха Ага Гасана, объявил себя ханом и основал Нахчыванское ханство. Город Нахчыван стал столицей ханства.

По Туркменчайскому договору 1828 года Нахчыван был включен в состав царской России. После присоединения Нахчывана к царской России царское правительство переселило на территорию Нахчыванского ханства десятки тысяч армянских семей из Ирана и Восточной Анатолии, резко изменилась демографическая структура Нахчывана. Территория Нахчывана также вошла в состав армянской области, созданной в Азербайджане.

В 1841 году Нахчыван был превращен в аварийный центр. Городская реформа царизма, осуществленная в 1870 году, была применена к городу Нахчыван, а также к другим городам Азербайджана.

В конце 1917 года усиление территориальных претензий армян к Нахчывану превратилось в реальную угрозу в начале 1918 года, когда регулярные дашнакские вооруженные отряды под предлогом борьбы с турками разрушили многие села Нахчывана, убивая мирное население.

 

Современная эпоха

После того, как 26-28 мая 1918 года Грузия, Азербайджан и Армения объявили о своей независимости, дашнакское правительство Армении начало проводить политику аннексии Нахчывана. Только отправка в регион турецких солдат и активное сопротивление местного населения предотвратили попадание Нахчывана под контроль армян. По Мудросскому миру (1918 г.) Турция была вынуждена вывести свои войска из Нахчывана.

В ноябре 1918 года в регионе была создана Араз-Турецкая республика, но англичане, оккупировавшие Нахчыван в начале 1919 года, не признали молодую республику и объявили Нахчыван и Шарурский район территорией Армении, не спросив мнения народа. Араз-Турецкая республика пала. В июле 1919 года дашнаки с помощью англичан захватили Нахчыван. Вскоре после этого воинские части Нахчыванского национального комитета, воспользовавшись уходом англичан из Нахчывана, изгнали дашнакскую регулярную армию из Нахчывана.

28 апреля 1920 года в Баку и 28 июля в Нахчыване провозглашение Советской власти и образование Азербайджанской ССР, передача Зангезура из состава Азербайджана в состав Армении и отделение Нахчывана от Азербайджана поставили вопрос об автономии Нахчывана на передний план. Повестка дня. После провозглашения советской власти в Армении 29 ноября 1920 года правительство Армянской ССР предпринимало неоднократные попытки аннексировать Нахчыван, но в январе 1921 года 90 процентов населения Нахчывана проголосовало за вхождение в состав Азербайджанской ССР на автономном уровне. Нахчыван стал столицей республики 9 февраля 1924 г., когда после подписания Московского и Карского договоров (1921 г.), окончательно определивших автономный статус Нахчыванской ССР, была образована Нахчыванская СССР.

 

Культура

Нахчыван, расположенный на Великом шелковом пути и называемый воротами Востока, в 2018 году был объявлен столицей исламской культуры.

Архитектура
Земля Нахчывана известна на Ближнем Востоке своими редкими архитектурными образцами с древних времен. Город Нахчыван был городом с укрепленной системой обороны и ценными архитектурными памятниками в древности и средневековье. Остатки сырцовых и плоских построек древнего зодчества Нахчывана от поселений конца 3-го - начала 2-го тысячелетий, ранние городские стоянки, окруженные величественными крепостными стенами, прямоугольные и полукруглые башни на территории Нахчывана (Культепе I и Культепе II, Говургала, Карабаглар, Оглангала, Пловтепе, Газанчи, Вайхир, Чалхангала и др.). Эти памятники выявили связи Азербайджана и Нахчывана с высокоразвитыми культурными центрами Ближнего Востока. Жилые поселения, циклопические постройки, памятники материальной культуры и архитектуры, замки, укрепления, строительные материалы, строительная техника и т.д. Нахчывана, относящиеся к разным историческим периодам. привлекает внимание своим богатством.

Нахчыван – крупный город в Азербайджане, построенный и укрепленный на высоком месте, с большим населением. Здесь было построено множество дворцов, загородных замков, особняков (особняков) и парадных зданий. Рядом с городом были построены каменные форты, а внутри форта построены медресе и мечети. Внутри замка есть родник. Все сооружение было выполнено из извести и обожженного кирпича. Большинство трех- и четырехэтажных киосков представляют собой замки. Вокруг города есть деревни (савад) и ручьи. Став столицей Атабекского государства Азербайджана, Нахчыван стал политическим, экономическим, культурным и художественным центром Азербайджана, территория города, обогащенная великолепными архитектурными памятниками и великолепными ансамблями, расширилась до реки Араз.

Мост, построенный через Араз, соединил международные торговые пути Нахчывана с Великим шелковым путем, соединяющим страны Дальнего и Среднего Востока с Европой. Под руководством архитектора Аджеми Нахчивани на месте усыпальницы Момины Хатун был создан Архитектурный комплекс «Атабайлер». В комплекс входили дворец Атабайлар, Джума-мечеть, медресе, казенный дом, усыпальница Момуна-хатун, двойной минарет капитель и другие памятники.

Эвлия Чалаби, Таварие, Шарден, Дюбуа де Монпере, Морье, Роберт Кер Пертер, приехавшие в Нахчыван, удивили восточных и европейских историков, географов, путешественников и миссионеров. Известный искусствовед М. В. Алпатов писал, что человеческая свежесть, заложенная в произведениях восточных классиков, таких как Фирдоуси и Низами, присутствует и в памятниках Нахчывана. Известный тюрколог Мурад Аджи называл землю Нахчывана, богатую историческими и культурными памятниками, «Вторым Алтаем». На одной из центральных улиц города Нахчыван, в районе могилы Момины Хатун, установлен памятник зодчему Аджами Абубакр оглы Нахчывани.

Нахчыванская архитектурная школа основывалась на точных математических расчетных методах. Памятники строились на основе точных расчетов и обмеров, планирования, размещения и точного расположения орнаментов и надписей. Модульная система памятников, пропорциональные схемы, строение арок и куполов, точные размеры восьмиугольных поверхностей были невозможны без математических расчетов. Под влиянием этой школы был создан ряд архитектурных композиций в странах Ближнего Востока. Нахчыванская архитектура известна не только памятниками каменного зодчества, но и памятниками, основным строительным материалом которых является краснообожженный и лиловый черепичный кирпич (архитектурный комплекс Имамзаде и др.).

Он утратил былое величие в результате монгольских нашествий, возродился, как и другие азербайджанские города, в период правления правителей Эльхани, пострадал от разрушительных войн между эмирами Чобани и Джалаири во второй половине XIV века, подвергся убийству. и разбоем во время походов красноордынских ханов Тохтамыша и Амира Теймура, и неоднократно разрушался в 16 в. Нахчыван, дважды разрушенный в первой половине 17 в., утратил былую славу, ведущую роль и положение в политической, экономической и культурной жизни Азербайджана. Военно-политические события нанесли значительный ущерб таким культурным центрам, как Джульфа, Ордубад, Айлис.

В городе были 3-4-этажные жилые дома, дворянские дворцы, множество мечетей, культовых святилищ, богато украшенных бань и других общественных зданий, некоторые из которых дошли до нашего времени. Среди мемориальных памятников Нахчывана до нашего времени сохранились гробница Имамзаде, гробница Юсифа Кюсейр оглы (1162 г.), бузхана (XIV в.). Несмотря на неоднократные разрушения во время Сефевидско-османских войн, Нахчыван до 18 века был богат ценными архитектурными памятниками. По словам турецкого историка и путешественника Эвлии Челеби, в 17 веке в Нахчыване было 10 200 «больших крытых домов», 40 мечетей, 20 караван-сараев, 7 бань и базаров.

В последние годы некоторые из архитектурных памятников в городе Нахчыван - усыпальница Момина Хатун, усыпальница Имамзаде, мечеть Завия, мечеть Джума, бани Исмаил хана (две бани 18-19 веков), Дворец Нахчыванского хана и десятки исторических зданий были отреставрированы и возвращены в прежний вид. В соответствии с генеральным планом город Нахчыван был расширен, на пустырях построены новые жилые массивы, проведены работы по реконструкции.

Здесь искусство архитектуры достигло высокого уровня, и был создан неповторимый самобытный художественный стиль азербайджанской архитектуры. Позднее этот стиль получил широкое распространение и вошел в историю под названием «Нахчыванская архитектурная школа». Эта школа дала человечеству таких архитекторов и художников, как Аджами Абубакр оглы Нахчивани, Амируддин Масуд Нахчивани, Ахмед ибн Айюб аль-Хафиз Нахчивани. Поскольку науки геометрия и математика были высоко развиты в этот период, архитектура была одной из областей, где применялись эти научные знания и навыки.

 

Музей и галереи

Город Нахчыван является не только политическим центром Нахчыванской Автономной Республики, но и культурным центром. Всего в городе действует 21 музей и учреждение музейного типа, 1 музейный филиал.

Нахчыванский государственный литературный музей имени Джалила Мамедгулузаде, Нахчыванский государственный исторический музей, Нахчыванский государственный музей ковра, дом-музей Гусейна Джавида, дом-музей Джалила Мамедгулузаде, дом-музей Джамшида Нахчыванского, дом-музей Бахруза Кенгерлы, дом-музей Гейдара Алиева, Open Sky, который был создан совсем недавно, расположены в городе, под ним находится музей с его интересными экспонатами.

Три исторических архитектурных памятника, расположенных в городе Нахчыван, также функционируют как музеи. Одна из них – гробница Момина Хатун, построенная Аджами Нахчивани в 12 веке. Гробница была построена по приказу Мухаммада Джахана Пехлеви, правителя Атабекского государства Азербайджана. Другая - гробница Юсифа Кюсейр оглу, которая была завершена в 1162 году тем же архитектором. Третий памятник – могила Гусейна Джавида, возведенная над могилой Гусейна Джавида. В 2016 году в Нахчыване был открыт парк художников имени Бахруза Кенгерлы.

 

Культура расписной посуды

В 1896, 1904 и 1926 годах в районе Нахчывана под названием Гызылвенг (Гызылбурун) при исследовании каменно-коробчатых могильных памятников были обнаружены расписные сосуды, украшенные геометрическими узорами, рисунками людей, животных, птиц, различными пиктографическими символами и выполненные с высокой были обнаружены ремесла. Помимо названия нахчыванской культуры, эту культуру также называли культурой расписной керамики. В то же время эта культура некоторое время была известна только в армянской археологической литературе как культура гызылвенг. Главной причиной этого стало обнаружение первых предметов, принадлежащих к нахчыванской культуре, недалеко от монастыря Гызылвенг. Подобные образцы керамики с позолоченными сосудами были обнаружены в Турции (Богазкёй, Алишархойюк), Южном Азербайджане (Тепе-Сиалк, Гёйтепе, Тепехиссар) и Армении (Тазакенд).

Считается археологической культурой, относящейся к бронзовому и раннему железному векам (2-е тысячелетие до н.э. - начало 1-го тысячелетия до н.э.). Ранняя городская культура (Культапе, Древний Нахчыван, Оглангала, Замок Газанчи, Говургала, Галачик и др.), поселения (Шортапе, Нахаджир, Мейдантапе, Карки, Азнабурт, Вайхыр, Демирчилар и др.), циклопические постройки, укрепления для расписной керамики культура, характерны земляные и каменные ящичные могилы, курганы.

Нахчыванская культура прошла четыре этапа развития. Период создания сосудов относится ко второй фазе этой культуры. Если до н.э. Если для I фазы, охватывающей 20-17 вв. до н.э., характерны сосуды с красным монохромным рисунком (черный цвет). Для II этапа, охватывающего XVII-XV вв., характерны серо-желтые полихромные сосуды, со вкусом украшенные сложными геометрическими мотивами, рисунками человека, животных и птиц (II Культепе, Шахтахты, Гызылвенг). На первом этапе встречаются простые образцы керамики черного и серого цвета, частично полированные, процарапанные, прорисованные, штампованные и выполненные узорами. На этом этапе расписные сосуды украшаются волнистыми, ломаными и прямыми линиями, углами, треугольниками, трапециями, ромбами и кругами. На некоторых сосудах (поселения Нахаджир и Яйчи) изображены люди, козлы, олени и птицы. Поверхность сосудов, отражающая вторую стадию, в основном покрыта светло-розовыми и желтыми цветами и украшена темно-красными, коричневыми, черными и белыми цветами.

 

Кухня

Нахчыванская кухня имеет много уникальных особенностей. В нахчыванской кухне встречаются кусочки бозбаша, фрикадельки, бозбаш, пити, заразтма, хиритма, долма, шашлык, хаш, лапша, умадж и др. широко встречается. Королем блюд здесь считается плов. В Нахчыване есть разные виды хлеба: толстый и тонкий лаваш тандыр, дастана, комбе и др. Мясо плова разнообразно и готовится из баранины, говядины, курицы, печенья (грецких орехов, фундука, каштанов), сухофруктов (абрикосов, слив, вишни и др.), зелени и др. готовится с использованием Нахчыванская кухня также славится своей выпечкой: ариште аши, умадж аши, халвой из пшеничной и рисовой муки, хашилом, гуймаг и др. Молоко и молочные продукты из молока и кисломолочных продуктов, булама, простокваша, простокваша, довга, айранаши, сухой камень и др. Он занимает особое место в нахчыванской кухне. В Нахчыване готовят люля-кебаб, тика-кебаб, бастирма-кебаб, пан-кебаб, саджичи и др. готовятся виды шашлыка. Кебаб обычно готовят из баранины и говядины, а также птицы. В озерах и реках Нахчывана обитают различные виды рыб. В нахчыванской кухне есть рыбные блюда: рыбный шашлык, жареная рыба, рыбное рагу и т.д.

Наряду с едой нахчыванская кухня богата различными щербетами, фруктовыми соками, соленьями и салатами. Уникальными сладостями Нахчывана являются ордубадская пахта и пахлава, шакербура, различные виды тортов, лепешек и др. широко распространен. Экологически чистый воздух Нахчывана, обилие солнечного света и влияние других факторов являются следствием того, что фрукты, овощи и другие продукты в Нахчыване отличаются своим вкусом и качеством. Нахчыванская кухня также богата минеральными водами. В отличие от других регионов, здесь мясо жарят в большом количестве масла и используют в зимний период.

 

Климат

Согласно классификации климатов Кеппе, город Нахчыван имеет континентальный, полупустынный климат. Зима здесь короткая, холодная и снежная, лето продолжительное, сухое и очень жаркое.

 

Исторические кварталы города Нахчыван

Район Агабайлар / Агабайлар является одним из старейших кварталов города Нахчыван. Название связано с семьей Агабейли кенгерлинского происхождения. По некоторым соображениям, микрорайон располагался на участке от пересечения нынешних проспекта Гейдара Алиева и улицы Ататюрка до Большого сада (бывший «Королевский сад»). Происхождение названия района связано с названием племени Агабейли, которое является одной из основных ветвей провинции Кенгерли. Племя Агабейли Кенгерли проживало в городе Нахчыван и окрестных селах. Агабайцы, проживающие в селах Нахчыванского района и Дарелаязского района, занимались скотоводством, земледелием и животноводством. Название этого племени встречается в документах XVI-XVII веков и других источниках. Агабайлы принимали активное участие в общественно-политической жизни Нахчыванского ханства, в период правления Надир-шаха Афшара (1736-1747) они работали на ответственных должностях во дворце, некоторые из них были юристами.Племя агабеков возглавляли юристы и старейшины из своей среды.
Квартал Анбар – в городе Нахчыван, на месте жилого дома, где сейчас находится «Яшил Аптек», приехавшие на древний рынок сельские жители и торговцы из стран Ближнего Востока собирали свой товар для продажи в течение нескольких дней на складах. существовавшего на месте построек напротив нынешнего Дворца культуры. Вот почему окрестности назывались районом Анбар. По соседству были гостиницы, рестораны, чайханы, мечети и т.д. Район имеет несколько сотен лет истории. Его имя встречается в документах XVII века.
Квартал Атабайлар - название квартала связано с именем династии Атабайлар (Элденизлар), сыгравшей важную роль в истории Нахчывана и превратившей его в столицу. Район привлекает внимание своими историческими архитектурными памятниками, находясь в районе города с древней историей. Ценные архитектурные памятники, такие как усыпальница Момина Хатун и Дворец Нахчыванского хана, расположены по соседству с курортом Аджами.
Район Бузхана - Представители старшего поколения подтверждают, что места с ледниками есть в нескольких районах города, но точное расположение микрорайона Бузхана вспомнить не могут. Следует отметить, что хотя самый большой из «ледяных домов» в Азербайджане находится рядом с комплексом гробниц Имамзаде в Нахчыване, район находится не в этом районе. Название района Бузхана использовалось и в произведении великого мыслителя Дж. Мамедгулузаде «Рассказы села Данабаш»: «Худаяр-бек пошел на рынок. рынок, удерживая квартал Бузхана, и пошли пешком». Основываясь на этом мнении автора, мы оцениваем, что район Бузхана начинался с территории у бывшего городского рынка (у Архивной конторы, мечети Завия) и располагался в центральных частях города.
Квартал Джидыллы - Квартал включал районы, где расположен нынешний Нахчыванский государственный драматический театр, который когда-то считался окраиной города, и его окрестности. До 40-х и 50-х годов 20-го века район в народе назывался районом Джидырли, так как на большой территории квартала проводились соревнования по скачкам. В фонетическом произношении (ассимиляции) замена согласной «р» на согласную «л» привела к тому, что название района позже запомнилось как район Джидиллы.
Микрорайон Чигатай является одним из старейших кварталов города Нахчыван. Дата заселения района относится к 13 веку. В этот период монголы вторглись в Азербайджан и к власти в Азербайджане пришла династия Хулакулов монгольского происхождения. Среди монголов, пришедших в Азербайджан, был ряд тюркоязычных племен, в том числе джигатайцы. После ухода монголов из Нахчывана джигатаи, пришедшие в Азербайджан, смешавшись с кангарцами, избрали местом своего жительства определенную часть города и поселились там.
Район Чапарханлы. Считается, что название квартала связано со словом «чапар». В прошлом в этом районе проживало большинство хапаров и посланников, поэтому было высказано предположение, что район назывался именно так, а его первоначальное название было «Чапархана». В более поздний период первое почтовое отделение, созданное в городе Нахчыван, располагалось в квартале Чапарханлы.
Район кожевенного завода – район города Нахчыван, связанный с искусством и профессией. Соседство подтверждает, что нахчыванцы с древних времен занимались дублением кожи. На месте того микрорайона остался родник с таким названием, которого сейчас нет.
Окрестности Дизэ - топоним «Дизе» широко распространен на территории Нахчыванской МР. Такие топонимы носят большинство районов автономной республики. По мнению специалистов, «диза» означает сбор нескольких семей и поселение в небольшом районе или деревне. Микрорайон Диза охватывал территорию города вплоть до нынешних бытового обслуживания, научного центра и автовокзала.
Квартал Алихан - название квартала связано с именем династии Алиханов, одной из знатных династий Азербайджана. Азербайджанский писатель и драматург Гусейн Джавид родился и жил в этом районе. Дом-музей Адиба в Нахчыване в настоящее время находится в этом районе.
Район Арсани – название квартала, существовавшего в городе Нахчыван и название которого стерлось из памяти. Это имя встречается в каббалистических документах XVI-XVIII вв. Из документа видно, что микрорайон располагался у Хайрабадского сада, рядом с микрорайоном Карачуг в городе. Мы предполагаем, что слово Арсани является фонетически измененным вариантом арабского слова Арасат, что означает «площадь, поле», «площадь, где соберутся воскресшие мертвецы».
Хинцовский микрорайон - Хинцовский микрорайон является одним из самых больших микрорайонов города Нахчыван. Район назывался «колхозом Ораг» во времена СССР. Население этого квартала состояло в основном из жителей, которые не могли зарабатывать на жизнь в селах или перебрались в Нахчыван, потому что не хотели жить сельской жизнью. Многие из них переселились из сел Нахчыванского (ныне Бабекского) и Шахбузского районов, особенно в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), и осели здесь. Название квартала Хинцов, вероятно, имеет то же происхождение, что и село Хинкаб, расположенное в Бабекском районе. В Кенгерлинском районе также есть село Хынджаб. Названия обеих деревень произошли от персидских слов «син/син» (серый, облачный, облачный) и «аб» (вода), означающих «мутная вода, мутная река».
Квартал Хойлу (или Хошулу) - построен людьми, переселившимися из города Хой в Южном Азербайджане и поселившимися в торговом районе Аджеми Сейранга в городе Нахчыван в конце 18 века. Начиная с Девичьей весны, нижняя часть Хандики является территорией этого района. В прошлом люди управляли водяными мельницами на реке Базар, сажали и выращивали овощи. Наряду с многолетними тутовыми, абрикосовыми и ореховыми деревьями по соседству выращивают гранат и инжир.
Район Кенгерли является одним из самых важных районов города Нахчыван. Район издавна известен как район, где расположены особняки городской знати, правителей и судей. Название местности связано с именем древнего тюркского племени – кенгарлы, поселившегося в Нахчыване с первых веков нашей эры. Он был построен в самой защищенной части Нахчыванской крепости (замок Езидабад).
Район Комаил / Гомаил - этот район занимает небольшую территорию с левой стороны района Сарванлар. По словам жителей микрорайона, это были наши соотечественники, переселившиеся из Иреванской котловины (Давали-Ючкилса). При переписи 1937 года было установлено, что 70-75 процентов жителей этого микрорайона носили фамилию Исмаилов, что усиливает возможность их принадлежности к одному племени. На правой стороне квартала родник Гызлар, река Базар и обильные родники создали условия для орошения полей. Наряду с многолетними тутовыми деревьями в этом районе высаживают и выращивают гранаты, инжир, крыжовник и другие кустарники.
Гала-квартал — Гала-квартал располагался у могилы Момина-хатун, примыкал к кварталам Хойлу и Атабайлар, и охватывал территорию вокруг летнего театра и Дворца культуры.
Район Караагач - Район включал территорию, на которой находится действующее строительно-монтажное управление, и его окрестности. В 1918 году молодежь этого района собралась и начала формировать местные отряды самообороны против армян, напавших на Нахчыван.
Район Гурдлар является одним из старейших кварталов города Нахчыван. В Бардинском и Агдамском районах, а также вблизи города Марнеули (Сарван) Грузии (окрестности исторического Борчалинского района) есть села Гурдлар.
Район Пиргамыш является одним из древних кварталов города Нахчыван. Здесь находится мечеть Пиргамиш. Вокруг мечети образовались камыши из-за выхода подземных вод. По соседству посажены и культивируются многолетние тутовые, абрикосовые, ореховые, грушевые и другие деревья. Раньше вода из реки Базар поступала в этот район по «Ивовой канаве».
Район Салагхана является одним из районов города Нахчыван, связанных с искусством и профессией. Название района основано на арабских словах «саллак» (мясник) и персидском «хана» (дом). В этом районе жило большинство из тех, кто работал извозчиками, извозчиками и мясниками.
Район Сарванлар является одним из самых важных районов города Нахчыван. Название района связано с именем династии Сарванов, ветви Кенгерли. Исследователь Т. Ахмедов подчеркивает, что слово сарван имеет иранское происхождение и образовано от слов «сар» (верблюд) и «ван/бан» (защитник), означающих «погонщик верблюдов», «хранитель верблюдов». До 40-х и 50-х годов 20 века жители микрорайона в основном занимались разведением верблюдов, вождением экипажей и повозками. Хотя династия Сарванов была разделена на разные племена и жила на отдельных территориях, они сохранили название племени. На территории современной Армении (историческая территория Западного Азербайджана) находилось село Сарванлар, население которого состояло из азербайджанских тюрков.
Район Союдлубилан - одно из древних названий квартала в городе Нахчыван. Название квартала использовалось населением до конца 19 века и постепенно было забыто и запечатлено в памяти. По словам жителей, канал от Базарчая проходит через микрорайон, а вокруг канала высажены ивовые деревья, поэтому он называется «Ивовый канал». Согласно источникам, в 1899 году, по случаю 100-летия со дня рождения великого русского поэта А. С. Пушкина, его именем была названа улица Сёюдлю билан. Улица носила имя А. С. Пушкина до событий 1990 года, затем одна часть улицы носила имя Идриса Мамедова, а другая часть носила имя Мухаммад Амина Расулзаде. В 1993 году часть улицы под названием М. Расулзаде была заменена на название Истикляль. В целом значение топонима связано с обилием ив на улице. По мнению одних исследователей, «билан» часть топонима является искаженной формой русского слова «план», что означает «прямая улица», но другие говорят, что «билан» компонент — это балан, что означает «окрестность», "коридор", "улица" в тюркских языках.//замыкаются словом палан. В городе Баку, при наличии слова «билан», до сих пор используется название микрорайона Заргарпалан. В некоторых диалектах и ​​наречиях турецкого языка слово палан объясняется в смысле соседства. В словаре Шамседдина Самина слово «билан» определяется как «высокое ущелье, дорога, проходящая через невысокий, но ровный гребень Тагского хребта». В произведении Хиндушаха Нахчивани под названием «Ас-сиях аль-аджамия» слово «балан» представлено в значении «коридор». Таким образом, название района, Söyudlü palan, стало Söüdlü bilan на живом языке. Нынешнюю улицу Пушкина в Нахчыване раньше называли «Билан» — например, «Пойдем погуляем к Билану».
Квартал Шахаб - По мнению исследователей, название квартала, вероятно, связано с персидским словом «шахаб», имеющим то же значение, потому что на его территории когда-то была обильная вода, хорошая вода. Согласно другой гипотезе, название квартала Шахаб из четырех основных кварталов города Нахчыван (Сарванлар, Алиханлы, Шахаб, Гюрдлар), кроме квартала Гюрдлар, связано с именами одноименных потомков Племя Кенгерли (Сарванлар, Алиханлылар), а также кварталы Сарванлар и Алиханлылар происходит из ветви Шахбанулар племени. Согласно этому мнению, топоним «Шахаб» является видоизмененной формой этнонима «Шахбанулар» в просторечии.
Район Завийя / Завийя - название района в переводе с арабского означает «угол». В персоязычных источниках это слово употребляется в значении «святое место». В этом же квартале находится мечеть Завия (Завия), являющаяся историческим памятником архитектуры.

Некоторые новые кварталы города Нахчыван
Район Бабек – новый микрорайон в городе Нахчыван. Название района связано с именем национального героя, полководца и общественного деятеля Бабека ал-Хуррами (798-838). Постановлением № 585 от 15 октября 1989 года был образован город Нахчыван, а 3-й микрорайонный поселок города получил название микрорайон Бабек. Район охватывает территорию от пересечения квартала Алинджа (рядом со школой Гейдара Алиева) до пересечения улицы Алигулу Гамкусар (Комплекс каменных изделий).
Район Алинджа – новый район в городе Нахчыван. Название района связано с названием замка Алинка. 15 октября 1989 года решением ХДС города Нахчывана, жилой район 2-го микрорайона в городе - район от пересечения микрорайона Атабейлер (рядом с 9-м этажом) до пересечения улицы Алигулу Гамкусар (железнодорожная вокзал) получил название района Алинка.

 

Транспорт

Международный аэропорт Нахчывана работает в городе с 2004 года. Есть маршруты из аэропорта в Гянджу и Баку в Азербайджане, Стамбул в Турции и наоборот. Также с августа 2012 года осуществляется новый рейс по маршруту Нахчыван-Закатала.

Большое значение в автономной республике имеет железнодорожный транспорт. По территории автономной республики проходит до 190 километров железнодорожной линии Баку-Иреван по реке Араз. От части этой железнодорожной линии, проходящей через Джульфу, остается ответвление в сторону города Тебриз. В настоящее время внутренние пассажирские перевозки осуществляются в направлении Нахчыван-Ордубад и Нахчыван-Шарур. Кроме того, было подписано соглашение с Исламской Республикой Иран о движении пассажирских и грузовых поездов между Нахчываном и Тебризом и в обратном направлении.

 

Наука и образование

В средние века в Нахчыване, а также в важных городах Востока были школы и медресе. В первой половине 19 века, помимо медресе, в Нахчыване были открыты и русские начальные школы. 15 марта 1837 года в Нахчыване начала действовать первая аварийная школа. Здесь преподавали шариат, русский язык, географию, историю, рисование, арифметику и другие предметы. М. Т. Сидги основал в Нахчыване школу «Учение». В школе преподавали ведущие интеллектуалы того времени.

Нахчыван, как столица МР, стал одним из важных центров образования, науки и культуры Азербайджана. Построены и сданы в эксплуатацию общеобразовательные школы, детские сады, внешкольные учебные заведения, музыкальные школы. Всего в Нахчыване 14 постоянно действующих дошкольных учреждений, 15 общеобразовательных школ, 3 высших школы, 4 средних специальных училища, а также филиал Военного лицея имени Дж. Нахчыванского, Художественное училище.

В городе расположены научный центр НАНА, Нахчыванский научно-технический центр Республиканского государственного комитета по науке и технологиям, клубы и библиотеки, 3 театра (Нахчыванский государственный музыкально-драматический театр имени Дж. Мамедгулузаде, Театр кукол и поэзии Г. Джавида). Театр), Филармония действуют в городе.

"Восточные ворота" (с 1921 г.), орган Верховного Собрания Нахчыванской МР и Кабинета Министров, "Нух Юрду" (с 1996 г.), орган Нахчыванской городской исполнительной власти, издает газеты, Нахчыванская городская типография ( с 1997 г. Издательство "Аджами" - Союз полиграфистов). Радиовещание в Нахчыване началось в 1926 году, местное радио - в 1930 году, а телецентр был запущен в 1963 году.

 

Виды спорта

В городе действуют шахматная школа, спорткомплекс и стадион общества «Динамо», олимпийский спорткомплекс. Футбол, мини-футбол, борьба, шахматы – популярные и развитые виды спорта в Нахчыване. Городской футзальный клуб «Араз Нахчыван», являясь одним из сильнейших футзальных клубов Европы, неоднократно успешно боролся за Кубок УЕФА по футзалу. Араз Нахчыван ПФК — азербайджанский футбольный клуб, представляющий город Нахчыван. Азербайджан играет в первом дивизионе чемпионата по футболу. С 2014 года выступает в Высшей лиге Азербайджана. Занял первое место на XV футбольном чемпионате Нахчыванской Автономной Республики, завершившемся в июне 2017 года. В 2014 году город принимал чемпионат мира по тяжелой атлетике.

 

Известные люди
Шамседдин Эльдениз — основатель государства атабеков (эльденизов) Азербайджана;
Мухаммад Джахан Пахлаван — второй правитель Атабайского государства, сын Атабая Шамседдина Эльдениза;
Аджеми Нахчивани - азербайджанский архитектор 13 века;
Хиндушах Нахчивани - азербайджанский историк 13 века, лингвист, философ, писатель, переводчик, поэт, секретарь, государственный деятель;
Мухаммад Нахчивани - азербайджанский историк 13 века, лингвист, философ, писатель, переводчик, поэт, секретарь, государственный деятель;
Наджмеддин Нахчивани - азербайджанский философ 13 века;
Ахмед Нахчивани - средневековый азербайджанский архитектор;
Нематулла Нахчивани - азербайджанский философ 16 века, суфийский ученый;
Калбали-хан Кенгерли — хан Нахчывана;
Эхсан-хан Кенгерли (генерал-майор) — хан Нахчыванский, генерал-майор, сын хана Нахчыванского Калбали-хана Кенгерли, первый носитель фамилии Нахчыванский;
Эхсан Хан Нахчыванский (подполковник) - подполковник, внук Нахчыванского хана Эхсан Хана Кенгерлы/Нахчыванского;
Аббасгулу-хан Кенгерли — хан Нахчывана;
Генчабаим – поэтесса, дочь Эхсан-хана Кенгерлы, последнего хана Нахчыванского ханства;
Гусейн-хан Нахчыванский — русский солдат, генерал от кавалерии, генерал-адъютант;
Джамшид Нахчыванский — известный военный деятель Азербайджана, комбриг. Последний полководец династии Кенгерли;
Бахруз Кенгерли — азербайджанский художник, первый представитель азербайджанского профессионального изобразительного искусства, основоположник реалистической станковой живописи;
Джалил Мамедгулузаде — азербайджанский писатель, драматург, журналист, общественный деятель, основатель литературной школы «Молла Насреддин»;
Назлы Наджафова — основательница первой газовой школы в Нахчыване; Немного. Заслуженный учитель ССР;
Абульфаз Эльчибей — один из лидеров национально-освободительного движения в Азербайджане, второй президент Азербайджана;
Гейдар Алиев — первый заместитель Председателя Совета Министров СССР, государственный деятель Азербайджана, третий Президент Азербайджанской Республики;
Амираслан Алиев — Национальный герой Азербайджана;
Ильхам Алиев - Президент Азербайджанской Республики;
Гасан Алиев — один из первых академиков ЭА Азербайджана, директор Института географии ЭА;
Алигулу Гамкусар — поэт, журналист, публицист;
Гаджи Алиев — трехкратный чемпион мира и Европы по вольной борьбе, победитель II Европейских игр 2019 года, бронзовый призер XXXI Олимпийских игр 2016 года;
Гасан Абдуллаев — выдающийся советский и азербайджанский физик, организатор науки, доктор физико-математических наук, профессор, академик АЭА, президент Азербайджанского ЭА, единственный азербайджанский член-корреспондент ЭА СССР и России, основатель и директор Института физики НАНА (1957-1993 гг.), СССР Основатель школы изучения селена и теллура в России, «отец» азербайджанской физики;
Афияддин Джалилов — политик, государственный деятель, заместитель Председателя Верховного Совета Азербайджанской Республики, советник Президента Азербайджанской Республики.
Зарифа Алиева — ученый-офтальмолог, академик EA Азербайджана.
Юхеннас Сеидов — выдающийся ученый, физик-теоретик, заложивший основы физики твердого тела в Азербайджане, доктор физико-математических наук, член-корреспондент ЭА Азербайджана, лауреат Государственной премии Азербайджана, заведующий лабораторией Азербайджанского института физики ЭА;
Яхья Мамедов – ректор АГУ (ныне БГУ), заслуженный деятель науки, лауреат Государственной премии, член-корреспондент АН Азербайджана (ныне НАНА), доктор физико-математических наук, профессор.
Аббас Заманов — критик, литературовед, переводчик, текстолог, член Союза писателей Азербайджана, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Азербайджана, член-корреспондент АН Азербайджана, член-корреспондент Института турецкого языка (Турция), почетный доктор Сельчукский университет (Турция);
Шамиль Махмудбеков — режиссер, Заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии Азербайджанской ССР;
Рамиз Миришли — композитор; Народный артист Азербайджанской ССР, профессор;
Ибрагим Мамедов - офицер Вооруженных Сил Азербайджана, шехид Первой карабахской войны, Национальный герой Азербайджана;
Али Мамедов - сотрудник полиции, Национальный герой Азербайджана;
Сабир Гаджиев — физик-теоретик, доктор физико-математических наук, член-корреспондент АН Азербайджана, декан физического факультета АГУ (ныне БГУ), заведующий кафедрой «Строение вещества»;
Рубен Орбели — советский археолог, доктор исторических наук, профессор, один из главных подводных археологов СССР;
Гамид Гасымбеков – военный, вице-адмирал;
Шейх Мухаммад Расизаде - священнослужитель, учитель, поэт;
Гусейн Джавид Расизаде — гениальный азербайджанский поэт, писатель и драматург, основоположник романтического реализма в азербайджанской литературе;
Алирза Расизаде — просветитель, писатель-сатирик, революционер-марксист, политический и государственный деятель, комиссар Азревкома, один из основателей Нахчыванской МССР;
Шамиль Расизаде -- государственный деятель, министр сельского хозяйства Азербайджанской ССР (1963-1970) и заместитель Председателя Совета Министров Азербайджанской ССР (1970-1984);
Али Расизаде — советский и американский ученый азербайджанского происхождения, доктор исторических наук, профессор истории и политических наук Колумбийского университета, советолог, автор многочисленных работ по истории ХХ века и типологической модели под названием «алгоритм Расизаде». Известен в США и во всем мире как Алек Расизаде;
Али Бабаев — солдат, партизан, участник итальянского партизанского движения в годы Второй мировой войны;
Николай Золотаревский — инженер-строитель, генерал-полковник. Герой Социалистического Труда;
Галина Быстрова — трехкратная чемпионка Европы по легкой атлетике, Заслуженный мастер спорта;
Гамид Гасымбеков — советский военный офицер, вице-адмирал;
Владимир Макогонов — советский шахматист, гроссмейстер;
Гаджи Гаджиев — ученый-ветеринар, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, член-корреспондент АА Азербайджана, проректор по научной работе Азербайджанского сельскохозяйственного института (ныне Азербайджанский государственный аграрный университет);
Мамед Аскеров — государственный деятель, министр сельского хозяйства Азербайджанской ССР;
Фарамез Магсудов — выдающийся математик, доктор физико-математических наук, академик НАНА, президент МЭА Азербайджана, директор Института математики и механики;
Хамид Арзулу — поэт, драматург, переводчик, доктор филологических наук;
Шахмар Мовсумов — государственный деятель, помощник Президента Азербайджанской Республики;
Эйюб Гулиев — азербайджанский астроном, доктор физико-математических наук, член-корреспондент ЭА Азербайджана, член Международного астрономического союза, бывший директор Шамахинской астрофизической обсерватории имени Н. Туси;
Эльчин Бабаев — ректор Бакинского государственного университета;
Таир Будагов — председатель Государственного комитета по статистике Азербайджанской Республики;
Мехди Багиров — врач-хирург, народный врач СССР, заслуженный врач Азербайджанской ССР;
Али Амиров — инженер-нефтяник, лауреат Государственной премии СССР;
Джамшид Амиров — писатель, основоположник детективного жанра в Азербайджане;
Акиф Аскеров – скульптор, Народный художник Азербайджана, Заслуженный деятель искусств;
Сейфеддин Гурбанов — скульптор, народный художник Украины;
Азер Зейналов — оперный певец, профессор, народный артист Азербайджана и Дагестана;
Буюкага Гаджиев — азербайджанский футболист, футбольный тренер;
Ниджат Мамедов — азербайджанский шахматист, гроссмейстер;
Али Нагиев — начальник органа специальной службы Азербайджана, генерал-полковник, начальник Службы государственной безопасности Азербайджанской Республики;
Али Нагиев — политический и общественный деятель, дипломат, математик, доктор физико-математических наук, бывший заместитель, министр, посол;
Аббас Сеидов;