Дворец Ширванских шахов (Баку), Азербайджан

Дворец Ширванских шахов (Баку)

 

Описание Дворца Ширванских шахов

Дворец Ширванских шахов (Баку)

Малая Крепостная ул., 46/11
Открыто: с 10:00 до 17:00 ежедневно
Входная плата: 2 AZN

Дворец Ширваншахов ( азербайджанский : Şirvanşahlar Sarayı , персидский : کاخ شروان‌شاهان ) - дворец 15 века, построенный Ширваншахами и описанный ЮНЕСКО как «одна из жемчужин архитектуры Азербайджана». Он расположен во внутреннем городе Баку, Азербайджан, и вместе с Девичьей башней образует ансамбль исторических памятников, включенных в Список исторических памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. В комплекс входят главное здание дворца Диванхане, усыпальницы, шахская мечеть с минаретом, мавзолей Сеида Яхья Бакуви (так называемый «мавзолей дервиша»), южная часть дворца, портал в восток, ворота Мурада, водохранилище и остатки бани. Раньше рядом с мавзолеем была старинная мечеть. К западу от гробницы до сих пор сохранились руины бани.

В прошлом дворец был окружен стеной с башнями и, таким образом, служил внутренним оплотом Бакинской крепости. Несмотря на то, что в настоящее время на поверхности не сохранилось следов этой стены, еще в 1920-е годы остатки, по-видимому, фундамента башни и связанной с ней части стены можно было различить на севере- восточная часть дворца.

На самом дворце не сохранилось никаких надписей. Поэтому время его постройки определяется датами в надписях на архитектурных памятниках, которые относятся к дворцовому комплексу. Две такие надписи полностью сохранились только на усыпальнице и минарете шахской мечети. В обеих надписях есть имя правителя, повелевшего возвести эти сооружения – Ширван Халил I (годы правления 1417–1462). Время постройки – 839 г. (1435/36 г.) отмечено на гробнице, 845 г. (1441/42 г.) на минарете шахской мечети.

Усыпальница, дворец и мечеть построены из одного материала, решетки и кладка из камня одинаковые.

Раньше комплекс занимал большую площадь. Имелись помещения для придворных слуг и служб.

Основные здания ансамбля были построены в разное время. Несмотря на это, эти здания связаны единством масштаба, ритмичностью и соразмерностью основных архитектурных форм – кубических объемов зданий, куполов, портретов. Строители ансамбля опирались на традиции ширвано-абшеронской архитектурной школы.

В 1964 году дворцовый комплекс был объявлен музеем-заповедником и взят под охрану государства. В 2000 году этот ансамбль вместе с крепостными стенами исторической части города и Девичьей башней был назван объектом Всемирного наследия.

Дворец изображен на аверсе азербайджанской банкноты в 10 000 манатов 1994–2006 годов и новой банкноты в 10 манатов, выпущенной с 2006 года.

 

История

В 15 веке династия Ширваншахов при Ибрагиме I Ширванском перенесла свою столицу из Шемахи в Баку после разрушительного землетрясения. Он посвятил себя строительству «дворца». Здание считается мемориальным комплексом, построенным вокруг священного места поклонения (пир) и могилы Сейида Яксья Бакуви, который был хелватским суфийским святым. Ширваншахи были покровителями суфийского ордена Хелвати, и Ширваншах Халилулла I был похоронен со своей семьей на территории дворца. Другие историки утверждают, что здание использовалось как дворец правителя. Обе теории страдают отсутствием доказательств. Известно, что колодцы на территории «дворца» до недавнего времени считались целебными, как и холм, на котором был построен дворец.

После завоевания Баку Сефевидами в 1501 году суфийский орден был изгнан. За столетия «дворец» пришел в упадок и был известен в Баку как дворец бакинских ханов; этот топоним перешел в русскую историографию, впервые процитированный Бартольдом.

До 1501 года о строительстве дворца не было найдено никаких сведений. Согласно одной из персидских хроник, в 1501 году войска ширваншаха Фаррух-йессара, сына Халил-уллы I, были разбиты в Шемахе войсками шаха Исмаила I из династии Сефевидов. Фаррух-йесар погиб в битве при Ширваншахе; войска Исмаила I, разгромив под Шемахой, двинулись к Баку, осадили его и после нескольких штурмов взяли город. Затем по приказу шаха Исмаила I было разрушено высокое здание Ширваншахов. Через некоторое время город Баку и весь его район, а также Ширван стали управляться наместниками, поставленными Сефевидами. Нет подробных сведений о людях, которые жили во дворце и в каком состоянии он находился в первой половине XVI века.

Во второй половине 16 века шла война между Сефевидами и Османской империей. В 1578 году турки завоевали Баку. Со времен правления Османской империи на дворцовой территории сохранились ворота в дворцовой стене, окружающей дворец с востока. Из надписи, размещенной на портале этих ворот, следует, что они были построены в период правления турецкого султана Мурада III (1574–1595 годы правления).

Благодаря литературным произведениям в то время во дворце жили турецкие паши. Восточные ворота тому свидетель.

С XVII века дворец пустовал, и в нем не было ни одного государственного чиновника. Настоятель монастыря и представитель Исфаханской миссии Капуцин Патер Рафаэль дю Ман в своем сочинении 1660 года описал Дворец Ширваншахов в Бакинской крепости и сообщил о его запустении и разрушении. В 1723 году Баку был осажден войсками Петра I, город подвергался бомбардировкам. В связи с этим сильно пострадали юго-восточные фасады дворца. Дворец был передан русскому военному ведомству в середине 19 века.

Русское военное ведомство произвело частичный ремонт дворца. В это же время была проведена значительная перестройка, приспособившая дворцовые помещения под склады военной техники. Ремонт, проведенный военным ведомством, наряду с восстановлением разрушенных частей, привел к разрушению ряда частей, необходимых для восстановления дворца. Приспособив здание дворца под склад, военное ведомство снесло ряд стен, разделяющих помещения второго и первого этажей, а вместо них на втором этаже поставили полукруглые арки, поддерживающие крышу.

Во всех помещениях второго этажа разрушены остатки купольных, стрельчатых и крестовых плит; их заменили плоскими балками. А оконные проемы (стеклопакеты) второго этажа были выложены так, что остались только маленькие окошки. Пробиты новые широкие дверные проемы.

В этот период Восточная православная церковь в Баку добивалась сноса дворца, чтобы построить на его месте Бакинский собор. Однако это прошение было отклонено царскими властями только потому, что помещения дворца использовались под большие склады.

Был сделан вход на второй этаж северного фасада дворца и пробит огромный проем в стене. Это было сделано для того, чтобы телега, запряженная лошадьми с улицы, могла въехать на второй этаж дворца. Совершив упомянутую выше перестройку, военное ведомство пристроило к восточному фасаду дворца лестницу, а весь южный (или нижний) двор окружил каменной стеной с бойницами. Эта стена возведена на фундаменте, оставшемся от старых стен, окружающих дворец. Дворцовый ансамбль сейчас защищен крепостными стенами, возведенными в первой половине 19 века.

 

В период существования Азербайджанской Демократической Республики (1918–1920 гг.) был проведен ряд мероприятий по изучению и фиксации архитектурных памятников. Так, в конце 1918 года габаритные чертежи Дворца Ширваншахов были выполнены инженером-архитектором Измаил беком Наби оглы. В начале 1920 года несколько циклов лекций о судьбе дворца были прочитаны в «Обществе изучения мусульманского Востока» Исмаил беком Наби оглы. В периодической печати указывалось, что отчет иллюстрирован различными фотографиями и рисунками дворца. После докладов и прений был избран президиум общества, в который вошли председатель профессор Зимин, товарищ председатель И Беляев, секретарь-преподаватель Сеидов и Казиони Субханвердиханов. Совещание поручило президиуму организовать в ближайшее время экскурсию во дворец.

В 1920 году правительство Азербайджанской ССР начало принимать меры по охране памятника. С 1920 года началась очистка дворца от вековых наслоений мусора и частичный ремонт, сопровождаемый археологической разведкой.

В 1924 году работы были продолжены. После масштабных ремонтно-реставрационных работ 1932–1934 годов, проведенных АзКУОП совместно с Московскими государственными реставрационными мастерскими по проекту архитектора Бориса Засыпкина, здание бывшего дворца Ширваншахов было передано Музею истории Азербайджана АзФАН. Поскольку глиняные полы были непрочными, а здание дворца предназначалось для организации в нем музея, при проведении ремонтно-реставрационных работ полы были покрыты паркетом. Также в ходе работ из оконных проемов были выложены камни, заложенные в 19 веке, и им был возвращен первозданный вид. Первоначальная планировка второго этажа не была восстановлена, в связи с тем, что помещение должно было стать музеем: там, где всего две комнаты, изначально было восемь комнат. Полностью восстановлен план первого этажа.

В 1937-1938 годах под руководством археолога В.Н. Левиатова, во дворце были проведены археологические раскопки и найдено большое количество артефактов, датируемых XII–XV веками. А археологические раскопки, проведенные Левиатовым в 1945 году на территории дворцового ансамбля, глубоко под фундаментами уцелевших зданий, выявили остатки некогда густонаселенного жилого квартала. Многочисленные фрагменты керамических изделий и монет датируют его VIII–IX вв.

Некоторое время в здании дворца размещались Азербайджанский народный музей и Музей истории религии. В 1960 году дворец был превращен в архитектурный заповедник, который в 1964 году был преобразован в Государственный историко-архитектурный музей-заповедник «Комплекс дворца Ширваншахов».

В 1992 году начались новые реставрационные работы. Автором проекта реставрации дворцового комплекса был Ниязи Рзаев. Реставрация началась с тронного зала. В 2000 году на 24-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО историческая часть города Баку Ичери Шехер вместе с дворцом была объявлена ​​объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО от Азербайджана. Это были первые объекты, включенные в список ЮНЕСКО, расположенные на территории Азербайджана. В 2006 году была завершена очередная реставрация дворца.

В 2017 году Девичья башня и Дворец Ширваншахов были награждены Сертификатом качества.

 

Архитектура
План дворца
Дворец
Диван-хана
Мавзолей Сейидов Яхья Бакуви
Место разрушенной мечети Кей-Кубад
Восточный портал
Дворцовая мечеть
Святыня
Место купания
Овдан.

Главное здание (Дворец)
Строительство дворца возникло не сразу. Строительство комплекса было начато в 1411 году ширваншахом шейхом Ибрагимом I. Двухэтажное здание дворца насчитывает около 50 размеров и очертаний построек, соединенных тремя узкими винтовыми лестницами. Большой стрельчатый портал ведет прямо со двора на второй этаж, в высокое восьмигранное помещение, перекрытое куполом. Небольшой восьмиугольный вестибюль за ним соединяет его с остальными помещениями дворца.

Самая ранняя постройка (примерно конец четырнадцатого века) - центральная часть (восьмиугольный зал второго этажа). Чуть позже была пристроена часть, примыкающая к западному фасаду. Западный, северный и небольшая часть восточных фасадов образуют неполный прямоугольник. Остальную часть восточного фасада и весь южный фасад образуют два треугольных фонаря и ломаная линия между ними, замыкающая четыре прямых угла.

Первоначально в здании дворца было 52 комнаты, соединенных тремя узкими винтовыми лестницами: 27 на первом и 25 на втором этаже (в настоящее время 16 комнат на втором этаже), причем планировка второго этажа в основном воспроизводила план первого. пол. Центральная часть дворца (восьмиугольный зал второго этажа, вход в который украшен порталом) имеет более толстые стены. Устроенный на западном фасаде парадный вход во дворец украшен высоким порталом. Лестница портала ведет в высокий восьмиугольный парадный зал, перекрытый куполом. Предполагается, что это помещение служило для приемов.

Небольшой восьмиугольный вестибюль за ним соединял холл с остальными помещениями. Щелевидные отверстия в гранях служили голосовой связью с нижним этажом, где располагались служебные помещения. Помещения и помещения второго этажа более парадны. Среди них южный и восточный фасады с эркерами, из которых открывается вид на залив. На втором этаже также есть комнаты для шаха и его семьи.

Гладкую поверхность больших каменных плоскостей дворца оттеняют чередующиеся ряды кладки, отличающиеся по цвету, ширине и фактуре, а также аура «шебеке» – каменные решетки в небольших световых проемах.

В ходе археологических раскопок как на территории дворцового комплекса, так и на территории исторический центр Ичери-Шехер и Ширвана. Были также женские костюмы и вышивки 19 века, шемахинские ковры 19 века и ковер, сотканный в 17 веке в Баку. В центре зала – макет исторической части города.

Диван-хана
Небольшой проем, расположенный с северной стороны дворцового сада, ведет в закрытый двор Диван-хана, обрамленный с трех сторон стрельчатой ​​аркадой. В композиционном центре Диван-ханы находится восьмиугольная ротонда-павильон. Зал этой ротонды окружен открытой аркадой того же ордера. Эллиптическая крышка со слегка заостренным верхом защищена снаружи граненым каменным куполом. Западный фасад ротонды украшен арабесками, стилизованными под портал, желобчатый полукупол стрельчатой ​​раковины поддерживается системой тонколепных сталактитов (мукарназов). Накладные плоскости покрыты орнаментом. Портал ведет к навесу, соединяющему зал с расположенными друг над другом служебными помещениями.

Существует несколько версий назначения Диван-хана. Предполагалось, что оно будет служить зданием для судебных разбирательств, приемов или государственного совета, а может быть, это был мавзолей. Наиболее распространенная гипотеза основывается на общем названии памятника, по которому предполагалось, что это двор, или приемная дворца, или здание «ордена». Особенности стиля и незавершенность части отделки позволяют датировать Диван-хану концом XV века, временем взятия Баку сефевидскими войсками. Особенности плана, подземелья-склепа и содержание лапидарной надписи над входом в зал (Коран, сура 10, аяты 26 и 27) указывают на его поминальное назначение.

 

Происхождение оригинального архитектурного сооружения также связано с доисламской погребальной традицией. Историк Сара Ашурбейли считает, что еще в доисламские времена оккупированная Диван-ханом территория была священным местом (предполагается, что чашеобразные желобки служили для сбора жертвенной крови животных),

Мечеть Кейгубад
В старину к мавзолею Сейида Яхья Бакуви была пристроена мечеть, которую называли «старой» мечетью. Она известна как «Мечеть Кей-Кубад». Эта мечеть была построена в конце четырнадцатого и начале пятнадцатого века после разрушения более старого здания, на котором она была построена. Мечеть была покрыта куполом, который поддерживался четырьмя каменными колоннами, стоявшими внутри мечети. Кладки мечети были завязаны с кладкой мавзолея. В 1918 году «старая» мечеть сгорела во время пожара. Изображение этой мечети и ее краткое описание дано в статье Андрея Павлинова, посетившего Баку и видевшего мечеть в 1888 г., опубликованной в третьем номере журнала "Материалы по археологии Кавказа" (Москва, 1893 г.) Историк Аббасгулу Бакиханов писал, что Бакуви учил и молился в мечети: «Келья, где он молился, школа, где он работал, и его могила находятся там, в мечети». Кейгубад Ширваншах правил с 1317 по 1343 год и был дедом шейха Ибрагима.

В 1920-е годы при обследовании Е. А. Пахомовым мавзолея и развалин старой мечети было обнаружено, что постамент, на котором стояло основание одной из колонн мечети, прикрывает узкую траншею, вырытую в земле и заштукатуренную в склеп. мавзолея. В этой траншее было несколько каменных надгробий. При осмотре склепа было обнаружено, что в нем были разбросаны кости до двадцати человеческих скелетов. Кости складывали без соблюдения каких-либо правил. Это связано с тем, что на месте, где стоял мавзолей и вокруг него, когда-то было кладбище. А при строительстве мечети и рытье котлованов под фундаменты ряд захоронений был нарушен. Кости из разбитых могил собирали и складывали в мавзолей, а надгробия – в ров. Эти надгробия не сохранились. В настоящее время на месте, где когда-то стояла мечеть, находятся две колонны, когда-то стоявшие внутри мечети, а также часть стены с крышей.

Мавзолей Сейида Яхья Бакуви
В южном дворе, рядом с дворцом, стоит построенный во второй половине XV века мавзолей, именуемый мавзолеем «дервиша» и известный как захоронение придворного ученого Халила Или Сеида Яхьи Бакуви, занимавшегося в медицине, математике и астрологии. Мавзолей имеет восьмигранный корпус, который завершает пирамидальный шатер. Интерьер мавзолея состоит из подземного склепа, где находится надгробие Бакуви, и камеры над ним. Небольшой восьмигранный объем мавзолея переходит в барабан, перекрытый куполом. По бокам мавзолея есть три небольших окна, вырубленных в цельных плитах известняка, и, как и в старину, они представляют собой сквозные каменные решетки, состоящие из многолучевых звезд. Арка в северной части соединяет мавзолей с более старой мечетью. По словам Аббаскули ага Бакиханова, «келья, где он молился [Бакуви], школа и могила, которые находятся под мечетью его имени, существуют и сегодня».

Дворцовая мечеть
Перед нижним двором находится здание мечети с минаретом. В плане мечеть прямоугольная, имеет большой зал, небольшую женскую часовню и служебные помещения. Северный портал обращен к усыпальнице Ширваншахов. Этот портал более торжественный, чем восточный, который предназначался для обитателей дворца, спускавшихся полуподземным ходом. Двухсветный зал перекрыт куполом на сферических парусах.

Мечеть Михраб расположена в южной части зала. Над одноместной женской часовней находится также купольная комната. По размерам он уступает куполу зала и повторяет его очертания. На фоне призматического объема, завершенного двумя куполами со слегка заостренными тоннелями, четко прорисован глубоко затененный проем портала мечети.

Над северо-восточным углом мечети возвышается минарет, оканчивающийся сталактитовым карнизом, поддерживающим балкон, ранее имевший каменную преграду. Надпись окружает минарет под сталактитовым карнизом. Он выполнен шрифтом «наш» и содержит надпись. Надпись рассказывает о строительстве минарета, а не мечети, построенной в более раннее время. Это подтверждается отсутствием богато украшенного портала и художественных надписей на нем.

Восточные ворота

На территории южного двора комплекса находился так называемый Восточный портал, также известный как «Ворота Мурада». Строительство этого портала завершило формирование ансамбля. Судя по надписи на нише портала, портал был построен в годы оккупации Баку османскими войсками по велению знатного Бакрада Раджаб Бабы в 994 г.х. (1585/86) архитектором Амир-шахом из Вайланкуха (пригород Тебриз). По сравнению с порталами Диван-ханы и усыпальницей Ширваншахов структура и формы портала несколько упрощены. Он имеет менее богатый и элегантный декор. Верхняя часть портала украшена строительной надписью на арабском языке.

Надпись имеет гнезда с растительным орнаментом с обеих сторон. В нижней части портала глубокая ниша, образованная сталактитовым полумахровым. В отличие от других порталов дворца, Восточный портал имеет широкий стрельчатый входной проем, похожий на ворота. Сара Ашурбейли предполагает, что это сооружение было входом в здание, которое не уцелело или не было возведено.

Храм
Рядом с шахской мечетью в нижнем дворе, в стене, отделяющей нижнюю площадку от верхней, расположено здание усыпальницы Ширваншахов, так называемое «Турбе». Это здание расположено прямо напротив входа, перекрыто стрельчатым сводом. Гладкая стена фасада облицована бакинским известняком с тщательной подгонкой швов. Над зданием находится богато украшенный портал в гробницу. Этот портал повторяет композиционный прием портала Диван-хана, но по сравнению с последним несколько легче в интерпретации (сталактитовый свод состоит всего из четырех рядов сталактитов, боковые стены плавно решены, ниши отсутствуют, а только тимпан арок, ряд надписей шрифтом «наш» – коранический (сура XII, аят 92-й) и хадисы.

Справа и слева от стрельчатого отверстия портала в двух луковичных медальонах надписи с именем строителя-архитектора гробницы. В каждом медальоне одна и та же надпись повторяется дважды (в прямом и зеркальном отражении) и содержит следующие слова: Аллах Мухаммед Али (архитектор). Судя по фамилии, архитектор был шиитом. Над орнаментом тимпана сталактитового свода расположена полоса с надписью религиозного характера. В тимпанах по бокам также расположены медальоны, тоже с надписью. Надпись над входом в портал датирует строительство усыпальницы 839 г. (1435/36 г.) и сообщает, что гробница была построена ширваншахом Халилуллой для его матери и сына.

Портал ведет к сени, с правой и левой стороны которой расположены связанные с проемом небольшие помещения, вероятно, предназначенные для служителей культа. Навесы ведут в крестообразный в плане главный зал, центральная часть которого перекрыта куполом, опирающимся на своды ветвей креста и каменные стены через систему сферических парусов. Интересно, что снаружи каменный купол был когда-то покрыт бирюзовой глазурью.

В ходе археологических раскопок в гробнице были обнаружены фрагменты архитектурных деталей надгробий в зале, а также ряд захоронений членов семьи Халилуллы. Так, археологическими работами в 1946 г. под деревянным полом гробницы был обнаружен склеп с пятью погребениями, перекрытыми каменными плитами (в одном из них находились останки ребенка 6–7 лет, по-видимому, сына Халилуллы, другая – пожилые женщины, вероятно, мать Халилуллы, скелет мужчины 18–19 лет). В продолжение работ в усыпальнице обнаружен ряд нетронутых гробниц, общее число которых достигло 14. Имена членов рода Халилуллаха можно найти на основании од, элегий и хронограмм с дивана Бадра. Ширвани: мать Халилуллы Бике ханума (умер в 839 г.х./1435/6), его сыновей Фаррух Ямин (род. 839 г.х./1435/6, ​​умер в 846 г.х./1442/3 в возрасте семи лет), шейх Салех (род. в 847 г.х./1443 г., умер в 849 г.х./1445/6 в возрасте 2 лет), Мир Бахрам (убит (Шахид) в Кайтагской степи в молодом возрасте 20 мухаррамов в 850 г.х./17 апреля 1446 г.), принц Мухаммад Ибрагим (родился 20 мухаррама 836 г. / 16 сентября 1432 г.), Фаррух Ясар (родился 12 мухаррама 845 г. хиджры / 2 июня 1441 г.).

Бани

В нижнем дворе комплекса расположена баня, расположение которой не позволяет очертить территорию, принадлежавшую дворцу. Предполагается, однако, что баня, построенная в 15 веке, действительно была дворцом. Баня была расчищена от засоров, а внутренняя планировка бани восстановлена ​​благодаря консервации нижних рядов стеновой кладки.

Дворцовая баня, как и подавляющее большинство бань Востока, была зарыта в землю, но снаружи были видны лишь входной портал и купола больших залов, венцы которых заканчивались перфорированными фонарями, служившими вентиляцией. Такая сильная глубина бани была характерна для бань всего Апшеронского полуострова.

Посетитель бани из тамбура-предбанника попадал в мыльню, где находился бассейн для общего омовения. К мылу примыкают большие и малые помещения, предназначенные для всех процедур, требующих разной температуры. Необходимая температура различных помещений в зависимости от их назначения старалась сохранить внутреннюю планировку бани. В одной из последних камер бани стоял бак с горячей водой. Под ней располагалась топка, которая служила для обогрева всех помещений бани. Подполье, конюшни и стены бань обогревались разветвленной системой теплопроводящих каналов.

Овдан
Недалеко от бани находится овдан – водохранилище, которое было одним из крупнейших в крепости овданов. Этот овдан снабжал питьевой водой не только дворец, но и всю округу. Это предположение подтверждается близлежащей небольшой, построенной в 14 веке мечетью Чин, которая, как считается, служила жителям близлежащей местности. Овдан снабжал водой дворцовую баню.

Овдан представляет собой вместительный резервуар, расположенный глубоко под землей, который вентилировался при помощи специальной вертикальной шахты. Такая структура характерна для большинства сохранившихся до наших дней овданов. Спуститься в водохранилище можно было по пологой лестнице, которую перегораживала стрельчатая арка.

Вода поступала в овдан из ухоженного подземного водопровода или кыгрыза. Водозаборные сооружения этого водопровода находились довольно далеко от города.

В культуре
Изображения дворца Ширваншахов можно найти на работах таких художников, как Григорий Гагарин, Георгий Гогенфельден, на фотографиях Рихарда Тиле. В 1990 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная дворцу. Позже изображение дворца появилось на почтовых марках Азербайджанской Республики. Также дворец Ширваншахов был изображен на азербайджанской банкноте номиналом в 10 тысяч манатов. В июне 2022 года Центральный банк Азербайджана выпустил новую банкноту, на фоне которой также изображен Дворец Ширваншахов. Описание дворца встречается в романе Курбана Саида «Али и Нино».

Дворцовый комплекс в кинематографе
Архитектура дворца несколько раз попадала в кадры фильма Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» (1969), который также снимался в «старом городе» Баку.